Выбираем машину: определяем состояние автомобиля по салону

Всем привет. Если вы нашли этот сайт и читаете эту статью, значит вас, как минимум, интересует вопрос покупки автомобиля, точнее то, как определить состояние автомобиля и не «попасть на деньги» при покупке подержанного авто. Все вы знаете о том, что покупка авто — ответственный и весьма важный шаг, поэтому распыляться об этом я не буду. Вместо этого предлагаю сразу перейти к ТОП-5 признакам автомобильного салона, которые расскажут о состоянии автомобиля в целом.
Наверное, вы сейчас удивлены? Почему салон, а не двигатель, или коробка, или еще какая-нибудь часть машины? В процессе чтения вы все поймете, я буду вас вводить в курс постепенно.
Итак, определяем состояние машины по салону — ТОП-5 признаков

- Чистота и опрятность. Первое, на что следует обратить внимание — чистота салона. Безусловно, перед продажей его можно почистить или прибрать, для придания презентабельного вида, однако есть нюансы, по которым и это можно понять. К примеру, нередко после химчистки на резиновых деталях остаются белые мыльные разводы, салон весь будет сильно пахнуть чистящими средствами или казаться неестественно чистым как на свои года. Короче говоря, чистый салон — признак опрятности и ответственности хозяина автомобиля, человек, который ухаживает за своим автомобилем вызывает уважение и вряд ли будет халатно относиться к остальным частям своего авто.

- Изношенность салона. Если одометр показывает «смешной» пробег, при этом салон порядком потертый, сидения достаточно затерты, скорее всего вас хотят «надуть», а пробег скручен, причем теми, кто даже не догадывается о том, что состояние авто можно определить по салону или отдельных его частях. Сядьте на водительское сидение и попытайтесь оценить его состояние, практически в любой машине именно водительское сидение будет изношено больше всего. Сравните два сидения — водительское и пассажирское сначала визуально, а после просто сравните как вам сидится в том и другом. Пассажирское будет менее изношенным, поэтому в нем может быть удобнее, оно может выглядеть более новым, это позволит вам понять сколько реально «пробежал» этот автомобиль. Если сидения кожаные, то оценить состояние будет еще проще. Нередко на сидения одевают автомобильные чехлы, они, как правило, позволяют избежать загрязнений, однако не защищают от износа и «просиженности», так что в любом случае понять состояние автомобиля по салону, точнее по сидениях, вы сможете. Если сидения в чехлах на момент продажи попросите их снять, если вам отказали, смело прощайтесь с таким продавцом!

- Руль. По рулевому колесу на самом деле можно очень много сказать об автомобиле. Все, как правило, довольно просто — если руль потерт порядком, скорее всего машина не новая, если авто в годах, а руль как новый — вас пытаются обмануть, а руль скорее всего, либо восстановлен, либо перетянут кожей, либо просто заменен. Если машина новая, а руль «убитый», знайте, машина с большим пробегом, ее очень часто и интенсивно эксплуатировали, если пробег говорит об обратном, скорее всего пробег корректировали.

- Состояние педалей. Возьмите фонарик (есть почти в любом мобильном) и осмотрите педали и резиновые накладки. Если рисунок на педалях сильно стерся (обычно по углам) — авто проехало не менее 50-70 тыс. км., проверьте соответствует ли пробег этим педалям. Если педали как новые, а пробег большой — хозяин, скорее всего, их менял, угадайте с какой целью.

- Двери и замки. Двери должны закрываться без каких-либо усилий, а работа замков должна быть четкой без заеданий и посторонних звуков. Если дверь закрывается с трудом или неплотно, или еще хуже — не вровень с кузовом или имеет неодинаковый зазор — машина рихтовалась или после ДТП менялась дверь целиком. Также заедать и плохо закрываться двери могут по другой причине — естественный износ, который наступает, как правило, после 100-150 тыс. км. пробега.
Салон автомобиля — далеко не самое главное в автомобиле, однако по состоянию салона можно очень много рассказать о хозяине этого авто. Если салон неопрятный и грязный, а все что в салоне имеет страшный изношенный вид — хозяин, скорее всего, неряха, и кто его знает, если он так относится к салону, то где гарантия, что мотор, коробка и кузов не в таком же состоянии. И если салон можно хоть как-то спасти, хоть и не бесплатно, то в вопросе с силовым агрегатом и прочими дорогостоящими узлами вы можете «попасть» на приличные деньги.
У меня все. Спасибо за внимание и за то, что дочитали до конца. Если вам известны другие признаки в салоне авто, по которым можно определить состояние машины, не стесняйтесь, делитесь ими, используя форму комментариев, буду вам очень признателен. Пока!
Пошаговый гид: как определить марку автомобиля по салону
Определить марку автомобиля по салону может быть полезно из многих причин: от определения класса автомобиля и его назначения до выбора запчастей. Ниже приведён пошаговый гид, который поможет вам определить марку автомобиля по салону.
Шаг 1. Определите пропорции автомобильного салона
Пропорции автомобильного салона — это соотношения между длиной, шириной и высотой салона. Чтобы определить эти пропорции, изучите общий вид салона автомобиля.
Шаг 2. Определите материалы отделки
Материалы отделки салона могут сильно варьироваться от марки к марке автомобиля. Примеры популярных материалов отделки включают в себя кожу, алькантару и текстиль.
Шаг 3. Определите расположение руля
Расположение руля может также помочь в определении марки автомобиля. Некоторые марки автомобилей используют левостороннее расположение руля, в то время как другие — правостороннее.
Шаг 4. Определите месторасположение элементов управления и приборов
Место расположения элементов управления и приборов также может помочь в определении марки автомобиля. Некоторые марки автомобилей используют более традиционные расположения, в то время как другие используют более инновационные.
Шаг 5. Определите функциональные и эргономические особенности
Функциональные и эргономические особенности автомобильного салона могут также помочь в определении марки автомобиля. Некоторые марки автомобилей сконцентрированы на эргономике и удобстве, в то время как другие — на внешней функциональности.
Шаг 6. Сравните полученную информацию с характеристиками различных марок автомобилей
Сравните полученную информацию с характеристиками различных марок автомобилей. Сравнение определенных признаков может помочь узнать марку автомобиля.
В заключении, определение марки автомобиля по салону может быть сложной задачей, но следуя вышеуказанным шагам, вы можете значительно упростить эту задачу.
Как проверить салон машины перед покупкой, чтобы не взять «кота в мешке»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Беглый взгляд на салон

Если для хозяина дома лицом является чистота, порядок и уют внутри жилища, то для автовладельца – это безупречное состояние салона его автомобиля. Некоторые водители настолько трепетно относятся к своим ТС, что по внешним признакам бывает сложно определить возраст машины даже спустя 200 000 км пробега.
К счастью, или к сожалению, это огромная редкость, присущая в основном европейцам. В России же, заглянув в салон рядового седана, можно с уверенностью сказать и о пробеге, и о самом хозяине, что немаловажно при выборе.
Если владелец авто небрежно относится к салону, возможно, скрытые проблемы могут находиться и в других неожиданных местах – например, в двигателе.
Поэтому в первую очередь проверяем салон на ухоженность. Он не обязательно должен быть в идеальном состоянии, особенно если автомобилю 7-10 лет. Внимательный автовладелец всегда следит за состоянием накладок на пороги. Он, скорее всего, поменял обветшалые резиновые уплотнители дверей, да и сам пластик в хорошем состоянии – возможно, его периодически обрабатывали специальными средствами по уходу.

Обязательно обратите внимание на состояние руля и ручки переключения передач, ведь вместе они смогут о многом рассказать. Проследите, чтобы у кожаного руля строчка была идеально ровной, заводской. Если это не так, значит, руль перешивался – соответственно, пробег у автомобиля должен быть достаточно большим. Сравните показания со спидометром.
То же самое отражает и ручка КПП. Она сильно потёрта, руль перешит, а пробег небольшой? От покупки такого автомобиля лучше отказаться. Все детали внутри салона должны иметь приблизительно одинаковый износ. Если же одни элементы имеют серьёзные потёртости, а другие выглядят, как новые, это говорит об очень длительной эксплуатации машины, несмотря на показания одометра.
Но вам может повезти попасть в автомобиль заботливого водителя. Вы почувствуете это сразу, и это большой плюс в сторону совершения покупки. Но иногда кажущаяся забота может скрывать за собой другие, существенные изъяны как со стороны кузова, так и двигателя, коробки передач и так далее.
2. Общие правила проведения осмотра салона автомобиля

Ещё неизвестно, что хуже – купить автомобиль с плохим кузовом или с плохим салоном. Хотя и то и другое – не очень. Иногда качество салона может указывать и на явные проблемы в других местах ввиду серьёзного пробега, скрытого от глаз покупателя.
Именно поэтому к осмотру автомобиля следует тщательно подготовиться:
Следите за реакцией владельца на каждое своё действие при осмотре салона. Начинает нервничать – значит, проблемное место где-то рядом. Отвлекает разговорами, торопит и старается всячески помешать осмотру – возможно, весь автомобиль в целом проблемный. Присмотритесь к нему повнимательнее или откажитесь от покупки, выбрав для осмотра другую машину.
3. На чём остановиться более подробно при осмотре салона

Пришло время проверить понравившийся вам автомобиль по-настоящему.
Запах. Вообще-то на это следует обратить внимание сразу, не приступая к предварительному осмотру. В автомобиле не должно быть резких ароматов, которые могут быть попыткой продавца скрыть серьёзный недостаток своего ТС – утопление. Бывшие «утопленники» хоть и не так часто, но всплывают на вторичном рынке, и попасть на одного из них рискует каждый из нас.
И именно правильный осмотр салона позволит не совершить роковой покупки. Закройте все окна, заведите автомобиль и поставьте печку на максимум. Подождите десять минут и обратите внимание на стёкла. Запотели, несмотря на сухую погоду за окном? С автомобилем явно что-то не так.
Стоит внимательно осмотреть шасси сидений, болты креплений которых должны быть абсолютно сухими – значит с автомобилем всё в порядке, и, возможно, виновата недавняя обильная мойка салона и забитый салонный фильтр. Если же там всё ржавое, и при этом запах в салоне настораживает, в 90 процентах случаев перед вами «утопленник». От покупки отказываемся.
В случае, когда с первым пунктом всё в порядке, следующим важным шагом будет подключиться к программе диагностики и проверить работоспособность мультимедиа и других систем безопасности и комфорта. Проверять всё вручную будет долго, и не всегда можно выявить назревающую проблему – например, связанную с неисправностью круиз-контроля.

После диагностики можно понажимать на кнопки и проверить их работоспособность на руле, на картах дверей, на торпеде и консоли. Иногда покупатели не уделяют должного внимания проверке кнопок, а ведь ремонт каждой из них может стоить до трёх 3 тыс. рублей и даже больше в зависимости от модели авто и сложности работы.
Потом загляните вниз и осмотрите видимые части проводки на предмет вмешательства извне. Если с проводкой что-то делали, её состояние будет резко отличаться от заводского, и это плохой знак. Либо у автомобиля слишком большой пробег (порядка 300 000 км), либо он побывал в серьёзном ДТП. Иногда горе-мастера перебирают проводку так, что она попадает под педаль тормоза, трётся и со временем коротит, а это чревато пожаром.
Убедитесь, что с проводкой всё в порядке, и переходите к ремням безопасности. В самом низу найдите бирку и сравните годы выпуска со значениями дат на стёклах. Они не должны отличаться, или отличия должны быть с минимальным разбросом.
Теперь оттяните ремень и отпустите, сопровождая его рукой. Если ход ремня плавный и приятный, то всё в порядке. Отстрелянный же ремень будет вести себя более жёстко, издавая противные звуки, и это может означать только одно – участие автомобиля в ДТП.

Следующий шаг – осмотр обивки сидений, особенно кожаных накладок, если таковые имеются. Их замена из-за потёртости означает пробег более 150 тыс. км. Сравните текстуру кожаных элементов салона, на всех сиденьях она должна быть одинакова. Если кожа перешита в нескольких местах, есть смысл спросить продавца, почему на автомобиле с таким маленьким пробегом такое серьёзное вмешательство по салону.
А вот продавленные сиденья говорят о том, что водитель на этом автомобиле проехал как минимум 250 тыс. км. Если при этом на одометре высвечивается всего 70-90 тыс., знайте – вас очень непрофессионально «разводят» на деньги.
Потёртость ткани – также признак большого пробега или крайне небрежного отношения к автомобилю, что часто бывает у владельцев домашних животных. Какие ещё огрехи можно встретить в автомобиле, по которому бегали бурундуки или собаки, можно только гадать, но от такого автомобиля лучше отказаться.
При покупке салона автомобиля нужно обращать внимание не только на салон, но и на возможную вибрацию во время тест-драйва.
Не спрятаться, не скрыться: как определить пробег по состоянию салона

Все мы прекрасно знаем, что большинство автомобилей на вторичном рынке продают на редкость замечательными: в ДТП они не были, масло не едят, все ТО проходили всегда вовремя, пробеги минимальные… Вот только жаль, что подавляющая часть заявлений оказывается даже не искренним заблуждением продавца, а его наглым враньём. Хорошо, что есть способы хотя бы часть обмана распознать исключительно с помощью собственных глаз и внимания.
Почему салон?
М ы с вами уже смотрели, как правильно искать следы повреждений на кузове своей потенциальной покупки. Само собой, не каждая пробежная машина будет насквозь ржавая или со всех сторон битая. Бывает, что автомобилю повезло, и внешне он сохранился неплохо. Но при таком раскладе у некоторых продавцов (чаще — “перекупов”) возникает желание “отмотать” пробег. О том, как это делается, и какими способами распознаётся — расскажем как-нибудь отдельно. Сегодня будем смотреть исключительно салон: как раз по его состоянию и можно с высокой степенью вероятности отличить двухсоттысячный пробег от пятидесятитысячного, а иногда и понять, что машина была в крупном ДТП.
А ещё важнее определить, какой перед вами стоит продавец. Если он вам с честными и добрыми глазами Папы Римского пытается впарить машину со скрученным вдвое (а чаще — втрое) пробегом, то верить ему нельзя никак. Никто не даст гарантию, что мотор не развалится через первую тысячу километров, а в редуктор заднего моста не забит килограмм древесных опилок для временного устранения его гула. Так что определение пробега по салону нужно не только для попытки скинуть цену, но и для хотя бы приблизительной оценки общего состояния автомобиля.
Отмечу, что точно определить пробег по состоянию салона в любом случае невозможно. А вот понять, что вас пытаются обмануть — вполне. И, конечно же, у всех марок есть существенные отличия в материалах интерьера. И салон Мерседеса в кузове W210 с пробегом 250 тысяч чаще всего выглядит не хуже салона Chery M11 с пробегом в 100 тысяч километров. Отличаться может всё: качество пластика, ткани или кожи сидений, состояние обода руля и дверных ручек. Поэтому прежде чем смотреть конкретный автомобиль, поинтересуйтесь, что у него может быть не так. Почитайте отзывы и блоги владельцев, почитайте наши обзоры бэушных машин. Бывает, что салон — это последнее, что выдаст настоящий пробег.
Впрочем, давайте смотреть по порядку.
Руль и приборная панель
Первый показатель большого пробега — рулевое колесо. Ну, тут всё просто: чем больше оно изношено, тем больше пробег. И опять же учитываем особенности модели. Например, тут светлый кожаный руль автомобиля Volvo S80 II. Пробег — всего 113 тысяч, а выглядит он, мягко выражаясь, непрезентабельно. Может, пробег скручен? Необязательно. Загуглите «руль Volvo S80» — и увидите массу историй и сообщений на форумах, где люди дивятся, как это руль умудрился так быстро облезть, и что с этим делать. Обычно, кстати, кожу просто перекрашивают. Но мы отвлеклись.

Вторая баранка — Ford Focus l. У этой машины пробег 229 тысяч миль, что в километрах — 366 тысяч. И тут скотское состояние руля вполне адекватно адскому пробегу.
Что же, частенько кожа действительно сдаётся раньше не самого дорогого пластика. И в любом случае, таких рулей у машин с пробегом 50-70 тысяч не бывает. Для уверенности посмотрите на селектор АКПП или рычаг «механики». Если он отполирован руками не меньше рулевого колеса, то поводы для сомнения совсем не беспочвенны.


Кроме того, обратите внимание, как стоит руль при прямолинейном движении. Отклонение на несколько градусов можно объяснить по-разному. Во-первых, заменой наконечников рулевых тяг, самих тяг или ремонтом рулевой рейки. Причём в не самом лучшем сервисе. Но даже на не самых надёжных автомобилях такая работа редко требуется при пробегах до 80-100 тысяч. Во-вторых, возможно, что снимали сам руль. А делают это частенько после выстрела подушки безопасности при ДТП. Руль обязательно должен стоять ровно, других вариантов быть не может.
Теперь оцениваем состояние надписей на кнопках мультируля. На машинах с небольшим пробегом даже небольшие признаки истирания недопустимы.

Смотрим на подрулевые переключатели. Тут тоже следует оценить состояние надписей. В первую очередь — степень их затёртости там, где их касаются пальцами. Затем обратите внимание на рифления, если они есть (обычно на поворотных элементах на торцах переключателей — конечно, такие есть не на всех машинах, но на многих они встречаются). Сильно “отполированные” грани должны насторожить. И, наконец, посмотрите, не меняли ли эти переключатели. Возраст пластика редко можно адекватно оценить, но вот если при сравнении правого и левого переключателей становится очевидным, что один из них новее, то есть повод призадуматься.

Таких автомобилей, где приходится при малых пробегах менять переключатели, сейчас уже нет. То есть, пробег у машины явно очень большой, даже если владелец говорит что-то о силовом токе, отсутствии разгрузочных реле и слабом месте конкретного автомобиля. Да, была такая проблема, например, у первых Нексий или у Chrysler PT Cruiser. Но при пробегах сильно за сто тысяч.
Теперь смотрим на приборную панель. Тут, собственно, интерес один: а не снимали ли её? Например, чтобы скинуть тот же самый пробег. При маленьких пробегах приборку не снимают — незачем. При больших такое понадобится, например, для замены тросика спидометра. Если на винтах, крепящих панель, есть следы от отвёртки — у вас есть ещё один повод для сомнений.

Двери и центральная панель
Начнём с дверей. Тут наиболее “говорящая” деталь — ручки и подлокотники. Так как пластик не бывает идеально гладким, то его фактуру всегда можно проверить на ощупь. И если на подлокотниках есть места, где фактура пропадает, то это значит, что тут часто лежала рука человека. Скорее всего, много десятков тысяч она там лежала. То же самое и с дверными ручками: попробуйте открыть дверь и посмотрите, куда ложатся ваши пальцы. А теперь оцените пластик в этом месте с окружающим. Заметен износ — пробег большой. На свежих машинах этот износ заметить практически невозможно.


На некоторых машинах в районе ручек есть тканевые вставки. Если “перекуп” даже не поленится заменить ручки, то вставки обычно не меняют. И если рассматриваемая вами бюджетная машина двух- или трёхлетняя, а ткань сильно затёрта, то есть вероятность, что она провела молодость в такси (особенно если это, например, Renault Logan).
Теперь смотрим на винты в дверях, крепящих обшивку. При небольшом пробеге их никто трогать не должен. При большом, может, и трогали: ремонтировали или меняли замки или механизмы стеклоподъёмников. Обычно винты закрыты пластиковыми мягкими заглушками. В хороших сервисах их удаляют пластиковыми съёмниками, в обычных — железными отвёртками. И тогда есть следы не только на винтах, но и на заглушках. Желательно, чтобы никто под обшивки дверей не лазил, на хорошей машине там делать нечего. Кстати, обшивки могли снимать и для кузовного ремонта.
Теперь смотрим центральную панель. Тут требуют внимания те детали, которые чаще всего трогают в процессе эксплуатации. Например, регулировки на дефлекторах климатической системы. Разумеется, они должны быть рабочими, но нам ещё интересно состояние тех деталей, которых касаются пальцами. Всё затёрто до блеска — пробег за сотню.

Если установлена штатная музыка, посмотрите на “крутилку” громкости аудиосистемы: её трогают чаще всего. Сильно пошарпанная, да ещё и со стёртыми надписями вокруг ручки — тоже признак гигантского пробега.


Состояние кнопок чаще всего хорошее при любом пробеге, но надписи иногда стираются быстро. Если они уже подзатёрты — пробег большой.
Кресла, коврики и педали
На креслах, конечно же, смотрим на обивку. Смело просите снять чехол с сиденья, нормальный продавец вам не откажет. Но опять же, желательно знать особенности автомобиля. Например, на нашем Вольво прекрасная кожа водительского сиденья “постарела” значительно быстрее дешёвой ткани сиденья Фокуса. Кажется, будто пробег у машины тысяч двести, а это не так. Лучший вариант — найти такую же машину с достоверно известным пробегом у друзей или знакомых и сравнить, как выглядит обивка на этой машине и осматриваемой.

На машинах, где есть задние подушки безопасности, исследуем строчки обивки передних сидений. Если подушка срабатывала, швы могут отличаться от заводских. На всякий случай можно сравнить строчки на правом и левом передних креслах, они должны быть одинаковыми.


Ещё один “говорящий” показатель — просиженное водительское сиденье. Оно в любом случае продавлено больше остальных. Но заметно это только на больших пробегах. Сядьте на водительское кресло, а потом — на переднее пассажирское. Чувствуете разницу? Значит, пробег большой.
Теперь на всякий случай поглядим на салазки сидений. Есть ржавчина? Знак плохой: скорее всего, не в порядке и пол. Коврики заменить легче всего. А резиновые “корыта” к тому же ещё и почти не изнашиваются. Но если коврики с ворсом, увидеть запредельный износ (или даже дыру) на сильно пробежной машине можно. К тому же заменить коврик легко, а часть торпедо, которого водитель часто непроизвольно касается ногой, трудно. Поэтому смотрим не только коврик и обивку под ним, но пластик в непосредственной близости от педалей. Есть заметные следы — есть и большой пробег.

А вот накладки на педалях при больших пробегах меняют почти всегда. Видите слишком новые резинки — подумайте, почему они такие новые. Скорее всего, старые протёрты до дыр и заменены.


Остальные элементы
Теперь осталось внимательно осмотреть сборку деталей интерьера. Разумеется, потолок износить практически невозможно, но есть такие элементы, которые могут рассказать о машине не меньше сервисной книжки.
Например, на потолке не должно быть никаких разводов. Понятно, что в случае с люком виновником влаги с большой вероятностью будет именно он. Если люка нет, а разводы есть, обратите внимание на лобовое стекло. Возможно, его некачественно заменили. У некоторых машин после этой процедуры часть протекающей воды собирается в передней части потолочной обивки, между стеклом и блоком салонного освещения. Бывает, что обшивку там даже ведёт. Мало того, что это неприятно само по себе, так ещё и причина замены “лобовухи” должна вызвать соответствующие вопросы.


Теперь ищем следы разборки салона. Все элементы должны стоять ровно, без зазоров. Клипсы, заглушки, винты не должны иметь царапин и любых других признаков демонтажа: на машине с маленьким пробегом и без участия в ДТП нет причин разбирать салон.

И что теперь делать?
Допустим, вы обнаружили некоторые признаки того, что пробег автомобиля больше заявленного продавцом. Как теперь с этим жить?
Во-первых, не надо рассматривать каждый из вышеназванных признаков большого пробега необходимым и достаточным условием. Ищите совокупность таких признаков. Например, сильно изношенные тканевые вставки на дверях около ручек (или просто очень грязные) вместе с новыми накладками на педалях — практически верный признак попытки скрыть реальный пробег. Или кривые строчки на кожаных сиденьях не старого ещё Мерседеса с признаками демонтажа рулевого колеса должны заставить вас ещё раз проверить кузов автомобиля: скорее всего, он был в серьёзном ДТП, а затем — в ремонте.
И обратно: очень многое из того, о чём мы говорили, можно быстро и сравнительно недорого устранить. Поэтому салон изучить, конечно, надо, но не забывайте и про всё остальное: кузов, ДВС, трансмиссию, ходовую часть. Там тоже иногда можно встретить сюрпризы, хотя это лучше делать со специалистом.
А сидя в салоне, хотя бы включите зажигание и посмотрите, горит ли лампочка check engine. Бывает, что её просто выкручивают, катают покупателя и рассказывают о том, что “с машиной всё ОК, check engine не горит, ошибок нет”. Ну и проверьте, точно ли работает в салоне всё, что должно работать. Так бывает, что незначительная на первый взгляд проблема вроде нерабочей заслонки печки может обернуться расходами в пару десятков тысяч рублей, потому что, скажем, меняется она только в сборе с моторчиком, а для замены надо разбирать переднюю панель.
К сожалению, наглость некоторых продавцов не знает границ, а конструкция современных автомобилей бывает причудливой. Но о последнем как-нибудь в другой раз.