«Тайфуны» и «Торнадо»: новые армейские «Уралы»
На форуме Армия-2015 ожидалось несколько автомобильных премьерных показов. В том числе – нового «Урала» для нужд армии. При этом на сайте Минобороны РФ в списке основных образцов вооружения и военной техники, демонстрируемых на форуме, значился лишь защищенный автомобиль Урал-63095 Тайфун-У не такая уж и новинка по состоянию на июнь 2015 года. И только посвященные ждали на трассе «Танкового биатлона» новый Урал-63704-0010 Торнадо-У: не бронированный, зато повышенной проходимости и грузоподъемности. Сегодня мы расскажем об обеих машинах, а заодно постараемся избавиться от возможной путаницы в названиях.
Табель о рангах
Собственно говоря, «Тайфун» – это не отдельная машина, а целое семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности, разработанное кооперацией из более чем 120 предприятий, среди которых – Ярославский моторный завод, НИИ стали, Федеральный ядерный центр в Сарове, «Магистраль» (производитель бронестекол), МГТУ им. Баумана (гидропневматическая подвеска) и т. д. Машин в результате получилось три. Про КамАЗ 63968 Тайфун-К и КамАЗ-63969 Тайфун мы уже писали, а вот про Урал-63095 Тайфун-У пришла пора написать сегодня.
На фото: КамАЗ-63969 Тайфун
Еще раз: «Тайфунов» разработано на сегодняшний день три. Это бронемашины повышенной защищенности (в том числе, от мин и самодельных взрывных устройств на основе фугасных снарядов) класса MRAP – КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (соответственно, литера «К» означает КамАЗ, а литера «У» – Урал). И полноценный бронетранспортер (БТР) КамАЗ-63969 Тайфун.
С «Торнадо» ситуация следующая. На вооружении российской армии состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г» – модернизированная РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм – и «Торнадо-С» – модернизированная РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм. Обе системы смонтированы на шасси Урал-4320, разработанном еще в 1977 году.
Попытки заменить шасси второй половины ХХ века на более современное предпринимались неоднократно. Так, в Беларуси РСЗО БМ-21 БелГрад смонтированы на базе МАЗ-6317. Поэтому неудивительно, что новое оригинальное шасси от Уральского автозавода получило унифицированное название «Торнадо-У», в качестве специально созданного для систем залпового огня «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».
Бронированный «Урал» уровня MRAP
На фото: Урал-63095 Тайфун, фото: wikipedia.org
Урал-63095 Тайфун – многофункциональный модульный бронеавтомобиль класса MRAP. То есть, его броня защищает от бронебойных пуль, выпущенных из крупнокалиберного пулемета 14,5 мм и стрелкового вооружения, а противоминная защита – от мощных самодельных взрывных устройств и фугасов (до 8 кг в тротиловом эквиваленте под днищем). Как и всякий MRAP, может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины радиоэлектронной борьбы или связи, санитарной машины или автомобиля для инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, а также собственно перевозок личного состава (от 12 до 16 человек в зависимости от модификации – не считая экипажа из трех человек) и грузов.
Шасси капотное, рамное, полноприводное, трехосное (формула 6х6). Полная масса – 24 тонны, двигатель мощностью 450 л.с., производства Ярославского моторного завода Группы ГАЗ, автоматическая шестиступенчатая коробка передач и механическая двухступенчатая раздаточная коробка. Подвеска – независимая гидропневматическая, с возможностью регулировки дорожного просвета (±300 мм), шины – пулестойкие с противовзрывными вставками и системой автоподкачки. Рулевое управление – с гидроусилителем двухсторонннего действия.
На фото: Урал-63095 Тайфун
Бронированный «Урал» способен преодолевать подъем до 60%, почти двухметровый брод (1800 см) и вертикальную стенку высотой 0,6 м. Два топливных бака емкостью 300 л каждый обеспечивают запас хода до 1800 км. Броня разнесенная, навесная, комбинированная – из стали и керамики. Вооружение – дистанционно управляемый боевой модуль. Экипаж и десант могут вести огонь из стрелкового оружия через бойницы.
Уральский автозавод запустил бронемашины в серию в 2014 году, впервые они были продемонстрированы в мае прошлого года на военном параде в Москве. А министру обороны (тогда еще Анатолию Сердюкову) бронемашины продемонстрировали еще в июне 2011 года – на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра ЦНИИ Минобороны РФ. Планировалось принять Урал-63095 на вооружение уже в 2014 году. Однако по ряду причин, известных, пожалуй, только военным, это событие перенесли на 2015 год.
Новый Урал-63704-0010 «Торнадо-У»
Итак, на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» был впервые публично продемонстрирован автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704-0010 «Торнадо-У». Этой модели нет на официальном сайте автозавода «Урал», поскольку машина изначально предназначалась для транспортировки вооружений, а также военной и специальной техники, а не для продажи на «гражданке».
Та же механическая КПП и двухступенчатая механическая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. Подвеска, в отличие от броне-Урала, – зависимая, рессорная. Рабочая тормозная система – двухконтурная с пневматическим приводом и АБС. Как утверждает главный конструктор завода «Урал» по военной технике Олег Якупов, при производстве «Торнадо-У» применяются только российские комплектующие.
Торнадо в Кубинке: знакомимся с 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У
Федор Лапшин
То, что творилось на форуме Армия-2015 в подмосковной Кубинке, вполне можно сравнить с торнадо: от желающих «посмотреть на танчики» не было отбоя! Мы же познакомились там с еще невиданным 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У.
В прошлом выпуске рубрики рассказывалось о дебюте грузовиков Урал Next на строительной выставке СТТ-2015. А на Армии-2015 был показан Урал Next в армейском варианте (он носит имя Урал-М, по названию шасси). Раскроем тайну: эту машину переделали из гражданской цистерны, которая стояла на СТТ! Вместо «бочки» установили бортовой кузов с тентом, кабину перекрасили из серебристого в хаки, а топливные баки закрыли листами металла, видимо, имитирующими броню.
Уже известно, что такой Урал-М, или, как говорят на автозаводе, «уралым», станет основой для целого семейства армейских грузовиков Мотовоз-М — с колесными формулами 4х4, 6х6 (обе модели — с кабиной Next) и 8х8 (с бескапотной кабиной). «Мотовозы» будут и бронированными: такие машины будут носить общее название Ратник. Но грузоподъемность Урала Next. То есть Урала-М — не больше 12,5 т, что ограничивает и полезную нагрузку, и вес бронированного панциря.
Новейшие армейские автомобили «Торнадо-У» придут на смену машинам «КрАЗ»
Автозавод «УРАЛ» в Миассе Челябинской области начал поставлять Министерству обороны РФ принципиально новый армейский грузовой автомобиль повышенной проходимости и грузоподъемности «Торнадо-У».
«В 2019 году мы начали осуществлять поставку для потребностей Минобороны автомобиля нового семейства под названием «Торнадо-У». Это принципиально новый для автомобильного завода «Урал» продукт. Он пришел на смену давно забытому автомобилю «КрАЗ», который до 1991 года поставлялся в Вооруженные Силы, и вот последние 25 лет аналогичных поставок не было», — рассказал «Звезде» распорядительный директор «УРАЛа» Павел Яковлев.
Автомобиль с модулем бортовой платформы предназначен для транспортировки вооружения, военной и специальной техники, перевозки различных грузов, буксировки транспортных и специальных прицепов.
Полная масса грузового автомобиля — до 30 тонн, грузоподъемность — до 16 тонн. Кабина «Торнадо-У» защищена броней и бронестеклом. Она получила современную эргономику, в ней установлен кондиционер. «Торнадо» должен заменить старую рабочую лошадку «Краз». Перед военной приемкой машина проехала 400 километров, у авто проверили все узлы и агрегаты.
«Торнадо-У»: обзор
Во время военных действий важно не только снабдить армию боеприпасами, но и обеспечить перевозку бойцов, грузов и медикаментов на передовую. Для этого в России разработали специальную военную технику – бронированный грузовик Урал 63704-0010 «Торнадо-У» повышенной проходимости.
Описание модели
Машины семейства Урал-63704 «Торнадо-У» — многофункциональные военные автомобили, которые способны преодолевать расстояния до 1000 километров. Технику используют в качестве перевозчиков тяжелых грузов и тягачей. Впервые грузовик представили летом 2015-го года на форуме «Армия-2015» в Подмосковье.
ИНТЕРЕСНО! Буква «У» в названии грузовиков означает «Урал» и позволяет отличить их от моделей «Торнадо-Г» и «Торнадо-С» — модернизированных реактивных систем залпового огня.
Завод «УралАЗ» в Миассе, Челябинская область, запустил в серийное производство автомобили «Урал-М» в трех вариантах: модели с кабиной Некст и колесами 4х4 и 6х6, автомобиль с беспилотной кабиной и колесной формулой 8х8. На базе «Урал-М» производитель выпустил армейские грузовики серии «Мотовоз-М», которые оснастили трехосными шасси весом 22.5 тонны и двигателем ЯМЗ-536.
В отличие от «Урал-М», «Мотовоз-М» допускал скрытое бронирование кабины, однако грузоподъемность оставалась низкой – не более 12.5 тонн. Тогда был разработан автомобиль «Торнадо-У» — массивный внедорожник мощностью 440 лошадиных сил, который способен перевозить до 16 тонн груза.
Военный грузовик сконструировали на базе гражданского авто «Урал-6370». Первоначально использовали зарубежные комплектующие: мосты Raba венгерского производства, коробка передач и раздатка от немецкого производителя ZF, сцепление также немецкое.
Однако в сентябре 2015 года на выставке RAE-2015 представили автомобиль, в котором заменили иностранные комплектующие на российские аналоги, в т.ч. немецкую раздаточную коробку. В грузовик установили усовершенствованный двигатель ЯМЗ-652, который произвели в Ярославле по лицензии Renault.
НА ЗАМЕТКУ! К 2022 году новый военный Урал Торнадо-У запущен в серийное производство, но модель не представлена на сайте автомобильного завода «Урал», поскольку машина не предназначена для гражданского пользования.
Особенности автомобиля: преимущества и отличия
Преимущество машины «Торнадо-У» — многофункциональность. Автомобиль используют несколькими способами:
- Тягач, к которому крепят платформу и перевозят негабаритные грузы. В результате на прицепе довозят бронетехнику к местам сражений.
- Загрузка и перевозка контейнеров с жилыми модулями, с помощью которых разбивают полевые лагеря.
- Бортовой автомобиль, в котором перевозят военнослужащих и боевые припасы.
- Платформа, на которую устанавливают оружие – минометы, пусковые установки.
Другая характеристика автомобиля «Торнадо» — повышенная грузоподъемность в сочетании с небольшим собственным весом. Грузовик транспортирует груз весом до 16 000 килограммов, а вес прицепов может достигать 12 000 кг. Полная масса машины – до 33 тонн. Основная нагрузка приходится на заднюю тележку. Достичь высоких показателей грузоподъемности удалось благодаря трехосному полноприводному шасси.
Одновременно с этим сохранилась маневренность и проходимость. Для этого производитель оснастил авто двухступенчатой раздаткой с блокировкой, задними и средними мостами с блокируемыми межколесными дифференциалами и дополнительной межосевой блокировкой среднего моста.
Улучшенный двигатель мощностью 440 лошадиных сил позволяет разогнать грузовик до 100 км/ч по шоссе. Два топливных бака вмещают 420 литров топлива, что обеспечивает запас хода в тысячу километров.
Новый Урал «Торнадо-У» стал альтернативой автомобилям серии «Тайфун», которые выпускают с независимой подвеской, автоматической коробкой передач и электроникой. В то время как в «Торнадо» встроена механическая коробка и традиционное шасси.
Особенности экстерьера
Автомобиль «Торнадо» оснащен каркасно-панельной кабиной, которая выполнена из композитов, и классическим капотом, типичным для машин производства «УралАЗ». Около рамы, в передней части, установлен двигатель, а позади него – кабина пассажиров. За кабиной выделено место, на котором устанавливают грузовую платформу с тентом, кузов или фургон в зависимости от способа эксплуатации машины.
Рычаги для открывания дверей установлены в нижней части конструкции, благодаря чему экипажу не нужно высоко тянуться за ручкой. Под дверьми расположены подножки.
Вместо каркасно-панельной кабины на автомобиле могут устанавливать комплекс дополнительной защиты – модуль бронированных панелей. Внешний вид кабины почти не меняется – заменяют рамы для стекол в дверях, добавляют центральный переплет на лобовое стекло.
На ветровом стекле – многослойные стеклоблоки с защитой от пуль. В дверях на стеклах устанавливают амбразуры и заслонки, благодаря чему водитель и пассажиры могут пользоваться стрелковым оружием.
НА ЗАМЕТКУ! Производитель задумывал два варианта автомобиля – с каркасно-панельной или бронированной кабиной – в зависимости от способа применения. Если грузовик отдален от зоны военных действий, риски нападения на экипаж минимальные, то уровень защиты снижается. Если существует риск засады или диверсионного нападения, класс защиты повышается.
Дополнение в бронированной модели – круглый люк на крыше, который показан на фото военного «Урала». В башне можно поставить автоматические гранатометы или пулеметы. Установка оснащена бронещитами, которые прикроют военного с каждой стороны, поэтому экипаж может вести круговой обстрел.
Помимо кабины, бронированные листы закрывают двигатель, а под днищем устанавливают защиту от мин. Высокий уровень защиты сохраняет жизнь экипажу и позволяет уехать с места обстрела.
Особенности интерьера
Интерьер «Торнадо-У» минималистичный – салон выполнен из практичных и ударопрочных материалов. Внутри кабины расположено три места – для водителя и двоих пассажиров. Для удобства экипажа автомобиль оснащен вентиляционной и отопительной системами. Работают кондиционер, радио и прибор ночного видения. Кабина расположена высоко, поэтому на входе установлены подвесные ступеньки и поручни в дверном проеме.
Из кабины открывается хороший обзор благодаря большому лобовому стеклу, на котором отсутствуют переплеты, и боковым окнам. Интерьер автомобиля Урал «Торнадо-У» — на фото.
Тактико-технические характеристики модели
Автомобиль Урал «Торнадо» обладает следующими техническими характеристиками: