Остановка по требованию: зачем нужны системы старт-стоп?
За все время существования двигателя внутреннего сгорания конструкторы пытались сделать его как можно экономичнее. Каких только технических ухищрений и новшеств они не использовали для достижения этой цели: многоклапанные головки, прямой впрыск топлива, турбина, изменяемая геометрия впуска, регулируемые фазы газораспределения, обеднённая смесь. Выход даже искали в отключении части цилиндров двигателя при определённых рабочих режимах!
Но потом инженеры пошли еще дальше. Максимальную экономию они увидели в. выключении двигателя. Ведь на практике около трети из всего времени мотор работает в режиме холостого хода — например, при «тянучках» в городских пробках или остановках на светофоре. При этом он не производит никакой полезной работы, но загрязняет окружающую среду и бесполезно потребляет горючее. Именно поэтому несколько десятилетий назад опытные водители «советской» эпохи нередко глушили мотор при остановках, чтобы сэкономить бензин. В наше время подобную функцию выполняет специальная система старт-стоп, которой оснащаются многие современные автомобили.
Немного истории
В середине семидесятых годов ХХ века японская компания Toyota установила на модель Crown специальное устройство, которое отключало двигатель через полторы секунды после его работы на холостом ходу. По результатам испытаний в Токио экономия топлива благодаря такой системе достигала 10%.
Первым серийным автомобилем с системой «старт-стоп» стал Volkswagen Polo Formel E образца 1983 года. Специальный таймер глушил двигатель через две секунды работы на «холостых», а для повторного запуска мотора нужно было качнуть рычаг коробки передач влево. Последующее развитие этой системы нашло практическое применение на немецких машинах.
В 1993 году Volkswagen предложил покупателям специальную модификацию «гольфа» третьего поколения с системой старт-стоп (Schwungnutzautomatic, сокращенно SNA). Она глушила 1,9-литровый турбодизель мощностью 64 л.с. при остановке на светофоре длительностью более 5 с. При включении первой либо задней передачи двигатель тут же запускался. Благодаря сервоприводу сцепления при езде накатом оно также автоматически выключалось, что снижало сопротивление качению. Для обеспечения нормального управления автомобилем при неработающем моторе гидроусилитель руля дополнили электронасосом. Однако такой «Экоматик» оказался слишком сложным и дорогим, а по эффективности уступал дизелю нового поколения.
В общем, еще двадцать лет назад подобные системы казались экзотикой не только потребителям, но и многим производителям автомобилей. Однако чуть позже они поняли, что отключение двигателя приводит к реальной экономии топлива, а также позволяет снижать паспортные выбросы углекислоты, что важно в большинстве европейских стран.
На фото: Volkswagen Polo Formel E
Именно поэтому в 2006 году французская компания Citroёn начала оснащать системой «Stop and Start» свои модели С2 и С3, причем она применила специальную технологию — интегрированный стартер-генератор (ISG), выполняющий функции обоих устройств.
В рамках новой программы Efficient Dynamics подобной системой начали оснащаться автомобили BMW и MINI. И не только они — функцией старт-стоп сегодня оснащены многие модели Toyota, Volkswagen, Mazda, Mercedes. А по прогнозам, через несколько лет количество автомобилей с такой системой увеличится с нынешних 10% до 50%! То есть старт-стопом будет оснащена каждая вторая новая машина.
Такие разные схемы
Система старт-стоп на разных автомобилях устроена неодинаково, хотя для водителя принцип её работы не отличается: достаточно остановиться, чтобы мотор выключился и нажать на педаль сцепления (механика) или педаль тормоза (автомат), чтобы он быстро завелся.
Первый вариант — усиленный стартер и специальный аккумулятор, позволяющие выдерживать большое количество запусков (до 150 000 циклов). Программа управления «зашита» в штатный блок управления двигателем и работает согласно полученным от датчиков данным по оборотам двигателя, положению педали тормоза или сцепления, состоянию АКБ и т.д.
Во втором варианте используется специальное устройство — стартер-генератор с отдельным блоком управления. Конструкция ротора позволяет не только вращаться ему от привода коленчатого вала, но и, наоборот, проворачивать мотор в режиме пуска. Это сложное технически устройство работает бесшумно и позволяет завести двигатель быстрее, чем с помощью стартера традиционной конструкции. Эта схема может быть также дополнена специальным конденсатором, который накапливает энергию при отпущенной педали газа путём её рекуперации.
На фото: Citroёn С2 и С3
Компания Mazda реализовала третью систему — SISS (Smart Idle Stop System). Она не требует наличия специальных узлов или блоков, поскольку штатный ЭБУ двигателя останавливает коленчатый вал в положении, способствующем легкому запуску. Когда водитель отпускает педаль тормоза, в цилиндр, находящийся на такте рабочего хода, подаются топливо и искра, благодаря чему он быстро заводится.
Классический свинцовый аккумулятор традиционной конструкции не сможет долго выдерживать десятки (если не сотни) пусков двигателя в день. Именно поэтому на машинах с системой старт-стоп в большинстве случаев применяют более совершенные батареи, изготовленные по технологии технологии AGM (Absorbent Glass Mat, «поглощающее стекловолокно»). Они имеют низкий саморазряд (всего на 15—20% за год простоя), не требуют какого-либо обслуживания, не боятся глубоких разрядов и способны быстро и отдавать, и принимать большое количество энергии. Благодаря особенностям конструкции AGM-батарея не деградирует при частых циклах разрядов-зарядов и способна прослужить примерно вчетверо дольше обычной АКБ. Но и стоимость усиленного аккумулятора заметно выше, поэтому использовать его на обычных автомобилях экономически нецелесообразно.
Особенности работы
Чтобы система старт-стоп заработала, необходимо выполнение ряда условий. К примеру, скорость движения должна превышать 4 км/ч, водитель должен быть пристёгнут, а водительская дверь — закрыта. Система также не будет работать в случае, если обороты вращения коленчатого вала не соответствуют уровню холостого хода, работают обогревы стёкол, зеркал, сидений, в случае неисправности генератора или разряженности аккумуляторной батареи, а также при активации «внедорожных» режимов трансмиссии. Еще система не будет глушить непрогретый мотор, а также не активируется при температурах ниже +4С и выше +35С. Это значит, что в наших условиях зимой и летом она будет регулярно бездействовать.
Есть ли экономия?
Водитель может отключить систему принудительно, нажав на кнопку. При этом автомобиль будет вести себя точно так же, как любой другой – мотор будет работать постоянно, однако при последующем запуске система вновь активируется. Такой алгоритм раздражает некоторых водителей, которые хотели бы отключить «глушилку» вовсе.
Запуск двигателя после остановки происходит быстро — в зависимости от особенностей реализации конкретной схемы, он занимает примерно 400-500 мс. Экономия же может достичь от 2% до 10%, но она зависит от множества факторов — температуры окружающей среды, стиля езды, плотности потока, нагрузки на бортовую сеть, количества включенных энергопотребителей и т.д.
Нужно помнить, что «теоретические» цифры экономии топлива получены при испытаниях автомобиля по так называемому европейскому ездовому циклу NEDC (New European Driving Cycle), действующему с 2000 года. При этом тестовый заезд проводится на стенде — имитируется езда на беговых барабанах. Это занимает 780 секунд, за которые машина успевает тронуться и остановиться 12 раз, а скорость движения не превышает 50 км/ч. Вторая часть испытаний — имитация загородной езды длительностью 400 секунд.
На практике использование системы старт-стоп позволяет сэкономить примерно 0,5-0,8 л топлива на 100 километров пробега. Цифра, казалось бы, небольшая, но в случае постоянной работы системы за среднестатистические 15 000 км водитель сможет сэкономить только благодаря этой функции 75-180 литров топлива!
Правда, бесплатных пирожных не бывает. За возможность экономии нужно заплатить, причем такая система практически не предлагается в качестве отдельной опции — она «включена» в стоимость определенной модификации, а на других её нельзя дозаказать вовсе. В любом случае, усиленные стартер и АКБ, а также генератор специальной конструкции обойдутся потребителю в несколько десятков тысяч дополнительных рублей. Причем не только при покупке машины — в случае замены той же аккумуляторной батареи она будет дороже стандартного ОЕМ-аккумулятора примерно на 30-40%.
Система старт-стоп будет эффективно работать в случае, если автомобиль движется по полупустому городу и останавливается на светофорах, либо долго стоит в пробке. Если же движение, хоть и вяло, но происходит (так называемые заторы-«тянучки»), это экономия топлива от работы системы будет небольшой. Чем короче остановка, тем меньше практической пользы от постоянных включений-выключений двигателя. Работа системы также во многом зависит от количества включенных потребителей, ведь при этом вся нагрузка ложится на аккумуляторную батарею, а при разрядке до определённого уровня двигатель вынужденно заведется.
Чтобы увеличить эффект от применения системы старт-стоп, конструкторы используют рекуперацию: полученная при торможении или работе мотора без нагрузки (на холостых оборотах) энергия преобразуется в электричество, аккумулирующееся в конденсаторе. Благодаря этому повышается степень заряженности АКБ, которая впоследствии может питать электрические потребители без генератора.
Старт-стоп на ходу
Компания Bosch работает над новым поколением системы старт-стоп. Её главное отличие будет в том, что она сможет глушить двигатель при движении накатом. Умная электроника будет анализировать уклон дороги и если он окажется достаточным для того, чтобы автомобиль продолжил движение без снижения скорости, мотор будет отключен. Как и ранее, для последующего пуска двигателя водителю будет достаточно дотронуться до педали газа. При этом конструктивно разработка близка к серийным системам (например, микрогибридам Valeo) и отличается от них только более «продвинутым» программным обеспечением и несколькими дополнительными датчиками, в то время как основная техника все та же – стартер-генератор, усиленная батарея и блок управления.
Система старт-стоп на автомобиле: что это
На многих современных автомобилей система старт-стоп предлагается в качестве дополнительной опции при покупке. Обычно, ее стоимость довольно высока, и будущий владелец автомобиля задумывается о том, насколько целесообразно доплачивать за подобную систему. В нашей статье подробно о том, что такой система старт-стоп на современном автомобиле, какие у нее есть преимущества и недостатки.
Система старт-стоп: что это
Когда автомобиль останавливается на светофоре, в пробке, на непродолжительной стоянке, двигатель его продолжает работать на холостых оборотах. Согласно статистическим исследованиям, примерно треть времени двигатель любого автомобиля работает в холостом режиме. Во время работы двигателя “вхолостую”, автомобиль стоит на месте, но при этом продолжает тратить топливо (пусть и в меньших объемах), выбрасывать в окружающую среду отработанные газы и наносить ущерб деталям. Система старт-стоп выключает двигатель автомобиля, когда он работает на холостом ходу, и быстро запускает его при необходимости.
Система старт-стоп может устанавливаться на автомобиле с механической и автоматической коробкой передач. Принцип работы системы отличается:
- Если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач, то система старт-стоп срабатывает и глушит двигатель, когда автомобиль остановился, а водитель продолжает выжимать педаль тормоза в течение определенного системой времени. Автоматически двигатель стартует, когда водитель убирает ногу с педали тормоза;
- Если на автомобиле установлена механическая коробка, то система старт-стоп срабатывает и глушит двигатель, когда водитель включает нейтральную передачу и отпускает педаль сцепления. Когда водитель вновь нажимает на сцепление, чтобы включить передачу, двигатель автоматически запускается.
В зависимости от производителя автомобиля, система старт-стоп может иметь незначительные отличия в принципе действия.
Устройство системы старт-стоп
Поскольку для работы системы старт-стоп требуется гораздо чаще производить пуск двигателя, нежели при стандартной работе двигателя, есть несколько важных нюансов, связанных с технической составляющей автомобиля с установленной системой:
- Использование специального стартера. Классический автомобиль стартер быстро выйдет из строя и разрядит аккумулятор, если его использовать при работе с системой старт-стоп;
- Использование аккумулятора с пористыми сепараторами. Это необходимо, чтобы аккумулятор не вышел из строя из-за повышенного числа циклов “разряд-заряд”;
- Блок управления и пул датчиков. Если система старт-стоп устанавливается в автомобиль “с завода”, чаще всего в ЭБУ зашивается программа для работы этой системы. Если же система устанавливается на автомобиль отдельно, может использоваться отдельный блок для управлению ею. Кроме того, для грамотной работы системы требуется масса различных датчиков.
Обычно, для управления системой старт-стоп в салоне автомобиля имеется отдельная кнопка, чаще всего на приборной панели. По нажатию на нее, можно отключить работу системы.
Преимущества и недостатки системы старт-стоп
Преимущества системы старт-стоп:
- Снижение расхода топлива. Различные производители автомобилей дают различную оценку эффективности своих систем старт-стоп. Если усреднить все их показатели, можно сделать вывод, что расход топлива за счет использования системы снижается примерно на 8-10%, что весьма существенно, если брать данную цифру на общий период эксплуатации автомобиля;
- Снижение выбросов в окружающую среду. С экологической точки зрения система старт-стоп имеет только плюсы, без оговорок.
Недостатки системы старт-стоп:
- Усложнение механизма. Для работы системы требуется значительное количество датчиков, более сложный с конструктивной точки зрения стартер и более дорогой аккумулятор. Помимо этого, могут потребоваться дополнительные провода в проводке, кабели и прочее;
- Высокая стоимость ремонта. Аккумуляторы и стартеры, которые устанавливаются для работы системы старт-стоп, стоят практически в 2 раза больше, чем обычные детали;
- При остановке двигателя перестает работать и кондиционер, что может создавать определенные неудобства.
Кроме того, система старт-стоп требует привыкания. Если водитель никогда не управлял автомобилем с такой системой, в течение первого времени он будет испытывать дискомфорт при ее срабатывании.
Когда не работает система старт-стоп?
Как мы отмечали выше, каждый производитель устанавливает систему старт-стоп со своими особенностями. Но есть важные правила, которые соблюдают все без исключения производители таких систем. При определенных условиях (которые “зашиваются” в блок управления системой) система старт-стоп не будет срабатывать на остановку двигателя, чтобы не возникла аварийная ситуация и не были повреждены детали двигателя. К таким условия относятся:
- Остановка автомобиля после движения задним ходом. Система старт-стоп работает только в том случае, если автомобиль остановился после движения вперед;
- “Холодный” двигатель. Если охлаждающая жидкость не достигла заданной температуры, система считает, что двигатель автомобиля еще не прогрет до конца, и его остановка может привести к проблемам;
- При низкой температуре в салоне. Если в автомобиле имеется система контроля климата, и на ней выставлено значение, которое на определенное количество градусов выше текущей температуры в салоне, система старт-стоп не сработает;
- Если имеются проблемы с генератором или аккумулятором. Например, если датчики определяют, что заряд аккумуляторной батареи низкий, чтобы снова запустить двигатель;
- Если руль повернут на большой угол. Либо если он был повернут на большой угол при прошедшем маневрировании. Такое ограничение введено для того, чтобы система не срабатывала, например, когда водитель выезжает из ограниченного пространства.
Кроме того, производители автомобилей зачастую добавляют некоторые свои ограничения. Естественно, главным ограничением для работы системы стоп-старт — это то, что она должна срабатывать только на холостом ходу, но никак не при движении автомобиля.
Система старт-стоп в автомобиле: добро или зло? Отключить или оставить!
Михаил Когут
С истема старт-стоп — технология, которая автоматически выключает двигатель автомобиля, когда он останавливается, например, на светофоре, и снова запускает его, когда водитель снимает ногу с тормоза или нажимает на акселератор.
Разработана для экономии топлива, снижения выбросов CO2 в атмосферу и уменьшения уровня шума в условиях города.
Ниже разберемся, что это за система, как она работает, на каких машинах ее можно встретить и в чем ее плюсы и минусы.
На каких автомобилях устанавливается
Опция старт-стоп может быть предусмотрена на широком спектре машин, как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями. Обычно она устанавливается на новых автомобилях как стандартная или в качестве дополнительной.
Раньше система встречалась только на гибридных машинах. В настоящее время многие автомобили, относящиеся к среднему и высшему классам, такие как Audi, BMW, Mercedes-Benz, Porsche и другие, оснащены старт-стоп.
У каждого производителя название системы может отличаться, но принцип работы в большинстве случаев не меняется.
Для наглядности сведем информацию в таблицу ниже.
Производитель авто
Название системы
Auto Start Stop
Micro Hybrid System (mhd)
Stop & Start system
Intelligent Stop and GO system (ISG)
Когда появилась система Start/Stop?
Первые попытки применить систему Старт-Стоп пришлись на 1970-е годы. Представители компании Тойота установили устройство на модель Crown. Его целью было отключение мотора через 1.5 секунды с момента начала работы.
Уже в 80-х годах прошлого века первые системы появились на Фольксваген Поло, Формель Е и Фиат Регаста ES.
В 1993-м Volkswagen поставила Старт-Стоп на модель Polo Eco, которая выключала двигатель при остановке на светофоре и автоматически запускала его при нажатии на педаль газа.
В 1994-м на Фольксваген Гольф была установлена система Экоматик, которая не получила популярности.
Параллельно компания Ситроен на своих моделях С2 и С3 в 2006-м предусмотрела систему Start & Stop. Она работала в едином блоке с генератором и стартером. В роли производителя выступила компания Valeo (Франция) и Denso (Япония).
В 2004-м BMW выпустила первую модель с системой старт-стоп, BMW 1 Series. Система была дополнена упомянутой опцией и позволяла снизить потребление топлива на 8%.
В 2007-м Mercedes-Benz начала использовать устройство на автомобилях класса C, которое автоматически выключало двигатель при остановке и запускало при отпускании тормоза.
Спустя год компания БМВ и подразделение Мини использовали Старт-Стоп в пределах программы Efficient Dynamics. Разработчики приняли решение установить более мощный стартер от компании Бош, способный выдерживать множество пусков, и аккумулятор с хорошей производительностью.
Также была использована система рекуперативного торможения, благодаря которой тепловая энергия от торможения переходит в электричество и заряжает АКБ.
В 2010-м система старт-стоп появилась в автомобилях Опель с моторами EcoFLEX, а в дальнейшем стала общепринятой функцией на большинстве новых машин.
Сегодня такую опцию можно встретить на моделях почти всех зарубежных производителей.
Устройство
По конструкции Start-Stop представляет собой устройства, которые работают как один механизм для пуска и остановки ДВС, а также систему управления этим процессом, которая в свою очередь делится на две подсистемы: управлением запуском и остановки мотора.
При создании ее учитывалось несколько аспектов:
- применение более мощного стартера;
- стартер-генератор с реверсивной функцией;
- подача топлива в цилиндры и зажигание смеси.
Наиболее простой, точной и самой распространенной является система Start&Stop от компании Бош. Именно ее название взято другими производителями, в том числа Ауди, БМВ, Фольксваген и другими.
- Усиленный стартер. Имеет повышенную мощность и способен выдерживать множество запусков ДВС. Отличается расширенным сроком службы, комплектуется маломощным устройством привода. Конструкция такого стартера обеспечивает надежность, высокую скорость и бесшумность запуска ДВС.
- Система управления. Предусмотрена для остановки и пуска мотора, а также контроля заряда АКБ.
- Входные датчики. Контролируют частоту вращения колес и коленвала, положение педали газа, нейтральную позицию КПП (для «механики») и т. д.
- Блок управления (используется ЭБУ двигателя).
- Исполнительные узлы — система впрыска, форсунки подачи топлива, стартер и катушки зажигания.
Как работает систем Старт-Стоп
Start&Stop функционирует циклично и выполняет возложенные на нее задачи в следующих случаях:
- остановка ДВС;
- нажатие на тормоз для машин с АКПП;
- перевод ручки трансмиссии в нейтраль и отпускание сцепления (для авто с МКПП).
Принимая решение о необходимости остановки, система анализирует следующие сведения:
- частота оборотов мотора;
- температура антифриза;
- уровень заряда АКБ;
- режим работы климат-системы и т. д.
Процесс работы Старт-Стоп имеет следующий вид:
- Система контролирует частоту вращения коленвала и параметры датчика скорости.
- Как только машина перестает двигаться, Start&Stop переводит потребителей энергии на питание от АКБ.
- После отпускания тормоза на машине с АКПП или нажатия на сцепление на авто с МКПП питание оказывается на стартере.
- Двигатель запускается.
Старт-Стоп включается при условии зарядки АКБ до необходимого уровня. При желании ее можно выключить с помощью кнопки на приборной панели.
Особенности систем разных производителей
Для каждого завода-изготовителя имеются индивидуальные особенности, касающиеся работы Start&Stop.
Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Компания устанавливает опцию с 2008-го, а ее главной целью стало снижение расходов на потребление топлива.
Представители компании решили заменить встроенный стартер-генератор ISG на более современное устройство, созданное компанией Robert Bosch GmbH.
Особенность последнего состоит в возможности выдерживать частые включения и отключения мотора. Во время работы системы генератор работает только при снижении заряда АКБ и необходимости подзарядки.
Из-за повышенных нагрузок на источник питания представители компании установили особый вид аккумуляторов, которые выдерживают частые пуски и выключения.
Фольксваген
Устанавливает систему Старт-Стоп в моделях Поло, Гольф и Пассат (Blue Motion). На 2023-й опция входит в состав всех машин Фольксваген, включающим пакет BlueMotion.
Ситроен
Завод-изготовитель установил Start&Stop на своих моделях С2 и С3 в 2006-м. Параллельно работает КПП под названием Senso Drive, а также стартер-генератор, изготовленный по технологии ISG.
В создании устройства участвовали компании Denso и Valeo. Также на Ситроен и Мерседесах устанавливается система STARS.
В 2009-м компания представила систему Start-Stop от Robert Bosch GmbH. Первой машиной, которой получила опцию, стал Фиат 500.
С сентября 2009-го Альфа Ромео также стал устанавливать Старт-Стоп в машинах Мито с 1.4-литровым турбированным мотором.
В конце 2010-го было объявлено о применении системы в гибридных машинах, а в дальнейшем на все модели с бензиновым мотором.
Хендай / Киа
В Киа Рио 3 с новым 4-цилиндровым 1.6-литровым мотором устанавливается ISG-система. В РФ такие авто не продаются.
Особенность системы в том, что при большой нагрузке на ДВС генератор выключается, а при торможении включается и заряжает АКБ.
Если мощность источника питания падает до 25% от номинальной, происходит выключение системы. Это же происходит при активации кондиционера.
Мазда
Японский производитель предусматривает систему SSIS, которая сама определяет позицию поршня и запускает мотор в 2-х цилиндрах со сжатым горючим.
Такая особенность позволяет минимизировать применение стартера и экономить энергию.
Смесь зажигается от свечей зажигания, а после поршни перемещаются вниз. В результате на пуск мотора уходит не больше 0.35 секунд.
В 2011-м было объявлено о создании i-Loop, применяющей генератор переменного напряжения.
В задачи последнего входит преобразование кинетической в электрическую энергию в момент нажатия на тормоз.
Энергия, накопленная в 2-слойном конденсаторе, применяется для подачи питания и поддерживает работу электрических систем машины при отключенном моторе.
В случае применения устройства вместе с i-Stop System можно уменьшить расход на 10%.
- Рено. Производители компании устанавливают опцию на все машины, предназначенные для продажи на территории Европы.
- Тойота. Производитель использует опцию на своих автомобилях с 2009-го. Касается машин, которые были произведены в пределах программы DRIVE.
- Опель. В 2011-м завод-изготовитель стал устанавливать систему Старт-Стоп в пределах EcoFlex. Опция идет с бензиновыми ДВС на Family I и 0, а также на авто с дизелями Circle L, MultiJet и Family B.
Когда включается функция Старт-Стоп?
Функция автоматически активируется при работе двигателя автомобиля и глушит мотор, когда машина остановлена и переведена в режим простоя.
В зависимости от модели опция может автоматически включаться и выключаться при определенных условиях, таких как температура ДВС или уровень заряда аккумулятора.
Кроме того, в большинстве машин с функцией старт-стоп есть возможность отключить ее вручную при необходимости.
Как работает система старт-стоп на светофоре?
Происходит это следующим образом:
- Автомобиль остановлен на светофоре — система старт-стоп автоматически отключает двигатель, чтобы снизить расход топлива и выбросы вредных веществ в атмосферу.
- Светофор переключается на зеленый — водитель отпускает тормоз (на авто с АКПП) или жмет сцепление (на машине с МКПП). После этого старт-стоп обеспечивает плавный и быстрый запуск двигателя, чтобы автомобиль мог продолжить движение.
Как работает система старт-стоп на автомате?
Когда автомобиль с системой старт-стоп находится в режиме движения, и водитель останавливает его на светофоре или в пробке, система автоматически отключает двигатель.
Для этого должны быть выполнены определенные условия, например, время простоя более 2-3 секунд, тормозная педаль нажата, а рычаг автоматической коробки передач находится в положении «P» или «N».
Когда водитель снова нажимает на педаль газа или отпускает педаль тормоза, система автоматически запускает двигатель, и машина готова к движению.
Для предотвращения включения системы старт-стоп в нежелательных ситуациях (выполнение маневров на парковке, движение в гору или, когда аккумулятор автомобиля недостаточно заряжен) система может отключаться.
Для сохранения батареи автомобиля система старт-стоп на авто с АКПП может активироваться только при определенных условиях, таких как уровень заряда аккумулятора, температура двигателя и другие.
Особенности системы старт-стоп с рекуперацией
Рекуперация — процесс восстановления кинетической энергии, которая обычно теряется при торможении и преобразования в электрическую энергию. Затем она используется для зарядки батареи автомобиля.
Для реализации такой задачи применяется реверсивный генератор, который начинает работать после нажатия на тормоз.
Особенности системы старт-стоп с рекуперацией:
- Большой акцент на повышении эффективности работы двигателя и снижении расхода топлива путем улучшения технологий и использования рекуперации энергии при торможении.
- При остановке автомобиля на светофоре или в пробке система старт-стоп с рекуперацией автоматически отключает двигатель, но в то же время продолжает работать насос гидроусилителя руля и другие системы. Они используют электроэнергию, которая была восстановлена при торможении.
- При очередном запуске двигателя система старт-стоп с рекуперацией автоматически подает больше мощности, чтобы запустить двигатель и начать движение.
- Рекуперация позволяет управлять энергией, которая потребляется системами автомобиля, и распределять ее между различными компонентами, чтобы уменьшить потребление топлива и снизить выбросы вредных веществ.
Эти особенности позволяют системе старт-стоп с рекуперацией использовать энергию, которая обычно теряется в процессе движения, повышать эффективность работы автомобиля, снижая его эксплуатационные расходы и негативное влияние на окружающую среду.
Что такое реверсивный генератор, и как он работает
Реверсный генератор (RSG) — ключевой компонент системы старт-стоп с рекуперацией. Является электрической машиной, которая используется для зарядки батареи автомобиля и параллельно выполняет функцию стартера. Преобразует кинетическую энергию, которая обычно теряется при торможении.
Основное отличие от обычных генераторов – диодные мосты, которые выпрямляют ток, заменены транзисторами с изолированным затвором (MOSFETs — metal–oxide–semiconductor field-effect transistors). А также наличие ременного привода и натяжителя обратной тяги.
Вращение осуществляется постоянно через приводной ремень и натяжитель, передающих усилие в 2-х направлениях.
Устройство работает без шума и обеспечивает более быстрый пуск мотора. К примеру, в обычном режиме на заводку двигателя уходит 0.8 секунд, а с RSG — 0.4 сек.
Управление происходит через ЭБУ.
Система старт-стоп с реверсивным генератором работает в пяти режимах:
- При нажатии на кнопку Старт ЭБУ подает напряжение на реверсивный генератор, который запускает двигатель.
- Машина движется в обычном режиме. Реверсивный генератор заряжает АКБ и обеспечивает электрикой все системы авто, т.е. функционирует в как обычный генератор.
- При начале торможения, когда скорость движения опускается ниже отметки 8 км/час, двигатель глушиться системой Start/Stop, которая получила команду от ЭБУ.
- При отпускании педели тормоза, ЭБУ подает напряжение на реверсивный генератор, который в режиме обычного стартера запускает двигатель.
- При полной остановке (гараж, парковка), ЭБУ глушит двигатель.
Какой стоит аккумулятор и в чем отличие от обычных АКБ
В автомобилях с системой Start-Stop устанавливается другой вид аккумулятора, который обладает повышенной емкостью и выдерживает большие нагрузки.
Рассмотрим особенности каждого из них подробнее.
Absorbent Glass Mat — тип герметичных необслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторов, в которых пространство между пластинами заполнено веществом изготовленном на основе стекловолокна.
- Герметичный корпус, который не требует обслуживания и не пропускает электролит, что делает AGM-аккумуляторы безопасными для использования.
- Высокая плотность энергии. Это означает, что АГМ-аккумуляторы могут обеспечивать большую емкость на единицу объема, чем традиционные свинцово-кислотные АКБ.
- Устойчива к глубоким разрядам.
- Большая скорость зарядки и разрядки.
- Низкий саморазряд, что означает, что AGM-аккумуляторы могут дольше хранить заряд.
- Более длительный срок службы в сравнении со стандартным АКБ.
- Могут устанавливаться в любом положении, не бояться сильных наклонов.
- Более высокая стоимость, чем у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов.
- Чувствительность к перезарядке, что может привести к снижению срока службы.
- Боязнь высоких температур, которые также могут сократить ресурс.
Enhanced Flooded Battery — тип свинцово-кислотных аккумуляторов, который является улучшенной версией традиционных аккумуляторов с применением дополнительных материалов. Пластины в таких АКБ помещены в пленку из микроволокна.
- Улучшенная конструкция, которая делает аккумулятор устойчивым к повреждениям, и более надежным.
- Использование дополнительных материалов, таких как полипропилен в структуре аккумулятора, чтобы повысить его прочность и устойчивость к вибрациям.
- Большее количество пластин, что увеличивает поверхность контакта электрода и электролита, повышая эффективность зарядки и разрядки.
- Более долговечный, чем традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы.
- Устойчив к глубоким разрядам, к повреждениям и вибрациям, что может быть особенно важным для автомобилей с высокой степенью вибрации.
- Более эффективная зарядка и разрядка, что может быть полезно в условиях повышенного энергопотребления.
- Дешевле AGM аккумуляторов.
- Более высокая стоимость, чем у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов.
- Чувствительность к перезарядке, что может привести к снижению срока службы аккумулятора.
НА ЗАМЕТКУ: так как в системе старт-стоп ЭБУ контролирует процесс выработки ресурса АКБ, после замены последнего, блок управления нужно будут перепрограммировать. Во многих авто после замены батареи Start/Stop может отключиться на сутки, чтобы оценить параметры нового аккумулятора.
Можно ли ставить на систему старт-стоп обычный аккумулятор
Система старт-стоп автоматически выключает двигатель автомобиля, когда он не используется, и снова запускает его, когда водитель начинает движение. Это приводит к большой нагрузке на аккумулятор, поскольку он должен постоянно запускать мотор. Обычный свинцово-кислотный аккумулятор может быстро разрядиться и выйти из строя при таком режиме эксплуатации.
Чтобы обеспечить надежную работу системы старт-стоп, лучше использовать специальные аккумуляторы, такие как AGM или EFB, которые разработаны специально для этой цели и про которые написано выше.
Они обладают более высокой емкостью, длительным сроком службы и лучшей способностью к быстрой зарядке и разрядке, что делает их более подходящими для автомобилей с системой старт-стоп.
Как правильно заряжать аккумулятор с системой старт-стоп
При выборе зарядного устройства важно смотреть, чтобы оно могло использоваться применительно к типу установленного АКБ — AGM или EFB.
Для AGM-аккумуляторов действуют другие правила:
- напряжение — от 14.2 до 14.4 В;
- ток — 0,1 от емкости аккумулятора.
Особенности зарядки аккумуляторов EFB:
- рекомендуемые ЗУ — отечественные «Кулон-715d» и «Вымпел-27», зарубежные Smart Power SP8N, Аirline или их аналогичные;
- напряжение — 14,8 В;
- ток — 0,1 от емкости АКБ.
Можно ли установить своими руками
Установка системы «старт-стоп» на автомобиль может быть сложным процессом, требующим опыта и знаний в области электроники и автомобильных систем.
Общая инструкция имеет следующий вид:
- Изучите руководство по эксплуатации автомобиля и ознакомьтесь с его электрическими схемами, чтобы понимать, какие компоненты и где расположены.
- Приобретите комплект для установки системы «старт-стоп», который соответствует марке и модели автомобиля.
- Отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания и других повреждений электронных компонентов.
- Установите новый стартер, если он включен в комплект. Это может потребовать удаления старого узла, настройки и подключения к системе питания машины.
- Смонтируйте датчик, который будет отслеживать движение авто, а после включать или выключать двигатель. Это может потребовать подключения датчика к существующим системам.
- Поставьте новые кабели и разъемы, если они включены в комплект. Это может потребовать удаления старых кабелей и разъемов, а затем подключения новых.
- Подключите систему «старт-стоп» к центральному блоку управления автомобиля и проверьте, работает ли она правильно.
- Замените аккумулятор с учетом рекомендаций в статье.
Установка системы «старт-стоп» может быть опасной. Если нет уверенности в своих способностях, лучше обратиться к профессионалам для установки.
Когда не работает система старт-стоп?
Система на автомобиле может не работать по различным причинам:
- Неисправна.
- Аккумулятор недостаточно заряжен или неисправен.
- Выключатель системы отключен или находится в неисправном состоянии.
- Температура двигателя слишком высокая или низкая.
- Двери, капот или багажник не закрыты.
- Низкая температура в салоне (если установленный на климат-контроле параметр на несколько градусов больше текущей температуры).
- Неисправность генератора.
- Руль повернут на большой угол, к примеру, после завершения маневра.
- Угол наклона машины превышает нормативный, к примеру, машина стоит на подъеме.
Некоторые производители могут добавлять другие ограничения, которые не дают системе активироваться.
Ошибка системы старт-стоп, основные неисправности
Ошибка системы «старт-стоп» на автомобиле может указывать на различные проблемы в работе.
Выделим основные неисправности:
- недостаточный заряд аккумулятора;
- проблемы с датчиком тормоза и неправильная выдача сигнала;
- неисправность датчика положения педали газа;
- высокая или низкая температура двигателя;
- ошибки в работе системы зарядки или электронной системе управления двигателем.
В большинстве случаев неисправность устраняется путем замены вышедших из строя элементов.
Как отключить систему старт-стоп и нужно ли это делать
Если нет желания использовать эту функцию, ее можно временно отключить на каждой поездке, нажав на специальную кнопку на панели управления или в меню настроек автомобиля.
В некоторых машинах есть возможность отключать эту опцию на постоянной основе, чтобы она не включалась автоматически при каждом запуске двигателя.
Второй вариант — программное выключение, которое можно реализовать только на СТО. В таком случае мастера используют специальное оборудование и ПО для внесения изменений.
Иногда водители заказывают выключение ECO Start Stop в следующих случаях:
- после остановки машины мотор выключается, что не позволяет резко набрать скорость;
- во время маневров мотор выключается в самый непредвиденный момент.
Отключение системы старт-стоп может увеличить расход топлива и выбросы вредных веществ, особенно в городском режиме езды, поскольку двигатель будет работать на протяжении всей поездки.
Если планируется использовать автомобиль в условиях городского движения, отключение функции нецелесообразно.
При намерении использовать машину в длительных поездках, где большую часть времени движение происходит по трассам или скоростным автодорогам, отключение старт-стоп может быть оправданным решением для повышения комфорта водителя и пассажиров.
Для примера, приведем алгоритм действий по отключении системы на двух моделях авто: БМВ 3 серии (F30) и Toyota Passo.
Как отключить функцию старт-стоп на БМВ?
В зависимости от модели BMW процедура отключения функции старт-стоп может отличаться. Обычно это делается путем нажатия на соответствующую кнопку на панели управления машиной.
На БМВ 3 серии (F30) кнопка отключения функции старт-стоп находится рядом с клавишей запуска двигателя и имеет значок «A» с кругом вокруг него.
Для отключения необходимо нажать на кнопку, чтобы она загорелась красным цветом. Таким образом, функция старт-стоп будет отключена на текущую поездку.
При желании выключить функцию на постоянной основе требуется перейти в меню настроек автомобиля. Обычно, это делается через сенсорный экран на центральной консоли автомобиля. Здесь найдите пункт Auto Start Stop Function и выберите вариант «Выкл».
Процедура отключения функции старт-стоп может отличаться на разных моделях и годах выпуска БМВ, поэтому перед выполнением работы стоит обратиться к руководству пользователя или официальному дилеру БМВ для получения инструкции.
Как отключить старт-стоп Тойота Пассо
Для отключения функции необходимо использовать специальную кнопку на панели управления автомобилем.
Пример процедуры на Toyota Passo:
- Включите зажигание, не запуская двигатель.
- Найдите кнопку «ECO» или «Auto Idle Stop». Она может находиться на левой или правой стороне руля в зависимости от модели.
- Нажмите на клавишу и убедитесь, что функция старт-стоп отключена.
Можно использовать альтернативные варианты:
- Найдите черный разъем возле АКБ, где провод идет через кольцо. Разъедините и изолируйте его. Значок при этом начинает мигать. Сканер показывает три ошибки, которые ни на что не влияют. Ошибка двигателя не светится. Больше выполнять какие-то действия не нужно.
- Второй вариант — отключение разъема у концевика капота. В таком случае авто считает, что капот открыт, и не будет активировать систему.
Ответы на вопросы
Приведем ответы на часто задаваемые вопросы.
Чем вредна для двигателя система старт-стоп?
Наличие системы старт-стоп может привести к более быстрому износу двигателя.
Также возможны другие негативные последствия:
- более быстрый износ АКБ;
- снижение срока службы машины;
- потенциальная опасность для турбины;
- износ стартера;
- повышенное потребление энергии авто.
Столько топлива экономит система старт-стоп?
Конкретное количество топлива, которое можно сэкономить с помощью системы старт-стоп, зависит от многих факторов, включая тип двигателя, объем и мощность, а также условий эксплуатации автомобиля.
Экономия тем больше, чем чаще водитель встречается со светофорами на дороге, и чем дольше ему приходится стоять в пробках.
В среднем, система старт-стоп может уменьшить расход топлива на 5-10%, в зависимости от условий эксплуатации. К примеру, на BMW 5 series 535 xdrive реальная экономия составляет около 2-4 %.
Как правильно заводить машину с старт-стоп?
Процесс пуска машины с системой Start-Stop проходит в несколько этапов и может немного отличатся в зависимости от модели авто.
В большинстве случаев он выглядит так:
- Поднесите брелок к иммобилайзеру.
- Жмите на кнопку старт-стоп.
- Дождитесь появления звукового сигнала.
- Два раза жмите на эту кнопку для активации электроники.
Что будет, если во время движения нажать старт-стоп?
Если при движении на скорости до 50 км/ч нажать кнопку старт-стоп, двигатель будет автоматически выключен, а все электронные системы в автомобиле продолжат работать от батареи.
Это может привести к определенным последствиям в зависимости от условий движения в момент нажатия. Если авто едет с большей скоростью, как правило, ничего не происходит.
Плюсы и минусы
В завершение выделим преимущества и недостатки этой системы.
- Снижение потребления горючего и выбросов CO2 на малых скоростях в условиях городского движения.
- Уменьшение шума и вибрации при остановке двигателя.
- Повышение комфорта водителя и пассажиров за счет снижения уровня вибраций и шума.
- Дополнительная нагрузка на аккумуляторную батарею и систему зарядки.
- Увеличение количества циклов запуска двигателя, что может привести к повышенному износу и сокращению срока службы.
- Возможность задержки запуска мотора при переключении с «стоп» на «старт», что может затруднить движение при необходимости быстрой реакции.
- Снижение динамики разгона авто при старте на светофоре (перекрестке) в два и более раз.
- Необходимость привыкания водителя к функционированию системы старт-стоп и управлению ею в определенных ситуациях (например, при необходимости отключения).
- Высокие расходы на ремонт в случае поломки. К примеру, если не брать в внимание стартер-генератор с ременной передачей, обычные устройства имеют более мощные опорные подшипники, измененный материал бендикса, многослойные щетки, все это значительно влияет на конечную цену изделия и усложняет его ремонт.
- Усложнение механизма из-за установки большого количества датчиков.
- Возможное отключение кондиционера, что негативно влияет на комфорт.
- Чтобы компенсировать затраты за наличие этой системы экономя топливо, придется отъездить не одну сотню тысяч километров, без учета затрат на ее ремонт.
Внедрение ряда технических решений, без которых система не будет работать, привело к удорожанию автомобиля, а это:
- Так как при использовании системы Start/Stop возросла нагрузка на коленчатый вал пришлось усилить коренной подшипник, а для снижения трения на коренные и шатунные вкладыши нанесено полимерное покрытие, что улучшило проворачиваемость коленвала.
- Для снижения вибрации были усилены подушки крепления двигателя.
- В двигателях с турбонаддувом пришлось внедрять ряд технических решений, которые сделали авто еще дороже, к примеру, установка дополнительных датчиков на турбокомпрессор, наличие электрических масляного насоса и помпы, которые обеспечивают подачу смазки охлаждающий жидкости к турбине даже после того, когда мотор был остановлен.
Общим выводом можно сказать, что система старт-стоп имеет ряд преимуществ и недостатков, и для каждого автомобиля и водителя может быть более или менее эффективной в зависимости от условий эксплуатации и стиля вождения.
Система «старт-стоп»: есть ли экономия топлива на самом деле
Многие новые модели автомобилей, появившихся в последние годы на российском рынке, оснащаются системой автоматического выключения двигателя при остановках. Все больше производителей устанавливают систему «старт-стоп» на базовые комплектации автомобилей. Но есть ли у этой системы будущее? Как работает система «старт-стоп», и почему ее популярность в будущем сомнительна?
Не многие технические решения сделали такую быструю карьеру в автопромышленности, как система «старт-стоп», несмотря на то что большинству водителей она совсем не нравится. Так откуда же берется популярность системы? Почему ее так полюбили автопроизводители? Может быть, она позволяет серьезно экономить топливо при повседневных поездках? Нет. На самом деле настоящая причина иная.
Все дело в новых экологических требованиях, а также в изменении процедуры измерений автомобилей на экологические нормы (NEDC). В отличие от замеров уровня выхлопных газов при стоящем, работающем на холостых оборотах автомобиле, процедура замера уровня ОГ (отработанных газов) по протоколу NEDC заключается в экологических замерах во время имитации движения и кратковременных остановок. Напомним, что протокол требований NEDC к процедуре измерений ОГ автомобилей действовал практически без изменений с 1990-х годов.
Но недавно в Европе была введена новая система проверки автомобилей на экологичность (WLTP). Эта процедура теперь точнее воспроизводит реальные дорожные условия. По результатам тестирования специалистам удается сделать точные замеры ОГ и расхода топлива. Кстати, благодаря новому протоколу удалось выяснить, что система «старт-стоп» при выключении двигателя во время коротких остановок не дает большого преимущества в экономичности. Но зачем тогда автопроизводители стараются навязать потребителям эту сложную систему?
А все дело в том, что уже сегодня экологические нормы и стандарты настолько жесткие, что даже экономия топлива на 1% или снижение вредных выбросов на полпроцента ценится производителем на вес золота. Ведь если тот или иной автомобиль не будет соответствовать строгим экологическим нормам, его продажу могут запретить не только в Европе, но и во многих странах мира. В том числе и в нашей стране. Но, к сожалению, у автопроизводителей осталось уже не так много технологий и методов, позволяющих постоянно снижать уровень вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания, соблюдая требования экологическим норм Евросоюза. Как мы уже рассказали, в ближайшем будущем многие бензиновые автомобили начнут массово оснащаться сажевыми фильтрами, которые раньше устанавливались только на дизельные машины. И виной всему все те же пресловутые новые экологические нормы.
Что говорят производители?
В правильных условиях запуска и остановки система «старт-стоп» может обеспечить экономию топлива до нескольких процентов и значительное сокращение выбросов выхлопных газов.
Автопроизводители и поставщики электронных систем «старт-стоп» на словах обещают потребителям существенную экономию топлива в машинах, оснащенных данной технологией. Например, как заверяют в компании Bosch, являющейся одним из крупнейших поставщиков узлов для систем этого типа, благодаря автоматическому отключению двигателя при остановках автомобиля удается сэкономить до 8% топлива.
В некоторых случаях, по словам специалистов, экономия может превышать даже 15%! И, в принципе, поставщики и автопроизводители не лукавят. Но автомаркетинг – великая вещь. Все дело в том, что экономия топлива при включении системы «старт-стоп» возможна только при определенных строгих условиях.
Принцип работы «старт-стоп» кажется очень простым. Когда транспортное средство стоит на месте, вместо того чтобы жечь топливо на холостом ходу, двигатель автомобиля отключается, а когда водитель захочет тронуться с места (например, выжмет сцепление, включит передачу МКПП или, если машина оснащена АКПП, отпустит педаль тормоза при включенном режиме Драйв-D), он автоматически запустится. Несмотря на то что принцип работы системы прост, добиться слаженной ее работы не так-то легко.
«Старт-стоп» можно отключить вручную, но часто система отключается сама.
Чтобы все работало, необходимо использовать компоненты с параметрами, отличными от тех, которые используются в автомобилях без этой системы. Так, автомобилю с системой «старт-стоп» требуется усиленный стартер, более эффективный генератор, специальный аккумулятор, устойчивый к так называемой циклической работе, глубокий разряд, а также передовая электроника, контролирующая потребление электроэнергии в автомобиле.
Напомним, что первые экспериментальные системы этого типа были созданы еще в 90-х годах прошлого века. Эти системы были основаны на стандартных компонентах, что быстро привело к разочарованию пользователей – первые системы работали очень медленно, а также скандально ломались и приносили головную боль автовладельцам.
В настоящее время на рынке существует несколько параллельных решений системы «старт-стоп»: от самых простых, в которых стандартные двигатели дополняются усиленным навесным оборудованием и электроникой, обеспечивающими реализацию этой функции, до гораздо более продвинутых решений, которые используют гибридный стартер, сочетающий в себе классический стартер и генератор, получающий подзарядку за счет восстановления энергии, выделяемой при торможении. Подобный гибридный стартер является поддерживающим источником энергии.
Все чаще системы «старт-стоп» также конфигурируются таким образом, что двигатель отключается не только тогда, когда автомобиль стоит неподвижно, но и когда автомобиль движется свободно и не нуждается в передаче мощности и крутящего момента двигателя на колеса – так называемое движение автомобиля накатом. Даже в автомобилях с автоматической коробкой передач и коробкой с двойным сцеплением реализация этой функции не является проблемой, если включен «ручной режим».
Может ли система «старт-стоп» повредить двигатель?
Многие водители сегодня опасаются, что модная система «старт-стоп» может повредить двигатель автомобиля. В конце концов, сегодня многие новые автомобили оснащаются турбиной. А мы знаем, что резкое выключение двигателя с разогретым турбонагнетателем может повредить его. Стоит иметь в виду, что используемые сегодня системы автоматического выключения двигателя, прежде чем автоматически выключать двигатель, анализируют несколько десятков различных параметров. Если окажется, что условия для выключения мотора неудовлетворительны, двигатель не заглушится при остановке автомобиля. Вот в каких случаях система «старт-стоп» может не работать:
- двигатель или элементы системы последующей обработки выхлопных газов недостаточно нагреты (предельная температура зависит от конкретной модели автомобиля)
- температура снаружи слишком низкая или слишком высокая
- аккумулятор недостаточно заряжен
- параметры работы двигателя указывают на то, что турбокомпрессор слишком горячий
- происходит очистка сажевого фильтра
- превышен лимит циклов запуска в данную единицу времени или температура стартера слишком высока
- автомобиль находится на значительном уклоне, поэтому тормоза и рулевое управление должны оставаться в полной готовности
- водитель активировал одну из энергоемких функций, например был включен обогрев сидений или обогрев заднего/лобового стекла
- кондиционер работает в режиме «максимум»
- водитель не пристегнут ремнем безопасности или двери не закрыты
- машина движется по дороге на большой высоте, например в горах
Так что если ваша машина оснащена этой системой и когда вы видите на приборной панели сообщение «система старт-стоп недоступна» или т. п., не стоит паниковать. В подавляющем большинстве случаев это сообщение не указывает на системную ошибку.
В нашем российском климате при определенных сложных климатических условиях вождения может случиться так, что теоретически система «старт-стоп» будет функционировать только время от времени. Почему? Смотрите список выше. В нашей стране с большими перепадами температуры как зимой, так и летом система выключения двигателя будет работать не так часто, как бы вам хотелось.
В итоге из-за большого количества факторов, влияющих на работу систем «старт-стоп», невозможно точно определить, какую экономию топлива они обеспечивают автомобилю. Самое интересное, что итоговая экономия топлива у всех водителей будет разная. Но в любом случае в российских условиях вы вряд ли заметите существенную экономию топлива, если вообще заметите.
Надежна ли система «старт-стоп», и есть ли минусы?
Системы «старт-стоп» по умолчанию настроены таким образом, что они включаются автоматически. Так что если мы выключим систему, то при следующем запуске двигателя она включится снова. Не во многих автомобилях после выключения системы «старт-стоп» при последующем запуске двигателя система остается неактивной до тех пор, пока водитель ее не включит снова.
Поскольку во многих моделях автомобилей скорость и плавность работы этих систем оставляет желать лучшего, водители часто предпочитают ее отключать. Некоторые автовладельцы даже просят отключить систему на постоянку, обращаясь в технический центр, где специалисты деактивируют систему «старт-стоп» на программном уровне, чтобы она не включалась автоматически при каждом запуске двигателя.
Многие водители, купившие автомобиль с системой «старт-стоп», считают, что она увеличивает затраты на техническое обслуживание. В первую очередь в таких автомобилях нужно чаще менять аккумулятор. И это действительно так. Правда, в автомобилях с подобными системами, как правило, используется более емкий специальный аккумулятор. В некоторых машинах для питания системы «старт-стоп» используется дополнительная батарея. Однако и стоят такие аккумуляторы значительно дороже. Некоторые владельцы стараются сэкономить, когда аккумулятор вышел из строя, приобретая обычные классические батареи для питания системы «старт-стоп». Но многие автомобили могут не воспринимать обычные аккумуляторы (будут ошибки, автомобиль может перейти в аварийный режим работы и т. д.). Кроме того в этом случае обычная батарея при работе системы «старт-стоп» может износиться всего за несколько недель.
Батарея должна иметь параметры, рекомендованные производителем. Для систем «старт-стоп» требуются батареи, устойчивые к циклическому режиму и заряжающиеся с высоким током.
Стартеры для системы «старт-стоп» должны быть надлежащим образом усилены. К сожалению, они иногда стоят в 2-3 раза дороже стандартных, а найти на рынке не оригинальные, аналоговые стартеры практически нереально.
Генераторы переменного тока, особенно с рекуперацией энергии и обширной электроникой, также стоят немало денег, к счастью, они обычно долговечны.