Как правильно тормозить на велосипеде с ручными тормозами
Перейти к содержимому

Как правильно тормозить на велосипеде с ручными тормозами

  • автор:

Как правильно тормозить на велосипеде? 10 советов

Мы с вами уже столькому вместе научились. Я говорю о разного рода советах относительно велосипедов, которые мы иногда публикуем. Разумеется, советы эти пригодятся новичкам, в первую очередь. Хотя, как знать, может и еще кому-то они станут полезны. В любом случае — они бесплатны) Между прочим, научившись грамотно тормозить начинаешь быстрее ездить. Да, звучит это контринтуитивно, однако реальность оказывается таковой.

0. Убедись, что тормоза есть

Не смешно, кстати. Дело в том, что есть велосипеды, конструкция которых наличие тормозов не предусматривает. Речь идет о трековых велосипедах, которые делаются максимально жесткими, легкими и быстрыми. Суть этих велосипедов кроется уже в самом названии — они предназначены для использования на треке, то есть на велодроме. Пол там выстелен специальными породами дерева, ветра нет, повороты имеют наклон, чтобы можно было не сбавлять скорость. в общем, там все сделано для максимальных скоростей, тормозами там не пользуются и скоростями тоже. Звезда сзади всего одна и она напрямую соединена со втулкой без храпового механизма. Если кажется, что такая техника не ездит быстро. то спешу вас уверить, что 70 км/ч они набирают. Разумеется, для таких скоростей необходимо и подготовкой определенной обладать.

В общем, тормозов там нет, при желании остановиться приходится ногами замедлять вращение педалей постепенно останавливая свой ход. Второй способ остановиться заключается в переносе веса тела на переднее колесо о блокировке педалей. При таком раскладе колесо совсем блокируется и велосипед останавливается. Вы могли такое наблюдать в среде фиксеров. да, такие велосипеды еще фиксами называют. Так вот, к чему всё это. фиксы являются наиболее опасными на дорогах общего пользования по вышеперечисленным причинам. В некоторых странах на законодательном уровне предписано оборудовать велосипеды независимыми тормозами.

Потом, когда-то, когда наберешься опыта, можно пробовать и другие варианты. Но и в этом случае выбирая велосипед без тормозов ты подвергаешь риску не только себя, но и окружающих.

1. Убедись, что тормоза настроены

Кто-то любит, когда тормоза хватают в начале хода ручки, кому-то нравится, когда они хватают поближе к рулю. не важно, где они будут хватать, главное, чтобы они позволяли тормозить. Важно учитывать также, что ручка подведенная слишком близко к рулю может ограничивать усилие торможения в экстренных ситуациях. То есть, ручка все равно должна иметь приличный запас хода и не прижиматься к рулю вплотную.

Кроме ручек, следует настроить и тормозные машинки (калиперы). Идеальным считается параллельный подвод колодок. Тогда начало торможения хорошо ощущается и качество торможения интереснее. И не имеет значения конструктив ваших тормозов, данное правило справедливо для любых тормозов от любых брендов с любыми колодками (дисковая гидравлика или механика, ободная гидравлика или механика).

2. Учитывайте дорожные условия

Торможение в сухую и мокрую погоду различается довольно сильно.

Во-первых, ободная классика на шоссейниках или МТБ с наличием воды работает намного слабее и это важно учитывать, находясь на дороге. В конечном итоге, они будут тормозить, но их эффективность снизится процентов на 80. Дисковая механика и гидравлика менее чувствительны к влаге. Там эффективность снижается только в самом начале торможения, однако быстро приходит в норму. Причин для этого много и останавливаться на них мы не будем. Просто зафиксируем у себя в голове, что дисковые тормоза при наличии влаги тормозят практически без потери эффективности.

Во-вторых, мокрая погода подразумевает наличие воды на дороге. Забегая наперед скажу, что ездить быстро по мокрой дороге можно, аквапланирования не произойдет. Говорю я это не просто так, а потому, что многие отталкиваются от теории автомобильной. Но давайте не забывать, что площадь контакта велосипедного колеса с дорогой в разы меньше, давление в покрышках, как правило, выше, чем у автомобиля. всё это позволяет велосипедному колесу сохранять такую-же площадь контакта с поверхностью, как в сухую, так и в мокрую погоды. Если пофантазировать, то, конечно, да, велосипедное колесо может начать аквапланировать, но на скоростях близких к скорости света, так что не переживайте.

Торможение в мокрую погоду всё же становится менее эффективным даже с дисковыми тормозами. Вся суть в снижении коэффициента трения между резиной покрышки и дорогой. То есть, тормозной путь вырастет. Также полезно учитывать этот фактор и при прохождении поворотов, колеса могут просто заскользить, если начать закладывать велосипед на мокрой дороге, как на сухой. Рельсы. тут вообще беда, метал смоченный дождиком и вовсе на лед похож. Но мы говорим о торможении. Итак, принимайте во внимание погодные условия в контексте торможения, обстановку на дороге, наличие на дорожном полотне различных артефактов, пыли, щебенки, смолы. Всё это в значительной степени влияет на эффективность торможения, а значит и на дистанцию, необходимую для остановки.

3. А нужно ли вообще тормозить?

Вопрос отличный. Зачастую некоторые райдеры жмут на тормоза просто потому, что ехать быстро страшно. Что ж, вполне резонно. Или нет. Было бе неплохо посмотреть подальше вперед, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, которые потребуют снижение скорости. вполне вероятно, что тормозить и вовсе не стоит. Довольно часто работу по снижению скорости на себя берет ветер и изгиб ландшафта, дайте им делать за вас некоторую работу.

4. Тормозите перед поворотом

Ну, это утверждение слышали многие, тут даже спорить не приходится. Действительно, наиболее безопасно сбрасывать скорость перед входом в поворот.

Хотя тормозить в повороте никто не запрещает. Главное выбрать момент, когда траектория наиболее прямая. Нажимать же на тормоза следует максимально нежно и аккуратно. Работать ручкой так же, как на прямой не стоит, ведь можно легко сорваться в занос. Тормозить в повороте приходится, например, когда его радиус неожиданно изменяется или встречается неожиданное препятствие.

Так что. сбрасывайте скорость перед поворотом, особенно, если он “закрытый”. Если приходится тормозить уже в нём, то делайте это максимально аккуратно.

5. Не бойтесь переднего тормоза

Многие боятся переднего тормоза, как огня. Кто-то избегает использование его из-за неприятного опыта, когда пришлось лететь через руль, кто-то просто боится его без весомых причин на это. А зря.

Передний тормоз намного эффективнее заднего. Прям ощутимо мощнее. Если обратите внимание на горные велосипеды, мотоциклы и даже автомобили, то обнаружите, что после остановки передняя их часть приподнимается, а задняя опускается. Так происходит потому, что транспортное средство, как и человек на нем, обладает инерцией. Если с этой инерцией на велосипеде не работать, то она будет каждый раз выбрасывать вас из седла. А работать с ней очень просто, достаточно перенести свой вес максимально назад и хорошо упереться руками в руль перед торможением передним тормозом.

Если всё так и сделать, то вы обнаружите, что тормозить передним тормозом намного эффективнее, велосипед останавливается значительно быстрее. Еще быстрее остановка произойдет, если использовать сразу оба тормоза. Однако стоит понимать, что даже при переносе веса назад возможен отрыв заднего колеса и переворот вперед. Поэтому передний тормоз резко нажимать не стоит даже в самых экстренных ситуациях. Начало воздействия на него должно быть плавным настолько, насколько это возможно. Со временем вы привыкнете к нему.

Также полезно знать, что при торможении передним тормозом блокировка колеса происходит намного сложнее и реже, но всё-таки происходит. В этом случае сохранять управление очень сложно. Опять же, если вес перенесен назад, а руки уперты в руль, то вы должны будете справиться. У меня была ситуация, когда в очень широком повороте я тормозил передним и задним тормозом на мокрой дороге, перед автомобилем. Заблокировались тогда оба колеса, но сохранить равновесие удалось. Хотя да, речи об управляемости уже не шло. Учитывайте еще и состояние дороги. если торможение началось на асфальте и переходит на пыльный участок, то интенсивность воздействия на ручку следует снизить, так как блокировка колеса вполне может произойти. Отпустить ручку также следует, когда съезжаете на песок, он вообще очень коварен в этом контексте.

В целом и общем, не бойтесь переднего тормоза. Начинайте им пользоваться хотя бы немного для начала, дальше войдете во вкус и навыки придут сами. Когда я только начинал ездить, то пользовался только задним тормозом. Сейчас я задним тормозом себе только немного помогаю, основное торможение, особенно экстренное, у меня происходит передним тормозом.

Перелетал ли я через руль? Нет. Однако были ситуации резкого торможения, когда заднее колесо поднималось очень высоко, благо интуитивно отпускал руку и велосипед возвращался в исходное положение. На сегодняшний день заднее колесо поднимается во время торможения у меня только тогда, когда этого хочу я. Играя весом и силой нажатия я могу контролировать высоту поднятия заднего колеса. В экстренных ситуациях. они бывают у меня с течением времени все реже, так как гоняю только когда нет других участников движения.

6. Задний тормоз для сыпучих дорог

Только что я вас уговаривал пользоваться передним тормозом чаще, а сейчас буду отговаривать. Сыпучие поверхности очень скользкие, а блокировка переднего колеса полностью лишает вас радости выбора направления своего движения. Стало быть, на сыпучих участках наиболее благоразумно использовать задний тормоз. Не забывайте, что заблокированное заднее колесо тормозит намного хуже, чем катящееся.

7. Не блокируйте колеса, оставьте это детям

Во-первых, тормозить заблокированным колесом очень дорого. Покрышка рано или поздно придет в негодность от такого режима. Хотя должен признаться, что мне это приносило определенное удовольствие. Дело в том, что я покупал такие покрышки, которые в теплое время года свистели во время движения юзом на тротуарной плитке и на асфальте с большим содержанием смолы. Прямо как автомобильные покрышки, только тише. Ну, нравилось мне это дело, вот и развлекался. А потом шёл и покупал новые покрышки снова и снова.

Переход на шоссейник меня сильно дисциплинировал, так как покрышки намного тоньше во всех смыслах. Одно торможение юзом формирует на ней очень ощутимый плоский участок. Если торможение было долгим, то такое плоское пятно будет еще “стучать” по попе во время движения. Так что. теперь я колеса не блокирую.

8. Не налегайте на задний тормоз

Нет, ну серьезно, я же рассказал про прелести переднего. оставьте задний уже в покое.

9. Дисковые или ободные тормоза?

Да какая вообще разница?

На мой взгляд, дисковые гидравлические тормоза намного интереснее ободных. Но и ободные порой умеют удивлять своей эффективностью. Только если не пыльно, не грязно и нет дождя. Дисковые имеют наибольшее преимущество по части модуляции (управлении силой сжатия тормозных колодок) усилия при небольшом усилии на ручке. Современные гидравлические модели позволяют осуществлять даже самые интенсивные остановки всего-то одним пальцем. Ни одни ободные на такое не способны даже при самых идеальных условиях. С другой стороны и заблокировать такое колесо проще, что чревато заносом и падением.

10. Учитесь тормозить

Да, даже такое незатейливое дело требует подготовки. Грамотное понимание процессов, которые происходят в момент торможения, позволяет грамотнее распоряжаться своими тормозами. В идеальных условиях на передний тормоз должно приходиться 75% всей нагрузки, и только 25% на задний тормоз.

Profile picture for user Борик Владимир

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Как правильно тормозить на велосипеде? Техника, ошибки, советы

260920091019

Вопросы вроде: «как ехать быстро на велосипеде?», «как проехать 100 километров?», «как правильно переключать передачи?» волнуют многих начинающих велосипедистов. При этом не так много тех, кто задаётся вопросом: «как же правильно тормозить на велосипеде?», хотя это я бы назвал одной из основ и считаю, что торможение нужно осваивать первым делом.

Когда я посещаю массовые велосипедные мероприятия, то нередко наблюдаю, как люди, катающиеся уже не первый год, очень плохо владеют техникой торможения. Это подтверждают и споры на некоторых интернет-форумах, где вполне опытные велосипедисты говорят о том, что на дисковой гидравлике они ездят без проблем, а на механике или v-brake’ах много раз делали «через руль». Конечно, опыт езды может быть большим, но это не даёт гарантии того, что техника со временем станет безупречной. Без всякого хвастовства могу сказать, что мой первый и последний «через руль» был, когда мне купили велосипед «Пионер-турист» с ручными тормозами лет в 7 и я, разогнавшись, зажал передний тормоз что есть сил. Считаю, что освоить технику торможения мне помогли гонки кросс-кантри, в которых я довольно плотно участвовал несколько лет подряд. Но, конечно, никто не обязывает вас ехать на гонки и посвятить этому долгие часы тренировок. В этой статье я постараюсь доступно донести свой опыт и мысли, касающиеся техники торможения на велосипеде.

Говорить мы будем на примере самого обыкновенного горного (МТБ) велосипеда. Вначале я рассмотрю самые распространённые ошибки, после дам некоторые рекомендации и в конце поговорим о разных типах тормозов и особенностях их использования.

Распространённые ошибки при торможении на велосипеде

Неисправность или отсутствие одного из тормозов

Довольно часто приходится наблюдать людей, ездящих на велосипеде, тормоза которого находятся в плачевном состоянии, а то и вообще нет переднего или заднего тормоза. Думаю тут говорить не о чем. У велосипеда должны быть исправные тормоза с хорошими тормозными колодками, за состоянием которых вы должны следить и своевременно заменять. Если речь идёт о дисковой механике или v-brake, то следите за состоянием тросиков и рубашек. В случае использования гидравлики, следите за состоянием гидролиний, проверяйте тормозную систему на наличие течей тормозной жидкости и своевременно устраняйте неисправности.

Преимущественное использование одного тормоза

Очень частая ошибка начинающих велосипедистов. Исходит она от того, что по началу довольно сложно скоординировать все движения. Здесь без тренировки никуда и пока все действия не дойдут до автоматизма, вы должны постоянно держать в уме то, что необходимо работать обоими тормозами.

Задний тормоз — основной?

Ещё одна распространённое заблуждение. Если понаблюдать за новичками, можно сразу заметить, что большинство тормозит преимущественно задним тормозом, а передний тормоз трогать боятся из-за страха сделать «через руль». Здесь сразу скажу, что основной тормоз — передний, задний лишь обеспечивает дополнительный контроль. Наверняка кто-то захочет поспорить, но всё же прошу поверить на слово. А если не на слово, то обратиться к законам физики. В случае экстренного торможения больший вес оказывает на передней части велосипеда, зад же, напротив, разгружается и при торможении задним тормозом блокируется колесо, оно уходит в юз, тем самым обеспечивая дальнейшее скольжение. Но здесь стоит отметить, что зимой, на скользкой дороге, передним тормозом нужно пользоваться очень осторожно и хорошо чувствовать велосипед.

Работа только тормозами

Велосипед — не автомобиль, где для остановки достаточно просто нажать на педаль тормоза. В нашем случае, в торможении, помимо самих тормозов, принимает участие всё ваше тело. Ведь как получается «через руль»: едет человек, вдруг возникает необходимость быстро остановиться, он сильно зажимает тормоз и дальше, во многих случаях, следует полёт. О том, как этого избежать, поговорим подробнее далее.

Как правильно тормозить на велосипеде

Не провоцировать ситуации, когда приходится прибегать к экстренному торможению

Первым делом хочется сказать про скоростной режим. Велосипед — не автомобиль и не мотоцикл, превысить скорость на нём, в большинстве случаев, довольно сложно, но всё же можно. Особенно это касается передвижения на велосипеде в крупных городах, где большие пробки являются неотъемлемой частью дорожного движения. У вас огромное преимущество — все стоят, а вы летите между рядами. Всегда есть вероятность, что кому-то придёт в голову высадить пассажира посреди проезжей части или просто выйти из автомобиля размять спину. Если в двух метрах от вас открывается дверь, то тут уже как ни тормози, но контакт неизбежен.

Привычка использовать оба тормоза

При этом чётко понимая их назначение. Основной тормоз — передний. Именно на него ложится основная нагрузка при торможении. Задний тормоз — дополнительный и обеспечивающий контроль. Чтобы научиться слаженно пользоваться тормозами, необходима тренировка. Вы просто должны понять для себя, что правильное использование тормозов — это ваша безопасность. Тренироваться лучше вне проезжей части. Прочувствуйте оба тормоза, сравните эффективность торможения одновременно двумя и каждым по отдельности, определите порог, после которого уже не долго до «через руль».

Работа всем телом

«Через руль» и прочие нелепости при торможении случаются тогда, когда человек на велосипеде сидит словно мешок с картошкой. Мастерство езды, в первую очередь, заключается в том, что вы должны научиться чувствовать велосипед, а он должен стать своего рода продолжением ваших рук и ног. Если вы бежите бегом и тут перед вами возникает препятствие, перед которым нужно остановиться, вы инстинктивно наклоняете корпус в обратную сторону. Это так потому, что ходите вы уже давно и все движения кажутся естественными. Также и с велосипедом, с той лишь разницей, что движения по началу не такие естественные и к ним нужно привыкать. Поверьте, вы никогда не сделаете «через руль» даже при самом резком торможении, если будете смещать корпус назад, за седло, и наклоняться, тем самым смещая центр тяжести. Особенно это важно при передвижении по гористой местности или при необходимости экстренного торможения.

Торможение во время манёвра

Если понаблюдать за не очень опытными велосипедистами, то можно заметить, что многие избегают торможения во время прохождения поворотов или при других манёврах и предпочитают тормозить, когда курс стабилизирован. Это также относится к согласованности действий и очень важно научиться пользоваться тормозами в разных условиях, независимо от манёвра, предпринимаемого в данный момент.

Торможение падением

Сразу вспоминаю себя в детстве. Когда был куплен уже упомянутый выше «Пионер-турист», для меня он был несколько велик, покупали же его, как и многое другое в том время, на вырост. Так вот нормально останавливаться у меня получалось только если рядом был поребрик, в остальных случаях я просто был вынужден заваливаться на бок. Видимо здесь играло роль, что я после первого «через руля» боялся активно пользоваться тормозами. Один раз рядом со мной бежала и лаяла небольшая собачка, я не придумал ничего лучше как грохнуться на неё вместе с велосипедом и тем самым остановиться �� Шутки шутками, но торможение падением иногда приходится применять и в обычной жизни, как правило, в экстренных ситуациях, конечно же.

Но здесь нужно понимать, что умение тормозить падением — это не от недостатка мастерства, а наоборот его показатель. Торможение падением следует предпринимать тогда, когда по-другому быстро остановиться просто не возможно. Такие ситуация довольно редки, но всё же случаются. Если вы оказались в подобной ситуации, то постарайтесь падать на бок, во время падения сгруппируйтесь и не выставляйте руки. Здесь хочется ещё раз упомянуть о важности ношения шлема, в таких ситуациях он может очень пригодиться.

Особенности торможения на различных видах тормозов

V-brake

Пожалуй этот тип тормозов всё ещё остаётся самым распространённым и встречается на подавляющем числе недорогих велосипедов. У некоторых возникнет вопрос: «V-brake — это плохо?». Нет, плохо не уметь ими пользоваться. Этот тип тормозов, впрочем как и другие, обладает своими достоинствами недостатками. Из них можно отметить то, что эффективность работы V-brake и их поведение довольно сильно зависит от внешних факторов, а также состояния ободов и колодок. Так, например, зимой обод и колодки могут обмерзать, а после езды по грязи или воде их эффективность существенно снижается. Если колесо не очень ровное, тормозная поверхность обода в плохом состоянии или колодки прилегают не всей поверхностью или под углом, то на работе тормозов это также сильно скажется.

Дисковые механические тормоза

Всё больше велосипедов, даже в бюджетном ценовом сегменте, обзаводятся дисковыми тормозами. Гидравлические устанавливают на более дорогие модели, а механику на те, что попроще. Тормоза эти весьма надёжны, неприхотливы и не так требовательны в обслуживании. Кроме того, они не так сильно подвержены воздействию внешних факторов. Следите за состояние тросиков, рубашек, своевременно заменяйте колодки. Многое также зависит и от качества тормозных ручек, как и в случае с vbrake.

Дисковые гидравлические тормоза

Здесь актуально всё, что написано про дисковую механику, за исключением лишь того, что нет необходимости следить за состоянием рубашек и тросиков, вместо этого нужно обращать внимание на появление возможных течей тормозной жидкости. Дисковые гидравлические тормоза обеспечивают более точное торможение и большую эффективность при меньшем усилии на ручке. Именно поэтому они так нравятся многим, но при этом и пугают новичков возможность сделать «через руль» на раз-два.

В качестве заключения хочется призвать всех проанализировать свою технику торможения на велосипеде и при необходимости внести в неё корректировки. Помните, правильное торможение — это одна из основ вашей безопасности! Кроме того, не забывайте одевать шлем! Если у вас его ещё нет, самое время купить…

Всех с началом нового летнего Велосезона 2014, удачи на дорогах и тропах, тёплого попутного ветра!

Как правильно тормозить на велосипеде? Техника, ошибки, советы : 7 комментариев

Здравствуйте! Вот вы пишете: «если будете смещать корпус назад, за седло» — но при резком, динамичном торможении я так не рискну, просто боюсь получить этим седлом по яйцам! Вообще, когда я поднимаю жопу с сиденья, продольная устойчивость тела на велосипеде становится заметно хуже, при умеренном нажатии на тормоз в таком положении велик из-под меня ощутимо вытягивает, при резком энергичном торможении меня просто снесёт с него! Так что свешиваться позади сиденья — это разве что при спуске с крутой, но ровной горки на небольшой скорости.

  1. Rider Автор записи 05.08.2014 в 14:37

Здесь сложно объяснить на словах, всё познаётся путём тренировок и многолетнего опыта. Как я где-то писал, очень хороший результат даёт активное участие в КК гонках, технику очень прилично прокачивает. Эффективное торможение — это не только правильное нажатии и дозирование усилия на тормоза, но и слежнная работа всего тела — корпуса, рук, ног. То есть просто привстать и сместиться назад не достаточно, это должно выполнять с работой рук и ног. Так ноги в этот момент сгибаются и пружинят, позволяя разгрузить велосипед. Руки также полусогнуты и корпус наклоняется в сторону руля. Действительно очень сложно описать словами, впору уже видео публиковать ��

Вот-вот, именно пружинят, на кочках это помогает, а при торможении — наоборот. И чем резче и интенсивнее тормозное усилие, тем сильнее тело «пружинит» вперёд, велик буквально выдёргивает из-под ног! К тому же велосипед лёгкий (по сравнению с телом), а тормозное усилие меняется в зависимости от скорости, притёртости колодок — удержать его на пружинящих ногах и руках становится очень непросто!

Но ведь при прыжке на лошади вы отклоняетесь назад, тут похожий принцип.

А вообще статья нужная! Интересно, как тренировать навыки торможения, чтобы они не подвели в экстремальной ситуации, когда нужна мгновенная реакция? Так-то я люблю энергичные торможения, но после нескольких случаев уже не чувствую в себе достаточно уверенности на этот счёт — чтобы, например, от неожиданности не кувыркнуться через руль на скорости 50км/ч на спуске.

  1. Rider Автор записи 05.08.2014 в 14:42

Много кататься, причём не просто по ровной дороге, а и по пересечённой местности с хорошей скоростью, спусками, подъёмами, торчками, дропами, корнями, синглтреками. Можно участвовать в соревнованиях по КК, можно просто узнать где места их проведения и тренироваться трассах. Наблюдая за многими велосипедистами, делаю вывод, что даже если человек очень много лет ездит по шоссе, то это практически никак не сказывается на его технике владения велосипедом. Поэтому нужно целенаправленно прокачивать технику вышеописанным способом.

Вот только сегодня перелетел через руль тормозя ПЕРЕДНИМ тормозом перед бордюром (ночное время, свет есть, но как то так забылся и тормознул резко передним)
Скорость

25км\ч.
Тормозя ЗАДНИМ никогда такого не будет. Максимум поведёт зад.
Тормозя передним на небольшой скорости так же таково не будет.
Вот и всё. Мая практика новичка (год неспешного катания, после перерыва в 15лет), а новичкам вообще тормозить передом совет вредный т.к. шлемы никто не надивает а разгоняются. и тормозят передним, перелетают и получают чмт.

Добавить комментарий Отменить ответ

Главная боковая колонка

Езда на велосипеде, как жизнь

Приветствую вас на сайте Ride a Bike!
Как вы уже догадались, этот ресурс полностью посвящён такому простому, но гениальному изобретению, как велосипед. И не важно, опытный вы велосипедист или только собираетесь сесть в седло, в любом случае, добро пожаловать в удивительный мир велосипеда, мир свободы и здорового образа жизни!

Техника правильного торможения на велосипеде

техника правильного торможения на велосипеде

Авторский уголок

техника правильного торможения на велосипеде

Многие люди выросли и воспитывались своими родными, близкими и друзьями, от которых переняли жизненные основы, установки и даже принципы, а также абсолютное неумение и непонимание техники безопасного и правильного торможения на велосипеде. Особенно это касается многих девушек и новичков велоспорта, которые и не задумываются о совершенствовании своего уровня катания и не вникают в вопрос. К сожалению, люди часто подвержены стадному инстинкту и слепо идут за толпой по пути наименьшего сопротивления. Женщинами часто движет обострённое чувство самосохранения, что берёт верх над любой логикой. С помощью этой статьи можно наконец-то научиться правильно, безопасно и эффективно останавливать свой велосипед, а уровень катания вырастет многократно.

передний и задний тормоза

Чтобы техника правильного торможения на велосипеде не вызывала страх и недоумение, обратимся к теории: как известно и ни для кого не секрет, что большинство современных велосипедов (даже самых дешёвых), оснащаются ДВУМЯ тормозными механизмами — передним и задним. Сделано этот вовсе не из соображений злого умысла или желания подшутить над нерадивым велосипедистом, а наоборот, подразумевает повышение эффективности торможения с учётом правильного и своевременного использования ОБОИХ тормозов. Итак, прописная истина правильного и безопасного торможения звучит так: для замедления движения велосипеда НЕОБХОДИМО использовать только ПЕРЕДНИЙ тормоз, задний же тормоз призван ПОМОГАТЬ переднему в случае недостаточной его эффективности в силу тех или иных внешних факторов. Простыми и доступными словами это же изречение будет звучать так: тормозить следует всегда ПЕРЕДНИМ тормозом, но иногда помогать ему задним, стараясь по возможности им не пользоваться лишний раз.

Эта информация у многих вызовет противоречивые чувства удивления и потребует объяснения, которое имеется, и прячется оно в учебниках многими забытой физики. И напрасно, поскольку почти любой манёвр или даже трюк на велосипеде строго подчиняется физическим законам, знание и понимание которых совершенно необходимо для более менее серьёзного катания на велосипеде (а что может быть серьёзнее и ответственнее тормозов?). Обратимся к физике и постараемся объяснить раз и навсегда, почему формула торможения передним тормозом самая правильная, чтобы развеять любые сомнения. Представим велосипедиста в движении, его вектор направленияи приложения силы направлен вперёд (можно условно и схематично представить стрелочкой). На велосипедиста так же действует сила тяжести (стрелочка вниз) и встречное сопротивление потока воздушных масс (стрелочка назад). Во всех этих взаимодействиях человек однако удерживает баланс «золотой середины», а точнее равновесия: он не падает вперёд через руль, но и не заваливается назад. Удержанию этого положения способствует геометрия рамы, которая с минимальными отклонениями (зависит от предполагаемой дисциплины катания) рассчитывается таким образом, чтобы точка равновесия находилась примерно посередине рамы. Остальное контролирует сам райдер путём смещения массы своего тела вперёд или назад.

принцип торможения

Однако при чём тут тормоза? А всё при том, что тормозные механизмы можно рассматривать в качестве инструмента, способного сместить этот центр баланса, в большей степени этому способствует конечно же передний тормоз. Итак, что же происходит, когда велосипедист пытается остановиться передним тормозом? В этом случае переднее колесо начинает замедляться под действием трения тормозных колодок о некую поверхность (обод колеса или тормозной диск), а масса тела райдера в этот момент стремится по инерции всё так же вперёд, по ходу изначального движения (та самая стрелочка вперёд, которая в первом примере означала просто движение и наездника и велосипеда в этом направлении). Теперь же получается картина, что человек относительно велосипеда продолжает двигаться вперёд по инерции, в то время как «двухколёсный друг» продолжает замедляться под действием тормоза. Таким образом наглядно смещается центр тяжести велосипедиста вперёд, а его масса тела в это время воздействует по диагонали вниз в сторону переднего колеса и вперёд, нагружая колесо и аммортизированую вилку. Тем самым, тело человека во всей этой веренице сил ПОМОГАЕТ тормозному механизму, нагружая переднее колесо и увеличивая эффективное КПД процесса торможения. Конечно степень и скорость процесса зависит от силы и «резкозти» нажатия на тормозную ручку. Ещё раз подчеркну, что происходит в случае использования ТОЛЬКО переднего тормоза: вес райдера в совокупности с инерционнным моментом создаёт лучшее сцепление переднего колеса с поверхностью дорожного покрытия, прижимая его и создавая идеальные условия для качественного замедления.

Если же мы пользуемся исключительно задним тормозом (игнорируя передний), то вес велосипедиста в этом случае вместе с самим байком по-прежнему будут направляться вперёд (соответствующая стрелочка), задняя часть велосипеда становится неизбежно разгруженной (меньше сцепления с дорогой), и торможение теряет свою эффективность. Более того, если нажать на ручку заднего тормоза ещё сильнее, то на фоне сниженной КПД замедления велосипеда ещё произойдёт блокировка заднего колеса, однако инерционный момент по-прежнему сохраняется, и велосипед поедет «юзом» (многие знакомы с этим эффектом, я уверен), теряя контроль над управлением. И если кому-то эффект блокировки заднего колеса когда-то казался забавным и эффектным «понтом», к которому часто прибегали детишки в детстве, чтобы сражать наповал и заставлять завидовать своих сверстников, то будучи в здравом и трезвом взрослом сознании я настоятельно советую забыть об этом как о страшном сне по вышеназванным причинам. Просто хотя бы потому, что это действительно опасно, как для велосипедиста, так и для окружающих, особенно на больших скоростях. Получается, что задействуя передний тормоз мы легко можем погасить инерционный момент напрямую, а в случае использования заднего тормоза инерцию почти ничто не гасит, поскольку в этом случае торможение малоэффективно сзади при воздействии на совокупность возникших сил. На основании этого можно сделать смелый вывод: эффективность переднего тормоза составляет 75% или примерно 2/3 всего тормозного усилия!

Итак, поняв наконец физику процесса, вывод об использовании переднего тормоза становится понятен и очевиден, а техника правильного торможения на велосипеде наконец становится доступной. Стоит отметить, что торможение любого автосмобиля происходит по такой же схеме и роль задних тормозов часто вспомогательная, первыми в дело так же вступают тормозные механизмы передних колёс. Чтобы не быть голословным, приведу пример из жизни, который приключился со мной прошлым летом. Во время очередной поездки на дачу на своей старенькой «Ниве», на большущей кочке вырвало задний аммортизатор, который в свою очередь повредил гидротрубку заднего тормозного контура. Тормоза в машине пропали совсем. Кое как добравшись до дачи, мне удалось восстановить работоспособность переднего контура, а задний я полностью заблокировал, закрутив разветвитель «колдун» двумя болтами. В итоге машина осталась только лишь с передними тормозами. Когда настало время ехать обратно в город, удивлению не было предела, поскольку эффективность тормозов субьективно совсем не изменилась! Машина тормозила точно так же, как если бы в ней был рабочий задний контур. Выводы об эффективности и важности переднего тормоза делайте сами.

Но понять физику процесса торможения велосипеда мало, ещё необходимо научиться правильно её использовать и учесть некоторые нюансы. При торможении передним тормозом существует известный риск, что велосипедист перелетит через руль и серьёзно травмируется. Но весь этот риск сводится «на нет», если байкер умеет пользоваться тормозом, «чувствует» момент замедления тонко, ни в коем случае не доводя до блокировки переднего колеса. Просто необходимо владеть отточенной до автоматизма техникой. Как избежать падения через руль, пользуясь передним тормозом? Тут важно помнить два момента, способных привести к этому исходу, и не допускать их сознательно!

ручка переднего тормоза

    Нужна правильная настройка тормозных машинок (как передних, так и задних), чтобы достигался баланс — не наступала преждевременная блокировка колеса при слабом нажатии на тормозную ручку, но при этом чтобы тормоза не теряли свою эффективность и всё-таки блокировались в конечном положении, когда тормозная ручка выжата до упора. Только такая тонкая настройка гарантирует правильное, контролируемое, эффективное и безопасное торможение. Остальное дело техники.

Именно такой уровень можно считать профеcсиональным, увереннным и конечно же безопасным. Вообще следует запомнить ещё одно золотое правило грамотной езды — в любых ситуациях избегать блокировки колёс, как переднего так и заднего! Когда трение переходит в скольжение (велосипед едет «юзом»), неминуема потеря эффективности торможения и управляемости велосипеда. Если по аналогии посмотреть на устройство автомобиля (как более опасного и ответственного транспортного средства), то можно увидеть, что инженеры уже давно и практически повсеместно решили эту проблему за счёт внедрения системы ABS или «антиблокировочная тормозная система». Как следует из названия: эта технология в автоматическом режиме контролирует работу тормозной системы и не допускает блокировку колёс, чтобы предотвратить малейшее снижение эффективности (КПД) торможения! Имеет смысл запомнить раз и навсегда, что допускать блокировку колёс не стоит ни в каких ситуациях (кроме разве что исполнения специфических трюков на велосипеде, когда равновесие удерживается на одном переднем или заднем колесе).

тормозные ручки

Но какова тогда роль заднего тормоза, когда и зачем его использовать? Тут всё просто, как и говорилось выше — роль его вспомогательная, но при этом довольно существенная в ряде ситуаций. Как мы уже неоднократно убедились, основной тормоз у нас передний, им пользуемся 90% времени для замедления и остановки велосипеда. Однако бывают ситуации, когда силы и эффективности переднего тормоза недостаточно. Например, вовремя спуска с крутой горы вниз «на тормозах» (в этом случае баланс сил и центр тяжести райдера смещаются вперёд, больше провоцируя вероятность падения через руль); или во время сложных погодных условий (дождь, снег, особенно лёд) влияющих на сцепление колёс с дорожным покрытием: или в ситуации экстенного торможения (в котором всё-равно желательно использовать передний тормоз, но момент блокировки наступает гораздо быстрее, и это необходимо учитывать). Во всех перечисленных случаях, когда эффективности переднего тормоза оказывается мало — на помощь приходит задний тормоз, и включаться в работу он должен в момент близкий к блокировке переднего колеса. На практике это выглядит так: велосипедист, уже уверенно чувствуя диапазон торможения и нажатия ручки тормоза, пользуется только передним тормозом, но если момент блокировки колеса становится опасно близким (опять же на ощущениях, наработанных опытом), то он помогает себе задним тормозом, при этом не отпуская ручку переднего, удерживая её на грани. С освоением этих приёмов всё будет происходить интуитивно и быстро, не придётся задумываться о последовательности действий.

Только такая техника правильного торможения на велосипеде может считаться правильной и эффективной. Владея ей, любой желающий сможет сократить риск возникновения опасной ситуации или даже аварии на дороге. Освоение этой техники крайне важно, поскольку велосипед наравне с мото и автомобильным транспортом представляет собой средство повышенной опасности (если кто-то считает иначе — ошибается), и может причинить немалые повреждения обычным пешеходам.

Как научиться этой технике новичку и довести её до автоматизма? Как и во многих сферах жизни человека, самым действенным методом освоения станет постоянная и систематическая, осознанная практика. На первое время необходимо контролировать свои действия намеренно, не бояться пользоваться передним тормозом вопреки сложившемуся стереотипному ошибчному мнению, и стараться избегать заднего тормоза. В самом начале освоения техники стоит нажимать на ручку плавно, пытаясь прочувствовать её ход и реакцию велосипеда на замедление. Никаких резких движений и паники! Лучше сначала тормозить чуть дольше чем следует, чтобы выработать навык и полностью ввести эту привычку в зону комфорта. Это конечно же не касается экстремальных ситуаций, когда действовать нужно молниеносно. В этом случае нельзя в панике выжимать ручку переднего тормоза до упора, а лучше держать в голове наличие заднего тормоза, и первое время можно по старой привычке использовать его, если ситуация того требует. Полезно для новичков в рамках практики выбрать ровную площадку и потренировать правильную технику на ней, чтобы усвоить, что она действительно работает как и дОлжно. И не стоит забыватьпро правильную регулировку тормозных механизмов и своевременную замену колодок (а так же прокачку гидравлических тормозов, если у вас установлены именно они). От хороших тормозов часто зависит чья-то жизнь и здоровье! Всем удачи на дорогах и мудрости в голове!

Как правильно тормозить на велосипеде: 7 техник торможения.

Умение тормозить является залогом активной и безопасной езды. Умение быстро остановить велосипед необходимо не только спортсменам велосипедистам, но и обычным пользователям — изменения ситуации на дороге могут произойти настолько внезапно, что маневрировать придётся на подсознательном уровне.

Учимся как правильно тормозить на велосипеде: 7 техник торможения

Вне зависимости от того какая система тормозов установлена на велосипеде залогом успешного торможения будет её исправное состояние. Каждый раз, перед выездом на дорогу необходимо проверять состояние тормозных тросов или гидравлической системы, следить за состоянием колодок.

Современные велосипеды способны обеспечивать скоростной режим на уровне автомобиля в городском потоке. Тормозная система также способна эффективно замедлять велосипед.

На сегодняшний день на велосипедах в основном используется три вида тормозных систем:

  • Система с V образными тормозами.
  • Дисковые тормоза.
  • Гидравлические тормоза.

К сожалению, в отличие от автомобиля на велосипеде не устанавливаются электронные помощники для эффективного снижения скорости и остановки. Здесь приходиться рассчитывать только на свои силы. Не поленитесь на подходящей площадке потренировать наиболее часто возникающие ситуации.

Прежде чем приступить к рассмотрению, часто встречающихся ситуаций, давайте разберёмся в физике процесса. На велосипедиста во время торможения действует две силы. Одна из сил — сила притяжения, которая тянет велосипедиста к земле. Вторая сила инерции, которая тянет велосипедиста вперёд. Основной задачей для осуществления эффективного торможения является уравновесить эти две силы.

Снижение скорости на дороге с сухим покрытием

Снижение скорости на дороге с сухим покрытием

Самая простая и наиболее частая ситуация — это снижение скорости на сухом асфальте. Как известно, на велобайке установлено две тормозные системы – передняя и задняя.

Эффект от торможения можно увеличить примерно на тридцать процентов, если научиться применять тормоза на грани блокировки колёс. Заблокированные колёса только ухудшат тормозные свойства. В случае блокировки колёс торможение будет достигаться только трением покрышек об асфальт, а специально сконструированная тормозная система будет бездействовать.

Значительное количество велосипедистов с опаской относятся к применению переднего тормоза из-за боязни вылететь вперёд через руль. Такое может случиться только с теми велосипедистами, которые незнакомы с изменениями, происходящими во время торможения велосипеда.

Вылет через руль происходит не из-за резкого торможения, а за счёт силы инерции, которая тянет велосипедиста вперёд. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо перед началом торможения переместить массу тела на педальный узел и удерживать такое положение во время всего процесса торможения.

Естественно, при использовании заднего тормоза опасность перелететь через руль отпадает, но на практике доказано, что тормозной путь увеличивается в два раза при использовании только заднего тормоза, чем переднего.

Как добиться таких навыков человеку, только что севшему на велосипед?

Тренировка торможения передним тормозом

Тренировка торможения передним тормозом

Как и в любом другом деле единственным и самым надёжным методом является постоянная тренировка.

В самом начале тренировок необходимо намеренно контролировать свои действия. Необходимо изжить из себя страх при использовании переднего тормоза. Во время тренировок по возможности отказаться от применения заднего тормоза.

На начальном этапе необходимо зажимать тормозную ручку плавно, чтобы научиться дозировать тормозное усилие. Ни в коем случае нельзя допускать панических резких движений. Пусть в начале тормозной путь будет больше чем обычно пока навык использования переднего тормоза не доведён до автоматизма.

Для проведения тренировок желательно выбрать ровную площадку достаточного размера.

Для достижения максимального эффекта необходимо произвести регулировку тормозного механизма таким образом, чтобы блокировка колеса наступала только при полном нажатии ручки тормоза.

Правильное использование переднего тормоза не означает, что можно забыть о заднем тормозе. Задний тормоз при торможении на сухом асфальте служит дополнительным тормозом. Он вступает в силу в момент, когда переднее колесо практически заблокировано, но продолжает вращение.

В этот момент необходимо добавить тормозное усилие от задних тормозов. По аналогии с автомобилем, где на передние тормоза приходится семьдесят пять процентов тормозного усилия и только оставшиеся двадцать процентов на задние. Самое главное во время торможения избегать блокировки колёс. Заблокированные колёса лишают велосипедиста маневрировать во время торможения и приводят к нежелательным падениям.

Торможение на мокром асфальте

Торможение на мокром асфальте

Велосипед не самое лучшее транспортное средство для катания под дождём и, естественно, что специально в дождь на велосипеде никто выезжать не станет. Но если же в пути застал дождь надо быть готовым к такому повороту событий.

На мокром покрытии сцепление шин с асфальтовым покрытием становится намного меньше по сравнению с сухой погодой. Самое опасное время — это первые минуты дождя. Потоки воды ещё не успели смыть всю пыль с дороги, а только превратили её в скользкую субстанцию. Это надо учитывать при выборе скоростного режима и маневрирования. Также намокшие тормозные механизмы теряют свою эффективность.

Достаточно эффективными в дождь остаются только дисковые тормоза. Торможение в дождь, как и любой другой манёвр, надо планировать заранее. Перед самим торможением необходимо несколькими короткими, несильными нажатиями на ручки тормозов просушить колодки. Такая несложная операция поможет вернуть тормозным колодкам первоначальные свойства. По крайней мере, если не вернёт на все сто процентов, то максимально улучшить тормозные свойства.

Даже если произойдёт блокировка заднего колеса и велосипед пойдёт юзом справиться с заносом заднего колеса возможно. Если становиться очевидным, что сейчас произойдёт блокировка колёс надо перебороть себя и немного распустить тормоза. Затем плавно добавлять тормозное усилие.

Для более эффективного снижения скорости задним тормозом велосипедисту необходимо переместить центр тяжести своего тела с передней оси на заднюю ось велосипеда. Этого можно достичь, привстав с седла и переместив тело немного назад, педали при этом нужно держать параллельно дороге. Таким образом, создавая дополнительную нагрузку на заднее колесо и увеличивая силу сцепления с дорогой. Увеличить сцепные свойства шин с дорогой можно приспусти немного шины.

Учитывая все обстоятельства в дождливую погоду необходимо пользоваться двумя тормозами – передним и задним. Начиная процесс снижения скорости, задним тормозом постепенно добавляя усилие на переднюю тормозную систему.

Если велосипедист не будет готов, то его ждёт малоприятный полет через руль. Для снижения эффекта от резкого изменения скорости необходимо перенести центр тяжести велосипедиста максимально назад и если позволяет конструкция велосипеда вниз. Погасив первый эффект от попадания в лужу можно начинать процесс торможения. Не меняя расположения центра тяжести тела, плавно короткими дозированными движениями, выжимаем рукоятку заднего тормоза.

Торможение на неровной поверхности

Downhill-Bike-Wallpaper-Photos

При использовании тормозов во время преодоления спусков необходимо ощутить момент, когда необходимо задействовать тормоза. Усилие на тормоза при спуске с горы необходимо подбирать очень правильно. Во время спуска необходимо помнить, что переднее колесо несёт гораздо большую нагрузку, чем заднее.

Используя передний тормоз, появляется возможность контроля над велосипедом, избегая при этом заноса. Необходимо учитывать, что избыточное усилие на передний тормоз приведёт к неизбежному падению велосипедиста через руль.

Для того чтобы избежать этого неприятного момента необходимо перенести центр тяжести на заднее колесо, при этом увеличив его тормозную силу. При переносе центра тяжести на заднюю ось выравнивается нагрузка на обе оси велосипеда. Тем самым позволяя эффективно использовать оба тормоза.

При использовании переднего тормоза в момент, когда переднее колесо разгружено или потеряло сцепление с землёй, произойдёт моментальная блокировка колеса. Приземление на заблокированное колесо непременно приведёт к падению. Поэтому при езде по неровной поверхности лучше воспользоваться задним тормозом.

Торможение в повороте

Управление тормозами

При прохождении поворотов тормозами лучше не пользоваться. Скорость необходимо сбрасывать ещё до начала манёвра. От быстрого входа поворот быстрее не пройти всё равно придётся сбрасывать скорость и даже больше чем при правильном вхождении в поворот. Но если уже так сложилось, что скорость в вираже превышает допустимую, то необходимо задействовать два тормоза одновременно. Это позволит избежать сноса, как передней оси, так и задней.

При торможении в повороте необходимо учитывать тот факт, что в повороте колёса велосипеда находятся в разгруженном состоянии. Чем меньшая масса велосипеда и велосипедиста темь меньшее тормозное усилие необходимо прикладывать для снижения скорости в повороте.

Торможение при повреждении одного из колёс

В поездках может случиться всякое. Прокол колеса не такая уж редкая ситуация при велопрогулках. В случаях, когда одно из колёс пришло в негодность нужно задействовать тормоза второго целого колеса для немедленной остановки.

Использовать тормоз повреждённого колеса категорически воспрещается. Продолжать движение с повреждённым колесом довольно опасно. Соскочившая покрышка с обода может мгновенно заблокировать колесо и будет ещё хорошо, если это окажется заднее колесо. В противном случае, возможно, довольно неприятное падение.

Торможение на скользком покрытии

Торможение на скользком покрытии

При ситуациях, когда велосипедист оказался на скользком покрытии главная задача удержать равновесие. Поэтому лучше, вообще, никаких манёвров не предпринимать. Желательно такой участок дороги объехать или если нет возможности преодолеть его на предельно малой скорости. Если же велосипедист оказался на скользком участке дороги и необходимо применить торможение, то делать это надо при помощи заднего тормоза. Использование переднего тормоза грозит тем, что переднее колесо уйдёт в занос.

В случае если заднее колесо начало срываться в занос необходимо немедленно ослабить тормозное усилие и дать заднему колесу возобновить вращение. При возобновлении вращения заднее колесо само стремится вернуться на прежнюю траекторию, в то время как переднее колесо, наоборот, все время старается с этой траектории уйти.

Торможение падением

Как ни странно, такой метод тоже существует. Естественно, применять его надо только в экстренных ситуациях. Но к ним надо быть готовым и по возможности выйти без последствий из таких ситуаций. Если же остановить велосипед для предотвращения аварийной ситуации по-другому нельзя, то лучше всего применить контролируемое падение набок.

В момент перелёта через руль существует довольно большая вероятность получить травмы головы, позвоночника, шеи. При соскакивании с велосипеда назад, когда велосипед как бы выпрыгивает из-под велосипедиста вперёд возникает вероятность травмировать спину, копчик.

Падение назад может даже привести к летальному исходу при ударе затылком об асфальт. Так что падение набок для остановки велосипеда является самым безопасным методом. Для того что бы осуществить такой манёвр необходимо заблокировать заднее колесо и завалить велосипед на сторону в которую планируется падение.

Наиболее опасны падения через руль, когда могут повреждены черепная коробка , позвоночник и шея. Немногим лучше и падения назад, когда байк как бы «выскакивает» из-под седока вперёд. Тогда можно ушибить спину, повредить копчик или просто расстаться с жизнью от удара затылком о землю.

Наиболее безопасны контролируемые падения набок. Удобнее всего это делать на скользком или сыпучем грунте, если же место для падения изобилует корнями, камнями, а падать надо, то лучше всего это сделать следующим образом. Необходимо максимально переместиться назад, максимально выжать задний тормоз и оттолкнуться от велосипеда руками и ногами в наиболее безопасный момент.

Для проведения тренировок необходимо подобрать небольшую площадку, вокруг которой есть сугробы. На скользком покрытии можно репетировать падения вбок, а мягкие сугробы позволяют смягчить удары.

Краткие итоги

MS_Jump10_Are_4972

Если для владельца велосипеда двухколесный друг является только транспортным средством чтобы добраться из пункта А в пункт Б, причём на черепашьей скорости то проблема эффективного торможения отсутствует как класс.

Во всех других случаях необходимо постоянно развивать навыки торможения, доведя их до автоматизма. Необходимо тщательно следить за состоянием тормозных механизмов.

Уверенно пользоваться как передним, так и задним тормозом.

Чётко знать в каких ситуациях, каким методом производить торможение.

Соблюдение этих правил позволит сохранить своё здоровье, а может быть, и жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *