Егр в автомобиле что это
Перейти к содержимому

Егр в автомобиле что это

  • автор:

Клапан ЕГР: зачем нужен и за что отвечает?

Клапан ЕГР: зачем нужен и за что отвечает? 02.09.2022 13:29

Целесообразность внедрения клапана ЕГР (EGR) в узел двигателя внутреннего сгорания автомобиля часто подвергается сомнению. Иногда это связано с недопониманием его роли в общей системе, в других случаях преследуется коммерческая цель. Мастерам сервисов, которые специализируются на выхлопных системах и удалении сажевых фильтров и катализаторов, клапан ЕГР «мешает» процветанию бизнеса. В этой статье мы разберемся, зачем производители современных моделей авто устанавливают клапаны ЕГР, и оправданы ли затраты на его восстановление в случае поломки.

Что такое EGR и где находится?

Аббревиатура EGR означает Exhaust Gas Recirculation Translate с английского — «система рециркуляции отработавших газов». Находится клапан внутри системы впуска/выпуска мотора.

Допускается два варианта размещения:

  • на впуске рядом с дроссельных кламанным механизмом;
  • рядом с выпускным коллектором на охладителе отработанных газов.

С впускным или выпускным коллектором клапан соединен металлической трубкой.
Конструктивно система рециркуляции отработавших газов может представлять собой клапанный модуль либо это отдельная деталь.

основные составляющие системы егр

Принцип работы

При неполной нагрузке или на холостом ходу блок управления, основываясь на входящих данных с различных дает команду на обеднение топливно-воздушной смеси. Таким образом ЭБУ пытается оптимизировать расход горючего. Логика в том, что при минимальных нагрузках на двигатель нет смысла подавать в цилиндры «мощностную» смесь. В результате объем воздушной массы в цилиндрах увеличивается в полтора раза. Кроме явной экономии топлива достигается и другой эффект — снижается объем опасных выбросов.

Дизельные механизмы привыкли работать с избыточной воздушной массой, кроме того момента, когда газ выжат до конца. Со стороны это сразу видно — из глушителя валит черный дым.
Даже обедненная смесь способна воспламеняться, поэтому мотор функционирует стабильно. Однако в камере сгорания образуется очень много несгоревшего кислорода, который при повышенной температуре химически взаимодействует с азотом.

Если в машине есть работающий клапан ЕГР, он позаботится о том, чтобы часть газов отправилась на доработку. Температура горения снижается, количество воздуха в цилиндрах уменьшается, объем токсичных выбросов в атмосферу уменьшается. Благодаря «подсказкам» ЭБУ, клапан ЕГР дозирует объем отработавших газов, для отправки на доработку.

Оксиды азота, как известно, для человеческого организма еще более вредны, чем угарный газ и относятся к третьему классу опасности.

Разновидности

В двигателях авто используются следующие типы клапана Exhaust Gas Recirculation:

  1. Пневматический. Встречаются на Toyota Carina E, Chevrolet Lanos. Считается устаревшим типом. Принцип действия основан на разрежение воздуха во впускном коллекторе.
  2. Пневмоэлектрический. Установлен на Ford Transit, Volkswagen Transporter T5. Присутствует конструктивная схожесть с пневматическим типом, но есть существенное функциональное отличие. Клапан EGR включает и выключает блок управления двигателем.
  3. Электрический. Современный тип. Присутствует в топливных системах Volkswagen Amarok, Volkswagen Amarok, Volkswagen Tiguan, Nissan X-Trail T31. В действие клапан приводит не вакуум, а моторедуктор или катушка индуктивности. За степень открытия отвечает ЭБУ двигателя.

Какие неисправности бывают?

Клапан ЕГР пропускает через себя отработку, поэтому основной проблемой является сажа. Липкие отложения образуются в самом клапане и на всем протяжении впускной магистрали, достигая ГБЦ. В результате поступление воздуха в цилиндры затрудняется, стабильность работы мотора находится под угрозой, вплоть до того, что двигатель просто заглохнет.

где установлен клапан егр

Каналы могут загрязниться сажей в такой степени, что усилия на штоке не хватает для его перемещения. В итоге клапан заклинивает, как правило, в приоткрытом состоянии. Выхлопные газы беспрерывно просачиваются во впускной коллектор, мотор работает рывками, мощность падает. Если в машине пневмоэлектрический/электрический тип ЕГР, электроника сигнализирует о неисправности с помощью Check Engine.

Вопрос можно снять с повестки, если делать регулярную профилактическую чистку клапана. Однако не всегда так просто до него добраться, проще через 150-200 тыс. км пробега поменять вышедший из строя клапан.

Например, клапан для Фольксваген Амароке с двигателем 2.0 TDI стоит 28 тыс. руб. плюс работа по его замене около 10 тыс. руб. При этом на профилактику при пробеге в 200 тыс. км затраты составят около 70 тыс. руб., то есть в два раза дороже. Если поставить неоригинальный клапан но обязательно качественный клапан, можно сэкономить. Услуги мастеров сторонних сервисов обойдутся дешевле.

Если автовладелец не обращает внимания на систему рециркуляции, проблемы проявятся на пробеге в 150-200 тыс. км.

Проверка работоспособности клапана

Алгоритм проверки пневматической и пневмоэлектрической системы рециркуляции отработавших газов:

  • Запускают двигатель на холостых оборотах.
  • Создают разрежение с помощью вакуумного насоса, который подключат вместо штатного вакуумного шланга. Просто пытаться втянуть воздух из резинового шланга в собственные легкие очень опасно.
  • При неисправном клапане мотор продолжит работать в обычном режиме. Когда клапан EGR в порядке, мотор начнет глохнуть.

Электрический клапан не оснащается вакуумным шлангом, все неполадки фиксируются ЭБУ двигателя. Выявляют их с помощью компьютерной диагностики.

Почему клапан EGR называют «сущим злом» для мотора и что делают?

Некоторые автовладельцы идут на удаление клапана при его полной исправности. Мотивируют тем, что заботятся о состоянии самого дорогостоящего элемента автомобиля — двигателя. Аргумент приводится следующий: EGR является виновником загрязнения коллектора выхлопными газами, так как сажа проникает в цилиндры, процесс износа ЦПГ ускоряется.

клапан егр в дизельном двигателе

Чтобы сделать неработоспособной пневматическую систему рециркуляции отработавших газов, надо отключить и заглушить вакуумный трак привода клапана. Как вариант, убирают весь узел. Но при этом придется установить заглушки, которые изготавливаются под конкретный двигатель. В оригинале таких запчастей не бывает, набор заглушек на маркетплейсах может стоить в пределах 7 тыс. руб.

Для удаления пневмоэлектрического или электрического EGR мало физического вмешательства. Потребуется корректировать программу ЭБУ. Если это не сделать, мотор потеряет мощность, так как начнет работать в аварийном режиме. За работу с программой ЭБУ надо отдать от 3 тыс. руб. до 30 тыс. рублей, в зависимости от сложности и марки машины.

Какие последствия?

Если EGR удалили физически и сделали перепрошивку, это значит:

  • Ответственности за чип-тюнинг никто не несет, так как официально такие работы не делают. Нет гарантии, что новая прошивка не повлияет негативно на расход топлива и ресурс двигателя.
  • Машина больше не на гарантии, так как произошло вмешательство в конструкцию мотора и прошивку.
  • Количество опасных выбросов в атмосферу увеличилось. Недостатка в сервисах, которые параллельно с клапаном удалят сажевый фильтр и зальют прошивку Евро-2.

Возможно, авто станет резвее, но запах от выхлопа будет существенный, что особенно заметно в гараже или в закрытом паркинге.

Выводы

Последние разработки EGR практически не доставляют проблем автовладельцам. Ряд двигателей оснащены фазорегуляторами, EGR не ставятся с завода. Фазы газораспределения отрегулированы таким образом, что в процесс рециркуляции втянуты впускные и выпускные клапаны. В усовершенствованных системах отбор отработавших газов осуществляется после их прохождения через задерживающие сажу фильтры, поэтому моторная практически не страдает.

Если вопросы экологии для вас важны, лучше не вмешиваться в работу автомобиля. При возникновении проблемы с клапаном EGR надо сопоставить расходы на установку нового клапана с тем вредом, который наносится оксидом азота человеку и планете. И только потом принимать взвешенное решение об удалении или замене.

Изучаем систему ЕГР

автомобиль с системой ЕГР

ЕГР является одним из проэкологических решений, используемых в большинстве выпускаемых транспортных средств. Проверьте, что это на самом деле, какова его работа и что делать в случае неожиданного сбоя!

Откуда появилась система ЕГР?

Этот тип решения был впервые использован в Соединенных Штатах. Это не более чем система, созданная с целью рециркуляции выхлопного газа, используемая в автомобилях с поршневыми ДВС. Его основная цель — уменьшить количество загрязняющих веществ в выхлопных газах. Причиной внедрения специализированной системы стало увеличение количества токсичных загрязняющих веществ, выбрасываемых автомобилями. А если вас интересует цена на программное отключение ЕГР, перейдя по ссылке, вы можете узнать ее у консультантов компании «Motorsoft».

Некоторые автомобили в системе ЕГР имеют так называемую систему изменения фаз газораспределения. Выпускной клапан открывается раньше, возвращая часть отработанного газа автоматически в систему впуска. Этот клапан отвечает за реализацию внешней рециркуляции.

Как работает клапан ЕГР?

Хотя на самом деле процесс включает обращение выхлопного газа в цилиндры, это не «сжигает» их. Он призван снизить температуру в камере сгорания, что делает возможным продление во времени и замедление продолжительности этого процесса. Это связано с уменьшением уровня кислорода, который отвечает за скорость окисления. Наиболее благоприятный эффект от правильного функционирования клапана заключается в снижении количества выделяемых оксидов азота (NOx) до нескольких десятков процентов. Кроме того, ускоряется испарение топлива, а углеводороды окисляются в выхлопных газах.

Поэтому можно сделать вывод, что сам выхлопной газ не участвует в процессе сгорания. Однако он играет роль «наполнителя» в камерах, который обычно освобождает место для кислорода.

Стоит знать, что этот процесс осуществляется не в течение всего периода работы силового агрегата, а лишь в определенных исключительных, четко определенных обстоятельствах. К ним относятся, прежде всего, те моменты, когда привод работает в среднем диапазоне оборотов, а также когда двигатель слегка или умеренно нагружен. Вывод заключается в том, что, когда педаль газа слегка нажимается или прижимается к полу, клапан ЕГР должен постоянно закрываться. Тем не менее, точные технические характеристики могут варьироваться в зависимости от типа двигателя и модели.

Клапан открывается специальным механизмом, управляемым электрически синхронизированными серводвигателями или пневматически. Оба решения эффективны, но первые все чаще используются. Новые автомобили имеют больше систем, зависящих от электроники, чем 10 лет назад.

Клапан ЕГР ломается?

Клапан подвержен различным сбоям, но наиболее распространенными проблемами являются его блокировка в открытом положении. В этой ситуации вместо периодического возврата выхлопных газов в цилиндры это происходит с момента запуска мотора. На такое состояние клапана ЕГР указывает, например, медленная и неравномерная работа мотора, повышенный расход горючего. Если датчик не вышел из строя, также должен загореться индикатор «проверить двигатель». Осаждение твердых частиц, таких как сажа, способствует блокировке клапана. Дефекты этого типа чаще встречаются в двигателях, характеризующихся чрезмерным сгоранием масла, которое вызвано, среди прочего, отказом турбокомпрессора и системы впрыска.

Отрицательные стороны ЕГР

Главным недостатком выступает снижение общей мощности мотора. Зачастую автомобили, оснащенные этим элементом, через некоторое время начинают снижать свои характеристики и все труднее достигать высокой скорости. Однако следует признать, что потери намного меньше, чем при прямой и постоянной подаче выхлопных газов на клапаны. Результатом будет невозможность достичь максимальной скорости при высоких нагрузках и частое и длительное дросселирование двигателя.

Очистка или замена ЕГР?

Решение действительно зависит от конкретной ситуации. Дело в том, что любые поломки обычно диагностируются в такой момент, что наилучшим решением остается снятие клапана и его замена на новый. Сама очистка — это довольно эффективное решение, но оно служит скорее профилактической мерой против возникновения неисправности. Удаление загрязнений рекомендуется каждые 60-80 тысяч км. В долгосрочной перспективе это не помешает вам заменить клапан новым, но, безусловно, продлит срок его службы и позволит ему нормально функционировать.

Для чего выполняют удаление ЕГР?

Возникновение ошибок с кодами P0401, P0403, P0404 – P0409 и сигнала «Check Engine» на приборной панели – признак неисправности системы рециркуляции отработанных газов (EGR). Систему ставят на автомобили с дизельным и бензиновым (нетурбированным) двигателями, подпадающими под нормы EURO3 — EURO5. Чаще всего ошибки возникают из‐за датчиков, привода и клапана системы.

Можно клапан отремонтировать, а можно — физически заглушить и отключить всю цепочку управления подачей отработанных газов во впускной тракт. Решать, восстанавливать систему в оригинальном виде или пойти на радикальный шаг – удаление ЕГР, нужно, взвесив аргументы «за» и «против».

Для чего нужна система ЕГР

Появление ЕГР (Exhaust Gas Recirculation system) в двигателе автомобиля – не столько связано с борьбой за экологичность, сколько стало результатом борьбы за повышение его моторесурса. Метод возвращения части отработанных газов в камеру сгорания был запатентован и применен немецкими конструкторами еще в 30 годы прошлого века. О снижении токсичности выхлопа машин тогда мало кто задумывался. Основной задачей «разбавления» рабочей смеси отработанными газами было снижение максимальной температуры ее горения для предотвращения детонации, разрушающей детали ЦПГ.

Как работает система рециркуляции (EGR)

Принцип действия EGR одинаков на всех моделях двигателей. Во время максимальной нагрузки на средних оборотах во впускной коллектор подается строго определенное количество отработанных газов из выпускного коллектора. Объем подаваемых ОГ (5 – 12% от общего объема воздуха в смеси) растет одновременно с увеличением угла опережения зажигания и падает при его уменьшении.

Регулирует подачу клапан, который открывается по достижении определенного числа оборотов мотора (обычно от 1500 об/мин.). Закрывается он после набора максимальных оборотов или их падения до «холостых».

Негативное влияние EGR на работу двигателя

Справляясь с основной своей функцией – снижением температуры в камере сгорания – система способствует образованию в выхлопных газах несгорающих сажевых частиц. Чем дольше и эффективнее работает EGR, тем больше сажи образуется в выхлопных газах, которыми двигатель «питается» с помощью ЕГР.

Попадая во впускной тракт, частицы сажи образуют плотный нагар на его стенках, рабочей поверхности и штоке самого клапана, сужая просвет канала. Изменение соотношения воздуха и топлива, подаваемого в камеру сгорания, в пользу горючего ведет к повышению температуры воспламенения рабочей смеси. Возникает детонация, увеличивается содержание оксидов азота в ОГ.

В запущенных случаях (когда клапан «закис» под слоем сажи и не закрывается) поступление отработанных газов в рабочую зону становится постоянным. Возникают признаки неисправности: падают динамика разгона и мощность двигателя авто, увеличивается сажеобразование в выхлопных газах, забивается сажевый фильтр (DPF), снижается ресурс катализатора.

Зачем производят удаление клапана ЕГР

Срок службы оригинального клапана ЕГР ограничен. В зависимости от марки и производителя авто, его ресурс может составить до 150 тыс. км пробега. В отечественных условиях он редко «дотягивает» до 70 тыс.

Основные причины отказа водителей от EGR:

  • высокая стоимость ремонта и обслуживания системы;
  • агрегат сложно чистить;
  • негативные последствия для двигателя при нарушении режима рециркуляции;
  • двигатель может работать без этой конструкции.

Исправность механизма рециркуляции зависит от качества топлива. При эксплуатации автомобиля на плохо очищенном горючем, содержащем большой процент сернистых соединений и присадок, убирать нагар приходится 1–2 раза в год. Поэтому водители предпочитают просто избавляться от «проблемного» устройства.

Как правильно удалить ЕГР

Некоторые автовладельцы практикуют самостоятельное, «физическое» отключение EGR с установкой кустарной прокладки, закрывающей отверстия клапана. В продаже есть даже оригинальные прокладки, например, от General Motors. Но обойтись одной установкой заглушки удается только на старых «дизелях», где работа EGR регулируется разрежением (пневмомеханический привод). На большинстве современных автомобилей электропневматическая или электронная схема управления — сигналы на открытие и закрытие подачи ОГ идут от электронного блока управления.

Для полноценного удаления EGR нужно одновременно выполнить изъятие клапана и программное отключение ЕГР с перепрошивкой контроллера. Некоторые схемы требуют дополнительной установки эмулятора «правильных» показаний датчиков положения клапана, расходометра и лямбда–зонда. Только тогда удастся избежать повторного возникновения ошибок и частых переходов двигателя в «аварийный» режим.

Последствия удаления клапана ЕГР: плюсы и минусы

Преимущества отказа от EGR:

  • чистый впускной коллектор;
  • снижение дымности выхлопа;
  • прирост мощности на средних оборотах;
  • отсутствие необходимости обслуживать и менять дорогие комплектующие.

Заодно можно провести программное отключение сажевого фильтра и лямбда‐зонда, чип тюнинг двигателя, а также снять ограничение мощности, введенное производителем.

Минусы метода — повышение температуры сгорания топлива и содержания оксидов азота в выхлопе авто. Из возможных последствий — возникновение детонации в определенном диапазоне оборотов двигателя, снижение ресурса моторного масла, повышение риска появления микротрещин в ГБЦ.

Проблемы с недостатком тяги на низких оборотах, «провалы» мощности и черный дымный выхлоп не всегда возникают из-за ЕГР. Поставить диагноз на 100% точно можно, выполнив комплексную диагностику на стенде.

Что такое EGR и почему приходится его отключать?

Воздух который мы «сжигаем» в ДВС состоит не только из кислорода. Больше всего в атмосфере азота, который на Земле находится по большей части в свободном состоянии. В атмосфере его содержание по объему 78%, по массе 75,5%. Ввиду своей значительной инертности азот при обычных условиях реагирует только с литием. Так как ДВС это частный случай теплового двигателя, то для того чтобы иметь максимальный КПД температуру и давление, при которых сжигают углеводороды (дизтопливо в нашем случае), стараются сделать как можно выше, единственным ограничением является только «тепловая» прочность. Но тут возникает проблема — азот. Как было сказано выше азот – это инертный газ, но при высокой температуре (более 2000 градусов по Цельсию) и давлении он окисляется, причем чем выше концентрация кислорода, тем больше получатся оксидов азота. Внедрение системы EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) должно было сократить содержание в выхлопе оксидов азота NOx.

Система рециркуляции отработавших газов (EGR) предназначена для снижения в отработавших газах оксидов азота за счет возврата части отработавших газов во впускной коллектор. Возврат части отработавших газов во впускной коллектор позволяет снизить количество кислорода в топливо-воздушной смеси и, тем самым, уменьшить образование оксидов азота. Однако это вызывает падение эффективной мощности двигателя. Удаление EGR в дизельных двигателях считает допустимым большое количество людей, включая экологов. Удаление системы EGR приводит к увеличенному уровню NOx, однако углеводородные выделения, выбросы макрочастиц (сажа), угарного и углекислого газов существенно уменьшаются. Кроме того, удаление EGR приводит к увеличению экономии топлива. Выхлопной газ, повторно поданный назад в цилиндры, добавляет в двигатель вызывающие износ загрязнители (сажу и смолы) и быстрее окисляет моторное масло, что отрицательно сказывается на ресурсе двигателя.

В общем-то, это единственная задача, которую решает система рециркуляции отработавших газов. Есть несколько вариантов исполнения этой системы, но принцип работы EGR всегда одинаковый: определенное количество отработавших газов через клапан поступает обратно в двигатель. Такая рециркуляция позволяет снизить температуру горения, особенно в бензиновых моторах. А как раз высокая температура – условие появления оксидов азота.

Ни на что другое EGR не влияет. Это – чисто «экологическая» фишка современного мотора. К сожалению, ресурс у нее достаточно ограничен, и приходит время, когда система перестает работать как положено (точнее, вообще перестает). И тогда исключение всей системы из управления двигателем становится хорошим выходом из ситуации. Для большей убедительности скажем, что исправный EGR и так не работает на высоких оборотах или в аварийном режиме – при таких условиях заводской программой блока управления предусмотрено его полное закрытие.

Бояться отключения EGR не надо: единственным неприятным последствием станет повышенное содержание оксидов азота в выхлопе, но если на одну чашу весов поставить какие-то неведомые азоты, а на другую – беспроблемную эксплуатацию автомобиля, то второе, конечно же, перевесит. Ибо экология – экологией, а нервы дороже.

Как и почему перестает работать EGR?

Есть несколько вариантов типичных поломок EGR. Это заклинивание клапана, разрывы цепи актуатора или датчика положения клапана и неучтенный подсос (или утечка) воздуха. Внутри каждого варианта тоже можно выделить несколько типов поломок, поэтому чуть рассмотрим каждую из таких поломок отдельно.

Самый распространенный случай – заклинивание клапана.

Все мы прекрасно знаем, что при горении топлива образуется сажа. Со временем ее количество, оседающее в клапане, затрудняет его подвижность. И клапан, естественно, клинит. Тут возможны два варианта: либо он остается в закрытом варианте, либо в открытом. Тут как повезет, и больше повезет, если клапан останется в закрытом положении. В этом случае сажа хотя бы не попадает в ДВС. Кстати, иногда практикуется такой способ отключения EGR – клапан просто программно закрывают. Почему это не лучший способ – чуть позже.

Открытое положение плохо прежде всего тем, что все отходы горения прямиком летят в цилиндры. Если посмотреть на то, как работает EGR, то можно увидеть интересную картину: во многих режимах работы двигателя клапан закрыт и не принимает никакого участия в работе мотора – например, на высоких оборотах и при большой нагрузке. Если говорить очень грубо, то закрытое положение – более естественное и вреда никакого не приносит. Если, конечно, ошибка EGR не вносит изменений в работу других систем, которые бывают связаны с рециркуляцией.

Так как заклинивание клапана – наиболее частая неисправность EGR, рассмотрим, что чаще всего является причиной, и как можно попытаться отсрочить кончину клапана.

В целом, конечно, понятно, что основной враг клапана – плохое масло и нестабильное качество топлива. В большей степени это относится к дизельным двигателям, хотя во многом применимо и к бензину.

Важное условия долгой жизни EGR – хорошее и своевременное техобслуживание. Ясно, что забитый сажевый фильтр и масло, которое долго не меняли, никак не способствуют долголетию EGR. кстати, при хороших условиях система вполне может жить 150-180 тысяч километров. Правда, она изначально должна быть нормальной, а не конструктивно ущербной.

Вторая распространенная причина – неисправность самого двигателя. Тут вариантов может быть множество. Любая причина, повышающая дымность выхлопа, гарантированно снизит ресурс EGR. Например, грязный воздушный фильтр, утечки наддувного воздуха, текущая форсунка или залегшие поршневые кольца. Это очень важный фактор, особенно для тех, кто в силу своих убеждений будет восстанавливать работоспособность EGR. Ремонт обычно недешевый, поэтому прежде чем заниматься системой рециркуляции, нужно убедиться, что сам ДВС исправен. В противном случае есть вероятность в самом ближайшем будущем опять остаться с заклинившим клапаном.

И, наконец, самая парадоксальная причина заклинивания клапана – это его самоубийство. Да, как ни странно, у клапана EGR есть конструктивная склонность к суициду. Тут опять придется чуть-чуть углубиться в физику работы мотора.

Итак, представим график, на котором по одной оси будет температура горения смеси, по другой – уровень оксидов азота и интенсивность партикуляции (появления твердых частиц в отработавших газах). Если нарисовать кривую NOх, то она будет расти с ростом температуры. А вот кривая, показывающая количество твердых сажевых частиц, будет наоборот, падать. В определенной точке они пересекутся.

Сложность в том, что чем меньше будет оксидов азота в выхлопе, тем лучше экологам, но хуже двигателю – больше выброс партикуляров (сажевых частиц). Задача инженеров – найти максимально сбалансированное решение: надо и сократить NOx в отработавших газах, и не сократить ресурс мотора. И все же в любом случае это решение будет компромиссным, и чем меньше будет оксидов в выхлопе, тем сложнее получится жизнь EGR из-за засорения клапана сажей. Вот так и получается, что эта система в ходе работы губит себя сама, исключительно только выполняя свою работу по снижению в выхлопе NOx. От этого, к сожалению, никуда не деться.

Вторая ошибка, менее распространенная, – это разрывы цепи актуатора или датчика положения клапана. В этом случае ошибка будет выглядеть как несоответствие между заданным и фактическим положением клапана. Впрочем, и в первом случае будет то же самое, поэтому диагностику надо проходить качественную.

И, наконец, третья ошибка – неучтенный воздух. Тут речь идет о простой негерметичности системы.

Так как природа ошибок во всех трех случаях разная, то и методы ремонта и отчасти диагностики тоже отличаются. Разумеется, они также зависят и от конструкции мотора. Например, часто ошибкам EGR сопутствуют ошибки измерения потока воздуха, то есть ошибки датчика расходомера воздуха (MAF-sensor). А в старых системах с вакуумным управлением бывают ошибки по наддуву турбин. Так что к диагностике нужно относиться серьезно.

Итак, допустим, что мы нашли неисправность, и теперь хотим от нее избавиться. Как это можно сделать?

Решение проблем с EGR

Итак, устранить неисправность можно следующими способами:

замена клапана на новую оригинальную деталь;

использование китайских аналогов;

удаление EGR из системы с программным отключением;

программное закрытие клапана.

О первом способе мы уже говорили. Он не самый простой и дешевый, но вполне имеет право на существование. Главное помнить, что если система вышла из строя раньше положенного срока (тысячах на ста пробега или меньше), то, скорее всего, есть какая-то проблема в моторе. Ее нужно обязательно найти и устранить, иначе замена клапана может повториться в ближайшем будущем, и вы просто выкинете деньги на ветер.

О втором способе говорить не будем вообще. Тут без комментариев.

Наиболее дешевый и надежный – третий способ. Именно им обычно и пользуются при отключении EGR.

Итак, тут надо разделить механическую и программную часть работы. Что требуется сделать с механикой?

В общем-то, задача сводится к тому, чтобы перекрыть поток через клапан. Первое, что делают – ставят заглушку. Многие считают, что сделать это легко. Отчасти это так и есть. Но не надо пытаться ставить на пути горячих выхлопных газов заглушку из тоненького паронита или тонкой стали. Такие заглушки прогорают очень быстро, иногда они вообще держатся до первого хорошего нажатия на педаль газа. Заглушку надо делать из стали, лучше нержавейки, причем ее толщина должна быть минимум 2,5-3 мм.

Если с тем, чтобы заварить клапан или демонтировать его и поставить диффузор обычно нет сложностей, то демонтаж клапана с охладителем может быть сложным. Если у клапана есть свой охладитель, то на подающий и отводящий патрубки EGR просто ставят заглушки. Так, например, поступают в случае работы с моторами BMW М-серии. А вот, например, у моторов Volkswagen или BMW серии N автономного контура нет, тут систему охлаждения приходится «кольцевать».

Если с механической частью работы в большинстве сервисов все же справляются, то вот с программной частью ошибки встречаются регулярно. Итак, что нужно сделать с софтом?

Во-первых, запретить клапану открываться. Тут вроде бы все ясно, если программист знает, как найти в прошивке соответствующие карты EGR, но вот дальше все может быть гораздо сложнее: надо исключить ошибки по системе EGR, то есть полностью удалить ее из программы.

Вот тут некоторые программисты сильно перебарщивают и удаляют все, что попадется под руку. Часто их вмешательство затрагивает всю систему диагностики, после чего устранение последствий становится процессом долгим и сложным. И, как правило, дорогим (время – деньги, это очевидно).

Помимо этого следует отключить аварийный режим, в который отправляет нерабочий EGR. И, наконец, на некоторых автомобилях нужно перекалибровать карты по воздуху (поток воздуха через MAF), если софт не делает это автоматически. Иногда об этом тоже забывают, и ЭБУ сходит с ума, пытаясь понять, какой пришел воздух, откуда в нем столько кислорода, и что ему теперь делать с этой непонятной смесью.

А теперь последний способ – программно дать команду на закрытие клапана EGR. Этот метод можно использовать не всегда. Например, он оправдан, когда физический доступ к EGR затруднен из-за конструктивных особенностей автомобиля. И он совсем невозможен, если клапан уже заклинил: программа такой клапан с места не сдвинет. Тут выход один – разбирать и делать все по-человечески.

Надежность этого метода не всегда абсолютна. В первую очередь из-за того, что не всегда можно гарантировать, что клапан перекрыт полностью. Это может привести к попаданию сажи и прочих отходов горения в цилиндры, так и к неучтенному количеству воздуха, поступающего через неплотный клапан. Поэтому предпочтительнее все же глушить EGR полностью: одновременно механически и программно.

Быть или не быть?

Остался последний вопрос: когда мне ехать в сервис на удаление EGR? Допустим, мы смогли вас убедить, что ничего страшного не произойдет, если от этой капризной системы избавиться полностью. Когда лучше это сделать?

О ресурсе клапана уже говорили: тысяч до 150 километров при хорошем ТО волноваться не надо. Если посмотреть на статистику, то на дизельные машины по причине выхода из строя EGR приходится около 80% обращений в сервис, и только 20% – на бензиновые. Что логично, ибо сажи в солярке больше.

В любом случае обязательно придется следить за состоянием мотора. Своевременная замена масла, фильтров, качественное топливо – это обязательное условие. Но со временем все равно что-то начнет изнашиваться. И если форсунку можно отремонтировать или заменить (хотя на большинстве современных дизельных моторов это тоже достаточно дорого), то менять кольца без явных признаков износа мотора только ради работы EGR, наверное, не совсем разумно. Тем более что ресурс цилиндропоршневой группы все же больше, чем клапана EGR, который будет загибаться регулярно даже при небольшом и далеко не критичном износе ЦПГ. Приходится сделать неутешительный вывод: восстановление работоспособности EGR – вещь зачастую экономически неоправданная и почти бесполезная.

Одновременно не стоит забывать, что в горящей лампочке «Check engine» и уходе в «аварию» далеко не всегда виновата система рециркуляции. Причину этих печальных явлений установит только диагностика – так же, как и причины повышенной дымности, плохой динамики и повышенного расхода топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *