Трём как следует: как чистить дроссельную заслонку и зачем это нужно?
Как бы ни старались менеджеры автосалонов и банков, но основная часть купленных в России автомобилей попала в руки новым хозяевам со вторичного рынка. И далеко не все эти средства передвижения ремонтируются у дилера, многие владельцы предпочитают обслуживать их своими силами. И что только они не делают, когда их приобретение перестаёт ехать как положено, на холостых оборотах работает, как старый трактор, и жрёт бензина больше, чем верблюд воды после переходы через Сахару… А ведь иногда достаточно просто почистить дроссельную заслонку, и автомобиль опять поедет как новый. Или почти как новый.
Дайте подышать!
Ч то такое дроссельная заслонка? Это механизм системы впуска, который отвечает за подачу воздуха для формирования топливо-воздушной смеси. Большинство бюджетных автомобилей оборудованы элементарной заслонкой с механическим приводом. Мы не будем говорить об электронных заслонках, разбираться в тонкостях работы которых достаточно сложно, а своими руками оные можно только доломать окончательно. Речь идёт об элементарном устройстве, которое чаще можно увидеть, сняв корпус воздушного фильтра.
Впрочем, иногда фильтр стоит сбоку, тогда дроссельную заслонку придётся искать где-то между ним и впускным коллектором. Но уж если и там вы её не находите, то либо ваша машина карбюраторная, либо дальше читать просто не стоит, а лучше собраться и поехать в автосервис. Тем более если симптомы, указывающие на необходимость чистки, присутствуют.
Самые характерные из них – это нестабильная работа на холостых оборотах и периодическое «подвисание» оборотов после отпускания педали газа. Не стоит забывать, что не всегда причина «разгула» холостых оборотов кроется в дроссельной заслонке, дело может быть и в других элементах топливной системы или зажигания. И всё же чистота дроссельной заслонки играет весьма заметную роль в работе силового агрегата.
Как влияет состояние дроссельной заслонки на холостой ход? Дело в том, что на заслонке обычно стоят два устройства – датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и регулятор холостого хода (РХХ), который зачастую тоже называют датчиком. Эти механизмы позволяют не только «дать газу» при нажатии на соответствующую педаль, но и помогают поддерживать оптимальные обороты вала в зависимости, например, от нагрузки на бортовую сеть. Говорю именно «помогают», потому что если выкрутить, скажем, датчик ГУРа, то при повороте рулевого колеса холостые обороты всё равно будут прыгать, даже при условии безупречной работы дроссельной заслонки и регулятора холостого хода. Электроника, никуда от неё не деться.
Дело в том, что воздух, поступающий в неё, далеко не лабораторной стерильности. Есть в нём и твёрдые взвеси, и пыль – всё, что не удержал воздушный фильтр (который мы всегда меняем вовремя, не так ли?) Всю эту пыль разрежение во впускном коллекторе тянет внутрь мотора, но не всё туда попадает, часть этой дряни оседает на корпусе дросселя и непосредственно на его заслонке. Помогает этому масляная взвесь, которая остаётся на стенках механизма.
Откуда она там? Дело в том, что в дроссель идёт патрубок, выходящий из крышки клапанной коробки. А как раз там небольшая концентрация масляного тумана есть всегда. Если мотор уже «устал», да к тому же – хорошо (например, изношены поршневые кольца), то частиц масла будет всегда больше, а значит, и загрязнение дроссельной заслонки будет происходить активнее. В запущенных случаях заслонка так обрастёт налётом пыли, осевшим на масляной плёнке, что механизм может периодически «залипать». И чаще причина неисправности будет как раз в регуляторе холостого хода, который установлен на корпусе дроссельной заслонки. И вот тут чистка устройства станет уже почти неизбежной.
Все мы прекрасно понимаем, что в некоторых сервисах есть не очень порядочные люди (не во всех, конечно), которым и работать-то не очень хочется. И тогда заслонку умудряются помыть вообще без её снятия. Либо – что бывает чаще – не трогают регулятор холостого хода, отчего работа по факту получается выполненной, а проблема остаётся. Поэтому мы покажем, как это сделать правильно, и пусть это будет чуть дольше, чуть сложнее, зато обеспечит хороший результат.
Для работы нам потребуется минимальный набор инструментов и материалов (отвёртка, пара гаечных ключей, кисточка и обычный очиститель, который можно купить в любом магазине), а также головки-звёздочки. Последнее нужно только потому, что для примера мы взяли двигатель K7M, известный почитателям чудесных автомобилей Рено Логан. Это мотор простой, его конструкция не содержит каких-либо оригинальных решений, поэтому глядя на то, как мы чистим заслонку этого агрегата, можно научиться делать это на любом другом бюджетном моторе. Итак, начинаем разборку.
Главное – аккуратность!
Пока я хлопал глазами и затвором фотоаппарата, мастер автосервиса «Логан-Шоп» Алексей Телешов уже снял воздушный патрубок. Думаю, с этим справится каждый. Затем откручиваем корпус воздушного фильтра. Снимаем его в сборе, сам элемент доставать не нужно (если только вы не решили его заодно поменять). Заодно проверяем состояние резиновых уплотнителей, через которые корпус крепится к мотору. Со временем они усыхают, а так как резьба на болтах нарезана не до головки, то даже богатырская сила и банальная дурь не позволят эти уплотнители поджать гаечным ключом. Сам по себе люфт не так страшен, но хорошая затяжка гарантирует исключение подсоса воздуха в дроссельную заслонку помимо воздушного фильтра, да и дребезг корпуса фильтра тоже не самая приятная штука на свете. После выкручивания болтов чуть приподнимаем корпус и отсоединяем патрубок снизу, потом убираем корпус фильтра в сторону. Прямо перед нами появляется дроссельная заслонка.
Чистка дроссельной заслонки: нужна ли эта процедура и как ее проводить?
Многие автовладельцы, имея достаточно знаний и мастерства, обслуживают свои транспортные средства самостоятельно. Какие-то проблемы с автомобилем, действительно, диагностируются и решаются просто, без обязательного участия специалистов.
Одной из таких проблем является загрязнение дроссельной заслонки, о котором свидетельствуют трудности с запуском двигателя, его «провалы» на холостых оборотах, движение ТС рывками, повышенный расход топлива.
Чистку дроссельной заслонки несложно провести самостоятельно: понадобится лишь несколько инструментов и около часа свободного времени. Ниже мы расскажем, как это сделать правильно.
Назначение дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха, необходимого для формирования топливно-воздушной смеси, во впускной коллектор двигателя. Заслонка приоткрывается в момент нажатия на педаль газа – чем интенсивнее это происходит, тем больше воздуха поступает в камеру сгорания и тем большее количество оборотов выдает двигатель.
Большинство бюджетных автомобилей оборудованы дросселем с механическим приводом. Его заслонка имеет датчик положения (ДПДЗ) и регулятор холостого хода (РХХ), который зачастую тоже называют датчиком. Эти механизмы позволяют автомобилю тронуться с места и помогают поддерживать оптимальные обороты вала в зависимости от нагрузки на бортовую сеть.
Проблемы в работе механического дроссельного узла может заметить и устранить любой автовладелец, хоть немного знакомый с устройством ТС.
Дроссели с электронным приводом, которыми оборудованы более дорогие модели автомобилей, самостоятельно разбирать не стоит во избежание дополнительных проблем. Сбои в их работе обычно решаются в специализированных сервисных центрах.
Причины и признаки загрязнения заслонки
Воздух, поступающий внутрь двигателя через дроссельную заслонку, далеко не стерилен. Мелкие твердые взвеси, которые не задержал воздушный фильтр, оседают в масляном слое на корпусе дросселя и его заслонке.
Причинами загрязнения дроссельной заслонки могут стать также:
- Некачественное топливо
- Износ цилиндро-поршневой группы
- Неисправность системы вентиляции картерных газов
Толстый слой грязно-масляного налета на заслонке может привести к ее периодическому «залипанию». Из-за большого количества нагара она перестает закрываться полностью и пропускает лишний воздух. В этих случаях очистка просто необходима!
