Как правильно тормозить на мотоцикле
Перейти к содержимому

Как правильно тормозить на мотоцикле

  • автор:

Торможение на мото

Одним из главных навыков в управлении мотоциклом является правильное торможение. «Открутить газ» — много ума не надо, а вот умение правильно и вовремя оттормозиться может спасти жизнь вашу, и окружающих.

Торможение на эндуро

Об эффективности переднего и заднего тормоза

На асфальте всегда и во всех случаях основной тормоз – передний. Он наиболее эффективный как конструктивно, так и с точки зрения физики. Когда вы начинаете тормозить, мотоцикл как бы «клюет носом». Загружается переднее колесо. Его площадь контакта с асфальтом увеличивается. В то время как заднее может вообще оторваться от покрытия (стоппи), и тогда тормозить не будет вообще никак.

Это не значит, что задний тормоз не эффективен и пользоваться им не нужно. Отказываясь от него, вы теряете до 50% тормозного усилия. Два тормоза всегда будут эффективнее, чем один!

Обычное спокойное торможение

Во время езды на мотоцикле чаще всего экстренно тормозить нет надобности. Вы спокойно реагируете на предсказуемую дорожную обстановку, спокойно подъезжаете к светофору, либо сбрасываете скорость перед поворотом. В этом случае оптимально пользоваться следующим алгоритмом:

  • Начните торможение с заднего тормоза. Это приведет к сбрасыванию скорости и загрузке переднего колеса (улучшение его сцепления с асфальтом);
  • Плавно подключить передний тормоз для контролируемой остановки;
  • Выжимать сцепление уже при сильном замедлении, чтобы не терять тягу на заднем колесе (и следовательно – контроль над мотоциклом).

Все выше и нижеописанное касается торможения на асфальте или другом прочном ровном покрытии. О технике замедления и остановки для эндуро, на мокрой земле и в болоте, поговорим в другой раз.

Мотоциклы на мокрой дороге

Экстренное торможение

Мотоциклы в городском потоке – незаметны. Даже если вы едете днем на дальнем, все равно водители вас не видят. Лучше всегда ездить из расчета на то, что вы – невидимка.

Итак, что же делать, если перед вами внезапно возникло препятствие, а мотоцикл без ABS? Это может быть как совершающая маневр машина, так и пешеходы, выскочившие в неположенном (или даже положенном) месте:

  • Одновременно начинаете работать двумя тормозами – передним и задним. Не слушайте мифы о том, что нужно сначала начать с заднего, а потом дополнять передним. В те секунды, которые вы тратите только на задний тормоз, вы не используете половину тормозного потенциала мотоцикла;
  • Вам могут рассказать о торможении двигателем. Это тоже не работает в случае с экстренным торможением. До препятствия может оставаться несколько секунд, какое понижение передачи? Все ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы максимально снизить скорость, используя тормоза;
  • Не вздумайте даже пытаться увернуться от препятствия на зажатых тормозах – это приведет к 100% падению. Стратегия ухода от столкновения – максимально сбросить скорость, после отпустить тормоза и уйти в маневр;
  • Если препятствием оказались пешеходы – никаких маневров! Только торможение. Помните о том, что люди – резвые и прыгучие, и никто не даст гарантии, что они не прыгнут именно в вас в момент попытки их объехать.

Экстренное торможение

О мифе про «я положил мотоцикл»

Часто можно услышать фразу в стиле «я понял, что не успеваю оттормозиться, а потому положил мотоцикл». Она вся – вранье, от начала и до конца. В экстренной ситуации срабатывают исключительно рефлексы и инстинкт самосохранения. Никакого сознательного анализа про то, успеваете вы затормозить, или нет – и быть не может. Поэтому, чтобы рефлексы сработали правильно, необходимо экстренное торможение регулярно отрабатывать на площадке. Много раз.

Теперь о «положил мотоцикл». Любой байк тормозит лучше на двух колесах, со сцеплением резины с асфальтом, с использованием обоих тормозов – чем в неконтролируемом полете на боку, скользя пластиком и металлом по дороге, без какого-либо сцепления с покрытием.

  • Если падение произошло – вы и ваш мотоцикл влетите в препятствие на той скорости, на которой упали;
  • Если вы до последнего пытались тормозить – у вас есть шанс снизить скорость достаточно для последующего маневра и избегания столкновения, либо если увернуться не получится – вы столкнетесь с препятствием на минимальной скорости, ваши шансы на то, чтобы остаться в живых, и даже не покалечиться, возрастают в разы;
  • Если впереди пешеходы – летящий с той же скоростью на боку байк врезается им в ноги, что приводит к множественным переломам и сильнейшему удару головой об асфальт, с размаху, по большой амплитуде. Максимально сброшенная правильным торможением скорость даже если приведет к столкновению – то последствия будут гораздо менее серьезными, возможно – даже просто легким толчком.

Мотоциклы в повороте

Поэтому все, кто говорит о том, что «я понял, что не успеваю затормозить, и потому положил мотоцикл» — перестаньте врать и искать себе оправдания. Лучше запишитесь в хорошую мотошколу, где вас научат правильно тормозить.

Техника правильного торможения на мотоцикле

Даже райдеры со стажем иногда допускают ошибки — например, тормозят только переднее колесо. В этой статье мы раскроем физику торможения на мотоцикле и расскажем, как научиться грамотно оттормаживать — в том числе экстренно, на скользкой дороге и в поворотах.

Какие факторы влияют на торможение

  • Качество сцепления колёс с асфальтом. Чем лучше сцепление, тем устойчивее мотоцикл на дороге.
  • Пятно контакта — место соприкосновения колеса с поверхностью дороги. Чем оно больше, тем проще тормозить колесом.
  • Степень загруженности колеса. Чем она выше, тем легче тормозить.

Каким колесом тормозить?

Техника правильного торможения на мотоцикле

Примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. Поэтому тормозить стоит обоими тормозами. Снизить скорость также помогает переключение на понижающую передачу.

Дорожные, спортивные и другие мотоциклы с короткой базой и высоким центром тяжести лучше всего останавливаются передним колесом. А вот круизёры и чопперы имеют длинную базу и низкий центр тяжести. Это означает, что тормозить их лучше задним колесом, но это не отменяет ведущую роль переднего тормоза.

Поскольку тормоза на каждом мотоцикле работают индивидуально, нужно испытать их на свободной площадке — проверить силу нажатия и комбинацию обоих тормозов. Вы можете убедиться, что если резко нажать на передний тормоз, заднее колесо может оторваться от земли, и вы можете кувыркнуться вперёд. Если резко нажать на задний тормоз, мотоцикл будет заносить.

Чтобы затормозить, подожмите заднее колесо, пока мотоцикл не даст лёгкую просадку. Плавно, но уверенно зажмите рукоятку переднего тормоза. От того, насколько сильно вы нажмёте на ручку переднего тормоза, будет зависеть длина тормозного пути.

На что обратить внимание

  • Закрывайте газ до того, как тормозить — это предотвратит падение.
  • Нажимайте на рукоять переднего тормоза плавно, а затем постепенно увеличивайте усилие — это защитит от блокировки колеса и падения.
  • Держите пальцы на тормозе — это позволит избежать паники и нажимать на рычаг плавно, а не резко.
  • Не давите на руль — это усложняет работу тормоза и повышает риск «улететь» вперёд.
  • Выпрямите руки, как будто отталкиваете руль — это усилит сопротивление инерции и сместит центр тяжести на заднее колесо, что, в свою очередь, повысит контролируемость мотоцикла.

Экстренное торможение

Техника правильного торможения на мотоцикле

Даже опытные райдеры в критической ситуации могут забыть про задний тормоз — рука на автомате нажимает рукоятку переднего. В результате мотоцикл становится неконтролируемым и может упасть. Дело в том, что 90% нагрузки при резком торможении принимает на себя переднее колесо.

Если вы привыкли тормозить передним тормозом, постарайтесь делать так, чтобы в торможении участвовал и задний. Основная тормозная сила будет, как и раньше, приходиться на переднее колесо. Однако использование заднего тормоза позитивно скажется на поведении мотоцикла: его движение будет более стабильным и предсказуемым.

Алгоритм

  1. Плавно нажмите на задний тормоз.
  2. Переключите мотоцикл на понижающую передачу.
  3. Зажмите передний тормоз почти до полной блокировки колеса. Однако прочувствуйте усилие, чтобы не допустить блокировки.
  4. Снова переключитесь на понижающую передачу.

Торможение на скользкой дороге

Скользкая дорога не отменяет принципов торможения, но здесь есть нюансы. На мокром покрытии плохое сцепление, тормозная сила уменьшается. Смещение центра массы с одного колеса на другое несущественно, оба колеса имеют хороший контакт с дорогой. Это сказывается на тормозной дистанции, которая может увеличиться в 4—5 раз по сравнению с сухой трассой. Чтобы правильно остановиться, нужно больше работать задним тормозом.

Алгоритм

  1. Начните торможение с заднего колеса.
  2. Старайтесь выровнять мотоцикл.
  3. Стабилизируйте движение мотоцикла обоими тормозами.
  4. Выжимайте тормоз практически до блокировки колёс.

Нужно ли тормозить в поворотах

Не нужно — ни задним, ни передним тормозом. Это будет выводить мотоцикл из поворота и снижать его устойчивость. Скорость нужно снижать до начала поворота, а сам же поворот проходить с незначительным ускорением.

Чтобы правильно тормозить на мотоцикле, нужна тренировка. Технику лучше отрабатывать на пустой площадке. Универсальной методики, которая подойдёт всем мотоциклистам, нет — её нужно вычислять опытным путём. По возможности приобретайте байк с антиблокировочной тормозной системой (ABS) — она позволяет тормозить намного проще и безопаснее.

Техника правильного торможения на мотоцикле

По статистике, 85% ДТП с участием мотоциклов происходят из-за ошибок торможения: или слишком резкого (до блокировки колес), или слишком позднего (и не успевают остановиться), или неправильного (слишком сильно или слабо используют передние или задние тормоза, неправильно распределяя нагрузку между ними). Поэтому первое, что должен освоить каждый, кто садится на мотоцикл — это техника правильного торможения.

Важно: мы подготовили большую и подробную статью, но новичкам не стоит пугаться — на практике тормозить несложно. А наша инструкция раскрывает все тонкости с теоретической стороны, а также описывает нюансы торможения в разных ситуациях.

Что влияет на торможение

Скорость и длина тормозного пути

Есть распространенная мото-«константа»: со скорости в 100 км/ч тормозной путь составляет чуть менее 50 м по сухому покрытию без потери управляемости, а нормальная потеря скорости — около 16 км/ч в секунду. В мото-тестах многих байков тормозной путь составляет даже меньше — 37-43 м.

Правда, это приблизительные величины — на практике будут большое значение иметь сопутствующие факторы (от состояния тормозных дисков до веса байка и до типа поверхности), а также правильность действий и скорость реакции водителя. Поэтому в реальных условиях полная остановка со 100 км/ч может растянуться до 60-70 м, и занять не меньше 6 секунд, учитывая только торможение — без времени на оценку ситуации и принятие решения.

Экипировка

За рулем мотоцикла можно промокнуть и замерзнуть, и из-за этого ухудшится и реакция, и моторика: пальцы могут сложнее сгибаться или проскальзывать (если рука без перчатки). А значит — можно либо не успеть нажать на тормоз, либо неправильно рассчитать усилие. Поэтому экипировку обязательно надо выбирать по погоде — чтобы она была достаточно теплой и защищала от дождя.

Каким колесом тормозить

При езде по прямой сухой и ровной (без уклона) дороге работаем обоими тормозами, но по-разному распределяя усилие. Когда мотоцикл тормозит, центр тяжести по инерции смещается на переднее колесо, сильнее прижимая его к поверхности. Заднее колесо — наоборот: разгружается. Поэтому при торможении больше работать приходится именно с передним тормозом — на него приходится около 70% усилий. А во многих случаях затормозить можно только ним, не подключая задний.

Состояние покрышек

Тоже может повлиять на длину тормозного пути. Сцепление с дорогой (а значит, и торможение) ухудшают следующие факторы:

  • изношенный протектор;
  • неподходящий протектор (например, если выехать на кроссовой резине на асфальт);
  • слишком твердая (из-за неправильного хранения, холодной температуры на улице или просто из-за характеристик этой модели) резина;
  • непрогретые или наоборот перегретые шины;
  • слишком низкое или слишком высокое давление.

Вывод простой: подбирайте хорошие покрышки, предназначенные для той поверхности, где вы ездите, и следите за их состоянием.

Есть ли у мотоцикла ABS

ABS (или антиблокировочная система) срабатывает при резком торможении, и не дает заблокировать колеса. Она имеет датчик, который следит за давлением тормозной жидкости, и при резком увеличении (когда водитель резко жмет на тормоза) сбрасывает давление, позволяя колесу крутиться дальше. Происходит это не разово, а частыми циклами, до 10 раз в секунду. Водитель ощущает это, как короткие частые толчки в руль. Тормоза при этом «пульсируют»: с такой же частотой сжимаются и разжимаются.

Чем отличается торможение с ABS и без него:

  • если ABS сработает — тормозной путь сократится, а само торможение будет более безопасным, поскольку без ABS в такой ситуации (при резком нажатии на тормоз и блокировке колес) байк, скорее всего, уже лег бы на бок;
  • если ABS не сработает — значит, вы тормозите правильно (не зажали тормоз слишком резко), и вы не заметите разницы.

Так что антиблокировочная система — это своего рода страховка, которая не позволит упасть при экстренном торможении.

Усилие на рычаг тормоза

На то, насколько сильно тормозной диск зажмет колесо, влияет усилие, с которым вы сожмете рычаг на руле. Идеальное нажатие — точно дозированное и плавное.

Этот пункт нужно только накатывать на практике , и желательно делать это в тестовом режиме. Выберите пустой кусок дороги и покатайтесь по нему на разной скорости, тренируя торможение. Так вы поймете, насколько сильно и резко надо нажимать на рычаг, чтобы остановить или замедлить байк с разной скорости.

Прочие нюансы

  • Пальцы на рычаге тормоза (держать или нет?). Держать нужно всегда, на любой скорости и на любой дороге, особенно в плотном потоке. Это даст вам дополнительные мгновения (а лишние 0.5 с — это

  • Количество пальцев на рычаге тормоза. Обычно советуют держать 2 пальца, и для большинства водителей это подходит. Если такое положение вам кажется неудобным — попробуйте наклонить рычаг тормоза пониже.
  • Закрытие газа. Важный нюанс: в любой ситуации при торможении сначала закрываем газ, потом тормозим — иначе высок риск упасть.
  • Состояние тормозной системы мотоцикла. Естественно, должно быть идеальным и регулярно проверяться.
  • Правильная оценка ситуации (поверхности дороги, плотности потока, видимости) и адекватный выбор скорости под нее. Тут все логично: не газуем резко и не ездим быстро там, где высок шанс встретить препятствие (от пешехода до большой ямы), и правильно подбираем дистанцию до следующего ТС. Такие нюансы можно научиться определять только с практикой, поэтому пока не накатаете ее — лучше ездить медленно.

Блокировка колеса: как это работает и что делать, если она сработала

Слишком резкое и сильное нажатие тормоза приведет к блокировке колеса: оно не будет крутиться. Это особенно опасно для переднего колеса, потому что полностью теряется управляемость, а почувствовать блокировку можно не сразу (если попробуете повернуть руль, или если изменится дорожное покрытие). Если это произошло на маленькой скорости — вы в лучшем случае резко остановитесь с клевком вперед. Если блокировка произойдет на средней или большой скорости, и если быстро не исправить ситуацию — то мотоцикл либо просто упадет, или «перебросит» водителя через руль.

Что делать, если колесо все-таки заблокировалось:

  • переднее — немедленно отпускаем передний тормоз, и плавнее нажимаем его снова;
  • заднее — либо оставляем заблокированным, либо плавно отпускаем; резко отпускать задний тормоз на заблокированном заднем колесе нельзя, иначе вы упадете с байка.

Ошибки начинающих

«Задние тормоза не нужны». Такой вредный совет нередко можно услышать и от самих владельцев мотоциклов, и даже от инструкторов в мотошколах. Естественно, что это не так: задние тормоза нужны, просто пользоваться ими нужно в паре с передними.

Торможение с подруливанием. Частая ситуация: перед нами возникает какое-то препятствие, мы начинаем тормозить, но если не успеваем — начинаем выворачивать руль. И это неправильно: любой маневр с зажатым тормозом сильно повышает риск упасть. Поэтому либо тормозим, либо маневрируем. Если нужно делать и то, и другое — научитесь отжимать тормоза, когда будете поворачивать руль.

Проезд на желтый свет. За рулем автомобиля это распространенная практика: если красный еще не загорелся, то можно проскочить. На байке этого делать нельзя, потому что экстренное торможение для мотоциклиста более опасно.

Особенности торможения в разных условиях

«Обычное» торможение

Идеальные условия — байк стоит вертикально (не наклонен, не в повороте), покрытие сухое, маневрировать не нужно (ям впереди нет), и есть запас дистанции.

  1. Закрываем газ. Если газ будет открыт, сцепление не выжато, и вы нажмете на тормоз — байк упадет. Поскольку газ и передний тормоз управляются одной рукой — проще всего действовать так: кисть двигается от себя и закрывает газ, пальцы одновременно сжимаются на рычаге тормоза.
  2. Плавно начинаем нажимать передний тормоз. Очень желательно научиться чувствовать, как загружается переднее колесо, и как центр тяжести начинает смещаться вперед.
  3. Одновременно начинаем слегка отклоняться назад, чтобы «оттянуть» центр тяжести и увеличить нагрузку на заднее колесо.
  4. Одновременно нажимаем на задний тормоз. Усилие даем примерно в 2 раза слабее, чем на передний тормоз. Задний тормоз в таких условиях работает как стабилизатор — его можно сравнить с оперением у дротика, который летит в мишень.
  5. Со снижением скорости снижаем передачи.

В поворотах

Колеса автомобилей при любом угле поворота находятся на поверхности с одинаковым пятном сцепления, поэтому в поворотах притормаживать можно без проблем (даже на большой скорости управление можно удержать).

А вот колеса мотоцикла в повороте имеют худшее сцепление с поверхностью, чем в ровном положении. Как результат — при торможении колеса могут соскальзывать, наклон — увеличиваться, и в результате байк упадет на бок.

На маленькой скорости, с легким наклоном мотоцикла и с плавным нажатием тормоза этого может не случится — поэтому в таких условиях тормозить можно. Использовать для этого нужно в большей мере передний тормоз, поскольку переднее колесо в повороте сильно нагружено. Но нажимать рычаг обязательно нужно плавно.

Еще влиять на торможение в повороте можно, используя:

  • газ — если добавить, мотоцикл будет выпрямляться, если сбросить — наклоняться сильнее;
  • радиус поворота — чем он меньше (чем сильнее повернуто переднее колесо в сторону поворота) — тем выше центробежная сила, тем меньше угол наклона байка к земле, и тем выше шанс не упасть.

На разметке, бетоне или гудроне

Гудрон (особенно свежий), бетон и дорожная разметка — поверхности скользкие даже в сухом виде, поэтому при торможении даже с нормальной резиной колесо на них может «вести». Поэтому такие участки (особенно если разметка толстая, или после дождя) лучше пересекать на ровном газу. Сюда же можно добавить и опавшие листья, просмоленные швы, светоотражатели на покрытии, металлические крышки канализационных люков и просто «отполированные» колесами автомобилей участки дороги.

На скользком асфальте

На скользкой дороге обязательно ездим медленно, держим увеличенную (по сравнению с «сухой» ездой) дистанцию, потому что тормозной путь будет длиннее в 2-5 раз, и избегаем наклона байка, даже небольшого. В остальном правила торможения те же, что и на сухом асфальте, только соблюдать их нужно с утроенным рвением. Из особенностей — нужно осторожнее проезжать перекрестки и последние десятки метров до них, потому что после дождя на этих участках может образовываться масляная пленка.

На песке

Песок может попасться на обочинах и грунтовках, поэтому мы добавили такой пункт.

Чем глубже песок — тем проще на нем затормозить. Самая эффективная техника такая: отпускаем газ, начинаем тормозить двигателем, и аккуратно помогаем задним тормозом. На очень глубоком песке заднее колесо можно вообще заблокировать — так оно нагребет под собой кучу, и за счет этого затормозит еще быстрее.

На уклоне

При спуске с горки нельзя держать зажатыми тормоза — нужно периодически плавно нажимать задний тормоз, не давая байку разогнаться, и тормозить двигателем (переходить на низкую передачу, вплоть до первой).

При езде с пассажиром

Отличия от езды в одиночку:

  • увеличивается общая масса ТС, а значит и инерция, и тормозной путь;
  • тормоза будут «вести» себя иначе: передний тормоз будет блокировать колесо намного быстрее, а задний — наоборот, будет тормозить хуже;
  • центр тяжести может сместиться.

Главное правило торможения — сильнее давите на задний тормоз, и очень аккуратно работайте с передним. Очень желательно сначала провести тест-драйв на маленькой скорости на пустом участке, чтобы понять, насколько сильно теперь нужно жать на тормоза.

Экстренно

Схема почти такая же, как и при «обычном» торможении, только больше внимания надо уделять положению тела в седле:

  1. Закрываем газ.
  2. По возможности выравниваем байк, если были в наклоне или повороте.
  3. Плавно, но быстро жмем задний тормоз.
  4. Выпрямляем руки (но не полностью: угол в локте должен оставаться, чтобы в случае клевка вперед не травмировать сустав) и откидываемся назад, чтобы сильнее прижать к дороге заднее колесо, и не перелететь через руль при нажатии на передний тормоз. Корпус должен оставаться скругленным в верхней части.
  5. Плавно жмем передний тормоз. Если есть АБС — можно делать это сильнее, меньше переживая за блокировку.
  6. Если остается время — сбрасываем передачи по мере снижения скорости.

«Укладывание» мотоцикла

Упавший мотоцикл проедет на боку намного дальше, чем тормозящий байк на колесах – потому что пластик и металл корпуса будут тормозить неконтролируемо, только за счет трения о поверхность. Поэтому «класть» мотоцикл перед препятствием — точно нельзя. И на практике это почти нереально сделать намеренно из-за инстинкта самосохранения.

Торможение двигателем

Тормоз останавливает мотоцикл, сжимая колесо и замедляя его вращение до полной остановки. Торможение двигателем работает иначе: мотор просто начинает крутиться медленнее, и мотоцикл будет останавливаться по инерции. Остановка только таким способом растянется надолго, поэтому торможение двигателем надо использовать как дополнение к «обычным» тормозам, и для более быстрого сброса скорости.

Что надо делать: отпускаем газ, чувствуем небольшой рывок вперед, и включаем передачу ниже. Двигатель может взреветь из-за повышения оборотов, но это нормально. После сбрасывания передачи скорость снизится одним импульсом.

Лучше всего такая техника подходит, если есть большой запас дистанции, и тормозить можно плавно. Например — если метров за 500 мигает зеленый сигнал светофора. Но если наработать опыт и понимать, насколько быстро и сильно сбрасывается скорость при снижении передачи — применять торможение двигателем можно и на небольших дистанциях, в помощь к «обычным» тормозам.

6 вопросов о торможении на мотоцикле: легко запомнить, важно знать

6 вопросов о торможении на мотоцикле: легко запомнить, важно знать

Сразу заметим, что знать недостаточно – важно приобрести правильные рефлексы. Что приятно, заучивать разные моменты техник можно по отдельности.

Подумайте, как бы вы ответили на следующие вопросы:

Какой тормоз нажимать сильнее,

В какой момент выжимать сцепление,

Как тормозить экстренно,

Как тормозить в повороте,

Как научиться чувствовать предел, за которым начинается занос,

Что меняется в мокрую погоду.

А теперь читаем правильные ответы по версии портала Begin Motorcycling.

Какой тормоз нажимать сильнее?

Рычаг переднего тормоза надо нажимать раньше и сильнее, чем заднего. Часть мотоциклистов избегают им пользоваться, опасаясь опрокидывания. Однако на деле передний тормоз более безопасен и работает эффективнее. В момент торможения переднее колесо нагружается сильнее, поэтому его контакт с асфальтом улучшается. Заднее колесо, напротив, теряет сцепление, поэтому задействовать его надо осторожнее.

В какой момент выжимать сцепление?

Чем позже, тем лучше. Сохраняя связь двигателя с задним колесом, вы уменьшаете риск, что заднее колесо перестанет вращаться и мотоцикл сорвется в юз.

Сразу перед остановкой мотоцикла сцепление надо выжать, чтобы мотор не заглох.

Как тормозить экстренно?

Не пытайтесь сигналить и повернуть одновременно с торможением. Если одновременно тормозить и маневрировать, риск опрокинуться резко повышается. А попытка сигналить займет руки в то время, когда вам нужны все силы, чтобы удержать мотоцикл под контролем.

Нажимайте на ручки тормоза плавно, чтобы не сорваться в занос.

Используйте торможение двигателем, чтобы быстрее погасить инерцию байка.

Как тормозить в повороте?

В повороте лучше не тормозить, потому что в этот момент риск срыва в занос максимален. Но если приходится, используйте торможение двигателем и ооочень осторожно – задний тормоз.

Как научиться чувствовать предел, за которым начинается занос?

Нажимайте на рычаги тормоза плавно, чтобы почувствовать момент, когда колеса начинают проскальзывать. Почувствовав этот момент, отпускайте рычаги и снова плавно нажимайте. Так можно запомнить усилие, которое можно применять на разных видах дорожного покрытия.

Что меняется в мокрую погоду?

По большому счету, все правила остаются в силе. Только тормозить надо c меньшим усилием, активнее использовать торможение двигателем и меньше — передний тормоз. Опять же, технику важно тренировать, чтобы в нужный момент все сделать правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *