Какой самый большой объем двигателя
Если говорить о серийных моделях, то здесь безусловный лидер — Triumph Rocket III от британской компании Triumph Motorcycles. В движение этого монстра приводит 3-цилиндровый 140-сильный двигатель объёмом 2,3 литра.
Если же брать в расчёт кастомы и мотоциклы, собранные в единственном экземпляре, то первенство принадлежит американскому Dodge Tomahawk. Этот мотоцикл был создан в 2003 году. Инженеры решили немудрствуя лукаво поставить на байк оригинальный 10-цилиндровый движок от Dodge Viper мощностью 500 лошадиных сил и объёмом 8,3 литра. Томогавк по совместительству является ещё и самым быстрым мотоциклом, его максимальная скорость составляет 468 км/ч.
Автомобили.
Самый большой двигатель из тех, которые когда-либо устанавливали на легковые автомобили, имел объём 28,2 л. Его поставили в 1911 году на автомобиль Fiat Blitzen Benz, который был специально построен для автогонок. Интересно, что при таком гигантском объёме двигатель выдавал всего 300 лошадиных сил, что по современным меркам не так уж и много, особенно для гоночного авто.
В современных серийных автомобилях самой большой двигатель у Dodge SRT Viper. У него под капотом находится зверский агрегат мощностью 650 лошадиных сил и объёмом 8,4 литра. Этот движок позволяет Вайперу с места разогнаться до 100 км/ч всего за 3 секунды, а впоследствии набрать максималку 330 км/ч.
Поезда.
В этом классе просто вне конкуренции были локомотивы серии GTEL, созданные для американской сети Union Pacific. Эти монстры выпускались с 1952 по 1969 года и успели пережить несколько «ревизий». Так, в последней из них, мощность газотурбинных двигателей была увеличена до рекордных 10 000 лошадиных сил. О масштабах этого силового агрегата можно судить лишь по тому факту, что топливный бак локомотива был объёмом 9500 литров.
Самолёты.
С 1949 по 1959 годы у американской авиации находился на вооружении тяжёлый межконтинентальный бомбардировщик Convair B-36. Обычно на них ставили 6 поршневых двигателей с толкающими винтами. Но для парочки экземпляров было разработано нечто особенное. Это были 36-цилиндровые поршневые двигатели объёмом 127 литров. Каждый из них весил по 2700 кг и выдавал 5000 лошадиных сил.
Ракеты.
Современные реактивные двигатели не поражают объёмами или размерами, но могут очень удивить выдаваемой мощностью. Самый крупный ракетный двигатель из всех, что были запущены в эксплуатацию, не считая прототипов и экспериментальных образцов, был тот, что запускал ракеты миссий «Аполлон». Этот двигатель 5,5 метров в высоту и развивает сумасшедшую мощность 190 000 000 лошадиных сил. Для сравнения: этот двигатель производит так много энергии, что её хватило бы на то, чтобы освещать весь Нью-Йорк в течение 75 минут.
Промышленные турбины.
На одной из атомных электростанций во Франции находится этот монстр, способный производить 1750 Мегаватт энергии. Это самый крупный турбогенератор из всех когда-либо построенных. Это понятно хотя бы по тому факту, что одни только роторные диски внутри него весят 120 тонн. Этот двигатель преобразует влажный пар от атомного реактора в электроэнергию. Если мерить привычными нам лошадиными силами, то его мощность равняется 2 300 000 л.с.
Ветряной ротор.
Ещё один способ получать электрическую энергию — из ветра. Однако, по сравнению с атомом он не такой уж эффективный. Но об этом позже, а пока, для того, чтобы вы понимали масштаб, взгляните на Аэробус A380, это действительно очень большой самолёт.
А вот он же в сравнении с тем самым ветрогенератором. Его мощность 8 000 лошадиных сил, а диаметр лопастей 154 метра. Они делают 12 оборотов в минуту и вырабатывают 6500 кВт энергии. В десятки раз меньше, чем атомная турбина.
Корабли.
Пожалуй, самые интересные, а заодно и самые большие в физическом плане двигатели, у морских судов. Вот, например, двухтактный дизельный двигатель с турбонаддувом RT-flex96C. Его размеры действительно впечатляют: 26,5 метров в высоту и 13,5 в длину. Выдаёт этот здоровяк без малого 108 тысяч лошадиных сил.
Ставится этот двигатель вот на такой огромный контейнеровоз Emma Maersk. Расход топлива у двигателя составляет 6,3 тонны мазута в час.
Как выглядит самый большой ДВС в мире: финский дизель RT-flex96C
RT-flex96C — самый большой и мощный дизельный двигатель в мире. Он существует в нескольких исполнениях (от 6 до 14 цилиндров), самая крупная версия по своим габаритам напоминает 4-этажный жилой дом: её длина составляет 26.6 метров, а высота — 13.5 метров. Вес данной махины из чугуна и стали тоже грандиозный — 2300 тонн, что сопоставимо с массой 9 самолетов Airbus A350-900 со всеми пассажирами, багажом и топливом.
Это чудо инженерной мысли производится финской компанией Wärtsilä. Компания была основана в небольшой деревне Вяртсиля, сейчас это ПГТ на
2000 жителей в Карелии недалеко от государственной границы. Двигатели линейки RT-flex96C выпускаются с 2003 года и предназначены для установки на контейнеровозы. Гигантскую 14-цилиндровую версию впервые выпустили в 2006 году и установили на 398-метровое датское судно Emma Mærsk. Благодаря RT-flex96C оно способно таскать по морям 11 тысяч контейнеров по 14 тонн каждый на скорости до 47 км/ч.
RT-flex96C представляет собой рядный двухтактный турбокомпрессорный дизельный двигатель мощностью 80 080 кВт или 107 390 л.с. Это чуть больше суммарной мощности силовых установок 23 крупнейших в мире карьерных самосвалов БелАЗ-75710. Еще сильнее впечатляет максимальный крутящий момент — 7 603 850 Н·м, что вполне сравнимо с крутящим моментом двигателей
3000 седельных тягачей.
Все эти огромные цифры резко контрастируют с максимальным числом оборотов: у RT-flex96C это значение составляет всего 102 оборота в минуту, что в 30…40 раз меньше, чем у дизельных двигателей современных легковушек. Связано это с тем, что двигатель соединяется с гребным валом напрямую (без передач или редукторов), а пропульсивный КПД гребного винта на крупных контейнеровозах достигает максимального значения при относительно невысоких оборотах двигателя, обычно в диапазоне 75…80 об/мин.
Диаметр цилиндра у RT-flex96C составляет 96 см, ход поршня — 250 см, а рабочий объем — 1820 л. Следовательно, рабочий объём 14-цилиндрового двигателя составляет 25480 л. Для понимания размеров: подобного объема воды хватило бы, чтобы наполнить типичную ванну длиной 170 см около 120 раз.
Продолжая рассказ о RT-flex96C, нельзя пройти мимо его расхода топлива. Топливной эффективности этого гиганта могут позавидовать многие другие ДВС, ведь КПД RT-flex96C превышает 50%, в то время как для дизелей легковушек характерен КПД в 30…45%. Тем не менее аппетиты вполне соответствуют невероятной мощности этого финского колосса.
В каждый цилиндр за цикл впрыскивается 160 г топлива. Соответственно при максимальных оборотах 14-цилиндровый RT-flex96C потребляет 228.48 кг топлива в минуту или 329 тонн в сутки. Впрочем, RT-flex96C редко эксплуатируется на максимальных оборотах, а потому типичный расход флотского мазута составляет
Самые большие 4-цилиндровые моторы
Редакция «Мотора» вспоминала самые большие четырёхцилиндровые моторы, которые мировой автопром выпускал за последние полвека с лишним — и разбиралась, почему они скорее исключение, чем правило.
Откройте капот любой машины, и с вероятностью 90% найдёте там четырёхцилиндровый двигатель. Его конструкция проста и недорога в производстве, компактна и позволяет получить характеристики, достаточные для большинства автомобилей. Сплошные достоинства!
Но обратите внимание: у подавляющего большинства таких двигателей рабочий объём составляет 1,5–2 литра, то есть объём каждого цилиндра не превышает 0,5 литра. Редко четырёхцилиндровый мотор имеет больший рабочий объем.
Но и тогда цифры лишь немногим выше: 2,3–2,5 литра. Типичный пример — фордовско-маздовское семейство «четвёрок» Duratec, в котором старший мотор имел объём 2,5 литра (ставились на Ford Mondeo и Mazda CX-7). Или, скажем, мотор 2.4, которым оснащают кроссоверы Kia Sportage или Hyundai Santa Fe.
Самым крупным четырёхцилиндровым мотором в автомобильной истории считается двигатель, созданный в 1910 году специально для рекордного Fiat S76: его объём составлял 28,5 литра.
Почему же конструкторы не наращивают рабочий объём дальше? Препятствий несколько. Во-первых, это вибрации: рядная «четвёрка» — это двигатель, в котором не уравновешены силы инерции второго порядка, и рост объёма ведёт к резкому повышению уровня вибраций (а это ведёт к снижению не только комфорта, но и надёжности). Решить проблему можно, но не так-то просто — обычно при помощи замысловатой системы балансирных валов.
Есть и фундаментальные конструкторские проблемы — намного увеличить ход поршня мешает рост инерционных нагрузок, а если значительно увеличить диаметр цилиндра, то затрудняется нормальное сгорание топлива, увеличивается риск детонации. Да и компоновочные трудности никто не отменял — например, ограничение по высоте капота.
Рекордный Blitzen Benz 1909 года с четырёхцилиндровым мотором объёмом 21,5 литра впервые преодолел отметку 200 километров в час
И всё же в истории автопрома наберётся немаленький список исключений. В своей подборке мы намеренно оставили за скобками дизельные двигатели — особенно грузовые, среди которых встречаются моторы объёмом до 8,5 литра. Такие двигатели сравнительно тихоходны, поэтому рост инерционных нагрузок для них не так страшен — ведь инерционные нагрузки связаны с оборотами квадратичной зависимостью. Да и процесс сгорания в дизелях организован совершенно иначе.
Точно так же мы решили не включать в подборку разные эксперименты начала XX века — например, бензиновый четырёхцилиндровый мотор Daimler-Benz объёмом 21,5 литра. Двигателестроение тогда только зарождалось, и инженеры были не знакомы со многими эффектами, протекающими внутри мотора.
Итак, встречайте: четырёхцилиндровые гиганты, рождённые за последние 60 лет.
Toyota 3RZ-FE
2693 куб.см
Двигатель разрабатывался в конце 1980-х специально для микроавтобуса HiAce, рамных внедорожников Prado и пикапов Hilux. Требования к таким моторам понятны: для езды по бездорожью или с тяжёлым грузом нужна хорошая тяга на «низах» и высокая эластичность (пусть и в ущерб максимальной мощности). Плюс небольшая себестоимость изготовления — что особенно важно для коммерческой техники.
Toyota 3RZ-FE — простой и выносливый двигатель, но отнюдь не примитивной по конструкции
Мотор 2.7 — старший в линейке бензиновых «четвёрок» серии RZ. Их с самого начала конструировали с перспективой наращивания объёма, так что прочный чугунный блок скомпонован очень просторно: межцилиндровое расстояние составляет аж 102,5 миллиметра. Чтобы поднять объём до 2,7 литра, диаметр цилиндра и ход поршня довели до 95 миллиметров. В отличие от младших моторов серии RZ, этот снабдили блоком балансирных валов для снижения вибраций.
В 1993 году мотор 2.7 появился на Toyota Land Cruiser Prado в кузове J70.
Для своего времени мотор имел весьма современную конструкцию, но без экзотики: чугунный блок накрыт 16-клапанной головкой, привод ГРМ выполнен цепью, гидрокомпенсаторов нет. Максимальная мощность составляла всего 152 лошадиные силы, зато пик крутящего момента (240 Нм) приходился на невысокие обороты — 4000 оборотов в минуту.
В 2004 году вышел модернизированный вариант двигателя под индексом 2TR-FE, получивший новую головку цилиндров с гидравлическими компенсаторами и фазовращателем на впуске (а с 2015 года — и на выпуске). Его мощность выросла чисто символически, до 163 лошадиных сил, зато пик момента (245 Нм) переместился вниз, на 3800 оборотов в минуту.
Под капотом внедорожника Toyota Fortuner — дальнейшая эволюция того же мотора под индексом 2TR-FE
Российским автомобилистам этот двигатель знаком по внедорожникам Toyota Fortuner и наиболее доступным версиям Toyota Land Cruiser Prado.
ЗМЗ-409
2693 куб.см
Двигатель Заволжского моторного завода — тоже с внедорожным бэкграундом, как и большинство большеобъёмных «четвёрок»: он устанавливается на УАЗ Патриот и УАЗ Карго.
Мотор представляет собой дальнейшее развитие линейки двигателей ЗМЗ-406 (2,3 литра) и 405 2,5 (литра), которые разрабатывались в 1980-е для Волги. Для того времени их конструкция была очень современной: жёсткий чугунный блок, 16-клапанная головка, распределённый впрыск с электронным управлением, гидравлические толкатели клапанов.
В основе ЗМЗ-409 — конструкция второй половины 80-х годов, которая тогда была очень современной, и неплохо смотрится сейчас. Разумеется, с тех пор мотор получил множество решений, без которых его невозможно вписать в сегодняшние требования токсичности: например, катализатор с двумя лямбда-зондами и электронный дроссель
В конструкцию исходного мотора объёмом 2,3 литра с самого начала были заложены резервы для роста рабочего объёма. Для «четыреста девятого» диаметр цилиндра и ход поршня увеличили до 95,5 и 94 миллиметров (против 92 и 85 миллиметров на исходном моторе). Разумеется, в результате мотор стал менее «крутильным» — отсечка приходится всего на 5000 оборотов в минуту (хотя двигатель сохранил короткоходную геометрию). Балансирные валы для снижения вибраций на заволжском моторе не используются.
Двигатели ЗМЗ проектировались для газовских машин, но волею судеб завод оказался в группе «Соллерс» вместе с УАЗом. Так что теперь основные получатели моторов ЗМЗ-409 — это УАЗ Патриот и УАЗ Профи
Мощность двигателя 2.7 невелика: самый форсированный вариант с условным обозначением ЗМЗ Pro для грузовичка Профи развивает 160 лошадиных сил. Обычные версии и того слабее — 143 силы на Патриоте, а на «буханке» и вовсе 112 сил. Зато мотор получился эластичный, что важно для такого крупного и тяжёлого автомобилия, как УАЗ: на графике внешней скоростной характеристики видно, что ЗМЗ Pro выдаёт максимальные 245 Нм на 4000 оборотах в минуту, но на 2600 оборотах есть ещё один пик чуть пониже (235 Нм).
GM L3B
2727 куб.см
Так выглядит даунсайзинг по-американски: в качестве альтернативы безнаддувным «восьмёркам» в концерне General Motors разработали громадную турбо-«четверку» объёмом свыше 2,7 литра.
Двигатель с самого начала задумывали в расчёте на полноразмерные пикапы. Для большей тяги на низких оборотах его сделали очень длинноходным: диаметр цилиндра — 92,25 миллиметра, ход поршня — 102 миллиметра.
Большая турбо-«четверка» General Motors развивает полтысячи ньютон-метров момента в широчайшем диапазоне оборотов. Весит мотор около 150 килограммов.
При этом двигатель сконструирован по самым современным лекалам: использован непосредственный впрыск топлива (с боковым расположением форсунки), фазовращатели, система отключения цилиндров при частичной нагрузке, электронасос системы охлаждения. Блок цилиндров и головка выполнены из алюминиевого сплава, а выпускной коллектор интегрирован в головку, турбонагнетатель BorgWarner — двухканальный, причём с нетрадиционной геометрией витков.
Сейчас «четверка» 2.7 ставится на полноразмерные пикапы Chevrolet Silverado.
Отдача турбомотора достигает 314 лошадиных сил, крутящий момент — 473 Нм всего при 1500 оборотах в минуту. Двигатель ставят на базовые версии большого рамного пикапа Chevrolet Silverado (это родной брат внедорожника Chevrolet Tahoe), но уже со следующего года агрегат пропишется под капотом. компактного заднеприводного седана Cadillac CT4 — а точнее, его «заряженной» версии CT4-V. Для него мощность поднимут до 325 сил, а момент — до 515 Нм.
УМЗ-421
2889 куб.см
Этот двигатель был рождён не от хорошей жизни: ульяновский моторный завод пытался создать новый, более мощный агрегат, по максимуму использовав производственные линии, заточенные на производство допотопного двигателя от УАЗ-469 (который конструктивно восходит к мотору «Волги» ГАЗ-21).
Работы шли на закате СССР, и новое семейство двигателей было практически готово к 1993 году. Инженеры УМЗ увеличили рабочий объём, но сохранили общий конструктив старого мотора — межцилиндровое расстояние 116 миллиметров, алюминиевый блок, нижнее расположение распределительного вала, конструкцию головки, диаметры коренных и шатунных шеек коленвала.
Даже по внешнему виду агрегата УМЗ заметно его родство с мотором «двадцать первой» Волги
Объём нарастили с 2,5 до 2,89 литра — сохранив ход поршня 92 миллиметра, но увеличив диаметр цилиндра с 92 до 100 миллиметров (это близко к верхней границе возможного для бензинового мотора). Из-за этого пришлось пересмотреть конструкцию блока цилиндров: от хлипкого алюминиевого блока с мокрыми гильзами пришлось отказаться в пользу более жёсткой конструкции с тонкостенными гильзами, залитыми в блок.
При объёме 2889 кубических сантиметров ульяновский мотор оказался одной из самых большеобъёмных «четвёрок» в мире. Мелкосерийное производство нового мотора стартовало в 1999 году. В зависимости от модификации он развивал 98–112 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент (201–221 Нм) приходился на очень невысокие обороты — лишь 2200–2500 оборотов в минуту.
Самые маленькие и самые большие ДВС на автомобилях
В обзоре самых длинных капотов мы косвенно затронули гигантские ДВС. Рекорды ставили агрегаты, изначально для автомобилей не предназначенные, но появлявшиеся на них в результате тюнинга или реализации каких-то особых проектов. Как, например, авиационный мотор V12 на 46,95 л на Брутусе. Рекорды для ДВС в целом тоже в поле нашего зрения попадали. У кого может быть самый крупный, мощный и тяжёлый агрегат, как не у судов-контейнеровозов? (Помните рядный 14-цилиндровый дизель с рабочим объёмом 25 333 л ?)
А вот объёмы штатных ДВС на автомобилях заслуживают отдельного разговора. И начнём мы с чемпионов по миниатюрности. (Тюнинг и свап не в счёт — тут говорим лишь про заводские версии.)
Сходу на ум приходят многочисленные японские кей-кары, рабочий объём движков которых законодательно ограничен 660 см3 и собственно такой они и используют сейчас. Ниже — типичный представитель сегмента.
Кей-кар Daihatsu Tanto X (с 2019-го) использует трёххцилиндровый мотор в 658 см3, в атмосферной версии на 52 “лошадки” и с турбонаддувом (64 л.с.).
Вне Японии тоже можно найти подобные модели. Индийский сити-кар Tata Nano, выпускавшийся в 2008–2018 годах обладал одним из самых крохотных моторов среди автомобилей нашей эпохи. Это был бензиновый двухцилиндровый агрегат с рабочим объёмом 624 “кубика” и мощностью в 38 лошадиных сил.
С рестайлингом в 2015-м кроха Tata Nano получил имя Tata GenX Nano.
Далее можно вспомнить целый класс микрокаров. Это разношёрстная компания трёх- и четырёхколёсных машин, которые в иных случаях назывались просто автомобилями, хоть и маленькими, в других — мотоколясками и квадрициклами, но по сути объединены в один большой блок. Это такие модели, как BMW Isetta, Fiat 500 "Topolino", СМЗ С-3А, Messerschmitt KR200 Kabinenroller, Reliant Rialto, Aixam Minauto Access и многие другие.
Современный микрокар Aixam Minauto Access приводит в движение двухцилиндровый дизель с рабочим объёмом 479 см3 и максимальной мощностью в 8,15 лошадиных сил.
За период с 1930-х по настоящее время появились десятки таких малышей. Обычно к ним относят аппараты с закрытым кузовом и мотором рабочим объёмом до 700 см3, хотя в отдельных случаях можно встретить 750 и 850 “кубиков”. Нижняя граница для большинства из них — где-то 170 см3 (в истории микрокаров найдётся несколько моделей с подобным значением рабочего объёма).
Однако подлинный рекордсмен — трёхколёсный Peel P50 с острова Мэн, выпускавшийся в 1962-1965 годах и перезапущенный в 2011-м. В Книге Гиннесса он числится как самый маленький в мире серийный автомобиль. У него же, пожалуй, и самый маленький ДВС, среди всех моделей, относящихся к автомобилям: в шестидесятых годах он щеголял 49-кубовым одноцилиндровым мотоциклетным двухтактным двигателем DKW мощностью 4,2 “лошадки”. В современной реинкарнированной версии двигатель сохранил объём в 49 см3, но стал четырёхтактным, а мощность снизилась до 3,4 л.с.
Peel P50 с длиной 1,37 м, шириной 0,99 м и высотой 1,2 м, рассчитан на одного человека и весит 59 кг.
Из современных автомобилей, выпускаемых серийно, особо выделяется гоночный 2023 Chevrolet COPO Camaro, получивший в конце прошлого года топовый движок Big Block V8 10.3 (он же ZZ632/1000), вероятно, самый крупный серийный (заводской) мотор на данный момент, устанавливаемый в легковушку. “Атмосферник” с объёмом 632 кубических дюйма (10 348 см3) выдаёт 1018 л.с. и 1188 Нм.
Для COPO Camaro традиционно предлагается несколько разных V8 на выбор, как атмосферных, так и с приводным компрессором. До сих пор самым крупным в списке был V8 9.4 (ZZ572)…
…Но сейчас ZZ572 убран из гаммы COPO Camaro и заменён на ещё более крупный агрегат ZZ632.
Его обходит суперкар Devel Sixteen из ОАЭ, оснащённый в топ-версии оригинальным двигателем V16 12.3 с четырьмя турбокомпрессорами и с отдачей в 5076 л.с. или 3048 л.с. в зависимости от модификации (для трека или шоссе) (Мы рассказывали об этом купе в обзоре рекордных форсировок). Sixteen в серийной модификации уже был показан, но выпуск товарных экземпляров фактически начался с младшей модели, оснащённой мотором V8 twin-turbo на 2000 сил.
Купе Devel Sixteen.
Мотор Devel Sixteen V16 12.3.
Исторические же рекордсмены по рабочему объёму ДВС среди серийных легковых машин являются “американцы” Pierce-Arrow из 1910-х. На некоторых из них с 1913 года можно было увидеть рядный шестицилиндровый агрегат с объёмом аж 13,52 л, как, например, на Pierce-Arrow Model 66-A-4 (на фото ниже — образец 1916 года). Он развивал около 100 сил, очень солидно по тем временам (массовые модели легковушек в те годы довольствовались 20 “лошадками”). Можно представить, что крутящий момент был “паровозный”, поскольку мотор раскручивался всего до 1500 об/мин.
Если говорить не про серийные двигатели, но разработанные именно для автомобиля, то вперёд вырывается аппарат FIAT S76 / 300 HP Record 1910-1911 года (сделано было два экземпляра) с его четырёхцилиндровым ДВС с рабочим объёмом 28 353 см3 (фото ниже). Он выдавал 290 сил при 1400 об/мин. В декабре 1913 года S76 установил неофициальный мировой рекорд скорости в 213 км/ч (но при заезде только в одном направлении).
Естественно, куда большие рабочие объёмы можно найти в моторах
Сначала о диковинке гаражного тюнинга. Один из известных монстров такого рода — американский тягач Thor 24. Его мотор сделан за счёт стыковки пары 12-цилиндровых агрегатов Detroit Diesel. Получился агрегат V24 27.9, который его создатель, Майк Харра, снабдил также двенадцатью приводными нагнетателями и системой впрыска закиси азота.
До своей радикальной переделки этот магистральный тягач был моделью Peterbilt 359 1979 года. Мотор Thor 24 V24 27.9 развивает примерно 4000 “лошадок”.
Карьерные самосвалы большой грузоподъемности используют дизели V16, V18, V20 с рабочими объёмами 65, 78, 90 или 95 литров. А серийный современный рекордсмен тут — Caterpillar 797F, который оснащён 4055-сильным дизелем Cat C175-20 ACERT V20 с рабочим объёмом 106 литров (105 780 см3, если точно) и четырьмя турбокомпрессорами.
Грузоподъёмность модели Caterpillar 797F солидная, хотя и не рекордная в отрасли — 363 тонны. Но это самый способный самосвал среди тех, у которых ДВС связан с колёсами механической трансмиссией (набором планетарных передач), нетипичный для этого сегмента аппарат. У карьерных самосвалов подобного класса обычно трансмиссия электрическая (дизель крутит генератор, а тот уже даёт ток тяговым моторам).
Абсолютный же автомобильный рекордсмен по рабочему объёму двигателя — карьерный гигант Terex 33-19 "Titan", созданный в 1973 году фирмой Terex (в те годы она была частью General Motors) и собранный на двигательном заводе GM в канадском Лондоне. Titan получил в своё распоряжение турбодизель EMD 16-645E4 V-16 с рабочим объёмом около 169 л и мощностью 3345 л.с. (трансмиссия была электрической, дизель крутил генератор, а электромоторы стояли в четырёх задних колёсах).
Terex 33-19
Семейство двигателей EMD 645 концерн GM создал для применения в тепловозах, судах и стационарных генераторах (в тех сферах уже можно увидеть дизели и на двести литров, и на тысячу, и больше). В этой семье есть вариации V6, V8, V12, V16 и V20, предпоследнюю как раз отрядили американо-канадскому грузовику.
Модель была спроектирована в надежде на серийный выпуск, которого так и не случилось. Однако, этот единственный опытный экземпляр Титана на самом деле использовался на месторождениях в США и Канаде почти двадцать лет…
…а в 1993-м стал статичным экспонатом в Titan Park, расположенном в городке Спарвуд (Британская Колумбия, Канада). Справа — мотор EMD 16-645, подобный тому, что скрыт в недрах Титана.