Где есть выделенные полосы для общественного транспорта
Перейти к содержимому

Где есть выделенные полосы для общественного транспорта

  • автор:

Выделяй и властвуй: где в России есть полосы для автобусов

Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо

В ближайшее время протяженность выделенных полос для общественного транспорта в Москве вырастет на 28 километров – в дополнение к существующим 200. До конца 2014 г. полосы для автобусов и троллейбусов появятся на улице Профсоюзной, Варшавском и Ленинградском шоссе. При этом в столице «выделенки» принято считать экспериментом, хотя в других городах России такие полосы давно функционируют.

Отдельные полосы для маршрутных транспортных средств не считаются экзотикой с середины прошлого века. Первые примеры появились в Соединенных Штатах в 1940-х годах, в шестидесятых «выделенки» пришли в Европу. Нормы проезда таких участков были закреплены и в Советском Союзе, причем в отдельных городах подобные полосы не прекращают функционировать десятилетиями. К примеру, в Астрахани «выделенки» на улице Свердлова и Ленина существуют уже 35 лет

Впрочем, в большинстве крупных российских городов к идее выделенных полос начали обращаться в последние 3-4 года – одновременно с бурным ростом автомобилизации. Зачастую в исторических центрах невозможно построить новые дорожные развязки без ущерба для городской архитектуры, да и деньги на масштабные реконструкции находятся не всегда: в таких условиях очевидным решением становится обособление полос для пассажирского автотранспорта.

«Выделенки» рисуют не только в городах-миллионниках вроде Перми, Омска или Уфы, но и в менее крупных населенных пунтах. К примеру, отдельные полосы для автобусов и троллейбусов есть в сравнительно небольших Чебоксарах и Ижевске.

Показателен пример Вологодской области, в которой есть два города с практически одинаковой численностью населения. Известный своим металлургическим производством Череповец насчитывает 316 тысяч жителей, в соседней Вологде проживают 308 тысяч человек. В первом случае система работает и пользуется позитивными отзывами пассажиров. Во втором случае внедрение «выделенок» заблокировали местные власти. Заместитель начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры по благоустройству Вологды Антон Мусихин констатировал неспособность города контролировать соблюдение ПДД на выделенных полосах и заявил, что создание таких полос «приведет к хаосу». В результате жители региона хвалят дорожную ситуацию в Череповце и жалуются на пробки в областном центре. Примечательно, что губернатор Вологодской области Олег Кувшинников даже не рассматривает введение выделенных полос в качестве возможного решения: вместо этого чиновник предлагает строить объездные дороги.

Выделяй и властвуй: где в России есть полосы для автобусов

Между тем, на прямую зависимость между увеличением километража дорог и ростом числа пробок указывают несколько ученых-урбанистов из разных стран: среди них профессор Пенсильванскогоуниверситета Вукан Вучик и датский архитектор Ян Гейл. По мнению экспертов, выделение полос для общественного транспорта уменьшает заторы, увеличивает пропускную способность дорог и снижает финансовую нагрузку на городской бюджет. Разрастание дорожной сети, напротив, провоцирует все новых людей садиться за руль личного автомобиля, тем самым создавая условия для пробок.

Похоже, активнее остальных в России транспортную математику осваивали в Казани: в столице Татарстана выделенные полосы получили более 40 улиц. Вместе с развитием метро это позволило избавить город от многокилометровых пробок: местные жители почувствовали эффект сразу после Универсиады.

В Ростове-на-Дону число таких улиц превышает два десятка, причем вместе с обособлением общественного транспорта город увеличивает количество светофоров и пешеходных переходов – удивительный пример работающего приоритета пешехода над водителем. Одновременно местные полицейские устраивают облавы на нарушителей, заезжающих на автобусные полосы. Правда, для Ростова-на-Дону такие меры стали вынужденными: после распада СССР в городе демонтировали множество трамвайных путей, из-за чего альтернативы выделенным полосам на дорогах просто не осталось. Метро в городе строить не планируется.

Выделяй и властвуй: где в России есть полосы для автобусов

Бум автобусных полос переживает Краснодар: в 2014 году протяженность «выделенок» вырастет с 5 до 55 километров. В Тюмени новые участки для общественного транспорта появились 11 августа 2014 года – ожидается, что скорость автобусов на этих дорогах увеличится на 50 процентов. В Уфе и Кемерово действуют, скорее, московскими методами: выделенные полосы открываются маленькими порциями и с большими паузами.

Разумеется, без борьбы пешеходов с автовладельцами не обошлось. К примеру, в занимающем второе место в России по протяженности пробок Новосибирске выделенными полосами оснастили более 20 улиц. Зато на самом загруженном участке города – Дмитровском мосту – «выделенку» убрали через три недели после внедрения. Начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по Новосибирску Александр Руденко сослался на «увеличившуюся нагрузку на мост» и пообещал «ни в какой мере не ущемлять права автолюбителей». Изнывающий от пробок Воронеж пробовал реанимировать транспортную систему похожим способом: выделенные полосы продержалась две недели, после чего власти пошли на попятный и стерли разметку.

Самыми бесполезными «выделенками» в России можно назвать транспортные полосы в Екатеринбурге и Волгограде. На ключевых дорогах этих городов давно нанесена разметка, запрещающая выезд автомобилей на крайнюю полосу, но это никого не останавливает: по свидетельствам местных жителей, водители спокойно паркуются поверх буквы «А» и практически никогда не получают за это штрафы. Естественно, ни о каком сокращении пробок здесь речи не идет.

Выделяй и властвуй: где в России есть полосы для автобусов

Наконец, есть в России и действенные противники выделенных полос. В Кирове идея полос для автобусов и троллейбусов не первый год застревает на стадии обсуждения, а в Новокузнецке вместо помощи общественному транспорту хотят избавиться от трамвая – чтобы освободившееся от рельс место отдать автомобилям.

Ускорить массовое появление выделенных полос способен чемпионат мира по футболу. В преддверии турнир мэрии нескольких городов, выбранных для проведения матчей, впервые заговорили об отдельных зонах для общественного транспорта. Общественные дискуссии начались в Калининграде, Самаре и Нижнем Новгороде. Параллельно выделенные полосы вроде бы планируются в Рязани, Ставрополе и Челябинске – однако тон местных политиков не предвещает быстрого разрешения ситуации.

В данный момент главными проблемами выделенных полос являются слабый контроль за исполнением правил и нежелание водителей уступать место автобусам. Бороться с этим эксперт по городскому планированию Вукан Вучик предлагает следующим образом: «Наиболее эффективно физическое отделение выделенных полос, например, с помощью бордюров. Если же в качестве границы используется только белая линия, обеспечить защиту труднее всего. Такие автобусные полосы действительно становятся выделенными только при постоянном контроле со стороны органов правопорядка, а это дорогостоящее решение. Речь здесь идет не только о «московском менталитете», но и о логике поведения водителей, которые стремятся занять любую доступную полосу. Примерно так ведут себя водители во всех городах мира».

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Актуальная карта выделенок Москвы


эта картинка со временем устаревает, но по щелчку на ней всегда доступна актуальная гугл.карта

За время работы в транспортном комплексе собрал и поддерживаю актуальную карту выделенных полос в Москве.
Город настолько большой, что время от времени всплывают новые для меня куски выделенок в разных местах. Например, из последнего коллеги рассказали про ВП на Железнодорожном переулке у станции Павшино (при 2 полосах движения в одну сторону, кстати) и про встречную ВП у м. Кузьминки.

Буду рад вашим комментариям о любых неучтённых выделенках или ошибках отображения существующих.

Выделенная полоса для общественного транспорта

Выделенная полоса для общественного транспорта

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, которые относятся к дороге с полосой для общественного транспорта. Двигаться по выделенным полосам могут не только автобусы, но и троллейбусы. Тем не менее полосы зачастую называют автобусными, т.к. на них нанесена разметка в виде буквы «А».

Название полосы для общественного транспорта говорит само за себя, двигаться по выделенке должен именно общественный транспорт. Однако существует и несколько исключений, когда воспользоваться автобусной полосой могут другие транспортные средства. Соответствующие правила будут рассмотрены ниже:

Могут ли автобусы выезжать с выделенной полосы?

Итак, первое, на чем я хочу остановиться в этой статье, — это движение общественного транспорта по дороге с выделенной полосой. Сразу же хочу отметить тот факт, что водители маршнутного транспорта не обязаны двигаться по автобусной полосе.

Правила запрещают движение всех транспортных средств по выделенной полосе (кроме нескольких исключений, которые будут рассмотрены ниже), однако они никак не ограничивают движение автобусов и троллейбусов.

Например, если выделенная полоса отделена от остальной дороги прерывистой линией разметки, и в данном направлении есть хотя бы еще одна полоса движения, предназначенная для всех участников движения, то автобусы и троллейбусы при желании могут перестраиваться между выделенной и обычной полосами любое количество раз.

Таким образом, если на дороге есть автобусная полоса, то общественный транспорт получает больше пространства для маневра, чем все остальные автомобили.

Типы дорог с полосой для автобусов

Попутная и встречная полосы

Можно выделить две большие группы дорог с полосой для общественного транспорта:

  • Попутная. Наряду с автобусной полосой на дороге есть несколько попутных полос для других транспортных средств (левая часть рисунка).
  • Встречная. Полоса общественного транспорта направлена навстречу основному потоку транспортных средств (правая часть рисунка). Подобные дороги напоминают дороги с односторонним движением, однако они таковыми не являются. Выезд на встречную полосу общественного транспорта даже в отсутствие разметки ведет к лишению водительского удостоверения.

Дорожные знаки, используемые для обозначения полос для МТС

В правилах дорожного движения есть 6 видов дорожных знаков, которые могут обозначать дорогу или полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств Начало встречной автобусной полосы.
Знак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств Конец встречной автобусной полосы.
Знак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет налево. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать налево нельзя.
Знак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет направо. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать направо нельзя.
Знак 5.14.1 Полоса для маршрутных транспортных средств Начало попутной автобусной полосы. Если знак установлен справа от дороги, то он распространяется исключительно на правую полосу движения.
Знак 5.14.3 Конец полосы для маршрутных транспортных средств Конец попутной автобусной полосы.

Кто может ездить по автобусной полосе?

Пункт 18.2 ПДД содержит список транспортных средств, которые могут выезжать на выделенную полосу:

  • Маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки).
  • Школьные автобусы.
  • Легковые такси.
  • Автобусы тяжелее 5 тонн, которые включены в специальные перечни, утвержденные исполнительными властями Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
  • Велосипедисты.

Обратите внимание, школьные автобусы, такси, автобусы из перечней и велосипедисты могут пользоваться автобусной полосой далеко не всегда. Рассмотрим следующую ситуацию:

Велосипед на автобусной полосе

Посмотрите на правую часть картинки. Над выделенной полосой установлен знак 3.1 (кирпич), запрещающий выезд на эту полосу. Данный знак не распространяется на маршрутный транспорт, однако он запрещает движение по выделенной полосе для всех остальных.

Поэтому если Вы едете, например, на велосипеде, то прежде чем выезжать на выделенную полосу, убедитесь, что дополнительные знаки этого не запрещают.

Кроме того, в список исключений не входят:

  • Автомобили каршеринга (они не являются ни такси, ни маршрутными ТС).
  • Мотоциклы.
  • Мопеды и скутеры. .
  • Автобусы для перевозки детей, не являющиеся школьными.

Когда можно ездить по выделенной полосе?

Выше перечислены транспортные средства, которые могут использовать автобусную полосу наряду с маршрутным транспортом. Проще говоря, ездить по ней.

Однако и все остальные автомобили могут выехать на автобусную полосу в некоторых случаях. Пункт 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Поворот направо

Поворот с выделенной полосы

Водитель должен поворачивать направо с выделенной полосы, если такая полоса отделена прерывистой линией разметки (левая часть рисунка):

Если автобусная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее нельзя (правая часть рисунка). Обратите внимание, на рисунке поворот направо возможен только из правой полосы, однако разметка не позволяет на эту полосу выехать. В связи с этим оранжевый легковой автомобиль на данном перекрестке выполнить поворот не может, он вынужден проехать прямо.

Остановка для посадки и высадки пассажиров

Высадка пассажиров

Если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой (левая часть рисунка), то на нее можно выехать для высадки или посадки пассажиров. При этом не должны создаваться помехи автобусам и троллейбусам, т.е. полоса должна быть пустой на достаточном расстоянии.

Если же разметка сплошная (правая часть рисунка), то выезжать на автобусную полосу нельзя. В пределах второй полосы выполнить остановку правила не разрешают. Т.е. на данном участке дороги высадить пассажиров не получится.

Примечание. Если автобусная полоса обозначена только знаком, а разметка отсутствует (сплошная или прерывистая), то выезжать на нее нельзя. Многие водители не обращают внимания на этот момент и «зарабатывают» штрафы.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, которая встречается на дорогах. Например, в Москве некоторые автобусные полосы в выходные дни не работают. Для этого устанавливается следующее сочетание дорожных знаков:

Автобусная полоса в выходные

Данное сочетание знаков означает, что полоса является выделенной только в рабочие дни. То есть в выходные по ней можно ездить.

Однако, в данном нужно учитывать следующие факторы:

  • Дополнительные условия, запрещающие выезд. Например, если над выделенной полосой установлен знак 3.1 «кирпич», то выезжать на эту полосу запрещается (и в рабочие дни, и в выходные).
  • Сплошная линия разметки. В выходные дни перестает действовать лишь автобусная полоса, а отделяющая ее сплошная линия разметки остается на месте и пересекать эту линию нельзя. То есть водитель может получить штраф за пересечение сплошной, хотя движение по полосе и не запрещено.
  • Является ли день выходным. Самая сложная ситуация возникает в случае переноса выходных дней. Например, если суббота объявлена рабочей, то выезжать в этот день на автобусную полосу запрещено.

Как узнать, можно ли сегодня ездить по выделенной полосе?

Чтобы выяснить, является текущий день рабочим или выходным, придется обратится к нормативным документам.

В первую очередь рассмотрим статью 112 Трудового кодекса:

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника Отечества;
8 марта — Международный женский день;
1 мая — Праздник Весны и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.

Кроме того, выходные дни могут быть перенесены в дополнительных нормативных документах. В 2023 году данная информация приводится в Постановлении Правительства РФ от 29 августа 2022 г. N 1505 «О переносе выходных дней в 2023 году»:

Перенести в 2023 году следующие выходные дни:

с воскресенья 1 января на пятницу 24 февраля;
с воскресенья 8 января на понедельник 8 мая.

Обратите внимание, каждый год выпускается новое постановление Правительства о переносе выходных.

К сожалению, на практике перенос выходных вызывает проблемы у некоторых водителей. В основном речь идет о тех, кто не работает по стандартной рабочей неделе, т.к. следить за праздниками им приходится самостоятельно.

Например, 29 декабря 2018 года (суббота) — это рабочий день. Водители, которые в этот день выехали на выделенные полосы в Москве получили соответствующие штрафы.

Ситуация повторяется из года в год, так что будьте внимательны.

Штрафы за езду по полосе общественного транспорта

Направление Регион Причина выезда Наказание
попутное Москва или Санкт-Петербург 3 000 рублей
попутное другие регионы 1 500 рублей
встречное объезд препятствия 1 000 — 1 500 рублей
встречное другие причины 5 000 рублей или лишение прав на 4 — 6 месяцев;
повторное: лишение прав на 1 год или 5 000 рублей
третье и последующие: уголовное наказание

Более подробная информация по штрафам на выделенной полосе приведена в статье:

Чтобы не запутаться в штрафах за различные нарушения правил, рекомендую скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов ГИБДД и положить её в автомобиль.

Напоследок приведу видео, на котором Вы можете увидеть дорогу с двумя выделенными полосами для общественного транспорта:

На подобных участках дорог в 2023 году устанавливаются комплексы автоматической фиксации нарушений. Так что наказание для нарушающих водителей является неизбежным. Кстати, если Вы подозреваете, что могли случайно нарушить правила под прицелом видеокамеры, то можете сначала узнать о штрафах ГИБДД онлайн, а затем оплатить их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *