Сколько траков в гусенице т 34
Перейти к содержимому

Сколько траков в гусенице т 34

  • автор:

Сколько траков в гусенице т 34

Сколько траков у танка Т-34? танк трак

незнаю,незадумывался над этим,если честно я даже не знаю что такое траки(

честно говоря не знаю, я люблю танки, но про траки не в курсе

незнаю спроси про машины расскажу много чего незнаю

каждая гусеница танка состоит из 74 траков, 37 гребневых и 37 «плоских»

Вячеслав Гречишников

Служил в танковом, но посчитать не догадался.

Сергей Горбатенко

Это надо спросиль у ТРЕХ ТАНКИСТОВ И СОБАКИ.

Анастасия

а сколько у трактора "Белорусь"?

Я первый спросил. У Белоруся траков нет.

Анастасия

жаль что нет, а о Т-34 почитаю, скажу.

Анастасия

Анастасия

Не было возможности посчитать.

В гусенице Т-34 72 трака (36 — с "зубом", 36 — плоских) (на всякий случай)

Благо дарю от души! Я ведь в недавнем прошлом — сотрудник музея Боевой Славы! А этого, увы, не знал.

Ходовая танков

Начнём с легендарного танка Т-34-85. Подвеска — индивидуальная, пружинная.
Гусеницы — стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500 мм, шаг трака 172 мм. Соединены последовательно.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621cb/-RP5uTiTSbM.jpg
Направляющие колёса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621b7/ttDloh0fz80.jpg
На каждой стороне находится по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков, диаметром 830 мм.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62199/eYrZYQrHoq0.jpg
Ведущие колёса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621a3/NcJsdDZ1h5U.jpg
Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-34-85#.D0.A5.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C

Поделиться224-10-2017 23:29:14

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Тяжёлый танк ИС-3. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.
Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром.
Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621df/XWWzv1501eI.jpg
Натяжной каток, имеет такой же диаметр (550 мм) что и опорные катки, возможна взаимозаменяемость.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6213f/vVGbKUnAV6Q.jpg
С каждой стороны по шесть сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62121/bQJGWBdcm8M.jpg
Ведущий каток со съёмными зубцами.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6212b/yDlEew75jws.jpg
Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фото: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/ИС-3#.D0.A5.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C

Поделиться325-10-2017 17:43:25

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Средний танк Т-54. Подвеска — индивидуальная, торсионная.
Каждый трак соединён последовательно, в каждой гусенице по 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621d5/kN0qlIh6R4A.jpg
Направляющее (натяжное) колесо.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6217b/VmSvBg4j5po.jpg
На каждой стороне по пять опорных литых металлических катков с обрезиненными ободами. Гидравлическая амортизация на первом и пятом катке.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6215d/PfnmelihYok.jpg
Ведущее колесо заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное).
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62167/B-NxYvwz41Q.jpg
Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из: книги Михаила Барятинского: Все современные танки, 2013 год, стр.213; Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-54#.D0.A5.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C

Поделиться426-10-2017 18:51:35

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Средний танк Т-62. Подвеска — индивидуальная, торсионная.
Каждый трак соединён последовательно. Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54/55 с металлическим шарниром, позднее стали применять более совершенные гусеницы с резино-металлическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1386 кг, а гусеница с резино-металлическим шарниром — из 97 траков при массе 1655 кг.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621e9/CGycbo9z-a0.jpg
Направляющее (натяжное) колесо, такое же как и на Т-54/55.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6204f/btuKT7NP02s.jpg
На каждой стороне по пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм. Первый и последний каток снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6206d/xKpNhpYQisA.jpg
Ведущее колесо заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), как и на Т-54/55.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62063/4Hn2USJzO6w.jpg
Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из: книги Михаила Барятинского: Все современные танки, 2013 год, стр.235; Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-62#.D0.A5.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C

Поделиться526-10-2017 19:17:14

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Средний танк Т-64/Основной Боевой Танк Т-64А. Подвеска — индивидуальная, торсионная.
Каждый трак соединён параллельно, в каждой гусенице с РМШ 78 — 79 траков шириной 540 мм, шаг трака 164 мм.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62207/-C1EpzPSLjA.jpg
Направляющее (натяжное) колесо, имеет такой же диаметр (555 мм) что и опорные катки, поэтому возможна взаимозаменяемость.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620ef/qh5yQp0Rg3k.jpg
С каждой стороны по шесть сдвоенных опорных катков диаметром 555 мм и четыре одинарных поддерживающих катков диаметром 225 мм с внутренней амортизацией. На первом, втором и шестом узле подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первом, третьем, пятом и шестом — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620d1/hpqAZgE0kAE.jpg
Ведущее колесо диаметром 630 мм заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное).
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620db/oHnrvMe4SAc.jpg
Почему решили отказаться от Т-64?
Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. На укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.

Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из: книги Михаила Барятинского: Все современные танки, 2013 год, стр.247; Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-64

Поделиться626-10-2017 20:06:50

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Основной Боевой Танк Т-72. Подвеска — независимая, торсионная.
Каждый трак соединён последовательно (с 1998 года на Т-72БА начали устанавливать траки с параллельным соединением), в каждой гусенице с РМШ 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621f3/Abhik7vKBAo.jpg
Направляющее (натяжное) колесо диаметром 520 мм.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62031/WhBdMXfIwzY.jpg
На каждой стороне по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 750 мм и три одинарных поддерживающих катков диаметром 204 мм с внутренней амортизацией. Гидравлические телескопические амортизаторы на первом, втором и шестом катке. (с 1985 года на Т-72Б стали ставить новые катки с 6-ю углублениями под гайки вместо 8-ми)
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/61ff5/iZ3ONLDVg7o.jpg
Ведущее колесо диаметром 615 мм заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное).
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6201d/KZbkNe7IzZA.jpg
Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из: книги Михаила Барятинского: Все современные танки, 2013 год, стр.268; Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-72#.D0.A5.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C

Поделиться726-10-2017 20:44:43

  • Автор: BogdanSAS
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 11-03-2017
  • Сообщений: 7
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    4 часа 7 минут
  • Последний визит:
    15-01-2018 13:27:16

Основной Боевой Танк Т-80. Подвеска — индивидуальная, торсионная.
Каждый трак соединён параллельно. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку, в каждой гусенице 80 траков шириной 580 мм, шаг трака 164.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/621fd/xg0I1xfxoxI.jpg
Направляющее (натяжное) колесо диаметром 514 мм.
alt=»https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/620b3/YnrG9wp-0x4.jpg» />
С каждой стороны по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм и пять одинарных обрезиненных поддерживающих катков диаметром 225 мм. Гидравлические телескопические амортизаторы на первом, втором и шестом катке.
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/62095/nWBmkTxwcmU.jpg
Ведущее колесо диаметром 630 мм заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное).
https://pp.userapi.com/c837731/v837731726/6209f/9YCCBLNVWRk.jpg
Почему новая ходовая?
Полностью переработали ходовую часть по причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки, так же применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.

Музей Военной Техники в Челябинске. Автор фотографий: Майборода Богдан. 25.09.17
Информация о ходовой взята из: книги Михаила Барятинского: Все современные танки, 2013 год, стр.275; Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-80

Поделиться827-10-2017 01:16:44

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 4060
  • Уважение: +230
  • Возраст: 8 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    26 дней 0 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 22:10:56

Ходовая часть танка Т-14 на ТУГП "Армата". Диаметр опорного катка — 700 мм .

https://pp.userapi.com/c837324/v837324401/6c2da/jbw6-G3GIaA.jpg

Поделиться927-10-2017 01:23:17

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 4060
  • Уважение: +230
  • Возраст: 8 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    26 дней 0 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 22:10:56

Гусеницы танков Т-72, с последовательным и параллельным РМШ, а также с косыми грунтозацепами .

http://s0.uploads.ru/Lfr9J.jpg

Поделиться1027-10-2017 02:00:19

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 4060
  • Уважение: +230
  • Возраст: 8 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    26 дней 0 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 22:10:56

Варианты ходовой советского танка Т-34

https://pp.userapi.com/c837324/v837324401/6c475/KCSyfxqgPPw.jpg

Поделиться1127-10-2017 03:07:14

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 4060
  • Уважение: +230
  • Возраст: 8 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    26 дней 0 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 22:10:56

Сравнение опорных катков танков Т-34-85/Т-44 и Т-55

https://pp.userapi.com/c837324/v837324401/6c162/f5jcItK06bg.jpg

Поделиться1229-10-2017 03:24:49

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 4060
  • Уважение: +230
  • Возраст: 8 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    26 дней 0 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 22:10:56

Опорные катки нового образца танков Т-72Б3М и Т-90М/МС
https://topwar.ru/uploads/posts/2014-07/thumbs/1406050012_28.jpg

Поделиться1329-10-2017 13:38:55

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 4060
  • Уважение: +230
  • Возраст: 8 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    26 дней 0 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 22:10:56

Ходовая тяжёлого танка КВ-85, вид на корму и ведущую звёздочку.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ee/KV-85_driving_sprocket.JPG/800px-KV-85_driving_sprocket.JPG

Поделиться1429-10-2017 13:40:42

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 4060
  • Уважение: +230
  • Возраст: 8 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    26 дней 0 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 22:10:56

Ходовая часть среднего танка Т-34 обр. 43 года.

http://wot-planet.com/uploads/posts/2013-01/1359116596_qvto2wkcogc.jpg

Поделиться1509-04-2019 18:10:16

  • Автор: танкист
  • Новичёк
  • Зарегистрирован : 06-04-2019
  • Сообщений: 23
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    6 часов 15 минут
  • Последний визит:
    14-05-2019 10:46:20

Сравнение опорных катков танков Т-34-85/Т-44 и Т-55

Катки разные(т-34-85 чуть уже), внешне отличаются количеством болтов на крышке подшипников, у Т-34-85 их 5(пять), у Т-55 6(шесть)(два из шести(противоположные) являются маслёнками для подшипников-при извлечении обоих в один вставляется штуцер пресс-шприца и загоняется новая смазка, через второй выходит старая, до появления новой). На фото ходовой Т-72 они окрашены красной краской.

Отредактировано танкист (09-04-2019 18:11:22)

Поделиться1605-06-2019 14:59:54

  • Автор: POLIGON
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 02-12-2017
  • Сообщений: 1593
  • Уважение: +162
  • Возраст: 33 [1989-08-17]
  • Провел на форуме:
    7 дней 22 часа
  • Последний визит:
    Сегодня 20:44:58

Все ранние Т-90 оснащались серийной гусеницей Т-72Б с последовательным РМШ. Хорошая надежная гусеница с хорошей противоминной стойкостью. Однако требования увеличения подвижности и отчасти унификации привели к тому что на базе гусеницы танка Т-80 была разработана новая гусянка для Т-90. Отличия заключались в беговой дорожке. На Т-80 она обрезиненная, а на Т-90 металлическая. Обрезинка БД нужна была Т-80 для того что-бы увеличить площадь пятна контакта — для снижения нагрузки на бандаж. Для катков Т-72/90 такой проблемы не существует по этому в силу отсутствия резиновой БГ у них меньше сопротивление качению, меньшая масса, стоимость и ресурс. Опорная поверхность гусеницы в обоих случаях была одинаковая — рисунок грунтозацепов 100% идентичен. Старожилы форума наверняка помнят мою перепалку годичной давности с покойным Неттом (царствие ему небесное) по этому поводу. Дело в том что внедрение новой гусеницы на Т-90 ухудшило на пару градусов боковой крен. При этом к танку почему-то из-за этого возникли претензии в то время как для Т-80 с теми же характеристиками никаких вопросов не было. Эта гусеница черт.172.55.010сб-1 с 1996 года ставилась на все Т-90 и потом на большую часть Т-72БА.

Однако проблема по боковому крену никуда не делась. Для ее решения в ходе ОКР "Рамка-99" (БМПТ) была разработана новая гусянка черт.172.55.010сб-2 с повышенными сцепными свойствами.

При прямолинейном движении машины нагрузки от сцепления с грунтом воспринимаются грунтозацепами гусеницы, в основном, в продольном направлении. А при движении машины на косогоре нагрузки от сцепления с грунтом воспринимаются грунтозацепами гусеницы, преимущественно, в поперечном направлении. Повышенные сцепные свойства гусеницы сб-2 обеспечены за счет увеличенных в продольном и поперечном направлениях грунтозацепов, расположенных под углом к оси трака, а также имеет повышенную прочность штампованных звеньев траков за счет увеличения толщин стенок проушин и продольных ребер. Конфигурация грунтозацепов обеспечивает установку асфальтоходных башмаков с увеличенной площадью опорной поверхности. В просторечьи такие гуси получили название "с косым грунтозацепом". В ходе ПИ и ГИ образцов БМПТ подтверждено выполнение требований ТТЗ по преодолению ими препятствий, в том числе с максимальным углом подъема и крена. Замечаний по новой гусенице не было, а была рекомендация ввести ее в КД серийных изделий. По неясным причинам это не выполнено до сих пор.

Сколько траков в гусенице т 34

Руководство по матчасти танка Т-34

Тип танка. Средний гусеничный
Боевой вес. Около 32т
Экипаж . 5 человек (командир танка, командир орудия, заряжающий, механик-водитель и пулеметчик)

Длина без пушки. 6 100 мм
Длина с пушкой вперед. 8 100
Ширина. 3000
Общая высота. 2 700
Высота без башни. 1 700
Ширина колеи
(расстояние между серединами гусеничных цепей). 2 450 мм
Длина опорной поверхности по тракам. 3 850
Клиренс . 400

Габариты танка

Клиренс

Преодолеваемый подъем

Рис.12. Преодолеваемый подъем.

Допустимый крен

Рис.13. Допустимый крен.

Ширина перекрываемого рва

Рис.14. Ширина перекрываемого рва

Глубина преодолеваемого брода

Рис.15. Глубина преодолеваемого брода

Высота преодолеваемой вертикальной стенки

Рис.16. Высота преодолеваемой вертикальной стенки

3. СКОРОСТИ И ЗАПАС ХОДА

Расчетные скорости движения при 1700 об/мин коленчатого вала двигателя в километрах в час:

Максимальная скорость. 55 км/час

а) по шоссе. 30 км/час
б) по грунтовой дороге. 25 км/час

а) по шоссе. 300 км
б) по грунтовой дороге . 250 км

Максимальный угол подъема . 30°
Максимальный крен без потери управляемости 25°
Ширина преодолеваемого рва. 2,5 м
Глубина преодолеваемого брода . 1,3 м
Высота преодолеваемой вертикальной стенки 0,73 м
Удельное давление на твердом грунте . 0,83 кг/см2

Марка. танковая, обр. 1944 г.
Калибр . . . 85 мм
Полная длина ствола. 4645 мм (54,6 калибра)
Длина нарезной части . 3495 мм
Число нарезов. 24
Крутизна нарезов (постоянная). 25 калибров
Нормальная длина откага . 280—320 мм
Начальное давление в накатнике. 34—37 кг/см 2
Количество жидкости в накатнике. 3,15 л
Количество жидкости в тормозе отката . . 3,65
(без компенсатора и 3,25 л для тормоза с компенсатором)

Марка. ДТМ
Количество . . . 2
Калибр. 7,62 мм
Дальность полета пули . . 3,5 км
Наибольшее давление пороховых газов . . .2850 кг/см 2

а) из спаренного пулемета . 1500 м
б) из лобового пулемета с диоптром и ППУ-8-Т . 1000
Питание . . магазинное
Вес пулемета с магазином . . . . . . . . 11,45 кг
Вес пулемета без магазина . . 8,35
Практическая скорострельность. 100—120 выстрелов в минуту

ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ
(укладывается в башне)

Марка. ППД или ППШ
Калибр . . 7,62 мм
Количество . . 1

УГЛЫ ОБСТРЕЛА
(рис. 17)

1. Пушки и спаренного с ней пулемета
Горизонтальный угол при вращении башни 360°
Наибольший угол возвышения . +22°
Наибольший угол снижения. —5°
Высота линии огня. 2 020—2 000 мм
Непоражаемое пространство для пушки 23 м
Непоражаемое пространство для пулемета 23 м

2. Лобового пулемета
Горизонтальный угол обстрела. 12°
Наибольший угол возвышения. +16°
Наибольший угол снижения. — 6°
Непоражаемое пространство. 13 м

Выстрелов для пушки. 56—60 шт.
Вес снарядов:

а) бронебойно-трассирующего. 9,20 кг
б) осколочной гранаты. 9,6 кг
в) дистанционной гранаты . . . . . 9,20 кг

Количество пулеметных дисков. 30 шт.
Количество патронов в дисках.. . 1890
Патронов для пистолета-пулемета. 300 (4 диска) шт
Ручных гранат Ф-1. 20 шт.

Тип. Секторный
Расположение. Слева от пушки

Механизм поворота башни

Тип редуктора. Механический планетарный
Тип привода. Ручной электрический
Расположение . Слева от пушки .
Минимальная скорость поворота башни:
электромотором МБ-20Г . 12°/сек
электроприводом с угольными реостатами 1,5—2°/сек
Максимальная скорость поворота башни электромотором. 25-30°/сек

Углы обстрела

Рис.17. Углы обстрела

Для пушки и спаренного пулемета

Тип . Танковый телескопический шарнирный прицел
Марка. ТШ-16
Поле зрения. 16°
Увеличение. Четырехкратное
Диаметр выходного зрачка. 5.5 мм
Наибольший угол прицеливания. 4°
Возможная величина выверки прицела
а) по высоте. ± 14 тысячных
б) по направлению. ± 14 тысячных
Угол наклона линии визирования. +40°,— 15°
Вес прицела. 15 кг

Для лобового пулемета

Тип . Телескопический
Марка. ППУ-8-Т
Увеличение. 1,5 х
Поле зрения. 25°
Диаметр выходного зрачка. 4,6 мм
Цена деления шкалы боковых поправок . . 8 тысячных
Углы прицеливания по шкале. для дистанций 400, 600, 800, 1000 м

6. МОТОРНАЯ УСТАНОВКА

Тип двигателя. Четырехтактный бескомпрессорный дизельмотор струйного распиливания
Марка двигателя. В-2-34 или В-2-34 М
Расположение цилиндров. V-образное, под углом 60°
Число цилиндров. 12
Диаметр цилиндра . 150 мм

Ход поршня:
а) в левой группе. 180 мм
б) в правой Группе. 186,7 мм
Рабочий объем всех цилиндров. 38,88 л
Степень сжатия. 14—15
Направление вращения коленчатого вала . . По часовой стрелке (если смотреть из боевого отделения)

Порядок нумерации цилиндров. От механизма распределения к носку двигателя (от боевого отделения к корме)

Порядок работы цилиндров. 1л—6п—5л—2п —Зл—4п—6л—1п—2л—5п—4л—Зп

Вес двигателя . 950 кг

Мощность, крутящий момент и обороты двигателя

а) максимальная при 1800 об мин . 500 л.с.
б) номинальная при 1750 об мин . . 450 л.с.
в) эксплоатационная при 1700 об мин . 400 л.с.

Максимальный крутящий момент при 1100-1200 об мин. 220 кгм
Минимальные устойчивые обороты на холостом ходу не выше . 600 об мин
Максимальное число оборотов на холостом ходу. 2050 oб/мин

Привод к тахометру

Тип привода. Гибкий валик
Отношение числа оборотов гибкого валика к числу оборотов коленчатого вала . . 0,5
Направление вращения валика привода . По часовой стрелке, если смотреть сверху двигателя

Газораспределение
(рис. 18)
Клапан впуска

Число клапанов в цилиндре . 2
Открытие до ВМТ в градусах угла поворота коленчатого вала . 20°±З°
Закрытие после НМТв градусах угла поворота коленчатого вала . . . 48°±3°
Продолжительность всасывания в градусах угла поворота коленчатого вала. 248°
Максимальный подъем клапана. 13 мм
Зазор между тарелкой стержня клапана и затылком кулачка распределительного валика 2,34 ± 0,1 мм

Число клапанов в цилиндре. 2
Открытие до НМТ в градусах угла поворота коленчатого вала. . 48°±3°
Закрытие после ВМТ в градусах угла поворота коленчатого вала . 20° ± 3°
Продолжительность выпуска в градусах угла поворота коленчатого вала. 248°
Максимальный подъем клапана. 13 мм
Зазор между тарелкой стержня клапана и затылком кулачка распределительного валика 2,34 ± 0,1 мм
Перекрытие клапанов . 40°

Диаграмма газораспределения

Рис.18. Диаграмма газораспределения и порядок работы цилиндров
(Нажмите на диаграмму для увеличения)

Применяемое топливо:
а) летом. Летнее дизельное топливо (ДТ летнее)
б) зимой. Зимнее дизельное топливо (ДТ зимнее)

Количество:
а) Основные (внутренние) бортовые . . 6 шт.
б) Основные (внутренние) кормовые . 2 шт
в) дополнительные (наружные) . 3 шт

Емкость:
а) основных (восемь баков) . 545л
б)дополнительных (три бака) . 270л

Тип. Коловратная
Марка. БНК-12Б
Отношение числа оборотов помпы к числу оборотов коленчатого вала. 0,786
Давление топлива, подаваемого топливоподкачивающей помпой на эксплоатационном режиме, замеренное после топливного фильтра. 0,5—0,7 кг/см 2

Топливный насос
Тип. Двенадцатиплунжерный
Марка. НК-1
Порядок нумерации секций насоса. От боевого отделения к трансмиссионному
Секции, обслуживающие левую группу цилиндров . Четные
Секции, обслуживающие правую группу цилиндров . Нечетные
Порядок работы секций. . 2—11—10—3——6—7—12—1 — 1—9—8—5
Угол опережения подачи топлива. 31 — 33°
Направление вращения. Против часовой стрелки (если смотреть на двигатель со стороны боевого отделения)
Отношение числа оборотов валика топливного насоса к числу оборотов коленчатого вала. 0,5

Регулятор оборотов
Тип. Центробежный, всережимный с корректором подачи топлива
Марка. РНК-4

Форсунка
Тип. . Закрытая
Затяжка пружины форсунки. 200 кг/см 2

Воздухоочиститель
Тип. Сухой центробежный
Марка. Мультициклон
Количество . 2
Расположение . В трансмиссионном отделении

Тип . Циркуляционная комбинированная (под давлением и разбрызгиванием) с „сухим картером»

Применяемое масло
а) летом. Авиамасло МК
б) зимой. Авиамасло МЗ
Заправочная емкость системы . 105 л
Нормальное количество масла, замеряемое в баках . . . .80 л (по 40 л в каждой баке)
Минимально допустимое количество масла в каждом баке. 20 л

Количество:
а) основные. 2 шт.
б) дополнительный наружный . 1шт.
Расположение основных баков. Между фальшбортами и броней по обе стороны двигателя

Масляный насос
Тип. Шестеренчатый, трехсекционный, одна секция нагнетающая и две откачивающие
Отношение числа оборотов валика насоса к числу оборотов коленчатого вала . ..1,725
Производительность масляного насоса при 1600 об/мин коленчатого вала. 3750 л/час.

Масляный фильтр
Тип. Проволочно-шелевой
Марка. «Кимаф»
Количество. 1
Расположение . На верхней половине картера двигателя

Масляный радиатор
Тип. Трубчатой
Количество . 1
Расположение. на левом водяном радиаторе

Давление масла
На эксплоатациониом режиме после прохождения через фильтр. 6— 9 кг/см 2
На холостом ходу при установившихся минимальных оборотах двигателя. Не ниже 2 кг/см 2
Температура масла при выходе из двигателя . Не выше 105 град.С

Тип . Водяная, принудительная
Заправочная емкость . . 75 л
Температура выходящей воды. Не выше 105 град. С
Температура входящей воды. Не ниже 40 град. С

Вентилятор . Центробежный (закрепленный на маховике)

Радиаторы
Тип. Трубчатые
Количество. 2
Расположение. У бортов по обе стороны от двигателя
Поверхность охлаждения (обоих радиаторов) 107,36 м 2

Водяной насос
Тип . Центробежный
Отношение числа оборотов валика водяного насоса к числу оборотов коленчатого вала. 1,5
Производительность водяного насоса при 2550 об/мин крыльчатки. 500 л/мин

Основная система запуска. Электростартер
Вспомогательная (запарная) система запуска. Сжатым воздухом
Максимальное давление воздуха в баллонах 150 кг/см 2

Давление воздуха, поступающего в воздухораспределитель
не выше. 90 кг/см 2
не ниже:
а) летом. 40 кг/ см 2
б) зимой. 65 кг/см 2
Момент начала подачи воздуха в цилиндры двигателя в градусах угла поворота коленчатого вала. 6°±3° до ВМТ в такте сжатия

7. ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН

Тип. Многодисковый, сухой
Материал поверхностей трения дисков . . . Сталь
Количество ведущих дисков. 11
Количество ведомых дисков. 11
Количество пружин. 16
Механизм выключения фрикциона . . Шариковый
Максимальное усилие, необходимое для выключении фрикциона. 25 кг
Соединение с коробкой передач. Через зубчатую муфту
Вес главного фрикциона. 120 кг

Тип. Механическая, ступенчатая трехходовая пяти- или четырехскоростная
Число передач:
пятискоростная коробка передач . . Пять передач вперед и одна назад
четырехскоростная коробка передач . . Четыре передачи вперед и одна назад

Смазка:
Тип. Разбрызгиванием
Сорт масла:
а) летом. Авиамасло MК
б)зимой. Авиамасло МЗ
Количество масла . 10 л
Вес коробки передач. 340 кг

БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ И ТОРМОЗЫ

Тип фрикционов. Многодисковые, сухие
Количество. 2
Материал поверхностей трения дисков . . . Сталь
Толщина комплекта дисков трения . . 137,6 ± 1 мм
Количество ведущих дисков. От 17 до 21 (в зависимости от их толщины)
Количество ведомых дисков. От 18 до 22 (в зависимости от их толщины)
Количество пружин. 18
Механизм выключения. Шариковый
Максимальное усилие на рукоятке рычага, необходимое для выключения бортового фрикциона. 20 кг
Тип тормозов. Ленточные, плавающие, с чугунными накладками
Наружный диаметр ведомого барабана . . . 500 мм
Ширина ленты. 200 мм
Вес бортового фрикциона. 140 кг

Тип. Одноступенчатый понижающий редуктор
Количество . 2
Передаточное отношение. 5,7
Смазка:
Тип. Разбрызгиванием
Сорт. Летом смесь: 70 % авиамасла «МК» + 30% консталина.
Зимой смесь: 70% аниамасла «МЗ» +30% консталина.
Количество смазки в каждой бортовой передаче. 3,6 кг
Вес одной бортовой передачи. 280 кг

8. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Тип движителя. Гусеничный
Расположение ведущих колес. . Заднее
Ведущие колеса
Тип зацепления. Гребневое
Тип колеса. Литые или со штампованными дисками
Наружный диаметр. 634 или 650 мм
Вес колеса (со штампованными дисками) . 150 кг

Тип. Мелкозвенчатая
Количество . 2
Количество траков в каждой цепи . . . . 72, из них 36 с гребнем и 36 без гребня
Соединение траков. Пальцами, имеющими головку, обращенную к корпусу танка Т-34-85
Шаг трака. 172 мм
Ширина трака. 500 мм
Способ натяжения гусеничной цепи . . . . Поворотом кривошипа направляющего колеса
Способ поворота кривошипа. Червячной парой
Вес одной гусеницы в сборе. Около 1 070 кг

НАПРАВЛЯЮЩИЕ КОЛЕСА (ЛЕНИВЦЫ)

Тип. Литые
Количество . 2
Наружный диаметр. 500 мм
Вес одного ленивца в сборе с кривошипом . 220 кг

Тип. С наружным резиновым бандажом
Количество катков на сторону. 5 шт.
Диаметр катка. 830 мм
Вес одного катка (без балансира). 125 кг
Вес одного катка с балансиром. Около 200 кг

Тип. Индивидуальная пружинная
Расположение. Наклонное
Количество пружин в подвеске каждого катка. 2
Расположение пружин у передних опорных катков . . . .Концентрическое
Расположение пружин второго, третьего, четвертого и пятого опорных катков . . . Одна над другой

Ход катка:
Вверх. 140 мм
Вниз . У переднего катка 75 мм, второго, третьего, четвертого и пятого катков 115 мм
Вес подвески переднего катка. Около 55 кг
Вес подвески второго, третьего, четвертого и пятого катков. Около 40 кг

Система проводки. Однопроводная (аварийное освещение двухпроводное)
Напряжение в сети. 24 в и 12 в

Электрогенератор
Тип. Шунтовая четырехполюсная динамомашина
Марка. ГТ-4563 А
Мощность. 1 000 вm
Напряжение . 24 в
Отношение числа оборотов вала генератора к числу оборотов коленчатого вала. 1,5
Привод. Эластичная муфта (резиновая)
Направление вращения. По часовой стрелке (если смотреть со стороны привода)
Реле-регулятор. РРА-24Ф

Аккумуляторные батареи
Марка. 6-СТЭ-128
Тип. Стартерные, кислотные
Емкость. 128 ампер-часов
Количество батарей . 4
Напряжение одной батареи. 12 в
Начало зарядки. При 600—650 об/мин коленчатого вала

Электростартер
Марка. СТ-700
Мощность . 15 л.с.
Напряжение . 24 в

Электромотор механизма поворота башни
Марка. МБ-20В
Тип. Сериесный, четырехполюсный
Мощность. 1350 вт
Напряжение . 20 в
Число оборотов (максимальное). 5800 об.мин
Потребляемая сила тока . 90—120 а
Передаточное отношение от вала якоря к погону башни. 1389

Электромотор вентилятора
Марка . MB-12
Количество. 2
Мощность . 19 вm
Число оборотов. 1500 об/мин
Напряжение. 12 в

Осветительные приборы
Фара. 1 (слева) с двумя лампами в 25 вт и 5 вт
Сигнальный фонарь. 1 (сзади) с лампой в 5 вт
Освещение щитка электроприборов . 1 лампа в 5 вт
Внутреннее освещение. 2 плафона с лампами по 10 вт
Освещение передатчика. 1 лампа в 5 вт
Освещение радиостанции. 2 лампочки по 0,15 вт
Освещение шкалы угломера. 1 лампочка в 10 вт

Электросигнал
Марка. ВГ-4 (или СМ-06 или ГФ-12Т)
Потребляемая мощность. 60 вт

10. средства внешней и внутренней связи

Тип. Коротковолновая приемно-передающая, симплексная, телефонная
Марка. 9-РС
Радиус действия (телефоном):
а) на ходу. 15 км
б) на стоянке. 25 км

Диапазон фиксированных волн:
а) передатчик. № 160—225
б) приемник . № 150—240

ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО

Марка. ТПУ—3—БИС-Ф
Количество аппаратов . 3
Из них: № 1. У командира орудия
№ 2. У командира танка
№ 3. У механика-водителя

Перископические смотровые приборы
Количество . 3
Из них:
у командира танка в командирской башенке. 1 шт.
у командира орудия в крыше башни. 1
у заряжающего в крыше башни . 1
Перископические приборы для механика-водителя . 2
Смотровые щели в командирской башенке. 5

11. Средства маскировки
(Танковый дымовой прибор ТДП)

Тип. МДШ (морская дымовая шашка)
Количество . 2
Расположение. На кормовом листе брони
Способ запуска . . Электрозапал

Содержание
Содержание

Средний танк Т-34

Конструкция этой машины знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В нем впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых машин, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

История создания танка Т-34.

13 октября 1937 г. Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичныи А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.

В результате 4 мая 1938 г. на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.

колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32

Оба танка бесспорно были новым словом в отечественном танкостроении – все предыдущие машины они превосходили на порядок. Мощные двигатели, броневые листы имеющие оптимальный угол наклона, надежная трансмиссия, повышенная защищенность – таких танков не имела ещё ни одна армия мира.
Внешне А-20 и А-32 были похожи, и даже по весу различались лишь в 1 тонну. Однако за счет отсутствия сложного колесного движителя, броня А-32 почти в 2 раза превышала по толщине броню А-20, а 76,2-мм танковая пушка Л-10 явно превосходила по всем параметрам «сорокопятку» собрата. При этом на гусеничном ходу А-32 «выжимал» почти столько же, сколько А-20 на колесном – 74 км/ч.

Испытания обеих машин проводились в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа комиссией под председательством начальника 1-го отдела АБТУ майора Кульчицкого.
За период испытаний танки прошли: А-20 — 4500 км, а А-32 — 3000 км и по надежности работы механизмов показали совершенно равноценные результаты, по всем параметрам «сделав» самые совершенные БТ-7 стоящие в тот момент на вооружении. Оба танка были рекомендованы к производству, однако, как отмечалось, танк А-32 в виду своей более высокой живучести и огневой мощи явно превосходил А-20 и вполне мог быть ещё более усилен за счет увеличения мощности брони до 45-мм. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались.
Средний танк А-20 имел индивидуальную пружинную подвеску. В состав колесно- гусеничного хода входили восемь опорных обрезиненных катков, направляющие колеса с червячными механизмами натяжения гусениц и ведущие колеса гусеничного хода. При движении на колесном ходу вступали в действие три пары ведущих опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода имели гребневое зацепление с гусеницами. Поворот осуществлялся по принципу гусеничной машины за счет торможения ведущих катков на одном из бортов.

По подвижности танк А-20 показал ряд преимуществ перед танком А-32 и подтвердил возможность не только совершать длительные марши на гусеницах или на колесах, но и сохранять тактическую подвижность даже при повреждении одной из гусениц или при выходе из строя одновременно двух опорных катков.
Наряду с этим танк А-20 в сравнении с танком А-32 имел и некоторые недостатки, прежде всего менее мощное вооружение и более слабое бронирование бортов корпуса. Кроме того ресурс его ходовой части был уже на пределе, что не позволяло усилить его вооружение и бронирование. Общими же недостатками обеих машин являлись: "непроработанность" рабочих мест членов экипажа; неустойчивая работа дизель-мотора, неудовлетворительная работа бортовых фрикционов; ненадежное крепление направляющего колеса (ленивца); неудобные заправка и слив из баков топлива и масла. (В свое время аналогичный недостаток — "стесненные условия работы экипажа при стрельбе из танка" был отмечен М.И.Кошкиным и Н.А.Кучеренко в особом мнении комиссии по результатам дополнительных заводских испытаний опытного танка БТ-СВ-2 в феврале 1938 г. …остается непонятным, почему аналогичное компоновочное решение боевого отделения башни танка БТ-СВ-2 было в точности повторено на новой опытной машине).
По окончании войсковых испытаний на обоих танках был произведен текущий ремонт, после чего 5 сентября 1939 г. они были отправлены на НИБТ полигон в подмосковную Кубинку для показа членам правительства.
По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.

В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. (Читайте также статью "Средний танк Т-29")
Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала воины не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.

В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 г. отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 г. предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ). Последний должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 г. на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 г.

Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 г. подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков — Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка.
Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 г. наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.

Таким образом осенью 1941 г. единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода "Красный Октябрь", бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод "Баррикады" Короче говоря, в городе был организован практически полный цикл производства. Впрочем, так же обстояли дела и в Горьком и в Нижнем Тагиле.Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.

Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Первые танки Т-34 образца 1940 года были вооружены короткой 76,2-мм пушкой Л-11 образца 1938 года с длиной ствола 30,5 калибра. В 1941 г. очень небольшое количество Т-34 было вооружено 57-мм длинноствольной пушкой большой мощности ЗИС-4, предназначенной для поражения легкобронированных целей на больших дистанциях. Большая мощность пушки компенсировала уменьшение калибра. Но Л-11 осталась стандартной пушкой для Т-34 образца 1940 г.
Однако инженеры располагали более удачной пушкой, хотя возникали затруднения бюрократического характера по ее установке. ОКБ завода № 92 во главе с конструктором В.Грабиным разработало новую 76,2-мм пушку Ф-32. Ее устанавливали на новые тяжелые танки КВ. При стрельбе по бронированным целям из-за более длинного ствола пушка показывала гораздо лучшие результаты по сравнению с Л-11, которой были оснащены танки Т-34 образца 1940 года. К концу 1940 г. сотрудник ОКБ В. Грабина, П.Муравьев, адаптировал пушку Ф-32 для установки на Т-34 и на ее базе разработал новую пушку (Ф-34 с длиной ствола 42 калибра), значительно превосходящую Л-11. По собственной инициативе В.Грабин и директор завода № 92 А. Елян начали производство Ф-34 вместе с Л-11 и отправили обе пушки на Харьковский завод, занятый изготовлением танков Т-34.

Танки этой модели (Т-34 образца 1941 г.) в основном использовались в качестве танков командиров взводов и рот и после начала германского вторжения очень хорошо показали себя в боях, благодаря возросшей огневой мощи. Сталину стало об этом известно из репортажей военных корреспондентов с передовой. Части, сражавшиеся на передовой, требовали больше танков, оснащенных эффективной пушкой Ф-34, чем Л-11, поэтому летом 1941 года Государственный Комитет Обороны окончательно утвердил пушку Ф-34 в качестве стандартной для танка Т-34. Ф-34 имела обычную полуавтоматическую казенную часть. Командир мог стрелять как вручную, так и с помощью педали; он отвечал за горизонтальное вращение башни вручную или с помощью электропривода. При стрельбе из Ф-34 эти снаряды пробивали броню немецких РzKpfw III и IV (толщина лобовой брони 50-мм) с почти любой дистанции. Ф-34 давала Т-34 такое преимущество в дальности и поражающей силе, что немцы с превеликим трудом противостояли танку Т-34. РzKpfw IV с лобовой броней толщиной 80-мм был принят на вооружение лишь весной 1943 г. Красная Армия продолжала оставаться на лидирующих позициях — был принят на вооружение бронебойный снаряд БР-350П. Он пробивал 92-мм броню при стрельбе с дистанции 500 м — примерно на таком расстоянии ведется стрельба в танковом бою. Однако появление на фронте в 1943 г. новых немецких машин, специально разработанных для борьбы с Т-34, кардинально изменило ситуацию. При стрельбе с обычной дистанции Ф-34 не могла пробить лобовую броню "Тигров" и "Пантер".

Во время сражения под Курском в июле 1943 г. танки Т-34 были вынуждены приближаться к немецким танкам на дистанцию стрельбы прямой наводкой либо маневрировать таким образом, чтобы выйти им во фланг или в тыл. Проблему удалось решить, когда в конце 1943 года на вооружение была принята 85-мм пушка. Первоначально боезапас Т-34 составлял 77 выстрелов. На Т-34 образца 1943 г. он был увеличен до 100 выстрелов. Стандартный боекомплект состоял из 19 выстрелов БР-350ААП, 53 выстрелов Ф-354 или ОФ-350ХЕ и 5 выстрелов СХ-350.

Заместителю народного комиссара обороны и начальнику Главного артиллерийского управления Г.И.Кулику танк Т-34 не нравился, поэтому он настоял на внесении различных изменений. В результате производство танков Т-34 на ранних стадиях было прервано, и Совет Народных Комиссаров приказал разработать программу усовершенствования Т-34. Усовершенствованная машина получила обозначение Т-34М. Выполнение проекта было прекращено. Морозов разработал для Т-34М новую башню с учетом недостатков, выявленных при боевом применении машин ранних моделей. Например, германские пехотинцы из команд по борьбе с танками взбирались со стороны кормы на боевую машину и устанавливали под выступ башни дисковую противотанковую мину. Кроме того, выступ образовывал ловушку, от которой попадавшие снаряды отскакивали прямо в уязвимый башенный погон. Разработанная Морозовым новая литая башня шестиугольной формы впервые была установлена на танк Т-34 образца 1943 года.

Она была лишена многих недостатков: не имела выступа, была существенно проще в изготовлении и крупнее, чем башни ранних образцов. Следовательно, в башне было немного больше места для экипажа. Однако проблема маленького и перегруженного работой экипажа была окончательно решена лишь при появлении трехместной башни танка Т-34/85, производство которого началось зимой 1943 года.
Т-34/85 представлял собой перевооруженный танк Т-34 с 85-мм пушкой. Танк имел новую башню, первоначально разработанную для ганка КВ-85 с диаметром кольца 1,56 м. В увеличенной башне появилось место для еще одного члена экипажа, а командир танка получил возможность сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей, не отвлекаясь более на стрельбу из пушки. Первые Т-34/85-1 были направлены в элитные гвардейские танковые части. Новые пушки быстро доказали свою полезность. Они были разработаны на базе довоенной 85-мм зенитной пушки М1939, имели эффективную дальность стрельбы 1000 м и, как утверждалось, могли пробивать лобовую броню танков "Тигр" и "Пантера".

Да, с технологической точки зрения танк Т-34, был очень удобен в производстве с использованием неквалифицированной рабочей силы, в целом достаточно качественная броня с рациональным наклоном и надежный дизель В2.
На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная — 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная — 500 л.с. при 1800 об/мин. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Топливо — дизельное, марки ДТ. Емкость топливных баков 545 л. Снаружи, на бортах корпуса устанавливались два топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Подача топлива принудительная, с помощью топливного насоса НК-1.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л. Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, устанавливались два воздухоочистителя «Мультициклон». Пуск двигателя осуществлялся электростартером или сжатым воздухом (два баллона устанавливались в отделении управления).
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач — пятискоростная.
Ходовая часть применительно к одному борту, состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830-мм. Подвеска — индивидуальная, пружинная. Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы — стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500-мм, шаг трака 172-мм. Масса одной гусеницы 1150 кг

Танки Т-34-85 приняли участие в завершающих операциях Великой Отечественной воины и в разгроме Квантунскои армии. Они же составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы.
В феврале — марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. Но, эффект от первого боевого применения был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли "тридцатьчетверки" с 76-мм пушками. И очень мало времени отводилось на переподготовку экипажей.
Из воспоминаний Маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова, который командовал 1-й танковой армией (с апреля 1944 переименована в 1-ю гвардейскую танковую армию), во время боев на Украине в апреле 1944 г.: "Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких — приход танкового пополнения. Получила армия, правда в небольшом количестве, новые «тридцатьчетверки», вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые «тридцатьчетверки», пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой".

Одним из первых Т-34-85 с пушкой Д-5Т получил 38-й отдельный танковый полк. Эта часть имела смешанный состав: помимо Т-34-85 в ней находились и огнеметные танки ОТ-34. Все боевые машины полка были построены на средства Русской Православной церкви и несли на своих бортах название "Димитрий Донской".

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 "тридцатьчетверок", принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной.

Западногерманский журнал "Soldat und Technik" в декабре 1965 года писал:
"В танке Т-34 удачно сочетались технические элементы быстроходного крейсерского танка с высокой неуязвимостью… По своим техническим характеристикам он намного превосходил зарубежные образцы танков того времени… От немецкого танка T-III советский танк Т-34 отличался высокой подвижностью и проходимостью. Во время второй мировой войны, по-видимому, было произведено около 40 тысяч танков Т-34. Эта лавина обрушилась против нашего Восточного фронта, который… в конце концов вынужден был рухнуть под ее натиском."

Танк Т-34 стал для немцев настоящим сюрпризом. Он явился плодом многолетних исследований и результатом борьбы инженеров с советской бюрократией. Конструкция танка была простой и настолько продуманной, что Т-34 перевооружался и совершенствовался без остановки призводства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *