Двойная стрелка на светофоре что значит
Перейти к содержимому

Двойная стрелка на светофоре что значит

  • автор:

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Нынешние Правила дорожного движения созданы для того, чтобы упорядочить движение транспортных средств и не только, сделать его более безопасным и снизить уровень аварийности. Но постоянно дополнение и изменение правил не может не смущать автомобилистов. Плюс трактовка не всегда и всем понятна. Особенно это касается водителей, которые лишь недавно оказались за рулём.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Если при проезде обычного светофора с 3 сигнальными фонарями никаких особых проблем возникать в принципе не может, то наличие дополнительных секций вызывает ряд вопросов и неоднозначных реакций.

В 6.4 пункте ПДД прописано, что при наличии чёрной контурной стрелки на основном зелёном сигнале светофора она сообщает о дополнительных секциях и указывает иное разрешённое направление движения, нежели сигналы на дополнительных секциях.

Не все автолюбители знают и понимают, как нужно действовать в той или иной ситуации, и что необходимо делать при наличии дополнительных секций. Этот вопрос требует обязательного детального рассмотрения, что позволит действовать максимально правильно и аккуратно.

Как выглядит такой светофор

Стандартные сигналы светофора знают даже те, кто никогда сам за руль не садился. Красный, зелёный и жёлтый свет указывает на необходимость остановиться или начать движение. И здесь всё предельно понятно. А вот с дополнительной секцией до сих пор разобрались не все автомобилисты.

Первым делом следует понять разницу между светофорами с дополнительными секциями и со светофорами направлений. В случае с последними стрелки указывают на запрет или разрешение начала движения по определённым полосам или их группам. При этом каждая отдельная стрелка отвечает за движение конкретно в своей полосе.

Не все автолюбители понимают, зачем нужна дополнительная секция светофора и как трактовать наличие такого элемента со стрелкой прямо, налево или направо. Дополнительная секция, в отличие от светофора направлений, отвечает за возможность повернуть с основной полосы в правую или левую сторону. Подобные решения используются для того, чтобы разгрузить чрезмерно оживлённые перекрёстки. Осуществляя проезд специального светофора, оснащённого дополнительной секцией, водителю делается подсказка, когда он может повернуть налево, направо и продолжить своё движение.

При наличии достаточного опыта и знаний, такие светофоры действительно существенно помогают автомобилистам. А вот у новичков вызывают ряд проблем и затруднений.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Правила осуществляемого проезда на участках, где установлены светофоры с дополнительными и подсказывающими секциями, напрямую зависят от того, в каком сочетании или комбинации загораются эти окна. Для этого следует заглянуть в ПДД и узнать, что на этот счёт говорят действующие Правила дорожного движения.

Не сложно представить себе классический светофор с трёмя окнами (красное, зелёное и жёлтое). На уровне расположенного зелёного окна может находиться 1 или 2 дополнительных секции. Это самый распространённый вариант. Хотя есть и иная ситуация, где секция размещается на уровне красного сигнала светофора. О ней также расскажем отдельно.

Чаще всего автолюбители, у которых дополнительные секции работающего светофора вызывают сложности и опасения, сталкиваются с несколькими ситуациями. Про них стоит поговорить подробнее:

  • допсекции отключены;
  • допсекция горит, а параллельно включён зелёный сигнал основного светофора;
  • горит допокно, но на светофоре зажёгся красный.

Необходимо изучить все виды светофоров и рассмотреть ситуации, связанные с дополнительной секцией. Это позволит понять, как себя вести водителю в той или иной ситуации. Если разобраться в вопросе, то окажется, что ничего сложного в этом деле нет.

Допсекция запрещает движение

При подъезде к такому светофору можно увидеть, что допокна или боковые секции не горят, либо они светятся запрещающим красным цветом.

Тут всё предельно просто. Когда секция не горит или горит, но красным, двигаться в том направлении, куда указывает стрелка, в настоящее время запрещено.

В такой ситуации бессмысленно смотреть на цвет основного светофора или то, в каком направлении повёрнута стрелка допсекции. Если она отключена или подсвечивается красным, двигаться в том направлении нельзя ни при каких обстоятельствах. Следует дождаться зелёного.

Стрелка и сигнал зелёного цвета

Рассмотрим иную ситуацию, когда сигнал светофора, а также сама дополнительная секция устройства со стрелкой горят зелёным. И тут действия водителей зависят от конкретной ситуации. А точнее от того, как выглядит сам светофор:

  • устройство имеет только одну боковую стрелку (левая или правая соответственно);
  • на устройстве одновременно две стрелки, указывающие в боковые направления.

Не сложно догадаться, что левая секция будет отвечать за поворот налево, а правая направо.

Здесь есть две неоднозначные ситуации, связанные с тем, как в том или ином случае правильно проезжать дорожный участок. Смотрите на то, в какую из сторон позволяет выполнить поворот допокно.

  1. Зелёным горит правая допстрелка, сигнал светофора зелёный. Если вам требуется двигаться направо, то в таком положении дополнительная секция со стрелкой основного светофора позволяет выполнить манёвр. Внимательно следите за стрелкой допсигнала. В этой ситуации автомобилист имеет право выполнить поворот в правую сторону. Уступать дорогу требуется лишь пешеходам, переходящим проезжую часть в той стороне, куда водитель поворачивает. Но чаще всего светофоры на перекрёстке работают в тандеме, и в такой ситуации пешеходам будет гореть красный.
  2. Горит зелёным левая допсекция, но текущий цвет основного светофора красный для водителя. В подобной ситуации осуществлять поворот налево можно. Обычно преград на пути движения возникать не должно и уступать не приходится. В странах с правосторонним движением, к числу которых относится России, левую сторону зачастую используют в качестве разгрузочной. Иные участники движения в этот момент не могут ехать в сторону поворота, который вы осуществляете. Но есть одно исключение. Когда по встречной полосе ТС движется прямо или поворачивает в правую от себя сторону, им вы обязаны уступать дорогу.

Но это ещё далеко не полный перечень ситуаций, с которыми может столкнуться автомобилист.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

Довольно часто новички, недавно оказавшиеся за рулём, пугаются красного цвета главного светофора, несмотря на наличие дополнительных разрешительных знаков, дающих добро выполнить манёвр. В итоге такая машина может застопорить всё движение.

Представьте ситуацию, что перед вами загорелась или горит допстрелка зелёным цветом, указывая в левую или правую сторону движения. Но сам светофор горит красным. Это сильно смущает некоторых водителей, и они считают, что движение для них запрещено. Но всё зависит от того, в каком направлении вы движетесь. Такая ситуация указывает на возможность совершения поворота в том направлении, в котором указывает зелёная дополнительная стрелка. Но уступить дорогу автомобилистам, которые движутся в других направлениях, вы обязаны.

Несмотря на то, что в светофоре горит красный, наличие зелёного света в дополнительной секции даёт право повернуть в указанную стрелку сторону, не дожидаясь зелёного сигнала от самого светофора.

Что же касается необходимости уступить дорогу, то тут речь идёт о том, чтобы не создавать помехи. Не начинайте, не продолжайте и не возобновляйте своё движение, если для этого другим водителям требуется сбросить скорость или сменить направление собственного движения. Грубо говоря, когда из-за вашего манёвра другие водители притормаживают или меняют траекторию, это говорит о нарушении ПДД с вашей стороны, поскольку вы сыграли роль помехи.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

В правилах чётко не говорится о том, какому именно транспорту, в зависимости от стороны их приближения, вы обязаны уступить. В этой ситуации рисковать не стоит. Лучше взять за правило необходимость уступать дорогу в ситуациях, когда горит красный светофор, но зелёная допсекция.

Комбинация из зелёного дополнительного сигнала и основного красного указывает исключительно на возможность двигаться в том направлении, куда показывает допсекция. Только необходимо запомнить, что вы в такой ситуации не имеете приоритетное или первоочередное правило. Оно у тех автомобилистов, перед которыми одновременно горят зелёный светофор и зелёная стрелка досигнала. Потому именно им требуется обязательно уступить дорогу, а также не создавать помехи иным участникам движения, осуществляя манёвр такого рода.

Нюансы движения прямо

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда автомобилисту требуется двигаться прямо, а перед ним возникает светофор, имеющий дополнительную секцию.

В подобной ситуации движение прямо допустимо только в 2 ситуациях:

  • водителю, который собирается ехать прямо, горит зелёный свет основного светофора;
  • водителю горит основной зелёный и дополнительно загорается зелёная допстрелка.

Если основной сигнал в настоящее время красный, а стрелка зелёная, то движение по прямой в этой ситуации запрещено. Тут нет ничего сложного, потому с прямым проездом светофора, имеющего дополнительную секцию, проблем зачастую у автомобилистов не возникает.

Доспекция с неактивными стрелками

Не так часто в ПДД трактуется вопрос, который касается проезда светофора, оснащённого вспомогательными секциями, где сами боковые окна не светятся. То есть стрелки неактивные. Это вызывает некоторые затруднения у автомобилистов, они останавливаются, ждут сигнала, задерживают других участников движения.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Представьте, что машина приближается к перекрёстку и для неё загорается основной зелёный свет светофора. Но боковая секция остаётся неактивной. На ней не загорается красная или зелёная стрелка. В этой ситуации паниковать и ждать, пока она станет активной, нет необходимости. По правилам вам разрешается спокойно совершить запланированный манёвр.

Зелёная стрелка на уровне красного сигнала

Не менее важно рассмотреть несколько иную ситуацию, когда дополнительная секция присутствует, но находится на не уровне зелёного сигнала, а располагается непосредственно слева или справа от красного фонаря главного светофора.

