Признак неисправности датчика распредвала
Состояние вашего авто контролируются «умными» приборами-датчиками, сигналы от которых поступают на управляющий компьютер по ходу движения машины. Один из них – датчик положения распределительно вала (ДПРВ), устройство крайне необходимое для стабильного контроля.
ДПРВ – основные функции
Признаки неисправности датчика распредвала могут быть различными. Сам прибор, как уже понятно из наименования, осуществляет контроль за стабильностью функционирования двигателя, положением кулачкового вала в определенные моменты времени, распределением поступившей в цилиндры топливной смеси, выхлопом. То есть, над работой всего мотора в целом. А поступившие в компьютер сведения являются важными и для зажигания, и для запуска. Без этого современная машина не сдвинется и не заведется.
Принцип действия
ДПРВ имеет довольно простое устройство. Он сделан из магнита, который соединен с распознающей системой. При помощи замыкания зубчика на кулачковом (распределительном) вале устройство передает сигнал-импульс на компьютер автомобиля. А тот, в свою очередь, постоянно осведомлен о положении поршня. Это позволяет с точностью впрыскивать горючее, формировать воздушно-топливную смесь и зажигать ее в необходимый момент при запуске двигателя.
Симптомы неисправности датчика распредвала
— На некоторых автомобилях при неисправности датчика положения распределительного вала, коробка передач может заблокироваться на одной передачи, до тех пор, пока вы не выключите двигатель и снова его не запустите. Это может повторяться с определенной цикличностью.
— Если датчик распредвала во время движения автомобиля начинает некорректно работать, вы можете почувствовать, что машина начала двигается рывками, теряя скорость.
— При неисправности датчика распредвала вы можете столкнуться с заметной потерей мощности двигателя. Например, ваша машина не сможет разогнаться выше 60 км/час.
— Двигатель может глохнуть с перерывами из-за неисправности датчика СМР
— При выходе из строя датчика вы заметите плохую работу двигателя: потеря динамичности, осечки при включении зажигания, толчки при разгоне, хлопки в системе выхлопа и т.п.
— На некоторых моделях автомобиля при неисправности датчика распредвала может полностью исчезнуть искра зажигания, что в итоге приведет к отказу запуска двигателя
Как самостоятельно проверить датчик?
Безусловно, чтобы сделать наиболее результативный ремонт или замену ДПРВ, необходимо воспользоваться услугами специалиста на СТО. Соответствующую нормативам поверку устройства можно произвести осциллографом. Но иногда так случается, что воспользоваться услугами сервиса не представляется возможности в данный момент. Обладая обычным вольтметром и определенными навыками, вы сможете проверить устройство или заменить его. Конечно же, филигранной точности проверки в «домашних условиях» добиться довольно трудно, но что-либо реальное предпринять – вполне возможно. Проверяем наличие тока по всей электрической цепи автомобиля, в проводах, ведущих непосредственно к датчику. Для этого включаем зажигание, замкнув цепь, предварительно сняв провода с ДПРВ. Если напряжения в проводах нету, то причина в них (возможно, где-то пропадает контакт). Если вы видите признаки неисправности датчика распредвала при наличии тока в цепи и проводах, ведущих к устройству, то продолжаем проверку следующим образом: один из контактов вольтметра прикрепляем на сигнальный контакт устройства, другой замыкаем на питание. И если вольтметр не показывает каких-либо изменений при вращении стартером, то значит, «виноват» сам ДПРВ, и его необходимо заменить (при наличии нового, это также можно сделать самостоятельно).
Датчик распределительного вала: как выявить проблему?
Современные машины зачастую больше и тяжелее своих предшественников. И при этом быстрее, экономичнее и экологичнее. Это стало возможно за счёт внедрения современных технологий. В частности, сильно продвинулись системы питания и управления двигателем, подачи топлива и управления зажиганием. Каждый «вздох» мотора, каждый сдвиг вала контролируется многочисленными датчиками. Благодаря их показаниям «мозг» точно знает, когда надо подбросить дровишек и когда поднести спичку. Об этом важном механизме рассказывает подробнее технический специалист ЕвроАвто Яков Финогенов.
Устройство датчика распределительного вала
Один из таких датчиков следит за распределительным валом. И называется он соответственно — ДПРВ (датчик положения распределительного вала).
Он не самый главный, но важный для точной настройки, особенно на моторах с управляемой регулировкой фаз. Выход из строя этого датчика редко приводит к серьёзным проблемам. Но ЭБУ (электронный блок управления) не получит корректные данные с ДПРВ перейдет с тонкой настройки на нечто усреднённое.
Устройство датчика простое — в нем находится постоянный магнит и полупроводник, к которому подсоединены четыре контакта. Сигнальное напряжение направляется к небольшой интегральной микросхеме, где оно обрабатывается, а из самого корпуса сенсора уже выходят обычные контакты.
На распределительном вале напротив ДПРВ устанавливается задающий диск (импульсное колесо). В свою очередь, на задающем диске распредвала выполнены специальные зубья или выступы. В момент прохождения этих выступов через датчик ДПРВ формирует цифровой сигнал особой формы, который показывает текущий такт в цилиндрах ( источник).
Поломки датчика распределительного вала
Самая частая поломка — обрыв цепи. Визуально её не определить. Но так как ДПРВ является частью электронной системы управления, о его неисправности в первую очередь эта система и узнает. И при необходимости зажжет на панели приборов тревожный знак Check engine. А опрос блока управления сразу и укажет на виновного.
— чуть более долгий запуск;
— ухудшение динамики (не всегда);
— увеличение расхода топлива (не всегда заметное).
Конечно, при отсутствии диагностического оборудования, например, в пути возникает желание попробовать прозвонить обмотку, измерить сопротивление. Но, во-первых, часто ли вы возите с собой мультиметр? Во-вторых, он вам всё равно не поможет, так как оценить работу ДПРВ можно только с помощью осциллографа. А вероятность, что вы возите с собой и его, ещё меньше.
Крайне редко может произойти механическое повреждение задающего диска. Но если что-то под клапанной крышкой повредило его, сломанный датчик — малая из бед
Самостоятельное устранение проблем с датчиком
Местоположение ДПРВ, легкость доступа и замены зависит от фантазии конструктора. На некоторых моторах это очевидно и просто:
А на других, чтобы добраться до датчика, придётся много чего разобрать:
И всё же при кажущейся очевидности диагноза и простоте замены не стоит спешить её производить. Вполне возможно, что настоящая проблема в проводке, или же ошибка по ДПРВ — следствие другой неисправности. Так что правильнее всего обращаться за постановкой диагноза к специально обученным специалистам.