Айртон Сенна: история легендарного гонщика. Кто виноват в его смерти?
Айртон Сенна да Силва родился в бразильском городе Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Сын обеспеченных родителей «горел» гонками с самого детства и уже в 4 года сел за руль карта. С тех пор его жизнь изменилась. Он грезил автоспортивными состязаниями, мечтал стать лучшим и был готов на всё ради победы. На трассе Сенна забывал о страхе и сомнениях, превращался с машиной в одно целое и показывал феноменальные результаты. Айртон мог извлечь из техники невообразимо далеко запрятанные резервы и заставить превзойти свой потенциал.
Дорога в большие гонки
В 17 лет он стал чемпионом Южной Америки по картингу. Это открыло дорогу в Европу, где Сенна начал свой путь к «Формуле-1». Он выиграл дебютный сезон в британской «Форму-ле-Форд 1600», в 1982 году взял чемпионский титул сразу в двух сериях «Формулы-Форд 2000» — европейской и британской. В следующем году гонщик перешёл в британскую «Формулу-3», где доминировал весь сезон, закончив его на первой строчке с тринадцатью победами в активе. Параллельно с «младшим» чемпионатом Сенна тестировал машины нескольких команд «Формулы-1» и под конец сезона смог получить место боевого пилота.
Дебют в «Формуле-1»
Айртон дебютировал за рулём болида небольшой команды Toleman, которой в сезоне 1984 года удалось построить неплохую машину. Она не могла напрямую конкурировать с доминировавшими на тот момент McLaren и Williams — шасси позволяло бороться за очки лишь на некоторых трассах. Но за рулём оказался Сенна. Он не мог довольствоваться просто финишем в шестёрке сильнейших (в те годы очки получали только первые 6 пилотов). В дождевом Монако победа ускользнула из-за остановки Гран-при и первого триумфа в сезоне не случилось. Зато было ещё два подиума — оба бронзовые. По итогам сезона дебютант занял девятое место в личном зачёте. Чемпионом стал Ники Лауда, а будущий заклятый соперник Сенны Ален Прост занял второе место.
Первая победа
Сезон 1985 года Сенна начал в команде Lotus, не без скандала расставшись с Toleman. В этом году состоялась его дебютная победа. Айртон выиграл Гран-при Португалии с «поула», но из-за проблем с надёжностью болида повторить успех удалось всего один раз — на этапе в Бельгии. По итогам «неровного» сезона бразилец остался лишь четвёртым. Следующий сезон оказался чуть более стабильным для машины, но скорости болида для реальной борьбы с лидерами не хватало. Итог: повторение результата прошлого года и большие надежды на следующий год. Смена моториста должна была пойти команде на пользу, но чуда не произошло. Отчаянная борьба за вице-чемпионство была проиграна после финиша Гран-при Австралии. Машину дисквалифицировали из-за несоответствия системы охлаждения тормозов техническому регламенту, а времени отыграться не было —гонка в Аделаиде закрывала сезон. Контракт с Lotus истёк и обидное третье место в личном зачёте только укрепило желание Айртона покинуть команду. Тем более, что предложение от легендарной британской «конюшни» было уже в кармане.
Путь в McLaren
С 1988 года Айртон Сенна начал творить историю вместе с McLaren. Он заменил шведского гонщика Стефана Юханссона и получил в напарники рекордсмена по количеству побед, двукратного чемпиона мира Алена Проста. Команда доминировала в сезоне и выиграла 15 гонок, упустив победу только в одной. На долю Проста пришлось семь триумфов, а у Сенны было на один победный кубок больше. По итогам сезона Айртон превзошёл напарника и впервые стал чемпионом мира «Формулы-1».
Следующий сезон ещё больше накалил отношения между пилотами. Сенна и Прост ожесточённо боролись за чемпионство. Кульминацией стала авария на Гран-при Японии: на гонку в Сузуку Прост прибыл лидером чемпионата, имея весомые 16 очков преимущества. Он сумел захватить лидерство, стартуя со второй позиции на стартовом поле и лидировал 45 кругов. Айртон нагнал соперника и атаковал по внутренней траектории, но Ален был не готов уступать. В итоге болиды столкнулись и остановились на обочине
Прост покинул кокпит, а Сенна, воспользовавшись помощью маршалов, смог завести машину, срезал поворот и отправился в боксы за новым передним крылом. Бразилец выиграл эту гонку, но после финиша судьи исключили его из протоколов. Эксперты до сих пор расходятся во мнении относительно виновника инцидента, но так или иначе решение судей тогда решило судьбу титула. Несмотря на протесты руководителя команды Рона Денниса, стюарды не изменили решения и по итогам сезона француз стал чемпионом в третий раз. На этом карьера Проста в McLaren была окончена. Он не смог смириться с навязываемой ролью «второй скрипки» и фаворитизмом Денниса по отношению к бразильцу, покинув коллектив и перейдя в Ferrari. Сенна остался главной и единственной звездой британского коллектива.
Сезон 1990 года вновь прошёл под эгидой соперничества француза и бразильца. И снова Сузука, и снова столкновение в борьбе за чемпионский титул. В этот раз Сенна абсолютно намеренно протаранил болид Ferrari, и благодаря двойному сходу он обеспечил себе первую строчку в личном зачёте и звание двукратного чемпиона «Формулы-1».
Машина красной «конюшни» в 1991 году откровенно не удалась, а вот Williams смогли построить действительно конкурентоспособный автомобиль и навязать борьбу McLaren. Найджел Мэнселл проиграл старт чемпионата, но в середине сезона смог выровнять положение и подобраться к Айртону. В третий раз подряд гонка в Японии предрешила исход чемпионата: Мэнселл стартовал вторым, Сенна — с поула. Найджел не смог отыграть позицию, «застряв» за бразильцем. При попытке обгона британец допустил ошибку, потерял управление над болидом и сошёл с дистанции. Сенна оформил третье чемпионство на следующем этапе в Австралии.
В 1992 году всё резко изменилось. Присоединившийся к Williams перед прошлым сезоном Эдриан Ньюи сумел создать инженерный шедевр, обеспечив Найджела Мэнселла болидом, которому не было равных. В то же время Айртон Сенна «заскучал» без сражений с Аленом Простом. Без сильного соперника рядом он потерял мотивацию и не смог навязать борьбу в чемпионской гонке, закончив сезон на втором месте.
Следующий год ознаменовался «качелями» как для McLaren, так и для Сенны. «Конюшня» потеряла своего поставщика моторов — Honda покинула «Формулу-1». Переговоры с Renault закончились провалом. Последней «соломинкой» стали моторы Ford — Рон Деннис был вынужден согласиться на них. Это решение далось команде нелегко, ведь спецификация силовой установки изначально ставила McLaren в проигрышное положение. Ford работал с Benetton, за рулём которого блистал Михаэль Шумахер, и более мощные агрегаты поставлялись именно им. В свою очередь, Айртон не хотел выходить на старт, заранее зная о неминуемом поражении. Он пытался получить место в Williams, но владелец команды уже отдал место Алену Просту. Поэтому к началу сезона подписанного контракта у бразильца на было. Несмотря на недостаток мощности, команде удалось построить удачное шасси, подходившее Айртону, и Сенна дал шанс команде. Начало сезона вышло впечатляющим: второе место в ЮАР, долгожданная победа в Бразилии, невероятный триумф в Лестершире, победа в Монако. Он почувствовал уверенность и решил остаться с командой до конца сезона. К этому моменту Прост сумел адаптироваться к активной подвеске болида Williams, «вкатился» и сумел раскрыть потенциал машины. Борьба за чемпионство оказалось неравной. Сенна смог выиграть в Японии и Австралии, но остался вторым в чемпионате. Прост взял реванш за предыдущие поражения и завоевал четвёртый титул.
Айртон устал смотреть в спину Williams и хотел оказаться за рулём чемпионского болида. Одновременно с этим было очевидно, что Прост находится не в лучшей форме и его карьера неминуемо клонится к закату. Француз не хотел Сенну в напарники, но руководство команды не могло позволить себе упустить лучшего пилота в пелетоне. В итоге Прост принял далеко не самое худшее решение — он объявил о завершении карьеры и покинул кокпит чемпионом мира. Занявший третье место в личном зачёте Дэймон Хилл остался в команде, а место Алена Проста в роковом сезоне 1994 занял Айртон Сенна.
1994 год: как это было
Разработка гоночного болида идёт по пути эволюции. Иногда эта дорога быстро приводит к успеху, иногда заводит в вязкое болото, из которого потом невозможно выбраться. Но чаще всего путь петляет, заводя то на самую вершину, то в глубокий овраг. За три года стараниями Патрика Хэда и Эдриана Ньюи Williams сумели выбраться из «ямы». Несравненная аэродинамика вкупе с активной подвеской делали шасси практически эталонным. Всему этому великолепию вторил десятицилиндровый V-образный мотор Renault, выдававший мощность в 790 лошадиных сил. Обилие электронных систем позволяло гонщикам лучше контролировать автомобиль и пилотировать за гранью человеческих возможностей. Такой была FW14 1993 года и её преемница — FW16 обещала быть ещё совершеннее, пока в дело не вмешалась политика и командный менеджмент.
В те годы одной из любимых шуток в паддоке была расшифровка аббревиатуры международной автомобильной федерации FIA как Ferrari International Aid (всемирная помощь Феррари). Эта команда действительно имела огромное влияние на федерацию и пользовалась своим привилегированным положением. Они не смогли заставить инновационную подвеску правильно работать на своём болиде, ожидаемого прогресса в работе с электронными ассистентами тоже не добились. Последним шансом вернуться в борьбу были протесты и требования о смене регламента. Ferrari им воспользовались, а руководство FIA и «Форму-лы-1» сочли, что запрет на использование высоких технологий пойдёт на пользу автоспорту. Таким образом, под запрет попало множество технологий, внедрённых командами: активная подвеска, ABS, трекшн-контроль, электронный усилитель руля, подруливающая задняя ось, launch control, усилитель тормозов и CVT-коробка передач. Это болезненно ударило по многим командам, но Williams пострадал больше других.
В аэродинамической трубе всё выглядело неплохо, но на предсезонных тестах стало очевидно, что с управляемостью есть серьёзные проблемы. Болид был непредсказуем, а на кочках становился практически неуправляем. Картина перед началом сезона выглядела тревожно, дело осложнилось и тем, что Айртону было неудобно в кокпите. Кресло и руль оказались слишком низко, но изменить конфигурацию уже не могли. Одновременно с этим серьёзно прибавил Benetton. Команда Михаэля Шумахера добилась ощутимого прогресса в межсезонье, и всё говорило о том, что они навяжут борьбу Williams.
Команда Сенны искала решение проблемы, но до начала сезона оставалось слишком мало времени. Коллектив и пилоты оказались под невероятным психологическим прессингом, но исправить ситуацию пока не могли.
Чемпионат открывала гонка в Бразилии. Сенна, подстёгиваемый родными трибунами, выиграл квалификацию. Старт прошёл успешно. и он лидировал на протяжении 21 круга, но после пит-стопа потерял лидерство. Следующие 34 круга прошли «на хвосте» у Шумахера. В последнем повороте 56 круга при очередной попытке атаки что-то пошло не по плану. Нервная машина и кочковатый «Интерлагос» сделали своё дело, и манёвр кончился разворотом. Гонка была проиграна, всю вину за это перед командой и болельщиками Айртон взял на себя.
Сенна был героем своей нации — вся Бразилия ему практически поклонялась. Он привык быть лучшим, привык побеждать, привык вести за собой миллионы человек. Всегда безраздельно верящий в свою исключительность, ориентирующийся только на собственное понятие правды и чести, сконцентрированный на результате и готовый отдать всё ради победы. Этот человек со стальным характером, кажется, был абсолютно неуязвим, но на этом Гран-при в нём вдруг что-то сломалось.
Следующая гонка должна была состояться на новой трассе в Аиде. Несмотря на проблемный болид, Сенна вновь выиграл квалификацию. Гран-при Тихого океана обещал быть непростым, но Williams надеялись на хорошие очки. Однако удача окончательно отвернулась от бразильца — он сошёл в первом же повороте после того, как Микка Хаккинен поддел машину сзади. Болид развернулся и вылетел с трассы. Машина остановилась в гравийной ловушке и не смогла самостоятельно выехать. Сенна остался на посту маршалов, наблюдая за тем, как Шумахер мчится к победе.
Задумывался ли он в тот момент о правильности выбора, ведь перед началом сезона его хотел заполучить не только Williams? Скорее всего, да, но одна вещь заботила Сенну больше. Это звук двигателя Benetton. Сенна был уверен в том, что на болиде соперников активно работает трекшн-контроль. Он сообщил об этом команде после гонки, но на то, чтобы доказать «нелегальность» машины и добиться её дисквалификации нужно время, которого у Williams не было.
Коллектив бросил все силы на поиск проблемы с управляемостью. Тесты на трассе «Ногаро» подтвердили худшие опасения конструкторов. На кочках и высокой скорости передние колёса практически отрывались от асфальта, машина вибрировала и переставала слушаться руля. Проблему попытались найти в передней части. Носовой обтекатель оказался в порядке, а вот детальное изучение воздушных потоков под днищем указало на корень всех бед. Срыв под передним краем бокового понтона разрушал всю аэродинамику и диффузор становился абсолютно бесполезным. Это не позволяло в полной мере использовать граунд-эффект и не давало болиду «прилипать» к земле. Эту проблему было сравнительно несложно решить. Достаточно было укоротить боковые понтоны, таким образом воздушные потоки можно было стабилизировать и исправить плохие манеры болида. Разработкой новых деталей занялись незамедлительно. Компоновка силовых агрегатов оставалась нетронутой, так что задача выглядела более чем решаемой, но к следующему этапу успеть было невозможно. Между гонками было всего 2 недели. Но была одна доработка, которая всё же появилась на машине Сенны — она касалась рулевого управления. Айртон попросил изменить компоновку рулевого управления. За неимением комплексного решения большой проблемы, инженеры пошли ему на уступку.
Диаметр руля уменьшили, а рулевую колонку удлинили. Необходимо было остаться в рамках рамок технического регламента, поэтому, чтобы оставить нужные зазоры, рейку наращивали с помощью трубы меньшего диаметра. Никаких проверок безопасности, никаких дотошных расчётов. Нужно было просто успеть закончить всё к этапу. Пилоты отправлялись в Имолу.
Третий этап чемпионата с самого начала походил на кровавый театр абсурда. Все началась с пятничной предквалификации. В повороте Варианте-Басса Jordan бразильца Рубенса Барикелло подскочил на поребрике и взмыл в воздух, перевернувшись на ребро. Болид врезался в ограждение на скорости около 225 км/ч. Барикелло потерял сознание. Нос был сломан о шлем, а язык заблокировал дыхательные пути. Медицинская машина подоспела вовремя, гонщику успели оказать первую помощь и вертолётом доставили в больницу.
После этого инцидента Сенна больше не был похож на себя прежнего. Всегда отстранённый и надменный, в тот момент он предстал перед миром в совершенно незнакомом образе. Взволнованный, расстроенный, отстранённый и уязвимый. У него практически не было друзей среди гонщиков, ведь это спорт одиночек, но в этот раз трагедия была слишком близко. Он отправился в больницу, когда Барикелло очнулся, Айртон был рядом с его кроватью.
В эту же пятницу в атмосфере общей нервозности молодая команда Simtek пытается решить проблему с хрупким креплением переднего крыла на своём болиде. На тренировке кронштейн треснул и элемент просто оторвался, всё нужно было исправить к квалификации. Времени было мало, инженер команды общался со спонсорами и менеджер команды Чарли Муди обратился к значительно более опытному Ньюи за помощью. Не зная устройства машины, один из главных творцов FW16 не смог предложить какое-либо решение.
Перед квалификацией Сенна просит передать привет «своему дорогому другу Алену Просту». Бывшим соперникам больше нечего делить, Айртон готов побить все рекорды француза, но при этом относится к нему с большим уважением и скучает по жарким схваткам на трассе. Такая сентиментальность — тревожный звонок. Потом многие будут говорить, что это было скорее похоже на прощание.
Тем временем Simtek не решили проблему с дефектными креплениями. Роланд Ратценбергер пытается уйти с последнего места и идёт на ещё один быстрый круг. В повороте, названном в честь погибшего гонщика Жиля Вильнёва, на скорости около 300 км/ч переднее крыло Роланда надломилось. Болид разом потерял прижимную силу и подлетел на поребрике. Предотвратить аварию было уже невозможно. На полном ходу Ратценбергер врезался в бетонное ограждение. Шансов выжить не было, от перегрузки разорвало внутренние органы, хотя внешние повреждения были практически незаметны. Сенна оказался на месте аварии одним из первых, прибыв к искорёженному болиду Simtek на медицинской машине вместе с врачом. Роланд был одним из его близких друзей, и Айртон видел как он погиб.
Сенна не продолжал участие в квалификации, но показанного времени хватило для поула, Шумахер — второй.
Сид Уоткинс (официальный гоночный врач «Формулы-1») был близок с Сенной и просил отказаться от участия в роковом Гран-при Сан-Марино. Уоткинс видел, что Айртон разбит и подавлен, он боялся, что несокрушимый Сенна пал и не сможет сконцентрироваться. Сам же бразилец несмотря на сомнения остался верен себе — «Я должен гоняться».
В воскресенье 1 мая 1994 года все уцелевшие пилоты вышли на старт Гран-при Сан-Марино. Старт дан, машины срываются с места. Неподвижным остаётся только Benetton Джей-Джея Лехто. Очень опасная ситуация, и она не проходит без последствий. Сзади заглохший болид таранит Lotus Педро Лами. Обломки летят на трибуны, несколько зрителей серьёзно ранены, гонщики самостоятельно покидают разбитые машины. На трассе появляется автомобиль безопасности, трассу чистят на протяжении пяти кругов.
Safety car везёт пелетон очень медленно, моторы греются, температура резины стремительно падает, прогреть её на такой скорости невозможно. Вся стартовая прямая засыпана кусками стеклопластика, приходится проезжать прямо по ним. На шестом круге дан рестарт «с хода». Айртон Сенна впереди, Михаэль Шумахер на втором месте, разница меньше секунды. Перед поворотом Тамбурелло из-под Williams летит сноп искр — это днище задевает кочки. Внешняя траектория ровнее, все едут по ней, но Сенне нужно удержать Шумахера позади, и он ныряет внутрь на апекс. Там друг за другом два бугра, но выход получается быстрее, это помогает сохранить преимущество и не подпустить преследователя на дистанцию атаки.
Седьмой круг, пилотов разделяет несколько корпусов, из-под машины Айртона снова летят искры. На капитанском мостике не понимают, почему это происходит, шины уже должны были прогреться, набрать давление и приподнять днище над землёй. Причину «фейерверков» так никогда и не узнают. Пилоты снова приближаются к Тамбурелло. На коротком «прямике» болиды разгоняются почти до 300 км/ч, заднюю часть Williamsа Сенны резко бросает вправо. Пилот частично отпускает газ и пытается скорректировать скольжение рулём, вывернув колёса в сторону заноса. Это не сработало — машина неуправляемо мчится в стену, тормоз выжимается «в пол», но уже поздно. FW16 бьётся в стену на скорости больше 200 км/ч, бешеная перегрузка, после удара голову гонщика откидывает назад, шея бьётся о подголовник.
Правые колёса оторваны, вокруг разлетаются обломки кузова и подвески. Один из них разбивает визор, другой — пробивает шлем. Искорёженная груда металла замирает. Сенна не двигается. Гонка остановлена, к месту аварии спешит медицинский автомобиль. Вертолёт прессы ловит кадр, на котором голова гонщика резко подаётся вперёд. Зрители выдыхают, значит Сенна жив. Более осведомлённые люди вздрагивают, понимая, что это судорога.
Айртона достают из остатков болида и грузят в вертолёт, на асфальте остаются пятна крови. На другом берегу океана его девушка Адриана видит аварию в прямом эфире. Она радуется, что после долгой разлуки Айртон вернётся домой пораньше. Частный самолёт уже ждал его в аэропорту.
Обломки убирают, гонка возобновляется. О текущем положении дел никто не знает. Никто не верит в то, что травмы оказались настолько серьёзными.
В вертолёте сердце Сенны остановилось — его удалось реанимировать. Уже в больнице провели сканирование головы, мозг был повреждён, ничего сделать уже нельзя. Вскоре сердце гонщика снова «встало», врачи заставили его биться и подключили к аппаратам жизнеобеспечения. В 18.40 Айртонна Сенну отключили от аппаратов и официально объявили о его смерти.
В кокпите разбитого болида нашли австрийский флаг. После победного финиша гонщик хотел почтить память погибшего в квалификации Роланда Ратценбергера.
Причины аварии
Самая распространённая теория причины аварии заключается в отказавшем рулевом управлении. При исследовании практически кустарно удлинённой колонки на ней обнаружили трещину — именно в том месте, где она была искусственно заужена. Но действительно ли болид лишился руля? Разрушение рейки никак не может объяснить срыва задней оси. В случае отказа этого элемента колёса просто встают прямо. Телеметрия же косвенно подтверждает, что гонщик реагировал именно на занос. Помимо процента использования газа датчики фиксировали и угол отклонения руля. Если верить системам, всё работало вплоть до того момента, пока Сенна не нажал на тормоз.
В причине возникновения скольжения задней оси можно попробовать разобраться, поискав подсказки на шестом и седьмом круге гонки. В момент рестарта резина была практически ледяной, давление упало и покрышки немного «подспустились». Это могло сильно занизить болид. Такая ситуация абсолютно нормальна, но за целый круг резина должна была достаточно прогреться для того, чтобы клиренс пришёл в норму. Этого почему-то не произошло. Тамбурелло — левый поворот и такой резкий срыв в противоположную сторону от апекса можно объяснить только медленным проколом колеса по правой стороне. Это легко могло произойти из-за проезда по обломкам. На и без того нервной машине покрышки перестали сопротивляться боковой перегрузке, одновременно с этим днище практически коснулось земли, и диффузор перестал генерировать прижимную силу. Воздушный поток сорвался, и задняя часть потеряла стабильность. К сожалению, оба правых колеса были полностью уничтожены в аварии, поэтому изучить их невозможно. Но даже если прокол действительно был, вопрос почему сам Айртон Сенна не смог «поймать» машину остаётся открытым. Вполне возможно, что рулевое управление отказало как раз в тот момент, когда гонщик компенсировал занос обратной рулёжкой. Такой вариант развития событий вполне вероятен, хотя выглядит как череда нелепых фатальных случайностей. Но есть и ещё одна версия. При обратном повороте руля (вправо) задние колёса могли неожиданно «зацепиться» за асфальт, и болид просто последовал вслед за рулём. То есть направо — прямиком в стену.
Трагические события произошли без малого 28 лет назад и официального заключения о причинах аварии всё ещё нет и, вероятно, никогда не будет. Но память об одном из величайших гонщиков современности жива. Для миллионов людей Айртон Сенна был и остаётся кумиром и примером для подражания, он вдохновляет своей целеустремлённостью и самоотдачей. На момент смерти ему было всего 34 года. Сенна многого не успел сделать, но навсегда оставил свой след в истории автоспорта и сердцах фанатов по всему миру.
Пиар итальянского прокурора и уничтоженные улики. Почему гибель Айртона Сенны остается загадкой до сих пор?
Гонки «Формулы-1» стоили жизни десяткам пилотов, но лишь день гибели одного из них запомнили миллионы. 1 мая 1994 года на седьмом круге Гран-при Сан-Марино «Уильямс» трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны внезапно вылетел с трассы и на скорости свыше 200 километров в час разбился о бетонный барьер. Через 27 лет после трагедии все факты, о которых можно говорить с уверенностью, по-прежнему умещаются в одно это предложение.
Хотя свидетелями последних секунд Сенны стало беспрецедентное количество людей, наблюдавших смертельную аварию в прямом телеэфире, все, что произошло до и непосредственно после катастрофы, так и осталось предметом бесконечных пересудов. Причастность к смерти гонщика сразу нескольких влиятельных сторон и эмоциональное восприятие тех событий болельщиками с самого начала исключили объективный подход к расследованию. Вокруг аварии, навсегда изменившей мир гонок, постепенно множились слухи и сомнительные вбросы, пока реальные сведения замалчивались либо уничтожались.
Показательный процесс и обвинения в убийстве
Вечером сразу после злосчастной гонки менеджеру «Уильямса» Яну Харрисону позвонил итальянский юрисконсульт и сообщил, что местные власти начали расследование. Кампанию едва ли не против всей «Формулы-1» возглавил прокурор Маурицио Пассарини, в 1997-м добившийся суда по делу о непреднамеренном убийстве Айртона Сенны. Обвинения были предъявлены ключевым лицам «Уильямса»: владельцу команды сэру Фрэнку Уильямсу, главе технического отдела Патрику Хэду и шеф-дизайнеру Эдриану Ньюи, сконструировавшему болид, на котором погиб Сенна. На скамье подсудимых также оказались организаторы Гран-при Федерико Бенденелли и Джорджио Погги вместе с делегатом ФИА Роландом Брюйнсереде, работавшим директором гонки. В интервью газете la Repubblica уже по итогам первого процесса Пассарини требовал привлечь к ответственности даже самого босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна, по его мнению, покрывавшего виновных сотрудников «Уильямса».
Суть обвинений итальянской стороны сводилась к тому, что в «Уильямсе» выполнили некачественную модификацию рулевого колеса на машине Сенны, что привело к поломке и потере управления. Перед этапом в Имоле команда по требованию самого Сенны действительно произвела манипуляцию с колонкой, на которую крепился руль. При помощи тонкой стальной вставки механики удлинили деталь, чтобы гонщику было удобнее сидеть в кокпите. Спор о том, насколько хрупкой оказалась эта конструкция и когда она треснула (в повороте или уже при столкновении со стеной), затянулся до 2007 года с учетом трех пересмотров дела.
Суд и уголовное преследование сотрудников «Уильямса» за гибель гонщика стали уникальным явлением для «Формулы-1». Трагедии на гоночной трассе случались до и после 1994 года, в том числе и в Италии, но расследование обычно проводили только внутри команды. Стремление Пассарини в этот раз обязательно наказать виновных создало болезненный для всей серии прецедент, из-за которого многие участники чемпионата долгие годы опасались приезжать на Апеннины.
При этом ход процесса нельзя было назвать беспристрастным. Когда в декабре 1997-го суд оправдал всех шестерых подозреваемых за отсутствием состава преступления, прокурор подал апелляцию против вердикта Хеду и Ньюи. Для конструкторов обвинение запросило хотя бы условный срок на один год. В прошении было отказано, но уже в 2003-м верховный суд Италии вновь открыл разбирательство против обоих сотрудников «Уильямса» из-за «существенных ошибок» во время предыдущего рассмотрения дела. В итоге Ньюи был все же оправдан, а Патрика Хэда признали виновным в халатности. За истечением срока давности преступления он избежал ареста.
В определенной степени конструкторов «Уильямса» сделали «козлами отпущения», придав их действиям чрезмерно злой умысел. Одновременно с этим местных организаторов гонки оправдали уже на первом суде и больше ни разу не привлекали к ответственности, хотя в случившемся их вины было не меньше.
Запоздалое откровение конструктора
В 2011-м Эдриан Ньюи, создавший после гибели Сенны еще восемь чемпионских болидов, признался журналисту The Guardian, что рулевая колонка на том «Уильямсе» все-таки была дефектной, но аварию вызвала не она, а прокол заднего правого колеса. Дело в том, что уже на старте гонки случился завал и обломками усеяло значительную часть прямой перед первым поворотом. Вместо того чтобы остановить заезд красными флагами, организаторы выпустили тогда на трассу машину безопасности. По мнению Ньюи, наматывая круги за сейфти-каром, Сенна наехал на один из фрагментов, который не успели убрать маршалы. Этим же якобы объясняются снопы искр, которые начали вылетать из-под машины Сенны сразу после рестарта — болид «просел» на спущенном колесе, и днище стало тереться о дорожное покрытие.
«Если вы посмотрите записи камер с ехавшей следом машины Михаэля Шумахера (в момент аварии шел вторым за лидировавшим Сенной. — «Матч ТВ»), то болид [Сенны] не сносило с трассы из-за недостаточной поворачиваемости. Наоборот, у него была избыточная поворачиваемость, что невозможно при поломке рулевого управления. Заднюю часть машины занесло, и это подтверждают все данные телеметрии. После этого Айртон сбросил газ наполовину, как если бы пытался «отловить» заднюю ось, а полсекунды спустя резко выжал тормоз», — говорил Ньюи.
Медленный прокол заднего колеса действительно может вызвать эффект «избыточной поворачиваемости», но в таком случае гоночная машина будет вести себя совсем не так, как это описывает Ньюи. Комментатор «Формулы-1» и автоспортивный эксперт Владимир Башмаков объяснил «Матч ТВ» нестыковки в этой версии:
«Так резко свое движение машина могла поменять, только если медленный прокол резко «перерос» в настоящий. Медленный прокол заднего колеса привел бы к возникшей избыточной поворачиваемости, так как в этом случае у передних колес сцепления было бы больше, чем у задних. И подобный вылет при медленном проколе заднего колеса мог бы произойти только в случае перекоррекции при отлавливании машины».
Примером здесь может послужить авария Даниила Квята на прошлогоднем Гран-при Великобритании, когда на «Альфа Таури» россиянина не выдержала именно задняя правая покрышка. Машину резко дернуло влево и развернуло в отбойник:
Поэтому в ситуации, о которой говорит Ньюи, болид Сенны должно было закрутить внутрь поворота влево, но вместо этого он поехал прямо в стену.
Отвалившийся руль или фатальный просчет?
По ходу расследования и уже после «Уильямс» не раз делал противоречивые заявления об аварии Сенны. Сегодня команда решила отказаться от любых комментариев на эту тему, хотя еще в начале нулевых при ее участии был снят документальный фильм научно-популярного канала National Geographic. В нем создатели опровергали версию с отказом рулевого управления при помощи данных телеметрии и видеозаписей, предоставленных английским коллективом.
Исследование NatGeo показало, что, по данным бортового самописца, за 1,4 секунды до удара об отбойник гонщик все еще оказывал воздействие на руль. Кроме того, в документалке с помощью эксклюзивного видео объяснили устройство рулевой системы «Уильямса» FW16, которым управлял Сенна. На съемках со стендовых испытаний видно, что руль на машине можно тянуть на себя и отпускать обратно, словно штурвал самолета. Это вносило ясность в последние кадры с бортовой камеры, где руль будто бы проваливается вниз.
Причиной же инцидента, по мнению документалистов, стало совпадение сразу нескольких факторов. Во время движения на малой скорости за машиной безопасности на болиде Айртона «остыли» шины, из-за чего в них снизилось давление и «Уильямс» просел почти до самого асфальта. Днище, которое то и дело цеплялось и терлось о дорожное покрытие, перестало создавать необходимую прижимную силу и после рестарта машина на полной скорости ушла в занос задними колесами. Чтобы восстановить управление, Сенне не хватило времени, так как все произошло на выходе из очень быстрого поворота с близко расположенным отбойником.
В похожих обстоятельствах, например, оказался Шарль Леклер на прошлогоднем Гран-при Италии в Монце. После рестарта «Феррари» Леклера вылетела в затяжном правом повороте «Параболика» из-за сноса задней оси:
Однако объяснения NatGeo и «Уильямса» содержит несколько явных противоречий. Во-первых ни на одной из записей с бортовых камер на других гонках нельзя четко различить, чтобы Сенна или его напарник Деймон Хилл тянули руль на себя. При этом странное положение руля на последних кадрах перед аварией все же можно списать на плохое качество видео, тени и сильную вибрацию, исказившими изображение.
Более серьезные сомнения вызывает пункт с телеметрией. Данных, на которые ссылались в «Уильямсе», было попросту недостаточно. Один из сенсоров, установленных в рулевой системе, работал некорректно, другой показывал лишь уровень давления масла в гидравлике и не мог дать полной картины. К тому же техническая экспертиза, проведенная университетом Болоньи, установила, что рулевая колонка треснула более чем наполовину еще до столкновения машины со стеной. Руль необязательно должен был выпасть в руки Сенны, но, возможно, уже плохо отзывался на его действия непосредственно перед аварией.
«Если присмотреться к записи с камеры на борту, видно, что Айртон вовремя вошел в поворот, он шел по верной траектории, но потом машина резко поехала «прямо», если даже не чуть правее. При поломке рулевой колонки такое могло произойти. Ведь колеса в этом случае могли поменять направление от кочек и других нагрузок. Трасса в Имоле узкая, поворот «Тамбурелло» раньше был скоростным, а стена была близко. Все случилось буквально в одно мгновение», — объясняет Владимир Башмаков.
Запись с бортовой камеры на машине Сенны обрывается еще до вылета с трассы, но в последние мгновения на ней можно различить характерное движение колес. В случае поломки рулевого управления они почти сразу встают прямо и двигаются вне зависимости от положения руля, как показывает это видео из младших формул:
Перед Гран-при Сан-Марино 1994-го на автодроме в Имоле провели не самую удачную замену дорожного покрытия. Асфальт положили заплатками, из-за чего на трассе образовались ухабы и кочки. Многочисленные кадры телетрансляций и фотографии подтверждают, что в повороте «Тамбурелло», где вылетела машина Сенны, располагалось целых две неровности, одна — непосредственно перед апексом. Неуправляемая машина могла резко поехать вправо, наскочив на одну из них.
О чем молчат
Странности вокруг гибели Сенны продолжили происходить и непосредственно после инцидента. Так, в момент, когда прямо на трассу приземлился медицинский вертолет, его едва не протаранила гоночная машина, выехавшая, несмотря на красные флаги. Нарушителем оказался Эрик Кома из «Ларрусса». По уникальному совпадению два года назад жизнь Кома спас не кто иной, как Айртон Сенна: в 92-м на квалификации в Спа француз попал в тяжелую аварию, и Сенна был первым, кто оказал ему помощь. Болельщики до сих пор верят в красивую историю, что потом в Имоле Кома вопреки всем запретам решил вернуть долг Сенне, но это не так. Гонщик выехал на закрытую трассу из-за недопонимания с командой и халатности судей, которые выпустили его с пит-лейн.
Причины и время смерти Сенны также остаются предметом споров. Широко известен факт, что по итальянским законам при несчастном случае соревнования должны быть немедленно прекращены. Официально о гибели Сенны было объявлено уже после гонки, но бразилец мог скончаться от травм еще на трассе. Профессор института медицины «Опорто» Хосе Эдуардо Пинто да Коста подозревал, что реанимационная бригада в Имоле прибегла к дистаназии, то есть искусственно поддерживала жизнь уже умершего Сенны, чтобы гонка не была остановлена и организаторы не понесли убытки.
Наиболее скандальным эпизодом, связанным с трагическим уик-эндом в Имоле, стала кража сотрудниками «Уильямса» «черных ящиков» с разбившейся машины. Причем помог им в этом будущий главный судья «Формулы-1», а тогда технический делегат ФИА Чарли Уайтинг. Один из работников трассы по имени Фабрицио Носко заявил на суде, что после аварии болид Сенны был эвакуирован в закрытый парк, куда вопреки запретам попытались пробраться два работника «Уильямса». Позже к ним присоединились еще двое коллег, и Уайтинг, который в итоге приказал Носко снять оба самописца с машины и отдать их механикам. Когда месяц спустя итальянские следователи все же получили «черный ящик» обратно, данные на нем были нечитаемы. Телеметрию получилось восстановить по второму самописцу, принадлежавшему «Рено» (поставщику моторов для «Уильямс»). Впоследствии оригинал был уничтожен, и его записи остались лишь в виде копий.
Что же все-таки произошло в Имоле-94?
Первомайские события, без сомнения, поделили гонки «Формулы-1» на две разные эпохи. Гибель великого гонщика показала, что серия больше не может существовать по старым правилам. Годы, когда изменения в конструкцию машин вносились на коленке перед стартом, а скорость ставилась превыше безопасности, должны были уйти. Смертельный риск перестали воспринимать как издержку профессии, а публика больше не хотела видеть повторения той бойни, что случилась в Имоле (за время Гран-при Сан-Марино 1994-го кроме Сенны в череде происшествий погибли еще два человека, несколько получили травмы).
Весь оставшийся сезон организаторы чемпионата были заняты тем, что пересматривали меры безопасности: увеличивали высоту кокпита, чтобы в случае аварии обломки не попали в голову пилота, как это произошло с Сенной; перестраивали устаревшие трассы, где скоростные повороты обрывались напротив бетонных стен, как в Имоле; замедляли машины и прорабатывали аэродинамику, чтобы избежать внезапных срывов болидов, как это произошло с «Уильямсом». Могло ли все это произойти, если бы тогда на Гран-при Сан-Марино погиб не трехкратный чемпион мира, а только малоизвестный пилот «Симтека» Роланд Ратценбергер, разбившийся днем ранее в квалификации? Сомнительно. Великий гонщик достиг самого главного результата уже после своей жизни.
Место, где погиб Сенна. «Ф-1» возвращается в Имолу
Автодром Энцо и Дино Феррари, принимавший у себя гонки «Формулы-1» с 1980-го по 2006 годы, в грядущие выходные вновь станет частью «больших призов». Вспоминаем трагическую историю итальянского трека, который у многих ассоциируется вовсе не с заездами.
Трасса, открывшаяся для гонок чуть менее 70 лет назад, в 1953-м, за все время своего существования пережила как минимум три изменения конфигурации. В 1970-х ей добавили две шиканы, чтобы замедлить и без того скоростное движение, — это нынешние 10, 11 и 12 повороты. Еще одно кардинальное изменение внесли значительно позже, причем после не самых радостных событий.
Дугообразный длинный вираж «Тамбурелло» с приездом в Имолу быстрых автомобилей «Ф-1» второй половины 1980-х годов стал довольно опасным для гонщиков. В этом повороте нога не снималась с педали газа, но кочки на полотне нередко отправляли пилотов в расположенный рядом барьер безопасности. Во время тренировки на Гран-при Сан-Марино 1987-го Нельсон Пике вылетел в стену после возникших проблем с колесом на его «Уильямсе» — удар был настолько сильный, что бразильцу даже пришлось пропустить гонку. Подобная ситуация возникла и у Герхарда Бергера двумя годами позже. Из-за поломки переднего антикрыла он вылетел, а его машина загорелась. Благо, все сработали быстро, и Бергер отделался ожогом рук и пропуском только одного (следующего в календаре) Гран-при. Не простил «Тамбурелло» ошибок Микеле Альборето и Риккардо Патрезе во время тестов в 1991-м и 1992-м соответственно. Однако главной трагедией был и остается уик-энд 1994-го, навсегда изменивший и саму Имолу, и жизнь гоночного сообщества.
Уже в пятницу над автодромом начали сгущаться тучи: Рубенс Барикелло ошибся, промахнулся мимо поворота и на полной скорости въехал в стену в повороте «Басса», по пути сильно подлетев на поребрике и приземлившись на крыше. Благодаря быстрой работе медицинской бригады оставшийся без сознания бразилец был спасен — ему не поступал кислород, и из-за несвоевременной помощи его жизнь могла оказаться под угрозой.
События субботы были еще более ужасными. Во время квалификации подломленное антикрыло на машине Роланда Ратценбергера треснуло окончательно и зашло под днище — пилот потерял управление и не смог повернуть, влетев в барьер на скорости 315 км/ч. Это столкновение стало роковым — Роланд получил травмы, не совместимые с жизнью, и погиб на пути в больницу.
Несмотря на эти ужасные события, уик-энд останавливать не стали, и в воскресенье весь гоночный мир стал свидетелем второй подряд фатальной аварии — на этот раз в том самом повороте «Тамбурелло». Трехкратный чемпион Айртон Сенна потерял контроль над автомобилем и врезался в стену на седьмом круге заезда — деталь машины пробила ему шлем, бразилец скоропостижно скончался. В мире стало чуть меньше волшебства…
Только после этого черного уик-энда «Тамбурелло» решили изменить и сделать более безопасным, увеличив зону вылета и внедрив в плавный скоростной поворот замедляющую шикану. Подобное сделали с «Вильневом», где разбился Ратценбергер, и еще несколькими опасными виражами.
К несчастью для автодрома, все эти события, пусть произошедшее и более десяти лет назад, все равно стали одними из определяющих в конце 2006 года — именно тогда приняли решение больше не включать Гран-при Сан-Марино в календарь «Формулы-1». Из-за возросших требований к безопасности трассу имени Энцо и Дино Феррари нужно было перестраивать дальше — этим должен был заниматься Германа Тильке. Проблемой стал и финансовый вопрос: на тот момент владелец «Ф-1» Берни Экклстоун планировал взимать с автодрома больше взносов. Но самое главное, в Италии проводился еще один Гран-при — в легендарной Монце. Все это заставило Имолу на долгое время исчезнуть из жизни «королевских гонок», однако благодаря пандемии и робким попыткам с 2016 года вернуть «Ф-1», владельцам трассы удалось подписать соглашение с Liberty Media о проведении у себя этапа вместо отмененного уик-энда в Китае.
Были в истории Имолы и позитивные дни — например, эпичный уик-энд 1985-го. Из-за растущих мощностей двигателей — и, соответственно, возраставших скоростей — в ФИА решили как-то укротить почти 1000 лошадиных сил, сначала убрав годом ранее дозаправки, а затем ограничив количество топлива на гонку. Это стало настоящим испытанием для прожорливых турбомоторов, но делать было нечего — командам приходилось изощряться в стратегических планах на гонку. Особенно это касалось скоростных этапов, каким, очевидно, и был Гран-при Сан-Марино. Вся эта эпопея привела к очень интересным событиям за четыре круга до конца заезда. У лидеров, включая Сенну, Стефана Йохансенна и Нельсона Пике, попросту закончилось горючее, а кому-то, как, например, Тьерри Бутсену, пришлось самому толкать машину до финиша за несколько метров до черты. Первым приехал Ален Прост, но его постигла неприятность –во время взвешивания у его автомобиля обнаружили недовес. Француза пришлось дисквалифицировать. Самоустранение всех фаворитов в итоге подарило вторую и последнюю в карьере победу изначально пришедшему вторым Элио де Анджелису — одному из шести пилотов, которым в то воскресенье удалось доехать до конца заезда.
Не менее впечатляющими были и последние минуты Гран-при Сан-Марино 2005 года. Тогда стартовавший 13-м Михаэль Шумахер за 12 кругов до конца догнал лидера гонки Фернандо Алонсо и вплоть до самого финиша сражался с будущим двукратным чемпионом, но так и не смог его обогнать.
Годом позже Красный Барон все же увидел клетчатый флаг первым. На сегодняшний день великий немец остается последним покорителем «Имолы» в «Ф-1».
Автодром Энцо и Дино Феррари — довольно интересный трек с трагической и не самой обычной историей. Скоростная трасса с немаленьким перепадом высот и крутыми поворотами, возможно, не подарит нам множество обгонов в это воскресенье, однако отсутствие пятничных тренировок и не самая обычная конфигурация обязательно приведут к тактической и позиционной борьбе.
Жизнь и смерть легенды «Формулы-1»
73-й сезон «Формулы-1» набирает обороты. Будем наблюдать за Гран-при вместе с VOKA, где можно следить за трансляциями всех этапов. А пока в ожидании заездов вспоминаем о легендах F-1. Первого героя можно представлять долго — регалий не счесть. Его пилотаж завораживал, был безупречным. Его даже называли Бразильским волшебником — за чудеса, которые он творил на трассах. Казалось, что великий бразилец будет выступать в гонках до самого конца карьеры, но судьба распорядилась иначе. Прошло вот уже 28 лет и немногим более месяца со дня гибели Айртона Сенны, чемпиона мира «Формулы-1» 1988, 1990 и 1991 годов. Его жизнь оборвалась в первый майский день 1994 года, когда потрясение испытал не только автогоночный мир.
Чтобы оценить масштаб личности этого человека, ставшего легендой уже при жизни, достаточно привести цифры: участие в 161 Гран-при, 41 победа, 65 поул-позиций, 19 быстрейших кругов, 3 чемпионских титула. Достижения Сенны могли быть еще более впечатляющими, но все закончилось 1 мая 1994 года в Имоле. Однако обо всем по порядку.
Мечта детства
Айртон Сенна родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу. Родом он был из обеспеченной семьи, что в немалой степени помогло незаурядному таланту сделать блестящую карьеру автогонщика. Уже в детстве бразилец, увлеченный гонками и автомобилями, понимал, что ему суждено стать кем-то особенным.
Можно сказать, у него была особая миссия — стать одним из величайших автогонщиков всех времен и народов. В 4 года Айртон начал заниматься картингом: отец гонщика, Милтон Гирадо Теодор да Сильва, владел автомастерской, где был изготовлен первый карт для юного бразильца. Как вспоминал сам Сенна, на карте был установлен мотор от старой газонокосилки.
Уже к шести годам Айртон становится, по сути, профессиональным картингистом, но первая гонка с официальным участием бразильца состоялась лишь 1 июля 1973 года, когда ему было уже 13 лет. И он ее выиграл! Произошло то памятное событие на трассе рядом с большим «Интерлагосом» — автодромом, где по сегодняшний день проходит Гран-при Бразилии. Сейчас картинговый трек носит имя великого гонщика — Kartódromo Ayrton Senna. Позже Сенна любил вспоминать годы, проведенные в картинге, ведь речь шла о «чистых гонках», далеких от политики, которая так раздражала бразильца в «Формуле-1».
В 1974 году Айртон выиграл чемпионат штата Сан-Паулу среди юниоров. К слову, в том же году его соотечественник Эмерсон Фиттипальди победил в Гран-при Бразилии, а по итогам сезона стал двукратным чемпионом «Формулы-1». В конце 1970-х юный бразилец решил, что пришло время отправиться за океан и попробовать силы в европейском автоспорте. Он выигрывает чемпионаты Formula Ford 1600, Formula Ford 2000 и британскую Formula 3. Непокоренной оставалась одна вершина — «Формула-1».
Путь к вершине
К тому моменту, когда Волшебник пришел в Королевские гонки, за его плечами был опыт из 400 стартов в гонках различного уровня. Но то было только начало впечатляющей гоночной карьеры. Благодаря успеху в Formula 3 в 1983 году на Сенну обратили внимание сразу несколько «конюшен» из Большого цирка.
Вихрастого бразильского паренька, которого гоночный мир уже знал под девичьей фамилией его матери Нейде Сенны, позвали на тесты команды Williams, Brabham-BMW, McLaren и Toleman. В итоге из всех вариантов Айртон тогда предпочел скромный британский коллектив, едва не сотворив сенсацию 3 июня 1984 года, оказавшись вторым на финише Гран-при Монако (к этому эпизоду мы еще вернемся). Для Toleman, которая в 1986-м была переименована в Benetton, это было лучшее достижение в гонках «Формулы-1». Свой дебютный сезон бразилец закончил на 9-м месте с 13 очками.
В 1985 году Сенна переходит в команду Lotus и практически сразу добивается первого триумфа в Ф-1 — это случилось во второй гонке сезона в португальском Эшториле. Уже в том году бразилец показал себя «мастером квалификаций», семь раз стартуя с первой позиции (из 16 Гран-при). Выступая за команду, основанную Колином Чепменом, Айртон одержал еще пять побед. Последняя из них — на Гран-при Детройта 21 июня 1987 года. Третьим в той гонке финишировал Ален Прост по прозвищу Профессор — будущий напарник-антагонист Сенны по McLaren-Honda.
Волшебник против Профессора
Самый результативный и яркий этап в карьере бразильца начался в 1988 году с переходом в McLaren (вместе с Айртоном британцы заполучили двигатели Honda), где он бросил вызов Алену Просту. Француз к тому моменту считался лидером команды из Уокинга, завоевав за рулем ее болидов два чемпионских титула подряд (в 1985 и 1986 году). Но Сенну это только заводило — одолеть Алена любой ценой стало для него настоящим наваждением. Так и зародилось, пожалуй, самое эпичное и бескомпромиссное противоборство в истории «Формулы-1» — кто бы что ни говорил, но по накалу страстей с ним не сравнится даже прошлогодняя скандальная борьба за титул между Максом Ферстапенном и Льюисом Хэмилтоном.
Как и герои нашего времени, Волшебник и Профессор не собирались уступать друг другу ни миллиметра, что в итоге приводило к столкновениям на трассе и психологическим играм за ее пределами.
За этими гонщиками стояли два разных лагеря болельщиков: «романтики» болели за Бразильского волшебника, полагавшегося на природный талант, чутье и инстинкты, а «прагматики» топили за Профессора из Франции, эксперта по гоночной тактике. Первый год в McLaren остался за бразильцем, в 1989-м Прост взял реванш. В том году Сенна доминировал в квалификациях, стартовав с поула в 13 из 16 гонок, одержал шесть побед. К концу сезона его противостояние с Простом достигло апогея, став одной из главных тем в СМИ. Оба обвиняли друг друга в нечестной игре, и никто не собирался проигрывать. Выяснение отношений закончилось столкновением гонщиков на 47-м круге гонки в японской Сузуке, принимавшей предпоследний этап сезона 1989 года. Айртон в итоге продолжил заезд (не без помощи вытолкнувших его обратно на трассу маршалов), финишировал первым, но был дисквалифицирован — чемпионом в третий раз стал француз. После захватывающих сражений с Сенной окончательно разругавшийся с McLaren Прост в 1990 году перешел в Ferrari. В Маранелло хотел завершить карьеру и Айртон, но тогда он остался в команде Рона Денниса и принес ей еще два титула.
Сенна не так Прост
«Он словно танцевал в поворотах, играл с газом, каждый раз доводя врученную ему технику до предела ее возможностей», — вспоминал Герхард Бергер, бывший напарник Сенны по McLaren и лучший друг бразильца в паддоке. Австриец считал, что Айртон был самым лучшим и харизматичным гонщиком всех времен, но, разумеется, не все пилоты «Формулы-1» разделяли мнение Бергера.
Так, Нельсон Пике, с которым Сенна никогда не ладил, называл своего соотечественника «грязным и нечестным пилотом», то и дело норовившим вытолкнуть соперника с трассы — как, например, Проста на первом же круге Гран-при Японии 1990 года. После того памятного «тарана» француза Айртон вылез из разбитого болида уже двукратным чемпионом мира.
Отношение же самого Проста к Сенне со временем изменилось: после гибели бразильского гонщика Ален заявил, что часть его умерла вместе с Айртоном. Острое соперничество двух легендарных гонщиков было скорее свидетельством глубочайшего уважения между ними.
Самая трудная победа — в родных пенатах
Несмотря на свое знатное, так сказать, происхождение, Сенна вел себя очень скромно, был застенчивым — но только вне трассы. Как только Айртон садился за руль болида, он сразу включал режим эгоиста и бескомпромиссного борца, гонявшего на пределе возможностей — своих и машины.
Он полностью отдавался своей страсти, был предельно собран и намного более дисциплинирован по сравнению с другими гонщиками своего поколения. Особое внимание Сенна уделял физической подготовке, серьезно подходил к тренировкам, занимался водными лыжами, в то время как многие из его соперников любили провести вечер за бокалом пива, посетить какую-нибудь вечеринку или поиграть в гольф.
От себя и машины бразилец требовал фактически невозможного. В этом отношении показательна первая победа Айртона на «Интерлагосе» 21 марта 1991 года. Прийти к финишу первым на своем домашнем Гран-при ему не удавалось с момента дебюта в «Формуле-1» в 1984-м. В этот же раз долгожданная победа Сенны в родных стенах наконец-то замаячила на горизонте. Но и тут судьба решила проверить Волшебника на прочность: ближе к концу гонки в McLaren MP4/6 с мотором Honda V12 начала капризничать коробка передач — Айртон мог ехать только на шестой передаче, отчаянно борясь с машиной. На финише его и приехавшего вторым Риккардо Патрезе разделило чуть менее 3 секунд, причем Сенна был настолько измотан, что едва не упал в обморок, крича от радости.
Подняться на подиум за победным кубком он смог лишь после того, как ему вкололи обезболивающее. «Это была моя самая трудная победа», — сказал Айртон после гонки, когда ликовала вся Бразилия. Второй раз родной Гран-при покорился ему в 1993 году.
«Король» Монако и дождевых дел мастер
Еще в молодежных сериях Сенна продемонстрировал непревзойденное мастерство езды во время дождя. В очередной раз убедиться в этом можно на примере первой победы Айртона в «Формуле-1», добытой на дождевом Гран-при в Португалии 21 апреля 1985 года.
25-летний бразилец тогда выступал в своей собственной лиге — накануне в квалификации он завоевал свой первый поул, а в гонке добыл свой первый «Большой шлем» (лидерство от старта до финиша и лучший круг). На залитой водой трассе Сенна просто умчался от соперников — по итогам гонки все, за исключением финишировавшего вторым Микеле Альборето на Ferrari, отстали на круг и более!
Поклонники Айртона наверняка вспомнят и знаменитый прорыв бразильца сквозь пелену дождя на трассе в Донингтон-парке в апреле 1993 года — Волшебник за полкруга просто играючи расправился со всеми соперниками. Победить ему тогда не помешали ни 20-секундная заминка на пит-стопе, ни меняющиеся погодные условия — приехавший вторым Деймон Хилл на Williams проиграл бразильцу более минуты.
«Мы так часто меняли шины, что эта гонка, наверное, установила рекорд по пит-стопам. Потребовались огромные усилия, чтобы удерживать машину на влажной трассе на сликах. Сцепление было очень слабым, ты не мог чувствовать машину и должен был продумывать каждое движение, нельзя было просто гнать», — сказал Сенна после финиша Гран-при Европы 1993 года.
Айртон является рекордсменом по числу триумфов на узкой городской трассе в Монако, требующей невероятной концентрации и отменной техники пилотажа. Первый раз он выиграл самый престижный Гран-при «Формулы-1» в 1987 году за рулем Lotus, хотя успех был возможен еще раньше, в дебютном 1984-м. Тогда никому еще не известный бразилец под проливным дождем стремительно догонял лидировавшего Алена Проста — в княжеском воздухе запахло сенсацией! Но организаторы насчет возможной победы дерзкого новичка были другого мнения — в неблагоприятных погодных условиях они вывесили красный флаг, досрочно остановив гонку. Это могла быть первая победа в карьере Сенны, которую, как он считал, у него украли — не было пройдено и половины дистанции Гран-при. Зато потом удача была на стороне бразильского гонщика: он смог выиграть в княжестве пять раз подряд — с 1989 по 1993 год. Итого шесть побед в Монако. Это достижение Сенны до сих пор никто не смог превзойти.
Кто же лучший — Сенна или Шумахер?
В начале 1990-х у Сенны появился новый грозный соперник — молодой Михаэль Шумахер, восходящая звезда «Формулы-1».
За титул они так и не поборолись, однако на трассе дело не раз доходило до острых моментов и столкновений, а в боксах бразилец и немец даже вступали в словесную перепалку.
Трехкратный чемпион мира и обладатель на тот момент рекорда по числу поул-позиций считал Михаэля нахальным выскочкой, критиковал некорректный стиль его вождения, но уже тогда почувствовал опасность со стороны немца. Шумахер больше тренировался, был моложе, а ключом к успеху считал слаженную командную работу. Сенна тоже много работал с инженерами, чтобы узнать все тонкости работы и настройки болида, но молодой и целеустремленный Михаэль фактически задал новую планку в работе с командой.
Понять, насколько много Айртон значил для Шумахера, можно на примере случая во время пресс-конференции по итогам Гран-при Италии в сентябре 2000 года. Тогда немец, боровшийся за свой третий титул, сравнялся по числу побед с легендарным бразильцем и расплакался прямо перед камерами.
Кого же считать самым лучшим гонщиком всех времен? Сразу отметим, что объективно оценивать гонщиков — безумно сложная задача. Поэтому споры о том, кого считать лучшим за всю историю «Формулы-1», не прекратятся никогда. Тем не менее в число главных суперзвезд Сенна будет входить всегда — это бесспорный факт. Если принимать во внимание количество выигранных Гран-при, то Айртон оказывается в первой пятерке, уступая Льюису Хэмилтону (103 победы), Михаэлю Шумахеру (91), Себастьяну Феттелю (53) и Алену Просту (51).
Удар в Tamburello: гибель героя
1992 год в «Формуле-1» стал годом больших перемен. Доминирование McLaren закончилось и пришло время Williams, болиды которой располагали хитрой активной подвеской. Найджелл Мэнселл и Ален Прост без особых усилий выиграли титулы в 1992 и 1993 годах, а Сенна, видя техническое превосходство команды из Гроува, был готов выступать за нее чуть ли не бесплатно в надежде получить лучшую машину.
После долгих и тяжелых переговоров контракт был подписан — в 1994 году настал черед Сенны испытать чудо-оружие Williams. Но еще на тестах неожиданно выяснилось, что у болида для Айртона есть проблемы с управляемостью. К тому же перед стартом сезона использование множества электронных систем попало под запрет.
Сезон для Сенны не задался: в первых двух гонках бразилец хоть и стартовал первым, но добраться до финиша не смог. А на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, третьего этапа чемпионата, проходившего в Имоле 1 мая 1994 года, и вовсе случилось невообразимое. Лидировавший в гонке Айртон, за которым буквально по пятам следовал Benetton Шумахера, внезапно вылетел в повороте Tamburello и врезался в бетонную стену. Удар был очень сильный — искореженный Williams отбросило от стены, а рычаг подвески пробил забрало шлема Сенны. Гонщик получил серьезные травмы головы и на вертолете был доставлен в госпиталь Болоньи. Позже там его объявили мертвым. Гонка в Имоле тогда продолжилась — на первом месте оказался Шумахер: в конце драматичного сезона 1994 года он выиграет свой первый чемпионский титул.
Причина аварии так и не была четко выяснена, хотя тогдашний главный конструктор Williams Эдриан Ньюи 20 лет спустя признал, что в аэродинамике болида была допущена ошибка. Тем не менее никто из команды к ответственности привлечен не был.
После гибели Сенны многие в автогоночном мире задались простым вопросом — как такое вообще могло произойти? К 1994 году сложилось впечатление, что в «Формуле-1» больше никто не погибнет — гонки стали куда безопаснее по сравнению с временами 10-летней давности. «Хорошо, он приедет домой пораньше!» — так вначале подумала Адриана Галистеу, девушка Айртона, когда болид бразильца влетел в стену. Увидев, что он не может самостоятельно покинуть разбитую машину, Адриана застыла на месте, молча глядя в экран телевизора.
В шоке были все — друзья, болельщики Сенны и даже его недоброжелатели. Бразилия скорбела — в стране был объявлен трехдневный траур. Зазвучали призывы запретить «Формулу-1». Все понимали, что Волшебник ушел из жизни слишком рано. Айртон был легендой, культовой фигурой автоспорта, а его уход стал финалом целой эпохи в истории «Формулы-1» — после его гибели чемпионат изменился навсегда.
Легенда вне трека
«Горжусь тем, что я бразилец», — говорил Сенна. И бразильцы отвечали ему взаимностью — они гордились Айртоном, для них он стал настоящим национальным героем и кумиром. Он учился в престижной частной школе, но не был среди лучших учеников. В кругу семьи его звали Беко, а в свободное от гонок время он занимался авиамоделизмом, рыбачил или играл со своими племянниками и племянницами — это было одним из его любимых занятий.
Племянник Бруно, к слову, решил пойти по стопам дяди — несмотря на то, что тот дразнил его, называя «педалью тормоза».
Сенна был начитан, занимался благотворительностью (помощью бразильским детям из бедных семей), для него много значила музыка — среди любимых исполнителей бразильца были, например, Фил Коллинз, Queen и Pink Floyd. С детства он был фанатом футбольного клуба «Коринтианс» из родного Сан-Паулу. А еще у Айртона постоянно была с собой Библия — он был глубоко верующим человеком.
В 1981 году Сенна женился на своей подруге детства Лилиан да Вашконселуш Соуза, но уже через пару лет они развелись. В последующие годы Айртона окружали разные женщины — любовниц он менял как перчатки, не доводя дело до серьезных отношений. Непродолжительные романы и интрижки вполне устраивали бразильского «гоночного маньяка», все существование которого было подчинено только одному — победе в Гран-при. Да и характер у бразильца был сложный. Громких любовных историй у Сенны было две — с бразильской телеведущей Шушей и фотомоделью Адрианой Галистеу, с которой он познакомился за год до своей гибели. Говорят, что с ней Айртон был близок к тому, чтобы завести семью.
Что посмотреть, почитать на тему?
Разумеется, жизнь и трагичная история такой сильной личности, как Сенна, не могла не стать источником вдохновения для людей творческих — журналистов, писателей, сценаристов, создателей кинолент. И как тут не вспомнить нашумевшую документальную ленту режиссера Асифа Кападиа «Сенна», которая вышла в 2010 году и была удостоена немалого количества наград, в том числе British Independent Film Awards (BIFA). Увидеть редкие кадры и услышать мнения соперников о трехкратном чемпионе можно и в более ранних фильмах — это «Айртон Сенна. Право на победу» (The Right to Win) 2004 года и «Айртон Сенна: гонки у меня в крови» (Ayrton Senna: Racing Is in My Blood) 1992 года. Из книг особо следует выделить «Принципы гоночного вождения», написанную самим гонщиком (Ayrton Senna’s Principles of Race Driving), — это рассказ из первых уст об особенностях подготовки к гонкам и личной технике управления. Еще две книги опубликованы в 1994 году после гибели гонщика — «Жизнь Сенны» (The Life of Senna) Тома Рабитона и «Айртон Сенна» (Ayrton Senna) Хилтона Кристофера. Конечно, это далеко не полный список того, что было написано об Айртоне. Обо всех значимых печатных изданиях, посвященных Бразильскому волшебнику, можно узнать по ссылке.
«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022
Нынешний сезон Королевских автогонок — 73-й по счету. Стартовал он 20 марта в Бахрейне на трассе Сахир, и с тех пор прошло уже шесть гонок. В этом году «Формула-1» перешла на новый регламент, призванный облегчить обгоны и борьбу на трассе, — улучшить зрелищность гонок хотят нынешние владельцы чемпионата из американского медиахолдинга Liberty Media. Внешняя аэродинамика болидов упростилась, появились 18-дюймовые шины, а самое главное — после многолетнего запрета вернулся так называемый граунд-эффект, при котором львиная доля прижимной силы создается под днищем болида.
У многих команд возникли некоторые трудности при трактовке нового регламента — им еще предстоит решить проблемы с нестабильностью болидов (речь о продольной раскачке на высоких скоростях). Среди них и Mercedes-AMG, за которую выступает Льюис Хэмилтон, имеющий, напомним, семь титулов. После семи гонок сезона он занимает лишь шестую позицию с 50 очками, уступая даже своему новому напарнику Джорджу Расселу. На счету 24-летнего британца — два подиума (финиш на 3-м месте) и 4-е место в личном зачете (84 очка).
В Mercedes надеются, что грядущие обновления позволят заметно прибавить в гонках, однако об очередной победе в чемпионате «серебряным стрелам», похоже, придется забыть.