Несчастливый Lincoln Continental: что стало с лимузином после убийства Кеннеди
В предыдущей статье вы узнали о разработке и конструктивных особенностях темно-синего автомобиля Lincoln Continental образца 1961 года для президента США Джона Кеннеди, созданного по заказу Секретной службы США и имевшего негласный код SS-100-Х. Теперь наступила очередь познакомиться со второй версией этой машины, которая вошла в мировую историю как свидетель одной из самых громких трагедий XX века и стала ценнейшим экспонатом автомобильных музеев Америки.
Президентский Lincoln Continental: вторая модификация
П о сравнению с первым вариантом на президентском автомобиле образца 1963 года усилили детали ходовой части и подвески, смонтировали двухканальную радиотелефонную связь, а обновленную внешность создавала более простая передняя прямоугольная облицовка с четырьмя фарами, выполненная в духе машин модельного ряда 1962 года. Единственными внешними украшениями оставались два красных сигнальных фонаря, встроенные в бампер. Их дополняли крупные дисковые «тарелки» на колесах, выполненные в стиле «сомбреро».
Президентский Lincoln Continental второй модификации в разных ракурсах
Для неофициальных поездок Джона Кеннеди и Жаклин в Белом доме имелся достаточно простой белый кабриолет Continental Convertible образца 1963 года с красным интерьером. После трагедии его выкупил местный дилер Билл Гоулайтли, который пользовался им в течение 15 лет. В 50-ю годовщину трагедии после реставрации автомобиль был продан на аукционе.
Полуспортивный кабриолет Lincoln Continental американского президента. 1963 год
Трагедия на Элм-Стрит
Теперь вернемся в Даллас, на улицу Элм-стрит. Там 22 ноября 1963 года в 12 часов 30 минут из книгохранилища неизвестный человек произвел несколько выстрелов в сторону президентского автомобиля. Первые же пули смертельно ранили Джона Кеннеди и губернатора Коннелли.
22 ноября 1963 года. Проезд по улицам Далласа: до трагедии остались считанные секунды
Еще несколько секунд – и секретный агент Хилл (первый на машине охраны) бросится на спасение Жаклин Кеннеди
В кадрах кинохроники видно, как раненый президент склонился вперед, а охранник Клинт Хилл из следовавшего сзади открытого автомобиля догнал президентскую машину и попытался спасти Жаклин. Тут же автомобиль рванулся с места и направился в местный госпиталь.
Через полчаса от момента трагедии Кеннеди скончался, и еще через несколько часов новым президентом Соединенных Штатов автоматически стал Линдон Джонсон.
Не будем вдаваться в проблемы расследования этого теракта и вернемся к президентскому автомобилю, потерявшему своего хозяина.
Президентский Lincoln Continental: жизнь после Кеннеди
В отличие от Джона Кеннеди, судьба этой машины сложилась вполне благополучно. Вскоре после покушения Lincoln Continental вернули в гараж Белого дома, а для новоиспеченного президента на этом шасси было решено срочно построить новый и более надежный бронированный вариант. Уже в декабре эти работы начала компания Hess & Eisenhardt. В июне 1964-го она представила обновленную машину, превратившуюся в массивный лимузин, весивший около пяти тонн. В память о предыдущем владельце его выкрасили в черный цвет.
Бронированный Lincoln Continental во время инаугурации Линдона Джонсона. 1965 год
Lincoln Continental третьей модификации у Белого дома. Октябрь 1964 года (из архива компании Ford)
Автомобиль президента Джонсона получил защитные панели кузова из титана, съемную бронированную заднюю часть крыши и пуленепробиваемые стекла, причем их толщина в задней правой двери достигала пяти сантиметров. Общая масса «брони» составила 730 кг. Кроме того, был кардинально переделан салон с новыми средствами связи и приборной панелью.
Рабочее место водителя президентского автомобиля образца 1964 года (из архива компании Ford)
В 1967-м была проведена последняя четвертая модификация президентской машины. Ее оборудовали задним откидным окном, более компактной прозрачной крышей и шинами с внутренними алюминиевыми дисками, позволявшими перемещаться на большой скорости без замены колес. Внешне она отличалась скругленным бампером и двумя крупными красными сигнальными фарами, встроенными в простецкую решетку радиатора. Впоследствии этим автомобилем пользовались президенты Ричард Никсон и Джеральд Форд.
Президент Ричард Никсон на автомобиле Lincoln Continental четвертой модификации. 1969 год (фото Dave Gelinas)
В 1978 году легендарный Lincoln вывели из эксплуатации, отреставрировали и поместили в музей Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган, где он находится до сих пор. За 17 лет машина проехала расстояние в 50 тысяч миль или порядка 80 тысяч километров.
После этого приоритет в создании президентских автомобилей перешел к компании Cadillac.
В каком автомобиле был убит Кеннеди?
Для президента Джона Кеннеди 20 мая 1961 года был выпущен лимузин со съёмным верхом Lincoln Continental (индекс SS-100-Х). По желанию президентской четы машина имела тёмно-синий цвет.
Автомобиль создавался американским кузовным ателье Hess & Eisenhardt на базе серийной модели Lincoln Continental 1961 года, заводской индекс 74А.
Длина машины увеличилась с 5 м 39 см, до 6 м 40 см, снаряженная масса возросла с 2365 кг до 3630 кг. Стандартный V-образный 8-ми цилиндровый двигатель мощностью 300 л.с., был форсирован до 350 л.с.
В 2002 году лимузин был продан на аукционе в Нью-Йорке за 225 000 долларов, покупатель пожелал остаться неизвестным.
SS-100-X: автомобиль, в котором застрелили Кеннеди
Изначально этот автомобиль был обычным четырёхдверным кабриолетом Lincoln Continental цвета морской волны и был приобретён у рядового дилера за $7347. Кстати, приобретён в рассрочку с выплатой $500 в месяц. После покупки в 1961 года машину оттранспортировали в президентский гараж и серьёзно модифицировали. В первую очередь – удлинили базу, добавив 103 см (больше метра!) между передними и задними сидениями.
Затем автомобиль дорабатывали специалисты по безопасности – компания Hess & Eisenhardt из Цинцинатти, Огайо. Забавно, но требования охраны президента включали, например, установку микрофонов, но не включали бронирование. Прежним осталось и лобовое стекло.
15 июня 1961 года 6,5-метровый лимузин был доставлен в Белый дом. Автомобиль весил 3,5 тонны (на 720 кг тяжелее изначальной компоновки) и приводился в движение 350-сильным двигателем Ford MEL. Будучи кабриолетом, Lincoln Continental мог оборудоваться целым ассортиментом различных крыш – мягкой, жёсткой (стальной), прозрачной и так далее, но нет, ни одна не была пуленепробиваемой. Также машина имела ряд «фишек»: встроенные радиотелефон, поручни и ступеньки для агентов охраны и так далее.
SS-100-X – это рабочее наименование автомобиля, код для охраны. 22 ноября 1963 года примерно в 12.30 президент Кеннеди был застрелен в Далласе, штат Техас. Автомобиль с умирающим президентом и пассажирами направился в Мемориальный госпиталь Парклэнд, где и была зафиксирована смерть президента. Автомобиль затем отогнали в аэропорт Даллас/Лав-Филд (куда и привезли тем же утром) и в 3.30 он покинул Даллас на самолёте Fairchild C-123 Provider.
Уже в гараже Белого дома интерьер автомобиля был тщательно отфотографирован и запротоколирован специалистами, после чего машину очистили, перекрасили в чёрный цвет и. вернули в Hess & Eisenhardt для бронирования. В формате броневика (крыша осталась съёмной, но уже пуленепробиваемой) машина работала на президентские службы вплоть до 1978 года, после чего стала одним из экспонатов музея Генри Форда в Детройте.
В ноябре 2015 года номерные знаки GG 300, снятые с SS-100-X, были проданы на аукционе за $100 000.
Убийство Кеннеди: что стало со знаменитым Lincoln Continental?
Гибель Джона Кеннеди потрясла не только жителей США: страшные кадры стремительно облетели весь мир. Любимый американцами президент был хладнокровно убит выстрелом в голову в собственном автомобиле. Но что это за «несчастливый» кабриолет, путешествие на котором стало для Кеннеди последним? Давайте разбираться.
Немного истории
Ford Motor Company собрала автомобиль на своем заводе в Уиксоме, штат Мичиган, в январе 1961 года. Автомобиль предназначался для первого лица государства, поэтому над ним очень долго работали лучшие специалисты: укрепили авто, увеличили его на метр в длину и внесли множество других модификаций. Lincoln дебютировал в Белом доме в июне 1961 года.
Во сколько обошлась сборка автомобиля?
Автомобиль, оборудованный на заводе компании, продавался бы в розницу за 7347 долларов. Изготовленный на заказ автомобиль стоил почти 200 000 долларов. Такая цена была обусловлена многочисленными усовершенствованиями.
Среди прочего авто был оснащен съемными панелями крыши из стали и прозрачного пластика, мощной системой отопления и кондиционирования воздуха, четырьмя выдвижными ступеньками для агентов секретной службы, радиотелефонами, прожекторами, сиреной, дополнительными откидными сиденьями и другими новшествами.
Что случилось с машиной после убийства президента Кеннеди?
После трагедии 22 ноября 1963 года авто на нескольких недель конфисковали в качестве вещественного доказательства. Многие, вероятно, думали, что после расследования убийства президента Lincoln Continental признают «несчастливым» и спишут, но этого не произошло.
Вскоре были составлены планы по модификации автомобиля. Был сформирован комитет из шести человек, представляющих Секретную службу, Центр исследований армейских материалов, компанию Hess & Eisenhardt и компанию Pittsburgh Plate Glass. Белый дом утвердил план модернизации примерно 12 декабря 1963 года, и уже 1 мая 1964 года работа была завершена. Всевозможные испытания были проведены, прежде чем автомобиль был в июне доставлен в Белый дом. Затраты, по оценкам, превысили 500 000 долларов США, и их разделили Ford Motor Company, некоторые поставщики Ford и федеральное правительство.
Что изменилось?
Во-первых, после печального опыта поездки первого лица страны на кабриолете пришлось устранять повреждения, связанные с выстрелами. Также конструкторы решили добавить в автомобиль несъемный бронированный верх. Полностью был переоборудован задний пассажирский салон, двигатель стал мощнее. Автомобиль получил дополнительный кондиционер и новые устройства электронной связи. Были усилены некоторые механические и конструктивные компоненты, в том числе шпиндели передних колес и дверные петли.
Дальнейшая судьба
Итак, причина, по которой автомобиль был возвращен в президентский кортеж, заключалась в банальной экономии. Переделать его было безопаснее и дешевле, чем купить новый аналогичный президентский лимузин.
После модификации машина еще долгое время служила американским президентам. Линдон Джонсон, сменивший Кеннеди, несколько раз использовал роковой Lincoln, но признавался, что ему никогда не было комфортно в этом автомобиле. Всякий раз, когда было возможно, он старался использовать другое транспортное средство. И его можно понять: машина после реконструкции была выкрашена в оригинальный синий цвет, и только после просьбы Джонсона его автомобиль был перекрашен. В следующий раз, когда Lincoln появился на публике, он был сверкающим черным.
Почетная пенсия
Президент Никсон потребовал сделать в крыше отверстие, чтобы приветствовать людей, проезжая мимо. Позже, во время предвыборной кампании, президент Форд и его сторонник Джон Уэйн воспользовались этим «добавлением» Никсона к Lincoln. Джимми Картер тоже несколько раз ездил на этой машиной, прежде чем лимузин официально вышел на пенсию. После списания автомобиль был отправлен в Детройт в музей Генри Форда, где он по сей день остается очень популярным экспонатом.