Словарь гоночных терминов
Апекс (англ. apex) — точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики.
Боксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
Болид — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировашего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
Быстрый круг, боевой круг — круг в квалификации, который гонщик идет в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.
Граунд-эффект (англ. ground effect) — эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
Дождевая резина — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевая резина снабжается глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
Драфтинг — см. Слипстрим.
Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
Душ из шампанского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая таким образом успешный финиш в гонке.
Закрытый парк (фр. parc ferme): специально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.
Квалификация — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
Классификация — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %).
Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише.
Кокпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
Комиссары — обсуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
Круг возвращения в боксы — круг в квалификации, на котором пилот, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время, в спокойном темпе возвращается в боксы.
Леденец — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
Лоллипоп (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
Лучший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.
Маршалы — то же, что комиссары.
Машина безопасности — то же, что и пейс-кар.
Микст, или промежуточная резина — Шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
Монокласс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.
Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.
Паддок — специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
Пейс-кар (англ. pace car), или машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
Пелетон, или пелотон — множество машин, участвующих в гонке.
Пилот — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
Пит-лейн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
Пит-стоп (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
Подиум — первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.
Поул-позиция, поул (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.
Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.
Псевдослики (англ. pseudoslicks) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики введены в некоторых гоночных сериях (в частности, в Формуле-1) для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
Прогревочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
Промежуточная резина — то же, что и микст.
Рента-драйвер — пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).
Свободные тренировки — заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.
Слики (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
Слипстрим (англ. slipstream) — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость.
Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).
Споттер — в гонках на овальных трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера — сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).
Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.
Стартовая прямая — прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.
Стартовое поле (англ. starting grid) — место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.
Стюарды — то же, что комиссары
Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.
Тест-пилот, третий пилот — гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. Тест-пилотами часто являются молодые гонщики, претендующие на будущий переход в основной состав. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.
Финишная прямая — в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.
Формула Русь — Гоночный автомобиль класса формула. Сконструированный и производящийся в России, для Российских автомобильных гонок.
Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).
Шикана — последовательность поворотов.
Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.
Словарь гоночных терминов
Чрезвычайно опасный процесс, который может произойти с гоночным болидом на мокрой трассе (во время дождя), сопровождаемый полной или частичной потерей управления. В случае обильного дождя в некоторых местах гоночной трассы иногда скапливается большое количество воды, образуя глубокие лужи. Гоночный болид может потерять контроль пилота и неуправляемый болид может вынести с гоночного трека в любом направлении.
Элемент гоночного болида, применяемая для регулирования уровня прижимной силы. Устанавливается в передней и задней частях болида. С 2011 года пилотам стала доступна дополнительная опция DRS, позволяющая регулировать уровень прижимной силы заднего антикрыла непосредственно на гоночной трассе с управлением из кокпита пилотом.
Точка гоночной траектории, соприкасающаяся с внутренней частью поворота.
Овальная трасса, или трасса овального типа — тип замкнутой гоночной трассы, отличающийся наличием поворотов только в одну сторону, как правило, влево.
Своё происхождение эти трассы ведут от ипподромов, на которых проводились первые гонки автомобилей, а также других замкнутых трасс овального типа — велосипедных треков, беговых дорожек стадионов.
Боксы — это помещения для людей и автомобилей напоминающие гаражи. Внутри боксов происходит подготовка автомобиля к заездам. Во время заездов ворота боксов всегда открыты. За каждым пилотом и командой закреплен свой бокс. (box переводится как коробка).
Гоночный автомобиль, который представляет собой одноместный монокок с открытыми колесами, которые вынесены сбоку от монокока.
Круг который пилот проходит в максимально возможном темпе, чтобы показать лучшее время. Люди говорят, пилот на быстром круге, это означает что пилот атакует, едет на время, а не просто прогревает резину, когда готовится к этому быстрому кругу. В других случаях пилот может быть на круге возвращения в боксы, тогда можно сказать — пилот не на быстром круге. Пилоту на быстром круге могут помешать пилоты, которые находятся на круге прогрева, таким пилотам будут показаны синие флаги, они не должны препятствовать пилотам, которые атакуют на быстром круге.
Комплекс мероприятий в рамках проводимого Гран-При. Включает в себя свободные заезды для тренировок пилотов и настроек болидов. Квалификационные заезды для определения стартовых позиций пилотов, гонки разных гоночных серий и иные мероприятия для зрителей, например, автограф-сессии развлечения аттракционы, прогулки и т.п.
Регулируемое крыло, которое уменьшает прижимную силу автомобиля, тем самым увеличивая скорость автомобиля на прямых и облегчая обгоны. Система разработана для повышения зрелищности гонок, т.к. на высокотехнологичных и быстрых машинах класса формула сложно обгонять. Пилот активирует систему из кокпита в любое время на тренировках и в квалификации. В гонке сиcтема используется в cпециальных зонах DRS только если отрыв пилота который собирается обгонять менее 1 секунды.
Cпециально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента. Покидать закрытый парк, пока он не будет распущен, нельзя.
Образное выражение, обозначающее движение болида в левую или правую сторону, препятствующее обгону. В ситуации, когда впереди идущий пилот смещается в сторону, резко блокируя позади идущего соперника, намеревавшегося провести обгон, и не оставляя тому пространства для манёвра, можно сказать, что пилот «захлопнул калитку»! Это считается нарушением правил, т.к. пилот грубо защищающий позицию может получить предупреждение или наказание.
Соревнование пилотов, для того, чтобы показать как можно лучшее время прохождения круга. Чем лучшее время круга у пилота, тем ближе к первой позиции он будет располагаться на старте гонки. Пилот с лучшем временем стартует первым. Разговорное название квалификации — «Квала». Первое место на стартовой решетки по итогам квалификации называется Поул- Позишн (Pole Position).
Открытая кабина гоночного автомобиля, в которой располагается гонщик (например, в Формуле-1).
Самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке. В Формуле 1 пилот показавший лучший круг в гонке отмечается в итоговом протоколе, как автор лучшего круга в гонке, и попадает с этим показателем в историю.
Официальные лица соревнований, следящие за соблюдением правил соревнований, и сообщающие об их нарушениях в зоне действия своего поста. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности и взаимодействие с руководителем гонки.
Элемент болида, в средней части которого располагается одноместный кокпит пилота. В задней части монокока располагается двигатель. Спереди монокока располагается носовой обтекатель (переднее антикрыло).
Специальные фуры, в которых перевозится гоночное оборудование команд. На время гоночного уик-энда моторхоумы также могут выполнять роль штаба для проведения совещаний с пилотами или сотрудниками команд.
Закрытая улица на Формуле 1, служащая для развертывания команд и организаторов. В паддок можно попасть только по специальному пропуску или аккредитации. Паддок расположен по обратную сторону боксов. Это зона высокой концентрации знаменитостей и высокопоставленных гостей Формулы 1.
Изначально слово паддок это — огороженная, открытая или с навесом площадка, примыкающая к конюшне, предназначенная для содержания лошадей на открытом воздухе. (в переводе означает — загон)
Участник соревнований, управляющий гоночным болидом. По причине достижения высоких скоростей, гонщиков принято называть пилотами (по аналогии с пилотами самолетов и/или истребителей), которые не управляют, а пилотируют.
Часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
Первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию, тот кто показал быстрейший круг в гонке. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба.
Аэродинамический эффект, достигающийся регулированием передних и задних анти-крыльев. Большая прижимная сила позволяет пилоту точнее проходить повороты, но дает меньше разгона на прямых. Меньшая прижимная сила позволяет болиду достичь максимальных скоростей, но при этом в поворотах болид может вести себя нестабильно. Для того, чтобы найти наилучший баланс для уровня прижимной силы, существуют отдельные свободные заезды, проходящие в гоночный уик-энд.
В гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь с помощью движений рулем нагреть резину до оптимальной температуры и подготовиться к старту или рестарту.
Один из штрафов, который назначается пилоту за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, где установлено ограничение скорости, поэтому теряет много времени в гонке.
В кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик начинает и заканчивает круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля.
Многофункциональное устройство управления болидом и другими опциями. В отличие от руля обычного дорожного автомобиля, гоночный руль болида, предоставляет пилоту широкий набор возможностей. На гоночном руле, используемом пилотами Формулы-1, располагаются различные элементы управления и индикация.
Заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.
Тренировочные сессии пилотов для привыкания к трассе и определения оптимальных настроек болида. Проходят в три сессии (этапа): два полуторачасовых заезда проводятся в пятницу (за исключением Гран-при Монако, в рамках которого тренировки проходят по четвергам) и один шестидесятиминутный заезд проходит в субботу, предшествуя квалификации.
Во время свободных заездов пилоты (по желанию) в течение всей сессии могут выезжать на трассу; возвращаться в боксы для внесения изменений в настройки болида; а затем вновь выезжать на трассу. Как правило, все пилоты выезжают на трассу во время каждого из трех тренировочных заездов чтобы подготовиться к гонке.
Машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы выстроить за собой пелетон во время движения. Это происходит в случае аварии, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни сейфти-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев, когда отстающим на круг разрешают вернуться в круг).
Езда непосредственно за другим автомобилем, в зоне разряженного воздуха. При приближении одного болида к другому сопротивление воздуха уменьшается, и пилот который сзади получает преимущество в скорости. Благодаря данному аэродинамическому эффекту пилот, ведущий плотное преследование впереди идущего болида, получает определенное ускорение, которое пытается использовать для совершения обгона.
Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с результатами квалификации. Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом в зависимости от регламента.
Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга, борьба разрешена после специальной линии о которой пилотам известно.
Место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. В Формуле 1 стартовая решетка, место прогулки вип-гостей до старта, где можно встретить большое количество знаменитых деятелей автоспорта.
В переводе означает «Остановись-и-езжай» — штраф, которым гонщик наказывается за нарушение правил. Пилот заезжает на место пит-стопа (как происходит в Формуле 1, останавливается там (обычно на 10 секунд) и потом продолжает движение. Во время штрафной остановки, пока таймер не разрешит — запрещено обслуживать автомобиль. В некоторых гоночных сериях Stop and Go отбывают в специально отведенных местах на пит-лейн.
Официальный представитель, в обязанности которого входит наблюдение за гонкой, наложение санкций по различным нарушениям пилотов, а также принятие важных решений. На каждом Гран-при присутствуют три Стюарда: двое официальных представителей FIA и один представитель пилотов.
Группа гоночных болидов, движущихся по трассе непосредственно перед потенциально более быстрым пилотом, которые создают быстрому пилоту помеху. Говорят — лидер после пит-стопа попал в трафик из круговых. (тех кого ему предстоит обгонять на круг). Несмотря на то, что пилоты которых обгоняют на круг обязаны пропускать, пилот которых их обгоняет, теряет время.
Достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга.
Последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей; их располагают регулярно на прямых участках для ограничения скорости. Обычно шиканы проходятся по единственной оптимальной траектории, представляющей собой максимально плавную кривую с парой апексов.
Гоночные покрышки. В автоспорте шины играют важную роль в стратегии на гонку.
Например в Формуле 1 на каждый отдельный Гран-при выделяются комплекты мягких, жёстких, средней жесткости и дождевых шин. Согласно регламенту, если гонка проходит на сухой трассе, каждый пилот в течение гонки должен использовать разные типы резины. Данное правило позволяет стратегам команд разрабатывать стратегии с разным количеством пит-стопов.
Так, например, если пилот будет стартовать на более мягкой резине, в начале гонки он будет показывать лучший темп, в отличие от стартовавших на более жёстком типе. Но мягкие шины имеют свойство быстрее изнашиваться по сравнению с жёстким типом. Следовательно, пилотам, стартующим на мягком типе резины, придётся раньше других заезжать на пит-стоп. Причём, после совершения пит-стопа пилоты могут попасть в трафик и потерять драгоценное время. Таким образом, перед каждой гонкой команды просчитывают множество различных вариантов развития событий и пытаются реализовать наиболее оптимальный.
Тип поворота в автоспорте, когда после длинной прямой на коротком участке трассы спортивные автомобили резко поворачивают на 180 или чуть менее градусов, и после которого также следует прямая часть трассы.
Что такое движение в базе в гонке
Если вы смотрите Формулу 1 недавно, то ее телетрансляция может показаться большим набором непонятных терминов. «Апекс», «андеркат», «поворачиваемость» — этими и другими терминами легко оперируют комментаторы и эксперты. Предлагаем и вам детальнее разобраться с этими, на первый взгляд, сложными словами.
— DRS («ДРС») («открытое крыло») – регулируемое заднее антикрыло. Этот элемент болида появился в 2011 году, как попытка решить проблему небольшого количества обгонов на трассе. Фактически, это пластина на заднем антикрыле, которую пилоты могут открывать по ходу заезда. Благодаря этому снижается уровень прижимной силы и болид может развивать большую скорость на прямых. В гонке эту систему можно открывать только тем, кто собирается совершить обгон, и только на специально отведенном для этого участке трассы — в «зоне DRS».
— KERS – система рекуперации кинетической энергии, которая накапливает энергию на торможении и отдает ее на прямых.
— Автомобиль безопасности (пейс-кар) – специальный автомобиль, который выезжает на трассу в случаях необходимости. Обычно это происходит, когда движение в обычном режиме гонки может быть небезопасным для кого-то из участников Гран-при: если на трассе находятся обломки, разлито масло, необходимо эвакуировать разбитый болид или в сложных погодных условиях. Автомобиль безопасности возглавляет пелотон, и за ним гонщики вынуждены ехать гораздо медленнее, нежели в обычном режиме. Кроме того, при движении за пейс-каром запрещено обгонять соперников.
— Андеркат — осознанный ранний пит-стоп, благодаря которому получается пройти соперника (за счет стратегии или более свежих шин).
— Апекс – так называемая «вершина поворота» — это часть траектории, в которой болид находится максимально близко к внутренней кромке поворота. Именно с этой точки пилоты начинают свой разгон, поэтому если гонщик проходит апекс, то на выходе из поворота у него будет максимально возможная на данном участке скорость.
— Боксы — гаражи гоночных команд. Это специальные помещения, где проходят все подготовительные и ремонтные работы по ходу гоночного уик-энда.
— Большой шлем – особое достижение, когда один пилот в рамках одного этапа выиграл квалификацию, гонку, показал самый быстрый круг и лидировал от старта до финиша.
— Виртуальный автомобиль безопасности (VSC) – специальный режим на трассе, когда ситуация не достаточна для того, чтобы выпустить реальный автомобиль на трассу. Согласно правилам, в режиме VSC гонщики должны замедлиться приблизительно на 40% и проезжать круг за определенное время. Однако этот темп более быстрый, чем движение за реальным автомобилем безопасности. Обычно режим VSC вводят на пару кругов.
— Гранулирование шин – процесс, происходящий в том случае, когда внутренний каркас еще очень холодный, а внешняя поверхность покрышки уже слишком горячая. Тогда горячие части резины скатываются, в результате чего получаются небольшие «червячки» или гранулы. Приводит к уменьшению сцепления с трассой. Также гранулирование может возникнуть при недостаточной поворачиваемости. В этом случае болид буквально скользит по трассе, в результате чего на покрышках могут появиться гранулы.
— Грязный воздух – воздух за болидом, который создается завихрениями воздушных потоков от корпуса и антикрыльев. Он серьезно мешает следующему сзади автомобилю. Однако в регламенте-2019 попытались уменьшить эту проблему, изменив элементы аэродинамики.
— Закрытый парк – особое правило, по которому механики не имеют права изменять настройки на болиде или производить замену каких-то деталей в период между квалификацией и гонкой. Исключение делается только для тех автомобилей, которые пострадали во время аварии в квалификации, и для тех, на которых были обнаружены неисправные детали. Cогласно правилам закрытого парка, в период между квалификацией и гонкой сломанную деталь можно заменить только на абсолютно идентичную. Если же происходит замена на деталь другой спецификации, то пилот обязан стартовать с пит-лейн.
— Кокпит — открытая кабина гоночного автомобиля.
— Круговой — пилот, уступающий круг другому пилоту. Такому гонщику показывают синий флаг как знак, что он должен пропустить вперед более быстрый автомобиль, который догнал его на круг.
— Маршалы — сотрудники трассы, которые сигнализируют предупреждающими флагами, эвакуируют разбитые болиды, убирают обломки.
— Моторхоум – передвижной офис, который команды возят за собой в европейский период чемпионата. Они обустраиваются прямо на автодроме из трех-семи специальных грузовиков. Внутри таких мобильных офисов находятся комнаты пилотов, кабинет руководителя команды, медицинский кабинет, дополнительные офисы, гостевая зона и другие необходимые помещения.
Что такое «андеркат», «гранулирование» или «зеленый трек»? Гид по жаргону «Формулы-1»
Главные гоночные термины.
Начало нового сезона «Формулы-1» все означает появление новичков в рядах зрителей и болельщиков. Но автоспорт — довольно техничное и сложное развлечение: в нем много специфичного жаргона, часто путающего свежую публику до состояния «о чем вообще говорят все эти пилоты, боссы и комментаторы?!». Именно для помощи новым фанатам официальный сайт «Ф-1» составил понятный путеводитель по наиболее распространенным словечкам из гоночного сленга и объяснил, что же они означают.
«Андеркат»
(Возможны варианты «подрезка в боксах», «более ранний пит-стоп»)
Что это такое: Когда у гонщика не получается обогнать следующую впереди машину, он раньше заезжает в боксы в попытке получить необходимое преимущество за счет более свежих шин, выиграть время и опередить соперника, когда тот совершит свой пит-стоп.
Как это используется в предложении: «Он пытается использовать «подрезку», чтобы выйти вперед».
«Червячки»
(Возможны варианты «пузырьки», «крошка»)
Что это такое: Маленькие кусочки резины, отрывающиеся от шин во время прохождения поворотов и скапливающиеся за пределами гоночных траекторий. Наезд на них в середине гонки часто опасен, потому как они мешают покрышке полностью соприкасаться с дорожным полотном, тем самым снижая сцепление. С другой стороны, гонщики часто едут по ним на круге почета после финиша ради «сбора» их на покрышки, чтобы добавить машине немного веса, точно уложиться в лимиты и пройти все необходимые проверки в закрытом парке.
Как это используется в предложении: «Я завернул слишком широко, и попал на «червяки» в шикане».
«Грязный воздух»/«Чистый воздух»
(Возможен вариант «турбулентный воздух»)
Что это такое: «Грязный воздух» создается небольшими завихрениями воздушных потоков, срывающихся с корпуса и антикрыльев едущей впереди машины. Он серьезно уменьшает эффективность работы антикрыльев следующей машины.
«Чистым воздухом», в свою очередь, называют обычные потоки, не возмущенные каким-либо взаимодействием — он лучше обтекает аэродинамические элементы, генерирует больше прижимной силы и позволяет лучше контролировать болид.
Как это используется в предложении: «Я пытался обогнать, но застрял в «грязном воздухе» Но как только соперник поехал на пит-стоп, я попал в «чистый воздух» и проехал несколько шикарных кругов».
«Высекание искр»
Что это такое: Все довольно просто — это когда днище машины задевает асфальт трека, высекая искры. Чаще всего это связано с неровностями покрытия или кочками, а также с резким перепадом высот в стиле поворота «О Руж» из трассы «Спа-Франкоршам». Процесс стал намного зрелищнее после 2015 года, когда на машины по регламенту начали добавлять противоскользящие титановые блоки — именно из них высекается столько искр при контакте машины и асфальта.
Как это используется в предложении: «Машина хорошо сбалансирована, но на квалификационном круге я высек немного искр об асфальт и потерял на этом немного времени».
«Пузырение»/«Гранулирование»
(Для второго возможен вариант «зернение»)
Что это такое: Шины пузырятся, когда температурный дисбаланс между горячим каркасом (внутренняя часть) и холодной поверхность (внешняя часть) вызывает «микроразрывы» резины на поверхности покрышки — после такого и остаются небольшие дырки в виде пузырьков.
Гранулирование происходит в обратной ситуации — когда каркас еще холодный, а поверхность шины чрезмерно разогрета. Тогда горячие части резины изгибаются и скатываются, формируя прилипшую к поверхности покрышке гранулу.
Оба вида проблем с резиной сокращают площадь контакта шины и асфальта и тем самым уменьшают сцепление.
Как это используется в предложении: «У нас были большие проблемы с пузырением шин, чем у «Феррари». / «У меня началось гранулирование шин, потому что мы выехали на мягком составе в холодных условиях, и покрышка быстро остыла».
«Выдавать результат выше уровня машины»
Что это такое: Когда талант пилота позволяет преодолевать ограничения болида, не соответствующего уровню его конкурентов. Главным примером подобного в последнее десятилетие был Фернандо Алонсо, но широко известны и другие перфомансы: например, пилотаж Айртона Сенны за рулем «Тоулмена» на Гран-при Монако 1984 года или победа Себастьяна Феттеля за рулем «Торо Россо» на Гран-при Италии 2008 года.
Как это используется в предложении: «Фернандо Алонсо выжал из машины все и квалифицировался третьим».
«Круговой»
(Возможен вариант «аутсайдер»)
Что это такое: Те пилоты, кто чаще всего застревает в хвосте пелотона и чаще всего обгоняется лидерами на круг.
Как это используется в предложении: «Тот круговой заблокировал меня и полностью уничтожил мою гонку».
«Обладатель поула»
Что это такое: Пилот, победивший в квалификации и вышедший на гонку с первой стартовой позицией.
Как это используется в предложении: «Обладатель поула Льюис Хэмилтон чисто стартовал и удержал лидерство в первом повороте».
«Проплешина»
Что это такое: Когда пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться, скользит в продольном направлении по асфальту и начисто стирает поверхность шины до плоскости. Вот это и называют проплешиной.
Как это используется в предложении: «К сожалению, мне пришлось останавливаться в боксах из-за проплешины, что уничтожило шансы на подиум».
«Круизный режим»
Что это такое: Когда на командном мостике видят, что пилот сжег слишком много топлива и может не доехать до конца заезда, гоночный инженер передает приказ переключиться в «круизный режим». Тогда гонщик раньше поднимает ногу с педали газа в зонах торможения и преодолевает несколько последних метров перед поворотом накатом — так тратится меньше топлива, но и темп тоже снижается.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось перейти в «круизный режим», если я хотел все-таки дотянуть до конца».
«Тормозной баланс»
Что это такое: Когда гонщик давит на педаль тормоза, все четыре диска на разных колесах замедляют машину — но пилот может менять степень эффективности передних тормозов по отношению к задним. Это и называют «тормозным балансом».
Например, в дождевых условиях пилоты обычно переключают баланс в сторону задних тормозов, чтобы передние не блокировались в каждом повороте. Но вообще этот параметр постоянно меняется в процессе гонки вместе со сменой баланса машины, вызванной уменьшением топливной загрузки и разным уровнем сцепления шин.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось изменить тормозной баланс, чтоб справиться со сложными условиями».
ДРС
Что это такое: Частично из-за проблем, создающихся «грязным воздухом», «Формула-1» в 2011 году придумала систему снижения лобового сопротивления. По сути, это просто металлическая пластина в заднем антикрыле, которую поднимают в определенных зонах трека, когда гонщик подбирается к сопернику на дистанцию меньше секунды. Работает она по принципу закрылка: когда пластина поднята, сопротивление снижается, и болид ускоряется, что теоретически способствует обгонам.
Как это используется в предложении: «Льюис был довольно близко, так что он получил возможность открыть ДРС к концу прямой».
«Силовая установка»
Что это такое: Когда-то в болидах «Формулы-1» стояли просто моторы. Но те времена давно ушли! Теперь машины двигаются с помощью силовых установок, состоящих из шести компонентов: двигателя внутреннего сгорания, турбонаддува, рекуператора тепловой энергии (MGU-H), рекуператора кинетической энергии (MGU-K – бывший KERS), батареи и контролирующей электроники. Вся система вместе выдает мощность в районе 1000 л.с.
Как это используется в предложении: «Гран-при Мексики проводят на большой высоте, и разреженность воздуха сильно нагружает силовую установку».
«Боксы»
Что это такое: Когда гоночный инженер лает это по радио в адрес пилота, он всего лишь зовет его на пит-стоп. Если говорить о боксах как о существительном, то это зона обслуживания машин на пит-лейн. Слово «боксы» произошло от немецкого Boxenstopp, как раз и означающего «пит-стоп».
Как это используется в предложении: «Ладно, Льюис, езжай в боксы, боксы, боксы».
«Зеленый трек»
Что это такое: Именно на такой автодром пилоты впервые выезжают в пятницу в рамках первой практики гоночного уик-энда. Понятие означает отсутствие накатанного слоя резины на асфальте, улучшающего сцепление в сухих условиях.
Как это используется в предложении: «Утром трек был довольно «зеленым», но в течение дня он немного прорезинился».
«Занос»
Что это такое: Момент, когда пилот теряет контроль над задней частью машины, и ее «ведет» перпендикулярно направлению трека.
Как это используется в предложении: «Меня слегка занесло, но я сумел выровнять болид».
Избыточная/недостаточная поворачиваемость
Что это такое: Избыточная поворачиваемость возникает в поворотах — так называется потеря сцепления задних колес с последующим разворотом. Недостаточная поворачиваемость, с другой стороны, заключается в потере сцепления на передних колесах, вызывая движение в поворот с меньшим углом, чем выбрал гонщик с помощью руля.
Или, перефразируя великого раллиста Вальтера Рерля, «если ты увидел барьер, в который въехал — это недостаточная поворачиваемость, а если ты только услышал грохот удара о барьер — это избыточная поворачиваемость».
Как это используется в предложении: «Я сражался с избыточной/недостаточной поворачиваемостью в поворотах, но к следующей сессии мы с этим разберемся».
«Слипстрим»
(Возможен вариант «воздушный мешок»)
Что это такое: Зона разреженного турбулентного «грязного» воздуха, движущегося сразу вслед за машиной. Преследующие болиды в нем преодолевают меньшее аэродинамическое сопротивление, а потому достигают большей максимальной скорости (либо экономят больше топлива), но теряют прижимную силу. Эффективное охлаждение всех узлов авто в «слипстриме» невозможно.
Как это используется в предложении: «Феттель воспользовался слимстримом от болида Райкконена и выиграл квалификацию».
«Апекс»
Что это такое: Точка траектории, ближайшая к внутреннему краю дороги в повороте. Ее называют «вершиной поворота», поскольку именно в этом моменте гонщикам обычно рекомендуют начинать разгон. Прохождение через эту точку теоретически позволяет достигнуть максимальной скорости на выходе из поворота.
Как это используется в предложении: «Я промахнулся мимо апекса в пятом повороте и потерял две десятые секунды».
«Поребрик»
Что это такое: Бетонный бордюр особой формы, который кладут на входе в поворот, апексе и выходе за пределами трассы — тех самых мест, где гонщики чаще всего покидают пределы асфальта. Служат для сохранения покрытия за пределами асфальта и для помощи соблюдения границ автодромов: ощущения проезда по ним отличаются от обычного асфальта, а высокий, рифленый или наклоненный поребрик может сильно замедлить или даже повредить болид.
Как это используется в предложении: «Я подпрыгнул на высоком поребрике и сломал подвеску».
«Шпилька»
Что это такое: Крутой поворот свыше 135 градусов, характеризуется жестким торможением и медленным вхождением — потому считается реальной возможностью для обгонов.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон на более позднем торможении в шпильке прошел Феттеля».
«Шикана» и «Эска»
Что это такое: Пара последовательных медленных поворотов влево-вправо, расположенных очень близко, из-за чего у них одна и та же точка торможения (чаще всего очень резкого, со снижением скорости ниже 100 км/ч) и разгона. «Эска» же — такая же связка поворотов с раздельными торможениями и разгонами.
Как это используется в предложении: «Первая прямая на трассе в Монце заканчивается шиканой».
«Паддок»
Что это такое: Зона автодрома, где развертываются моторхоумы команд. Там же пребывают официальные лица заезда.
Как это используется в предложении: «В паддоке ходят слухи об отмене пятничных практик».
«Пейс-кар»
(Возможные названия – «сэйфти-кар», «автомобиль безопасности»)
Что это такое: Специальный автомобиль, выезжающий на трек в случае опасных ситуаций для контроля темпа пелотона. Обгоны за машиной безопасности запрещены. В последнее время в «Формуле-1» введен режим виртуального пейс-кара, обладающий теми же функциями — но без фактического выезда авто на трек.
Как это используется в предложении: «Феттель поехал на пит-стоп в режиме автомобиля безопасности и выиграл десять секунд».
«Пелотон»
Что это такое: Все машины, участвующие в гонке.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон прошил пелотон и вышел в лидеры после старта с последнего места».
«Закрытый парк» (Parc ferme)
Что это такое: Особое место на автодроме, где запрещены работы над болидами (и ремонт, и любое обслуживание) — за исключением оговоренного регламентом. Со временем понятие перестало обозначать зону трека и превратилось в правило, распространяющееся на болиды, стоящие в гаражах. Режим «закрытого парка» включается сразу после квалификаций и гонок для технических инспекций для контроля за нарушением регламента.
Как это используется в предложении: «Ред Булл» нарушил правило «закрытого парка» для замены мотора «Хонда» и получил штраф».
«Фиолетить»
Что это такое: Проезжать быстрейший круг или сектор. Произошло из-за цветового изображения процессе на лайвтайминге и графике — лучшие результаты в «Формуле-1» традиционно отмечаются фиолетовым.
Как это используется в предложении: «Леклер «фиолетил» круг за кругом».
«Оквадратить шины»
Что это такое: Все происходит прямо как в пункте про «проплешину» – пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться и скользит в продольном направлении по асфальту. В таком случае часть шины не только стирается об асфальт: при торможении с очень больших скоростей на резину продолжает действовать сила вращения, так что хорошо разогретая покрышка как бы «расплющивается», немного меняя форму на чуть более «квадратную». Такая шина уже не может эффективно обрабатывать скорость машины, и потому ее обычно сразу же меняют на пит-стопе.
Как это используется в предложении: «Боттас оквадратил шины и лишний раз заехал в боксы».
«Самовоз»
(возможен вариант «космовоз»)
Что это такое: Сверхбыстрый болид, на котором теоретически чемпионом может стать кто угодно.
Как это используется в предложении: «У Сенны с Простом в 1988-м был эпичный самовоз — пилоты «Макларена» выиграли 15 гонок на двоих из 16-ти».
«Ведро»
(возможен вариант «корыто» или любой другой эпитет, применяемый владельцами различных «Жигулей» к своему имуществу)
Что это такое: Очень медленная или неповоротливая машина.
Как это используется в предложении: «Но внезапно «Уильямс» оказался невероятным ведром».
«Вторикелла»
Что это такое: Второй пилот любой команды «Формулы-1», уступающий дорогу напарнику по первому требованию руководства. Иногда такие гонщики даже уступают победы и места на подиумах, а в совсем запущенных случаях их используют для оттормаживания машин соперника или даже для аварий в нужный момент заезда для получения тактического преимущества. Термин произошел от прозвища Рубенса Баррикелло — самого известного второго пилота всех времен и народов, помогавшего Михаэлю Шумахеру и «Феррари» клепать титулы с 2000 по 2004 годы.
Как это используется в предложении: «Риккардо не пожелал быть вторикеллой у Ферстаппена и сбежал в «Рено».
«Рентач»
(возможен вариант «рента»)
Что это такое: Гонщик, перешедший в команду «Формулы-1» только благодаря поддержке спонсоров, финансовой помощи семьи или личному капиталу. По сути на современной стартовой решетке так можно назвать половину пилотов.
Как это используется в предложении: «Уильямс» в последние сезоны любит подписывать рентачей».
«Завал»
Что это такое: Очень масштабная авария с участием более трех машин. Выглядит примерно вот так.
It’s probably one of the most infamous race starts in #F1 history 💥
But how many cars were involved in the 1998 #BelgianGP pile-up? 🤔 pic.twitter.com/0KxmgI5186
Как это используется в предложении: «Грожан вновь ошибся с выбором точки торможения, ударил в бок соперника и спровоцировал натуральный завал».
Что такое «андеркат», «гранулирование» или «зеленый трек»? Гид по жаргону «Формулы-1»
Формула-1
техника
Главные гоночные термины.
Начало нового сезона «Формулы-1» все означает появление новичков в рядах зрителей и болельщиков. Но автоспорт — довольно техничное и сложное развлечение: в нем много специфичного жаргона, часто путающего свежую публику до состояния «о чем вообще говорят все эти пилоты, боссы и комментаторы?!». Именно для помощи новым фанатам официальный сайт «Ф-1» составил понятный путеводитель по наиболее распространенным словечкам из гоночного сленга и объяснил, что же они означают.
«Андеркат»
(Возможны варианты «подрезка в боксах», «более ранний пит-стоп»)
Что это такое: Когда у гонщика не получается обогнать следующую впереди машину, он раньше заезжает в боксы в попытке получить необходимое преимущество за счет более свежих шин, выиграть время и опередить соперника, когда тот совершит свой пит-стоп.
Как это используется в предложении: «Он пытается использовать «подрезку», чтобы выйти вперед».
«Червячки»
(Возможны варианты «пузырьки», «крошка»)
Что это такое: Маленькие кусочки резины, отрывающиеся от шин во время прохождения поворотов и скапливающиеся за пределами гоночных траекторий. Наезд на них в середине гонки часто опасен, потому как они мешают покрышке полностью соприкасаться с дорожным полотном, тем самым снижая сцепление. С другой стороны, гонщики часто едут по ним на круге почета после финиша ради «сбора» их на покрышки, чтобы добавить машине немного веса, точно уложиться в лимиты и пройти все необходимые проверки в закрытом парке.
Как это используется в предложении: «Я завернул слишком широко, и попал на «червяки» в шикане».
«Грязный воздух»/«Чистый воздух»
(Возможен вариант «турбулентный воздух»)
Что это такое: «Грязный воздух» создается небольшими завихрениями воздушных потоков, срывающихся с корпуса и антикрыльев едущей впереди машины. Он серьезно уменьшает эффективность работы антикрыльев следующей машины.
«Чистым воздухом», в свою очередь, называют обычные потоки, не возмущенные каким-либо взаимодействием — он лучше обтекает аэродинамические элементы, генерирует больше прижимной силы и позволяет лучше контролировать болид.
Как это используется в предложении: «Я пытался обогнать, но застрял в «грязном воздухе» Но как только соперник поехал на пит-стоп, я попал в «чистый воздух» и проехал несколько шикарных кругов».
«Высекание искр»
Что это такое: Все довольно просто — это когда днище машины задевает асфальт трека, высекая искры. Чаще всего это связано с неровностями покрытия или кочками, а также с резким перепадом высот в стиле поворота «О Руж» из трассы «Спа-Франкоршам». Процесс стал намного зрелищнее после 2015 года, когда на машины по регламенту начали добавлять противоскользящие титановые блоки — именно из них высекается столько искр при контакте машины и асфальта.
Как это используется в предложении: «Машина хорошо сбалансирована, но на квалификационном круге я высек немного искр об асфальт и потерял на этом немного времени».
«Пузырение»/«Гранулирование»
(Для второго возможен вариант «зернение»)
Что это такое: Шины пузырятся, когда температурный дисбаланс между горячим каркасом (внутренняя часть) и холодной поверхность (внешняя часть) вызывает «микроразрывы» резины на поверхности покрышки — после такого и остаются небольшие дырки в виде пузырьков.
Гранулирование происходит в обратной ситуации — когда каркас еще холодный, а поверхность шины чрезмерно разогрета. Тогда горячие части резины изгибаются и скатываются, формируя прилипшую к поверхности покрышке гранулу.
Оба вида проблем с резиной сокращают площадь контакта шины и асфальта и тем самым уменьшают сцепление.
Как это используется в предложении: «У нас были большие проблемы с пузырением шин, чем у «Феррари». / «У меня началось гранулирование шин, потому что мы выехали на мягком составе в холодных условиях, и покрышка быстро остыла».
«Выдавать результат выше уровня машины»
Что это такое: Когда талант пилота позволяет преодолевать ограничения болида, не соответствующего уровню его конкурентов. Главным примером подобного в последнее десятилетие был Фернандо Алонсо, но широко известны и другие перфомансы: например, пилотаж Айртона Сенны за рулем «Тоулмена» на Гран-при Монако 1984 года или победа Себастьяна Феттеля за рулем «Торо Россо» на Гран-при Италии 2008 года.
Как это используется в предложении: «Фернандо Алонсо выжал из машины все и квалифицировался третьим».
«Круговой»
(Возможен вариант «аутсайдер»)
Что это такое: Те пилоты, кто чаще всего застревает в хвосте пелотона и чаще всего обгоняется лидерами на круг.
Как это используется в предложении: «Тот круговой заблокировал меня и полностью уничтожил мою гонку».
«Обладатель поула»
Что это такое: Пилот, победивший в квалификации и вышедший на гонку с первой стартовой позицией.
Как это используется в предложении: «Обладатель поула Льюис Хэмилтон чисто стартовал и удержал лидерство в первом повороте».
«Проплешина»
Что это такое: Когда пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться, скользит в продольном направлении по асфальту и начисто стирает поверхность шины до плоскости. Вот это и называют проплешиной.
Как это используется в предложении: «К сожалению, мне пришлось останавливаться в боксах из-за проплешины, что уничтожило шансы на подиум».
«Круизный режим»
Что это такое: Когда на командном мостике видят, что пилот сжег слишком много топлива и может не доехать до конца заезда, гоночный инженер передает приказ переключиться в «круизный режим». Тогда гонщик раньше поднимает ногу с педали газа в зонах торможения и преодолевает несколько последних метров перед поворотом накатом — так тратится меньше топлива, но и темп тоже снижается.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось перейти в «круизный режим», если я хотел все-таки дотянуть до конца».
«Тормозной баланс»
Что это такое: Когда гонщик давит на педаль тормоза, все четыре диска на разных колесах замедляют машину — но пилот может менять степень эффективности передних тормозов по отношению к задним. Это и называют «тормозным балансом».
Например, в дождевых условиях пилоты обычно переключают баланс в сторону задних тормозов, чтобы передние не блокировались в каждом повороте. Но вообще этот параметр постоянно меняется в процессе гонки вместе со сменой баланса машины, вызванной уменьшением топливной загрузки и разным уровнем сцепления шин.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось изменить тормозной баланс, чтоб справиться со сложными условиями».
ДРС
Что это такое: Частично из-за проблем, создающихся «грязным воздухом», «Формула-1» в 2011 году придумала систему снижения лобового сопротивления. По сути, это просто металлическая пластина в заднем антикрыле, которую поднимают в определенных зонах трека, когда гонщик подбирается к сопернику на дистанцию меньше секунды. Работает она по принципу закрылка: когда пластина поднята, сопротивление снижается, и болид ускоряется, что теоретически способствует обгонам.
Как это используется в предложении: «Льюис был довольно близко, так что он получил возможность открыть ДРС к концу прямой».
«Силовая установка»
Что это такое: Когда-то в болидах «Формулы-1» стояли просто моторы. Но те времена давно ушли! Теперь машины двигаются с помощью силовых установок, состоящих из шести компонентов: двигателя внутреннего сгорания, турбонаддува, рекуператора тепловой энергии (MGU-H), рекуператора кинетической энергии (MGU-K – бывший KERS), батареи и контролирующей электроники. Вся система вместе выдает мощность в районе 1000 л.с.
Как это используется в предложении: «Гран-при Мексики проводят на большой высоте, и разреженность воздуха сильно нагружает силовую установку».
«Боксы»
Что это такое: Когда гоночный инженер лает это по радио в адрес пилота, он всего лишь зовет его на пит-стоп. Если говорить о боксах как о существительном, то это зона обслуживания машин на пит-лейн. Слово «боксы» произошло от немецкого Boxenstopp, как раз и означающего «пит-стоп».
Как это используется в предложении: «Ладно, Льюис, езжай в боксы, боксы, боксы».
«Зеленый трек»
Что это такое: Именно на такой автодром пилоты впервые выезжают в пятницу в рамках первой практики гоночного уик-энда. Понятие означает отсутствие накатанного слоя резины на асфальте, улучшающего сцепление в сухих условиях.
Как это используется в предложении: «Утром трек был довольно «зеленым», но в течение дня он немного прорезинился».
«Занос»
Что это такое: Момент, когда пилот теряет контроль над задней частью машины, и ее «ведет» перпендикулярно направлению трека.
Как это используется в предложении: «Меня слегка занесло, но я сумел выровнять болид».
Избыточная/недостаточная поворачиваемость
Что это такое: Избыточная поворачиваемость возникает в поворотах — так называется потеря сцепления задних колес с последующим разворотом. Недостаточная поворачиваемость, с другой стороны, заключается в потере сцепления на передних колесах, вызывая движение в поворот с меньшим углом, чем выбрал гонщик с помощью руля.
Или, перефразируя великого раллиста Вальтера Рерля, «если ты увидел барьер, в который въехал — это недостаточная поворачиваемость, а если ты только услышал грохот удара о барьер — это избыточная поворачиваемость».
Как это используется в предложении: «Я сражался с избыточной/недостаточной поворачиваемостью в поворотах, но к следующей сессии мы с этим разберемся».
«Слипстрим»
(Возможен вариант «воздушный мешок»)
Что это такое: Зона разреженного турбулентного «грязного» воздуха, движущегося сразу вслед за машиной. Преследующие болиды в нем преодолевают меньшее аэродинамическое сопротивление, а потому достигают большей максимальной скорости (либо экономят больше топлива), но теряют прижимную силу. Эффективное охлаждение всех узлов авто в «слипстриме» невозможно.
Как это используется в предложении: «Феттель воспользовался слимстримом от болида Райкконена и выиграл квалификацию».
«Апекс»
Что это такое: Точка траектории, ближайшая к внутреннему краю дороги в повороте. Ее называют «вершиной поворота», поскольку именно в этом моменте гонщикам обычно рекомендуют начинать разгон. Прохождение через эту точку теоретически позволяет достигнуть максимальной скорости на выходе из поворота.
Как это используется в предложении: «Я промахнулся мимо апекса в пятом повороте и потерял две десятые секунды».
«Поребрик»
Что это такое: Бетонный бордюр особой формы, который кладут на входе в поворот, апексе и выходе за пределами трассы — тех самых мест, где гонщики чаще всего покидают пределы асфальта. Служат для сохранения покрытия за пределами асфальта и для помощи соблюдения границ автодромов: ощущения проезда по ним отличаются от обычного асфальта, а высокий, рифленый или наклоненный поребрик может сильно замедлить или даже повредить болид.
Как это используется в предложении: «Я подпрыгнул на высоком поребрике и сломал подвеску».
«Шпилька»
Что это такое: Крутой поворот свыше 135 градусов, характеризуется жестким торможением и медленным вхождением — потому считается реальной возможностью для обгонов.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон на более позднем торможении в шпильке прошел Феттеля».
«Шикана» и «Эска»
Что это такое: Пара последовательных медленных поворотов влево-вправо, расположенных очень близко, из-за чего у них одна и та же точка торможения (чаще всего очень резкого, со снижением скорости ниже 100 км/ч) и разгона. «Эска» же — такая же связка поворотов с раздельными торможениями и разгонами.
Как это используется в предложении: «Первая прямая на трассе в Монце заканчивается шиканой».
«Паддок»
Что это такое: Зона автодрома, где развертываются моторхоумы команд. Там же пребывают официальные лица заезда.
Как это используется в предложении: «В паддоке ходят слухи об отмене пятничных практик».
«Пейс-кар»
(Возможные названия – «сэйфти-кар», «автомобиль безопасности»)
Что это такое: Специальный автомобиль, выезжающий на трек в случае опасных ситуаций для контроля темпа пелотона. Обгоны за машиной безопасности запрещены. В последнее время в «Формуле-1» введен режим виртуального пейс-кара, обладающий теми же функциями — но без фактического выезда авто на трек.
Как это используется в предложении: «Феттель поехал на пит-стоп в режиме автомобиля безопасности и выиграл десять секунд».
«Пелотон»
Что это такое: Все машины, участвующие в гонке.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон прошил пелотон и вышел в лидеры после старта с последнего места».
«Закрытый парк» (Parc ferme)
Что это такое: Особое место на автодроме, где запрещены работы над болидами (и ремонт, и любое обслуживание) — за исключением оговоренного регламентом. Со временем понятие перестало обозначать зону трека и превратилось в правило, распространяющееся на болиды, стоящие в гаражах. Режим «закрытого парка» включается сразу после квалификаций и гонок для технических инспекций для контроля за нарушением регламента.
Как это используется в предложении: «Ред Булл» нарушил правило «закрытого парка» для замены мотора «Хонда» и получил штраф».
«Фиолетить»
Что это такое: Проезжать быстрейший круг или сектор. Произошло из-за цветового изображения процессе на лайвтайминге и графике — лучшие результаты в «Формуле-1» традиционно отмечаются фиолетовым.
Как это используется в предложении: «Леклер «фиолетил» круг за кругом».
«Оквадратить шины»
Что это такое: Все происходит прямо как в пункте про «проплешину» – пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться и скользит в продольном направлении по асфальту. В таком случае часть шины не только стирается об асфальт: при торможении с очень больших скоростей на резину продолжает действовать сила вращения, так что хорошо разогретая покрышка как бы «расплющивается», немного меняя форму на чуть более «квадратную». Такая шина уже не может эффективно обрабатывать скорость машины, и потому ее обычно сразу же меняют на пит-стопе.
Как это используется в предложении: «Боттас оквадратил шины и лишний раз заехал в боксы».
«Самовоз»
(возможен вариант «космовоз»)
Что это такое: Сверхбыстрый болид, на котором теоретически чемпионом может стать кто угодно.
Как это используется в предложении: «У Сенны с Простом в 1988-м был эпичный самовоз — пилоты «Макларена» выиграли 15 гонок на двоих из 16-ти».
«Ведро»
(возможен вариант «корыто» или любой другой эпитет, применяемый владельцами различных «Жигулей» к своему имуществу)
Что это такое: Очень медленная или неповоротливая машина.
Как это используется в предложении: «Но внезапно «Уильямс» оказался невероятным ведром».
«Вторикелла»
Что это такое: Второй пилот любой команды «Формулы-1», уступающий дорогу напарнику по первому требованию руководства. Иногда такие гонщики даже уступают победы и места на подиумах, а в совсем запущенных случаях их используют для оттормаживания машин соперника или даже для аварий в нужный момент заезда для получения тактического преимущества. Термин произошел от прозвища Рубенса Баррикелло — самого известного второго пилота всех времен и народов, помогавшего Михаэлю Шумахеру и «Феррари» клепать титулы с 2000 по 2004 годы.
Как это используется в предложении: «Риккардо не пожелал быть вторикеллой у Ферстаппена и сбежал в «Рено».
«Рентач»
(возможен вариант «рента»)
Что это такое: Гонщик, перешедший в команду «Формулы-1» только благодаря поддержке спонсоров, финансовой помощи семьи или личному капиталу. По сути на современной стартовой решетке так можно назвать половину пилотов.
Как это используется в предложении: «Уильямс» в последние сезоны любит подписывать рентачей».
«Завал»
Что это такое: Очень масштабная авария с участием более трех машин. Выглядит примерно вот так.
It’s probably one of the most infamous race starts in #F1 history
But how many cars were involved in the 1998 #BelgianGP pile-up? pic.twitter.com/0KxmgI5186
— Formula 1 (@F1) 23 августа 2018 г.
Как это используется в предложении: «Грожан вновь ошибся с выбором точки торможения, ударил в бок соперника и спровоцировал натуральный завал».