Опасны ли зимние шины летом?
Для кого-то это может быть неожиданностью, но очень многие автомобилисты в порыве лени и экономии пренебрегают покупкой летней резины и до сих пор катаются на зимней. Разбираемся, чем рискуют такие водители.
Не запрещено ли использование зимних шин летом?
Увы, но нет. Закон об обязательной смене шин вступит в силу только 1 января 2015 года, вместе с техрегламентом Таможенного союза.
Правда, наказывать будут только тех, кто ездит зимой на летней резине, а также летом — на шипах.
Если следующим летом вы будете кататься на нешипованной "липучке", то вам ничего не грозит. С точки зрения закона.
Летние шины и "липучка": в чем разница?
У летних шин рисунок протектора — с крупными гладкими "шашечками" и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые служат для эффективного отвода воды из-под колеса в сырую погоду.
На зимние же покрышки наносится, как правило, тот или иной вариант "ёлочки" с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. "Шашечки" на зимних покрышках не гладкие, а испещренные множеством мелких зигзагообразных прорезей (так называемых ламелей). Подобный рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе.
Другой состав резины
Зимние шины мягче, именно за счет этого качества они хорошо держат дорогу как в мороз, так и при легкой оттепели. Летние же — более жесткие, на морозе моментально "дубеют" и полностью теряют свои свойства.
Но летом излишняя мягкость покрышкам и не нужна: гораздо важнее грамотно рассчитанный под летние условия рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы.
Как ведут себя зимние шины летом?
Бытует мнение, что разница в поведении летних и зимних покрышек в летний сезон, конечно, есть, но рядовой водитель в штатных режимах движения ее может и не почувствовать. Однако независимые испытания показывают, что это — заблуждение. Причем весьма опасное!
Специалисты финского издания Tekniikan Maailma ("Мир Техники") не так давно провели большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин. Выяснилось, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в летних условиях проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении.
Так, в тесте на аквапланирование летние шины "всплывали" на залитой водой трассе при скорости 84,1 км/ч. Тогда как для зимних покрышек этот порог оказался ощутимо занижен: неприятный эффект аквапланирования начинался уже с 69,5 км/ч.
В рамках испытаний на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч автомобиль, оснащенный летними шинами, затормозил на дистанции в 28,9 м. В то время как машина, "обутая" во фрикционную резину, укатилась за отметку в 43 метра. Разница — три корпуса!
Вывод финских испытателей был однозначен: зимние шины непригодны для летней эксплуатации!
Что говорят производители?
Подобный вердикт, как ни странно, полностью соответствует рекомендациям компаний-производителей покрышек.
По словам руководителя службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Мори, более мягкая резиновая смесь и структура протектора фрикционных зимних шин негативно влияют на сцепные свойства шин на мокрой дороге. Кроме того, реакции на рулевое управление замедляются, а устойчивость автомобиля существенно снижается.
Основной вывод, сделанный по итогам общения со специалистами-шинниками, таков: "переобуваться" к летнему сезону необходимо! Остаться же на "зиме" можно лишь на короткое время, а к зимним покрышкам придется относиться как к запаскам-"докаткам".
Главные опасности, подстерегающие тех, кто ездит летом на зимней резине:
недостаточное сцепление с асфальтом, особенно на мокром: на высоких скоростях автомобиль будет кидать из стороны в сторону;
замедленные реакции автомобиля на управление: об активной рулежке можно забыть;
более ранний эффект аквапланирования: в дождь придется не ехать, а "тошнить"
заметное увеличение тормозного пути: риск ДТП возрастает в разы;
повышенный износ покрышек: до следующей зимы комплект, не снятый в начале лета, может и не дожить…
Какие последствия ждут тех, кто ездит летом на зимней резине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одни продолжают настойчиво вгрызаться в заснеженное покрытие дороги на летней резине, другие предпочитают экономить другим способом, передвигаясь на зимней резине летом, третьи приобретают всесезонные шины, пытаясь обмануть законы природы. Допустима ли такая эксплуатация автомобиля по закону и здравому смыслу, и если нет, то почему?
Почему не стоит ездить на зимней резине летом
Начнём, пожалуй, со здравого смысла и тех самых законов физики, которые прямо утверждают, что езда на зимних покрышках летом допустима, но нецелесообразна, небезопасна и может обойтись водителю гораздо дороже покупки новых летних шин.
Далее – несколько разумных объяснений, почему не стоит эксплуатировать зимние шины летом.
Одно из них – это повышенный износ. Если вы планируете сэкономить на летней резине и после этого благополучно использовать зимнюю и дальше без «переобувки», спешим вас заверить – у вас это вряд ли получится. Дело в том, что за летний период покрышки получат убойную дозу износа, вследствие чего вам всё равно придётся купить летние шины на следующий год, и к ним – новую зимнюю резину, которую вы целенаправленно уничтожили.
Да, зимняя резина рассчитана на безопасную эксплуатацию при суммарной суточной температуре, не превышающей семи градусов Цельсия. Но в сильную жару асфальт имеет свойство плавиться, достигая внушительных 50-70 градусов, при которых резина, предназначенная для зимы, теряет свои качества – она становится мягкой, как желе, и даже может разорваться на больших скоростях или при сильном износе шины.
Тормозной путь на зимней резине летом сокращается почти вдвое, и это несмотря на то, что пятно контакта зимних покрышек с асфальтом гораздо выше, нежели у летних. Это объясняется формой протектора, канавки которого несоразмерно шире, чем на летних шинах, в связи с чем общая площадь соприкосновения покрышек с поверхностью асфальта сильно отличается в пользу летних шин.
Другой отрицательный фактор, который снижает расстояние тормозного пути – неадекватная реакция АБС на экстренное торможение, в результате которого машина остановится на 3-4 корпуса дальше, чем если бы на ней стояли летние покрышки. Гораздо хуже ситуация с автомобилями, в которых нет предустановленных систем безопасности. При торможении шины таких автомобилей перегреваются до критических температур и плывут по дороге, как масло по горячей сковородке.
Спорную реакцию среди автоэкспертов вызывают утверждения многочисленных автомобилистов о круглогодичной эксплуатации всесезонной резины без каких-либо последствий для автомобиля.
Дело в том, что для производства «всесезонок» используются усреднённые показатели объёма натурального и искусственного каучука, что позволяет такой резине прекрасно чувствовать себя при температурных показателях улицы, не превышающих минимально возможную норму. Любой выход за пределы этих параметров в большую или меньшую сторону приведёт к тому, что резина либо затвердеет зимой, либо «поплывёт» летом, что в обоих случаях грозит аварийной ситуацией на дороге. Да и предназначены такие шины всесезонного использования по большому счёту исключительно для салонного хранения автомобилей с возможностью транспортировки на недалёкие расстояния.
Что говорит закон
В законе нет прямых указаний на запрет эксплуатации зимних покрышек в летнее время года. Но вот показываться на дорогах общего пользования с шипованными шинами нельзя – за это могут дать штраф в размере 500 рублей. Шипы летом якобы стирают асфальтное покрытие, и отчасти это так, особенно если оно нагревается до критических температур.
В остальном водители обязаны поддерживать состояние зимней резины в соответствии со следующими требованиями:
И не важно, будете вы эксплуатировать автомобиль с зимними покрышками зимой или летом, стандартные требования должны быть выполнены во всех случаях, иначе вам может грозить административное наказание.
Как безопасно ездить на зимней резине летом
Ситуации бывают разные, и иногда автовладельцу жизненно необходимо передвигаться на зимней резине летом. В таком случае следуйте элементарным правилам безопасности, и не геройствуйте – это ни к чему, даже если вы на летних шинах.
В первую очередь, соблюдайте скоростной режим. Скорость – это плохой друг для автомобиля, на котором стоят шины с зимними свойствами. Возникающая при движении центробежная сила будет губительно сказываться на техническом состоянии покрышек. И чем выше температура за бортом, тем более вероятно остаться без колеса прямо посреди дороги.
Снимите шипы. Шипованные шины в разы увеличивают тормозной путь летом, да и влететь на штраф можно легко, хотя это не так обидно, как, например, разбитый передок.
Не перегружайте автомобиль. Зимняя резина летом теряет свои прочностные характеристики, отчего её легко повредить элементарным перегрузом. В жару такие шины может элементарно расплющить, даже если машина стоит на месте, не говоря уже о больших скоростях.
Не транспортируйте другие автомобили – это повысит осевое напряжение шины, и возрастает риск того, что она попросту лопнет, особенно в сильную жару.
Избегайте пересечённой местности. Поначалу может показаться, что езда на неровной дороге на автомобиле с зимними покрышками более комфортна и безопасна для подвески. Но последствия частого выезда на «грунтовку» могут быть самыми печальными по причине ускоренного износа резины, из-за чего, например, можно ненароком вылететь с дороги в реку или пруд, серьёзно повредить автомобиль при разрыве колеса – подобных примеров десятки.
По возможности не отправляйтесь в дальние путешествия на таком автомобиле ввиду непредсказуемого поведения зимней резины на летней трассе. Хорошо, если при повреждении колеса никто не пострадает, но разрыв шины может привести и к более печальным последствиям. Если уж вам пришлось оставить зимние колёса на неопределённое время, предпочтите использовать автобус или поезд, если дальняя дорога не может ждать.
К непредсказуемым проблемам может привести не только езда летом на зимней резине, но и использование «левого» автосервиса, работники которого могут обманывать доверчивых водителей .
Если ездить на зимней резине летом что будет
МОЖНО ЛИ ЛЕТОМ ЕЗДИТЬ НА ЗИМНИХ ШИНАХ?
Ответ на этот вопрос однозначен и отрицателен: «Категорически нельзя ездить летом на зимних шинах». Причин тому несколько:
— Ухудшается безопасность управления автомобилем. Резиновый состав зимней шины рассчитан на обеспечение хорошего сцепления с дорожным полотном, покрытым снежной «кашей», при минусовых и небольших плюсовых температурах. Уже при температуре +10 С* мягкая резина начинает терять свои сцепляющие качества: наблюдается вялость рулевого управления, заносы при маневрировании, затруднённый разгон. Значительно увеличивается тормозной путь. Размягчённая на жаре резина теряет прочность и может разорваться от небольшого камня, лежащего на асфальте. Кроме того, зимняя резина начинает «планировать» на лужах уже на скорости 70 км/час.
— Увеличиваются финансовые затраты на содержание и эксплуатацию автомобиля. Увеличенное пятно мягкой резины «липучки» требует большей мощности двигателя, поэтому расход топлива увеличивается по сравнению с летней резиной на 5-10%. Нерасчётные условия эксплуатации приводят к повышенному износу протекторов. Если шина ошипованная, то до следующей зимы ни одного шипа на протекторе не останется и придётся запасаться новым комплектом зимних шин.
— От шипованной резины летом сильно страдает дорожное полотно, а нешипованная «липучка» получает неравномерный износ, приводящий к появлению «квадратного колеса». Повышенный шум и вибрация от таких покрышек снижает уровень комфорта и безопасность управления автомобилем, отрицательно сказывается на сроке службы деталей ходовой части машины.
ТЕСТ: Как ведут себя зимние шины летом?
Бытует мнение, что разница в поведении летних и зимних покрышек в летний сезон, конечно, есть, но рядовой водитель в штатных режимах движения ее может и не почувствовать. Однако независимые испытания показывают, что это — заблуждение. Причем весьма опасное!
Специалисты финского издания Tekniikan Maailma («Мир Техники») не так давно провели большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин. Выяснилось, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в летних условиях проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении.
Так, в тесте на аквапланирование летние шины «всплывали» на залитой водой трассе при скорости 84,1 км/ч. Тогда как для зимних покрышек этот порог оказался ощутимо занижен: неприятный эффект аквапланирования начинался уже с 69,5 км/ч.
В рамках испытаний на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч автомобиль, оснащенный летними шинами, затормозил на дистанции в 28,9 м. В то время как машина, «обутая» во фрикционную резину, укатилась за отметку в 43 метра. Разница — три корпуса!
Вывод финских испытателей был однозначен: зимние шины непригодны для летней эксплуатации!
Летом на шипах: что будет, если ездить летом на зимней резине
В этом году у украинских водителей появилась еще одна причина опоздания с заменой зимних шин на летние: эвакуация в отдаленный от дома регион. Разумеется, второй комплект резины с собой беженцы не брали, а весна пришла независимо от войны. Что будет, если при теплой погоде ездить на зимней резине?
Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты “Авто 24” должны в двух словах напомнить, чем отличаются летние и зимние шины. Фактически отличия эти – по двум направлениям: приспособленность резиновой смеси протектора к определенной температуре и приспособленность рисунка протектора к состоянию дорожного покрытия.
Определенная часть автомобилистов по разным причинам весной не переходит на летние шины. В Украине это не запрещено, но стиль езды нужно изменить
То есть, резиновый компаунд зимней шины сохраняет свою эластичность даже на морозе, благодаря чему каждая шашка протектора хорошо прилегает к микронеровностям асфальта, чтобы колесо надежно держалось дороги. Со своей стороны канавки и ламели рисунка на зимней шине хорошо цепляются за снег и лед, а на летней – за сухой асфальт. Соответственно, в «не своих» дорожных условиях каждая шина будет работать нештатно.
Но есть одно существенное замечание: летний компаунд хуже чувствует себя в мороз, чем зимний – в жару. То есть ездить летом на зимних шинах вполне возможно, хотя и не без оговорок. И дело не только в шипах, о которых мы упомянем ниже.
Зимняя резина летом ведет себя на дороге лучше, чем летняя зимой. Но осторожность при управлении все равно нужно удвоить
Как ездить летом на зимних шинах
Зимние шины на теплой поверхности имеют заметно худший коэффициент сцепления, и это следует учитывать при управлении.
- Больший тормозной путь. Оставляйте на четверть – на треть больше места для торможения, поскольку колеса на зимней резине раньше срываются в юз. Для автомобилей с антиблокировочной системой в тормозах это не столь актуально.
- Склонность к заносу (износу) при активном маневрировании на скорости. Самая обычная ситуация, когда “зима” может сказаться – прохождение поворота на слишком высокой скорости. Передние колеса запищат и если не сбросить газ, машина может попытаться поплыть наружу поворота.
- На мелкие движения рулем автомобиль в зимней «обувке» реагирует вполне адекватно (на разумной скорости, конечно), хотя по-спортивному острого руля ждать не стоит.
- За несколько дней аккуратной езды на зимних шинах в теплую погоду вы должны привыкнуть к сдержанному стилю и осторожному обращению с рулем и педалями. Но важно время от времени напоминать себе об особенностях поведения собственной машины, обутой в шины «не по сезону».
То есть если не доводить дорожные ситуации до критических, зимние шины летом не будут причинять особых неудобств. Законодательно запрет езды на зимних шинах летом в некоторых странах существует, но украинцы в те государства не эвакуируются.
Зимняя шина на теплом асфальте имеет почти на треть больший тормозной путь, чем летняя при тех же условиях
Как ни странно, принципиальных отличий в летнем поведении шипованных и зимних фрикционных шин нет. Правда то, что металлические шипы уменьшают пятно контакта шины с дорогой, но, как правило, это компенсируется большей мягкостью резиновой смеси протектора, характерной для арктических моделей.
Кроме того, шипованные шины очень “громкие”, но в условиях финансовых ограничений, характерных для эвакуированных, с этим можно мириться. Наверное, более важный другой момент: эксплуатация шипованной резины на теплом или горячем асфальте портит шину. Дело в том, что каждый шип при работе нагревается в своем гнезде – это следствие его взаимодействия со стенками гнезда. Но если зимой имеет место эффективное охлаждение снегом, льдом или водой с дороги, то летом шип перегревается настолько, что резина вокруг него подгорает и твердеет. Плотность посадки шипа нарушается, он расшат ы вается и вскоре выпадает. В принципе, ездить на зимней шине с утраченными шипами никто не возбраняет.
Шипованные колеса – самый плохой вариант для эксплуатации летом. Вероятно, поэтому в некоторых странах такая езда запрещена
Имейте в виду, что во всех пяти соседних с Украиной странах Европы использование шипованных шин прямо запрещено в любом сезоне.
Наконец, напомним, что зимняя резина летом изнашивается с особой интенсивностью – более мягкий протектор стирается о жесткий асфальт.
Рекомендация “Авто 24”
Несмотря на сезонную принадлежность шин на вашем автомобиле, советуем вообще во время пребывания в чужом регионе управлять машиной с повышенной осторожностью. Ведь на незнакомой территории есть несколько факторов, которые затрудняют вождение и повышают риск ДТП – и это вдобавок к угрозам общего порядка, которые несет с собой война как таковая.