Ваз 2102 как называют в народе
Перейти к содержимому

Ваз 2102 как называют в народе

  • автор:

«Чемодан», «Шаланда», «Луноход». Все прозвища советских автомобилей

Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, «Тазами» (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), «Числительными», «Ведроверами», «Жигами» и «Кирпичами». Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) — это, как известно, — «Классика».

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали «Копейкой» и «Единичкой». Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга — «Однерка», «Копье».

ВАЗ-2102 именовали «Двушкой», «Двойкой» и «Сараем». ВАЗ-2103 — «Тройкой», Трешкой» и «Трояном». ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — это, соответственно, «Четверка», «Пятерка» и «Семерка». Впрочем, «Пятерку» называли также «Пятачок» и «Петрик». «Семерку» — «Семеном», «Семафором» и «ХБМ» («Хочу быть «Мерседесом» — из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища «Шестерка», «Шаха», «Шахтер», «Шакал», «Шамок» и «Шайтан». ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали «Зубилом», «Зубилой» и «Погремушкой».

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками — «Чемодан» и «Дуплет». ВАЗ-2110 в народе окрестили «Mатрешкой», «Беременной Антилопой», «Чемоданом», «Чириком», «Мыльницей» и «Обмылком». Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали «Огурцом», ВАЗ 2114 — «Четыркой», ВАЗ-2115 — «Пятнашкой» и «Полторашкой», а минивэн ВАЗ-2120 «Надежда» — не только по созвучию — «Безнадегой», «Одеждой» и «Константиновной» (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 «Нива» — отметилась кличкой «Ботинок». А пятидверная «Нива» ВАЗ-2131 — это уже «Крокодил» или «Урал». ВАЗ-1111 «Ока» удостоился «титулов» «Окунь», «Табуретка», «Бешенная Табуретка», «Креветка», «Окурок», «Скворечник», «Коробочка».

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva — это «Шнива». Lada Granta, случается, кличут «Гранатой», ВАЗ-1118 «Калина» — «Горбатой мышью», «Крыжовником», «Кониной» и «Хомяком», Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать «Невестой», а к Xray прилепилось хулиганское «Хрей».

Автомобили семейства «Волга» вне зависимости от поколений в народе называли «Баржами» из-за солидных размеров.

Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую «Волгу», ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу — «Танк во фраке». ГАЗ-24, легендарная вторая «Волга», именовалась в народе не только как «Баржа», но и как «Шаланда».

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили «Тяни-Толкаем». Впрочем, случалось, что «Волги», равно как и «ГАЗели», называли «Оленями» — из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем «Шишига», а за среднетоннажными грузовиками «ГАЗ» закрепилось имя «Газон».

Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода — ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище «Запор», что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как «Горбатый Запорожец», или просто «Горбатый» из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия — «Зюзик», «Жужик», «Пузырик», «Жужелица».

В 1966 году на конвейер стал новый «Запорожец» — ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище «Ушастый» из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка — «Чебурашка». Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги «Крокодил Гена и его друзья») тоже в 1966 году.

«Запорожец» ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялась и кличка — на «Мыльница». Этот же седан именовали «Тридцаткой» или «Сороковкой» в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище «Ставрида». Реже Таврию именовали «Тавриусом» (отсылка к Ford Taurus), «Тварией» и «Недовосьмеркой» (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский «джип» ГАЗ-69, — «Козел» или «Козлик» из-за особенностей езды по пересеченной местности — пресловутому «козлению». Другие нередко использующиеся «метафоры» — «Бобик», «Бомбик», «Бабон».

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили «Коробком» и «ЦеМентовозом» (на украинский манер) и даже «Воронком», а военные версии именовали «Крокодилом», разумеется, за защитный зеленый цвет.

Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, — «Буханка» — считай, второе имя. Другие варианты — «Батон», «Булочница», «Горбушка».

Бортовая модификация машины получила свое прозвище — «Головастик». Версии для муниципальных служб чаще называли «Санитаркой» и «Таблеткой».

Современный же УАЗ «Патриот» нередко именуют «Патриком», «Патрикеем», «Бегемотом» и «Патром», ну а УАЗ «Хантер» — есть Hunter (англ) — иногда, шутя, называют, «Охотником».

ЛуАЗ-969 «Волынь» — компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили «Луноходом» (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также «Луизой» (производное от ЛуАЗ), «Тушканчиком» (за прыгучесть), «Утюгом» (за форму кузова) и «Фантомасом» (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища «Лягушонок» и «Цыпленок».

Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, «Каблук», «Москвич», «Пирожок», «Шиньон», «Сапог», а также «Маргарин» и «Маскарад». Хэтчбек Иж-2126 «Ода», вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли «Орбитой» и «Орбитом».

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака «Orbit», который уже был зарегистрирован за рубежом — так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

Самые первые Москвичи, — 400 и 401-й — носили народное имя «Хоттабыч». «Москвич-402» (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли «Стилягами». Седан Москвич-412, случалось, именовался «Барсиком». Москвич — 21406 — «Колхозником». Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

К примеру, АЗЛК 2141 «Святогор» удостоился титулов «Космич» (по созвучию с «москвич») и шутливого звукоподражательного наименования «Азылк».

Экспортный вариант с официальным названием «Алеко», разумеется, переиначили в «Калеку» и «Бандерлога». А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на «Святогор» начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название — «Реногор». Удлиненную версию АЗЛК 2141 «Князь Владимир» звали «Длинный» и «Вовка-морковка».

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 — это, конечно же, «Рафик», «ГАЗель», «Кибитка». «КамАЗы» известны под прозвищами «Татарин» (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и «Пьяная лошадь».

ЗИЛ-133 именовали «Щукой», ЗИЛ-157 сравнивали с «Топором» и «Колуном» и за характерный цвет — с «Крокодилом». ЗИС-151 прозвали «Утюгом» за то, что он часто застревал.

«КРАЗы» звали «Лаптями», автобус ПАЗ-3201 — «Пазиком», автобус ЛИАЗ-677 — «Сараем» и «Скотовозом», импортный, но как бы до боли наш «Икарус-280» — «Гармошкой» и «Колбасой», народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ «Кабан», Бычок».

Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его мотивов. Погнали, ведроверы!

Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. » Александр Пушкин

Д ля начала мы рассмотрим несколько отечественных марок – АЗЛК, ГАЗ и ВАЗ. По каждому автомобилю мы будем перечислять все известные нам прозвища и комментировать забавные или загадочные – хотя и предупреждаем сразу: какое-либо объяснение находится далеко не всегда. Кроме того, хоть мы и постараемся собрать максимально полную коллекцию прозвищ, но почти наверняка что-нибудь упустим, ведь знать все прозвища практически невозможно, равно как можно и не знать чего-то, что появилось совсем недавно. Поэтому если вам есть, чем дополнить коллекцию – пишите в комментариях.

Потому что прикольно

Заблуждением было бы считать, что прозвища автомобилям давали только в СССР – хотя у нас действительно всегда существовал дефицит с официальными названиями моделей, прозвища машинам придумывали и за рубежом. Например, среди самых маленьких автомобилей мира есть BMW Isetta, которую немцы в своё время как только не «обласкали» – как вам «гроб-мобиль», например?

На фото: BMW Isetta 250 Bubble Window

На фото: BMW Isetta 250 Bubble Window ‘1955–1957

Её советскую родственницу, мотоколяску СМЗ С3А после выхода фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» именовали «моргуновка», а её последовательницу СМЗ С3Д – «инвалидка». Как правило, прозвища получают какие-то особенно забавные, характерные автомобили. И судя по тому, сколь велик получившийся у нас список, в СССР таких машин было предостаточно.

Автомобили марки «Москвич» выпускались на двух заводах – АЗЛК (ранее – МЗМА) и ИЖМАШ. Множество прозвищ даётся автомобилям по созвучию с названием марки или модели, и «Москвич» — яркий тому пример: так называемые «пазние» (т.е. «поздние», последних годов выпуска) «Москвичи» называли «маскарад», «мэкан» и даже «мустанг» — хотя тут надо оговориться, что сам современный термин «пазний» больше употребим применительно к «Ижам».

Прежние, самые первые Москвичи, -400 и -401, носили народное имя «Хоттабыч», а запущенный много лет спустя седан Москвич-412 иногда звался «Барсик». Но особо фантазия автомобилистов разыгралась как раз на излёте эпохи «Москвичей» — хэтчбек АЗЛК-2141 и его всевозможные ипостаси были просто кладезем для самодеятельного нейминга.

Базовая модель, собственно АЗЛК 2141 Святогор, удостоилась титулов «Космич» (по созвучию с «москвич») и «Азылк». Экспортный вариант с официальным названием Алеко — «Калека» и «Бандерлог». Кроме двигателя ВАЗ-2106 на Святогор ставили 2-литровый мотор Renault, и такая модификации именовалась «Реногор». А удлинённую версию АЗЛК 2141 Князь Владимир звали «Длинный» и «Вовка-морковка». Вот поди ж ты, вроде и официальное имя у модели есть, а всё равно прилипают к ней прозвища… Всё потому, что они куда точнее.

На фото: Москвич-2141

На фото: Москвич-2141 ‘1986–1998

Ижевская история «Москвича» немного проще, но тоже заслуживает внимания. В Ижевске собирали коммерческие версии 408-х и 412-х, и именно здесь сформировался «пул» народных имён данного направления: ИЖ–2715 – звали общеупотребительными ныне прозвищами «Каблук» и «Пирожок», но также и менее распространёнными «Чебурашка», «Маргарин» и, опять-таки, «Маскарад», а также совсем уж загадочным – «Коробочка на пятёрке». Самостоятельная, не опирающаяся на продукцию АЗЛК модель ИЖ Орбита, выпущенная в 1990 году, была прозвана в народе на новый лад — «Орбит». Кстати, имя Орбита не прижилось потому, что официальное название Orbit зарегистрировала на себя итальянская ItalDesign, и хэтбчек из Удмуртии в конце концов стал Одой.

Иногда можно слышать, что Волги и Газели часто называют просто «Оленями» — ввиду того, что это животное украшает эмблему ГАЗа – но прозвища у газовских машин стали появляться задолго до появления этого самого оленя. Первое и самое известное прозвище – у грузовика ГАЗ-АА, «Полуторка», потому что грузоподъёмность его составляла полторы тонны. Потом, гораздо позже были джип ГАЗ-69, который из-за армейской экстремально жёсткой подвески стал «Козликом», и грузовик-вездеход ГАЗ-66, прозванный «Шишигой», что по сути означает то же, что и «кикимора», однако в данном случае имело место простое созвучие с «шестьдесят шесть».

История легковых автомобилей ГАЗа также изобиловала прозвищами. Так, вроде бы крайне уместное официальное название ГАЗ-20 Победа со временем дополнило народное «Черепашка». Первую Волгу, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу – «Танк во фраке».

ГАЗ-24, легендарная вторая Волга, вошла в историю как «Баржа» и «Шаланда», потому что на ходу была мягкой, как бы плыла по трассе, но кренилась в поворотах. Ну а более поздняя её инкарнация, ВАЗ-3110 получила ещё менее лестное прозвище «Тяни-толкай».

Продукции Волжского автомобильного завода от народных криэйторов досталось, пожалуй, больше всех – тут, конечно, и ТАЗ (Тольяттинский автомобильный), и «Ведроид» с «Ведровером», и «Кирпич», и даже «Жуть» в отношении Жигулей. Это всё более-менее общие названия для «вазов», а вот если разбираться детально… Началось всё с ВАЗ-2101, которую в Москве сразу же прозвали «Консервная банка» — за более тонкий по сравнению с Москвичами и Волгами металл кузова. На родине же, в Тольятти, где ВАЗ-2101 производилась и модернизировалась, её звали «Единичка» или «Однёрка».

На фото: ВАЗ-2101 Жигули

На фото: ВАЗ-2101 Жигули ‘1970–82

А вот известное ныне прозвище «Копейка» появилось только в самом конце XX века, как и её производные: «Копьё» и «Копендос». Известно также, что дальнобойщики зовут эту машину «Капеллан» — тут тоже угадывается созвучие с «Копейкой», но вообще-то это… священник в армии.

Понятно, что для вазовских машин характерны прозвища, образованные от числительных (по порядковому номеру модели), но помимо простых «двойка», «трёшка» («тройка») и прочих, есть и более занятные вариации по той же «числительной» теме. ВАЗ-2106, например, кроме «Шестёрки» имеет прозвища «Шаха», «Шахтёр», «Шакал», «Шамок» и «Шайтан». ВАЗ-2105 – «Пятачок» и «Петрик». А ВАЗ-2107 – «Семён» и «Семафор».

«Копейка», «Шаха», «Бобик»: самые популярные прозвища автомобилей в СССР

Несмотря на всем известную советскую пословицу, гласившую, что автомобиль не роскошь, по количеству этих самых автомобилей на душу населения в СССР была значительно ниже, чем в США, Западной Европе или Японии. Зато у каждого была своя кличка, и всегда очень меткая и запоминающаяся.

«Копейка» — ВАЗ-2101

Первая модель Волжского автозавода в народе ласково и нежно звалась «копейкой». Наверное, не надо объяснять почему.

«Баржа» — ГАЗ-2401, 2402

Свою немного обидную кличку прозвище 24-я «Волга» получилаа прежде всего из-за размеров и размеренности дорожных повадок. Чаще «баржой» называли универсал, но и седану тоже доставалось.

«Шаха» — ВАЗ-2106

В свое время «шестерка» считалась самой престижной моделью ВАЗа. Но не все знают, что кличка «шаха» пришла из блатного жаргона. Так профессиональные картежники называют шестерку треф.

ХБМ — ВАЗ-2107

После появления на рынке ВАЗ-2107 над гротескной хромированной решеткой радиатора седана не шутил только покойник. Неудивительно, что «семерку» в народе прозвали ХБМ — «Хочу быть мерседесом».

«Зубило» — ВАЗ-2108

Первая серийная переднеприводная модель ВАЗа была для своего времени достаточно передовой конструкцией. Но кличку заработала получила пренебрежительную. Правда, с таким-то профилем это и не мудрено!

«Бобик» — ГАЗ-69, УАЗ-469, 3151

в Советском Союзе называли настоящие олдскульные внедорожники — от военного ГАЗ-67 до последующей 69-й модели и ее уазовских наследников называли «бобиками». Прозвище пошло из блатных кругов, так как автомобиль был на службе у милиции. А еще их называли «козликами», потому что на кочках все они немилосердно «козлили» кормой.

«Членовоз» — ЗИЛ-111, 115, 117 ГАЗ-13, 14

Автомобили, предназначенные для нужд правящего класса в СССР, остро и зло называли «членовозами», то есть автомобилями высших членов партии и правительства.

«Запор» — все «Запорожцы»

Автомобилям Запорожского завода от остряков советского времени досталось больше, чем другим машинам. Впрочем, когда название модели «Запорожец» запросто редуцируется до обидного «запор», как тут не пошутить-то?!

«Горбатый» — ЗАЗ-965

На конвейере малыш 965-й продержался сравнительно недолго, но успел стал бессменным героем анекдотов. По имени-отчеству к нему обращались редко, все знали его под псевдонимом «горбатый».

«Ушастый» — ЗАЗ-968

Моторы у классических «запорожцев» располагались в задней части кузова. Для повышения эффективности их охлаждения по бокам появились характерные уши. Понятно, почему 968-й прозвали «ушастым»?

«Ставрида» — «ЗАЗ-Таврия»

Имя популярной промысловой рыбы к первой и, кстати, последней переднеприводной модели Запорожского автозавода приклеилось исключительно из-за созвучности названий. Где Таврия, там и ставрида…

«Каблук» — ИЖ-2715

Редкий случай, когда прозвище одной конкретной модели со временем превратилось в простонародное название целого автомобильного класса. Ведь сегодня «каблучками» называют не столько ИЖ-2715, сколько городские коммерческие модели вроде Citroen Berlingo и VW Caddy.

«Буханка» — УАЗ-452

Советский микроавтобус из Ульяновска без колес, фар, окон и дверей и правда напоминает гипертрофированную буханку черного, тут уж ничего не поделаешь.

«Захар» — ЗИС-157

Уважительное прозвище «Захар» хорошо известный в свое время советский грузовик получил за первую букву в названии завода и общий авторитетный облик. С таким запросто пойдешь даже в разведку…

«Гармошка» — «Икарус-280»

Редкий в прежние годы сочлененный «Икарус-280» быстро стал «гармошкой». Те, кто ездил на таких, никогда не забудут характерный звук растягивающихся на поворотах резиновых «мехов». Музыка на любителя…

В статье использованы материалы Maximonline.ru

Сетевое издание Сайт VokrugSveta.ru

Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 — 83686

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26.07.2022 18+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Диджитал Технологии»

Главный редактор: Меньщикова Т. С.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): Эл. почта: digital_vokrugsveta@sholding.ru телефон: +7(495) 633-5-633

Copyright (с) ООО «Шкулёв Диджитал Технологии», 2023. Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

«Чемодан», «Чирик», «Мыльница»: Прозвища советских автомобилей

«Чемодан», «Чирик», «Мыльница»: Прозвища советских автомобилей

Транспортные средства АвтоВАЗа имели, например, такие прозвища, как «Таз», «Числительный», «Ведровер», «Жига», «Кирпич».

Версии ВАЗ-2101 носили следующие имена: «Копейка», «Единичка», «Копье», «Однерка». Для ВАЗ-2102 придумали такие прозвища, как «Двушка», «Двойка», «Сарай». Среди названий ВАЗ-2103 значится «Троян», «Трешка», «Тройка».

«Чемодан», «Чирик», «Мыльница»: Прозвища советских автомобилей 3

ВАЗ-2104 называли — «Четверкой». Версию ВАЗ-2105 обозвали «Пятеркой», «Пятачком», «Петриком». Модель ВАЗ-2107 удостоилась имени «Семерка», «Семафор», а также «Семен».

«Чемодан», «Чирик», «Мыльница»: Прозвища советских автомобилей 4

ВАЗ-2106 называли «Шестеркой», «Шахой», «Шамком», «Шахтером», «Шакалом», «Шамоком», « Шайтаном » .

Для версий ВАЗ-2108/2109/2113/2114/2115 были предложены прозвища «Зубило» и «Погремушка». ВАЗ-21099 в кузове седан именовали «Чемоданом» и «Дуплетом». Вариация ВАЗ-2110 получила прозвища «Матрёшка», «Беременная Антилопа», «Чемодан», «Чирик», «Мыльница» и «Обмылок».

Для хэтчбек ВАЗ-2112 придумали имя «Огурец», для ВАЗ 2114 — «Четырка», для ВАЗ-2115 — «Пятнашка» и «Полторашка», для ВАЗ-2120 в кузове минивэн — «Надежда».

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного транспорта покрупнее. РАФ-2203 — это, конечно же, «Рафик». «КамАЗы» известны под прозвищами «Татарин» (завод находится в Набережных Челнах, одном из крупнейших городов Татарстана) и «Пьяная лошадь».

ЗИЛ-133 называли «Щукой», ЗИЛ-157 сравнивали с «Топором» и «Колуном» и за характерный цвет — с «Крокодилом». ЗИС-151 прозвали «Утюгом» за то, что он часто застревал.

«КРАЗы» звали «Лаптями», автобус ПАЗ-3201 — «Пазиком», автобус ЛИАЗ-677 — «Сараем» и «Скотовозом», импортный, но как бы до боли наш Икарус-280 — «Гармошкой» и «Колбасой», народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ «Кабан».

Разумеется, это далеко не весь перечень прозвищ советских автомобилей. Советские автолюбители были в этом деле мастерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *