Почему платная дорога такая дорогая
Перейти к содержимому

Почему платная дорога такая дорогая

  • автор:

Почему платные дороги могут скоро подорожать втрое. Изучаем проект Минтранса

Недавно министерство транспорта РФ представило проект постановления с длинным названием "О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе содержащих искусственные дорожные сооружения), платным участкам автомобильных дорог, являющимися отдельными искусственными дорожными сооружениями)".

Ехать по платнику приятно и быстро. Печаль наступает только в момент оплаты.

Постановление предусматривает кратное увеличение стоимости проезда по платным дорогам, которые и без того чрезмерно дороги для большей части населения нашей страны.

Долг платежом красен. Скоро будем платить намного больше, если постановление будет принято. Уверен, многие водители просто откажутся от езды по платникам.

Из чтения пояснительной записки к проекту становится, очевидно, что хорошие дороги в России строить и эксплуатировать дороже, чем в Европе. "Автодор" испытывает недостаток бюджетного финансирования, значит, деньги надо получать внебюджетно — то есть, от нас с вами. Необходим пересмотр всех тарифов, чтобы "сформировать объем тарифной выручки, достаточный для финансирования затрат по обслуживанию возвратного финансирования с учетом необходимости обеспечения (накопления) одновременно затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильной дороги". Другими словами, тарифы надо значительно поднять, причем это касается как дорог "Автодора", так и дорог, построенных в результате государственно-частного партнерства (например, в форме концессии), как трасса М11.

Насколько предлагается поднять тариф? Как минимум, до европейского уровня!

Следите за руками:

Тариф на государственных платниках в России составляет с 2015 года 2.65 рублей (цифра уже ничего не значит, с учетом ежегодные индексации в ценах 2021 года это уже 3.65 рублей).

Авторы проекта не поленились и выполнили интересный расчет — взяли стоимость европейских платников, и привели их к рублям, через коэффициенты с учетом покупательской способности (от 2019 года), посчитанные американской аналитической компанией Knoema (к слову, основанной пермяком Владимиром Бугаем и белорусом Владимиром Эскиным. Люди в мире бизнес-аналитики известные. Причем противоречиво — аналитическая компания "Прогноз", где оба профи работали на руководящих постах, к в 2018 году накопила долгов на сумму более 155 млн рублей, по 49 арбитражным делам).

Так вот, профессионалы все посчитали, и получилось, что в Европе стоимость проезда по километру платника, приведенная к рублям и российской покупательской способности, стоит на 35,5% больше, чем в России, то есть 3.59 руб. Хотя, на самом деле, меньше, так как с учетом индексаций в России сейчас стоимость составляет 3.65 руб. Но, как говорится, к черту подробности!

Таким образом, по логике авторов проекта, нужно взять цифру в 3.65 рубля (помним про инфляцию), и прибавить 35,5%, получив 5 рублей за 1 км как стоимость максимального тарифа, применяемого при оценке проезда по "отдельным искусственным дорожным сооружениям" платной дороги, а не по всей ее протяженности.

Далее приводятся еще интересные цифры. Новая дорога (а конкретно, участок ЦКАД) в обход д. Малые Вяземы, пусковой комплекс № 5, стоит 10 млрд рублей за 6.5 км, из них 1 км искусственных сооружений обходится в 4.7 млрд. Чтобы эта дорога окупилась за 26 лет, нужно, чтобы размер платы за проезд по 6.5 километровому участку составлял не менее 50 рублей с легковушки или мотоцикла. Это много, и противоречит предыдущему расчету. Как собрать такие деньги с водителей? Правильно, "раскидать" стоимость по всем платникам страны!

На примере готовящихся проектов по строительству обхода д. Малые Вяземы и обхода г. Балашихи и г. Ногинска в рамках строящейся автомобильной дороги М-12 Москва – Нижний-Новгород – Казань опытные экономисты Минтранса рассчитали "средневзвешенную величину экономии, получаемой пользователями этих автомобильных дорог" и решили, что она составляет 8,12 рубля за км. Этот пункт мне не очень понятен, но я не экономист. О какой экономии может идти речь для частного пользователя, едущего к себе на дачу? Разве что, о времени, которое никак не может рассчитываться в контексте того, что оно что-то стоит, это же не рабочее время. Будем считать, что эта цифра — средняя температура по больнице, абсолютно бессмысленна для дачников.

Хотя в записке написано прямо — эти дороги проложены в высокоурбанизированнной местности, и бесплатная альтернатива максимально загружена. О ее реконструкции, конечно, речи не идет, по крайней мере, не в этом постановлении.

Так вот, на основании этого расчета экономии в Митрансе предлагают для всех новых построенных дорог установить тариф (без учета будущей ежегодной индексации) в 8 рублей за километр. По сравнению с условными 2.65 нынешней цены, это рост более чем в три раза! При этом стоимость проезда по искусственным сооружениям (мосты, эстакады, тоннели) составит 29 рублей за км.

Подведем промежуточный итог. Если я по нынешним тарифам платил за поездку на дачу по М4 (первый платник) 210 рублей, то после подписания постановления отдам за этот же участок минимум 285 рублей (на самом деле, сумма будет еще выше из-за инфляции).

Поездка же по новым платникам вырастет по цене как минимум втрое!

Но и это еще не все. Как вы знаете, часть платников строится с привлечением средств частных инвесторов, например, участок трассы М11 "Мкад-Солнечногорск" (15-58 км).

Тарифы на этом участке самые высокие, например, вчера при проезде из Питера в Москву я отдал при проезде по транспондеру "Автодора" с подключенной 15-процентной скидкой целых 2927 рублей (с учетом ЗСД и съезда на ночевку), из них 800- за последний 43-километровый участок. То есть 18.6 рубля за километр.

При этом новый проект предусматривает, что проезд по километру такого платника не может стоить дороже 16.5 рублей за километр для легковушки. Откуда тогда такие цифры уже сейчас? Все дело в искусственных сооружениях (эстакадах, мостах и так далее).

Предельное значение максимального размера платы за проезд по дорогам, созданным или реконструированным на основании концессионных соглашений

Проезд по ним раньше стоил на "концессионных" платниках 84 рубля за км, а теперь будет стоить 115.5 рублей, то есть увеличение стоимости — более 37%. Таким образом, можно предположить, что как минимум на эту дельту и увеличится общая стоимость проезда, то есть проезд от Москвы до Солнечногорска или в обратном направлении будет стоить уже 1096 рублей.

По мнению авторов, то есть Минтранса, "Принятие проекта постановления и реализация его положений не повлечет негативных социально-экономических последствий."

На этом сеанс занимательной математики можно заканчивать, и у меня только один вопрос — как все это коррелирует со снижением реальных доходов населения? К слову, медианная зарплата в Московской области составляет 45 000 рублей.

Может быть, усилия чиновников должны тратиться в направлении роста нашего благосостояния, а не наоборот? Вы что думаете на этот счет?

Платные дороги в Москве: сколько стоит проезд в 2023 году и куда ведут

Фото: stroi.mos.ru

Платная дорога — это трасса или ее участок, за проезд по которым взимается плата. Трассу строят в качестве альтернативы уже существующей бесплатной дороге. На ней нет ограничений в виде населенных пунктов, светофоров, железнодорожных переездов, тоннелей. Преимущество платных дорог — отсутствие пробок, а также хорошее качество асфальта и освещение. Это позволяет водителям значительно выиграть время в пути.

В России о платных дорогах заговорили в начале девяностых. Но первая функционирующая платная дорога появилась только в 1999 году — это был 20-километровый участок трассы М-4 «Дон», который проходил в обход села Хлевное в Липецкой области. Тогда проезд по трассе для легковой машины стоил 5 руб. Через год платная часть дороги разрослась в 2,5 раза. Сейчас дорога М-4 «Дон» насчитывает порядка 800 км.

Фото: stroi.mos.ru

Фото: Autonews.ru

С тех пор число платных магистралей в России постоянно увеличивается. Однако любую новую или отремонтированную дорогу платной сделать нельзя. Одним из главных условий взимания с водителей денег является то, что должен быть альтернативный бесплатный объезд.

Платные дороги:

  • ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога в Московской области) — Подмосковье и Новая Москва
  • М-1 «Беларусь» — от Москвы до границы с Республикой Беларусь
  • М-3 «Украина» — от Москвы до Брянска
  • М-4 «Дон» — от Москвы до Краснодара
  • М-11 «Нева» — от Москвы до Санкт-Петербурга
  • М-12 «Восток» — от ЦКАД до Владимира (в будущем от Москвы до Казани)
  • МСД (Московский скоростной диаметр) — Москва, от Солнцево до М-11 «Нева» с ответвлением на М-12 «Восток»
  • ЗСД (Западный скоростной диаметр) — Санкт-Петербург

Московский скоростной диаметр

Московский скоростной диаметр (МСД) — это платная скоростная магистраль, которая протянулась на 68 километров с севера на юг Москвы. Трассу называют скоростным диаметром, потому что на нем нет ни одного светофора, которые тормозили бы движение. Плюс масса развязок с дорогами, которые берут на себя большую часть транзитного транспорта, минуя центр города.

Фото: stroi.mos.ru

МСД образована двумя хордами (Северная восточная хорда и Южная восточная хорда) и соединяет 10 крупнейших вылетных магистралей столицы. Здесь 14 удобных транспортных развязок, которые обеспечивают разгрузку Садового кольца, ТТК и МКАД, а также улучшают транспортную доступность 48 районов города, где проживает более 4,5 млн москвичей.

Основной участок МСД протяженностью около 40 км — от входа в город федеральной трассы М-11 на севере до Косинской эстакады — запустили осенью прошлого года. До конца 2023 года планируется завершить работы по соединению основного участка МСД со строящейся федеральной трассой М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» в районах Косино-Ухтомский и Некрасовка, а также завершить строительство Южного участка МСД: от шоссе Энтузиастов до автомобильной дороги «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, сообщается на сайте МСД.

Благодаря запуску основного участка МСД на 13 процентов снизилась нагрузка на северо-восточные участки МКАД. Магистраль разгружает Садовое кольцо, МКАД и ТТК. На 30 процентов стала выше пропускная способность транспортных коридоров, проходящих через территорию Московского региона за счет разгрузки МКАД, ЦКАД. На 20 процентов быстрее проезжает скорая помощь в районах, прилегающих к МСД.

Когда поедет весь Московский скоростной диаметр, город можно будет пересечь без единого светофора за 40 минут. Время в пути в аэропорты Шереметьево и Домодедово сократится на 20-25 минут.

Власти столицы пояснили, что МСД создается не для улучшения транзитного движения, а для разгрузки городских дорог, оптимизации работы общественного транспорта, лучшей связки внутренних районов Москвы. Для тех, кто двигается внутри города, дорога бесплатная.

Для транзитных автомобилей проезд по МСД является платным. Стоимость — 950 рублей.

Фото: stroi.mos.ru

Транзитным он считается в случае, если:

— автомобиль дважды пересек границы ЦКАД (в любом месте) в течение 24 часов и проехал по МСД,
— между въездом автомобиля на МСД и съездом с МСД прошло не более 2 часов.

Оплатить поездку необходимо только за каждый полностью совершенный маршрут ЦКАД-МСД-ЦКАД независимо от времени дня, типа транспортного средства или количества транзитных проездов по МСД. Въезд для грузовых транспортных средств запрещен, за исключением машин с пропусками.

Проезд по МСД бесплатный для:

  • транспортных средств с номерами Москвы и Московской области;
  • транспорта общего пользования (наземный городской транспорт);
  • такси с разрешением на перевозки в Москве и Московской области;
  • транспортных средств, на которых осуществляются регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам;
  • специального транспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспорта организаций федеральной почтовой связи, осуществляющих перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций.

Как оплачивать

На МСД нет пунктов оплаты со шлагбаумами. Проезд отслеживают дорожные фото- и видеокамеры: они автоматически считывают номера автомобилей.

Оплатить проезд по МСД можно сразу, не дожидаясь появления начисления — в течение 5 дней на сайте msd.mos.ru, в приложении «Парковки России», либо непосредственно во время поездки — при помощи транспондера.

Транспондер дает скидку на проезд по платным дорогам, а также позволяет проезжать через пункты оплаты гораздо быстрее. Подробнее о транспондере.

Почему на платной Ленинградке действует такой высокий тариф

Напомним, что под головным участком новой Ленинградки подразумевается отрезок дороги от МКАДа до подмосковного Солнечногорска — с 15-го по 58 км. Проезд для легковушки по этой дороге обойдется в диапазоне от 100 до 600 рублей в зависимости от маршрута и времени суток, а с транспондером это будет дешевле — от 80 до 480.

Например, чтобы днем воспользоваться платными участками от 21 км по 1119 км шоссе М-4, по которому мы ездим на юг, для легковой машины без транспондера потребуется 1090 рублей, с транспондером — 837. Но в случае с Ленинградкой речь идет о 43 километрах до Солнечногорска, а «платники» на трассе «Дон» насчитывают более тысячи верст до Ротовской области. Разница говорит сама за себя.

«Сравнивать тарифы на проезд по М-11 и М-4 некорректно, — комментирует ценовую политику управляющей компании Олег Завьялов. — Дорога М-11 — новая, современная трасса, которая проектировалась и строилась абсолютно с нуля.

Не стоит также забывать, что границы платной дороги начинаются непосредственно от МКАД, а пункты пропуска стоят дальше. Таким образом, жители Долгопрудного и Химок абсолютно бесплатно пользуются дорогой. Также, например, бесплатно ездит общественный городской транспорт, например, автобус 400Э, курсирующий по М-11 между Зеленоградом и станцией метро «Речной вокзал».

Уникальность нашего проекта также в том, что он реализуется в рамках государственно-частного партнерства, треть средств инвестировало государство, остальная часть — кредиты, частные инвестиции, облигации. А что касается тарифов на проезд, то они рассчитываются исходя из спроса на тот или иной маршрут».

Не секрет, что средства, затраченные на строительство и эксплуатацию современного автобана, участникам проекта придется окупать немалые. По официальной информации, общая стоимость реализации головного участка дороги составляет более 60 миллиардов рублей (в том числе, стоимость строительства без НДС в размере 44 миллиардов и обслуживание кредитной линии). К государственному финансированию относятся 22,850 миллиардов из Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Остальная часть — коммерческое финансирование, в том числе, собственные средства акционеров — более 8 миллиардов рублей и привлеченные ими заемные финансы (банковская кредитная линия Сбербанка и Внешэкономбанка (до 29,2 миллиардов рублей), долгосрочные проектные облигации (в размере 10 миллиардов рублей).

В Москве впервые применили резиновую «зебру»

ГИБДД будет наказывать за пьяную езду по-новому

Трафик

На первый взгляд, повысить прибыль можно за счет снижения тарифов за проезд, когда более лояльные цены привлекут поток новых клиентов. Однако представитель «Северо-Западной концессионной компании» уверяет, что эта модель на платных дорогах не работает, так как за счет снижения тарифов можно увеличить трафик, но не прибыль.

Тем более, что и при нынешних ценах за проезд трасса М-11 не пустует. Например, в летнее время автобаном ежедневно пользуются более 50 000 автомобилистов в день, а в периоды высокой загруженность трафик достигает 75 000 машин за день.

«Причем, платную дорогу выбирают не только пользователи Ленинградки, — подчеркивает Олег Завьялов. — Наши клиенты, например, объезжают пробки на Пятницком и Дмитровском шоссе».

Не секрет, что для руководства М-11 выгодны пробки на бесплатных альтернативах. Ведь модель использования платного автобана достаточно простая: платежеспособный водитель выбирает его, когда запружены обычные дороги. Тем более, там гарантирован комфорт: отсутствие светофоров, качественное покрытие, высокий уровень безопасности, бесплатный сервис.

Но тогда зачем при строительстве новой трассы инициаторы проекта обещали решить одну из главных задач — разгрузить М-10 и увеличенить ее пропускную способность? Ведь на старой Ленинградке на отрезке до Солнечногорска никуда не делись глухие заторы в обе стороны в районе Химок, Кириловки, Дурыкино и в других населенных пунктах…

Бесплатные услуги

Зато, если уж вы въехали на М-11, заплатив по установленному тарифу, то ничего дополнительно платить уже не нужно. По словам Олега Завьялова, все клиенты могут абсолютно бесплатно обратиться к услугам аварийного комиссара. Например, если у них сломался автомобиль или спустило колесо.

Кроме того, на М-11 предусмотрена бесплатная эвакуация в пределах платного участка от МКАД до Солнечногорска (58-й км трассы М-11). Вызвать комиссара можно по телефону *2011. Все эти услуги включены в стоимость проезда.

ГИБДД разрешит ездить без «прав»

Власти готовят подорожание литра бензина на 3,3 рубля

Как сэкономить

Как и на других платных дорогах, на новой Ленинградке есть возможность минимизировать стоимость проезда за счет скидки при пользовании транспондером и различными клиентскими программами. Электронное устройство предоставляется в аренду, но если в течение месяца водитель его не применил, арендная плата не взимается.

Скидка за проезд составляет 20%, а также водитель может приобрести абонемент на 10, 20 и 30 поездок, таким образом стоимость поездки можно на 60%. По абонементу до Солнечногорска реально доехать за 280 рублей.

В чем уникальность

По словам Олега Завьялова, для того, чтобы проезд был быстрым, комфортным и безопасным при строительстве трассы использовались новейшие технологии и самые эффективные дорожно-строительные материалы. Иными словами, самый качественный асфальт укладывался с помощью самой передовой техникой с учетом всех необходимых параметров.

Кроме того, специально для строительства трассы был разработан целый комплекс мер безопасности. Например, на М-11 работает центр управления и мониторинга дорожным движением, организована оперативная помощь на дороге и эвакуация аварийных транспортных средств. Каждые шесть часов дорогу патрулируют сотрудники службы безопасности.

М-11 оборудована подземными переходами для животных, подходы к которым защищены специальными экранами, для того, чтобы воздействие шума и света фар машин на них было сведено к минимуму. Очистка ливневых и талых вод осуществляется с использованием современных технических средств и технологий, исключающих загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

Что касается эстетики, то все элементы придорожной инфраструктуры — здания пунктов оплаты за проезд, технические строения — выполнены в едином современном архитектурном стиле с использованием ландшафтного оформления.

Как утверждает представитель управляющей компании, головной участок новой скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург стал одной из первых в России магистралей европейского качества, при строительстве и эксплуатации которой использовались только инновационные технологии.

«Платная дорога должна выполнять свою основную функцию — обеспечивать быстрый, комфортный и безопасный проезд, и М-11 это гарантирует», — резюмировал Олег Завьялов. Вот только удовольствие это далеко не для всех, а, увы, лишь для избранных.

Привыкнем и будем платить? Палатные дороги в России опять подорожают

Ничего удивительного не произошло. Просто стало известно, что стоимость проезда по платным дорогам опять повысится. А разве кто-нибудь верил, что будет иначе?

Формально нас успокаивают. «В 2023 году повышение стоимости проезда по платным дорогам в России будет точечным», заявил заместитель председателя правления «Автодора» Константин Макиев. А окончательное решение по этой теме примут в июле. При этом намекают на то, что речь преимущественно пойдет о новых дорогах.

В общем-то, наш человек привыкает ко всему. Когда дорога М-11 только-только открылась, машин на ней практически не было. Можешь ехать хоть по синусоиде, хоть 300 км/ч – никто не помешает. Однако постепенно стали появляться фуры – все-таки многочасовые пробки в том же Волочке неприемлемы для любого предпринимателя. Но предприниматель, в итоге, просто задерет цены на перевозимый груз и отобьет свои затраты – платить же за все будет конечный потребитель. А до него особого дела никому и нет. Хотя строились такие дороги фактически за его счет.

В феврале нынешнего года проезд по «платникам» подпрыгнул в цене примерно на 17−25%, хотя местами ценники выросли и выше, аж на 50−70%. Неудивительно, что очень многие автомобилисты стараются, где только возможно, объезжать их стороной – в ряде случаев даже авиабилеты становятся предпочтительнее по цене. Аналитики на местах сообщают, что поездка по трассе «Дон» с учетом заправок и остановок в сезон становится вдвое дороже путешествия на самолете. Казалось бы, есть смысл понижать тарифы и увеличивать, таким образом, автомобильный поток: ведь крупные проекты должны окупать себя «количеством».

Координатор движения «Синие ведерки», Петр Шкуматов, отмечает, что, скорее всего, подорожание платных дорог связано с удорожанием стоимости привлечения капитала. Если у автомобилистов в какой-то момент времени деньги закончатся, а речь пойдет о довольно серьезном подорожании, то количество машин на платной дороге резко уменьшится.

Вице-президент Национального автомобильного союза, Антон Шапарин, заявил, что 58% россиян выступает против дальнейшего строительства платных магистралей в Российской Федерации, и что только 38% поддерживают такое строительство. Люди не готовы платить за проезд по дорогам, которые в абсолютном большинстве построены на государственные деньги. И если мы платим налоги, то почему должны раскошеливаться на эти дороги повторно? И сейчас, особенно когда люди едут отдыхать, такое повышение тарифов, конечно, очень негативно скажется на исполнении президентских распоряжений про развитие автомобильного туризма в стране. То есть проще никуда не ехать, а сидеть дома. Это отдых?

Так и хочется вспомнить «казенные» фразы насчет того, что дороги – это кровеносные системы экономики. Как может работать обрабатывающая промышленность, если дорогущее сырье – тот же металл! – невозможно доставить по реальной цене? Ездить по бесплатным дорогам? А для кого тогда вообще делают платные – для олигархов, что ли? Вот и носятся по той же М-11 мощные иномарки на скоростях под 200, плюя и на цены, и на законы. А на бесплатных дорогах висят знаки «40» и «60» – плюс камеры на каждом столбе. И где же ехать?

А, вообще-то, все идет к тому, что поездки на автомобиле по «платнику» даже из Москвы в Питер или обратно станут для простого смертного чем-то вроде дорогущего аттракциона, на который придется копить деньги задолго до поездки…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *