Подготовка вашего дизеля к зиме в 7 шагов.
И вот снова настало это время года. Осень уходит и нас потихоньку настигают холода. Если вы владеете дизельным автомобилем и не хотите, чтобы ваша машина подвела вас в самый ответственный момент, то пора встать с кресла и начать подготовку к зиме. Данный список составлен с целью помочь вам справиться с предстоящими холодами.
1. Проверьте аккумулятор.
Среднестатистический аккумулятор служит от двух до пяти лет. А вы когда в последний раз меняли свой? Зима имеет свойство губить старые аккумуляторы: сначала ведь они выдерживают жаркое лето (с характерной для этого времени года коррозией, испарением жидкости), а потом с наступлением холодов их добивает дефицит пускового тока. Если вы не хотите проблем, то сейчас как раз настал подходящий момент, чтобы проверить здоровье своего аккумулятора.
На заглушенном двигателе выставите на вашем тестере любое значение напряжения выше 15 вольт, а затем присоедините его к клеммам аккумулятора. Полностью заряженный аккумулятор должен показывать, как минимум, 12,6 вольт. Затем убедитесь в том, что напряжение не проседает ниже отметки 10 вольт, когда вы прокручиваете двигатель стартером (если оно падает ниже – то это говорит о том, что аккумулятор помирает). На работающем двигателе напряжение должно составлять от 13,7 до 14,7 вольт. Кстати, имеет смысл очистить провода от грязи и следов коррозии, для надёжного контакта с клеммами и проверить напряжение, которое выдает генератор (он ведь тоже не вечный): если он не в состоянии заряжать аккумулятор, то рано или поздно машина может не завестись, и вы попадёте дважды (и на аккумулятор, и на генератор).
2. Проверка и замена свечей накаливания (если они есть).
Если ваш двигатель оснащён свечами накаливания (их ставят для облегчения холодного пуска и ими укомплектованы все двигатели серий Duramax и Power Stroke), то перед наступлением зимы важно убедиться в том, что они находятся в рабочем состоянии. У Duramax свечи накаливания отказывают регулярно, в результате те, у кого пикапы весной и летом заводились нормально, сначала пренебрегают их заменой, а потом с наступлением осени и зимы об этом горько жалеют. К счастью, у всех Duramax (а также у большинства Power Stroke) к свечам накаливания можно подобраться снаружи, отодвинув внутреннюю обшивку крыльев для доступа к любому из двух рядов цилиндров.
Установка новых свечей накаливания – дело хорошее. Но если вы запланировали их замену, то важно помнить – на них ни в коем случае не стоит экономить. Обязательно покупайте новые свечи в оригинальном исполнении, потому как некоторые заменители имеют свойство набухать, трескаться, а то и вовсе разваливаться, оставляя крошку в цилиндрах. У некоторых двигателей (например, у Power Stroke объёмом 7,3 литра) лампочка check engine не загорается при неисправности свечи накаливания или их реле, поэтому всегда есть смысл их проверить – убедиться в том, что они рабочие.
3. Используйте подогреватель блока!
Вы не поверите, но огромное количество владельцев дизельных машин в морозы не пользуется предпусковым подогревателем. Чаще всего происходит это потому, что хозяева и не в курсе, что их пикапы оснащены такой функцией.
Если вы не уверены – есть у вашей машины подогреватель или нет, то проведите рукой за передним бампером и решёткой: посмотрите, может он там есть. Если его нет, то имеет смысл его купить – вложение стоящее, особенно для холодной России.
4. Проверьте подогреватель блока.
Предпусковой подогреватель может здорово выручить в морозную погоду. К сожалению, большинство дизелистов не догадаются о том, что он неисправен – ровно до тех пор, пока он им не понадобится. Проверить работоспособность предпускового подогревателя просто, потому как он либо работает, либо не работает.
Для начала, почистите штырьки на вилке, затем достаньте свой тестер и переключите его на Омы (чтобы он показывал сопротивление), после чего подключите его к штырькам. Если он показывает от 9 до 25 Ом, то предпусковой подогреватель рабочий. Если сопротивление ниже, то необходимо проверить провод, идущий к обогревателю. Провода частенько выдергивают из вилки (в основном – в результате попытки дотянуть провод до розетки), но в таких случаях достаточно просто восстановить провод.
5. Используйте присадку антигель
В лютый холод даже лучший зимний сорт дизтоплива может достичь температуры помутнения (именно она обозначает пригодность солярки к низкотемпературной эксплуатации) и превратиться в гель. Поскольку везде предлагается топливо разного качества, плюс разные автомобили в разной степени подвержены холодным температурам, то нельзя определить точную температуру, при которой дизтопливо превращается в гель. Большинство видов топлива достигает точки помутнения при температуре от -6 до -27 градусов по Цельсию. Именно поэтому зимой имеет смысл использовать присадки в топливо. Заливайте либо всесезонную присадку, либо такую, которая специально рассчитана на холодную погоду.
6. Замените фильтр (фильтры).
Широко известно, что дизтопливо чаще всего замерзает именно в топливном фильтре. По сравнению с тем, что плещется в баке, в топливном фильтре остаётся мизерное количество дизтоплива, когда вы свою машину оставляете на ночную стоянку.
Не факт, что новый топливный фильтр гарантированно обеспечит полное отсутствие проблем с гелеобразованием, но, по крайней мере, лишним он не будет, потому как старый фильтр, эксплуатируемый на протяжении нескольких тысяч километров, в любом случае частично забит отложениями. Это не говоря уже о том, что заблаговременная замена топливного фильтра избавит вас от необходимости менять его в холодное время года. Раз на то пошло, то всегда имеет смысл держать в машине запасной топливный фильтр и/или водоотделитель – никогда не знаешь, когда они могут пригодиться.
7. Вязкость масла.
Холодный пуск – это и так серьёзная нагрузка на аккумулятор, стартер и двигатель. А ведь традиционное моторное масло с холодной вязкостью 15 в мороз превращается в смолу. Масло с меньшей вязкостью (желательно синтетика) будет обладать куда лучшей текучестью в холодные температуры, тем самым снижая износ внутренних компонентов двигателя.
Помните, если вы в -35 используете старое, доброе 15W40, то давление масла ещё довольно долгое время не нормализуется после холодного пуска (от 5 до 30 секунд). Всё ещё считаете, что на зиму можно не заливать более жидкое масло?
Подготовка дизеля к зиме
Многие знают, что дизельные двигатели более чувствительны к низкой температуре зимой, чем бензиновые. Так почему все больше людей отдает предпочтение дизелю и с какими проблемами сталкиваются? Рассмотрим подробнее основные проблемы и возможности их решения.
Преимущества дизельных двигателей
Дизельные двигатели набирают популярность у водителей легковых автомобилей. Дизели, изначально работавшие для тяжелой дорожной, строительной, военной и сельскохозяйственной техники, на современных машинах проявляют себя как наиболее экономичные и выгодные с эксплуатационной точки зрения двигатели.
Почему потребители покупают дизельные автомобили?
- Экономичность. КПД дизеля на 15-20 пунктов выше, чем бензинового двигателя. Для дизельных двигателей — это 45-50% энергии, полученной от преобразования топлива, для бензиновых — от 20 до 30%. Это говорит об экономичном расходе ресурса.
- Надежность. Дизель работает по циклу «впрыск топлива — сжатие — расширение — выпуск отработанных газов», запускаюсь от ТНВД или поступившего к компьютеру сигнала датчика в системах Common Rail. У бензиновых двигателей запуск осуществляет система зажигания, которая при скачкообразном поступлении высокого напряжения создает влияющие на электронику помехи. Разница в способе воспламенения топлива даёт большую нагрузку на дизельный двигатель, поэтому детали изначально имеют повышенную прочность материала внутренних компонентов. Повышенная стойкость деталей двигателя значительно увеличивает его общий ресурс и срок эксплуатации.
- ГСМ. При современном уровне почти сравнявшихся цен на бензин и дизельное топливо, благодаря высокому КПД, расход у дизельных автомобилей меньше на 15-20%. С финансовой точки зрения дизели более выгодны.
- ТО и ремонт. Надежность дизеля реже приводит к серьезным поломкам, которые требуют больших финансовых вложений для их устранения.
- Цена автомобиля. При одинаковых ценах на модели дизельных и бензиновых машин через пять лет эксплуатации в одинаковых режимах потеря в цене на первые не превысит 5-7%. На вторые — упадет на 35-40%.
- Экологичность и безопасность. Устройство двигателей дизельных автомобилей и принцип воспламенения топлива в разы снижают концентрацию вредных веществ в выхлопных газах. А сам мотор мало подвержен нагреву до критических температур.
- Автомобили, использующие ДТ, могут без внесения конструктивных изменений в ДВС работать на альтернативном топливе.
Поведение дизельного мотора зимой
Дизельный двигатель запускается при сильном сжатии впрыснутого топлива. Сама сила сжатия остается неизменной и зависит от максимально близкого расположения поршня и верхней стенки камеры сгорания. Также существует такое понятие, как компрессия.
Компрессия — показатель того, насколько увеличилось в большую сторону от нормального расстояние между этими деталями в процессе эксплуатации. Иначе – это уровень давления в цилиндрах, которые обеспечивают оптимальное давление для силы сжатия. Иначе — износ указанных деталей двигателя.
Чем лучше состояние цилиндров и поршневых колец, тем выше компрессия. При большем давлении воспламенение топлива наступает быстрее и двигатель запускается. При недостаточном — температуры в камерах на запуск не хватает, и двигатель не заводится.
В нормальном состоянии топливо воспламеняется в температурном диапазоне от 230°С до 345 °С. При похолодании дизельное топливо обычно мутнеет, густеет, становится вязким и замерзает.
Летнее ДТ начинает процесс преобразования при -5°С, зимнее при -25°С. При низкой компрессии поршню не хватает мощности, чтобы «продавить» ДТ через топливные фильтры и добрать необходимую для воспламенения температуру в камере сгорания. Как и любое давление, измерить компрессию можно в атмосферах.
В новом автомобиле компрессия в цилиндрах составляет примерно 36-40 атмосфер: машина спокойно заведется в -30-35°С. Условно-общие значения компрессии для запуска мотора в холодное время года:
- 30-36 атмосфер: запуск мотора возможен при понижении температуры до -30°С;
- 28-30 атмосфер: диапазон допустимых значений температуры воздуха от -15 до -30°С, или многодневная парковка на улице при температуре не ниже -15°С;
- 25-28 атмосфер: авто способно выдержать продолжительное время на стоянке под открытым небом и завестись, если за этот период температура не опускалась ниже -10°С;
- 20-25 атмосфер: автомобилю необходим отапливаемый гараж или теплый паркинг для запуска двигателя;
- До 20 атмосфер: машина не заведется даже при положительной температуре.
Компрессия в дизельном двигателе
Замер компрессии в дизельном двигателе — это ряд несложных операций, в ходе которых измеряют процент сжатия поршнем воздуха. По результатам проверки можно сделать выводы о состоянии поршневой группы, цилиндра, прокладок, и головки этого блока. Для измерений используют специальный прибор — компрессометр или компрессограф. Компрессометр — простая конструкция, которая в основном состоит из манометра. Он, в свою очередь, соединен с переходником, на котором расточена такая же резьба, как и на стандартной свече и имеет похожий вид.
Помимо компрессии в цилиндрах существует ещё и другая величина — степень сжатия. Степень сжатия — это геометрическая величина, которая отображает соотношение камеры сгорания между головкой и поршнем при его положениях в верхней и нижней мертвой точке.
Часто эти понятия путают, хотя компрессия — это физическая величина, которая измеряется в кг/см2, pci или барах и является давлением, которое создается в цилиндрах двигателя при работе поршня. Величина компрессии всегда больше, чем степень сжатия.
Измерение компрессии дизельного двигателя выполнятся в несколько этапов. Для начала нужно учесть некоторые аспекты:
- Измерения проводятся исключительно на прогретом дизельном двигателе, его температура должна быть приблизительно около 70-90 С.
- Необходимо отключить подачу топлива (отключить бензонасос или форсунки).
- Стоит вывернуть абсолютно все свечи, так как они будут создавать компрессию в других цилиндрах, из-за этого у двигателя при прокрутке стартером упадут обороты и будет возникать сопротивление вращению.
- Аккумулятор должен быть полностью заряжен или подключено пусковое устройство. Стартер также должен быть исправен.
- Необходимо перекрыть подачу топлива для того, чтобы в цилиндре помимо масла больше ничего не создавало излишнюю компрессию. Лучше всего — отсоединить клеммы с топливного насоса.
- Выкручиваем все свечи и присоединяем компрессометр. Его установка выполняется так же, как и установка обычной свечи. Закручиваем измерительный прибор по резьбе.
- Подключаем заряженный аккумулятор и прокручиваем стартером поршни до тех пор, пока стрелка на компрессометре не остановится в максимальном значении (пока не перестанет возрастать давление). Во время выполнения этой операции нужно поставить нейтральную передачу и ручник.
- Повторяем замер со всеми цилиндрами, устанавливая прибор вместо каждой из свеч.
- Записываем результаты каждого теста, чтобы сравнить их с нормальными показаниями.
- Вкручиваем обратно все свечи, восстанавливаем работу бензонасоса (подачу топлива). Присоединяем клеммы на место.
Подготовка дизеля к зиме
Комплекс мероприятий по подготовке автомобиля к зимнему сезону входят:
- Проверка компрессии и устранение причин.
- Замена масла. Масло обеспечивает нужный уровень скольжения подшипникам и качение турбокомпрессору, увеличивая продолжительность их службы. Зимнее масло имеет меньший коэффициент вязкости, тем самым облегчая запуск. Для турбированных двигателей масла имеют улучшенный состав.
- Замена фильтров. Дизельные двигатели чаще нуждаются в смене расходников, из-за того, что нагрузка на них больше. Поэтому желательно проверить и заменить фильтры.
- Чистка форсунок. ДТ не всегда бывает хорошего качества. Некачественное топливо может привести к засорению топливной системы, что скажется на потере мощности турбины и увеличит вероятность выхода её строя. Форсунки склонны к высокому нагреву, поэтому часть топлива запекается, образуя нагар. Этот запекшийся слой уменьшает сечение пропускного канала, снижая работоспособность форсунки и объем подачи ДТ в камеру сгорания для запуска на 20%.
- Корректировка работы ТНВД.
- Зарядка АКБ.
- Проверка свечей накала, если установлен предпусковой подогреватель. Свечи разогревают камеру сгорания топливной смеси в холодное время года, обеспечивая запуск мотора. Зимой проблема актуальна, ведь с пуском могут возникнуть сложности. Летом система не используется.
- Утепление двигателя. Не обязательная, но популярная процедура – укрыть двигатель одеялом.
- Установка предпускового зажигания. Разнообразие жидкостных, электрических и автономных подогревателей позволяет выбрать необходимый вариант для конкретного случая.
Что делать, если наступило резкое похолодание?
Основные проблемы, с которыми может столкнуться хозяин дизеля на неподготовленной к сезону машине, и методы их решения:
- В баке было летнее ДТ, и оно стало вязким. В таком случае в бак заливают депрессорные присадки, но если их нет — подойдет бензин или керосин (не более 15% от объема бака). Долив производится в отогретый автомобиль, поэтому лучше заранее позаботиться о свечах накаливания. Можно попробовать сменить топливный фильтр — возможно, его наглухо забило соляркой и парафинизировало, из-за чего он потерял пропускную способность и топливо не попадает в камеру сгорания.
- На улице резко похолодало, и мотор остыл. При кратковременных заморозках стоит утеплить двигатель одеялом или вспененным гофрированным полиэтиленом — это поможет ему быстро отогреться, но не спасет в сильный мороз.
- Неисправны свечи накала, а компрессии не хватает. Можно несколько раз включить-отключить зажигание для прогрева свечей накаливания. Также есть старый метод — эфиросодержащий спрей впрыскивают в воздушный фильтр. С помощью него и газовой горелки можно попробовать разогреть воздух в цилиндрах.
- Сел аккумулятор. Нужно подзарядить АКБ и попросить «прикурить». Важно помнить, что донор должен заглушить двигатель, иначе мощный дизель может спалить или серьезно повредить электронику прикуривающего авто. Провода должны быть с сечением не менее 1-1,5 квадрата. Предпусковые подогреватели лучше включить.
Понять, почему дизельный двигатель не заводится на морозе довольно трудно. Есть множество причин и способов их устранения. Поэтому лучше обезопасить себя от возможных проблем и заранее провести подготовку к зимнему сезону.
Эксплуатация и уход за дизелем зимой
08.10.2019
Дизельный двигатель при эксплуатации в зимний период требует к себе больше внимания, чем бензиновый. Разберемся, как подготовить дизель к зиме и как правильно его эксплуатировать в холодное время года.
Как подготовить дизель к зиме
Перед наступлением холодов опытные владельцы дизельных автомобилей проводят несколько относительно простых, но в то же время важных процедур.
- Проверка свечей накала. Вопреки расхожему мнению, свечи накала играют важную роль в холодном пуске дизеля зимой. А есть двигатели, которые даже в летний период плохо запускаются, если свечи накала неисправны. Яркий пример — дизель коммерческого транспорта ISUZU C Быстрая проверка свечей накала подразумевает подключение напрямую плюсового провода с АКБ на свечи. Предварительно снимаем контактную планку или провода, с помощью которых свечи соединяются между собой. Накидываем провод одним концом на плюсовую клемму АКБ, вторым поочередно на свечи накала. Если провод при подключении к свече искрит — свеча как минимум не пробита, то есть не вышла из строя полностью. Полная проверка свечей требует их извлечения из колодцев. После выкручивания свеча подключается напрямую к АКБ. Исправная свеча должна прокаливаться на всю длину в течение максимум 5 секунд. Неисправные свечи нужно обязательно заменить на новые.
- Проверка и зарядка АКБ. Батарею нужно предварительно полностью зарядить на стационарном зарядном устройстве. Если она обслуживаемая — замерить плотность электролита. Нормальной для заряженной батареи при комнатной температуре считается плотность от 1,27 до 1,29 гр/см 3 . После этого замеряем напряжение, оно должно быть не менее 12,5 В. Далее замеряем просадку напряжения нагрузочной вилкой. В идеальном случае батарея не должна просаживаться ниже чем до 10,6 В под нагрузкой. Если же напряжение падает ниже 10 В — АКБ нужно показать опытному аккумуляторщику или просто заменить. Перед установкой батареи почистите клеммы от окислов.
- Очистка (при наличии такой возможности) или замена топливного фильтра, если подошел регламентный срок. В дизельном моторе важно вовремя менять топливный фильтр. Дизельное топливо становится вязким зимой. И если фильтр засорен — его пропускной способности может не хватить для нормальной работы двигателя зимой. Также некоторые фильтры имеют возможность слива конденсата. Обязательно удалите из фильтра воду осенью, если это предусмотрено конструкцией. Половина проблем дизеля зимой связано с топливной системой, поэтому внимательно отнеситесь к этому пункту.
Три этих простых совета по подготовке дизеля к зимнему периоду позволят избежать наиболее распространенных проблем.
Советы по эксплуатации дизеля зимой
Есть несколько особенностей эксплуатации дизеля зимой, которые стоит знать каждому владельцу дизельных авто. Соберем эти особенности в практические советы:
Как правильно эксплуатировать автомобиль с дизельным двигателем зимой
Люди, по достоинству оценившие преимущества авто, работающего на солярке, не хотят уже с ним расставаться ни при каких обстоятельствах. Однако, с наступлением холодов многие из них задаются вопросом – а как правильно эксплуатировать автомобиль с дизельным двигателем зимой?
И это отнюдь далеко не праздный вопрос. Ведь автомобиль с дизельным двигателем, в сравнении с бензиновым, имеет свои особенности эксплуатации.
Ниже я постараюсь вкратце рассказать о том, каковы эти особенности. Какие в связи с ними могут возникнуть проблемы зимой и как их можно решить.
Но все по порядку. И начну с азов.
Содержание |
Различия между бензиновым и дизельным двигателями |
Основные проблемы автомобиля с дизельным двигателем зимой |
1. Качество топлива |
2. Состояние фильтров |
3. Исправность свечей накаливания |
4. Исправность аккумулятора |
5. Качество моторного масла |
6. Прогрев салона |
Пути решения возникших проблем |
Подведем итог |
Различия между бензиновым и дизельным двигателями
Источник фото: Яндекс картинки
И бензиновый, и дизельный силовые агрегаты относятся к двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Тепловая энергия, получаемая в результате сгорания топлива внутри цилиндра, преобразуется и там, и там в механическую.
Однако сам процесс приготовления горючей смеси и способ ее воспламенения у этих двигателей происходит по-разному:
- В бензиновом двигателе топливо (бензин) предварительно смешивается с воздухом. Затем эта смесь подается в цилиндр, где с помощью поршня сжимается и поджигается свечой зажигания.
- В дизельном двигателе топливо (дизтопливо) впрыскивается в предварительно сильно сжатый поршнем воздух с помощью специальной форсунки. Под воздействием огромного давления в цилиндре, полученная таким образом горючая смесь самовоспламеняется без всякого предварительного поджига.
КПД дизельного двигателя заметно выше, чем бензинового. Поэтому гораздо большая часть тепла, выделяемая при сгорании топлива, преобразуется у него в полезную механическую энергию, а не расходуется на нагревание деталей и окружающего воздуха.
Дизельный двигатель на 25-30% экономней, чем его бензиновый «собрат». Да и дизельное топливо до недавнего времени было дешевле, чем бензин.
Кроме того, дизель, по сравнению с бензиновым движком, имеет хорошую тяговитость на низких оборотах, что особенно важно для внедорожников.
И еще одно достоинство. Если даже в машине «сядет» аккумулятор или выйдет их строя электрическая система, двигатель все равно можно будет завести «с толкача», так как он не нуждается в электрических свечах зажигания.
Но так же, как и бензиновый двигатель, он имеет и свои недостатки. И особенно ощутимо они проявляются с наступлением зимних холодов.