Подобный вариант светофора появился относительно недавно. Конструктивно это классический светофор с 3 фонарями, дополненный табличкой с графическим изображением в виде зелёной стрелки. В зависимости от расположения, она смотрит направо или налево.

Главной отличительной чертой такого светофора выступает именно уровень расположения таблички. Если в случае с дополнительными секциями, которые загораются красным и зелёным, они монтируются на уровне зелёного фонаря светофора, то тут табличка крепится около красного сигнала.

Подобное относительное нововведение регулируется двумя пунктами ПДД. Это 58.4 и 20.1.

Трактовка действий автомобилиста напрямую зависит от того, в какую сторону направлена вспомогательная табличка.

  1. Табличка с изображением зелёной стрелки направлена в правую сторону. Если на самом светофоре горит красный, то автомобилисту требуется остановиться согласно правилам запрещающего сигнала. Но потом разрешается продолжать движение, и осуществлять манёвр. Предварительно водитель обязан убедиться в том, что его манёвр безопасен. Аккуратно продолжается движения, исключая создание помех для других транспортных средств, которые движутся в приоритетном для себя направлении. Ещё водитель, поворачивающий по зелёной табличке на красный свет светофора, обязан при повороте направо пропустить всех пешеходов. В этот момент наверняка для пешеходов горит зелёный.
  2. Табличка с зелёной стрелкой направлена в левую сторону. Такое возможно на участках автодороги с односторонним движением. Тут, как и в предыдущем случае, необходимо остановить своё транспортное средство перед красным сигналом. После этого, придерживаясь правил безопасного движения и предотвращения создания помех, начать движение влево. Подобный манёвр разрешается только после того, как транспортное средство выполнило полную остановку и исключительно из левой крайней полосы. Прежде чем поворачивать в левую сторону, водитель обязуется пропустить всех пешеходов и другие транспортные средства по принципу приоритета.

Эти моменты обязательно стоит учитывать, подъезжая к светофорам подобного типа. Это поможет уберечься не только от нежелательных штрафов, но также и от аварий, ДТП и прочих неприятных инцидентов на дороге.

Важные правила из ПДД

Если говорить о ситуации с правилами проезда светофоров с дополнительными секциями, то тут стоит акцентировать внимание на нескольких ключевых правилах, предусмотренных в ПДД.

Их можно назвать основополагающими. Опираясь на них, каждый автомобилист сможет принять верное решение в той или иной ситуации. Основные выдержки следующие:

  • Стрелки, имеющие красный, зелёный или жёлтый цвет, являются абсолютно равнозначными и соответствующими основным цветам стандартного светофора, оснащённого круглыми секциями. Но стрелки отвечают исключительно за движение в том направлении, на которое они указывают.
  • Если стрелка показывает в левую сторону, это даёт право водителю не только повернуть влево, но также и выполнить разворот. Но это возможно лишь в случае, когда подобный манёвр не идёт в противовес конкретной дорожной ситуации. Когда иные обстоятельства позволяют развернуться, водитель при наличии стрелки влево может выполнить соответствующий манёвр.
  • Когда стрелка имеет зелёный текущий цвет, но сочетается с основным сигналом предупредительного жёлтого или запрещающего красного цвета, тогда перед поворотом автомобилисты обязаны уступить дорогу всем автотранспортным средствам, которые движутся в приоритетном направлении.
  • Если речь идёт о трамвае, который движется согласно разрешающей зелёной стрелке на дополнительной секции, но основной светофор красный или жёлтый, трамвай также обязуется уступить дорогу и действовать по принципу приоритетного направления других машин.

Опираясь на эти пункты, разобраться с особенностями пересечения светофора, имеющего допсекции, будет намного проще. Не ленитесь периодически перечитывать ПДД, изучать свежие издания и активно следить за нововведениями в вопросах правил движения.

Трактовка правил, ГОСТы и штрафы

Тут стоит вернуться к пункту 6.4 действующих Правил дорожного движения, который касается вопроса контурной стрелки основного сигнала светофора и дополнительных секций.

Исходя из этого пункта правил, некоторые автомобилисты сделали поспешный вывод. Согласно их мнению, если контурная стрелка на главном светофоре отсутствует, то по такому сигналу двигаться можно в любом удобном для водителя направлении, несмотря на дополнительную секцию.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Это категорически неправильный вывод, обусловленный тем, что текст правил попросту неправильно прочли или трактовали.

В пункте 6.4 ничего не говорится о запретах или разрешениях. Этот пункт только информирует участников движения. О чём именно, уже было рассмотрено ранее. Контурная стрелка просто информирует и указывает, но никак не разрешает и не запрещает. Это важно понимать.

Когда контурной чёрной стрелки нет, то тут не о чем информировать, сообщать или указывать. При этом в случае отсутствия чёрной контурной стрелки не стоит считать, что все остальные направления, которые не указаны стрелками, разрешены.

Тут следует подвести 2 важных итога, которые окончательно помогут ответить на вопрос.

  1. Контурная чёрная стрелка на светофоре есть. Это отлично. С помощью такого решения дорожные службы проявляют заботу о водителях и информируют о том, что используются дополнительные секции. Когда видимость на дорогах плохая, это сильно помогает. Также допсекции и контурная стрелка не заставляют думать о том, куда двигаться можно, а куда нельзя. Выполнять манёвры разрешено в тех направлениях, в которые повёрнуты контурные стрелки.
  2. Контурная стрелка отсутствует. Это плохо. Подобные дорожные светофоры выполнены с нарушением стандартов, то есть ГОСТа. В этой ситуации автомобилисту приходится внимательнее смотреть на дорожную обстановку и думать. К примеру, когда допсекция стоит справа, но она выключена, поворот вправо водителю запрещён. Если допсекция слева и она тоже выключена, поворачивать налево или разворачиваться категорически нельзя.

Проблема второго варианта в том, что при условии плохой видимости заметить отключённую допсекцию и проехать перекрёсток, опираясь только на основные сигналы светофора, нарушив тем самым ПДД, довольно просто.

Но есть и другая проблема. Это неправильная трактовка факта несоответствия светофора ГОСТу. Определённая категория автомобилистов уверены, что при несоответствии светофора следовать его правилам они не обязаны. То есть можно смело нарушать ПДД, и им за это ничего не будет. Это совершенно не так. Избежать штрафа, акцентируя внимание на то, что светофор выполнен с нарушениями по ГОСТу, вы никак не сможете. Потому лучше следовать изложенным выше правилам и принципам совершения манёвров.

Кто станет стрелочником

На перекрестках, где установлены светофоры с дополнительными секциями, всегда возникает много недоразумений. Иногда даже знатоки ПДД затрудняются ответить, кто и кому должен уступать дорогу. В результате — непрекращающиеся гудки клаксона, нецензурные крики, аварийные ситуации. В общем, недопонимание. Но как действовать на таких перекрестках? Небольшой ликбез с пояснениями.

В Европе мало используют дополнительные секции светофора. В основном для каждой полосы свой светофор, вынесенный на стойке или на растяжке над проезжей частью. В интернете я нашел изображения светофоров со стрелками только в Италии и Польше. И то с большим трудом. Все остальные — обычные «трехглазые» светофоры. В некоторых странах разрешен поворот направо на красный сигнал светофора (такое предлагают сделать и в России). Поэтому там просто нет необходимости в дополнительных стрелках (секциях).

Как-то читал лекцию мастерам из автошкол. И когда я сказал, что при движении на дополнительную стрелку направо, горящую с основным красным, нужно уступать любому автомобилю, встретившемуся вам на перекрестке, один из мастеров (с периферии) воскликнул: «О! А я и не знал!»

Не знают и многие другие. В их числе водители с большим стажем. Еще лет 15—20 назад (может, и меньше, точно не могу вспомнить, поэтому обманывать не буду) светофоров с дополнительными стрелками не было и в помине. Потом, когда они стали появляться, в ПДД внесли поправки. Появился пункт 104, который обязывал водителя при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Но кто читал этот пункт? Транспорта тогда было меньше, а первыми появились именно стрелки «направо».

Водители привыкли, что нужно ожидать опасность слева. С других направлений автомобили просто не могли двигаться. Но времена меняются. Я имею в виду увеличение количества транспорта на дорогах. Организаторы дорожного движения стали размышлять, как увеличить пропускную способность перекрестков. Вот и придумали, например, стрелку «прямо» на Т-образном перекрестке.

Очень удобно. Если с примыкающей дороги машины не выезжают, можно не останавливаться на красный свет, а проехать перекресток.

Потом стали появляться стрелки «налево».

Стрелка «налево» очень удобна: не нужно уступать встречным, которые едут прямо (потому что у них горит основной красный). Если стрелка включена с основным зеленым, то вы никому не должны уступать ни при левом повороте, ни при развороте. А вот если с основным красным — выполняем все тот же пункт 104 ПДД.

Со временем, когда дополнительные секции получили широкое распространение, обнаружились две проблемы:

— во-первых, водители не знают или не соблюдают ПДД, особенно при движении по стрелкам «направо» и «прямо», горящим совместно с красным сигналом светофора;

— во-вторых, нарушается принцип очередности проезда перекрестка при планировании режимов работы светофора и (или) отсутствуют другие средства организации движения, способные исключить пересечение траекторий движения автомобилей на перекрестке.

Сначала поговорим о самих водителях. Когда вместе с основным красным сигналом горит стрелка «направо» или «прямо», проезжать перекресток нужно с особой осторожностью. Будьте готовы уступать дорогу! Причем снижать скорость надо не на перекрестке, а до начала перекрестка. Чтобы не испугались водители, у которых есть преимущество.

Со стрелкой «прямо» все предельно ясно: снизили скорость, убедились, что слева не выезжают автомобили с примыкающей дороги, и продолжили движение.

Со стрелкой «направо» сложнее. Въезжая на перекресток, нужно определить, откуда может появиться автомобиль, которому мы должны уступить. Тут возможны варианты, которые нужно знать водителям.

Если горит зеленая стрелка «направо» и основной красный, — значит, нужно уступать всем. При этом стоит иметь в виду, откуда может показаться автомобиль:

— или слева (если водитель движется прямо);

— или справа (водитель собирается разворачиваться);

— или со встречного направления (если водитель собирается повернуть налево).

Когда горит зеленая стрелка «направо» и основной зеленый, — расслабляться тоже не стоит. Нужно помнить про пешеходов, которым может гореть зеленый сигнал светофора.

Самые большие проблемы возникают именно у водителя разворачивающегося автомобиля. Ему практически никогда не уступают. Хотя обязаны. Такие же проблемы и у того, кто поворачивает налево со встречного направления, — про него вообще никто не думает, так как такой вариант организации движения появился относительно недавно и широко не применяется. Пример — перекресток ул. Куйбышева и ул. Хоружей.

Обратите внимание, что на схемах выше не нанесена дорожная разметка. Мы это сделали сознательно, так как дальше мы поговорим о нюансах в организации движения.

Целью всех новых приемов в применении различных режимов работы светофоров было увеличение пропускной способности перекрестка. Но при попытках достигнуть благой цели кое-что не учли.

Согласно ПДД водитель, поворачивающий направо, обязан двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения. То есть при повороте направо автомобилист должен оказаться в первой полосе, а потом перестраиваться левее, если нужно.

Водителю, разворачивающемуся на перекрестке, в части, касающейся траектории движения по перекрестку, ПДД ничего не предписывают. Все зависит от размеров перекрестка, габаритов автомобиля и его радиуса разворота.

Для водителя, поворачивающего налево, в ПДД сказано про траекторию движения относительно центра перекрестка. При повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения, при этом поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа. То есть, покидая перекресток при повороте налево, автомобилист может попадать в любую полосу, которая ему нужна.

Требовать от водителя, совершающего левый поворот, попадать только в крайнюю левую полосу (как некоторые советуют) невозможно. Маршрутные транспортные средства, поворачивая налево, попадают сразу в крайний правый ряд, так как обычно за перекрестком остановка, а перестроиться автобус или троллейбус уже не сможет. Да и любому автомобилю нужно в первую полосу, если сразу за перекрестком необходимо остановиться или повернуть направо, например во двор.

Нет необходимости требовать от водителя при повороте налево попадать в какую-то определенную полосу, поскольку при повороте налево он должен сначала уступить дорогу встречному автомобилю, а потом уже совершать этот сложный маневр. Это если стрелок нет. А если стрелка есть, да еще с зеленым сигналом светофора — у водителя преимущество. У того, кому горит основной красный с дополнительной стрелкой, — преимущества нет.

Примечание: исключение составляет случай, когда поворот налево разрешен из двух полос одновременно, но здесь должна быть разметка, направляющая автомобили по перекрестку, так как других требований относительно одновременного поворота из двух полос ПДД не содержат.

Что же получилось?

Вот пример. Когда двум водителям, траектории движения которых могли пересечься, одновременно горели стрелки с основным красным сигналом. То есть согласно ПДД они оба должны были друг другу уступить. Самым первым перекрестком с такой организацией движения было пересечение ул. Немиги и ул. Короля. С ул. Короля горела зеленая стрелка «направо» с основным красным, а по Немиге (если ехать со стороны пл. Богушевича) — зеленая стрелка налево тоже с красным. К счастью, эту организацию движения изменили. Может, не везде?

Между прочим, этот вариант имеет право на жизнь. Нужно только сделать так, чтобы у водителей не могли пересечься траектории движения. Помните оговорку «если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения»?

Действительно, разметка — это и есть выход. Или конструктивно выделенные ограждения. Но если перекресток небольшой — это сделать не получится. Хотя на маленьких перекрестках такого и не делали. А еще есть проблема зимой — под снегом разметка не видна. Тогда только специальные конструкции. В любом случае что-то придумать можно.

Вот еще пример. Перекресток ул. Толстого — ул. Московская. Те, кто едет по ул. Московской (со стороны пл. Мясникова в направлении станции метро «Институт культуры»), разворачиваются на зеленую стрелку с основным зеленым. А в это время с ул. Толстого из двух рядов поворачивают направо — на ул. Московскую (в направлении пл. Мясникова).

Думаете, кто-то уступил разворачивающемуся? Там на таких скоростях поворачивают, что просто не успевают этого сделать. С одной стороны, водителям нужно соблюдать ПДД, но и к организации движения есть вопросы. Можно сказать, что искусственно увеличена скорость тех, кто должен уступать.

Кстати, есть и еще вариант. Довольно простое решение — запретить разворот на перекрестке. В одной из европейских стран так и сделали.

И напоследок вспомним еще один вариант работы светофора, при котором возникает ситуация, когда оба водителя согласно ПДД обязаны друг другу уступить. В Минске это перекрестки пр. Машерова — ул. Красная и ул. Богдановича — ул. Немига (в районе поворота на пр. Победителей).

На этих перекрестках одновременно разрешено поворачивать встречным водителям. Одному — направо на зеленую стрелку с основным красным, а другому — на основной зеленый сигнал светофора (пр. Машерова — ул. Красная) или заканчивать проезд перекрестка при загорании красного (ул. Немига — ул. Богдановича — пр. Победителей).

Согласно ПДД тот, кто поворачивает налево по зеленому сигналу светофора или заканчивает поворот на красный свет, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо.

Ну а про того, кто едет направо на стрелку с основным красным или желтым, мы уже не раз говорили. Он должен по определению.

На перекрестке пр. Машерова — ул. Красная водители еще могут разобраться: на ул. Красной две полосы (пусть там в первой полосе машины припаркованы — это уже другой вопрос). Но с ул. Немиги и с ул. Богдановича в сторону пр. Победителей поворот только по одному ряду.

Вот основные проблемы и нюансы, которые хотелось бы осветить. Нюансы с организацией движения. И большие проблемы с массовым бескультурьем водителей.

Почему с организацией движения нюансы? Нам пытаются создать условия, когда мы, автомобилисты, сможем быстрее проехать перекресток. Нужно всего лишь быть внимательнее друг к другу.

А по поводу массового бескультурья водителей можно рассказывать долго. Основная проблема в том, что очень многие автолюбители, которые должны уступить, зачастую проезжают перекресток с такой скоростью, что даже не успевают убедиться в безопасности проезда этого участка дороги, не говоря уже о том, что и остановиться они уже не имеют возможности.

Правило здесь одно. Увидел стрелку с красным (желтым) основным сигналом светофора — снижай скорость до перекрестка, двигайся по перекрестку аккуратно, внимательно глядя по сторонам, и если видишь автомобиль — уступай ему.

Светофор с дополнительной секцией: правила проезда, особености

Не все правила дорожного движения одинаково понятны начинающему водителю. Многие трудности вызывают правила пересечения перекрестков с дополнительным участком светофора. Разберем их как в целом, так и на конкретных примерах.

Светофор с дополнительной секцией

Светофоры с дополнительными секциями нужно отличать от светофоров направленного действия. Стрелки на последних указывают на запрет, разрешение на движение по определенной полосе или группе полос. Каждая стрелка отвечает только за движение по «своей» полосе. Дополнительная секция на светофоре отвечает за поворот с основной полосы движения вправо или влево. Такие светофоры нужны для разгрузки оживленных перекрестков: они говорят водителю, когда нужно продолжать движение. Для опытных автовладельцев такое устройство является большим подспорьем.

светофор с дополнительным разделом правил проезда

Правила вождения зависят от комбинации подсвечиваемых участков. Перед нами светофор с круглыми сигнальными окнами. На уровне зеленого сигнала такое устройство имеет одну-две дополнительных секции.

Нас интересуют три ситуации:

  1. Дополнительное окно отключено.
  2. Дополнительное окно загорается вместе с зеленым светом, что позволяет.
  3. Дополнительное окно загорается вместе с красным запрещающим сигналом.

Из правил ПДД

Рассмотрим правила ПДД, которые нам важны в данной ситуации:

  • Если зеленая стрелка горит вместе с красным или желтым основным сигналом, то при повороте приоритет должен отдаваться транспортным средствам, движущимся с приоритетом.
  • Красные, желтые и зеленые стрелки эквивалентны соответствующим круглым сечениям. Они несут ответственность только за движение в указанных на них направлениях.
  • Если трамвай движется по стрелке, разрешающей движение, когда основной участок горит красным или желтым цветом, он должен уступить дорогу и другим участникам дорожного движения.
  • Стрелка, показывающая левый поворот, позволяет вам сделать разворот, если это не запрещено конкретной ситуацией.

Дополнительная секция запрещает движение

Приступим к рассмотрению правил перехода на светофор с дополнительной секции.

правила движения на перекрестках с дополнительным участком светофора

Если боковое стекло выключено или горит красным, движение в направлении, указанном на нем стрелкой, запрещено! При этом неважно, каким цветом загорится основной дисплей, а также в каком направлении указывает дополнительный раздел. Если он выключен, это знак, запрещающий движение.

Дополнительная зеленая стрелка и зеленый сигнал

Здесь у нас есть два положения вещей:

  • Светофор с двумя боковыми стрелками — и вправо, и влево.
  • Светофор с боковой стрелкой — вправо или влево.

правила дорожного движения дополнительный раздел правил проезда на светофоре

Правая стрелка отвечает за поворот вправо, левая соответственно влево.

Также есть две ситуации, когда не до конца понятны правила движения светофора с дополнительным участком справа или слева. Они зависят от способности поворачиваться в обоих этих направлениях. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них:

  • Левая дополнительная стрелка и основной красный запрещающий знак. Разберем теперь правила проезда светофора с дополнительным «левым» участком. При таком положении дел вам разрешено повернуть налево. На пути не должно быть препятствий, не нужно уступать. В нашем состоянии правостороннего движения левая сторона будет более разгружена. Другие участники дорожного движения не могут двигаться в направлении вашего поворота. Но при этом помните об исключении: если машина движется прямо или вправо по «встречной» полосе, вы должны ей уступить.
  • Правая дополнительная стрелка и зеленый основной разрешающий сигнал. Вам разрешено повернуть направо. В этом случае дорога должна иметь приоритет только для пешеходов, которые движутся по проезжей части, на которую вы собираетесь въехать. Но поскольку работа светофоров для пешеходов и водителей скоординирована, при движении для них, скорее всего, будет гореть запрещающий красный свет.

Дополнительная зеленая стрелка и красный сигнал

Если вы видите перед собой дополнительную зеленую стрелку, горящую вправо или влево, но при этом красный светофор, это означает одно: вы можете повернуть в указанном направлении, но при этом уступить дорогу пользователи, следующие в других направлениях.

Согласно ПДД, правила движения дополнительного участка светофора следующие:

  • Правила не предусматривают, необходимо предусмотреть свободный путь для приближающегося транспорта справа, слева, с встречной полосы. Следовательно, зеленая вспомогательная секция и красный сигнал легче рассматривать как сигнал «уступить дорогу» (2.4).
  • Уступите дорогу (не мешайте движению). Это означает, что нет необходимости начинать, продолжать или возобновлять движение, если это требует от водителей других транспортных средств замедления или изменения направления своего пути. Другими словами, если в результате вашего маневра кто-то был вынужден сбросить скорость, изменить траекторию движения своей машины, значит, вы нарушили пункт правил дорожного движения.

правила светофора с дополнительным разделом слева

Эта ситуация регулируется п. 13.5 ПДД.

Комбинация зеленого дополнительного участка и основного красного сигнала показывает только возможность движения в этом направлении. Преимущество здесь не у вас, а у водителя, перед которым загораются два зеленых знака — дополнительный и основной.

Светофор с дополнительной секцией: правила проезда прямо

Двигайтесь прямо, увидев перед собой светофор с дополнительными стрелками, вы можете:

  • Если горит основной зеленый сигнал и вместе с ним зеленая дополнительная стрелка.
  • Если горит основная зеленая лампочка.

светофор с дополнительным участком справа от дорожного кода

Если основной знак красный для запрета, а стрелка горит зеленым, вы, очевидно, не можете двигаться. Это простые правила вождения прямо на светофор с дополнительным участком.

Дополнительная секция без нанесения стрелки

Правила вождения светофора с дополнительной секцией не всегда описывают следующую ситуацию: у контрольного прибора есть боковые окна, но стрелки на них не загораются. Что делать в этом случае?

Затем, когда вы приближаетесь к перекрестку, загорается главный зеленый свет, а боковая часть в это время неактивна (то есть не загорается ни красным, ни зеленым светом). В этом случае просто спокойно выполните нужный маневр.

Ошибки дорожной полиции

Многие начинающие водители, незнакомые с правилами движения на светофоре с дополнительным участком, становятся жертвами недобросовестных инспекторов дорожного движения.

Типичная ситуация такова: на перекрестке устанавливается светофор с дополнительной секцией. Но окно «неправильное» — оно тоже светится красным и зеленым, но на нем нет контурной стрелки, указывающей направление, в котором разрешено движение. Водитель, увидев, что основной свет горит зеленым, решает, что теперь поворот возможен, и бросается совершать маневр, не обращая внимания на непонятное дополнительное окошко. В этот момент его останавливают инспекторы дорожной службы.

светофор с дополнительным участком справа от шоссе

Плата следующая: езда на красный свет. Но прямо сейчас гаишник ошибется: попросите протокол. Что касается водителя, то обязательными являются только светофоры с дополнительным участком с нанесением контурной стрелки, указывающей, какое направление запрещено или разрешено на перекрестке. «Неправильные» участки, горящие сплошным светом, не должны решаться.

Светофоры с зеленой стрелкой

Продолжая рассуждения, нельзя не рассмотреть еще один вид светофора, появившийся совсем недавно. Это обычное трехцветное устройство, где знак с графически изображенной зеленой стрелкой прикреплен к уровню запретного красного участка. Это нововведение регулируется пунктами 20.1 и 58.4 ПДД.

светофор с дополнительным разделом «Правила движения по прямой

Рассмотрим их подробнее:

  • На уровне красного сигнала указатель с зеленой стрелкой слева (в одну сторону). Также следует остановить транспортное средство перед включением красного сигнала, поэтому при соблюдении мер безопасности можно совершить маневр влево. Движение возможно только после остановки и только с крайней левой полосы. Перед маневром необходимо обойти пешеходов и другие транспортные средства, движение которых сейчас является приоритетным.
  • На уровне красного сигнала справа есть табличка с зеленой стрелкой. В этом случае необходимо остановить автомобиль на запрещающий красный сигнал. Таким образом, после того, как вы убедились, что маневр безопасен, можно осторожно продолжить движение в направлении стрелки. В этом случае можно двигаться только с крайней правой полосы, не создавая препятствий для других транспортных средств, движение которых в данном случае является приоритетным. Перед маневром обойдите всех пешеходов направленными на сигнал расчистки.

Здесь мы проанализировали все характеристики и нюансы движения на светофорах с дополнительными участками. Эти меры не затрудняют, а наоборот облегчают движение, только сначала вызывая замешательство в голове водителя.

Что за непонятные секции появились у светофоров?

С давних пор мы привыкли видеть у светофоров только три секции. Зеленый цвет, желтый и красный годятся на все случаи и с успехом регулируют движение вот уже 100 лет. Между тем в последнее время к привычным цветам добавляются разнообразные картинки, мультимедийные экраны и стрелки, меняющие направления. Как это понимать?

Лунные пешеходы

В конце 2019 года РосДорНИИ разработал новый ГОСТ Р 52289-2019, который с 1 апреля вступил в силу. Появилось множество поправок, которые отражают новые требования к дорожной инфраструктуре. В соответствии с Венской конвенцией и Правилами дорожного движения, добавились новые информационные символы и светоотражающие элементы на пешеходных переходах.

В Москве устанавливают светодиодную подсветку светофоров и укладывают светоотражающие элементы на проезжую часть. Как утверждают в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), она создает видимость пешеходного перехода даже при дожде и в тумане.

Источник: ГИБДД Новосибирской области

В Новосибирске были установлены необычные светофоры с дополнительными световыми секциями в виде пешехода и стрелки, которые мигают бело-лунным светом. Данная секция расположена под светофором. Сигнал предупреждает водителя, что за поворотом горит зеленый для пешеходов, а направление стрелки указывает на расположение перехода.

Стрелка вверх

Широкое распространение получили светофоры с дополнительной секцией. Но если раньше стрелка показывала только левый или правый поворот, то теперь она может быть направлена вверх при горящем красном свете.

Такой символ разрешает движение, но только прямо, и обязывает уступать дорогу остальным машинам, двигающимся с прилегающих дорог перекрестка. Этот светофор вводит в замешательство. Вроде горит красный, а ехать прямо можно. Однако логика в зеленой стрелке все же есть. Обычно она устанавливается при слиянии двух потоков на второстепенной дороге или на дублере большого проспекта и обязывает уступить дорогу тем машинам, которые съезжают с главной магистрали.

content image for: 78449

Секции с красными окантовками

На современных светофорах можно встретить боковые секции, которые разрешают движение направо или налево. Часто они ломались и были плохо различимы на солнце. Водители, наблюдавшие за светофором, не знали, сколько им ждать появления зеленой стрелки. Чтобы показать, что секция работает и требуется лишь время для загорания разрешающего сигнала, в боковые секции стали вставлять красную светодиодную окантовку. Если она горит, то тогда водителям сразу видно, что поворачивать нельзя.

slide image for gallery: 26358 | Светофор с красной окантовкой

slide image for gallery: 26358 | Светофор с красной окантовкой

slide image for gallery: 26358 | Светофор с красной окантовкой

Умные светофоры с сенсорами

Светофоры продолжают развиваться. На выставке «Иннопром» в 2019 году «Ростех» представил светофор Visual Intelligent Control (VIC), разработанный российскими специалистами. Он изготавливается на модульной конструкции, позволяющей комбинировать его с информационными дорожными конструкциями. Плазменные экраны не только демонстрируют цвета, но и способны показывать различные символы, такие, как шагающие пешеходы или даже знаки ограничения скорости.

В светофорах есть видеокамера с возможностью анализа отснятой информации, метеостанция, экологический датчик параметров окружающей среды, точка доступа Wi-Fi, а также система оценки обледенения дорожного покрытия. Такие устройства мы увидим на дорогах страны уже в этом десятилетии.

P . S . Если вам надо покупать полис ОСАГО, то совсем не обязательно ехать в страховую компанию, стоять в очереди и общаться с менеджерами. Опыт показывает, что проще (и даже дешевле!) купить электронный полис. К тому же, сейчас есть специальные сервисы, которые позволяют сравнивать цены у всех крупных страховщиков и искать самый дешевый вариант. Иногда можно сэкономить тысячу рублей! Или даже полторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *