Как заменить выжимной подшипник на т16
04:02
02:25
04:39
03:47
05:19
04:05
02:51
Устройство и регулировка муфты сцепления трактора Т-16
Силовая передача трактора Т-16 оснащена двухпоточной муфтой сцепления схожей по конструкции с муфтами тракторов Т-40 и ЮМЗ-6. Сцепление выполнено в виде двух спаренных сухих фрикционных муфт. Фрикционный диск одной муфты передаёт крутящий момент через трансмиссию на ходовую часть машины. Второй фрикционный диск, второй муфты, обеспечивает передачу мощности на вал отбора мощности в независимом режиме.
Устройство сцепления
Механизм сцепления трактора Т-16 представляет собой фрикционную сухую постоянно замкнутую двухпоточную муфту с механической отводкой и приводом управления, где управление осуществляется одной педалью.
Распределение потока мощности
Часть сцепления для передачи мощности от двигателя к трансмиссии взаимодействует с основным силовым валом через шлицевую ступицу основного фрикционного диска. Основной вал своим задним концом опирается на самоцентрирующийся двухрядный шариковый подшипник в выточке торца коленчатого вала двигателя, а передним краем в опорном стакане, установленном в стенке между сухим отсеком муфты и полостью КПП.
Вторая часть сцепления, отвечающая за передачу вращательного момента на ВОМ, получает мощность от двигателя через второй фрикционный диск посаженный своей ступицей на шлицы отдельного трубчатого вала. Данный вал задней частью опирается на основной вал сцепления, через подшипник, передним краем опирается также в опорном стакане на отдельном шарикоподшипнике.
Корзина сцепления
Двух поточная муфта состоит из наборки двух пар дисков. Каждая пара является отдельной муфтой и представляет собой фрикционный ведомый и нажимной диски. Обе пары объединены общим упорным диском-кожухом. Первая, основная муфта, взаимодействующая своим ведомым фрикционным диском непосредственно с маховиком, передает мощность трансмиссии трактора. Вторая муфта, расположенная на одной оси вращения с основной муфтой, получая вращение через соединённый свой ведомый диск с нажимным диском, своей работой, передаёт вращение на ВОМ трактора.
Корзина смонтирована на маховике двигателя с помощью шести болтов, закрепляющих опорный диск-кожух. Оба нажимных диска своими проточками во внешнем диаметре взаимодействуют с маховиком двигателя через три направляющие с квадратным сечением, обеспечивающие, вместе с передачей вращения от двигателя свободное их осевое скольжение при управлении сцеплением.
Наружный нажимной диск ВОМ имеет приливы, в которые через шплинтующиеся оси установлены, подпружиненные фигурными пружинами, три нажимных рычага. Положение каждого рычага настраивается регулировочным болтом при упоре в приклёпанные площадки в упорном кожухе корзины. Девять основных прижимных пружин установлены в своих стаканах и своими внутренними краями опираются в упорные выточки нажимного диска ВОМ, а внешними частями в штатных посадочных местах упорного кожуха.
Внутренний промежуточный нажимной диск через шесть шпилек соединён упорным кожухом. Для создания прижимного усилия на шпильки установлены пружины, упирающиеся наружными краями в упорные шайбы зафиксированные шплинтами. Внутренними краями пружины упираются в наружный нажимной диск ВОМа. Для ограничения осевого рабочего хода внутреннего промежуточного нажимного диска в деталь ввинчены три штифта. Как и шесть шпилек штифты проходят через наружный нажимной диск ВОМ и упираются в регулировочные болты, установленные в упорный кожух корзины.
Таким образом обе муфты в составе корзины получают целостную конструкцию с прижимным усилием между ведущими и ведомыми фрикционными дисками, обеспечивая достаточную силу трения для передачи мощности по двум потокам.
В составе сцепления трактора Т-16 установлены:
- Фрикционный диск основного сцепления со ступицей на 18 шлицов каталожный номер ДСШ14.21.021-2
- Фрикционный диск муфты ВОМ со ступицей на 27 шлицов каталожный номер ДСШ14.21.023-Б
Отводка сцепления
Общая отводка сдвоенной муфты размещена на цилиндрическом кронштейне, соединённым с фланцем опорного стакана, смонтированном в перегородке корпуса силовой передачи. Рабочий скользящий осевой ход корпуса отводки с выжимным подшипником к отжимным рычагам корзины обеспечивается поворотом вилки отводки, связанной шарнирно через тяги с педалью управления сцепление. Сама вилка размещена в корпусе на отдельной оси, её привод осуществляется через посаженный на шпонку рычаг.
В составе сцепления трактора Т-16 используют выжимной подшипник под каталожным номером — 9588217. Данный подшипник унифицирован с механизмами сцепления тракторов Т-40 и Т-25 в части отводки.
Управление и работа сцепления
Для осуществления переключения передач отключение основной муфты должно происходить при выжиме педали до уровня середины рабочего хода. В этом случае отжимные рычаги-лапки через переданное отводкой усилие сжимают основные пружины корзины, позволяя отойти нажимному диску от фрикционного основного ведомого диска, что приводит к рассоединению муфты с маховиком двигателя. При этом передача вращения через основной вал сцепления прекращается, а вращение от маховика на вторую муфту продолжается, осуществляя независимый привод ВОМа через трубчатый вал.
При осуществлении полного выжима педали отводка обеспечивает сжатие всех пружин корзины, где разъединяются обе муфты в составе сцепления. При этом ход нажимного диска основного сцепления ограничивается штифтами, проходящими через нажимной диск муфты ВОМа и упирающимися в упорные регулировочные болты установленные в кожухе корзины. Этим самым обеспечивается отвод второму нажимному диску от фрикционного диска ВОМа.
Учитывая характер отключения потока мощности и объединённую конструкцию привода ВОМ с приводом гидронасоса, нужно понимать, что при полном выжиме педали сцепления, вместе с прекращением передачи вращения на вал отбора мощности, будет происходить отключение привода насоса гидросистемы. Таким образом, в отключённом положении муфты ВОМ работа гидроусилителя рулевого управления и другого гидрооборудованния в составе трактора и его навесной системы будет невозможна.
Регулировка
Настройка механизма сцепления трактора Т-16 заключается в трёх регулируемых параметрах:
- положение отжимных рычагов
- зазор между торцами ограничительных штифтов и регулировочными упорными болтами для разъединения муфты ВОМ
- свободный ход педали управления
Регулировку можно производить как непосредственно после установки на двигателе, так и в собранном состоянии через люки в корпусе трансмиссии. Более качественно и правильно настроить сцепление можно непосредственно на двигателе, до его соединения с трансмиссией трактора.
Настройку осуществляют на отцентрованой и полностью затянутой корзине на маховике. Положение рычагов устанавливают с помощью штатных регулировочных упорных болтов, где расстояние от плоскости фланца ведомого диска ВОМ до рабочих контактных плоскостей каждой лапки с выжимным подшипником должно быть в пределах 58-60 мм. При этом, преследуя равномерность отвода дисков муфт (без перекосов) разница между положениями лапок не должна превышать 0.2 мм. Регулировка фиксируется контргайками.
Зазор в упорных штифтах настраивают соответствующими тремя болтами в упорном кожухе. Нормальный зазор между торцами штифтов и регулировочными болтами под упорным кожухом корзины должен составлять 2 мм. Зазор регулируют с помощью щупа, устанавливаемого в зазор между торцами деталей через специальные отверстия в кожухе корзины. Настройка также фиксируются контргайками на регулировочных болтах.
После соединения двигателя с трансмиссией трактора регулируют свободных ход педали управления установкой зазора между выжимным подшипником и рычагами-лапками корзины сцепления. Данная регулировка производится изменением длины тяги в приводе педали управления при контроле зазора через люк в сухом корпусе сцепления. Нормальный свободный ход педали считается в соответствии зазором между лапками и выжимным подшипником в 2.5 мм. Изменением длинны тяги также подводят зазор в соответствие при эксплуатационной выработке в механизме сцепления.
Выставление зазора методом регулировки отдельных лапок через люк является более трудоёмким, неудобным, и самое главное неточным. Поэтому такой способ настройки используется в крайних случаях. Такая регулировка уместна в случаях невозможности регулировки свободного хода тягой и при мелком ремонте сцепления без снятия двигателя, например, при замене сломанной пружины или оси лапки. После настройки лапок необходима также проверка и настройка зазора упоров под кожухом корзины.
Особенности ремонта
Касаемо восстановления механизма сцепления трактора Т-16 можно сказать, что его неполадки и поломки типичны и схожи с другими однотипными лапковыми муфтами. Понимая механический характер работы лапковой муфты нужно отметить, что при ремонте узла нужно восстановить или заменить все детали, нарушающие своим недопустимым износом равномерность отвода и включения с соблюдением параллельности взаимодействующих плоскостей дисков и плотности прилегания их к друг другу.
В данный список неполадок, присущий любой лапковой корзине сцепления, можно отнести:
- изношенные лапки как в части контактных рабочих поверхностей, так и в части своего шарнира поворота;
- износ фрикционных дисков в части и накладок и их шлицевых ступиц;
- неравномерный или недопустимый износ плоскостей прилегания прижимных дисков и маховика;
- слом прижимных пружин нажимных дисков и возвратных пружин лапок;
- выход из строя выжимного подшипника, износ контактных мест взаимодействия корпуса отводки с вилкой привода;
- выробатка оси и втулок в посадочном месте вилки отводки;
- потеря плотности сальников в конструкции в результате чего происходит замасливание фрикционных дисков сцепления.
К специфическим неполадкам, конкретно корзины трактора Т-16, можно отнести износ и потерю фиксации в упорном кожухе корзины упорных площадок под упор регулировочных болтов отжимных лапок.
Часто, при длительной эксплуатации, приклёпанная площадка отходит кожуха. Имея на своей контактной поверхности с регулировочным болтом характерную выработанную выемку, площадка может сместится и повернутся в своём посадочном месте. В результате упор регулировочного болта может перейти на невыработанную часть плоскости площадки, нарушая параллельность отвода дисков, а при большом износе и к буксованию муфты.
Поэтому при обнаружении нарушения соединения площадок с кожухом неполадка устраняется привариванием площадок к кожуху с его внутренней стороны. Изношенные контактные поверхности площадок также восстанавливаются навариванием с последующей чистовой обработкой болгаркой или наждаком.
Также к специфической неполадке можно отнести износ направляющих прижимных дисков, установленных на маховике. Чрезмерный износ может приводить шумам в работе и ударообразному включению муфт.
Замена сцепления
Непосредственно при установке корзины нужно соблюсти, чтобы оба фрикционных диска были установлены своими фланцами ступиц в сторону отводки сцепления.
При монтаже корзины первым этапом устанавливают её на направляющие установленные в маховике. После, с помощью заготовленной оправки (фальшвала), имитирующей своими диаметрами посадочное место в торце коленчатого вала, диаметр шлицевой части основного вала и шлицевой диаметр трубчатого вала привода ВОМ, осуществляют центровку всех дисков корзины.
Для освобождения ведомого диска ВОМ, при осуществлении центровки, лапки фиксируют в выжатом положении, используя подкладки под наружные плечи рычагов. Установив фальшвал в корзину, обеспечивая тем самым соосность положения маховика двигателя, основного фрикционного диска и фрикционного диска ВОМ, последним этапом затягивают шесть крепёжных болтов кожуха к маховику двигателя. После затяжки осуществляют соединение двигателя с установленной корзиной к трансмиссии трактора.
Трактор т 16 как снять выжимной подшипник
Регулировка сцепления трактора Т-16 заключается в восстановлении зазоров между концами отжимных рычагов и упорным нажимным подшипником (зазор должен быть 2,5 мм) и между упорами нажимного диска главного сцепления и регулировочными болтами (зазор должен быть 1.3 мм).
Вследствие износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор между концами отжимных рычагов и выжимным упорным подшипником уменьшается. При значительном износе фрикционных накладок отжимные рычаги упрутся в подшипник, и пружины перестанут с достаточной силой сжимать диски. В этом случае сцепление начнет пробуксовывать. Зазор между упорами нажимного диска и регулировочными болтами по мере износа накладок увеличивается, в результате чего при полном нажатии па педаль сцепления вал отбора мощности выключаться не будет.
Регулируйте сцепление уменьшением свободного хода педали, изменяя длину тяги привода. При регулировке расконтрите вилки тяги. Затем, проворачивая тягу при помощи специально приваренной гайки в ту или иную сторону, установите нормальный свободный ход педали. После окончания регулировки вилки законтрите. Зазоры между нажимными подшипниками и отжимными рычагами должны составлять 2.5 мм. Разница в зазорах для каждого из отжимных рычагов не должна превышать 0,3мм,
Дня того, чтобы установить отжимные рычаги в одной плоскости и выполните следующие операции:
— откройте люк корпуса трансмиссии, отверните четыре болта и снимите крышку;
— проверьте щупом зазор между рычагами и подшипниками;
— если разница в зазорах между отжимными рычагами и подшипниками составляет более 0,3 мм, отверните контргайку нажимного болта и выверните нажимной болт на необходимое число витков;
— заверните контргайку .
Регулировки сцепления ВОМ производится болтами . Нормально между упорами и регулировочными болтами зазор должен составлять 1.5 мм. После регулировки надежно закрепите болты гайками . Если регулировкой устранить буксование сцепления не удалось, значит рабочие поверхности дисков замаслились.
Замасленные поверхности дисков и маховика промойте чистым керосином.
