Что такое неразрезной мост в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое неразрезной мост в автомобиле

  • автор:

Автомобильный мост – какие конструкции бывают и для чего?

Автомобильный мост – какие конструкции бывают и для чего?

Автомобильный мост – один из главных агрегатов, который одномоментно решает множество задач. Это соединение колес с кузовом, передача крутящего момента, обеспечение управления машиной, нивелирование дорожных неровностей. Поэтому при разработке мостов инженерам приходится решать сразу несколько технических задач.

Чуть истории

Владелец американской компании Olds Motor Works, занимавшейся производством автомобилей, в 1901 году представил публике свою новую модель. Но бизнесмена постигла беда: его завод сгорел и удалось спасти один вышеупомянутый экземпляр. Чтобы наладить дела, конструктор решил начать (первым в мире!) серийное производство своей модели, дабы уберечься от банкротства.

Автомобильный мост – какие конструкции бывают и для чего?

Тот самый OldsMobil curved-dash с настоящим автомобильным задним мостом. Фото: YouTube.com

И ему это удалось: в 900-е его OldsMobil curved-dash был одним из наиболее популярных и покупаемых автомобилей. Конструктор для быстроты сборки в своей машине использовал передачу крутящего момента на задние колеса, жестко прикрепленные к поперечной балке, при помощи цепи. Так появился первый автомобильный мост. Кстати: данный принцип используется и сегодня в конструкции трехколесных велосипедов. Подобные мосты разбирались пополам для удобства серийного производства.

Первый автомобильный мост используется и сегодня. Фото: YouTube.com

В 1903 году «засветился» американец Кларенс Спайсер, предложивший кардан с крестовинами собственной разработки, который ему удалось запатентовать. Однако компания Спайсера просуществовала недолго и ее купил А. Дана. Интерес эта информация представляет в том плане, что позже мосты станут называть «спайсер» и «дана» с разными индексами: например, Dana 60. Все произошло по аналогии с «ксероксами» – сегодня многие и не подозревают, что это название компании Rank Xerox, а не сам аппарат.

Мост типа «спайсер» для УАЗ. Фото: YouTube.com

А если копнуть чуть глубже, то окажется, что фирма Salisbury transmission в 1919-м входила в компанию Спайсера и поэтому все мосты, производимые им, по привычке в Англии называли «солсбери». А еще есть мост «тимкен» с разделяемыми корпусами редукторов, тоже названный по имени его изобретателя и компании William Timken Detroit Company.

Как классифицируются автомобильные мосты

Одна из популярных конструкций, встречающихся на заднеприводных машинах, представляет собой балку-«чулок», внутри которой располагаются полуоси, а к ним прикреплены ступицы, главная передача. Речь идет о ведущем неуправляемом мосте, который, например, стоит на всей легковой советской «классике».

Мосты с разъемной и неразъемной балкой

Последние обладают наиболее высокой жесткостью и чаще всего устанавливаются на тяжелых грузовиках, автобусах. Здесь – литой картер, в котором фиксируются рукава полуосей. Мосты, оснащенные разъемной балкой можно встретить на легковушках и коммерческом транспорте. Такие конструкции рассоединяются на две части, к каждой из которых прикреплены «чехлы» полуосей.

Тестирование заднего ведущего моста. Фото: YouTube.com

По методу изготовления существуют штампованные и литые мосты. Последние считаются самыми надежными. Однако технология изготовления сложная и подобные агрегаты стоят дорого. Штампованные мосты чуть менее надежны, т. к. изготавливаются с использованием сварки.

Деление мостов по виду подвески

Тут есть всего два типа конструкций. Первый – неразрезной. Эта система предполагает жесткую связь колес между собой с помощью балки (см. выше). Если одно из них меняет свое положение, то второе «повторяет манипуляции» первого. Например, если вы наехали левым колесом на бугорок, то оно наклонится, как и правое (и вся балка тоже). В итоге вся машина тоже накренится. С одной стороны, это вызывает дискомфорт у водителя и пассажиров, с другой – обеспечивает надежность конструкции. Поэтому неразрезные мосты часто устанавливают на рамные внедорожники, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях. Но это не значит, что противоположный тип конструкции на них не используется.

Хорошо видно, как независимо работают колеса на разрезных мостах. Фото: YouTube.com

Иное дело – разрезной мост. В этом случае колеса имеют связь с балкой посредством элементов подвески. При наезде на препятствие обе ската остаются в вертикальном положении и параллельными друг другу. Кузов же почти не кренится (зависит от размера дорожного просвета). Такая конструкция обеспечивает более комфортный проезд через пересеченную местность, но является менее надежной по сравнению с неразрезной.

Управляемые и комбинированные мосты

Первые включают в себя часть рулевого механизма. Чаще всего такие конструкцию располагают спереди. Если автомобиль имеет несколько осей, то и управляемых мостов может быть 2-3 и более. Вспомните: например, у ракетовозов некоторых типов, перевозящих тяжелое вооружение, поворачиваются не только передние колеса, но и «средние».

Здесь два передних моста управляемые. Фото: YouTube.com

Подобная система используется и на некоторых многоосных колесных вездеходах. Но даже и некоторые гражданские грузовики, легковушки умеют «подруливать».

Передние мосты

Если он неразрезной, то это балка, на концах которой – поворотные кулаки: на их цапфах закреплены колесные ступицы. Требования к такому мосту несложные: легкость, прочность и жесткость. Это обеспечивает стальной двутавр. Обычно он изогнут посередине, чтобы двигатель был пониже, для обеспечения устойчивости автомобилю.

Но бывает и так, что управляемый мост располагается сзади. Чаще всего подобная схема используется на коммунальной или сельскохозяйственной технике. Примером может служить комбайн «Нива СК-5», у которого поворачиваются не передние, а задние колеса.

Огромный СК-5 поворачивал благодаря этим маленьким задним колесам. Фото: YouTube.com

Что касается комбинированных конструкций, имеется в виду разрезной мост, который является одновременно ведущим и управляемым. Такая схема крайне популярна и применяется в большинстве легковых переднеприводных автомобилей. В качестве примера можно привести ВАЗ-2108-15. Здесь дифференциал с главной передачей размещены в одном корпусе вместе с КПП. Тут же – привода в виде ШРУСов. Те из них, что снаружи, обеспечивают поворот колеса, а внутренние – гарантируют его подвижность в вертикальном направлении.

Поддерживающие мосты

Несложная конструкция, имеющая вид цельнолитой (чаще всего) балки-поперечины (двутавр или труба) к концам которой прикреплены ступицы. Яркий пример поддерживающего моста – любой переднеприводной автомобиль ВАЗ. Сзади у него стоит такая система. Благодаря простоте и цельнолитой балке подобная схема считается самой надежной из всех типов задней подвески.

Задняя балка тоже может сломаться, если ездить там, где не надо (Lada Granta). Фото: YouTube.com

Поддерживающие конструкции – непременный атрибут полу- и полных прицепов грузовых автомобилей.

Проходные мосты

Это специфические или «узкоспециализированные» системы, встретить которые можно на грузовых автомобилях с несколькими ведущими осями. Функция проходного моста заключается в частичной передаче крутящего момента дальше.

Трехмостовый КАМАЗ с проходной конструкцией. Фото: YouTube.com

Подобные системы применяются например, на КАМАЗах с высокой проходимостью.

Редуктор

Входит в конструкцию ведущего моста, может быть передним и задним. В первом случае чаще всего встраивается в коробку. Если у машины задний привод, редуктор устанавливается в среднюю часть моста. Для авто 4х4 имеется два подобных механизма. Приводы соответствуют количеству редукторов.

Редуктор заднеприводного ВАЗ в отдельном виде. Фото: YouTube.com

Когда говорят о редукторе, упоминают передаточное число. Чем оно выше, тем больше масса у автомобиля, который будет передвигаться небыстро, но зато перевезет больше грузов. И наоборот: меньшее передаточное число характерно для машин с малым весом, но высокой скоростью.

Что означает разрезной и неразрезной мосты?

Неразрезной это редуктор и полуоси в одном корпусе. Разрезной это редуктор и привода в корпусе, который располовинивается на 2 части. Обычно неразрезной мост используется на оси с зависимой подвеской, а неразрезной с независимой или на передней оси, где нужно поворачивать колеса.

Вот на фото разрезной и неразрезной мосты. на джип рэнглере неразрезные мосты — https://avtoexperts.ru/article/chem-udivlyaet-tyuningovanny-j-jeep-wrangler-unlimited/

Подвеска полузависимая или полунезависимая? А мост какой. — теперь не перепутаем!

Разъемный – это когда балка заднего моста состоит из двух частей, собираемых на резьбовом крепеже. При сборке внутрь вкладываются главная передача и дифференциал.

Конструкция довольно древняя – сейчас автопроизводители предпочитают мосты типа банджо. Это цельная балка, в отверстие которой вставляется полностью собранный и отрегулированный редуктор (как на фото). Разъемный или неразъемный – это различные типы конструкции мостов: грубо говоря, на одном и том же автомобиле можно использовать и то, и другое.

А разрезной мост представляет собой шарнирную конструкцию, позволяющую правому и левому колесам перемещаться независимо друг от друга. Неразрезной ведущий мост имеет жесткую (цельную) конструкцию, в которой перемещения колес зависимы друг от друга.

Понятия «разрезной» и «неразрезной» относятся к типу подвески машины. Неразрезной – это, грубо говоря, балка, которая жестко связывает правое и левое колеса в машинах с зависимой подвеской. А вот если подвеска независимая, то балка не годится: мост как бы разделяется на две самостоятельные половинки, живущие своей жизнью.

Пример автомобиля с разрезными мостами – грузовик Tatra 815.

Шрусы и привод

Расшифровка аббревиатуры ШРУС известна: это шарнир равных угловых скоростей. Через них крутящий момент от главной передачи поступает на ведущие колеса переднеприводных автомобилей и заднеприводных с независимой подвеской.

Но зачастую «шрусами» называют узел, правильное название которого – привод колеса. Каждый такой привод содержит помимо прочих элементов два ШРУСа, о которых в документации пишут: шарнир наружный и шарнир внутренний.

Момент от трансмиссии, таким образом, передается внутреннему шарниру, который через вал и наружный шарнир приходит на ступицу с ведущим колесом.

Автоматы и трансмиссии

Автомобиль, оснащенный автоматической коробкой передач, с некоторых пор породил непонятный термин: автоматическая трансмиссия! Но это – чепуха. Трансмиссия – это совокупность деталей и узлов, соединяющих двигатель с ведущими колесами автомобиля. В нее могут входить карданный вал, коробка передач, дифференциал, приводы колес со ШРУСами и все подобное. Но автоматических карданов, равно как и автоматических ШРУСов, не существует. С таким же успехом можно назвать автоматическим кузов автомобиля с АКП.

Полузависимая и полунезависимая

В нашей стране споры по этому термину начались с появлением переднеприводных автомобилей ВАЗ‑2108. До этого все было просто. Запорожец имел независимую подвеску по кругу, а Волги, Жигули и Москвичи – независимую спереди и зависимую сзади.

Независимая подвеска – это когда ход одного колеса оси не влияет на другое, а зависимая – когда влияет.

Но вспомним, что практически у всех современных автомобилей используется стабилизатор поперечной устойчивости. Эта деталь как раз уменьшает степень независимости колес. Поэтому самое правильное определение задней подвески ВАЗ‑2108 – это подвеска со скручивающейся балкой. Фактически сама балка стала мощным стабилизатором поперечной устойчивости.

Мало того, у многих автомобилей в балку интегрирован трубчатый стабилизатор поперечной устойчивости, причем в разных модификациях автомобиля он может иметь разный диаметр и, соответственно, жесткость. В такой схеме ход одного из колес немного влияет на угол наклона плоскости колеса к дороге (развал). Ну а полузависимая она или полунезависимая – это лишь игра слов.

Причина использования неразрезных мостов в конструкции внедорожников

Уже почти наступил 2022 год, достаточно быстро развивается электрический транспорт, немало автопроизводителей и вовсе начинают исследовать то, как будут реагировать покупатели на наличие личного авиационного транспорта, например, тех же джет-паков. И все же в строю остаются старые конструкции автомобильных мостов. Ни для кого уже не секрет, что независимая подвеска на порядок лучше. Почему же сейчас неразрезной мост продолжает использоваться не только на тягачах, но и на внедорожниках гражданского назначения?

машина, вездеход, бурлак, внедорожник, резина, колеса, винт гребной

Фото: «CAR.RU»

Положительные стороны использования рычагов. Вначале стоит поговорить о любимой многими независимой подвеске рычажного типа. Преимущество по отношению к зависимой схеме состоит в лучшей степени управляемости, улучшенной плавности хода и сниженной массе автомобиля. Все понятно становится уже из названия, что каждое из колес закреплено на подвеске согласно отдельной кинематической схеме из тяг и рычагов. При схематичном изображении машины, вся эта система крепится сбоку от кузова.

c2bda284f29f0511d7d0f2ff80742e7e_w650.jpg

Необходимость использования мостов. Заключается она в том, что мостовая схема, используемая в конструкции автомобилей, при всей собственной тяжести и неуклюжести, имеет одно немаловажное преимущество в сравнении с подвеской. Вне зависимости от того, какая нагрузка оказывается сверху на нее, уровень дорожного просвета не меняется. Мост, в отличие от рычажной подвески, полноценно проходит в пространстве под кузовом как единый элемент и закрепляется к раме при помощи отдельных деталей – рессор, пружин и амортизаторов.

В той ситуации, если обыкновенный пикап или грузовой автомобиль на мостах полностью нагрузить мешками с песком, то естественно кузов просядет. Но расстояние между поверхностью земли и нижней точкой машины – мостом, останется неизменным. Точнее, поменяется уровень, на который просядут шины, но это незначительно.

fc81c87b1267f49bb70ea6ea9746e9e3_w650.jpg

А вот если сильно нагрузить современный кроссовер с нежной конструкцией, то даже на самой небольшой кочке он будет цепляться за нее днищем, так как уровень дорожного просвета с независимой подвеской находится в прямой зависимости от уровня загрузки автомобиля.

Многие водители, проживающие в городе, все равно выбирают для передвижения рамные внедорожники, несмотря на то, что по таким дорогам можно проехать и на обычном легковом автомобиле. По их мнению, это позволяет увеличить уровень комфорта при передвижении, поскольку благодаря рамной конструкции машины практически перестают ощущаться ямы, кочки и другие неровности дорожного покрытия, которых в городе все равно встречается немало.

Помимо этого, независимая подвеска имеет большую степень способности к сохранению сцепления между колесами и покрытием, что приобретает критическую важность при передвижении по колее и в условиях бездорожья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *