Инwinterизация: О чем надо помнить и знать при выборе зимней резины
Aссортимент моделей зимних шин, предлагаемых на продажу, весьма разнообразен. Сориентироваться в этом море товара и выбрать шины, подходящие персонально конкретному автовладельцу помогут полезные знания о том, на что следует обращать внимание, покупая покрышки. Так и выбор будет сделан быстрее, увереннее и правильнее, да и с продавцами общаться проще.
Протектор
Первое, что бросается в глаза, когда входишь в большой шинный магазин, – это невероятное многообразие видов протекторов, поэтому с классификации и начнем. По типу исполнения рисунка протекторы зимних шин подразделяются на так называемые скандинавский и европейский, различающиеся частотой шашек, шириной канавок и ламелей. У скандинавского типа структура более разреженная, с большим расстоянием между шашками протектора. При этом они изрезаны более глубокими и широкими ламелями, а на стоящих ближе к центральной оси, как правило, имеются участки без нарезки, предназначенные для установки (если их нет) шипов.
Какой тип лучше? Принцип работы протектора таков, что чем реже и выше шашки, шире и глубже канавки и ламели, тем лучше шина вцепляется в рыхлый субстрат – снег или грязь, но хуже ведет себя на ровном асфальте, особенно мокром. И наоборот – чем чаще шашки и больше число канавок и ламелей, тем лучше покрышка стоит на асфальте, впитывая и отводя воду из зоны контакта с дорогой, но при этом буксует в грязи и снеге.
В обычных дорожных шинах производители подбирают оптимальное значение числа шашек и ширины-глубины канавок и ламелей. Поэтому при умеренном стиле вождения, без экстремальных скоростей и маневров, у нешипованных шин с европейским и скандинавским типом протектора принципиальной разницы в езде практически не обнаруживается. Хотя теоретически – из-за имеющихся все-таки конструктивных отличий – европейский тип проявляет себя лучше на чистом или мокром асфальте, а скандинавский, в свою очередь, – на неплотно укатанном и рыхлом снегу, грязевой каше. Однако зимой в крупных городах европейской части России эти дорожные условия встречаются в равной мере, поэтому качества обоих типов уравниваются.
И основные части протектора:
1 – «шашки»
2 – канавки
3 – ламели
4 – шипы
Но вот к различным моделям со специализацией стоит относиться поосторожнее и повнимательнее. Так, сейчас в магазинах появляется все больше скоростных зимних шин европейского типа протектора со спортивной «заточкой». Между тем эти шины хоть и называются «зимними», но часто рассчитаны на теплую центрально- и южно-европейскую зиму, которая сильно отличаются от русской. Кстати, стоит осторожно относиться и к европейским всесезонным шинам, которые для России таковыми могут не являться. В свою очередь, и для внедорожников, и даже для легковых машин производятся скандинавские специальные – «офф-роуд» – варианты с высокими и редкими шашками-снегозацепами, предназначенные для использования в сельской местности с холодными и многоснежными зимами. Очевидно, что для постоянной езды, например, по Петербургу или Москве, и тот и другой – не лучшие варианты.
По расположению канавок и шашек рисунок протектора может быть ненаправленным, направленным и асимметричным. Основное отличие направленного рисунка – V-образное расположение канавок и шашек. Этот тип сегодня признан практически всеми производителями как более прогрессивный, поскольку отвод и «выдавливание» воды из пятна контакта и самоочистка шины от снега и грязи происходят эффективнее. Также активно находит применение и асимметричный рисунок, который отличается различной формой шашек с внешней и внутренней стороны шины. Таким образом появляется возможность соединять в одной шине разные свойства: внешние – более частые – шашки отвечают за сцепление на мокром и сухом асфальте, а внутренние – более крупные и редкие – за сцепление на рыхлом снегу и грязевой каше.
Только стоит рассчитывать сразу – за современные технологии придется доплатить. Шина от одного производителя и с одинаковым типоразмером, но с направленным или асимметричным рисунком будет стоить примерно на 30-70% дороже. Поэтому тем, кто зимой ездит немного и старается водить очень аккуратно, не всегда стоит приобретать такую резину. И наоборот, тем, для кого интенсивность передвижения на машине и зимой и летом примерно равна, стоит подумать именно о таких моделях.
Отсюда и выбор – тому, кто ездит главным образом по городским дорогам в крупных мегаполисах шипованные шины не пригодятся и будут объективно хуже резины без шипов.
В Европе, например, с ее мягким климатом и хорошими чистыми дорогами, шипованные шины запрещены правилами – чтобы не портили асфальт и в целях безопасности. Другое дело Скандинавия и Россия, где «климат иной». Здесь тому, кто много ездит по области, шипованная резина скандинавского типа может стать наилучшим вариантом – шипы обеспечат надежное сцепление на укатанном снегу и льду, а более разреженные скандинавские шашки не дадут буксовать по рыхлому снегу и грязи.
Некоторые производители для одной модели предлагают шину как с уже установленными шипами, так и без них – но с возможностью ошиповать ее в мастерской. В последнем случае лучше, по возможности, еще до покупки все взвесить и определиться – нужны шипы или нет. Все-таки при ошиповке на заводе или сертифицированном производстве есть гарантия, что шип будет острым, не сотрется и не выпадет. Ошиповка же в мастерской предусматривает, прежде всего, необходимость поиска надежного исполнителя этой работы, который качественно поставит качественные шипы, и они вскоре не сотрутся и не станут вываливаться из шины. Кстати, для того чтобы шипы надежно держались в резине, любые новые шипованные покрышки нужно «прикатать» в течение нескольких сотен километров, избегая резких разгонов и торможений. Кроме того, не рекомендуется переставлять шипованные шины с одной стороны автомобиля на другую, поскольку шипы «прикатываются» на своей стороне, занимая определенный наклон в резине и от перестановки колес они будут расшатываться и впоследствии выпадут.
Геометрия
Основные параметры размерности, которые обращают на себя внимание, – это ширина шины и высота профиля. Бытует мнение, что чем шире колеса – тем лучше. Но не все так однозначно. С одной стороны, более широкие шины обеспечивают лучшее сцепление с сухим асфальтом и проходимость по рыхлому снегу, не давая закапываться колесам, поскольку из-за большей площади пятна контакта создается меньшее давление на поверхность. Однако по той же причине ухудшается выдавливание и удаление из-под шины воды и жидкой грязи. Поэтому при одинаковом рисунке протектора и весе машины «всплывание» и неуправляемое скольжение колеса на снежной шуге в более широких покрышках наступает при меньшей скорости.
Достаточно спорными выглядят главные ходовые достоинства зимней низкопрофильной резины. Теоретически низкий профиль придает меньшую раскачку кузову «на баллонах», однако при скоростях, которые можно развивать зимой в России, разницу во влиянии профиля на поведение машины заметить, мягко говоря, довольно трудно. Зато, проезжая по замаскированным снежком выбоинам на дороге или выпирающим трамвайным рельсам эта разница ощущаться будет очень хорошо. Ездить зимой на таких шинах придется поаккуратнее – иначе можно повредить дорогой легкосплавный диск, который, к тому же, не любит мороза, становясь более хрупким.
Правда, всегда немалую роль играет имиджевый и эстетический момент. Широкие низкопрофильные шины действительно многое привносят во внешний вид автомобиля, который не хочется «опрощать» и зимой. Кроме того не хочется тратиться на еще один комплект дисков. Правда, придется потратиться на резину – «имиджевые» широкие низкопрофильные модели стоят заметно дороже.
Какой протектор лучше для зимней резины
Автовладельцам не стоит обольщаться, надеясь обзавестись универсальной зимней резиной, пригодной для езды по льду, снегу и распутице. Надо подобрать соответствующие шины. обеспечивающие надёжное сцепление с трассой в определённых условиях.
Понять, какой рисунок протектора лучше для зимней резины, можно ознакомившись с характеристиками направленных и ненаправленных, асимметричных и симметричных колёс.
Какой рисунок протектора лучше для зимней резины
Бюджетная симметричная резина шумная при езде в городских условиях, а зимние шины асимметричные лучше, так как тише в эксплуатации, хотя и стоят дороже. Если надо отвести из пятна контакта с проезжей частью воду, то выбирают направленные колёса, маркируемые стрелкой, информирующей о том, в каком направлении осуществляется вращение. Чаще для зимы покупают следующие виды шин:
- направленная симметрия;
- ненаправленная асимметрия;
- ненаправленная симметрия.
Редко устанавливают асимметричную ненаправленную зимнюю резину, не пользующуюся популярностью у автовладельцев.
Какие зимние шины лучше: симметричные или асимметричные
Нельзя определённо сказать, какой рисунок лучше для зимних шин, так как всё зависит от того, в каком состоянии дорожное полотно. Когда на дороге глубокие сугробы или сильно утрамбованный снег, надо отдавать предпочтение направленным асимметричным покрышкам, выделяющимся проектором с агрессивным дизайном.
Если предполагается ездить по дорогам с неглубоким, изрядно подтаявшим снегом, постоянно таящим, следует выбирать ненаправленный проектор. Когда на дороге вода сменяется глубокими сугробами, то устанавливают асимметричные ненаправленные шины, характеризующиеся боковыми зацепами, отгребающими снег при одновременном отведении воды посредством дренажных каналов.
Какая зимняя резина лучше: направленная или ненаправленная
Выбирая, какой рисунок протектора зимних шин лучше, надо понимать, где чаще будет эксплуатироваться транспортное средство. Если машина будет ездить по очищенным от снега реагентами городским дорогам, то лучше купить шины с асимметричным малошумным проектором. Однако, выехав за город на не асфальтированные дороги, выехать на них из сугробов практически невозможно.
Лучшим вариантом для русской зимы можно считать симметричный направленный рисунок, помогающий сформировать курсовую устойчивость и отгребать снег. Правда придётся смириться с высоким уровнем шума, однако, когда проходимость важнее, то это не проблема.
Какие шины лучше на зиму: анализ типа покрышек и рисунка протектора
Постоянно расширяющийся сегмент автомобильных покрышек, предназначенных для эксплуатации в зимний период, способен поставить в неловкое положение даже водителя с многолетним стажем. Неопределенность, постигающая в процессе выбора практически каждого автовладельца, обусловлена излишней структуризацией резины, как класса, на различные типы по назначению.
Шиповка или липучка: какие из данных зимних шин лучше выбрать для дальнейшей эксплуатации
Будущим обладателям «покрышек со снежинкой» по-прежнему необходимо осуществить сложный выбор между фрикционной и шипованной резиной и вступить в один из двух лагерей автовладельцев, которые активно ведут бесконечные споры о достоинствах и недостатках каждого вида шин и часто рекомендуют новичкам приобретать определенный тип покрышек без детального анализа условий эксплуатации. Между тем, решение вопроса «какие зимние шины лучше выбрать из двух представленных классов» влияют:
— климатическая обстановка в регионе;
— уровень подготовки коммунальных служб;
— класс шумности работы изделия.
Совокупность достоинств и недостатков, присущих резине с металлическими элементами, формируют пакет характерных черт сферы ее эксплуатации:
— шипы отлично внедряются в поверхностный слой льда, обуславливая отличный разгон и эффективное торможение на обледенелом покрытии;
— слой покрышки, в котором смонтированы шипы, довольно твердый, что в совокупность с системой демпфирования металлических вставок обеспечивает более информативный и прочный контакт с асфальтобетонным покрытием, нежели «липучка» (свойство присуще дорогим «шиповкам»);
— свою роль шипы перестают выполнять по достижении 15-20 градусов мороза;
— металлические вставки, вне зависимости от стоимости покрышки, способны нарушить тишину даже в премиальных автомобилях.
Фрикционную резину характеризует набор таких свойств:
— высокие допустимые скорости передвижения;
— весьма низкий уровень шумности работы;
— высокий коэффициент сцепления с влажным и сухим асфальтом;
— отличное сопротивление возникновению явления аквапланирования;
— фрикционное превосходство на льду перед шипованной резиной при температуре ниже 15 градусов мороза.
Делаем выводы. Какие шины лучше на зиму для эксплуатации в глубинке? — ответ очевиден, шипованные.
Характерные для мегаполиса снежная каша и влажный асфальт, посыпаемый иногда дефектными реагентами, по силам обычной «липучке».
Рисунок протектора: какие шины лучше поставить на зиму в конкретных климатических условиях
Тип рисунка протектора зимних шин
Изготовить универсальную резину с отличными фрикционными свойствами на любом покрытии не представляется возможным. Занимаясь смещением точки баланса в определенную сторону каждый производитель создает целый модельный ряд зимних покрышек, обладающих различной силой сцепления со снегом, асфальтом и льдом. Существуют специальные рейтинги зимней резины, помогающие автовладельцу выбрать оптимальную «обувь» для своего авто. Легко читаемый рисунок протектора способен указать, какие зимние шины в каждом конкретном случае лучше выбрать без ущерба полноценному драйву:
— V-образный или клиновидный протектор. Позволяет эффективно бороться с явлением аквапланирования. Резина неплохо справляется с кашей и заснеженными участками.
— Классический слегка направленный протектор с продольными канавками. Подобная геометрия удовлетворительно отводит воду от пятна контакта и достойно ведет себя на сухом асфальте.
— Ассиметричный протектор. Компромиссное решение, объединяющее в себе положительные черты классического и клиновидного рисунков. Процесс комбинирования получается не всегда удачным, вследствие чего заснеженные участки могут стать для данного протектора настоящим испытанием.
Более детальный анализ дизайна контактной части изделия поможет окончательно разобраться, какие шины лучше купить на зиму в зависимости от климатической ситуации конкретного региона:
— большое количество разделенных широкими канавками ромбиков и прочих геометрических фигур + относительно большая их высота (9-10 мм) гарантируют 100% проходимость заснеженных участков и прогнозируемое поведение на льду;
— жесткая середина, большие и невысокие (5-6 мм) геометрические фигуры с характерными фасками, расположенные на плечевых сторонах, свидетельствуют о способности быстро передвигаться по сухому и мокрому асфальту, снежной каше (проходимость по снегу и льду – удовлетворительная).
Какие шины лучше на зиму: шипованные или фрикционные?
шипованные или фрикционные?
В решении вопроса «какие модели зимних шин лучше выбрать?» расставит акценты комплексный анализ.
Резина с высоким скоростным индексом (T, H, V – 190-240 км/ч) и заниженной высотой протектора (5-6 мм) – скоростная и не может обладать хорошей проходимостью. Уверенно преодолевающие снежные заносы шины чаще индексируются буквами R, Q (170, 160 км/ч) и имеют высокий протектор с мелкими густоламелированными «шашечками», разделенными широкими каналами.
Коротко о некоторых моделях и производителях
Анализ результатов тестов на предмет того, какие шины определить лучше на зиму, а также отзывы автовладельце показали:
— фаворит даже самых жестких испытаний – Michelin X Ice 3;
— компания Bridgestone стремится сделать акцент в сторону уверенного передвижения по льду (лишь — —-фрикционная шина Blizzak VRX обладает вполне сносным поведением на снегу);
— в семействе Nordman компания Nokian идти на компромиссы не собирается: Nordman 5 и 4 обладают скудным набором достоинств, ограничивающих сферу их применения;
— компания Kuhmo при разработке резины I’Zen KW31 делает ставку на сцепные свойства со льдом и отвела прочностные свойства на второй план;
— шины Hankook iCept iZ W606 и iPike RS W419 – весьма достойный выбор, на снегу и льду демонстрируют образцовые свойства, присущие дорогостоящим покрышкам.
— покрышки от Cordiant обладают небольшим набором достойных характеристик: Winter Drive хорошо себя показывает только на асфальте, Polar SL – неплохо едет только по снегу.
Стоит ли при выборе зимних шин опираться на рисунок их протектора?
Рисунок протектора любой шины — что фотография в паспорте человека. По ней идентифицируют личность. И… в общем-то, на этом все! Судить по внешности о том, какой характер у человека или шины, нельзя. Именно по этой причине неправильно делать выбор в пользу направленного, асимметричного, «агрессивного», «мягкого» и т. д. рисунка протектора при выборе зимней легковой шины. Важно знать, как она себя ведет на дороге, в каких условиях проявляются ее сильные стороны. Почему это так, а не иначе?
Начнем с того, что любой рисунок протектора — есть самое настоящее произведение искусства, которое создается с применением современных программ 3D-моделирования и виртуальных испытательных комплексов. А чтобы эти программные аппараты работали должным образом, они должны содержать огромный массив различной информации, которая аккумулируется годами. И самое главное, все, что создано в виртуальном мире, должно доказать свою работоспособность на дорогах общего пользования, на заснеженном, обледенелом, мокром покрытии, а также чистом асфальте.
Иными словами, виртуальные модели должны воплотиться в ходовые образцы и пройти полный цикл испытаний. Теперь понятно, почему создание рисунков протекторов шин есть прерогатива только крупных, имеющих мощный финансовый и технический потенциал компаний. Например, у лидера отечественной шинной промышленности — компании «Кордиант» — научно-исследовательской работой и испытаниями шин занимается отдельный RND-центр, в котором работают десятки специалистов различного профиля.
Идем дальше. Рисунок протектора шины нельзя оценивать в одной лишь его плоскости. Он, как мы уже сказали выше, представляет собой объемную модель, каждый блок, ламель, ребро и т. д. которой выполняет строго определенную функцию. Именно совокупность всех элементов формирует характер шины. Взять, к примеру, «фрикционку» CORDIANT WINTER DRIVE 2.