Проблемы в дроссельном узле могут возникать не только из-за образования отложений: иногда причиной становится выход из строя датчика положения, сбои в работе привода и другие неисправности. Выяснить это точнее вам помогут специалисты.
Пошаговая инструкция по демонтажу дросселя и очистке заслонки
Поверхностное мытье дроссельной заслонки (без снятия узла) не обеспечит должного результата, поэтому оно возможно только в крайнем случае.
Демонтировать дроссель совсем несложно – для этого вам понадобится минимальный набор инструментов и материалов: отвертка, гаечные ключи, очиститель, чистая ветошь или салфетки.
Дроссельный узел с фильтром очистки воздуха связывает воздушный патрубок – снимите его. Далее уберите корпус воздушного фильтра, который крепится к двигателю.
В процессе работы проверьте состояние резиновых уплотнителей: помните, что усохшие детали ослабляют затяжку болтов, вызывают люфт корпуса фильтра и подсос воздуха в дроссельную заслонку.
Обратите внимание, что между заслонкой и воздушным фильтром находится уплотнительное кольцо. Наденьте его на фильтр, чтобы было легче собрать все обратно.
Если заслонка оборудована механической тягой, аккуратно снимите ее, немного поддев и отведя в сторону. Затем отсоедините датчик положения заслонки и регулятор холостого хода, отжав соответствующие разъемы.
Снимите фиксирующую скобу и вытащите дроссельную заслонку.
Прежде чем приступать к ее очистке, закройте отверстие во впускном коллекторе чистой тряпкой или салфеткой во избежание загрязнения.
Для мытья заслонки, в принципе, подойдет любой очиститель. Многие, например, пользуются очищающими средствами для карбюратора.
Если в процессе эксплуатации или неаккуратной очистки (некоторые принимают темное покрытие за грязь) оно было повреждено, стоит заняться его восстановлением – тем более что специальные антифрикционные составы сейчас можно найти в свободной продаже.
Помните, что качественное покрытие препятствует налипанию пыли и максимально продлевает срок службы дроссельного узла. Для частного применения наиболее удобны составы в аэрозольной фасовке – они просты в применении и не требуют специальных навыков.
В линейке материалов компании «Моденжи» имеет набор MODENGY для очистки дроссельной заслонки и нанесения покрытия. Он включает в себя все материалы, которые могут потребоваться для восстановления функциональности заслонки — специальный очиститель и антифрикционное твердосмазочное покрытие в аэрозольных баллонах, перчатки.
Покрытие с мелкодисперсными частицами дисульфида молибдена восстанавливает изношенное заводское покрытие, тем самым обеспечивая защиту деталей от трения и износа. Состав наносится путем распыления и высыхает за 30 минут при комнатной температуре, что очень удобно для автовладельцев, как правило, не располагающих специальными печами для полимеризации.
После завершения всех процедур по очистке дроссельной заслонки можно приступать к сборке узла.
Вначале поставьте на место регулятор холостого хода и верните заслонку в паз, закрутите крепящую скобу.
Установите тягу, если она была снята, предварительно смазав наконечники любой пластичной смазкой (необязательно, но крайне желательно). Проверьте ход тяги рукой: он должен быть плавным, без рывков и «закусываний».
Прикрутите на место воздушный фильтр и наденьте воздушный патрубок.
После очистки дроссельной заслонки с механическим приводом регулятор холостого хода потребуется настроить заново. Для этого на 15 минут снимите клеммы с аккумулятора, затем оденьте их и заведите двигатель. Выдержите его на холостом ходу около 10 минут. Затем заглушите на 10 секунд и снова заведите. После прогрева двигателя до рабочей температуры автомобиль будет готов к эксплуатации.
Интервалы обслуживания заслонки
Периодичность очистки дроссельной заслонки зависит от режима эксплуатации автомобиля. Чем он интенсивнее и сложнее, тем чаще придется уделять время этому узлу – не реже чем каждые 40-50 тыс. км пробега.
При спокойном режиме эксплуатации ТС осмотреть заслонку можно к 100 тыс. км пробега. При этом следует учесть, что степень загрязнения дроссельного узла зависит от технического состояния двигателя – чем оно хуже, тем быстрее заслонка будет покрываться налетом. В данном случае целесообразнее будет отремонтировать ЦПГ, чем каждые 10 тыс. км разбирать дроссель.
Основные ошибки при очистке дроссельного узла
Неправильная чистка дроссельной заслонки не только неэффективна, но и небезопасна.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Зачем нужно чистить дроссельную заслонку: важность процедуры
Дроссельная заслонка – это заслонка, которая напрямую связана с педалью газа автомобиля. Дроссельные заслонки и педали газа на современных автомобилей электронные.
Принцип работы дроссельной заслонки
Основные элементы дроссельной заслонки
Как происходит контроль оборотов двигателя водителем? Нажимая на газ, он открывает дроссель, увеличивая диаметр пространства, через которое происходит питание двигателя воздухом. Чем больше воздуха попадает в двигатель, тем больше ЭБУ (компьютер) двигателя подаёт топлива, соблюдая при этом необходимую пропорцию воздух/бензин. Большая масса воздушно-топливной смеси приводит к мгновенному увеличению оборотов (и мощности соответственно).
Зачем нужно чистить дроссельную заслонку?
Проверка работы после чистки
Итак, дроссельная заслонка – это своеобразный «дыхательный орган» двигателя. Вместе с воздухом из окружающей среды в неё попадает пыль, которой удалось миновать воздушный фильтр.
Также в двигателе присутствует такая система, как система рециркуляции картерных газов. В картере накапливаются газы, состоящие из масляной пыли, отработанных газов, и топлива, которое не успело сгореть в цилиндрах.
В соответствии с современными экологическими требованиями, конструкторами принято решение отправлять эти газы обратно в цилиндры, с целью их дожигания. Газы проходят через маслоотделитель, но небольшой процент масла все же остаётся в них. Путь их к цилиндрам как раз лежит через дроссельную заслонку.
Оседание пыли
Там то и происходит смешивание масляной пыли с пылью обычной. Эта чёрная, липкая масса и оседает в рабочем пространстве дросселя, через которое воздух идёт в двигатель.
Образовавшийся слой влияет на диаметр, а следовательно, и на пропускную способность дросселя. Это влияет на работу двигателя, его реакцию на резкое нажатие педали газа. Кроме того, маслянистая смесь может попасть на КХХ, что неблаготворно влияет на ход холостых оборотов. Поэтому и нужно чистить дроссель от нежелательных образований внутри её.
Симптомы, которые могут возникать при забитом дросселе
- При забитой дроссельной заслонке наблюдается некоторая заторможенность реакции на педаль газа . Двигатель с чистой заслонкой реагирует на нажатие акселератора гораздо живее.
- Скопившаяся грязь в дросселе ограничивает поток воздуха, и может стать причиной неплавной работы мотора на холостых оборотах, обороты «плавают» .
- Может наблюдаться подёргивание автомобиля при малых оборотах и скоростях
- При очень высокой степени загрязнения возможны несанкционированные остановки двигателя, т. е. автомобиль глохнет .
- Расход топлива. ЭБУ (компьютер) двигателя, распознав слишком слабый поток воздуха, увеличивает холостые обороты, тем самым увеличивая расход топлива .
Что делать, чтобы заслонка не загрязнялась слишком быстро
Её состояние будет зависеть от частоты замены воздушного фильтра, использования качественного масла ДВС, и исправности маслоотделителя системы рециркуляции картерных газов. В целом, процедура чистки не трудоёмкая и не дорогостоящая. Поэтому, при возникновении указанных выше симптомов, да и просто, при прохождении ТО рекомендуется проверять состояние дроссельной заслонки. Ресурс у самого узла очень высокий, но следить за ним стоит, так как он выполняет достаточно важную и тонкую работу.
Быстрый способ дроссельной заслонки
Заключение
Загрязнение дроссельной заслонки – явление естественное для неё. Чистка дросселя, в зависимости от условий эксплуатации производится достаточно редко, примерно раз в 100 тыс. км пробега. Степень загрязнения легко определить на глаз, и если металл внутри покрыт чёрным жирным слоем грязи, то пора чистить.