Как правильно хранить аккумулятор зимой, чтобы он не вышел из строя: инструкция
Как правильно хранить аккумулятор зимой (фото: freepik)
Некоторые водители на зиму отказываются от вождения авто и оставляют его в гараже до весны. Для машины это не страшно, но длительный простой может губительно отразиться на работе аккумулятора.
Из-за неправильного хранения начинается сульфитация и осыпание активной массы.
Как правильно хранить аккумулятор, чтобы он долго оставался в рабочем состоянии, пишет ресурс Grim Jim.
Какие бывают аккумуляторы
Современные аккумуляторы существенно отличаются от прежних. Из старых на зиму сливали электролит, затем доливали, добавляли дистиллированную воду. Это довольно проблематично.
Именно старые аккумуляторные батареи и называют «сухозаряженными» или сухими, так как хранили их на складах без электролита, без залитой жидкости. Они могли лежать несколько лет и оставаться в рабочем состоянии. Сейчас такие устройства встречаются редко.
В современные аккумуляторы уже залит электролит, а сама «коробка» запечатана. Поэтому не нужно заморачиваться с подливкой электролита. Уже все сделано и готово к использованию. Поэтому современные аккумуляторы называют «мокрыми», то есть заправленными. Впрочем, они более требовательны к условиям хранения.
Современные аккумуляторы следует хранить заряженными. При падении напряжения ниже 12 градусов может начаться сульфитация. Также необходимо контролировать электролит (это можно определить по специальной зеленой ячейке). А при длительном простое оседает серная кислота, что отрицательно сказывается на работе аккумулятора.
При выборе аккумулятора следует проверить, сохранялся ли он в правильных условиях и не старше нескольких месяцев.
Как подготовить аккумулятор к хранению
Правильное хранение поможет аккумулятору оставаться как можно дольше в рабочем состоянии. Следует выполнить следующие действия:
- Снимите аккумулятор с машины. Не следует оставлять его в автомобиле. В крайнем случае, хотя бы отсоедините клеммы.
- Очистите аккумуляторную коробку. Пластиковая поверхность после сезона езды обычно очень грязная. На коробке накапливается пыль, окисление, брызги и капли от заливки жидкостей (тосол, антифриз, омыватель для стекла и др.). Они могут оказаться проводниками между клеммами. Так будет проходить ток, что приведет к катастрофическому разряду аккумулятора или даже замыканию.
- Проверьте уровень и плотность электролита. Для новых батарей определяющими станут показатели зеленой ячейки. Сравните с таблицей. Для обслуживаемых — показатели ареометра. В норме плотность электролита составляет 1,28 г/см3.
- Проверьте уровень заряда аккумулятора. Обычный показатель 12,4-12,7В. Если он равен 12 В и меньше, то нужно обязательно зарядить АКБ.
- Обработайте клеммы специальной технической смазкой, которая будет защищать их от окисления при контакте с воздухом. Для этой цели подойдет литол или технический вазелин.
Аккумулятор хранить заряженным или разряженным
Если речь идет об аккумуляторах закрытого типа, они еще называются необслуживаемыми, то перед хранением их заряжать обязательно. И храниться он должен в полном заряде. Иначе начинается сульфитация пластин. Чем ниже заряд батареи, тем активнее идет этот процесс.
В результате емкость аккумулятора снижается на 10-20%. Если устройство долго в разряженном состоянии, пластины покрываются сульфатами практически полностью. Поэтому может быстро выходить из строя.
Если после падения заряда аккумулятор вскоре зарядить, то есть возможность провести десульфитацию. Но процент восстановления будет гораздо ниже потери.
Обслуживающие батареи сохраняются по-другому. Сначала следует слить электролит, а сами батареи промыть дистиллированной водой и залить борной кислотой. В результате на клеммах напряжение будет практически отсутствовать. При этом электролита тоже не будет, поэтому процесс сульфитации не начнется.
Эти аккумуляторы могут сохраняться длительно. Перед использованием борную кислоту следует вылить и заполнить батарею электролитом, а затем зарядить.
При каких условиях хранить
Нужно соблюдать правильные условия хранения. В частности, важны следующие показатели:
- Оптимальная температура от +10 до +15 градусов. Если ниже, батарея разрядится в несколько раз быстрее. Если выше — будут благоприятные условия для сульфитации пластин, что вызовет уменьшение емкости аккумулятора. Также в тепле устройство быстрее разряжается.
- Должен быть невысокий уровень влажности. Иначе между клеммами образуются микромостики, что также приведет к быстрому разряду. При намокании аккумулятор может замкнуть, и он выйдет из строя.
- В помещении, где хранится аккумулятор, должна быть хорошая вентиляция. Поэтому регулярно проветривайте его — это будет профилактикой появления плесени или грибка на поверхности коробки, заселения насекомых и т.п.
- Важно, чтобы на аккумулятор не попадали прямые солнечные лучи. От этого пластиковый корпус скорее стареет, начинает крошиться. Любое неосторожное движение может привести к появлению трещины.
- Аккумулятор должен стоять строго горизонтально, ровно. Нельзя хранить его в наклоне, вертикально или на боку. Это отрицательно сказывается на состоянии электролита и свинцовых пластин.
- Устройство должно стоять вдали от источников тепла: обогревателей, радиаторов отопления и плит. Высокая температура провоцирует процесс сульфитации.
- Раз в два месяца проверяйте уровень заряда. При необходимости устройство заряжайте.
Для хранения аккумулятора не подходят сарай и подвал, потому что там холодно. В квартире — тепло. Оптимальное место — отопительный гараж, кладовая на лестничной площадке или тамбуре, а также застеклен теплый балкон.
Как долго сохраняются аккумуляторы без подзарядки
Такие устройства нужно периодически заряжать даже во время простоя. Частота зависит от типа аккумулятора и скорости разряда.
Выделяют 3 типа аккумуляторов:
- свинцовые
- гибридные
- кальциевые
Первые используются большинством автолюбителей. Для них характерно невысокое количество сурьмы — до 3%, высокое потребление воды. Максимальный срок хранения без подзарядки аккумулятора не превышает 3 месяцев.
Гибридные содержат около 1,5% сурьмы и примерно столько же кадмия. Благодаря такому сплаву и добавлению специальных примесей снижается потребление воды вдвое. Срок удержания заряда также повышается практически вдвое — до 5 месяцев.
Кальциевые дольше всего удерживают заряд. Самые современные и технологичные из них могут обходиться без подзарядки около года. Минимальный срок — 8 месяцев.
Рекомендации по тому, как правильно хранить аккумулятор автомобиля
У любого владельца автомобиля может возникнуть необходимость в постановке на прикол своего «железного коня». Необходимость в этом может возникнуть, например, при отъезде в командировку или на отдых. Многие ставят автомобиль на прикол в зимнее время. В этих случаях всегда возникает вопрос о том, как хранить автомобильный аккумулятор. В принципе, ничего сложного в хранении аккумулятора автомобиля нет. Нужно только понимать устройство АКБ и выполнить ряд простых операций перед установкой батареи на хранение. Сегодня мы постараемся выяснить, что для этого потребуется.
Особенности устройства аккумулятора, влияющие на его хранение
Чтобы для вас была понятна информация о том, как хранить АКБ, скажем пару слов об устройстве автомобильного аккумулятора. Практически во всех легковых автомобилях установлены кислотные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 вольт. В основу функционирования аккумулятора положена электрохимическая реакция Pb и PbO2 в водном растворе серной кислоты.
Так слева направо реакция идёт при разряде АКБ. В процессе зарядки реакция движется в обратном направлении.
Здесь стоит отметить, что в реальных условиях сульфат свинца при зарядке не восстанавливается до конца. Часть его так и остаётся на поверхности пластин. В результате со временем площадь электродов, которая взаимодействует с электролитом, уменьшается и аккумулятор теряет ёмкость. Этот процесс называется сульфатацией.
К чему всё это было сказано? Нужно понять, что автомобильную АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии. Если хранить его в таком виде, то в результате сульфатации пластин будет идти потеря эксплуатационных характеристик.
Стоит сказать ещё о таком явлении при хранении аккумулятора, как саморазряд. Под ним понимается процесс разряда АКБ при хранении. Саморазряд обусловлен окислительно-восстановительными процессами на электродах. На отрицательном электроде этот процесс выражен больше. Ведь свинец с минусового электрода более активно вступает в реакцию с электролитом. Эта реакция становится тем активнее, чем выше плотность электролита.
Как видно между выводом и корпусом батареи имеется разность потенциалов
Нужно ещё добавить, что саморазряд имеет следующие особенности:
- Чем ниже температура, тем меньше саморазряд. При нулевой температуре процесс самопроизвольного разряда практически прекращается. Поэтому нужно хранить аккумулятор при пониженной температуре;
- Чем больше срок эксплуатации батареи, тем больше у неё саморазряд;
- После глубокого разряда при последующей зарядке саморазряд возрастает;
- Активность самопроизвольного разряда зависит от чистоты дистиллированной воды и серной кислоты, используемых для приготовления электролита. Чем эти компоненты чище, тем меньше саморазряд;
- Наиболее активно процесс идёт в первые сутки после зарядки;
- Нормой считается потеря 1% ёмкости АКБ при самопроизвольном разряде.
Как подготовить и в каких условиях хранить аккумулятор автомобиля
Подготовка
Первое, что нужно сделать перед постановкой аккумуляторной батареи на хранение, это очистка корпуса аккумулятора. Как вы поняли из сказанного выше, хранить аккумулятор грязным не рекомендуется из-за увеличения саморазряда.
Так, что сначала нужно вытереть пыль, масло, грязь, подтёки электролита. Рекомендуется протирать аккумулятор ветошью, смоченной в растворе обычной пищевой соды. Чтобы его приготовить растворите чайную ложку пищевой соды в стакане воды. Если хранить чистый аккумулятор, то его самопроизвольный разряд будет значительно меньше.
Выводы аккумулятор очистите от окислов мелкой наждачной бумагой, а затем покройте их техническим вазелином, литолом или другой подобной смазкой.
Второе, что необходимо сделать, это полностью зарядить аккумуляторную батарею.
Хранить аккумулятор нужно полностью заряженным
Ареометр для измерения плотности электролита
Чтобы полностью зарядить аккумулятор, понадобиться зарядное устройство. Если у вас ещё нет ЗУ, то читайте материал про выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Также советуем прочитать о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Теперь непосредственно о том, как хранить аккумулятор автомобиля.
Хранение АКБ
Если вы хотите сохранить аккумулятор автомобиля в нормальном состоянии, то нужно создать для него необходимые температурные условия. Рекомендуется хранить АКБ при температуре в интервале 10─15 градусов Цельсия. Так, самопроизвольный разряд аккумулятора будет минимальным. Кроме того, помещение для хранения должно быть сухим и хорошо проветриваемым. Периодически нужно проверять температуру в помещении, чтобы не допускать резких перепадов.
Хранение автомобильного аккумулятора должно осуществляться вдали от обогревательных приборов, если таковые имеются в помещении. Батарея должна находиться на горизонтальной поверхности. Нельзя хранить аккумулятор в наклонном положении.
Ещё один момент заключается в том, что нужно хранить аккумуляторную батарею в затемнённом помещении. Имеется в виду, что нельзя допускать попадание на корпус аккумулятора прямых солнечных лучей. От этого стареет полипропилен корпуса, и ухудшаются его эксплуатационные характеристики.
Не забывайте проверять напряжение на выводах АКБ примерно раз в месяц. Для этого можно использовать мультиметр.
Напряжение аккумулятора можно проверить мультиметром
Как подготовить аккумулятор к работе после хранения?
Вы уже знаете, как хранить автомобильный аккумулятор, а теперь о том, как подготовить его к работе после простоя. Здесь всё достаточно просто. Нужно протереть от смазки выводы аккумуляторной батареи, почистите корпус, если он запылился. Проверьте напряжение АКБ и зарядите её при необходимости. Затем устанавливаете батарею на автомобиль.
Как хранить аккумулятор: срок хранения аккумуляторных батарей дома
О том, как нужно правильно хранить аккумулятор автомобиля, владельцы транспортных средств начинают задумываться с приходом первых сезонных похолоданий. Если в летнее время машина используется достаточно активно, то зимой некоторые водители отказываются от ежедневных выездов. Правда, оставлять транспортное средство в неотапливаемом гараже без предварительной подготовки нельзя. В статье расскажем о необходимых процедурах, которые следует проводить с устройством.
Особого внимания требуют не только потенциальные источники влаги (полупустые топливные баки и отсеки с моторным маслом), но и литийионные аккумуляторы. Внутри классических кобальто-никелатных модулей протекает череда непрерывных электрохимических реакций, не прекращающихся даже после отключения агрегата от системы. С течением времени устройство разряжается из-за постепенного разрушения пластин и сепараторов, теряя емкость — параметр, не подлежащий восстановлению.
Эксплуатация и хранение АКБ
На современном рынке представлены автомобильные батареи, входящие в состав трех больших групп: необслуживаемую, малообслуживаемую и гибридную. Все они обладают уникальными характеристиками, в том числе и в плане объема накапливаемого заряда. Водителям следует приобретать как можно более «свежие» конструкции — они не успели пострадать от процесса саморазряда.
- Контроль уровня плотности электролитической массы.
- Инспекция клеммного напряжения на холостом ходу.
- Величина утечек по данным электронного блока управления.
- Текущий разряд (не должен доходить до 40-50%) и пр.
Если установка разрядится до нуля (или ее электролит замерзнет), она потеряет абсолютно все свои эксплуатационные параметры. Восстановить ее не получится даже в условиях самого дорогого и высококлассного сервисного центра. Поэтому следить за качественным состоянием модуля необходимо очень тщательно, причем в течение как летних, так и зимних сезонов.
Консервация аккумулятора на длительный срок — базовая подготовка
На территории большинства регионов России достаточно сильная минусовая температура фиксируется с ноября по апрель. Шесть месяцев — это достаточно длительный промежуток, на всем протяжении которого многие водители предпочитают отказаться от поездок на ТС. Свои машины они оставляют в отапливаемых и неотапливаемых гаражах, специализированных боксах и на платных/бесплатных парковках. Но перед этим его тщательно консервируют, подготавливают к длительной зимовке.
- Сначала модуль демонтируется из подкапотного пространства, а затем очищается при помощи подходящих для такой работы средств. За период эксплуатации на нем накапливается грязь, состоящая из капель тосола, антифриза и масла.
- Если агрегат относится к классу обслуживаемых, далее проверяется плотность наличествующей в нем электролитической массы. Стандартное значение — 1,28 гр/см3. Жидкость должна покрывать пластины полностью, без каких-либо заметных проемов.
- Потом инспектируется напряжение. Идеальный показатель — от 12,4 до 12,7 вольт. Если тестер фиксирует меньшие параметры, блок в обязательном порядке отправляется на подзарядку.
На этом этапе процесс предварительной подготовки завершается — водитель переходит к непосредственной консервации.
Правила хранения
- Агрегат размещается строго в горизонтальном положении, на территории помещений с качественной принудительной или естественной вентиляцией.
- Приветствуется слегка пониженный температурный режим — он замедлит скорость протекания внутренних электрохимических реакций.
- Модули, оставляемые без внимания на длительный срок, заряжаются до плотности в районе 1,26-1,27 гр/см3.
- Оптимальная разность потенциалов на клеммах разомкнутой цепи должна составлять не менее 12,6 вольт.
- Сливать электролитическую массу нельзя — это основная рабочая среда аппарата, в которой кроется большая часть его функционала.
- Повторные зарядки действительно снижают емкость устройства, но многие современные блоки могут функционировать в специальном режиме консервации (когда электрохим-жидкость меняется на борную кислоту).
Если водителю не удается подыскать подходящее помещение для укладки аккумуляторной батареи на зимовку, он может воспользоваться боксом компании «ВашStorage». Организация занимается ответственным хранением личного имущества — мы сдаем в аренду склады от 1 до 100 м2, причем все локации оборудованы современными модулями климат-контроля и, как минимум, двумя постами охраны.
Можно ли держать аккумулятор от машины дома — подбираем место для хранения АКБ
Никаких принципиальных условий, связанных с конкретным местом установки аппарата, нет. Главное, чтобы на территории объекта соблюдался правильный температурно-климатический режим (а еще там должны присутствовать элементы качественно работающей схемы принудительной или естественной вентиляции). Сухой воздух становится самой благоприятной средой — влажность способствует формированию конденсата, сказывающегося на эксплуатационных характеристиках устройства максимально неприятным образом.
Не стоит забывать о прямых солнечных лучах. Ультрафиолетовое излучение, попадающее на корпус аккумуляторной батареи, провоцирует процесс преждевременного высыхания пластика. Соответственно, модуль становится ломким и быстро теряет свой первоначально гладкий внешний вид из-за череды достаточно глубоких трещин.
Оптимальная температура для содержания агрегата колеблется в промежутке от -10 до +10°C. Отклонения в меньшую и большую сторону вредны. В одном случае начнет замерзать электролитическая масса, а в другом — ускорятся внутренние реакции, приводящие к быстрому саморазряду.
Как хранить аккумулятор
- Достаем модуль из подкапотного пространства, позаботившись о грамотном демонтаже.
- Заряжаем установку до того момента, пока на клеммных выводах не сгенерируется разность потенциалов в районе 12,4-12,6 вольт.
- Избавляем корпус от грязи — всевозможных потеков технического масла, тосола и антифриза.
- Протираем очищенные места чистой тряпочкой, тем самым ускоряя процесс сушки.
- Смазываем выводы специализированным компонентом или обыкновенным инженерным вазелином.
- Размещаем конструкцию горизонтально — наклон приведет к оголению и ускоренному износу пластин.
Считается, что правильно подготовленный к зимнему хранению аккумулятор будет терять порядка 1% заряда ежемесячно. При таких темпах за одну зиму с модулем ничего плохого, конечно же, не случится.
Как хранить аккумулятор автомобиля (авто-АКБ) дома — условия размещения
Итак, жестких требований к локации нет — батарея помещается в сухое, относительно прохладное и хорошо проветриваемое помещение, с хорошей защитой от попадания прямых солнечных лучей. В список факторов, наносящих невероятный ущерб литийионной конструкции, входит, в первую очередь, вода.
Конденсат попадает во внутренние узлы и детали блока, буквально ломая стройную череду электрохимических реакций. Аналогичным образом можно высказаться и о сильной жаре — высокий температурный режим играет на ускорение процессов, провоцируя быстрый саморазряд.
Водители хранят аккумуляторные батареи в квартирах, подсобках частных домов и гаражах, в зависимости от того, какое именно место находится под рукой. Обеспечить приемлемые условия размещения конструкции достаточно просто — сухое, теплое и хорошо проветриваемое помещение можно отыскать повсеместно.
Некоторые автолюбители предпочитают пользоваться услугами компаний, сдающих в аренду специализированные боксы. Туда получается отправлять не только АКБ, но и, например, наборы летней/зимней резины.
При какой температуре хранить аккумулятор
Конкретные параметры температурного режима прописываются в сопроводительной и эксплуатационной документации, поставляемой в комплекте с конкретным устройством. В рамках подобных руководств заводы-производители предоставляют исчерпывающую информацию по поводу условий и правил хранения достаточно сложных в техническом плане аккумуляторных батарей. Поэтому водителям не следует заниматься самодеятельностью.
Идеальные параметры температурных условий варьируются в промежутке от -10 до +10°C. Отклоняться от них нельзя — повышение спровоцирует ускорение электрохимических реакций, с последующим быстрым разрядом, а понижение станет причиной промерзания электролитической жидкости. На аппарат не должны попадать прямые солнечные лучи. Инфракрасное излучение вызывает чрезмерный нагрев, с дальнейшим запуском деструктивного процесса сульфатации.
Продолжительность содержания без подзарядки
Можно ли хранить заряженный автомобильный аккумулятор дома, и как правильно сохранить его первоначальные эксплуатационные характеристики в условиях длительного прикола — популярный вопрос, регулярно возникающий в мыслях у людей, только что купивших свою первую машину.
Считается, что грамотно размещенная батарея не потеряет своих качественных свойств, и сможет работать в нормальном режиме после расконсервации.
- малосурьмянистый — 90 дней;
- гибридный — порядка полугода;
- кальциевый — от 8 до 12 месяцев.
По истечении указанного временного периода аппарат нужно проверить, применив обыкновенный тестер. Если напряжение на клеммах блока опустилось ниже отметки в 12,4 В, система подключается к электрической сети.
Хранение нового аккумулятора автомобиля
Если авто достаточно давно эксплуатируется на старом, уже успевшем потерять свои эксплуатационные качества аккумуляторном модуле, следует подумать о замене соответствующей детали. Приобрести обновку действительно можно заранее, как минимум, за полгода до момента предполагаемого технического осмотра ТС. Однако тогда придется позаботиться об организации ее правильного хранения.
Для начала следует познакомиться с паспортом изделия — проверить, когда именно оно было произведено. Если аппарат был выпущен пару месяцев назад, и до этого не попадал в эксплуатацию, значит, прикол он выдержит с легкостью. Более возрастные (например, трехлетние) конструкции с консервацией справляются намного хуже. Они теряют изначальную емкость, впоследствии доставляя своим владельцам огромное количество проблем.
При какой температуре можно хранить аккумулятор от машины дома — как разместить АКБ автомобиля на морозе
Зимой об аккумуляторной батарее необходимо заботиться с большим вниманием — в прохладные сезоны процесс использования транспортного средства затрудняется из-за климатических условий. Даже на обыкновенный старт авто расходует куда больший объем энергии, на накопление которого уходит длительное время. Промерзшие электролитические массы не проявляют особой активности, из-за чего модуль теряет свои первоначально качественные эксплуатационные характеристики.
- Покупаем специализированный термочехол или конструируем его своими руками из подходящего теплоизоляционного материала.
- Изолируем подкапотное пространство от холодного воздуха, исходящего из области радиаторной решетки.
- Укрываем АКБ вместе с двигательной силовой установкой особым одеялом из правильной ткани.
Кроме того, модуль нужно регулярно проверять, чтобы не пропустить момент проведения подзарядки.
В каком состоянии лучше ставить аккумулятор на хранение
Все соответствующие инструкции прописаны в сопроводительной документации, поставляемой в комплекте с литийионным устройством. Производители рассказывают обо всех нюансах: начиная от схемы проведения замеров при помощи тестера до стандартных параметров тока утечки и нормального рабочего напряжения. Непременным условиям правильного размещения АКБ становится банальная чистота. Модуль следует отмыть от пыли, грязи, а также следов технического масла, тосола и антифриза.
Блок фиксируется в гнезде максимально плотно, в строго регламентированном положении. Любые наклоны приведут к тому, что электролит перестанет покрывать пластины, и они банально испортятся. Особое внимание нужно уделять чистоте клемм. Окислившиеся контакты теряют контакт и становятся основной причиной ускорения процесса саморазряда.
Заключение
Зависимость срока хранения аккумуляторов (аккумуляторных батарей) от температуры выявлена давно, причем самым практическим образом. Чем теплее в помещении, тем быстрее протекают электрохимические реакции, ухудшающие эксплуатационные характеристики аппарата. Сильный холод, наоборот, замораживает электролит, также приводя систему в состояние полной негодности. Именно поэтому опытные водители предпочитают оставлять сменные АКБ в правильно подобранных помещениях — складских боксах, входящих в инфраструктуру компании «ВашStorage». Мы занимаемся ответственным хранением личного имущества своих клиентов, сдавая в аренду склады от 1 до 100 м2, под охраной и с современными установками климат-контроля.
Правильная эксплуатация и хранение АКБ
Ежегодный оборот аккумуляторного рынка России достигает 8-10 млн. единиц. Пятая часть объема связана с продажей новых машин, 80-85% – замена старых АКБ. Стабильно высокая цифра на обслуживание вторичного сектора создана искусственно самими автовладельцами. Многие из них воспринимают сложный электротехнический прибор как «неубиваемый» расходник и мало уделяют внимание корректному использованию, обслуживанию, уходу. Сейчас можно недорого купить аккумулятор для автомобиля со сроком службы 6-8 лет, но уже через год-два растерять половину емкости и столкнуться с проблемой быстрого падения напряжения или даже короткого замыкания банок. Чтобы этого избежать, необходимо знать, как правильно эксплуатировать и хранить АКБ в различных условиях.
Нужно ли заряжать новый аккумулятор после покупки
Долговечность АКБ закладывается с первых минут эксплуатации. Неважно, стоят на повестке дня легендарные американские авто аккумуляторы Exide (Эксайд) или бюджетные батареи отечественного бренда, необходимо правильно оценить «свежесть» товара. Лучше сразу отказаться от покупки АКБ, с даты производства которой прошло 6 месяцев или более. Исключением являются «сухие» аккумуляторы AGM с технологией абсорбции электролита в стеклотканевые маты, расположенные между пластинами. Такие изделия хранятся на складах по 9-12 месяцев без снижения заводских характеристик.
Методология тестирования аккумуляторов на предмет дополнительной зарядки едина для новых и уже используемых АКБ. В домашних условиях – это бытовой мультиметр для точного определения постоянного напряжения на токовыводных клеммах. Здесь важна каждая десятая вольта. Важно понимать, что «12В» на корпусе это просто округленная цифра, указывающая на область применения батареи. В реальности каждая из 6 банок генерирует чуть более 2,1В, что суммарно дает 12,7-12,9В. Именно это значение указывает на 100%-ный заряд. Если показатель меньше, это говорит о неполной заряженности аккумулятора:
- 12,55-12,6В – 75%;
- 12,2-12,3В – 50%;
- 12-12,1В – 25%;
- 11,7-12В – 0% (глубокий разряд).
Исходя из полученного результата принимается решение о зарядке новой АКБ. На практике каждый месяц пребывания батареи на магазинной полке приводит к 5-10% потере общей емкости. Эта проблема может быть не актуальна для кальциевых моделей (Ca/Ca), для которых характерен минимальный уровень саморазряда. Первая зарядка нового аккумулятора стандартно производится малыми токами на уровне 105 от номинальной емкости с последующим их понижением до 5%. Сигналом к окончанию подзарядки является появление на клеммах напряжения в 16 В. Среднее время подключения к ЗУ составляет 10-12 часов для обслуживаемых и 3-4 часа – для необслуживаемых батарей.
Правила правильной эксплуатации АКБ
Корректное использование аккумулятора – это регулярный контроль электрических характеристик и оберегание от факторов, влияющих на саморазряд и разрушение пластин.
Режим непрерывного подзаряда
Максимальный ресурс батареи рассчитан на постоянное заряженное состояние, чтобы избежать сульфатации. Необходимо пресекать даже среднюю потерю 20-30% емкости. Глубокий разряд, а тем более уход в «ноль» – серьезное испытание для электрохимических схем, которые подвергаются ускоренному износу и могут не восстановиться полностью. Эта проблема особенно актуальна для кальциевых АКБ, которые боятся глубокого разряда.
Исправный генератор и стабилизатор напряжения
От режима работы ДВС зарядное напряжение, поступающее к аккумулятору через реле-регулятор от генератора, должно находиться в узком интервале 13,9-14,5В. Эти условия обеспечивают возможность 100%-ной заряженности АКБ и напряжения на клеммах свыше 12,6В при выключенном моторе. На правильности и стабильности работы электросистемы может сказаться любая неисправность – износ коллектора, ремня или токосъемных щеток, повреждение диодного моста, замыкание витков обмотки.
Контроль потребителей в бортовой сети
Следует избегать общей длительной эксплуатации кондиционера, аудио- и видеосистемы, освещения, подогрева и других потребителей энергии при выключенном двигателе. Это частая причина глубокого разряда батареи, особенно в случаях выезда на природу. Если такая необходимость возникла, следует время от времени заводить ДВС на 10-20 минут для подзарядки от генератора (1500-2000 об/мин).
Минимизация вибраций
Штатное посадочное место и крепления обеспечивают надежный монтаж только определенных типоразмеров АКБ. Например, если установлен аккумулятор автомобильный Banner (Австрия) высотой 190 мм, для замены следует использовать такой же или аналог, полностью соответствующий по габаритам. При этом показатели емкости и стартерных токов могут быть выше, чтобы создать пусковой резерв. Слабо закрепленная батарея подвержена более высоким вибрационно-ударным нагрузкам, которые провоцируют дополнительное осыпание диоксида свинца с пластин-решеток.
Чистота поверхностей
Аккумулятор необходимо регулярно очищать от грязи и любых следов жидкостей. Наличие токопроводящих пленок увеличивает нерациональный расход емкости и ускоряет саморазряд. Негативное влияние на нормальное распределение энергии оказывают также окислы на выводных и подключаемых клеммах, которые ухудшают качество соединения и провоцируют подачу более высокого напряжения и стартерных токов.
Частичный разряд при низких температурах
При старте двигателя в мороз полностью заряженный аккумулятор с максимальной плотностью электролита может просаживаться по напряжению до 6-7 вольт из-за замедления реакции всех пусковых систем авто и необходимости генерации высоких токов холодной прокрутки. Чтобы восстановить рабочие параметры на клеммах, активно израсходуются запасы электроемкости. Несколько неудачных запусков нередко становятся причиной глубокой разрядки.
Намного хуже с задачей старта справляется уже частично разряженная АКБ, у которой более низкая плотность электролита становится причиной значительной потери емкости. Аккумулятор в таком состоянии не только подвержен риску замерзания, но и ускоренно саморазряжается. Иногда достаточно одной морозной ночи под капотом, чтобы уйти в «ноль». Именно поэтому важно не оставлять батарею с частичным разрядом на холоде, рассчитывая на подзарядку от генератора при следующем выезде. Этой попытки может не быть, а сразу придется обращаться в прием автомобильных аккумуляторов. Лучше заранее перенести АКБ в достаточно теплое помещение и после выравнивания температур подключить к ЗУ.
Мониторинг качества и уровня электролита
В АКБ происходит постепенное испарение воды из кислотного раствора. Важно регулярно проверять уровень электролита, который должен полностью покрывать верхнюю кромку пластин. Если какая-то из банок заполнена недостаточно, необходим долив дистиллированной воды. Если электрохимическая жидкость потеряла прозрачность, проводится полная замена электролита.
Правильное хранение аккумулятора
Процесс хранения АКБ не очень сложный, но требует внимания ко всем мелочам:
- подготовка – тщательная очистка поверхностей от грязи, пятен, окислов;
- контроль плотности и уровня электролита – по индикатору на крышке или визуально через прозрачный корпус и пробки (у обслуживаемых моделей). Нормальная плотность – 1,28 г/см3, уровень – полностью погруженные пластины;
- проверка напряжения – показания вольтметра от 12,4-12,5В. Если меньше – провести зарядку;
- защита токовыводов – смазка спецсредством с антиокисляющиими присадками (технический вазелин, Литол-24);
условия хранения – сухое помещение без доступа солнечного света с температурным режимом +10-15°С (кладовка, утепленный гараж)
Неправильная консервация может вызвать глубокую сульфатацию пластин даже у качественных изделий, таких как аккумулятор автомобильный Solite, Bosch, Delkor. Важно помнить, что АКБ необходимо хранить заряженной, избегая холодных и жарких мест. Безопасный период без подзаряда разнится для различных технологий : свинцово-кислотные (WET, EBF) – 3 месяца, гибридные (Ca+, HIBRID) – 5-6 месяцев, кальциевые и абсорбированные (Ca/Ca, AGM) – 8-12 месяцев. Но самый правильный вариант хранения аккумулятора – раз в два месяца выполнять проверку напряжения на клеммах и хорошенько встряхивать батарею, чтобы не допускать избыточного осадка электролита.
Правильная эксплуатация и хранение АКБ – залог долговечности и постоянной готовности батареи к работе даже в сильный мороз. Для этого достаточно хорошего зарядного устройства (лучше автомат) и небольшого мультиметра для оперативного замера напряжения и силы тока. Если возникла ситуация с серьезной поломкой, есть возможность дорого сдать АКБ в Москве и значительно сэкономить на покупке новой батареи.