Зазоры на свечах зажигания: какие должны быть и на что влияют?
Если двигатель начинает работать с перебоями, заметны подергивания при наборе скорости и наблюдаются проблемы с холостым ходом, многие автомобилисты склонны винить в этом электронный блок управления (ЭБУ), карбюратор, прерыватель – распределитель и любые другие узлы системы зажигания. Между тем, причиной всех перечисленных проблем могут быть свечи – простейшие с виду приборы для воспламенения рабочей смеси.
В полностью рабочих свечах зажигания имеется только один изменяемый параметр: величина зазора между электродами. Как реагирует автомобиль, если свечи отрегулированы неправильно?
Первым делом – проверить свечи зажигания
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – сложный агрегат, стабильная работа которого зависит от состояния всех его узлов. Если он функционирует с перебоями, то водитель с опытом обязательно начнет поиск причин с проверки и оценки состояния свечей зажигания.
Можно назвать всего четыре типа вероятных случаев неисправности свечей зажигания (не считая возможные механические дефекты), а именно:
- Электрический пробой керамического изолятора.
- Обрыв цепи по причине разрушения центрального электрода.
- Недостаточный или слишком большой зазор между электродами.
- Наличие шлаковых отложений, затрудняющих прохождение искры.
Например, когда одна из свечей полностью вышла из строя, четырехцилиндровый двигатель троит. На слух такую неполадку способен распознать почти любой автомобилист. Если проблема носит несколько иной – несистематический характер, то определить причину сложнее. Однако в качестве первого шага в рамках диагностики мотора должна быть именно проверка величины зазоров между электродами свечей зажигания. Поводом для этого могут служить:
- Заметная потеря мощности.
- Автомобиль при наборе скорости движется рывками.
- При работе мотора слышны перебои.
- Плавает и не регулируется холостой ход.
Для проверки величины зазора между электродами применяется простейший инструмент – портативный набор измерительных щупов. Такое приспособление должно быть в инструментарии каждого автовладельца.
Какова нормальная величина зазора
Расстояние между электродами свечей оказывает влияние на формирование и прохождение искры, воспламеняющей подготовленную системой питания двигателя рабочую смесь. Зависимость качества искры от величины зазоров в свечах возникает от того, что прохождение разряда является результатом электрического пробоя находящейся между электродами прослойки воздуха.
При слишком близком расположении электродов, для формирования искры нужна меньшая разность потенциалов. В случае чрезмерной величины зазора может вообще не произойти пробоя диэлектрика (воздуха). Пределы нормы, которых нужно придерживаться при регулировке свечей, зависят от типа моторов и устройства системы зажигания:
- Для карбюраторных движков с прерывателем-распределителем: 0,5-0,6 мм.
- Карбюраторных с электронным управлением зажигания: 0,7-0,8 мм.
- Двигателей с инжекторным впрыском: 1,0-1,3 мм.
Недостаточным и завышенным расстояниями между электродами считаются любые отклонения от указанной нормы. Чем больше это несоответствие, тем больше проблем возникнет в работе двигателя.
Виды моторов, на которые влияет неверно выставленный зазор
Самые критичные последствия недостаточного или чрезмерного большого расстояния между электродами свечей проявляются на карбюраторных двигателях. В отличие от систем электронного зажигания, которые способны в какой-то мере реагировать на работу свечей и компенсировать возникшие проблемы изменением качества рабочей смеси. карбюратор такими возможностями практически не обладает.
Кроме того, электрические цепи простейших моторов с карбюратором рассчитаны на меньшее напряжение, чем, к примеру, системы с инжектором. Поэтому на карбюраторах любые отклонения зазора свечей от нормы проявляются ярче.
Как ошибки влияют на работу карбюраторного двигателя
Нарастание разности потенциалов между центральным электродом, на который подается высокое напряжение, и боковым, связанным с массой автомобиля, происходит быстро, но не мгновенно. При слишком малой величине (0,1 – 0,4 мм) зазора искра пробьет воздушную среду слишком рано, когда разница потенциалов еще не достигла максимального уровня. В результате вспышка будет слабой.
При этом в цилиндр еще не до конца поступила рабочая смесь, а поршень не вышел в точку, гарантирующую необходимое сжатие. Как результат – неритмичная работа, общая потеря мощности двигателя и проблемы с регулировкой холостого хода.
Завышенный зазор тоже ухудшает образование искры, так как для этого нужно преодолеть сопротивление большей прослойки воздуха. Смесь в цилиндрах может поджигаться не на каждом рабочем цикле. Отсюда подергивания в разгоне и общие проблемы в работе мотора. При неблагоприятных условиях, особенно в мороз, двигатель плохо заводится и долго прогревается. Эта проблема может быть полностью снята простой регулировкой зазоров в свечах зажигания.
На что обратить внимание при покупке и регулировке свечей зажигания
Как правило, новые свечи из автомагазина отрегулированы производителем. Но возможны исключения, поэтому перед установкой свечей на автомобиль зазоры нужно измерить. Увеличение расстояния между электродами происходит из-за постепенной «искровой» выработки металла, а критично малый зазор может стать причиной неудачного падения свечи на пол. Отсюда и четкая рекомендация – регулярно проверять состояние свечей в двигателе автомобиля, чтобы заручиться стабильной и надежной работой последнего.
Как подобрать свечной зазор для инжектора?
На данный момент различают несколько типов двигателей внутреннего сгорания – бензиновые и дизельные.
И если для работы последних поджога смеси не требуется (она горит от силы сжатия), то в случае с бензиновыми необходима искра.
Ее вырабатывает специальный элемент – свеча. Таковые имеются на инжекторных и карбюраторных машинах. При эксплуатации автомобилисты часто задаются вопросом о том, какой зазор должен быть на свечах. Сегодня мы поговорим на эту тему более подробно.
О работе зажигания
Свеча – это последний элемент, который контактирует с топливно-воздушной смесью. Главная ее функция – поджог горючего в момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке. Напряжение подается от высоковольтных проводов. В свою очередь , интервал между подачей искры выставляется катушкой зажигания. Когда поршень находится в ВМТ, между электродами свечи пробегает искра. Она и является катализатором данного процесса.
Смесь воспламеняется, энергия сжатия передается на поршень. После отвода газов процесс снова повторяется. Однако чтобы искра смогла нормально пробить электроды и воспламенить смесь, зазор должен быть оптимальным.
В процессе эксплуатации он меняется. Так, различают малый и большой зазоры. Как они влияют на работу двигателя, расскажем далее.
На что влияет малый зазор?
Если зазор между электродами маленький (менее 0,4 миллиметров), в первую очередь это будет проявляться на характере работы двигателя. В таком случае владелец будет наблюдать пропуски в зажигании. Почему это происходит? Дело в том, что для поджога горючей смеси требуется мощная искра. А поскольку расстояние между электродами маленькое, то и ее сила будет незначительной.
В результате горючая смесь будет воспламеняться через раз. Мотор начинает троить. На карбюраторный агрегатах часто «заливает» свечи. Это не очень хорошо, поскольку мотор работает в режиме перегрузок.
Большой зазор – не всегда хорошо
Стало быть, если искра слабая при малом зазоре, его нужно максимально увеличить. Но это не совсем так. Если зазор составляет 1,3 миллиметра и более, искра попросту не будет проходить между электродами. Мотор опять начнет троить. Вдобавок к этому появится нагар на свечах.
Также наблюдается пробой изолятора нижнего контакта. Это возникает из-за того, что искра старается пройти через кратчайший путь между электродами. В зимнее время такой мотор может и вовсе не завестись.
Как часто проверять?
Отметим, что сами производители не обязывают проверять и регулировать зазор (на иридиевых свечах в том числе). Однако практика показывает, что со временем данный параметр автоматически меняется в ту или иную сторону, поскольку свеча находится постоянно под напряжением и высоким давлением.
Что делать в таком случае? Опытные автомобилисты рекомендуют проверять зазор на свечах зажигания каждые 15 тысяч километров и по необходимости корректировать показания.
Какова норма?
Итак, у нас имеются определенные данные. Малый зазор – это все, что ниже 0,4 миллиметров. Большой – 1,3 и выше. Какой зазор должен быть на свечах? Здесь все зависит от типа питания. На карбюраторных автомобилях с трамблерной системой зажигания данный параметр составляет 0,5-0,6 миллиметров.
Но не на всех агрегатах должен быть такой зазор на свечах. Карбюратор с электронным зажиганием работает нормально при зазоре в 0,7-0,8 миллиметров.
А что относительно современных автомобилей с инжекторным впрыском? Какой зазор должен быть на свечах у них? Специалисты рекомендуют выбирать параметр в 1-1,25 миллиметров. Именно с таким значением работа двигателя будет максимально стабильной, без пропусков и троений.
Зазор свечей зажигания для газа
Это отдельная тема для рассмотрения. Газовая смесь немного отличается от бензиновой. Свече требуется меньше усилий, чтобы пробить искру. Соответственно, зазор должен быть порядка 0,7 миллиметров. Однако автомобилисты говорят, что даже при 1,1 мм, автомобиль с газобаллонным оборудованием работает стабильно.
Поэтому на газовых агрегатах регулировка зазора свечи не отличается от бензиновых. Есть еще так называемые газовые свечи. Толщина их электрода немного меньше обычных. Однако отзывы автовладельцев говорят, что особого эффекта это не дало. Машина одинаково едет на газе как с обычными, так и с газовыми свечами. Это не более чем маркетинговая уловка.
Как выставить?
Если вы заметили, что автомобиль стал вести себя по-другому, появились пропуски зажигания, стоит проверить состояние свечей. Возможно, у них неправильный зазор. Чтобы откорректировать параметр, отсоединяют высоковольтные провода и свечу выкручивают спецключом (как на фото ниже).
Далее берут в руки специальный инструмент – щуп. Такой же используется для настройки зазоров между клапанами. Фото устройства можно увидеть ниже. Его можно приобрести на любом автомобильном рынке. Стоимость такого инструмента составляет порядка двухсот рублей.
Итак, переходим к настройке. При помощи щупов определяем точный зазор на свечах зажигания. Обратите внимание, что на автомобилях с контактной системой (старые «Жигули» и «Москвичи») данный параметр на 0,1 мм ниже, чем на бесконтактных.
Если зазор меньше нормы, электрод отгибают плоской отверткой. Если значение выше, элемент прижимают тем же инструментом, только с другой стороны. Некоторые свечи могут иметь боковое расположение электрода (причем их несколько).
В данном случае зазор выставляется для каждого элемента. Разбег должен быть минимальным. Выставив зазор одной свечи, закручиваем ее на место, ставим бронепровода и приступаем к настройке следующей. Важно не перепутать расположение высоковольтных проводов.
Поэтому свечи выкручивайте поочередно, а не все сразу. Либо делайте специальные метки. В противном случае мотор может попросту не завестись. На этом этапе настройку свечей зажигания можно считать завершенной.
Почему так важно придерживаться нормы?
Правильно отрегулированная свеча – это не только залог слаженной работы двигателя. Параметр зазора также влияет на расход топлива. Выставив нужное расстояние между электродами, вы уменьшите его на 5-6 процентов. Также нормальный зазор положительно влияет на ресурс самой свечи, поскольку больше не будет пробивать изолятор.
Если регулярно следить за этим параметром, ресурс свечи может достигать 60 тысяч километров. Это касается как инжекторных, так и карбюраторных двигателей.
Заключение
Итак, мы выяснили, какой зазор должен быть на свечах, и как правильно его отрегулировать. Как видите, процедура весьма простая. Справиться с ней может даже начинающий автолюбитель. В заключение отметим, что зазоры нужно проверять и на новых свечах (возможно, при транспортировке был погнут центральный электрод). На этом все. Надеемся, эта статья помогла вам в решении данного вопроса.
Зазор на свечах зажигания. Какой должен быть и на что он влияет
Несмотря на всю простоту строения свечей зажигания, с ними нужно правильно работать и обращаться. Их нужно правильно чистить, правильно выбирать и менять. Однако даже новые варианты, иногда могут доставлять проблемы – машина может работать неровно, иногда бывают рывки (толчки) при наборе скорости, а также легкая детонация. Многие сразу начинают искать причину в системе зажигания – конечно ведь свечи новые! Однако виной всему может быть зазор между электродами, достаточно его поправить и двигатель просто «запоет» …
Для начала небольшое определение.
Зазор свечи зажигания – это расстояние между верхним и нижним электродами, нужно для оптимальной работы и поджигания топливной смеси. Если это расстояние отличается от рекомендованных норм, двигатель будет работать не ровно, возможны либо подергивания, либо детонация схожая с»троением» вашего агрегата.
Простыми словами если зазор отличается от нормы, выставлен так с завода или продавцом, то вы можете хоть половину мотора перелопатить, а причину не найти. Особенно сильно проявляется на карбюраторных системах. НО для начала предлагаю начать с устройства и принципа работы.
Как работает зажигание в цилиндре
Если говорить о свечах, то это как бы последнее звено в системе зажигания, которое непосредственно контактирует с воздушно-топливной смесью. Именно этот элемент ее поджигает, и делает это либо – эффективно и как заложено в технический регламент, либо неэффективно по ряду причин (кстати, виной зачастую выступает износ).
После того как топливная смесь (бензин и воздух) были поданы в цилиндры, поршень начинает идти вверх и сжимать ее, нагнетая тем самым давление.
В пиковой или как принято называть в «верхней точке», ЭБУ дает приказание и происходит воспламенение этого состава. Причем поджигает его свеча зажигания – между электродами бежит искра, которая и является катализатором.
Однако воспламенение может и не произойти, я не беру сейчас варианты с неисправностью системы зажигания, просто выставлен – не правильный зазор. Таким образом, могут появляться «пропускания» (то есть не воспламенение топливной смеси), которые заставят ваш двигатель работать с низким КПД, а иногда вообще он не запускается (например – утром зимой). Но почему так происходит.
Влияние правильного зазора на работу мотора
Зазор это действительно важный параметр. Он может быть либо большой, либо слишком маленький.
Малый зазор
Если установлены малые значения между электродами, то будут проявлять пропуски в системе зажигания. Все дело в том, что той искры, которая образуется между электродами, максимально приближенными друг к другу – недостаточно для воспламенения топливной смеси. Искра хоть и сильная но – недостаточная. Вот почему многие автомобили при движении будут реально дергаться и не развивать достаточную скорость. НА карбюраторах может заливать свечи, что только придаст проблем – вообще будет троить. Зазор нужно увеличивать!
Малый зазор это сколько? Если поговорить про размер, то это примерно от 0,1 до 0,4 мм. Обязательно проверяем свечи после покупки, дельные рекомендации дам чуть ниже, а пока поговорим про большое расстояние.
Большой зазор
Знаете, все же многие производители заранее выставляют нормальное расстояние между электродами. Но со временем он сам по себе может увеличиваться.
Все дело в износе свечи, который проявляется при большом пробеге – это естественно. Ведь электроды сделаны из металла, который под воздействием температуры и постоянных электрических разрядов начинает потихоньку выгорать. Страдает как верхний похожий на букву «Г», так и нижний. Верхний становится тонким, вместо прямоугольной формы он начинает закругляться, потому как сгорают бока. Нижний просто проседает вниз.
Из-за такого расстояния, искра, которая проходит между контактами – ослабевает. Причем значительно! Ее также возможно не хватит для воспламенения топлива.
Зачастую из-за этого пробивает изолятор нижнего контакта, все дело в том – что искра старается найти кротчайший путь между электродами.
Зимой есть большая вероятность, что машина попросту не запуститься.
Еще один важный аспект, на отдалившихся электродах чаще может появляться налет в виде нагара, искра итак «страдает» от большого расстояния, так еще и налет! Она вообще может не пройти. Поэтому важно через определенный пробег, с нашим топливом это может быть уже 15000 км, выкручивать свечи при необходимости их менять, либо чистить.
Большое расстояние – от 1,3 мм и выше.
Нормальный зазор, на что нужно ориентироваться
У нас имеются вполне конкретные пределы. Нижний от 0,4 мм (и все что ниже), верхний от 1,3 мм (и все что выше). Так какой считается нормальным размером именно для вашего авто.
Знаете и тут есть различия, связаны они в первую очередь с системой зажигания автомобиля, условно поделить ее можно на три типа:
1) При карбюраторном типе, с трамблером – нормальный зазор от 0,5 до 0,6 мм
2) При карбюраторном типе, с электронным зажиганием – 0,7 – 0,8 мм
3) Инжектор – 1 – 1,3 мм
Почему такая разница? – спросите вы. Ответ прост – дело в системе зажигания и электрической цепи. Самое низкое напряжение у карбюратора, соответственно искра будет слабее, и поэтому зазор должен быть меньше. А вот самая сильная энергетическая система у инжектора, поэтому здесь зазор увеличивают, нормальный считается от 1 мм, а на многих иномарках он 1,1 мм.
Как проверить и как его выставить
Процесс это не такой сложный, как кажется на первый взгляд. Для начала просто выкручиваем свечи зажигания, затем смотрим на повреждения, если их нет, то можно для начала почистить, затем проверить зазор.
Зазор конечно можно замерить обычными измерительными приборами, тупо линейкой. Однако определить на вид 0,5 или 0,7 мм, очень сложно! Поэтому сейчас в магазинах можно купить так называемые наборы «щупов» или специальные ключи для проверки зазора.
Щупы похожи на металлические загнутые буквы “Г”, с различными размерами, просто их подставляем между электродами и с точностью до 97% определяете зазор. Если он больше, например на инжекторе чем 1,1 мм, то контакты сближают друг к другу, элементарно можно постучать ручкой отвертки. Если слишком близко – то раздвигаем друг от друга, опять же проверяет щупом.
Посмотрите мое видео о зазоре.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Пошаговая инструкция как выставить зазор на свечах зажигания
Свечи зажигания – неотъемлемый компонент работающего на бензине двигателе внутреннего сгорания. К зазору между центральным и боковым электродами (или искровому промежутку) предъявляются определенные требования. В статье кратко рассмотрено, на что влияет неправильно выставленный зазор в свечах зажигания, в каких случаях следует его регулировать, и как это можно самостоятельно и правильно сделать.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Неправильный зазор, в зависимости от того, в какую сторону он отклоняется от оптимального, влияет на работу двигателя по-разному. Ниже приведены основные признаки неправильно выставленного искрового промежутка и наблюдающиеся при этом отклонения в работе двигателя.
Признаки увеличенного зазора
Назначение свечей зажигания – обеспечение электрической искры для воспламенения горючей смеси в цилиндре. Электрическая искра проскакивает между центральным и боковым электродами свечи при подаче на контактный вывод высокого напряжения (20-25 тысяч вольт).
Важно! К зазору между центральным и боковым электродами (или искровому промежутку) у свечей предъявляются определенные требования.
Для легкого воспламенения горючей смеси искра должна быть достаточно длинной (не менее 1 мм) и «толстой». Но увеличенный зазор между электродами повышает вероятность пробоя катушки зажигания, изолятора нижнего контакта свечи или высоковольтного провода, поскольку искра старается пробить большее расстояние. Двигатель может захлебнуться топливом или заглохнуть вследствие пропусков зажигания, начать «троить» и вибрировать.
Признаки малого зазора
Чем меньше зазор, тем легче получить искру, она становится мощнее и короче, но топливная смесь при этом не будет успевать сгорать, возрастет расход топлива и токсичность выхлопа. Мало того, при повышении скорости вращения двигателя в искровом промежутке может образоваться электрическая дуга, мотор начнет сбоить, и катушка зажигания может сгореть в результате короткого замыкания.
Оптимальный зазор в свечах зажигания
Из вышеизложенного следует, что искровой промежуток должен быть не меньше и не больше некоторого оптимального, обеспечивающего нормальную работу двигателя на всех режимах.
Этот оптимальный зазор индивидуален и зависит от типа двигателя.
При появлении следующих признаков необходимо проверять свечи зажигания на исправность, правильность выставления зазора, и отрегулировать в случае необходимости:
- двигатель реагирует на резкое нажатие педали акселератора с задержкой;
- трудности с запуском, особенно холодного двигателя;
- снижение мощности;
- увеличенный расход бензина;
- густой выхлоп (неполное сгорание топлива);
- на щитке загорается лампочка контроля двигателя;
- неустойчивая работа на холостом ходу (двигатель троит, дергается).
Также, даже при исправных свечах рекомендуется заменять их с началом зимы на новые, а весной вновь установить старые, т.е. держать зимний и летний комплекты свечей. Обычно зимой устанавливают «горячие» свечи (с калильным числом 11-14), а летом «холодные» (с калильным числом 20 и выше).
Какой зазор должен быть в свечах зажигания
Так какой должен быть зазор? Его величина зависит от типа двигателя и может составлять 0,5-1,5 мм. Наименьший зазор (0,5-0,6 мм) устанавливается в двигателях с автоматическим впрыском топлива (карбюраторный двигатель с трамблером). Свечи карбюраторных двигателей с бесконтактным (электронным) зажиганием требуют зазора 0,7-0,8 мм, а в современных инжекторных автомобилях – 1,0-1,3 мм.
Иридиевые свечи позволяют сделать центральный электрод свечи тоньше (около 0,5 мм), образование искры требует меньше энергии, что позволяет экономить заряд аккумулятора, и искрообразование не сопровождается нагаром. Зазор на иридиевых свечах зажигания выставляется порядка 0,5-0,7 мм, а на платиновых 0,9-1,2 мм.
В двигателях Лада Приора 16 клапанов должный искровой промежуток равен 1,00-1,13 мм.
И помните: лишь свечи с правильно установленным зазором обеспечат надежный запуск и бесперебойную работу двигателя на любых режимах.
Как выставить зазор в свечах зажигания
Как проверить и выставить зазор на свечах зажигания, этот вопрос всегда волнует автомобилиста, особенно начинающего. Промежуток между электродами измеряется специальным щупом, приобретаемым в автомагазине. Одноэлектродные свечи проверяются каждые 10-15 тысяч км пробега, а многоэлектродные каждые 20-30 тысяч км.
Щуп может быть одного из 3 видов:
- монетообразный, похож на монету с разной толщиной по окружности и нанесенной шкалой толщины в данном месте;
- проволочный щуп с проволочной петлей меняющегося диаметра;
- плоский, в виде швейцарского ножа, с щупами из листовой стали заданной толщины.
Важно! Регулировать зазор в свечах рекомендуется лишь для автомобилей отечественных производителей, для автомобилей иностранных производителей данная процедура не рекомендуется.
До проверки свечу необходимо очистить от нагара и налета. После проверки зазора, в случае необходимости, проводится его регулировка до оптимального. Изменение зазора производится путем отгибания либо подгибания бокового контакта или боковых контактов в случае многоэлектродной свечи. В качестве инструмента можно воспользоваться отверткой либо плоскогубцами, при этом подгибать электрод следует постепенно и помалу, проводя после каждого подгибания проверку.
Многократных изгибов в разные стороны электрод не выдержит.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Разумеется, можно полагаться на производителя, с расчетом на то, что в новых изделиях зазор выдержан и точно установлен. Но он мог измениться при транспортировке, распаковке, хранении, да и процедура проверки зазора совершенно безопасна для свечи; иногда неправильность выставления зазора обнаруживается даже визуально.
Во всяком случае, после проверки вы будете уверены, что причина отклонений в работе двигателя заключается не в неправильно выставленных зазорах. Также, искровые промежутки вам могут измерить в автосервисе при проведении комплексной диагностики двигателя.
Одинаков ли оптимальный зазор в свечах при работе двигателя на бензине и на газе
Многие водители устанавливают на автомобиль газобаллонное оборудование с целью снижения расходов на топливо. При этом режим работы двигателя меняется, и возникает вопрос, необходима ли замена свечей на специальные, и какой должен быть в них зазор.
Октановое число сжиженного природного газа составляет 105-115, что выше октанового числа бензина. Газ требует и более высокой степени сжатия. Исходя из того, что искрообразование в двигателе на газе облегчается, зазоры устанавливаются порядка 0,7 мм. Но из практики работы двигателей на газе вытекает, что удовлетворительно двигатель работает, если расстояние между электродами свечей выставлено порядка 1,1 мм.
Важно! Существуют и особые «газовые» свечи с более тонкими электродами, но практика свидетельствует, что особого эффекта от них ожидать не следует. Не исключено, что выпуск специальных свечей для газовых двигателей не что иное, как уловки маркетологов.