Как правильно тормозить двигателем на автомате (АКПП)
В качестве альтернативного способа остановки автомобиля можно тормозить двигателем. Педаль стопа не задействуется. Обязательное условие — использование коробки передач. Минимальное потребление горючего постепенно замедлит систему. Такой способ можно применять, когда для остановки транспорта есть время и свободное расстояние.
Торможение мотором актуально и с установленной АКПП. Применяется метод в гололед, поскольку исключается занос автомобиля. Причина в том, что торможение не блокирует колеса за счет установленной системы ABS. Водители пользуются им при длительном спуске. Это уменьшает износ колодок.
Что значит торможение двигателем

Это метод остановки автомобиля с помощью использования силы трения между соприкасающимися деталями. Потребляется минимальное количество горючего.
На автомобилях с АКПП то же есть возможность останавливаться таким способом. Здесь многое зависит от специфики агрегата. На некоторых машинах тормозить коробкой нельзя из-за отсутствия такой функции. Если АКПП имеет простую конструкцию, то для торможения мотором следует установить «ручной режим». В более современных агрегатах для этой цели существуют специальные положения.
Как тормозить мотором на АКПП
Необходимо совершить действия:
- Включить режим Overdrive — позволит автомату перейти на третью передачу.
- Добиться снижения скорости до 90 км/ч.
- Переключить коробку на вторую. Начнется снижение скорости.
- Как только стрелка спидометра упадет до 50 км/ч, переключить автомат на L.
Если придерживаться порядка действий, то торможение не будет выводить из строя автомат.
На спуске и скорости

Движение автомобиля вниз по крутому склону требует перевода АКПП в механический режим — рычаг смещается влево. Нога убирается с педали газа — скорость падает, но незначительно. Для дальнейшего торможения нужно включать понижающие передачи, нажимая рычагом на знак минус. Доводить до первой скорости не рекомендуется, потому что идет большая нагрузка на двигатель.
Аналогично торможение осуществляется и на скорости. Проводятся такие же действия с целью понижения стрелки спидометра до нужной величины.
Если отказали тормоза
При наличии коробки автомат нельзя паниковать. Движущаяся машина по ровной поверхности, требует сначала снять ногу с газа. Автомобиль постепенно начнет терять скорость, и задача водителя состоит только в его управлении. Затем нужно перевести коробку в ручной режим и постепенно понижать передачи пока транспорт не остановится.
Если тормоза отказали при спуске, то снятие ноги с газа не поможет. Машина продолжит набирать скорость. На ручное управление коробкой необходимо переходить незамедлительно. Уменьшить скорость можно только работой с передачами, постоянно понижая их. Это может пагубно сказаться на АКПП, но позволит уйти от аварии.
На вариаторе

Специальный режим позволяет вести торможение силовым агрегатом. Необходимо перевести рычаг в положение L. Торможение автомобиля начинается автоматически. Снимая ногу с педали газа, происходит самостоятельное переключение передач. У машины уменьшается динамичность и увеличивается расход топлива.
Отличие торможения на вариаторе состоит в отсутствии потребности включения ручного управления.
В гололед
Зимой требуется двигаться с особой осторожностью. Заранее переключите рычаг в режим «скользкая дорога» и не нажимайте на педаль тормоза. Можно переключить селектор в положение «3» или «2». Это ограничит включение более высоких передач.
На машинах с ABS водитель может экстренно тормозить без риска заноса автомобиля. Система не позволяет осуществлять разную блокировку колес. Когда одна покрышка попадает на лед, а другая на асфальт ABS стремится уравнять тормозные усилия — это касается одновременно 4 колес. В результате тормозной путь увеличивается, но машина остановится.
Перед светофором
Подъезжая, педаль газа необходимо плавно отпускать. Опытный водитель способен рассчитать дистанцию так, что двигатель остановит машину в нужном месте. Делается с установленным режимом D. Останавливаясь на красном свете — постоянно держите ногу на тормозе. Загорелся зеленый — педаль отпускается и нажимается газ.
Как следует выбирать передачу при торможении
Все зависит от скорости. Устанавливая рычаг в механический режим — включите 3 передачу. По мере понижения скорости до 90 км/ч нажать на минус и перейти на вторую. Когда резвость передвижения упадет можно включить первую.
Можно ли тормозить на АКПП в ручном режиме
Когда есть возможность установки мануального положения, то им можно пользоваться для снижения скорости. Включая рычаг в соответствующее положение, необходимо вести плавное переключение передач. Начинать нужно с высшей скорости и заканчивать нижней.

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Торможение двигателем

Торможение машины двигателем является довольно полезным приемом, который, по мнению опытных водителей, необходим каждому автолюбителю. Но что такое торможение двигателем? Как правильно это делать? Какие есть плюсы и минусы у торможения двигателем? Сейчас расскажем. Информация будет полезной, как для новичков, так и знающим водителям – позволит узнать что-то новое.
Что такое торможение двигателем
Торможение автомобиля двигателем представляет собой замедление движения без использования тормозной системы машины. Здесь на педаль тормоза нажимать уже не нужно. Скорость снижается, когда передача включена, а педаль акселератора отпущена. Такой способ остановки называется еще — «принудительный холостой ход».
На практике это выглядит примерно так. Машина двигается на скорости. На приличном расстоянии до светофора с красным сигналом водитель перестает нажимать на газ, и автомобиль совершает движения уже по инерции, постепенно замедляясь. А перед перекрестком водитель плавно нажимает на тормоз и машина останавливается.
Плюсы торможения двигателем
Достоинств указанного процесса не мало. Главными из них являются:
- Меньшая опасность заноса на мокром и скользком шоссе. Тут отсутствует блокировка колес, что, в свою очередь, снижает вероятность потери управляемости автомашины. В результате авто едет плавно, и его устойчивость на скользкой или мокрой поверхности увеличивается. При достаточном опыте, даже если сцепляемость колес с дорожным полотном плохая, то, применяя указанный метод, можно эффективно и уверенно маневрировать.
- Экономия топлива. Чаще всего используется для перемещения автомобиля в городских условиях. Топливо здесь уже не нужно. Также при частом таком торможении происходит меньшее стирание покрышек и тормозных колодок.
- При передвижении по гористым участкам. В данной ситуации, как правило, преследуется цель – снизить значительный перегрев колодок при их интенсивной эксплуатации. Однако при необходимости быстрого торможения рекомендуется сразу нажимать на тормоз, а не пробовать остановиться обсуждаемым способом.
- Не работает тормозная система. Если тормоза отказали в процессе движения, то, конечно, нужно знать альтернативный метод безопасной остановки автомобиля. При этом речь может идти о проблемах с тормозными колодками или отсутствием тормозной жидкости. Также некоторые опытные водители успешно перемещают автомобиль и с неисправными тормозами на определенные расстояния, если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора.
Минусы торможения двигателем
У обсуждаемого варианта торможения есть и свои недостатки. Их немного, но все же они существуют:
- Увеличивается риск аварийных ситуаций. Это связано с том, что при указанном замедлении не загораются стоп-сигналы. Соответственно, водители едущих сзади машин могут не заметить, что обсуждаемое транспортное средство теряет скорость и не сделать из этого соответствующие выводы.
- Повышается изнашиваемость механизмов. Мотор обратные нагрузки переносит не очень хорошо. А так как современные движки имеют несимметрично размещенные поршни, то при названом торможении боковые нагрузки у него возрастают. Также, к примеру, повышается нагрузка на впускной коллектор, что увеличивает изнашиваемость вентиляционной системы.
- Увеличивается потребление масла. Практика показывает, что если на чем-то при обсуждаемом процессе можно сэкономить, то с маслом тут ситуация другая. Его расход, наоборот, увеличивается.
- Увеличивается вероятность заноса. Хотя часто торможение автомобиля двигателем используется именно на скользких дорогах, но при выполнении хотя бы одного действия тут неправильно, машину может занести гораздо больше ожидаемого.
Как правильно тормозить двигателем при АКПП
Если речь идет о том, как правильно тормозить двигателем на автомашине с автоматической коробкой передач, то тут все достаточно просто. Нужно только снять ногу с педали акселератора, и затем автомат сам понизит передачи в требуемой последовательности.
Но такой алгоритм действует не на всех машинах, есть исключения. Об этом можно прочитать в инструкции конкретной модели. К примеру, есть АКПП, у которых для достижения обсуждаемой цели вначале нужно включить режим овердрайв, потом при наборе определенной скорости осуществить поочередный переход сначала на D2, а далее при снижении скорости — на L.
При этом вначале скорость не должна превышать 92 км/ч, а потом переход на D2 производится при движении до 54 км/ч. Кроме того, в некоторых случаях при езде на автомате просто нужно воспользоваться ручным режимом.
Как правильно тормозить двигателем при МКПП
Осуществить указанное торможение машины, ездящей на механике, не сложно, но своих нюансов и тут хватает. Есть два основных способа – стандартный и прогазовка. В первом варианте нужно отпустить педаль газа, нажать сцепление, затем включить третью передачу, а потом по мере понижения скорости перейти на вторую и первую.
Причем, при использовании высокой передачи, переходить на пониженную рекомендуется только через третью. При переходе сразу на низкую передачу может произойти блокировка колес, и автомобиль будет крутить. Кроме того, на двигатель и коробку сразу будет оказана большая нагрузка, что может вывести их из строя раньше времени.
Поэтому опытные водители чаще всего используют торможение с прогазовкой, так как оно больше щадит основные компоненты машины. Данный способ сводится к тому, что при переходе на пониженные передачи сначала выжимается сцепление, потом коробка переводится в нейтральное положение, далее водитель немножко дает газу, и только тут он включает пониженную передачу.
Здесь следует запомнить правило: в любых случаях нельзя сразу осуществлять переход с высокой передачи на первую. Также педаль сцепления выжимается очень плавно и только, когда присутствует связь мотора и трансмиссии.
Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом?
Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.
Бережем колодки
Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.

В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.
Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.
Бережливая гидромафта
Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.
Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.
При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.
Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.

Собственные мозги
Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.
В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.
К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.
Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.
Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.
В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.
Торможение двигателем на АКПП и зачем это нужно
Однажды взяв в руки книгу "руководство по эксплуатации" к нашей рио, я принялся читать ее по главам.Конечно, интересовал меня прежде всего раздел "техническое обслуживание", потому как с самого начала я знал — обслуживать машину я буду преимущественно своими силами, но в процессе прочтения меня так же заинтересовал раздел "вождение автомобиля" в котором содержится множество на мой взгляд полезных советов в тех или иных ситуациях при вождении автомобиля.В какой то момент я прочел о торможении двигателем на АКПП, хотя раньше я считал что торможение двигателем актуально лишь для МКПП (что оказалось неверно), с тех пор я то и дело пользовался этой функцией на склонах или для большего комфорта в поворотах для перераспределения веса, функция оказалась очень полезна для меня)) Спустя какое то время по неизвестным для меня причинам на рио повело передние тормоза, не сильно, но некая тревога при сбросе скорости все таки появилась )) Поэтому я решил чаще использовать торможение двигателем до момента пока не обновлю тормоза.Проехав в таком режиме несколько тыс км, торможение двигателем я использовал каждый раз на трассах и спусках, иногда использовал в городе но не слишком (как мне казалось) часто.АКПП начала переключать жестче, у меня начали появляться мысли что тема торможения двигателем на АКПП в книге раскрыта не до конца и наверное не стоит слишком сильно полагаться на эту функцию в ежедневной эксплуатации ведь с дуру как говорится можно и х. сломать?) После того как мною было замечены более жесткие переключения я перестал использовать торможение двигателем в ручном режиме и просто наблюдал за тем как это делает автомат, что тут скажешь, ну тупые эти роботы, то ли дело я сверхразум.(то и дело скидывал сразу две передачи вниз для пущего эффекта)) ).Меня такой расклад переключений автомата конечно не устроил, однако решил больше не испытывать судьбу и оставить автомат на едине с самим собой )
Допускаю вероятность того что я просто забыл как на самом деле ДО начала использования торможения двигателем работала АКПП, ощущения вообще очень субъективны ко времени и усталости, например утром садясь в машину я ловлю кайф от нее а вечером выходя — думаю что за ведро и как оно так могло испортится за один день?! На следующий день все повторяется ))
Поэтому был бы рад выслушать ваш опыт использования торможения двигателем на АКПП и как оно вообще, пользуетесь функцией или быть может даже о ней не знали?
Спасибо за внимание 🙂