Управление коробкой передач
Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.
Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.
При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.
Рычаг переключения передач
Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).
Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):
- 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
- 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).
При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310
Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.
Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:
- переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
- двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
- включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа .
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Как переключать передачи на КамАЗе
Большинство КамАЗов оснащены механическими 5-ступенчатыми КПП. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и выбором рычагом коробки нужной передачи, но переводить делать это нужно поэтапно.
- — Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
- — Педаль сцепления нажимать до упора.
- — Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
- — Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
На КПП КамАЗа 15-ой серии и коробках ZF предумотрен делитель с двумя режимами: повышенный «В» и пониженный «Н». Для переключения режима необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой выдержки (1 секунда) отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения передачи и включения высшей или низшей передачи необходимо установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», потом выжать педаль сцепления и переключить рычаг.
Схема переключения передач
Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310): 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора); 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держать передачу включенной. Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования. На коробках «ZF» запрещается переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более 30 км/час и двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач.
Чтобы тронуться с места необходимо переключение скоростей в несколько этапов, для пример привередем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:
- 1-я передача, повышенный режим (В);
- 2-я передача, повышенный режим (В);
- 3-я передача, повышенный режим (В);
- Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
- Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
- Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
- Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.
Краткая запись схемы: 1В — 2В — 3В — 4Н — 4В — 5Н — 5В.
Главная особенность начала движения на КамАЗ — это плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач.
При большой загруженности или движении сложных условиях, первые четыре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В).
Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.
Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается специальный индикатор.
На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Движение на подъемах
При подъеме необходимо переключиться на пониженные режим «Н».
Следуйте следующим правилам:
- — При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
- — Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
- — При подъеме обороты двигателя должны быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может перегреться и остановиться.
- — Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.
- — Своевременно переключайте нужные передачи.
Управление на спусках
Двигаясь на спуске — нельзя выключать двигатель, так как прекращается работа усилитиля и блокируется рулевое управление, что может привести к аварийной ситуации.
Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.
Передвижение по оледенелой дороге
Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.
Учитывайте следующее:
— Соблюдайте дистанцию, оставляйте запас места для маневра.
— Используйте вспомогательную систему торможения.
— Рекомендуется использование цепей на колёсах машины.
— Обязательно учитывайте риск заноса при экстренном торможении из-за блокировки колес прицепа.
Притормаживать двигателем на спуске можно только в исключительных случаях, так как это приводит его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.
При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.
При пробуксовке надо сбавить обороты, заблокировать дифференциал (с помощью регулятора на щитке) и начинать двигаться со второй повышенной передачи. После окончания трудого участка дифференциал необходимо разблокировать.
Схема переключения коробки передач на КАМАЗ-65115
КАМАЗ-65115 — надежный и мощный самосвал, предназначенный для перевозки строительных, сельскохозяйственных и других сыпучих грузов. Вес груза, который способен перевозить данная модель КАМАЗ, составляет 15 тонн. Поэтому очевидно, что для обеспечения столь высокой грузоподъемности необходимы мощные узлы и агрегаты, способные выдержать высокую нагрузку.
На первые модели легендарного самосвала КАМАЗ-65115, производство которого началось в 1999-ом году, ставились родные коробки передач в виде моделей 152, 154. КПП длительное время производил тот же Камский автоконцерн на одном из своих заводов. Но впоследствии создатели прославленных грузовиков перешли на немецкие КПП ZF 9S1310.
Переходу Камских автомобилей на немецкие коробки передач предшествовало заключение договора с немецким предприятием «ZF Friedrichshafen AG» и строительство совместного предприятия «ZF-KAMA».
Технические характеристики МКПП ZF-9S1310
Это механическая КПП с 9-ю ступенями переключения скоростей. Она монтируется в горизонтальном положении с левой стороны слева. Угол наклона составляет 3°. Технические характеристики:
- Передаточные числа переднего хода — 9,48-0,75 и 8,97 для заднего.
- Коробка весит 190 кг.
- Максимальная вращательная сила составляет 1300 Н/м.
- Трансмиссионное масло заливается в объеме 8,9 литров.
- Давление в системе не превышает 10 баррелей.
На рисунке ниже представлена схема МКПП ZF 9S1310 на КАМАЗ 65115.
Конструктивные особенности коробки передач ZF 9S1310
Коробка передач ZF состоит из следующих конструктивных элементов:
- Четырехступенчатый редуктор, передающий и преобразующий крутящий момент.
- Демультипликатор, представляющий планетарный механизм из шестеренок и помещенный в задней части коробки. Оснащен клапаном и пневматическим цилиндром двойного действия.
Девятиступенчатая коробка передач ZF 9S1310 на КАМАЗ-65115 оснащена дополнительным насосом для рулевого управления, который запускается приводом от ведущих колес и обеспечивает работоспособность жидкостного усилителя, отвечающего за управление рулевым механизмом в случае отказа основного насоса ГУРа.
В конструкцию КПП КАМАЗ-65115 включено четырехдиапазонное устройство с синхронизацией, оборудованное реверсом и пониженной ступенью. Синхронизатор состоит из собственного корпуса, в котором встроены:
- Зубчатые и скользящая муфты.
- Стопорные кольца.
- Нажимные пружины.
Ступени удваиваются за счет планетарного демультипликатора, для переключения которого в машине встроен отдельный узел. Низшая ступень демультипликатора работает с 1-4 диапазонами, верхняя ступень — с 5-8 диапазонами. Таким образом получается 8 скоростей для движения вперед и 9-ая ступень, оснащенная реверсом, обеспечивает движение назад. Понижающая передача содержит специальные муфты кулачкового типа.
Переключение скоростей может быть двух типов: каскадное или двойное. При каскадном схема переключения передач у грузового автомобиля КАМАЗ-65115 выглядит так.
При двойном переключении выглядит следующим образом (отображено на рисунке ниже).
Скорости переключаются рычагом переключения скоростей.
Характерные особенности КПП КАМАЗ-65115 и преимущества
Перечислим главные особенности коробки переключения передач на КАМАЗ-65115:
- Картер изготовлен из алюминия, благодаря чему легче по весу в сравнении с чугунными коробками.
- В восьми основных передачах косозубое зацепление зубчатых колес, что обеспечивает оптимальное соотношение веса коробки к частоте вращения, а также минимальный уровень шума.
- Конструкция КПП позволяет оптимизировать расход топлива.
- Высокий КПД коробки. В ней встроена дополнительная передача с высоким тяговым усилием для старта с места.
- Коробка работает в наиболее экономичном диапазоне частоты вращения благодаря тому, что демультипликатор обеспечивает 6 точно выверенных передач.
- Оптимизирован механизм переключения передач. Дополнительно установленный сервошифт облегчает этот процесс.
- Присутствует механизм отбора мощности. На всех вариантах переключения встроено пневматическое усиление и тросовый привод. Все это позволяет водителю прилагать усилий не больше, чем при вождении легкового автомобиля.
Одним словом коробка переключения передач ZF 9S1310, устанавливаемая на грузовик КАМАЗ-65115, повышает ходовые характеристики транспортного средства.
Чтобы коробка передач работала длительное время стабильно и безотказно, необходимо соблюдать определенный ряд условий:
- Обеспечить своевременную замену масла.
- Обеспечить чистоту и работоспособность сапуна.
- Следить за состоянием размыкания сцепления, которое необходимо для надежной и стабильной работы синхронизаторов в КПП на КАМАЗ-65115.
Ниже читатель узнает, как ухаживать за коробкой передач, чтобы она работала как можно дольше и максимально выработала свой производственный ресурс.
Замена трансмиссионной жидкости коробки переключения передач
Первая замена масла на новой коробке выполняется после 1500-5000 км пробега. В дальнейшем, если водитель использует рекомендованную производителем коробки жидкость, менять масло можно после пробега в 90-120 тыс. км. Или не реже 1 раза в год.
Масло следует менять сразу после долгой езды, пока оно еще теплое и имеет достаточно жидкую консистенцию, чтобы полностью вытечь. При этом следует быть осторожным, так как горячие металлические детали коробки могут вызвать ожог водителя или механика.
Необходимо приготовить емкость для слива жидкости и выкрутить сливную пробку. Дождаться, пока жидкость не вытечет из коробки. Резьбовые пробки промыть и высушить, заменить уплотнительное кольцо и затянуть динамометрическим ключом.
Затем через заливное отверстие залить масло в картер вплоть до горловины и закрутить подготовленную и очищенную заранее пробку.
Проверка сцепления КПП КАМАЗ-65115
Правильная работа сцепления, его правильное разъединение и включение зависимых от него механизмов, передающих мощность на валы прицепов или навесного оборудования, влияют на работу синхронизаторов и коробки переключения передач.
Проверить, как разъединяется сцепление, можно так. Запустить двигатель на холостом ходу и нажать на педаль сцепления. Примерно секунд через 15 медленно включить заднюю скорость. Если при этом появляется скрежет в зацеплении шестерен механизма, переключающего передачи, необходимо проверить сцепление. Скрежет издают кулачки включающей муфты.
Удаление лишнего воздуха для снижения давления
Нагрев механизмов и трансмиссионной жидкости приводит к расширению этой жидкости и возрастанию давления, которое регулярно необходимо снижать, стравливая воздух через воздушный клапан. Для этого необходимо следить за чистотой и работоспособностью сапуна. При этом нельзя сапун обливать водой с целью удаления грязи. Попадание воды в систему способно привести к коррозии узлов. Также не следует закрывать сапун пластмассовым колпачком.
Уход за компрессорной установкой
Работу пневматических систем коробки переключения передач на КАМАЗ-65115 обеспечивает компрессорная установка. В накопителях, где хранится накачанный воздух, образуется конденсат, попадающий туда из атмосферы. Вместе с влагой туда попадает и пыль, с течением времени образуется ржавчина. В конечном итоге процессы доходят до рабочих цилиндров и клапанов.
Чтобы этого не происходило, воздушный накопитель следует обезвоживать каждую неделю. А зимой выполнять процедуру ежедневно, так как наличие воды в баллонах может привести к разрушению механизмов. Одновременно с ресивером обезвоживанию подлежит и фильтр сжатого воздуха, если водоотделитель в нем не работает автоматически.
При соблюдении правил эксплуатации и при своевременном выполнении профилактических мероприятий коробка передач КАМАЗ-65115 способна прослужить дольше заявленного производителем срока.
КПП подлежит осмотру и диагностике, если при смене передач наблюдаются рывки, а разгон занимает больше времени, чем обычно. С этой целью коробку придется снять и разобрать, осмотреть валы и шестерни, состояние муфт и других механизмов. А эту работу в большинстве случаев лучше доверить профессионалам.
Немецкие КПП ZF на грузовых автомобилях КАМАЗ
Крупнейший производитель трансмиссий для автомобилей немецкая компания «ZF Friedrichshafen AG», после создания совместного с предприятия с заводом «КАМАЗ» в 2005 году, стали поставлять коробки переключения передач (КПП) для установки на наши отечественный грузовые автомобили.
Благодаря возможности оптимального выбора передаточного отношения в каждом конкретном случае, при любом скоростном режиме движения автомобиля, коробки передач ZF помогают не только экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей Камаз, повышают их ресурс и раскрывают их потенциал на все 100%.
На Камазы сейчас устанавливают следующие модели КПП от ZF:
- ZF 6S700
- ZFEcoMid 9S1310
- ZFEcoSplit 16S1650, 16S1820
Конструкция, устройство и принцип работы
ZF Ecomid
Самая распространенная КПП, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (такие модели как 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальный скоростной режим при транспортировке тяжелых грузов.
КПП Ecomid от ZF представляет собой основной 4-х ступенчатый редуктор, в который интегрирована передача для заднего хода, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе основного редуктора стоит демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основном редукторе*2 (передачи на демультипликаторе)+пониженная передача, итого 9 передач для движения вперед и 1 для заднего хода.
ZF Ecosplit
16 ступеней, чаще всего устанавливается на тяжелые автомобили с двигателями Камаз от 320 до 500 л.с. мощности (740.51-320 или 740.50-360). Масса КПП 290 кг.
КПП Ecosplit так же состоит из 4-х ступенчатого основного редуктора с передачей заднего хода и демультипликатором на выходе, но плюс к этому в конструкцию добавлен делитель (промежуточный вал на входе с дополнительной парой шестерен). В итоге передач здесь уже 16: 4 на основном редукторе*2 на демультипликаторе*2 на делителе+2 передачи для заднего хода.
Делитель
Делитель в конструкции нужен для увеличения количества передач в определенном диапазоне движения. Он представляет собой две пары шестерен с разным передаточным отношением, которые установлены на приводе промежуточного вала. Такое решение дает возможность выбирать оптимальную передачи в зависимости от дорожной ситуации и меньше нагружать двигатель. Переключается делитель с помощью воздуха под давлением (пневматический привод).
Демультипликатор
Демультипликатор представляет собой редуктор планетарного типа. На вторичный вал устанавливается его солнечная шестерня, а выходной вал КПП это его водило. При движении в пониженном диапазоне передач демультипликатор повышает крутящий момент, в повышенном диапазоне крутящий момент остается без изменений. Переключение демультипликатора происходит с помощью пневматического привода.
Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз
Схема переключения КПП ZF Ecomid и Ecosplit на грузовых автомобилях КАМАЗ это так называемая «двойная Н». Т.е. есть пониженный (S) и повышенный (L) диапазон передач. В каждом диапазоне по четыре базовых передачи, которые расширяются за счет делителя и демультипликатора. Возвращение рычага в «нейтраль» после выключения передачи происходит автоматически за счет того, что рычаг прижимается в нейтральное положение пружинными фиксаторами. Демультипликатор из L диапазона (ряд 3/4) в S (ряд 5/6) и обратно, так же переключается автоматически по средствам подачи воздуха под давлением в рабочий цилиндр. Включить новую передачу можно только после того как будет завершен процесс предыдущего переключения. Задний ход и пониженная передача (С) доступна только в пониженном (S) диапазоне демультипликатора. Включение этих передач идет через небольшое усилие, т.к. там установлена предохранительная пружина, которая исключает возможность случайного выбора одной из этих передач.
Переключение передач на ZF Ecomid
Переключение передач на ZF Ecosplit
Рекомендации по переключению передач
- Рычаг КПП следует перемещать плавно, без рывков и лишних усилий с разжатой рукой.
- Когда включаете передачу, удерживайте рычаг, пока синхронизатор выполнит переключение.
- Для того, чтобы переключиться с дорожки 3-4 на 5-6 и наоборот, нужно сделать короткий толчок в нужную сторону и потом плавно включить нужную передачу.
- Если автомобиль замедляется, передачи переключать в обратном порядке рекомендуется последовательно или максимум через две ступени.
- Двигаться автомобиль должен всегда при включенной передаче. Особенно это касается движения накатом на спуске.
- При переключении с высшего диапазона на низший скорость должна быть меньше 30 км/ч.
- Заднюю передачу включать только на стоящем автомобиле.
Технические характеристики
ZF 9S1310 Ecomid
- Количество передач — 9
- Крутящий момент – 1300 Нм.
- Передаточное отношение:
- 1-я – 9,48;
- 2-я – 6,58;
- 3-я – 4,68;
- 4-я – 3,48;
- 5-я – 2,62;
- 6-я – 1,89;
- 7-я – 1,35;
- 8-я – 1,00;
- 9-я – 0,75;
- задний ход – 8,97
- Новая – 380 тыс.руб.
- Восстановленная – 240 тыс.руб.
ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit
- Количество передач — 16
- Крутящий момент – 1850 Нм.
- Передаточное отношение:
- 1-я – 16,47;
- 2-я – 13,79;
- 3-я – 11,32;
- 4-я – 9,48;
- 5-я – 7,79;
- 6-я – 6,52;
- 7-я – 5,48;
- 8-я – 4,58;
- 9-я – 3,59;
- 10-я – 3,01;
- 11-я – 2,47;
- 12-я – 2,07;
- 13-я – 1,70;
- 14-я – 1,42;
- 15-я – 1,20;
- 16-я – 1,0;
- задний ход 1 – 15,42;
- задний ход 2 – 12,91;
Эксплуатация КПП ZF
Для продления срока службы коробки передач и получения заметной экономии топлива следуйте следующим рекомендациям.
- Старайтесь держать обороты двигателя всегда в среднем диапазоне для каждой передачи. Используйте наибольшую доступную передачу в каждом скоростном режиме.
- Всегда полностью выжимайте сцепление при переключении передачи, это предотвратить повышенный износ синхронизаторов КПП.
- КПП ZF, которые устанавливаются на грузовые автомобили Камаз оборудованы синхронизаторами, они позволяют переключать передачи быстро, без излишнего усилия и практически бесшумно. Нет необходимости двойного выжимания сцепления как при переходе с низших на высшие передачи, так и наоборот.
Техническое обслуживание и ремонт
Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.
Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.
Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG
Наименование организации
Адрес
Телефон/Факс
ООО «СИБМАП»
1 ул. Байкальская, 277А,
г. Иркутск, Россия
ООО «АвтомагистральСервис»
Стройбаза, база 4Б,
г. Набережные Челны, Россия
ООО «ZF Сервис Сибирь»
Новосибирская область, пос. Красный Восток, ул. Советская, 62А, Россия
ООО «СКИВ
Мастер Сервис»
Челябинская область, г. Миасс, ул. 60 лет Октября, 19, Россия
ул. Промышленная, 2, г. Аксай, Ростовская область, Россия
ООО «ВолгаСкан-
Центр»
г. Волжский, Волгоградская область, Россия
Торговый дом «Литер – НН»
Ореховская ул., 80, 603069,
Н. Новгород, Россия
ООО «Трак Сервис 36»
ул. Василия Петушкова, 3, 125373, Москва, Россия
ЦФ – Сервис на Мосгортрансе
ул. Матросская тишина, 1517, Москва, Россия
ООО
«ЦФ Руссия»
ул. Стрельбищенская, 1А,
Автодом Энергия ГмбХ
ул. Тимирязева, 68, Минск Республика Беларусь
ТОО «СВС-Транс»
ул. Майлина, 85, Алматы, Казахстан
Трак Центр Лтд.
ул. Чапаева, 1, Гостомель, Киевская область, Украина
Замена масла
Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный — ежегодно. Если автомобиль Камаз с коробкой ZF эксплуатируется на строительных площадках или в тяжелых погодных условиях, то замену масла рекомендуется производить через 45 тыс. км. пробега или через 1000 моточасов работ двигателя.
Периодичность замены масла
- Тяжелые условия эксплуатации:
- 02A — 1 год или 60 000 км.
- 02B, 02C, 02H — 1 год или 120 000 км.
- 02D, 02E, 02L — 2 года или 240 000 км.
- 02A — 1 год или 90 000 км
- 02B, 02C, 02H — 1 год или 160 000 км.
- 02D, 02E, 02L — 2 года или 300 000 км.
Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм. Залейте масло через маслозаливное отверстие до тех пор, пока уровень его не достигнет нижнего края отверстия или будет уже выливаться из него.
Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.
Проверка сцепления
Для того, чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, должно безупречно работать и сцепление. Для его проверки сделайте следующее:
- На холостых оборотах выжмите сцепление.
- Не позднее чем через 20 секунд медленно и аккуратно включите заднюю передачу.
Если при этом будет слышен скрежет, то сцепление нужно регулировать или полностью проверить его работоспособность.
Вентиляция КПП
Т.к. при движении автомобиля в коробке передач происходит нагрев масла, то внутри образуется повышенное давление. Для сброса излишнего давления вверху корпуса коробки есть специальный сапун. Периодически проверяйте его чистоту.
Заводская табличка
Заводская табличка расположена в верхней части корпуса коробки передач. Обычно от туда вам потребуется только три позиции: