Как разобрать втягивающее реле стартера
Перейти к содержимому

Как разобрать втягивающее реле стартера

  • автор:

Ремонт втягивающего реле стартера. Завальцованный. Делаем разборным.

Всех приветствую. Отказало втягивающее реле стартера. Сначала, при повороте ключа двигатель начал заводиться через раз, а в дальнейшем ситуация ухудшалась. Решено было что -то купить взамен, а родное реле отремонтировать и сделать разборным.

Снял втягивающее реле, по кругу аккуратно срезал завальцовку болгаркой.

С помощью скальпеля слегка отогнул края корпуса реле.

Отпаял провода катушки и снял крышку.

Крышка держится на пайке и завальцовке.

Контакты внутри крышки немного подгорели и неравномерно выработаны. Причина плохого контакта при включении стартера.

Замыкающая пластина так же имеет следы износа.

Другая сторона. Зачистил.

При сборке узла, перевернул пластину другой стороной

Поддел шайбу удерживающую болт в крышке.

Открутил по резьбе.

Вынул болт. Так же снял второй.

Болты имеют подложку в виде квадратной, тонкой, медной шайбы.

Толщина головки болта.

Размер головки второго болта.

Просверлил в направляющих корпуса реле два отверстия, нарезал резьбу.

Просверлил отверстия под винты в крышке с контактами.

Снаружи, рассверлил отверстия под головки винтов.

Под болты изготовил и подложил квадратные шайбы, компенсирующие высоту болтов после шлифовки.

Всё почищено и приготовлено для сборки.

Осталось правильно одеть крышку, прикрутить и запаять.

Реле в сборе. Крышку "посадил" на герметик. Утопленные головки винтов тоже замазал герметиком.

Испытал реле на работоспособность от аккумулятора. На замыкающие силовые контакты подсоединил тестер на прозвонку. Реле втягивает, силовые контакты замыкаются, всё работает. Собрал стартер, установил на автомобиль. Протестировал, несколько раз запустив двигатель. Всё отлично. Теперь есть возможность разбирать и при необходимости ремонтировать контакты втягивающего реле стартера.

Как отремонтировать втягивающее реле стартера?

Запуск двигателя автомобиля происходит посредством работы втягивающего реле. Благодаря ему специальный маховик присоединяется к двигателю, запускает его, затем возвращается на место. Неисправность этой детали может привести к тому, что мотор не заведётся.

Особенности устройства втягивающего реле

Для того чтобы самостоятельно починить любую деталь в автомобиле, надо понимать, как она устроена. Это даст представление о том, какие элементы есть внутри, как они работают, и соответственно, как к ним добраться для ремонта.

Втягивающее реле – это капсула, внутри которой установлен электрический магнит, возвратная пружина и стержень. Магнит состоит из двух обмоток: втягивающего сердечника, и удерживающей его в определённом положении обмотки. Именно их работа двигает и фиксирует сердечник внутри механизма.

Схема втягивающего реле

Как только происходит поворот ключа при заводе двигателя, от аккумулятора происходит подача электричества на обмотки, которые выполняют функцию втягивания. Вследствие этого, вокруг сердечника появляется электромагнитное поле, которое приводит его в движение. Одновременно сжимается возвратная пружина, которая потом вернёт его в исходное положение. Совместно с этими движениями происходит присоединение противоположного конца детали к маховику. За счёт этого, шестерёнка, соединённая с бендиксом, соединяется с маховиком и передаёт ему движение.

В результате всех этих манипуляций происходит старт двигателя. После чего механизм отключает внутри себя электрический ток, и возвращает все свои детали в исходное положение. Только сердечник остаётся в исходном положении благодаря одной из обмоток.

Справка. Существуют реле только с одной обмоткой, обладающей функцией втягивания. Но такие детали не распространены из-за того, что потребляют много электричества, и как следствие, быстрее сажают аккумулятор.

Признаки и причины выхода из строя реле

Если реле сломалось, то об этом расскажут следующие признаки:

  • при попытке завести двигатель ключом, он не запускается, или заводится только после двух-трёх попыток;
  • после запуска двигателя раздаётся жужжание. Это значит, что стартер вращается на повышенных оборотах, хотя уже не должен.

Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, то это повод насторожиться. Реле может скоро сломаться. Причин, по которым это происходит несколько:

  • одна из обмоток, или обе сразу обгорели или оборвались;
  • деформация возвратной пружины внутри механизма;
  • внутри детали произошло короткое замыкание на одной из обмоток;
  • уменьшилась площадь поверхности контактных пластин, или они полностью сгорели.

Сгоревшие контакты

Понимая причины по которым реле выходит из строя, ремонт займёт меньше времени, т.к. сразу понятно где искать неисправность.

Какой вид реле подлежит ремонту?

В автомобиле может быть установлен один из двух типов реле: разборное и неразборное. Если в машине второй тип реле, то починить его своими руками не всегда получится.

Неразборное реле можно починить только в том случае, если пригорели контактные пластины. В случае если испортилась одна из обмоток или в них произошло короткое замыкание, то починить его уже не удастся – только замена детали.

Важно! В случае самостоятельного ремонта, при изъятии реле, рекомендуется пометить клеммы, для того чтобы не перепутать их при установке механизма на место. Также не лишним будет зачистить и обезжирить контакты на реле и стартере.

Как проверить втягивающее реле стартера?

При проверке реле, в первую очередь нужно посмотреть: не нарушена ли проводка, соединяющая его со стартером. Делается это просто: смотрим визуально и ищем места разрывов. Затем, пробуем завести двигатель, если произошёл звук срабатывания – с проводами всё в порядке.

Бывают случаи, что при повороте ключа раздаётся щелчок, но отсутствует вращение стартера – значит подгорели контактные пластины. Проверить это можно подав напряжение на двигатель автомобиля, минуя реле. В этом случае клеммы реле отсоединяются от замка. Затем отвёрткой надо замкнуть клеммы, расположенные на батарее и на стартере. Если началось вращение, то неполадки во втягивающем устройстве.

Схема проверки реле

Есть еще способ провести проверку стартера. Делается это следующим образом:

  1. Контакты реле соединяются короткими проводами с «плюсом» и «минусом» аккумулятора.
  2. Конец провода «минус» к аккумулятору не присоединяется. Он кладётся на контакт. Если в этот момент раздался щелчок, значит деталь работает исправно, если нет, значит деталь неисправна.

Как провести ремонт реле своими руками?

Для самостоятельного ремонта понадобится следующее:

  • плоская отвёртка;
  • паяльник;
  • олово;
  • канифоль.

Начинать разборку реле нужно с извлечения сердечника. Затем откручиваются два винта. Они держат крышку, под которой расположены контакты катушек.

Внимание! Ни в коем случае нельзя дёргать крышку. Если это сделать, то оборвутся провода, которые соединены с контактами. Сперва их нужно отсоединить с помощью паяльника. Чтобы получить доступ к контактным пластинам, достаточно отсоединить один провод.

После того как провода отсоединены, нужно открутить ещё два винта, и извлечь пластины, которые ими удерживались. Если на них появился нагар, то он счищается с помощью шлифовальной шкурки. Ею также необходимо обработать и места креплений в самой детали. Это можно сделать и отвёрткой, если шкуркой туда не добраться. По завершении всех этих действий деталь собирается обратно.

Контактная пластина, нуждающаяся в зачистке

Этот алгоритм применяет как для неразборных, так и для разборных деталей. Разница заключается в необходимости дополнительно вывинтить длинные болты, чтобы получить доступ к внутренностям детали.

Само по себе реле стартера не является сложным механизмом. При этом его поломка не позволит завести двигатель автомобиля, и как следствие использовать его. Способы его проверки и ремонта не являются сложными процедурами, требующими специального образования и навыков. Главное при его ремонте и проверке, чтобы всё необходимое было под рукой.

В случае, если в автомобиле установлено неразборное реле, рекомендуется не тратить время на попытки его реанимировать, а сразу заказать через интернет, или купить на рынке новую деталь. Так можно сэкономить, в первую очередь, время. Это связано с тем, что даже если его удастся отремонтировать, оно прослужит меньше новой детали, и всё равно придётся его менять. Лучше это сделать сразу.

Ремонтируем втягивающее реле стартера своими руками

Если появляются проблемы с запуском двигателя, это может быть вызвано неправильной работой стартера. Поскольку во время работы он подвергается высоким нагрузкам, то быстро может выйти из строя.

Конструкция стартера

Фото к статье Как самостоятельно отремонтировать втягивающее реле стартераАвтомобильный стартер состоит из трех основных частей:

  • двигатель постоянного тока;
  • реле заднего хода;
  • зубчатая передача.

Электродвигатели работают с электромагнитами или современными постоянными магнитами, которые компактные и надежные. В схему такого стартера обязательно дополнительно вводится специальный редуктор, который способствует увеличению крутящего момента.

Редуктор состоит из 3 шестеренок, которые вращаются вокруг центральной шестерни.

В конструкцию электродвигателя входят:

  • ротор;
  • вращающаяся часть;
  • статор;
  • неподвижная часть.

Ротор обычно приводят в действие скользящие пружинные контакты, которые называют щетки. Необходимо помнить, что стартер потребляет от аккумулятора большое количество электроэнергии за очень короткий промежуток времени. Поэтому для правильной работы стартера требуется хороший мощный аккумулятор. Неправильная работа стартера может привести к частичной разрядке или даже к повреждению аккумулятора.

Схема тягового реле стартера

Электромагнитный переключатель отвечает за качественное соединение стартера с аккумулятором. Обычно рабочее управляющее напряжение подается от ключа зажигания или соответствующего контроллера в автомобиле.

Из-за очень высоких пусковых токов все компоненты этой сильноточной цепи должны быть тщательно спроектированы, заизолированы и обязательно должны быть в хорошем рабочем состоянии. Поломка любого из элементов запуска приводит к быстрому снижению мощности, развиваемой стартером. Это происходит из-за дополнительного падения напряжения.

Реле имеет два неподвижных контакта и подвижный контакт (перемычку). Подвижный контакт перемещается выдвижным стержнем (штифтом). В пускателях, выпускаемых в настоящее время, электромагнитный переключатель часто является элементом механической конструкции, относящейся к так называемой системе смещения или бендиксу.

Устройство стартерного втягивающего реле

Стартерное реле является электромагнитом, выполняющим две функции:

  • подводит шестерни бендикса к зубцам маховика;
  • возвращает в исходное положение.

Принцип работы стартера и втягивающего реле

При повороте ключа зажигания, внутри механизма авто происходят следующие действия:

  • напряжение подается на стартерную обмотку реле;
  • вокруг создается электромагнитное поле;
  • из-за магнита начинает перемещаться сердечник;
  • сжимается возвратная пружина;

После отключения замка зажигания, напряжение не подается и якорь возвращается в первоначальное положение, а вилка и бендикс выходят из сцепления с маховиком.

Признаки неисправного втягивающего реле

Проблемы системы пуска можно разделить на две основные группы: электрические и механические.

Среди признаков неисправности можно назвать следующие:

  • нет никакой реакции стартера после поворота ключа зажигания;
  • слышен металлический шум, хотя стартер стоит на месте и не крутит;
  • работающий стартер не проворачивает коленчатый вал;
  • слишком низкая скорость работающего стартера;
  • шумный стартер, когда слышно дребезжание, но реле не вращается;
  • стартер вообще не выключается.

При любых признаках неисправности, необходимо сразу снять и отремонтировать стартер.

Как снять втягивающее реле

Чтобы демонтировать реле, необходимо приготовить отвертку с плоским концом, олово и канифоль, а также паяльник.

Пошаговая разборка реле:

  • аккуратно вытаскиваем сердечник;
  • не спеша отпаиваем контакты;
  • отверткой с плоским концом откручиваем два болта верхней крышки;
  • откручиваем верхние болты, удерживающие пятаки, чтобы достать их.

Сборку делаем в обратном порядке.

Проверка втягивающего стартерного реле

Техническое состояние системы запуска можно проверить прямо сидя в автомобиле, при попытках запуска двигателя, а также после демонтажа устройства, описанного выше. Первый метод обычно предварительный и используется для оценки поломки. Проверка включает несколько несложных шагов:

  • внешний визуальный осмотр;
  • проверку правильности работы стартера;
  • тестирование целостности пусковой цепи;
  • измерение уровня напряжения питания стартера и уровня падения напряжения.

Второй метод проводится на лабораторном стенде и позволяет более тщательно проверить отдельные элементы пускового устройства.

Последующие методы диагностики зависят от симптоматики поломки. Может возникнуть необходимость проверить состояние щеток, коммутатора стартера или короткого замыкания на обмотках. Но прежде всего обязательно нужно проверить качество изоляции всех проводов, которые подключаются к стартеру и аккумулятору.

В случае необходимости проведения более детальной диагностики, может потребоваться измерение сопротивления обмоток переключателя, состояния возвратной пружины сердечника электромагнита, а также возможность свободного перемещения сердечника внутри каркаса с катушкой.

Как проверить втягивающее стартерное реле

Загрязненные закрытые контакты стартера обязательно будут блокировать подачу напряжения к обмоткам, а якорь в связи с магнитным полем не будет запускаться. Он может возвращается в исходное положение только за счет удерживающей пружины на конце катушки электропитания. Bendex в этот момент не будет взаимодействовать с маховиком.

Визуальный осмотр неисправного стартерного реле обычно показывает перегоревшие провода или залипшие контакты. В этом случае нужно хорошо заизолировать провода и обжечь обмотки катушки. Часто водителям приходится акцентировать внимание на таких тревожных симптомах, после которых может потребоваться диагностика и ремонт втягивающего реле стартерного устройства.

Симптомы неисправного реле стартера

При повороте ключа на стартере может быть щелчок, но двигатель не будет работать.

Хорошо слышно, что устройство работает на холостом ходу, когда ключ включен, но двигатель молчит и не подает признаков жизни. Для того, чтобы сделать ремонт реле, придется полностью разобрать этот элемент на отдельные детали. Однако есть модели, у которых неразборное внутреннее устройство. Такие стартеры придется полностью менять на новый исправный механизм.

Ремонт реле своими руками

Можно сделать ремонт втягивающего реле полностью самостоятельно, но нужно уметь его правильно разбирать. Если поломка касается зачистки пятаков или контактов, то такую работу может сделать каждый автовладелец. Если же закоротила обмотка, те реле ремонту не подлежит, его придется полностью менять на новый механизм.

Как разобрать втягивающее реле стартера?

Прежде чем разбирать реле стартера, его необходимо извлечь из моторного отсека. Знание устройства всегда помогает разобраться в недостатках механизма, поэтому обязательно нужно знать принцип работы втягивающего устройства.

Катушка получает напряжение от автомобильного аккумулятора. Из-за этого создается магнитное поле, которое взаимодействует с якорем, когда он вращается и натягивает пружину. Благодаря взаимодействию с Bendex, последний входит в зацепление с маховиком коленчатого вала.

Перед тем, как открывать корпус, необходимо предварительно очистить сажу и грязь с поверхности, чтобы она не попала внутрь электрического устройства. Дополнительное фото к статье Как самостоятельно отремонтировать втягивающее реле стартера

Затем необходимо немного ослабить гайку щеточного узла и отсоединить контакты от болта. Теперь можно ослабить стяжку, прижимающюю блок к массе. Далее достаем реле из под капота и выполняем постепенную внутреннюю и внешнюю очистку.

3ачистка контактов пластин и замена отдельных деталей

Открутите крышку на конце и откройте внутреннее содержимое. Протрите сгоревший или сломанный сердечник и замените на новый. Сборка производится в обратном порядке, и деталь устанавливается на свое место под капотом. Если все собрано правильно, двигатель должен запуститься с первого раза.

Даже малейшую неисправность в системе запуска нельзя игнорировать, так как ее следствием может стать невозможность завести автомобиль. Также стоит учитывать, что мелкие проблемы со стартером в весенне-летний период могут обостриться с приходом более сильных заморозков.

Диагностика и ремонт втягивающего реле стартера своими руками

Каждый автомобилист знает, какую важную роль играет стартер. При неисправности данной детали становится невозможным заставить работать двигатель. Одной из возможных причин поломки бывает выход из строя втягивающего реле стартера. Завести машину в подобной ситуации практически невозможно. Поэтому многие автовладельцы перед посещением магазина автозапчастей пытаются осуществить ремонт неисправного втягивающего реле стартера в гараже своими руками.

втягивающее реле стартера

Типы втягивающих реле стартера

На отечественных автомобилях в зависимости от модели устанавливаются разные типы детали. Каждый из них имеет свою конструкцию и применяемость.

  • Для «классики» (модели от «копейки» до «семёрки» – 2101, 2106, 2107 и т.д.) – нередукт. стартер;
  • Для моделей от «восьмёрки» до 21099 – нередукт. стартер;
  • Универсальные (для любой модели с редукт. стартером);
  • Для моделей от «восьмёрки» до 2109 и 21099, 21013 – 21015 – со стартером AZD.

Следует знать, что существуют разборные и неразборные модели втягивающих реле. Разборные, как правило, относятся к категории старого образца и стоят на ВАЗ 2101 – 2107.

Неразборные конструкции обычно не ремонтируют, заменяя новой деталью.

втягивающее реле стартера

Механизм работы реле

Принцип действия втягивающего опирается на закон электромагнетизма. Его конструкция относительно несложная. Внутри корпуса детали находится нижеперечисленный набор компонентов:

  • Магнит с проволочной обмоткой;
  • Якорь;
  • Возвратная пружина;
  • Контакты.

При повороте ключа зажигания напряжение от источника питания идет на обмотку втягивающего механизма. Создается магнитное поле, двигающее вал якоря. Он осуществляет давление на пружину, и она сжимается.

Рычаг, соединяющий якорь с шестеренкой обгонной муфты, приходит в движение и обеспечивает сцепление бендикса с маховиком. В то же время замыкаются контакты, и ток от источника питания подается на стартер. Электрический двигатель начинает работу и приводит в движение маховик.

Когда двигатель работает и ключ находится в позиции «Start», происходит обратный процесс: якорь возвращается назад, размыкая контакты стартера и останавливая мотор.

Из Википедии: бендикс – народное название обгонной муфты стартера двигателя, получило широкое распространение благодаря фирме “Bendix”.

устройство втягивающего реле стартера

Почему реле стартера выходит из строя?

Втягивающее реле стартера может выйти из строя по разным причинам. Это происходит из-за перегорания электрообмотки, физического износа и разрушения отдельных элементов, пригорания контактов. В большинстве случаев встречаются следующие поломки:

  • Поломка магнита с электрообмоткой;
  • Обрыв или обгоревшая обмотка;
  • Деформация корпуса;
  • Проблема с контактами: «залипание», перегорание контактных пластин;
  • Износ пружины;
  • Неисправность или повреждение якоря.

Возможно, что релюшка исправна, а причина кроется в бендиксе. Тогда придется снимать обгонную муфту. Для этого снимаем стартер и вытаскиваем стопорное кольцо. Возможно, выскакивает центробежный грузик, который нужно поставить на место.

разборное реле стартера

Выявляем неисправности реле

Неисправность детали выявляется достаточно просто. Снимать запчасть с автомобиля вовсе не обязательно. Если авто не заводится, то необходимо выполнить следующие действия.

Сначала проверяем провода, идущие к стартеру, на обрыв. Если кабель в порядке и подача тока осуществляется, тогда переходим к проверке втягивающего реле. Поворачиваем ключ зажигания и слушаем, есть ли характерный щелчок срабатывания. Его отсутствие свидетельствует об одной из следующих неисправностей реле:

  • заедание якоря;
  • обрыв обмотки;
  • отсутствие питания.

Если же щелчок все-таки есть, а стартер не крутит или крутит очень медленно, скорее всего, подгорели контактные пластины.

Имейте в виду, что медленное вращение может быть, если выработалась втулка стартера.

При наличии щелчка следует попробовать запустить стартер. Это делается с использованием отвертки или металлического ключа. Сперва снимаем с реле провод, соединяющий его с замком зажигания. Затем замыкаем клеммы: аккумуляторную и стартерную.

В подобной ситуации ток от источника питания идет напрямую. Если электродвигатель заработал, тогда следует заняться ремонтом втягивающего реле стартера своими руками.

Случается, что выходят из строя щетки стартера, через которые происходит подключение релюшки. Тогда демонтируем их и устанавливаем новые. В худшем случае бывает, что коллектор изнашивается щетками. Такая неисправность уже доставит автовладельцу гораздо больше проблем.

Порядок ремонта втягивающего реле стартера

В зависимости от модели автомобиля на нем могут стоять два вида реле: неразборное и разборное. Если реле не разбирается, тогда покупаем новое, осуществляем демонтаж узла и ставим новую запчасть.

Если же деталь можно разобрать, тогда можно попробовать устранить неисправность. Ремонт своими руками рекомендуется сделать в следующей последовательности:

  1. Откручиваем болты, крепящие крышку корпуса.
  2. Если крышка по-другому не снимается, то отпаиваем провода.
  3. Снимаем крышку и проверяем силовые контакты. Если они изношены, тогда меняем их. Если же подгорели, тогда тщательно зачищаем.
  4. Собираем втягивающее реле в обратной последовательности.

Следуя вышеперечисленным пунктам, любой, даже неопытный, автовладелец сможет отремонтировать стартер своими руками. Достаточно иметь минимальный набор инструментов, который всегда есть у уважающего себя водителя, и желание самостоятельно справиться с проблемой.

Подробные инструкции по ремонту втягивающего реле стартера представлены в следующих видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *