Внутренний экзамен в автошколе
Читатели сайта pddmaster.ru довольно часто задают вопросы по сдаче внутреннего экзамена в автошколе.
Чаще всего кандидат в водители хочет узнать правила проведения внутреннего экзамена, требования к ученику, количество вопросов в билетах, количество упражнений и т.п.
В данной статье рассмотрены особенности проведения внутреннего экзамена в автошколе:
Что означает внутренний экзамен и зачем он нужен?
Внутренний экзамен в автошколе является репетицией перед сдачей экзамена в ГИБДД. Он проводится сотрудниками автошколы и его результаты не передаются в ГИБДД. При этом не существует единых правил сдачи внутреннего экзамена, т.е. требования к кандидатам в водители определяются самой автошколой.
С одной стороны, требования к кандидату в водители могут быть более жесткими, чем при сдаче экзамена в ГИБДД. С другой — прессинг на внутреннем экзамене меньше, т.к. экзамен принимают знакомые преподаватель и инструктор, а не полицейский в погонах.
Внутренний экзамен в первую очередь необходим автошколам для того, чтобы отсеять плохо подготовленных кандидатов в водители. Автошколы можно понять, ведь если бы до экзаменов допускались все плохо подготовленные учащиеся, то очереди на сдачу выросли бы в несколько раз. А они и сейчас достаточно большие.
Что касается самого кандидата в водители, то для него сдача внутреннего экзамена является обязательной, поскольку только после нее он может получить документ о прохождении обучения, который необходим для допуска к экзамену в ГИБДД в 2023 году.
Примечание. С 5 ноября 2013 года экзамен в ГИБДД можно сдать только после обучения в автошколе. Сдача на права экстерном отменена.
Требования на внутреннем экзамене
Многих кандидатов в водители интересует, правомерны ли требования на внутреннем экзамене, которые жестче требований ГИБДД.
В автошколах внутренний экзамен проходит по правилам, разработанным самой автошколой, поскольку в нормативных документах требования ко внутренним экзаменам никак не отражены.
Автошколы стремятся к тому, чтобы большая часть обученных водителей успешно сдавала на права в ГИБДД пусть не с первого раза, но по крайней мере с двух-трех попыток. Поэтому для них не имеет смысла допускать на экзамен кандидата, который в каждом билете делает по 3 ошибки, а на автодроме хорошо выполняет только разворот.
Поэтому требования на внутренних экзаменах и делают жестче. При этом чем сложнее внутренний экзамен, тем больше водителей сдают экзамен в ГИБДД с первого раза.
Внутренний теоретический экзамен
Обычно внутренний теоретический экзамен предполагает успешное выполнение как минимум пяти билетов, при этом максимальное количество допущенных ошибок может составлять от 0 до 1.
Чаще всего в автошколе необходимо решить 10 билетов с 1 ошибкой, хотя могут быть как более жесткие, так и более мягкие требования.
Экзамен может сдаваться как по официальным билетам, предложенным ГИБДД, так и по комплекту, разработанному автошколой.
Внутренний экзамен на автодроме
Сдача автодрома в автошколе обычно подразумевает успешную сдачу не шести упражнений, а всех семи.
Штрафные баллы на внутреннем экзамене могут и не учитываться, а количество кругов по автодрому может составлять от одного до пяти. Т.е. каждое упражнение нужно выполнить успешно от одного до пяти раз без единого штрафного балла.
Внутренний экзамен по вождению в городе
Требования к внутреннему экзамену в городе также могут быть жестче, чем на экзамене в ГИБДД.
Например, максимально возможное количество штрафных баллов может быть от 0 до 4. Т.е. кандидат в водители не сдаст внутренний экзамен до тех пор, пока не проедет в городе безупречно.
Пересдача внутреннего экзамена
При пересдаче внутреннего экзамена также могут использоваться более жесткие правила. Например, отрицательный результат при сдаче города может привести к повторному прохождению всех 3-х этапов внутреннего экзамена.
В заключение хочу отметить, что в данной статье рассмотрены самые суровые требования для каждого из этапов экзамена. Однако на практике в большинстве автошкол внутренний экзамен проходит по правилам, близким к правилам ГИБДД, и оказывается лишь немного сложнее.
А по каким правилам проходит внутренний экзамен в Вашей автошколе? И какие проблемы он вызывает?
Как проходит внутренний экзамен в автошколе
Внутренний экзамен в автошколе – обязательный этап на пути к получению водительского удостоверения. Он является своеобразной проверкой, насколько хорошо ученик усвоил правила ПДД и на практике отточил мастерство вождения, и готов ли он к дальнейшим экзаменационным испытаниям в ГАИ. По итогам тестирования студент получает официальный документ, подтверждающий успешное окончание учебного заведения и допуск к групповой сдаче экзамена в ГИБДД, либо, в случае «завала», направляется на пересдачу. О том, как проходит внутренний экзамен в автошколе и расскажет наш обзор.
Нужно ли сдавать внутренний экзамен?
Согласно действующей нормативно-правовой базе, сдача внутренних экзаменов – это обязательное требование для получения свидетельства о завершении обучения в автошколе. К тому же, итоговое тестирование необходимо и самим образовательным учреждениям для того, чтобы выявить хорошо и плохо подготовленных учеников. С последними они проводят дополнительные занятия, «подтягивая» их уровень знаний до требуемого.
Речь идет не только о получении заветного документа, но и о безопасности других участников дорожного движения. Чем качественнее подготовлен будущий водитель, тем меньший процент того, что он попадет в дорожно-транспортное происшествие.
Каких-то строго регламентированных федеральных правил для сдачи внутреннего экзамена в автошколах нет. Тестирование проводится по программе учебного заведения, однако, обычно, оно полностью дублирует экзамены ГАИ или может быть немного сложнее.
Тренируемся как сдавать экзамен в отделении ГИБДД
Проверка навыков вождения и знаний правил ПДД в стенах автошколы состоит из трех последовательных этапов – сдачи теории, практики на специализированной площадке (автодроме) и езде на автомобиле в условиях города. Роль экзаменационной комиссии выполняет 3 человека, работающих в соответствующем образовательном учреждении. Если говорить об отличиях внутреннего экзамена и тестирования в ГИБДД, то выглядят они так:
Помимо этого, при сдаче внутреннего экзамена в автошколе существенно отличается эмоциональный фон – все испытания проходят в дружественной атмосфере.
Теоретический экзамен
Чаще всего, теория проходит в компьютерном классе в виде тестирования (независимо от того, на какую категорию прав претендует ученик – А, Б, БЕ). На первом этапе, испытуемому нужно будет дать правильные ответы на несколько экзаменационных билетов, касающихся ПДД (обычно, от 3 до 5). Каждый билет включает по 20 вопросов, разделенных на 4 тематических блока. Количество возможных ошибок определяет администрация автошколы, однако, в большинстве случаев, больше одной делать не рекомендовано.
Обратите внимание, что при сдаче экзамена в ГИБДД можно делать не более двух ошибок (по одной в разных блоках). Каждый неправильный ответ, автоматически влечет за собой 5 дополнительных вопросов из соответствующего тематического блока. На тестирование отводится 20 минут времени и плюс 5 минут на дополнительные вопросы.
Автодром
Практический экзамен состоит из двух этапов – вождение на специально оборудованной площадке и по городу. Демонстрация навыков управления автомобилем на автодроме подразумевает выполнение следующих обязательных упражнений:
Экзамен на вождение
После успешного прохождения первых двух этапов, ученик выезжает с инструктором в город. Здесь ему необходимо продемонстрировать не только знания правил ПДД, но и другие аспекты вождения (умения анализировать дорожную обстановку, вовремя реагировать на людей на пешеходных переходах и т.д.). По результатам этого тестирования принимается финальный вердикт о допуске или недопуске ученика к госэкзамену в ГАИ.
Успешная сдача в автошколе – залог получения прав в ГИБДД
Чтобы с первого раза получить водительские права, нужно не только пройти курс обучения в автошколе, но и на отлично сдать внутренний экзамен. От результатов тестирования, проведенного в стенах учебного заведения, напрямую зависит успех прохождения испытаний в ГИБДД. Внутренний экзамен в автошколе, это своего рода генеральная репетиция предстоящего экзамена в ГАИ. Он позволяет реально оценить способности учеников и уменьшить количество возможных пересдач в ГИБДД.
Внутренний экзамен в автошколе в 2023 году
Каково же удивление для учеников автошколы, когда им говорят про сдачу внутренних экзаменов. Еще экзамены помимо ГИБДД! Как так?
Дорогие читатели, присаживайтесь поудобнее. В этой статье мы расскажем вам про внутренние экзамены в автошколе и их подводные камни.
Что значит внутренний экзамен в автошколе
Внутренний экзамен в автошколе – это психологическая и практическая подготовка к финишной прямой. Автошколы проводят свои экзамены не для того, чтобы ученики дольше обучались у них. Здесь все совсем наоборот. Автошколы нацелены на то, чтобы ученики сдавали финальные экзамены с первого раза! Для этого и разработали внутренние экзамены.
Сколько экзаменов сдают в автошколе, столько сдают и в ГИБДД. Экзамены разделены на 2 этапа:
- теоретический
- практический
Во время теоретического экзамена нужно решить вопросы из Правил дорожного движения. На практике необходимо показать все навыки управления автомобилем.
Однако есть отличия между внутренними и финальными экзаменами:
- Внутренние экзамены сдаются на территории автошколы: теория в филиале, а практика на автодроме;
- Во внутренний теоретический экзамен входят 3 билета ПДД, вместо 1.
Все эти отличия помогают ученикам лучше подготовиться к финальному этапу получения водительских прав морально и физически.
Обязательно ли сдавать внутренний экзамен в автошколе
Частый вопрос учеников: обязательно ли сдавать экзамен в автошколе?
Представим босса из компьютерной игры. Его тяжело будет побороть, если не пройти последние этапы на пути к финальному сражению. Ведь каждый этап в игре все сложнее и сложнее, чтобы вы обладали нужными навыками и подготовкой для боя с боссом.
Этап между обучением и ГИБДД очень важен. Сдача внутреннего экзамена в автошколе – это 50% к успеху в сдаче экзаменов в ГИБДД!
Во всех автошколах внутренние экзамены – обязательны. Это маст-хэв в процессе обучения.
Бывают ли автошколы без внутренних экзаменов
Репетиции перед важными событиями всегда нужны и важны. История с внутренними экзаменами не исключение. В России не существует ни одной автошколы без таких экзаменов! Уже несколько лет они являются неотъемлемой частью обучения вождению.
Экзамен по вождению
Начнем с самого начала – какие экзамены сдают в автошколе.
Всего есть 2 вида экзамена – по теории и практике. В этом разделе мы более подробно расскажем про практику – вождение!
Сколько экзаменов в автошколе по вождению
Все автошколы проводят внутренние экзамены по-разному. Что касается вождения, то оно поможет быть разделено еще на 2 этапа:
- автодром;
- город.
Некоторые автошколы практикуют следующую историю: ученикам нужно сдать площадку и город. Прямо как в ГИБДД. Даже со штрафными баллами
Сколько вопросов на экзамене по вождению
Дорогие читатели, не переживайте. Вопросов, как на экзамене по теории, не будет. Если вы отлично владеете навыками вождения, то кроме вашей фамилии в начале экзамена вас ни о чем не спросят! То есть, внутренний экзамен по вождению в автошколе, не предусматривает никакие вопросы
Сколько длится экзамен по вождению
Сколько времени идет экзамен по вождению – один из частых вопросов учеников. Ведь в ГИБДД всегда история складывается по-разному: вы можете приехать утром и закончить до обеда, либо прождать весь день. В автошколе в этом плане сделано все более организовано. Автошкола старается не набирать большое количество учеников в один день, чтобы всем было удобнее и комфортнее. Также к каждому ученику прикреплено время сдачи. Поэтому он может спокойно ставить планы на этот день.
В среднем, ученики сдают практический экзамен за 10-15 минут.
Однако можно “завалить” экзамен уже на первых секундах. Для этого нужно запомнить самые частые ошибки учеников и не повторять их:
- Настройте кресло;
- Настройте боковые зеркала;
- Пристегнитесь (и попросите пристегнуться инспектора);
- Снимите ручной тормоз, если вы готовы начать экзамен
- Включите левый поворотник при начале движения.
Если не получилось сдать экзамен по вождению
Не у всех учеников получается сдать экзамен с первого раза и без ошибок. Это совершенно нормально!
Если вы сразу задумались, можно ли пересдать внутренний экзамен в автошколе, то хотим вас успокоить. Естественно, можно.
Однако не настраивайте сразу себя на пересдачи. Верьте в себя и старайтесь для наилучшего результата
Можно ли сдать экзамен по вождению в другой автошколе
Здесь существует щепетильный момент.
Если вы обучались в одной автошколе, но хотите сдавать внутренние и финальные экзамены в другой, то спешим вас огорчить. Вам придется обучаться в этой автошколе заново.
Это связано с тем, что в самом начале обучения ученика заносят в реестр ГИБДД.
Администратор автошколы добавляет туда информацию о нем и указывает название автошколы, в которой ученик обучается. Если ученик хочет разорвать договор с автошколой, то его убирают из реестра ГИБДД. Когда ученик переходит в другую автошколу, ему нужно заново заключать договор и, следовательно, обучаться.
Расскажем историю одного ученика, который потом стал частью нашей команды Автошколы Техника. Алина обучалась в районной автошколе, которая, по ее словам, не дала ей необходимые навыки вождения. Даже дополнительные занятия с инструктором были бессмысленны. Из-за этого она никак не могла сдать внутренние экзамены. Алина сделала смелый шаг – забрала документы и пришла к нам обучаться вождению с нуля. Спустя 3 месяца обучения пришло время внутренних экзаменов. Сдача экзамена в автошколе прошла успешно с первого раза!
Много правильной практики с профессиональными инструкторами помогли не только Алине, но и всем ученикам Техники, сдавать внутренний экзамен по вождению с первых разов.
Что входит в экзамен ПДД
Самый первый внутренний экзамен в автошколе – это теоретический. Всего изучаются и разбираются 800 тестовых вопросов. Не пугайтесь этого числа. За 1-1,5 месяца обучения теории ученики щелкают их как орешки.
В основу ПДД при обучении на категорию В входят следующие темы:
- Общие положения (25 вопросов)
- Дорожные знаки (126 вопросов)
- Дорожная разметка (40 вопросов)
- Сигналы светофора и регулировщика (39 вопросов)
- Начало движения, маневрирование (113 вопросов)
- Скорость движения (19 вопросов)
- Обгон, опережение, встречный разъезд (36 вопросов)
- Остановка и стоянка (47 вопросов)
- Проезд перекрестков (113 вопросов)
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (23 вопроса)
- Неисправности и условия допуска транспортных средств к эксплуатации (26 вопросов)
- Безопасность движения и техника управления автомобилем (59 вопросов)
- Оказание доврачебной медицинской помощи (20 вопросов)
- Общие обязанности водителей (15 вопросов)
- Расположение транспортных средств на проезжей части (24 вопроса)
- Приоритет маршрутных транспортных средств (5 вопросов)
- Буксировка механических транспортных средств (8 вопросов)
- Применение специальных сигналов (9 вопросов)
- Движение по автомагистралям (13 вопросов)
- Учебная езда и дополнительные требования к движению велосипедистов (4 вопроса)
- Движение в жилых зонах (7 вопросов)
- Движение через железнодорожные пути (11 вопросов)
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств (5 вопросов)
- Перевозка людей и грузов (6 вопросов)
- Ответственность водителя (15 вопросов)
- Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки (9 вопросов)
На внутреннем экзамене ученик сдает от 1 до 3 экзаменационных билетов в автошколе*. В каждом билете находятся 20 вопросов. Допускается сделать до двух ошибок в разных блоках. Однако за одну ошибку придется ответить еще на +5 вопросов из этого же блока.
*зависит от автошколы
Порядок сдачи теории в автошколе
Помните, как раньше нужно было вставать в живую очередь на сдачу крови в поликлиниках? Хорошо, что придумали онлайн запись, и теперь стало намного проще жить
При записи на зачет по теории в автошколе происходит все то же самое!
Вы говорите администратору, в какой день и какое время вам будет удобно прийти на экзамен. Вас записывают, и все!
А если вам интересно увидеть, как проходит зачет в автошколе по теории, то делимся с вами коротким видео:
Как сдать теоретический экзамен в автошколе
Преподаватель в Автошколе Техника Вадим Щедрин на специальных вебинарах рассказывал, как сдать зачеты в автошколе. Раскроем закулисье и поделимся лайфхаками:
- Не пропускайте занятия по теории;
- Всегда задавайте вопросы преподавателю, если они у вас есть;
- Постоянно практикуйтесь. Скачайте приложения для решения билетов.
Уверены, что для ни для кого не секрет. что постоянная практика – это уже половина успеха! Главное, не забивайте на обучение и повторение.
Кто входит в комиссию при сдаче внутреннего экзамена
Как уже выше писали, сдача экзаменов на права в автошколе у всех учреждений проходит по-своему.
На теоретическом экзамене может присутствовать преподаватель и администратор автошколы. Чаще всего только администратор филиала.
В комиссию практического внутреннего экзамена входят старший инструктор автошколы и инструктор, который на протяжении всего обучения учил вас навыками вождения.
Сколько ошибок можно допустить на экзамене в автошколе
Система ошибок экзаменов в ГИБДД аналогична с системой внутренних экзаменов.
Если допускаете больше двух ошибок на теории, то это не сдача. На практике – получаете 5 штрафных баллов – не сдача.
Делимся с вами актуальным списком штрафных баллов:
Может ли быть внутренний экзамен в автошколе онлайн
Правила сдачи внутреннего экзамена в автошколе гласят — нельзя сдавать и теорию, и практику онлайн. Даже результаты экзамена в приложениях по типу ДРОМ, увы, не засчитают как за сдачу.
Что делать, если автошкола «заваливает» на внутреннем экзамене
Делимся с вами секретом – ни у инспектора, ни у инструктора и любого другого сотрудника автошколы нет задачи завалить ученика на экзамене. Квалификационный экзамен в автошколе – это серьезная моральная и физическая подготовка к ГИБДД и реальной жизни. На дорогах иногда можно встретить непредсказуемого водителя. Задача автошколы – научить правилам езды в естественной среде.
Поэтому, дорогой наш читатель, “завалить” в простонародье = реально подготовить ученика к сложным обстоятельствам. Да, вот так вот!
Пересдача экзаменов в автошколе в 2023 году
Сдача экзаменов в автошколе в основном дается ученикам легче, чем в ГИБДД. Но бывают исключения, когда все наоборот. Пересдача – это совершенно нормальная практика в обучении. Не всем ученикам все дается с первого раза. Главное, что они набивают руку и становятся более уверенными водителями!
Сколько стоит пересдача
Пересдача внутреннего экзамена в автошколе в среднем стоит следующим образом:
- теория – 1000 рублей
- практика – 1000 рублей
Автошколы всегда дают бесплатные попытки. Их число варьируется от 3 до 5.
Сколько раз можно пересдать внутренний экзамен в автошколе
Сколько раз можно сдавать внутренний экзамен, столько сообщений можно отправить своему лучшему другу. В общем, очень много!
Самое главное – понять, в чем был затык и добить результат с инструктором. А потом уже сдать и идти на финишную прямую.
Если совсем не получается сдать внутренний экзамен в автошколе, то советуем поговорить с инструктором или вовсе сменить. Возможно, проблема не в вас.
Что делать после внутреннего экзамена в автошколе
Чем быстрее вы запишитесь на экзамен в ГИБДД после сдачи внутреннего экзамена, тем лучше.
Вы это можете сделать сразу, написав администратору автошколы.
Автошколы предоставляют услугу “Организованная сдача экзамена в ГИБДД”. Она помогает ученикам избавиться от головной боли с документами и поиском нужного кабинета для записи.
Это может пригодиться
Как бы это банальным сейчас не звучало, но практика – это 90% успеха. Всегда практикуйтесь. Не теряйте навык.
Перед внутренним экзаменом и экзаменом в ГИБДД рекомендуем взять дополнительное занятие с инструктором, чтобы не потерять хватку на фоне стресса.
Желаем всем успешной сдачи экзаменом! Ни пуха, ни пера!
Наша автошкола предлагает программу восстановления навыков вождения, которая поможет вам восстановить уверенность и улучшить ваше мастерство за рулем.
Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами
1.1. Квалификационные экзамены (далее — экзамены) проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 (далее — Правила).
1.2. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена (первый этап — на закрытой от движения площадке или автодроме, второй этап — на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения).
1.3. Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка — «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ».
Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действительна в течение 3 месяцев.
Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене.
В случае если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена не требуется.
1.4. Оценки, полученные кандидатом в водители, заносятся в экзаменационный лист (приложение к Общим положениям) и протокол экзамена (приложение № 3 к Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782).
1.5. Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:
«А» — на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа;
«В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 км/ч;
«С» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;
«D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 м;
«Е» — на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории:
«В» — с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 кг;
«С» — с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м;
«D» — на сочлененном автобусе.
Примечание: В исключительных случаях (прием экзаменов у отдельных категорий граждан, прием экзаменов в сельской местности) по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения субъекта Российской Федерации допускается использование иных транспортных средств (мотоциклов с боковым прицепом, автобусов вместимостью не менее 20 сидячих мест и длиной не менее 6,5 м, грузовых автомобилей, относящихся к категории «С», с разрешенной максимальной массой менее 7000 кг).
II. Методика проведения теоретического экзамена
1. Содержание экзамена
1.1. Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
1.2. При проведении теоретического экзамена проверяется знание кандидатом в водители:
Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД) и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Основные положения по допуску ТС к эксплуатации);
основ безопасного управления транспортным средством (далее — ТС);
законодательства Российской Федерации — в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей ТС;
технических аспектов безопасного управления ТС;
факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
элементов конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;
методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП).
1.3. Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты (далее — билеты), утвержденные Главным управлением ГИБДД МВД России. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий ТС:
комплект 1 («А» и «В») — для кандидатов в водители ТС категорий «А», «В»;
комплект 2 («С» и «D») — для кандидатов в водители ТС категорий «В-С», «С», «D», «трамвай» и «троллейбус».
1.4 Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный.
2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена- индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
2.2. Теоретический экзамен проводится одним из методов:
методом письменного опроса по билетам;
методом программированного контроля знаний.
Метод проведения экзамена выбирается с учетом обеспеченности экзаменационного подразделения техническими средствами приема экзаменов.
Примечание: По мотивированной просьбе кандидата в водители по решению начальника экзаменационного подразделения метод проведения экзамена может быть изменен
2.3. Для ответа на билет кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
2.4. Хронометраж времени ведется экзаменатором с момента подачи команды, разрешающей кандидатам в водители приступить к работе с билетом.
2.5. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
2.6. Экзамен проводится в помещении (экзаменационном классе), оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора.
Планировка и оборудование экзаменационного класса должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители.
3. Порядок проведения экзамена
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методами и порядком проведения экзамена, порядком работы с билетом в зависимости от метода приема экзамена, разъясняет систему оценки.
3.2. Независимо от метода проведения экзамена экзаменационный билет формируется следующим образом.
Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит все вопросы №№ 1-5 экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДД МВД России; вторая — №№ 6-10; третья — №№ 11-15 и четвертая — №№ 16—20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы.
Перегруппировка вопросов внутри тематических блоков не допускается.
3.3. При проведении экзамена методом письменного опроса по билетам экзаменатор предлагает кандидату в водители выбрать билет.
На каждый вопрос билета кандидат в водители из числа предложенных ответов выбирает один наиболее полный и правильный ответ. Номер выбранного ответа на каждый вопрос кандидат в водители заносит в графу с номером соответствующего вопроса экзаменационного листа чернильной или шариковой ручкой. После ответа на все вопросы билета или истечения установленного времени экзаменационный лист подписывается кандидатом в водители и вместе с билетом сдается экзаменатору.
Экзаменатор проверяет правильность ответов на вопросы билета.
Ответ на вопрос, имеющий исправления или подчистки, считается неправильным.
При наличии неправильных ответов их номера отмечаются экзаменатором в экзаменационном листе и указываются номера правильных ответов в строке "Отметки экзаменатора".
3.4. При проведении экзамена методом программированного контроля знаний экзаменатор предлагает кандидату в водители занять указанное автоматизированное рабочее место (АРМ).
К автоматизированному комплексу, используемому для приема теоретического экзамена, предъявляются следующие требования.
Комплекс должен состоять из центрального пульта (ЦП) экзаменатора, к которому подключены АРМ кандидатов в водители. Каждое АРМ должно быть оснащено клавиатурой и монитором.
Перед началом экзамена на мониторе отображается номер АРМ, категории транспортных средств, на получение права на управление которыми сдается экзамен, а также фамилия, имя, отчество кандидата в водители, назначенного на данное АРМ. Ввод указанной информации должен осуществляться с ЦП экзаменатора*.
Экзаменационный билет формируется и выводится на экран монитора только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ.
В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена.
Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДЦ МВД России.
Кандидат в водители должен иметь возможность самостоятельного выбора последовательности ответов на вопросы билета.
Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им ответ (например, повторным нажатием соответствующей клавиши).
Результат экзамена, а также информация о правильности ответов на вопросы билета должны отображаться на экране монитора АРМ кандидата в водители только по окончании ответов на все вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.
На АРМ кандидата в водители должна быть предусмотрена возможность по окончании экзамена вывести на экран представленные ему вопросы, а также выбранные ответы.
Результат экзамена с АРМ кандидата в водители должен передаваться на ЦП экзаменатора для распечатки протокола экзамена и экзаменационного листа (в соответствии с установленной формой).
ЦП экзаменатора должен иметь возможность стыковки с базами данных, используемых в подразделениях ГИБДД МВД России.
В случае выявления неисправности автоматизированного комплекса в ходе экзамена оценка, выставленная кандидату в водители, аннулируется, и экзамен проводится вновь.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором.
4. Система оценки
4.1. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители в отведенное время ответил правильно не менее чем на 18 вопросов. В противном случае кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».
4.2. Если при ответе на вопросы билета кандидат в водители пользовался какой-либо литературой или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».
III. Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (Первый этап)
1. Содержание экзамена
1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
1.2. При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:
- пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида;
- трогания с места;
- маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
- построения оптимальной траектории маневра;
- оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
- переключения передач;
- остановки в обозначенном месте;
- постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
- въезда в бокс задним ходом;
- разворота на 180° передним и задним ходом в ограниченном пространстве;
- управления одной рукой мотоциклом;
- движения мотоцикла по колейной доске;
- управление мотоциклом на малой скорости;
- движения автопоезда по прямой задним ходом;
- постановки автопоезда задним бортом к платформе.
1.3. Первый этап практического экзамена проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее — площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена).
1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:
1.4.1 Для кандидатов в водители ТС категории «A» 3 упражнения:
упражнение №1 — "габаритный коридор", "габаритный полукруг", разгон-торможение";
упражнение №2 — "змейка", "колейная доска", "управление на малой скорости";
упражнение №3 — "габаритная восьмерка".
Примечание: При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие элементы:
"змейка" (шаг: 5 м, ширина коридора: 5 м);
"габаритная восьмерка" (наружный диаметр кольца: 8 м, расстояние между центрами колец: 6,5 м);
"разгон-торможение".
1.4.2 Для кандидатов в водители ТС категории «B», «C» и «D» 3 упражнения:
а) вариант 1 :
упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 5 — «параллельная парковка задним ходом»;
упражнение № 7 — «змейка»;
б) вариант 2:
упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 5 — «параллельная парковка задним ходом»;
упражнение № 8 — «разворот»;
в) вариант 3:
упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 8 — «змейка»;
упражнение № 5 — «въезд в бокс»;
Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется кандидатам в водители непосредственно перед началом практического экзамена
В случае, когда размеры и оборудование площадки позволяют организовать прием экзамена по всем трем вариантам одновременно, рекомендуется давать возможность кандидату в водители самому определять вариант, по которому будет проводиться экзамен, путем выбора случайным образом одной из трех карточек, на которых указаны номера соответствующих вариантов.
1.5. Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 мин. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать его владелец (за исключением ТС категории «А»). Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.
2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
2.2. Первый этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
а) один кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливая двигателя, информирует экзаменатора об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к выполнению следующего;
б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от материально-технического оснащения экзаменационного подразделения, обустроенности и размеров площадки, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.
2.3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
2.4. Упражнения №№ 1 — 4 выполняются только на ТС с механической трансмиссией.
Примечание: При проведении экзамена на получение права на управление ТС категории "D" допускается выполнение упражнения №4 на ТС с автоматической трансмиссией.
2.5. ТС должно соответствовать требованиям ПДЦ и Основных положений по допуску к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель — прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач — в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
2.6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим требованиям:
- площадка должна быть обустроена в соответствии со схемами упражнений (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена);
- для упражнения №4 "Остановка и трогание на подъеме" использование колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8-16% включительно
- покрытие площадки должно ровным и однородным;
- коэффициент сцепления колеса с покрытием площадки (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4
- в случае проведения экзамена в темное время суток освещенность площадки должна быть не менее 20 лк.
2.7. Не допускается проведение экзамена:
- в случае если ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;
- в случае если площадка не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.6 настоящей Методики.
2.8. Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.
Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий), военных комиссариатов и других организаций (далее — помощник).
3. Порядок проведения экзамена.
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
3.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.
3.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.
Команды кандидату в водителю должны подаваться четко и своевременно. При отстутствии возможности подачи команд голосом (нахождение экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему условных жестов, значения которых предварительно доводятся до сведения кндадата в водители.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем — кандидатом в водители.
4. Система оценки
4.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.
4.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная — «НЕ ВЫПОЛНИЛ».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.
Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике проведения 1 этапа практического экзамена.
Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
4.3. Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
4.4 Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом, или отказался от выполнения одного упражнения.
4.5. В случае, когда кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется возможность повторно выполнить это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе.
При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценка «СДАЛ», при отрицательном — «НЕ СДАЛ».
IV. Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (Второй этап)
1. Содержание экзамена
1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков самостоятельного управления ТС конкретной категории в условиях реального дорожного движения и вынесения решения о возможности выдачи ему водительского удостоверения.
1.2. При проведении второго этапа практического экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:
- Общие обязанности водителей;
- применение специальных сигналов;
- сигналы светофоров и регулировщиков;
- применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
- начало движения, маневрирование;
- расположение транспортного средства на проезжей части;
- скорость движения;
- обгон, встречный разъезд;
- остановка и стоянка;
- проезд перекрестков;
- пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;
- движение через железнодорожные пути;
- приоритет маршрутных транспортных средств;
- пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
1.3. Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте (далее — маршрут).
Необходимое количество маршрутов определяется с учетом местных условий.
На каждый маршрут оформляется маршрутная карта форматом А4 и присваивается порядковый номер. Все маршруты утверждаются Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения района, города (района в городе).
1.4. Маршрут должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением ПДД.
2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена — индивидуальная.
При проведении экзамена в экзаменационном ТС должны находиться кандидат в водители и экзаменатор. Допускается также присутствие собственника ТС либо его представителя (далее — владелец ТС).
Примечание: В случае присутствия на экзамене владельца ТС целесообразно, чтобы при движении по маршруту он находился на сидении, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления ТС.
2.2. Второй этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
- несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по одному маршруту;
- несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по нескольким маршрутам одновременно.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества маршрутов, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.
Примечание: Для оптимизации временных затрат на проведение экзамена целесообразно, чтобы каждый из маршрутов начинался и заканчивался в одном и том же месте.
2.3. Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором.
2.4. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
Перед началом экзамена ТС должно быть установлено экзаменатором или владельцем ТС в начале маршрута, двигатель — прогрет и выключен, рычаг коробки переключения передач — в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
2.5. Маршрут должен обеспечить возможность выполнения кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:
- проезд регулируемого перекрестка;
- проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;
- проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
- левые, правые повороты и разворот на перекрестках;
- перестроение в рядах на участке дороги, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении;
- обгон;
- движение с максимальной разрешенной скоростью;
- проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС;
- торможение и остановка при движении на различных скоростях.
Маршрут должен учитывать особенности выполнения вышеперечисленных действий на ТС различных категорий.
2.6. Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 20 минут, однако экзамен может быть прекращен досрочно — после получения кандидатом в водители оценки "НЕ СДАЛ".
Примечание: В случае выполнения кандидатом в водители всех заданий экзаменатора, предусмотренных пунктом 2.5 настоящей Методики, допускается сокращение продолжительности экзамена.
2.7. Не допускается проведение экзамена в следующих случаях:
- ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.4 настоящей Методики;
- маршрут не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;
- пользование участками дорог на маршруте угрожает безопасности дорожного движения.
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой и методом проведения экзамена, системой оценки, порядком и последовательностью выполнения заданий на маршруте.
Экзаменатор указывает в экзаменационном листе номер маршрута.
3.2. По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по маршруту, следуя указаниям экзаменатора.
3.3. При движении по маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, обеспечивает безопасность движения экзаменационного ТС (при отсутствии владельца ТС), контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.
Команды кандидату в водители должны подаваться экзаменатором четко и своевременно. Необходимо предлагать кандидату в водители самому определить оптимальные место и время для выполнения заданий экзаменатора. Например, команды развернуться или остановиться должны подаваться соответственно в следующей форме: «Выберите место для остановки и остановитесь» или «Выберите место для разворота и развернитесь».
Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД.
При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия владелец ТС или экзаменатор (при отсутствии владельца ТС) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления экзаменационным ТС.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем — кандидатом в водители.
4. Система оценки
4.1. Второй этап практического экзамена в итоге оценивается по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ».
4.2. Для оценки экзамена определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие.
В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.
4.3. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5.
Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.