Замена выжимного потшипника т 16
Как снять подводной вал для замены выжимных подшипников на Т-40.Подробнее
ЛАРГУС ЗАМЕНА СЦЕПЛЕНИЯ БЕЗ СНЯТИЯ ПОДРАМНИКА -БОЛЬШОЕ Т.ОПодробнее
Замена 206-го подшипника вала отбора мощности Трактор Т-16Подробнее
Т-25 замена выжимных лапок корзины сцепления без раскатки трактораПодробнее
Замена выжимного подшипника лада гранта. Lada Granta. Меняем выжимной подшипникПодробнее
Ремонт выжимного на т-40.Трактор сломался в начале сенокоса.Подробнее
Трактор Т 16 Замена диска сцепления .Ремонт Т-16 ПопрошайкаПодробнее
замена выжимного подшипника Т-25Подробнее
Замена выжимного подшипника Т-16м.Подробнее
т-16 стакан выжимного подшибникаПодробнее
Замена диска сцепления и лапок на Т 16Подробнее
Замена выжимного подшипника на т-40Подробнее
Замена выжимного подшипника , диска сцепления Т-40АМПодробнее
ЗАМЕНА ВЫЖИМНОГО ПОДШИПНИКА ТРАКТОРА Т-25/REPLACEMENT OF EXHAUST BEARING OF TRACTOR T-25Подробнее
Замена выжимного подшипника КамАЗ 5460 кпп зф 16Подробнее
#ДеревенскийдомBY Т 16м Замена диска сцепления регулировка корзиныПодробнее
Подскажите как снять выжимной подшипник ВОМ и сцепление?
Подскажите как снять выжимной подшипник ВОМ, нужно ли снимать крышку промежутки, и есть ли там стопорные кольца, и вообще как это сделать и какие там тонкости, раньше с этим не сталкивался. Заранее спасибо!
МОлотком сбить со втулки. Снимать все что мешается, а лучше саму втулку снять.
там шестеренка ВОМ мешается. она тоже сбивается? подскажите как снять выжимной ВОМ и сцепления. Трактор Т 40.
вот фото выкладываю. может кто нибудь сможет по фото объяснить как снимаются выжимные.
1-2-откручивать болты на отжимных вилках.3-снять валик вилки.4-снять вилки со шпонок.5-откручивать болты с корпуса.6-откручивать масленку.
большое спасибо. я думал они как то так сбиваются. а тут все снимать надо. сделал уже все.
Масло с коробки сливать нужно? после того открутишь все болты масло в сторону сцепления не бежит?
Чтоб снять валик нужно ли снимать рычаг переключателя ВОМа, рычаг мешает вытащить вал.
Чтоб снять валик нужно ли снимать рычаг переключателя ВОМа, рычаг мешает вытащить вал.
Нужно.При случае обрежешь его как на первом фото и сделаешь как на втором.В будущем процедура розборки будет полегче.
Мужики подскажите какой номер подшипника! Не видно номер!
наше поле рядом с вашим
ваше колосистей
наши девки посисястей
ваши поп..здистей!
Тот который слева! ))) выжимные есть!
наше поле рядом с вашим
ваше колосистей
наши девки посисястей
ваши поп..здистей!
Тот который слева! ))) выжимные есть!
наше поле рядом с вашим
ваше колосистей
наши девки посисястей
ваши поп..здистей!
столкнулся с подобной проблемой. подскажите,, а как все это снять?? все снято, болты откручены, но корпус с выжимными мертво сидит!
столкнулся с подобной проблемой. подскажите,, а как все это снять?? все снято, болты откручены, но корпус с выжимными мертво сидит!
У меня был з проблем вылез, постучал по кругу монтажечкой подделки и он вылез!
наше поле рядом с вашим
ваше колосистей
наши девки посисястей
ваши поп..здистей!
столкнулся с подобной проблемой. подскажите,, а как все это снять?? все снято, болты откручены, но корпус с выжимными мертво сидит!
все снято, все откручено, и монтажкой пробывали, безрезультатно
столкнулся с подобной проблемой. подскажите,, а как все это снять?? все снято, болты откручены, но корпус с выжимными мертво сидит!
все снято, все откручено, и монтажкой пробывали, безрезультатно
Сними крышку на промежутке и с внутри выбей стуча по валу ВОМ.
столкнулся с подобной проблемой. подскажите,, а как все это снять?? все снято, болты откручены, но корпус с выжимными мертво сидит!
все снято, все откручено, и монтажкой пробывали, безрезультатно
Сними крышку на промежутке и с внутри выбей стуча по валу ВОМ.
Чтоб снять валик нужно ли снимать рычаг переключателя ВОМа, рычаг мешает вытащить вал.
Нужно.При случае обрежешь его как на первом фото и сделаешь как на втором.В будущем процедура розборки будет полегче.
Здравствуйте, вот это всё снял
. стопор с шлицов снял. Что дальше делать, как подшипники выжимные доставать? Просто всё тупо сбивать или ещё какие хитрости есть? Трактор Т-40. Заранее благодарен.
Подниму вопрос. Завтра предстоит процедура снятия. Сниму, а дальше что? Как сбивать?
Подниму вопрос. Завтра предстоит процедура снятия. Сниму, а дальше что? Как сбивать?
Подниму вопрос. Завтра предстоит процедура снятия. Сниму, а дальше что? Как сбивать?
молотком или сьемникомтам ничего сложного справишься.1.5 месяца назад делал тоже самое,
Замена выжимного потшипника т 16
Показать панель управления
Комментарии • 17
Доброго дня, у валу Вома сальнік стоїть 40×62 1шт чи 2 шт?
Если неправильно поставил выжимной что будет
маркировку выжимного который меняли скажите.. пожалуйста .. у него хороший сепаратор.. и где можно такой купить..
Я не понял ,ты новый так само будеш ставить.
@нур нур а подшипник тоже крутится или заклинил?
првет брат подскажи пожалуста почему крутится стакан вжевного т16
Че-то не то
Как новую поставишь
То вал муфти сцепления, він прикручується до стакана що в коробці, , а знімається легко глянь моє відео
Зачем разбирать Она и так снимается
знаю как достать стакан с подшипником кому нужно пишите помогу
@Сергей Щербаков знімаєте вом витягуєте ді шестерні і стакан вийде бо шестерня вома входить в нього і не дає йому вийти якщо треба детальніше то дам номер по телефону розкажу
Неисправности в сцеплении трактора Т-25. Страница 11 из 17
Постараюсь найти причину с помощь коллег . Точнее уже помогают за что им огромное спасибо. У многих такая беда а причины разные. Былобы здорово создать список неисправностей и возможных причин.
Саша а у тебя какой трактор и какой подшипник? И былобы понятнее если бы подробнее описал свои проблемы и поиски истины.
Анатолий, поменяйте отводку с подшипником на 986714 (узкий, шприцуется через тавотницу на отводке), вроде Виталий68 писал что подходит от МТЗ, перед покупкой снимите стакан, по которому отводка ходит, и с ним в магазин. Лапки под этот подшипник подлиннее, придётся новые покупать, заодно ещё оси для лапок, если на старых большая выработка. Стакан выпрессовывается вкручиванием двух болтов ( на стакане увидите). За одним проверите состояние 110х подшипников гидропривода.
Вот ещё забыл — вилку отводки тоже новую придётся.
В интернете нашёл :
Подшипник 986714 устанавливается в сцепление следующих моделей грузовых автомобилей, тягачей и тракторов:
КаМАЗ — 4310, 5320, 53212, 53213, 53222, 5325, 5410, 5425, 55102, 5511, 6410 и их производные;
ЗИЛ 133;
КрАЗ — 250, 255, 260;
МАЗ — 504, 509, 5322, 5334, 5336, 5338, 5429, 5430, 5433, 5434, 5549, 5551, 5558, 6303, 6422 и производные;
Урал — 4320, 5557, 5920;
МоАЗ — 6401, 546П, 6507, 7405
Трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 (отводка муфты сцепления).Подшипник является шариковым, однорядным, радиально-упорным, специальной конструкции. Он закрыт и пластическая смазка внесена заранее. Как и прочие шариковые радиально-упорные подшипники способен воспринимать высокие радиальные и осевые нагрузки при высоких скоростях врашения, что позволяет эксплуатировать его в сцеплении (подшипник выжимной) тяжелых грузовых автомобилей и тракторов. Производство этого типа осуществляется на нескольких заводах России — в Саратове (3 ГПЗ), Вологде (23 ГПЗ), Курске (20 ГПЗ) и Самаре (СПЗ-4). По соотношению цена-качество лучшим выбором является, пожалуй саратовский подшипник. Как известно, замена выжимного подшипника — задача крайне хлопотная, поэтому лучше на качестве не экономить. Если же Вы ориентируетесь прежде всего на цену, то обратите внимание на продукцию самарского завода (хоть комплектующие для нее и делают в КНР, однако по качеству они превосходят совсем уж «китайские» Craft и АПП, которые также широко распространены в нашей стране).
Отличить качественный выжимной подшипник КамАЗ можно по маркировке — на саратовских стоит клеймо SPZ, часто может стоять клеймо epk, на вологодских — VBF (они примерно одинаковы по качеству, но вологодские выжимные подшипники очень часто подделываются).
Замена выжимного потшипника т 16
Показать панель управления
Комментарии • 17
Доброго дня, у валу Вома сальнік стоїть 40×62 1шт чи 2 шт?
Если неправильно поставил выжимной что будет
маркировку выжимного который меняли скажите.. пожалуйста .. у него хороший сепаратор.. и где можно такой купить..
Я не понял ,ты новый так само будеш ставить.
@нур нур а подшипник тоже крутится или заклинил?
првет брат подскажи пожалуста почему крутится стакан вжевного т16
Че-то не то
Как новую поставишь
То вал муфти сцепления, він прикручується до стакана що в коробці, , а знімається легко глянь моє відео
Зачем разбирать Она и так снимается
знаю как достать стакан с подшипником кому нужно пишите помогу
@Сергей Щербаков знімаєте вом витягуєте ді шестерні і стакан вийде бо шестерня вома входить в нього і не дає йому вийти якщо треба детальніше то дам номер по телефону розкажу
Устройство и регулировка муфты сцепления трактора Т-16
Силовая передача трактора Т-16 оснащена двухпоточной муфтой сцепления схожей по конструкции с муфтами тракторов Т-40 и ЮМЗ-6. Сцепление выполнено в виде двух спаренных сухих фрикционных муфт. Фрикционный диск одной муфты передаёт крутящий момент через трансмиссию на ходовую часть машины. Второй фрикционный диск, второй муфты, обеспечивает передачу мощности на вал отбора мощности в независимом режиме.
Устройство сцепления
Механизм сцепления трактора Т-16 представляет собой фрикционную сухую постоянно замкнутую двухпоточную муфту с механической отводкой и приводом управления, где управление осуществляется одной педалью.
Распределение потока мощности
Часть сцепления для передачи мощности от двигателя к трансмиссии взаимодействует с основным силовым валом через шлицевую ступицу основного фрикционного диска. Основной вал своим задним концом опирается на самоцентрирующийся двухрядный шариковый подшипник в выточке торца коленчатого вала двигателя, а передним краем в опорном стакане, установленном в стенке между сухим отсеком муфты и полостью КПП.
Вторая часть сцепления, отвечающая за передачу вращательного момента на ВОМ, получает мощность от двигателя через второй фрикционный диск посаженный своей ступицей на шлицы отдельного трубчатого вала. Данный вал задней частью опирается на основной вал сцепления, через подшипник, передним краем опирается также в опорном стакане на отдельном шарикоподшипнике.
Корзина сцепления
Двух поточная муфта состоит из наборки двух пар дисков. Каждая пара является отдельной муфтой и представляет собой фрикционный ведомый и нажимной диски. Обе пары объединены общим упорным диском-кожухом. Первая, основная муфта, взаимодействующая своим ведомым фрикционным диском непосредственно с маховиком, передает мощность трансмиссии трактора. Вторая муфта, расположенная на одной оси вращения с основной муфтой, получая вращение через соединённый свой ведомый диск с нажимным диском, своей работой, передаёт вращение на ВОМ трактора.
Корзина смонтирована на маховике двигателя с помощью шести болтов, закрепляющих опорный диск-кожух. Оба нажимных диска своими проточками во внешнем диаметре взаимодействуют с маховиком двигателя через три направляющие с квадратным сечением, обеспечивающие, вместе с передачей вращения от двигателя свободное их осевое скольжение при управлении сцеплением.
Наружный нажимной диск ВОМ имеет приливы, в которые через шплинтующиеся оси установлены, подпружиненные фигурными пружинами, три нажимных рычага. Положение каждого рычага настраивается регулировочным болтом при упоре в приклёпанные площадки в упорном кожухе корзины. Девять основных прижимных пружин установлены в своих стаканах и своими внутренними краями опираются в упорные выточки нажимного диска ВОМ, а внешними частями в штатных посадочных местах упорного кожуха.
Внутренний промежуточный нажимной диск через шесть шпилек соединён упорным кожухом. Для создания прижимного усилия на шпильки установлены пружины, упирающиеся наружными краями в упорные шайбы зафиксированные шплинтами. Внутренними краями пружины упираются в наружный нажимной диск ВОМа. Для ограничения осевого рабочего хода внутреннего промежуточного нажимного диска в деталь ввинчены три штифта. Как и шесть шпилек штифты проходят через наружный нажимной диск ВОМ и упираются в регулировочные болты, установленные в упорный кожух корзины.
Таким образом обе муфты в составе корзины получают целостную конструкцию с прижимным усилием между ведущими и ведомыми фрикционными дисками, обеспечивая достаточную силу трения для передачи мощности по двум потокам.
В составе сцепления трактора Т-16 установлены:
- Фрикционный диск основного сцепления со ступицей на 18 шлицов каталожный номер ДСШ14.21.021-2
- Фрикционный диск муфты ВОМ со ступицей на 27 шлицов каталожный номер ДСШ14.21.023-Б
Отводка сцепления
Общая отводка сдвоенной муфты размещена на цилиндрическом кронштейне, соединённым с фланцем опорного стакана, смонтированном в перегородке корпуса силовой передачи. Рабочий скользящий осевой ход корпуса отводки с выжимным подшипником к отжимным рычагам корзины обеспечивается поворотом вилки отводки, связанной шарнирно через тяги с педалью управления сцепление. Сама вилка размещена в корпусе на отдельной оси, её привод осуществляется через посаженный на шпонку рычаг.
В составе сцепления трактора Т-16 используют выжимной подшипник под каталожным номером — 9588217. Данный подшипник унифицирован с механизмами сцепления тракторов Т-40 и Т-25 в части отводки.
Управление и работа сцепления
Для осуществления переключения передач отключение основной муфты должно происходить при выжиме педали до уровня середины рабочего хода. В этом случае отжимные рычаги-лапки через переданное отводкой усилие сжимают основные пружины корзины, позволяя отойти нажимному диску от фрикционного основного ведомого диска, что приводит к рассоединению муфты с маховиком двигателя. При этом передача вращения через основной вал сцепления прекращается, а вращение от маховика на вторую муфту продолжается, осуществляя независимый привод ВОМа через трубчатый вал.
При осуществлении полного выжима педали отводка обеспечивает сжатие всех пружин корзины, где разъединяются обе муфты в составе сцепления. При этом ход нажимного диска основного сцепления ограничивается штифтами, проходящими через нажимной диск муфты ВОМа и упирающимися в упорные регулировочные болты установленные в кожухе корзины. Этим самым обеспечивается отвод второму нажимному диску от фрикционного диска ВОМа.
Учитывая характер отключения потока мощности и объединённую конструкцию привода ВОМ с приводом гидронасоса, нужно понимать, что при полном выжиме педали сцепления, вместе с прекращением передачи вращения на вал отбора мощности, будет происходить отключение привода насоса гидросистемы. Таким образом, в отключённом положении муфты ВОМ работа гидроусилителя рулевого управления и другого гидрооборудованния в составе трактора и его навесной системы будет невозможна.
Регулировка
Настройка механизма сцепления трактора Т-16 заключается в трёх регулируемых параметрах:
- положение отжимных рычагов
- зазор между торцами ограничительных штифтов и регулировочными упорными болтами для разъединения муфты ВОМ
- свободный ход педали управления
Регулировку можно производить как непосредственно после установки на двигателе, так и в собранном состоянии через люки в корпусе трансмиссии. Более качественно и правильно настроить сцепление можно непосредственно на двигателе, до его соединения с трансмиссией трактора.
Настройку осуществляют на отцентрованой и полностью затянутой корзине на маховике. Положение рычагов устанавливают с помощью штатных регулировочных упорных болтов, где расстояние от плоскости фланца ведомого диска ВОМ до рабочих контактных плоскостей каждой лапки с выжимным подшипником должно быть в пределах 58-60 мм. При этом, преследуя равномерность отвода дисков муфт (без перекосов) разница между положениями лапок не должна превышать 0.2 мм. Регулировка фиксируется контргайками.
Зазор в упорных штифтах настраивают соответствующими тремя болтами в упорном кожухе. Нормальный зазор между торцами штифтов и регулировочными болтами под упорным кожухом корзины должен составлять 2 мм. Зазор регулируют с помощью щупа, устанавливаемого в зазор между торцами деталей через специальные отверстия в кожухе корзины. Настройка также фиксируются контргайками на регулировочных болтах.
После соединения двигателя с трансмиссией трактора регулируют свободных ход педали управления установкой зазора между выжимным подшипником и рычагами-лапками корзины сцепления. Данная регулировка производится изменением длины тяги в приводе педали управления при контроле зазора через люк в сухом корпусе сцепления. Нормальный свободный ход педали считается в соответствии зазором между лапками и выжимным подшипником в 2.5 мм. Изменением длинны тяги также подводят зазор в соответствие при эксплуатационной выработке в механизме сцепления.
Выставление зазора методом регулировки отдельных лапок через люк является более трудоёмким, неудобным, и самое главное неточным. Поэтому такой способ настройки используется в крайних случаях. Такая регулировка уместна в случаях невозможности регулировки свободного хода тягой и при мелком ремонте сцепления без снятия двигателя, например, при замене сломанной пружины или оси лапки. После настройки лапок необходима также проверка и настройка зазора упоров под кожухом корзины.
Особенности ремонта
Касаемо восстановления механизма сцепления трактора Т-16 можно сказать, что его неполадки и поломки типичны и схожи с другими однотипными лапковыми муфтами. Понимая механический характер работы лапковой муфты нужно отметить, что при ремонте узла нужно восстановить или заменить все детали, нарушающие своим недопустимым износом равномерность отвода и включения с соблюдением параллельности взаимодействующих плоскостей дисков и плотности прилегания их к друг другу.
В данный список неполадок, присущий любой лапковой корзине сцепления, можно отнести:
- изношенные лапки как в части контактных рабочих поверхностей, так и в части своего шарнира поворота;
- износ фрикционных дисков в части и накладок и их шлицевых ступиц;
- неравномерный или недопустимый износ плоскостей прилегания прижимных дисков и маховика;
- слом прижимных пружин нажимных дисков и возвратных пружин лапок;
- выход из строя выжимного подшипника, износ контактных мест взаимодействия корпуса отводки с вилкой привода;
- выробатка оси и втулок в посадочном месте вилки отводки;
- потеря плотности сальников в конструкции в результате чего происходит замасливание фрикционных дисков сцепления.
К специфическим неполадкам, конкретно корзины трактора Т-16, можно отнести износ и потерю фиксации в упорном кожухе корзины упорных площадок под упор регулировочных болтов отжимных лапок.
Часто, при длительной эксплуатации, приклёпанная площадка отходит кожуха. Имея на своей контактной поверхности с регулировочным болтом характерную выработанную выемку, площадка может сместится и повернутся в своём посадочном месте. В результате упор регулировочного болта может перейти на невыработанную часть плоскости площадки, нарушая параллельность отвода дисков, а при большом износе и к буксованию муфты.
Поэтому при обнаружении нарушения соединения площадок с кожухом неполадка устраняется привариванием площадок к кожуху с его внутренней стороны. Изношенные контактные поверхности площадок также восстанавливаются навариванием с последующей чистовой обработкой болгаркой или наждаком.
Также к специфической неполадке можно отнести износ направляющих прижимных дисков, установленных на маховике. Чрезмерный износ может приводить шумам в работе и ударообразному включению муфт.
Замена сцепления
Непосредственно при установке корзины нужно соблюсти, чтобы оба фрикционных диска были установлены своими фланцами ступиц в сторону отводки сцепления.
При монтаже корзины первым этапом устанавливают её на направляющие установленные в маховике. После, с помощью заготовленной оправки (фальшвала), имитирующей своими диаметрами посадочное место в торце коленчатого вала, диаметр шлицевой части основного вала и шлицевой диаметр трубчатого вала привода ВОМ, осуществляют центровку всех дисков корзины.
Для освобождения ведомого диска ВОМ, при осуществлении центровки, лапки фиксируют в выжатом положении, используя подкладки под наружные плечи рычагов. Установив фальшвал в корзину, обеспечивая тем самым соосность положения маховика двигателя, основного фрикционного диска и фрикционного диска ВОМ, последним этапом затягивают шесть крепёжных болтов кожуха к маховику двигателя. После затяжки осуществляют соединение двигателя с установленной корзиной к трансмиссии трактора.
Схема и принцип действия корзины сцепления трактора Т-16
Область применения – самоходное шасси Т-16 и его модификации. Муфта сухая двойная постоянно замкнутого типа представляет из себя узел из пары муфт, который управляется одной, а не двумя педалями, что дает возможность остановки шасси не останавливая ВОМ. Однако же выключение ВОМ в данном случае без остановки шасси невозможно.
На шлицах ступицы, которая посажена на вал главной муфты, установлен ведомый диск. Ведомый диск муфты сцепления BOM расположен на шлицах трубчатого вала, поставленного на два подшипника шарикового типа. В подшипниках, расположенных в выточках маховика, передним концом установлен вал главной муфты. Задний конец вала находится в подшипнике стакана, который укреплен во внутренней стенке корпуса главной передачи. Диски нажимного типа муфты ВОМ и главной муфты поджаты пружинами и соединяются тремя упорами с маховиком двигателя. Рычаг соединен с вилкой, перемещающей корпус отводки по направляющей втулке с выжимным подшипником, который отжимает внутренние концы рычагов. В процессе этого их наружные концы, перемещаясь, сжимают пружины и диски освобождаются – сперва ведомый диск главной муфты, а потом диск муфты сцепления ВОМ.
При регулировке муфты сцепления СШ20.21.055 трактора Т-16 устанавливается зазор между подшипниками и отжимными рычагами. Его диапазон составляет от 2,5 до 2,8 мм. Его регулировка в процессе эксплуатации производится путем изменения длины соединительной тяги. Если запаса подобной регулировки недостаточно, зазор может быть изменен вращением болтов на отжимных рычагах, при этом разница зазора между ними не должна быть более 0,1 мм.
Рис.1 Корзина сцепления ДСШ-20.21.055А трактора Т-16М:
1 — Маховик Д21-1005315; 2 — отжимной рычаг; З — отжимной подшипник; 4 — регулировочный болт; 5 — трубчатый вал СШ20.21.123; 6 — рычаг; 7 — вилка; 8 — отводка; 9 — кронштейн отводки; 10 — регулировочные прокладки; 11 — стакан; 12, 13, 21 и 23 — подшипники; 14 — вал; 15 — шайба; 16 — шпилька; 17 и 20 — пружины; 18 — кожух ДСШ14.21.024-А; 19 — стакан пружины; 22 — шлицевая ступица; 24 — ведомый диск главной муфты ДСШ14.21.021-2; 25 — нажимной промежуточный диск ДСШ 14.21.106-А; 26 — ведомый диск муфты ВОМ ДСШ14.21.023-Б; 27 — нажимной диск ВОМ ДСШ14.21.119-А; 28 — ограничительный штифт; 29 — упорный болт; 30 — направляющий кулачок.
VIDEOMiN .NET
04:02
04:25
03:24
02:50
05:00
04:39
07:51