Как не нарваться на поддельное масло и как определить контрафакт

Вторая канистра масла, которая стояла передо мной на верстаке в сервисной зоне, ничем не отличалась от той, что я принес с собой – ну, конечно же, кроме типа самого масла, но сути это не меняет. Такие же пластик, наклейки, цвет и так далее, вплоть до мелких деталей. Вместе с тем она оказалась контрафактной, о чем парни узнали совершенно случайно – когда клиент уже перед самой заливкой внезапно вздрогнул и решил проверить ее на подлинность в режиме онлайн. Проверку канистра не прошла. Эта история и побудила меня к написанию данного материала. За экспертными комментариями я обратился к торгующим маслом организациям и его производителям.
Для замены масла поехал в Skoda Атлант-М Тушино. Александр Марков, руководитель сервиса, держит в руках две канистры с маслом. Одна из них поддельная.
Какое масло подделывают чаще всего
Согласно оценкам специалистов индустрии, 20-25% всех моторных масел в России – поддельные. Эта проблема нехарактерна для Западной Европы, но в Азии, России и других странах СНГ – цветет во весь рост.
По словам экспертов, еще 10-15 лет назад подделывали в основном самые массовые и известные торговые марки, так как это упрощало сбыт контрафакта в большом объеме и с максимальной нормой прибыли. Сейчас подделывают все более-менее популярные марки. И внешне отличить оригинальную продукцию от контрафакта часто не под силу даже профессионалу.
Какие бывают подделки
Существует несколько типов подделок, различающихся ценой и качеством. Самые безобидные и легко опознаваемые варианты – кустарные, с использованием старых канистр или же тары от дешевых масел с переклеенными этикетками. Следующий уровень – канистры, уже похожие на оригинал, но с меньшим уровнем качества пластика или этикетки. Отличаются шрифты, пробки, в текстах встречаются орфографические ошибки.
Вместе с тем гораздо чаще встречаются так называемые «идеальные» подделки, внешне ничем не отличимые от оригинала.
Глядя на эти две канистры, невозможно догадаться, какая из них оригинальная.
Более того, зачастую, держа в руках две канистры масла известного мирового бренда – «настоящую» и «левую», – потребитель выберет подделку, так как визуально ее качество (например, в аспекте литья канистры) может быть даже чуть выше!
Качество литья на поддельной канистре на мой взгляд выше, чем у оригинальной.
Дело в том, что подпольные производства, торгующие своими маслами оптом с ежегодным объемом в десятки миллиардов рублей, – это не какие-то там гаражные кустари. У этих компаний есть свои заводы с автоматизированными производственными линиями, сотни тонн нефтепродуктов в цистернах, склады, офисы, логистические цепочки, сайты и зачастую даже сети торговых точек. А еще – юристы и адвокаты и, вероятно, очень хорошие связи. Иначе как объяснить, что этот бизнес не только высокомаржинальный, но и практически непотопляемый?
Изредка такие заводы всплывают в новостях, которые быстро затихают, а поставки контрафакта возобновляются спустя несколько дней.
Что внутри поддельных канистр
Самый любопытный с практической точки зрения вопрос – что внутри контрафактных канистр? Обычно в заключениях по анализу указывается лишь, что поддельное масло по результатам лабораторного физико-химического анализа отличается от заявленного продукта. Этого бывает достаточно для аргументации спора покупателя с поставщиком или возбуждения уголовного дела, пусть и с неясной перспективой.
Но что же вязко плещется внутри поддельных канистр? Вариантов множество, вот самые популярные:
– максимально дешевое моторное масло на минеральной основе;
– базовое масло I группы;
– индустриальное масло (т. н. веретенка) с добавленным загустителем;
– осветленная отработка;
– смесь нескольких из перечисленных компонентов, иногда с добавлением разных неочищенных нефтепродуктов.
По словам специалистов, бывают случаи, когда в контрафактных канистрах вообще не нефтепродукты. Иногда определить точный состав залитого в канистру и вовсе невозможно, но спектральный и химический анализы неумолимо показывают, что к моторному маслу эта субстанция никакого отношения не имеет.
Чем опасно поддельное масло
За что мы платим, покупая моторное масло, имеющее допуск или одобрение производителя для нашего конкретного автомобиля? Все-таки не за абстрактный бренд, а за определенный набор свойств и характеристик. Масло должно в течение межсервисного интервала защищать двигатель от износа при холодном пуске, работе на холостом ходу и высоких оборотах, иметь определенные показатели вязкости и текучести в широком температурном диапазоне. Для этого при блендинге в базовое масло добавляется дорогостоящий пакет присадок, модификаторы трения и вязкости, депрессорная присадка, красители, антипенные вещества и так далее. Входящие в пакет присадок детергенты защищают двигатель от нагара и загрязнения. Ингибиторы подавляют или задерживают нежелательные физико-химические процессы, образуя защитный изолирующий слой на поверхности деталей двигателя. Модификаторы трения, противозадирные и противоизносные присадки защищают различные узлы двигателя в условиях граничного, смешанного и гидродинамического трения.
Нетрудно догадаться, что без всех этих компонентов, на одном лишь базовом масле, двигатель долго не протянет. Хорошо, если внимательный водитель быстро обратит внимание на изменение звука работы двигателя, перегрев, затрудненный пуск при низкой температуре, повышенный расход масла на угар. В противном случае скорой (иногда это 1000-1500 км) поломки двигателя не избежать. Учитывая тот факт, что современные двигатели все чаще не имеют ремонтных колец, вкладышей и поршней, речь может идти о замене агрегата в сборе.
Не сильно лучше для современного двигателя и ситуация, когда вместо дорогой синтетики залита дешевая минералка. Такие масла с минимальным набором присадок не обеспечивают защиты двигателя ни от износа, ни от загрязнения, особенно в условиях городской эксплуатации. Использование такого контрафакта приводит к значительному снижению ресурса двигателя и может вызвать серьезные проблемы уже через 20-30 тысяч километров даже при регулярной смене масла на аналогичное. В случае эксплуатации при низких температурах или в режиме пробок на современном турбомоторе необратимые последствия могут наступить и раньше.
Про последствия езды на веретенке или непонятных субстанциях, думаю, можно не объяснять – если не распознать проблему сразу, двигатель обречен.
Где продаются подделки. Спойлер: везде
Крупные магазины и известные интернет-агрегаторы – не гарантия от приобретения подделки. Поддельное масло можно купить везде: на рынке, сетевой АЗС, онлайн. Во многих торговых точках продавцы «миксуют» оригинальное и поддельное масло на одних и тех же прилавках. На интернет-площадках (особенно в «оптовых» каталогах) выставляется в том числе продукция от непроверенных поставщиков-«однодневок». То есть купить партию поддельного масла магазин или СТО могут и случайно, но чаще всего все участники цепочки (кроме покупателя) понимают, о чем идет речь. Но вступает в игру экономический фактор – в опте подделка всегда дешевле оригинала…
Разумеется, производители масел озабочены этой проблемой и постоянно проводят свои проверки сетей сбыта, в том числе и по сотням обращений от клиентов, подозревающих, что купили контрафакт. В итоге на данный момент у всех производителей масел есть авторизованные дистрибьюторы и рекомендованные точки продаж, работающие только с этими дистрибьюторами. В списках рекомендованных точек есть и интернет-агрегаторы,
которые пошли с производителями на более открытое сотрудничество, активно блокируя поставщиков контрафакта на своих площадках. Выбор торговой точки очень важен для покупателя. Если вы подозреваете, что вам продали контрафакт, который «убил» мотор вашего автомобиля, то обращаться с претензиями придется именно к продавцу.
Как защищают масла от подделки
Практически незнакомая европейцам проблема контрафакта актуальна во многих странах, в том числе в России. Первоначально, когда технический уровень упаковки подделок был сравнительно невысоким, контрафакт можно было отличить по несовпадению цвета, формы или качества литья канистры и ее крышки, различиям в качестве печати и этикетки, различным голограммам. Опытные ребята советовали сверять даты литья канистр с датой производства масла и обращать внимание на форму пломбировочных усиков крышки.
У этих канистр нет никакого различия в дизайне, нет противоречия и между датой производства канистры и даты розлива. Последняя должна быть позже.
Качество двухслойной этикетки на подделке безупречное.
Позже появились и различные цифровые коды, вплавляемые этикетки, лазерные маркировки. Это, конечно, немного осложнило жизнь игроков черного рынка, но не стало существенной проблемой. Хотя бы потому, что большинство методов защиты им удалось обойти, к тому же далеко не все покупатели проверяют купленное масло на подлинность.
За консультацией по этому вопросу я через блог Mobil 1 на Drive2 обратился к производителю моего масла – компании ExxonMobil. Ребята пошли навстречу, связали с техническим специалистом, который рассказал мне немало интересного. В компании различают открытые, закрытые и полузакрытые способы защиты масла от подделки. Закрытые способы – это скрытые технические решения, использование которых в упаковке держится в строгом секрете и не раскрывается даже в материалах уголовных дел. Доступ к перечню таких решений имеют лишь отдельные сотрудники компании-производителя. Отсутствие этой информации в доступе у «пиратов» позволяет определять подделку с высокой точностью. Скрытые признаки оригинальности постоянно изменяются для максимальной конфиденциальности и защиты от утечек информации.
Проверка масла и фильтров на подлинность:
Полузакрытые способы защиты известны большему кругу специалистов, в том числе сотрудникам дистрибьюторов и дилеров. К числу таких способов относятся, например, различные скрытые маркировки канистр или этикеток, видимые лишь в УФ-свете, всевозможные мелкие изменения, регулярно вносимые в конструкцию и внешний вид элементов упаковки.
Открытые способы предназначены для того, чтобы проверить масло на оригинальность могли простые покупатели. Им не нужно искать тайные насечки или радиус скругления крышки канистры. В настоящий момент индустрия пришла к тому, что лучше всего работают проверяемые через интернет или специальное приложение уникальные коды, нанесенные на упаковку в ходе сложного технологического процесса и сопоставляемые с датой производства масла и номером партии. Однако и их уже научились подделывать. Новая система проверки подлинности масел Mobil 1 на данный момент является, возможно, наиболее совершенной на рынке, так как представляет собой не просто числовой или QR-код, а сложную комбинацию из нескольких уникальных признаков.
Глядя на QR код и цветные точки на двух канистрах, кажется, что они одинаковые — даже светятся разными цветами при взгляде сбоку, но это не так – на одной из этикеток точки ощутимо выпуклые, на другой – просто напечатаны на этикетке.
Так, на канистре размещен не только уникальный цифровой код, но и соответствующая ему матрица из расположенных в определенном порядке выпуклых металлических точек, дополненных цветными штрихами. В компании подчеркивают, что технология изготовления такой упаковки запатентована производителем, и повторить ее на данный момент у «пиратов» не получится. Чтобы проверить канистру, нужно отсканировать QR-код на смартфоне или ввести размещенный под ним номер в форме проверки, после чего сравнить расположение цветных штрихов и выпуклых точек.
Эта та самая поддельная канистра. Точки на этикетке плоские, проверку не проходит.
Алгоритм проверки работает хитро – в нем зашит определенный лимит на количество проверок, но «затроллить» систему множественными проверками одной канистры с нескольких устройств, как любят делать некоторые въедливые покупатели, не получится. Система учитывает не только частоту ввода, но и геопозицию пользователей.
Проверка оригинальной канистры. Точки выпуклые, результат положительный.
Собственно, моя купленная в «АвтоРуси» канистра масла Mobil 1 0W40 проверку прошла.
Заодно проверили на подлинность купленные там же оригинальные фильтры VAG. Проверка чуть более сложная – нужно регистрироваться в системе. Да и секретный код размещен на коробке, а не на самом изделии. Но главное, что результат положительный.
Развенчание мифов. Как нельзя определить подделку
Ежедневно в Mobil фиксируют десятки обращений внимательных клиентов, подозревающих, что приобрели поддельное масло. Часто это действительно так – например, когда канистры не проходят проверку по открытым признакам. Но часто дело в том, что потребители пытаются использовать для проверки полузакрытые способы, что может ввести их в заблуждение. Например, когда речь идет о насечках, УФ-метках, мелких изменениях упаковки. Их наличие и расположение могут отличаться от партии к партии, так что такая проверка покупателем абсолютно бессмысленна. По причинам безопасности наличие или отсутствие таких элементов на конкретной канистре конечным покупателям в рамках технической поддержки не раскрываются.
Часть подозрений клиентов связана с потертой или иным способом поврежденной этикеткой (в том числе в области QR-кода), но это также не указывает на подделку. Чаще всего это происходит при дистанционной покупке с длинной логистической цепочкой. В этой ситуации лучше сразу предъявить претензии продавцу.
Интересный метод взвешивания канистр также не может быть критерием проверки масла на подлинность. Хотя эталонный вес канистр известен производителям, его значение они не раскрывают Бесполезно жарить масло, пробовать его на вкус или замораживать в бытовом холодильнике, ведь в подделке могут быть, например, ацетон и другие токсичные вещества. Все, что нужно знать потребителю, – лишь открытые способы защиты, указанные на сайте производителя.
Так как же не купить подделку?
Начнем с того, что не нужно пытаться сэкономить на покупке масла. Даже если канистра выглядит внешне отлично, низкая цена чаще всего означает подделку, что бы там ни говорили продавцы и мастера СТО. Обычно это что-то вроде «мы крупный клиент, берем оптом, поэтому такая цена» или «сейчас особая акция». Акции, конечно, бывают, но все они указаны на сайте производителя. Помните, поддельное масло может «убить» мотор вашей ласточки.
Проверять масло на подлинность нужно обязательно до залива в двигатель.
Так что алгоритм такой. Покупайте масло в рекомендованной точке продаж, торгующей продукцией от авторизованного дистрибьютора (их список есть на сайте производителя). Всегда проверяйте масло на оригинальность до покупки, в крайнем случае – до заливки в мотор. Только так вы будете максимально защищены.
Теперь вам слово, уважаемые читатели! Что вы думаете о проблеме контрафакта, сталкивались ли вы с поддельными маслами, если да, то как определяли подделку? Также буду рад любым дополнениям!
Проверка моторного масла на оригинальность по штрих коду

Моторесурс своего автомобиля для многих автовладельцев важнее, чем покупка нового холодильника или победа любимой команды. И к смазочным материалам, имеющим непосредственное влияние на качество работы двигателя, они относятся ответственно.
К сожалению не все зависит от водителя. С приобретением жидкой смазки в канистрах сталкивались все. Следовательно, о существовании подделки моторного масла знают.

Причины появления контрафактной продукции
Качественные и дорогие бренды подделывать трудно, расходы настолько велики, что это не имеет смысла. Но подавляющее большинство автовладельцев России и стран СНГ приобретают моторные масла среднего уровня. Именно эти марки имеют постоянный высокий спрос и подвергаются подделке. Без специальных исследований отличить их от оригинальных моторных масел невозможно.
Желающих нажиться за чужой счет сейчас много. Они тщательно изучают внешний вид масла и тару, постоянно совершенствуются. Значит, большинство покупателей, сами того не ведая, заливают в любимый автомобиль паленое масло, причиняя ему огромный вред.
Крупные производители замалчивают факты обнаружения целых цехов по производству контрафакта. Возможно, опасаясь снижения спроса на свою продукцию. Если другие марки подделывают реже. Официально свое молчание объясняют тем, что не хотят открывать мошенникам свои секреты защиты.
Угрозы, возникающие при использования подделки моторного масла
Для максимального снижения затрат, производители поддельного моторного масла делают его из дешевого минерального сырья.
Необходимые добавки и присадки добавляют в минимальных количествах или не добавляют вообще.
Такое масло при нагревании становится слишком жидким. Давление резко падает, и детали начинают быстро изнашиваться. При охлаждении наоборот оно густеет больше нормы и двигатель не заводится.
Из-за отсутствия присадок узлы двигателя и внутренние стенки поршневой группы начинают быстро ржаветь.
Все это вместе приводит к преждевременному износу двигателя. В лучшем случае его можно перебрать, а не менять полностью.

На что обращать внимание
Конечно, большинство покупателей не в состоянии на месте провести проверку масла на подлинность. Но есть некоторые особенности приобретения смазочных материалов, на которые нужно обратить свое внимание.
Место приобретения
Согласно официальной статистике почти половина продаваемых в РФ смазочных материалов – масло подделка. Значит, при покупке этих расходников нужно быть особенно осторожным. Где же лучше покупать масло?
Придорожные магазинчики, онлайн площадки, покупка разливного масла не обсуждаются. Это 100% приобретение некачественной продукции.
Совсем немного мест с минимальными рисками:
- Официальные сайты производителей. Они всегда с доставкой.
- Брендовые автозаправочные станции.
- Сетевые гипермаркеты. Всегда закупают у производителя.
- Фирменные магазины производителей моторных масел.
- Маркетплейсы, при наличии фирменного знака в карточке масла.

Стоимость
Обычно, чтобы заманить клиентов, мошенники используют снижение цены. Объявляют акции и большие скидки.
Производители только крупным дистрибьюторам дают возможность приобрести свою продукцию на льготных условиях. Но даже тогда скидка не составляет 1-2%. Значит, если скидка по акции составляет 15% – это реальный повод насторожиться.

Упаковка
Для упаковки машинного масла используется два вида упаковки: металлическая и пластиковая.
Некоторые производители используют только металлические канистры, объясняя это тем, что такая упаковка качественнее. И ее сложнее подделать. Но, реальных доказательств этому нет.
Поддельное моторное масло встречается и в металле и в пластике. Для умельцев нанести нужную маркировку одинаково легко и на металл и на пластик.
По маркировке на упаковке можно узнать информацию о производителе, составе моторного масла, классификации, назначение. Разумеется, необходимо знать, как правильно расшифровать эти данные.
Хранить смазочные материалы необходимо в герметично закрытой упаковке, в проветриваемом и закрытом от солнца помещении.

Канистра
Внешний вид пластиковых и металлических канистр для расфасовки моторного масла не меняется годами. Взять оригинальную канистру собой. Сравнить наклейки, внешний вид, дату, качество печати. Различия будут заметны, если они есть.
Даже внешне, иногда, можно отличить фальсификат масла от оригинала. Цвет, вязкость и запах не соответствуют, это должно насторожить.
Как отличить оригинальное моторное масло
| Оригинальная тара | Фальшивая тара |
| качественный пластик | неоднородный пластик, просвечивает |
| блестит на свету | блеск отсутствует |
| гладкая без заусенцев поверхность | на швах заметна шлифовка |
| ровные швы | при повторном использовании появляются заметные потертости |
При изготовлении канистр используются закрытые, полузакрытые и открытые способы защиты от фальшивок. Закрытые способы знают только производители. Полузакрытые – известны уже крупным продавцам: маркировка этикеток, канистр, изменения, проявляющиеся только при ультрафиолетовом освещении. Открытые способы созданы для покупателей. Это возможность проверить подлинность по коду через интернет.
Крышка
Для крышек фирменных канистр придумано множество степеней защиты: особое рифление, пломба, маркировка, штрих код, голограмма, меняющиеся символы.
Мошенники обычно не могут воссоздать всю защиту и допускают ошибки: крышка неплотно закрывается, пломба может быть просто приклеена, штрих код не стыкуется или отсутствует, голограммы отсутствуют полностью.
Этикетка
В первую очередь служит для защиты. Основные защитные функции выполняет именно она.
- выполнена качественно
- хорошая полиграфия
- приклеена ровно
- приклеена равномерно
- не отклеивается
Этикетка на фальшивой канистре:
- блеклая
- приклеена не ровно
- на поверхности пузыри
- легко отклеивается если зацепить

Штрих код
Штрихкод несет в себе всю основную информацию о товаре. И покупатель может легко узнать ее при помощи интернета. Но даже это мошенники подделывают.
Оригинальный штрих код светится разными цветами при взгляде сбоку, при ощупывании выпуклый.
На фальшивой этикетке код просто напечатан, плоский, не ощущается.
Небольшая памятка отличий оригинального моторного масла и подделки:
| Критерий | Оригинал | Подделка |
|---|---|---|
| Место покупки | Крупный магазин или фирменный представитель | Киоск на заправке |
| Этикетка | Добротная, легко читаемая | С дефектами полиграфии |
| Крышка | Надлежащего качества | Имеет признаки вскрытия |
| Канистра | Из мягкого пластика | Просвечивается, неровный стык |
Дата изготовления
Дата изготовления – это одна из степеней защиты. И на нее обязательно нужно обратить внимание: выбита до секунды и с другими канистрами не совпадает, позже, чем дата изготовления канистры на дне, видно четко, нет потертостей и непропечаток.
Если канистра поддельная: шрифт может отличаться от оригинального, отсутствуют секунды, даты на канистрах совпадают между собой, не всегда читаются.
Топ-5 Моторных масел, которые чаще всего подделывают
Мошенники стараются подделывать продукцию, которая пользуется высоким спросом у покупателей. Именно к этой категории относятся масла:
Liqui Moly

Это популярное и качественное моторное масло. Компания – производитель ответственно относится к защите свое продукции. Но подделки встречаются все равно. Правда, в основном, кустарные. Как проверить масло Liqui Moly?
Оригинальная упаковка Liqui Moly имеет черную крышку со встроенной лейкой. Если на канистре есть повреждения, сколы и проколы от покупки лучше отказаться. Через проколы могли заменить оригинальное масло на более дешевое. Дата изготовления должна быть четкой, не размытой. Иногда, на дешевое масло этой же фирмы приклеивают этикетку с более качественного и продают дороже.
Shell

Почти все товары этого бренда подделывают. Качество оформления канистр очень высокое. От оригинала отличить почти невозможно. Разве что по дате изготовления. Качество шрифта надписи отличается сильно.
Последнее время установить настоящая это продукция Shell или нет можно по штрихкоду. Хотя, не все могут проверить код. И мошенники уже начали подделывать и их.
Elf

Elf – одно из самых популярных моторных масел. Доступная цена, высокое качество и большое количество точек продаж. Имеет хорошие моющие и защитные свойства, хватает на 15 000км даже при топливе низкого качества. Благодаря этому подделывают его часто и много.
Проверить подлинность моторного масла Elf по этикетке и внешнему виду упаковки реально.
Обязательно нужно проверять качество этикетки. Далеко не всегда удается сделать ее как у настоящего.
Между крышкой и канистрой у оригинального масла зазор 1,5мм, у фальсификатов этого промежутка нет. На дне канистры три выпуклые полосы не доходят до края на 5мм, в упаковке с подделкой расстояние до границы 13мм.
Total

Масло от французского производителя обладает высокой вязкостью, щелочным числом и надежно защищает двигатель. Пользуется популярностью у владельцев иномарок. Но очень слабая защита от подделок почти не оставляет шансов на приобретение оригинала.
В первую очередь нужно обратить внимание на этикетку: высокое качество полиграфии, без размывов, четкий рисунок, наличие контактов поставщика. Сзади она сделана в виде буклета с информацией на разных языках. Обязательно должен быть квадрат с восклицательным знаком.
Motul

Качественное и дорогое масло. За счет прочной масляной пленки дает защиту узлам двигателя, обладает широким температурным диапазоном использования, высокой вязкостью и низкой летучестью. Благодаря этим качествам приобретается часто.
Несмотря на высокое качество упаковки и ее защите, проблема подделок существует. Отличить оригинал от контрафакта можно по качеству этикетки.
Сама упаковка оригинальной формы, сделана из качественного пластика черного цвета. На ручке канистры четкая надпись MOTUL. Подделку фасуют в штамповку, которая отличается плохим качеством пластика и отсутствием деталей.
Из чего делают фальсификат
Отличить фальшивое моторное масло от оригинала без дополнительных проверок почти невозможно. Но если учитывать пагубное влияние на двигатель, состав отличается сильно.
Обычно применяют смесь веретенного или трансформаторного масла с дешевым моторным. Мешать могут что угодно, лишь бы достичь примерно оригинальной вязкости и цвета.
Тару могут использовать повторно со станций техобслуживания. Заказывают из Китая.

Как не нарваться на подделку
Приобретать продукцию только у продавцов, закупающих непосредственно у производителя. Обычно такие закупки производят большими объемами, и отдельные канистры фальсификата могут попасть только от персонала.
При покупке внимательно изучить внешний вид, целостность и качество упаковки. Проверить наличие сертификата дилера.
Как понять, что вы купили поддельное моторное масло
Проверить качество моторного масла лучше перед заливкой в двигатель. Цвет, запах не должны вызывать сомнений. Вязкость можно проверить, примитивно положив в морозильную камеру тарелку с каплями масла. Если масло нормальное, оно не загустеет.
Когда смазочные материалы уже работают. Нужно обратить внимание на запуск двигателя при низких температурах. И уровень расхода масла. Если его приходится постоянно подливать, значит, масло поддельное – слишком быстро прогорает.

Что делать если продали подделку
Если при проверке моторного масла после покупки обнаружилось, что оно некачественное, его нужно вернуть. Для этого нужно иметь чеки, паспорт и само масло. В магазине заполнить заявление на возврат.
Когда продукция явно испорчена, прошел срок годности, скорее всего трудностей не возникнет. Но скорее всего, продавец будет настаивать на экспертизе. Она может проводиться десять дней. И если выяснится, что масло нормальное, деньги не вернут.
«Акцизы» сменились с 1 декабря. Как теперь проверять моторные масла на подлинность?
«Явная подделка ушла с витрин в подпол» — под таким заголовком вышел последний материал нашего масляного расследования, датируемого еще весной 2019 года. Читатели подтверждали: действительно, контрафакта стало меньше. По внешним признакам оригинал от подделки не отличишь. Особенно эффективно в борьбе помогал верный и простой способ проверки канистры на подлинность — с помощью акцизной марки. Недавно в сфере произошли изменения — вместо привычных буквенно-цифровых кодов стали печатать QR-коды (если точно — коды DMC). Очевидно, что подделки не исчезли полностью с белорусских прилавков. Как сейчас проверять масло на подлинность?
Если попадается банка со старой акцизной маркой
Все помнят, что моторное масло — подакцизный товар. На наклейке, которую обычно размещают на крышке канистры, указаны сведения о поставщике или реализаторе. Чтобы расшифровать буквенно-цифровой код на старом акцизе, нужно обратиться к электронному банку данных бланков документов. А затем сопоставить информацию со списком официальных дистрибьюторов на сайте производителя масла.

На следующем фото — пример. Код для моторных масел единый — 204607. Серия — ЭГ. А дальше — идентификационный номер. В данном случае удалось узнать, что товар поставлен «ПС Авто Групп» (официальный поставщик Total в Беларусь).

Теперь будет по-другому
С ноября 2021 года в редакцию стали поступать письма от обеспокоенных читателей. В качестве примера приведем слова Александра: «После статьи о поддельном моторном масле всегда проверяю акциз согласно вашей инструкции. Но сегодня при покупке масла попалась акциза, которая никак не вводится в банк данных. Информации об акцизах в общем доступе почти не найти. Были ли какие-то изменения по акцизам или это подделка?»

Действительно, акцизные марки изменили свой внешний вид, их правильно называть контрольными знаками. Требования закреплены официально — в редакции от 06.01.2021 указа №243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками». С 8 июля текущего года введена обязательная маркировка унифицированными контрольными знаками. На фото ниже — прежняя и новая марка в сравнении.

«Для того чтобы узнать, кто импортер, нужно было вручную вводить данные, указанные на контрольном знаке (код, серия, номер). Сейчас все стало проще: скачал приложение „Электронный знак“, навел камеру — и готово, — говорит Павел Черногоров, начальник отдела продаж продуктовых направлений компании „Армтек“. — Если вдруг не сработает, также можно ввести данные вручную. Действительно стало намного удобнее».
Также проверить данные, указанные на контрольном знаке, можно на сайте Государственной информационной системы маркировки товаров.

Важно подчеркнуть, что в продаже осталось еще достаточно много продуктов со старой маркировкой, что допустимо.
Проверка автомасла на подлинность и качество
Моторное масло призвано защищать детали двигателя от износа, обеспечивать слаженную работу механизмов. Правильно подобранный смазочный материал позволяет снизить расход топлива. Но как узнать, что моторная жидкость выработала свой ресурс, потеряла свои первоначальные свойства, и требует замены? Еще один аспект, который приходится учитывать: наличие контрафактных смазочных материалов в торговых точках. Автолюбителям поневоле приходится изучать признаки оригинальности продукта, ведь применение фальсификата влечет серьезные последствия. Рассмотрим как самостоятельно проверить моторное масло на качество и подлинность.
Для каждого вида смазочного материала существует свой срок службы. По истечении этого времени смазка становится непригодной для эксплуатации! Ресурс автомасла указан на этикетке производителем (период замены обозначается величиной пробега, после которого необходимо поменять масло в двигателе). Но этот срок считается условным по той причине, что он не учитывает условия эксплуатации (например, частый простой в городских пробках при включенном двигателе, и другие нюансы).
Процесс проверки масла на подлинность
Анализ по всем необходимым параметрам в домашних условиях провести невозможно из-за отсутствия специальной аппаратуры. Но визуально определить требует ли моторная жидкость замены, проверить масло на качество довольно просто. Важно знать, как сделать это правильно.
Сверка цвета
В индустрии ГСМ не существует единого стандарта, который регламентирует цвет моторного масла. Он может быть от светло-коричневого до темного оттенка. По сути окраска жидкости зависит от производителя и добавочных компонентов. Например, смазочный материал на графитовой основе может иметь почти черный цвет. Производитель на свое усмотрение может использовать различные пигменты.
В большинстве случаев сверку цвета проводят для того, чтобы исследовать моторное масло на подлинность. Оригинальный продукт имеет первоначально чистый цвет от охры до коричневого без посторонних вкраплений. Главное условие — янтарно-желтый оттенок. Именно он указывает на соответствие качества. Темный же оттенок говорит о ненадлежащем качестве, и указывает на сомнительное происхождение масла.
Этикетка и ее внешний вид
Для того, чтобы не приобрести в торговой точке фальсифицированный СМ, необходимо читать этикетку товара. Изготовители кустарных смазок не всегда уделяют должное внимание на внешний вид своего творчества. Иногда на этикетке контрафактного продукта не содержится даже основной информации. Внимательный автолюбитель сможет отличить подделку от оригинала по следующим признакам:
- Показатель вязкости по стандарту SAE наносится ниже торгового названия смазочного материала, и обозначается цифрой, буквой (W для всесезонных масел), двухзначным числом. Литера W может отсутствовать, если масло предназначено для использования только в теплое время года. В основном вязкость обозначается таким образом: 5W-40. Производители оригинальных СМ имеют в собственном ассортиментном ряду автомасла всех вязкостных показателей.
- Название марки нанесено четко, без ошибок.
- Информация о типе двигателя (бензиновый, дизельный).
- Дата изготовления, розлива и срок службы наносят на канистру.
- Серьезный производитель обязательно укажет на этикетке технологические особенности СМ.
- Обязательная информация на лицевой стороне этикетке о происхождении базы (минеральное масло, полусинтетическое, синтетика).
- Класс качества, который обозначен символами мировых стандартов, например, API и ACEA.
- Указание на список производителей ДВС, одобривших данный продукт для использования.
- Применение. Изображение вида транспортного средства, для которого произведено данное автомасло.
Этикетка должна содержать четкие надписи и символы. Не допускается размытых надписей. Края этикетки должны быть ровные, хорошо проклеенные. Полиграфия высокого качества отличает оригинал от подделки.
Проверка кода
ГСМ, поступающие на прилавки отечественных магазинов и на станции техобслуживания, имеют дополнительную защиту от подделок: нанесенный линейно или в двухмерном виде Datamatrix, PDF, QR-код.
Эта информация позволяет получить подтверждение подлинности продукта посредством ввода кодов на странице официального сайта производителя или телефонного звонка на горячую линию. Существует линия поддержки, информацию о которой можно найти на оборотной стороне канистры.
Некоторые производители в качестве защиты используют специальный уникальный код, который наносится на пломбу, под этикетку и под крышку тары.
Соотношение цены и качества
Желание приобрести СМ по низкой цене не всегда оправдано. Если масло в торговом предприятии предлагают купить по цене ниже средней, это должно насторожить автовладельца. Снижение цены в розничной сети ниже чем на 10% — высокая вероятность поддельного товара. Узнать среднюю стоимость автомасла можно воспользовавшись интернет ресурсом.
Знаменитые торговые бренды никогда не проводят акций, условием которых становится невероятно низкая цена. Желание сэкономить таким образом может причинить вред автомобилю, ремонт которого потребует значительных финансовых затрат и времени.
Определение качества моторного масла
Качество смазочного материала определяют для того, чтобы выяснить требуется ли его замена. Способов такой диагностики несколько.
Проверка методом масляного пятна
Для того, чтобы результаты теста были максимально информативными, следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- запускаем двигатель и прогреваем его в течение 5-10 минут и глушим;
- для забора образца понадобится бумага желательно белого цвета размером примерно 10*10 см;
- с помощью масляного щупа наносим каплю жидкости на бумагу, диаметр капли не должен превышать 3 см;
- кусочек бумаги кладем для высушивания примерно на 2 часа.
После чего можно приступить к оценке свойств смазки. На листочке бумаге образуется пятно, в котором будут явно видны три зоны: ядро (d1), вокруг него краевая зона (d2), и обрамляющая ее дисперсная (D). Измерив эти зоны в мм, можно воспользоваться формулой Дс=1- (d2)²/ D². Если полученное значение менее 0.3 мм, это означает, что жидкость потеряла свои диспергирующие свойства, и подлежит замене.
Рассмотрим как определить качество моторного масла самым доступным и простым способом.
Забор масла для этого теста производится так же, отличие лишь во времени подсыхания. В данном случае достаточно 15 минут. Визуальная оценка производится по образованному на бумаге пятну. Жидкость требует замены, если присутствуют характерные признаки:
- масло густое и темное, капля не растеклась. Это сигнализирует о том, что смазка старая, и не годится для дальнейшего использования;
- наличие коричневого ореола по краям капли, свидетельствующее о нерастворимых частицах в СМ. Они попадают в масло в процессе окислительных реакций;
- присутствие мелких металлических частиц, указывающие на неудовлетворительную защиту деталей от трения. Это способствует быстрому износу металлических поверхностей.
Светлое ядро свидетельствует о том, что масло не потеряло своих рабочих качеств.
Если в канистре осталось незначительное количество неиспользованного моторного масла, можно взять его для сравнения с отработанным образцом.
Пятно на фильтровальной бумаге можно сравнить с показаниями специальной таблицы «Шкала образцов капельной пробы». По результатам такого теста можно сделать следующие выводы: при оценке от 1 до 3 поводов для беспокойства нет. Оценка от 4 до 6 баллов считается средней. А при значении от 7 баллов необходима срочная замена масла.
Проверка посредством бумажного теста
Таким способом определяется количество присадок. На бумагу (газету или тетрадный лист) наносят каплю масла, и под наклоном наблюдают как жидкость стекает вниз. Качественный продукт оставит практически незаметный след. Темный след стекающей капли указывает на чрезмерное наличие присадочных компонентов. От использования такой смазки лучше отказаться.
Проверка на вязкость
Показатель вязкостных свойств — один из главных показателей качества. Для самостоятельной оценки понадобится воронка с очень узким горлышком (примерно в 1 мм). Можно использовать масленку для швейных машин, срезав дно. Понадобится два образца автомасла: то, что осталось в канистре, и то, что слили с двигателя.
Сначала в воронку заливаем неиспользованное масло, и считаем количество капель за определенный промежуток времени. Затем то же самое проводим с отработанным образцом. Если результат имеет значительное расхождение в обе стороны, необходима замена смазочного материала.
Чем грозит использование контрафактного масла
Контрафактные смазки производят из низкосортных промышленных масел. Они не способны защитить двигатель от трения и износа. В неподходящую базу недобросовестные производители добавляют компоненты, используемые для тяжелой техники, и это несет прямую угрозу ДВС легкового автомобиля.
Признаки поддельного масла проявляются в следующем:
- повышенный шум мотора в работе;
- проблемы с запуском;
- образование нагара и сажи, ржавчины.
Все это происходит потому, что контрафактные продукты не могут защитить силовой агрегат от трения и износа. Через несколько тысяч километров пробега существует реальная угроза выхода из строя мотора. Иногда понадобится его замена, и каждый автовладелец представляет какие средства понадобятся в этом случае.
Как защититься от подделки
Проверка образцов моторного масла в лабораторных условиях даст точные результаты подлинности продукта. Но для того, чтобы не приобретать контрафакт, внимательно ознакомьтесь с упаковкой, проверяйте информацию на этикетке. Не стоит доверять продавцам на стихийных рынках, и гнаться за дешевыми смазками. Ремонт и замена двигателя внутреннего сгорания обойдутся вам намного дороже. Помните об этом, и выбирайте масло правильно!