Какое сопротивление должно быть у аккумулятора
Перейти к содержимому

Какое сопротивление должно быть у аккумулятора

  • автор:

Проверка аккумулятора (замер внутреннего сопротивления)

Решил сделать ревизию аккумулятора(зарядка в том числе) . В частности, публикую данные о таком параметре, как внутреннее сопротивление аккумулятора.
Методика простая: делается замер напряжения под нагрузкой (в данном случае нагрузка 5А фарная лампа). Затем откл. нагрузка и снимается показание по напряжению на клеммах аккумулятора.
12,55В под нагузкой
12,69В без нагрузки
Разница В (дельта) 12,69-12,55= 0,14В
Считаем сопротивление по формуле: R=дельта U/I= 0,14В/5А= 0,028Ом.

Параметр не хороший получился. В технически исправном аккумуляторе, внутреннее сопротивление должно варьироваться в пределах 0,01Ом.
Кому интересно, инфу взял здесь

Фото в бортжурнале Toyota Sprinter Carib (AE110G)измерение напряжения, без нагрузки Фото в бортжурнале Toyota Sprinter Carib (AE110G)измерение напряжения с нагрузкой (5А)

Не много по-дискутирую. Допустим аккумулятор по какой то причине, разрядился в автомобиле на 50 и больше %:.
Ситуация: приходим в гараж и обнаруживаем, к примеру одну из дверей в любимом авто, не полностью закрытой (так, что сработал концевик на вкл. салонных плафонов). Конечно, все зависит от времени — сколько это безобразие длилось.
Допустим, за несколько дней аккумулятор, таким образом "сел" на 99%. Оставшегося 1% процента от емкости, стартеру хватит пустить ДВС.
Смотрим что выходит из этого:
У разряженного аккумулятора внутреннее сопротивление будет в половину (а может и больше) выше, по сравнению с заряженным.
Если у заряженного сопротивление 0.01Ом, то получается такая цифра: 0,02 -0,025Ом.
Идем далее: после пуска ДВС, в работу вступает генератор, в котором реле регулятор будет пытаться вывести его на рабочее напряжение, 14,5В.
Что произойдет? А произойдет следующее — будет идти повышенный ток зарядки АКБ. Вполне возможно, что "гена" будет нагружен на все 100. А это скажем, от 70 до 130А. (глядя какой девайс стоит).
Расчеты простые: зная внутреннее сопротивление, дельта напряжения можно примерно посчитать, что к чему.
14,5В-11,0В=3.5В. 3,5В/0,025Ом= 140А. Это в теории. Как на практике, хз. Многое зависит от различных факторов, таких как — состояние АКБ, натяжка ремня, да и техническое состояние "гены", не надо скидывать со счетов.
Знаю, много народа ездит, с оборванными силовыми диодами в генераторах своих машин. В обрыв уходит сначала один диод, затем при повторении, может остаться в работе только одна фаза.
При работе даже без одной фазы, "гена" работает на троечку. Ну а когда остается в работе одна фаза — об этом и говорить не приходится, все ясно и так. .
У меня в подобной ситуации (когда поехал с разряженным АКБ) — ремень генераторный разорвало на 5ом км в дороге.

Опять же, встает вопрос — а есть ли смысл, ставить более мощный генератор в свой автомобиль? Ну порвется ремень, это пол беды. А вот когда аккумулятору звиздец приходит, обидно. Попадаешь на денежку. Да и сам генератор уже то же под вопросом.
Такие вот вечерние мысли, по такому вроде бы простому вопросу.
Может я в чем то и не прав. На 100% за истину, что сказал выше — не претендую.

Внутреннее сопротивление аккумулятора — как измерить

Внутреннее сопротивление аккумулятора – один из параметров аккумулятора, которые необходимо регулярно контролировать. Это позволит продлить срок службы АКБ, обеспечит бесперебойный запуск двигателя независимо от климатических условий. На показатель влияет множество факторов. Узнать внутренне сопротивление можно самостоятельно, используя один из доступных способов.

Внутреннее сопротивление аккумулятора

Внутреннее сопротивление — это физический термин, объединяющий омическое сопротивление и сопротивление поляризации.

Что такое внутреннее сопротивление аккумулятора

Внутреннее сопротивление – физический термин, объединяющий омическое сопротивление и сопротивление поляризации. Например, если нормальное напряжение нового аккумулятора 13 В, то если его подключить к устройству с сопротивлением 1 Ом, оно упадёт до 12,2 А. Такое положение дел противоречит закону Ома, согласно которому должно получаться 13 А. Связано это с тем, что не только поданная нагрузка, но и сам аккумулятор имеет сопротивление. Реакция, в результате которой генерируется электроэнергия, осуществляется с некоторым затормаживанием.

Падение силы тока происходит также в результате процессов, происходящих внутри аккумулятора. Также существуют другие факторы, негативно влияющие на силу тока, генерируемую АКБ.

Проводимость никогда не бывает постоянной, значение меняется в зависимости от текущего состояния аккумуляторной батареи, других факторов.

Нормальное внутреннее сопротивление

Как показывает расчет внутреннего сопротивления батареи, не существует эталонного значения. Для исправного аккумулятора легкового автомобиля, который находится в неизношенном состоянии, нормальный показатель должен быть в пределах 4-6 мОм.

От чего зависит параметр

Внутреннее сопротивление динамично, находится под влиянием таких параметров: ёмкость батареи, ток, нагрузка, текущий уровень заряда, температура электролита внутри банок. Чем больше ток нагрузки, тем меньше параметр. Аналогичная ситуация и с ёмкостью. Чем она выше, тем ниже внутреннее сопротивление АКБ.

Кривая внутреннего сопротивления АКБ

Кривая внутреннего сопротивления АКБ.

Как определить внутреннее сопротивление

Чтобы проверить параметр, существуют специальные приборы. С их помощь можно определить:

  • текущее значение внутреннего сопротивления;
  • состояние АКБ под нагрузкой, когда подаётся определённая величина тока;
  • сопротивление при переменном токе;
  • сравнить спектры.

Любой их приборов, способов измерения позволит определить качественное состояние автомобильного аккумулятора, при этом нельзя говорить о количественных параметрах, так как метод не позволяет установить, сколько ещё способен проработать аккумулятор.

Измерять показатели аккумулятора мультиметром рекомендуется регулярно. Таким образом, покупка новой батареи станет плановой, а не экстренной. По статистике, с каждым годом внутреннее сопротивление повышается на 5%. Если динамика составляет более 8%, значит АКБ неправильно эксплуатируется, водителю придётся искать причину, что создаёт повышенную нагрузку.

Показатель проводимости аккумулятора рассчитывают с учетом ЭДС, тока, нагрузки. Величина будет меняться в зависимости от следующих исходных:

  • форма, габариты аккумуляторной батареи;
  • конструктивное исполнения базовых компонентов АКБ;
  • состояние технологической жидкости;
  • наличие легирующих добавок.

Особенное влияние на импеданс оказывают параметры электролита: состав, плотность, температура в банках. Внутреннее сопротивление зависит от типа аккумулятора. У кислотно-свинцовых минимальный показатель сопротивления, сила тока не превышает 2,5 кА, что достаточно для нормально пуска двигателя.

Лучше всех – NiCd АКБ. Они способны сохранять высокое внутреннее сопротивление даже после 1000 циклов зарядки-разрядки.

У NiMH импеданс изначально выше, начинает ещё увеличиваться примерно после 350 зарядно-разрядных циклов.

Характеристики Li-ion аккумулятора находятся посередине между NiMH и NiCd источниками питания. В процессе эксплуатации сопротивление не увеличивается. При этом лет Li-ion-батареи полностью деградируют, если ими не пользоваться в течение 2-3 лет.

Для замера внутреннего сопротивления аккумулятора в домашних условиях используется несколько способов.

Подача переменного тока

Самый простой, но занимающий много времени, метод, требующий следующего оборудования:

  • постоянный резистор заданного номинала;
  • ограничительный трансформатор;
  • конденсатор;
  • вольтметр.

Использование цифрового вольтметра вместо аналогового резко увеличивает точность измерений.

Метод является простым, при этом недостаточно точным, так как существуют факторы, не позволяющие гарантировать правильность оценки внутреннего сопротивления.

Значения при измерениях учитывает частоту, включают активные и реактивные параметры. Влияние на точность снимаемых показателей оказывает особенность химической реакции, протекающей в банках аккумуляторной батареи.

Метод постоянной нагрузки

Зависимость напряжения и ЭДС при раарядке АКБ Зависимость напряжения и ЭДС при раарядке АКБ.

Наиболее распространённый способ. Бытовые потребители применяют его чаще, чем метод подачи переменного тока. Подключив оборудование, в течение нескольких секунд происходит разрядка под нагрузкой. Показатели внутреннего напряжения вначале и в конце процедуры фиксируются с помощью вольтметра. Полученные данные оцениваются, согласно закону Ома.

Данный метод не подходит для старых батарей, не позволит реально оценить текущее техническое состояние.

Короткоимпульсный способ

Относительно новый метод, предлагающий водителю преимущества:

  • тестирование выполняется без снятия, отключения аккумуляторной батареи, что экономить время;
  • при тестировании требуется краткосрочное изменение напряжения, что не влияет на работоспособность оборудования, подключённого к бортовой сети автомобиля;
  • регулярная проверка не сказывается на работоспособности батареи;
  • для выполнения замеров требуется только вольтметр (мультиметр);
  • одновременно можно сравнить текущие показания с новым аккумулятором;
  • уороткоимпульсный способ учитывает силу тока, наличие коротких замыканий в сети, таким образом, можно сделать выводы о техническом состоянии аккумуляторной батареи.

Как сделать замеры

Для точного измерения необходимо использовать графики разрядных кривых. Но данный способ не подходит обычному водителю, у которого нет специального оборудования. Как правило, в быту используется фара из лампы, например, галогенка на 60 Вт и тестер. Рекомендуется использовать цифровой вольтметр, только он позволит точно зафиксировать показатели. Ни в коем случае не стоит использовать светодиодную лампу. Низкое энергопотребление не позволит оценить скачок в бортовой сети. Лампа и мультиметр последовательно подключаются к батарее, показания записываются.

Разрядная кривая свинцового аккумулятора

Разрядная кривая свинцового аккумулятора.

После отключения нагрузки проводятся повторные замеры, полученные данные сопоставляются. Если разница не превышает 0,02 В, источник питания находится в хорошем состоянии — импеданс не больше 0,01 Ом.

Особенности измерения для автомобильной АКБ

У водителей нет однозначного мнения, как лучше измерять внутреннее сопротивление аккумулятора. Некоторые предпочитают делать это на станции технического обслуживания. Другие не хотят тратить время на сервис, зная, что дома, в гараже процедура займёт несколько минут.

Эксперты советуют учитывать несколько нюансов:

  • Не следует на 100% доверять данным из интернета, специализированной литературы. Лучше сравнивать полученные данные с предыдущими показаниями. Это позволит оценить динамику деградации аккумулятора.
  • Для каждого ИП есть свои стандарты, нормы. Идеальные параметры указаны в инструкции, на сайте производителя.
  • Регулярное тестирование внутреннего сопротивления АКБ позволит вовремя заметить, что батарея требует замены, устранить причину сверхъестественной нагрузки.

Внутреннее сопротивление – важный параметр. Если замерять его регулярно, можно избежать проблем с запуском автомобиля, электроприборами, проводкой.

Внутреннее сопротивление аккумулятора автомобиля. Разберем 60, 75, 90 Ач + таблица

Тема внутреннего сопротивления аккумулятора автомобиля – не такая популярная. Просто раньше его достаточно сложно было замерить (я имею в виду точно, кустарные методы не в счет). Сейчас же появляются приборы, которые могут показать этот параметр за считанные секунды. В этой статье (и конечно же видео, которое внизу) – поговорим над сопротивлением популярных моделей АКБ, таких как — 60, 75, 90 Ач. Также расскажу, какая существует норма для новых и изношенных батарей. НУ и для удобства будет таблица с показателями …

Внутреннее сопротивление аккумулятора автомобиля

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Я хочу сразу предупредить — мы будем говорить о свинцово-кислотных аккумуляторах, которые используются в автомобилях. Про остальные типы литий-ионные, никель-кадмиевые и т.д., говорить не будем, они попросту не применяются в авто

Что такое внутреннее сопротивление аккумулятора?

Это сумма сопротивлений всех составных частей батареи (обычно это сопротивление поляризации и омическое). Под «омическим» нужно понимать – сумму сопротивлений составных деталей: — сепараторов, пластин, электродов, положительного и отрицательного токовывода, мостовых сварных соединений между «пакетами» пластин (и банками), а также электролита (понятно, что пластиковый корпус практически не влияет на эту величину). Измеряется в Омах. «Омический показатель» присутствует всегда (нет еще ни металлов, ни жидкостей полностью нейтральных).

Состав аккумулятора

Простыми словами — нормальная ЭДС (электродвижущая сила) аккумулятора может быть 13,5 В, но внутреннее сопротивление обычно приводит этот параметр к 12,7 В. Сейчас это у многих новых батарей является 100% зарядом, именно такие данные указывают многие производители (со временем эти параметры могут меняться, потому как происходит деградация АКБ).

Диагностика аккумулятора

Нужно понимать, что чем больше аккумулятору лет — тем больше показатель внутреннего сопротивления (либо бывает новый АКБ — но хранился неправильно). Влияние на все, например — на емкость, напряжение, а также силу тока.

Если у новой батареи с емкостью в 60Ач – эталонное внутреннее сопротивление всего 4-6 мОм. Напряжение без проблем поднимается до 12,7 В. Пусковой ток примерно 600 А, плотность электролита примерно – 1,27 – 1,29 г/см3

То уже 5-6 летний АКБ имеет показатель около 10 – 15 мОм (многое зависит от эксплуатации), емкость уже около 30-40Ач. Напряжение (после 3 часов после зарядки) – 12,3 – 12,5 В. Ток пуска, дай бог – 300 А, плотность электролита около 1,23 г/см3

Высокое сопротивление

То есть второй аккумулятор, почти полностью выработал свой ресурс. Показатель поднялся почти в 2,5 раза. И как часто это бывает из-за сульфатации пластин.

Поэтому зная показатели внутреннего сопротивления нового аккумулятора, а также Б/У (либо неправильно хранившегося), можно уже понять насколько есть износ АКБ

Поэтому простое правило при выборе новой батареи:

  • По возможности возьмите тестер батареи в магазин
  • Не все даже новые аккумуляторы «одинаково полезны»
  • Замерьте внутреннее сопротивление
  • Если оно в пределах 4 – 7 мОм (для разных емкостей оно бывает разным, про это чуть ниже). То можно брать
  • Если оно 7 – 10 мОм. Значит, батарея стоит долго, либо ее неправильно хранили, внутри пошли процессы сульфатации. Брать не стоит, либо нужно просить скидку.

Норма для 60 Ач

В идеале берем новый аккумулятор, который недолго стоит на прилавке, хорошо заряжен.

Вообще точных показателей нет, есть только усредненные. Но чем емкость батареи меньше, тем сопротивление внутри у нее выше.

Это сказывается тем, что размер пластин меньше — площадь соприкосновения меньше, поэтому показатель растет.

60 Ач

Как пишут многие производители, эталонный показатель у нового АКБ емкостью в 60 Ач, является – 4-7 мОм. Усредненные данные будут в таблице внизу

ВАЖНО — замеры желательно проводить при температуре в + 20, + 25 градусов Цельсия, ведь на морозе электролит подмерзает, и этот показатель может вырасти

Показатель для 75Ач

Этот аккумулятор, хотя и больше почти на 25%, но показатель сопротивления здесь будет практически таким же. Опять же многое зависит от производителя

75 Ач

Если после тестирования у вас на приборе от 3 до 7 мОм значит можно брать. Это почти 100% аккумулятор, который выдаст честные 75Ач

Опять же у нас кислотные АКБ с жидким электролитом

Сопротивление для 90Ач

Как правило, такие батареи очень большие и тяжелые, к ним же можно отнести и 80Ач, показатели у них будут практически идентичными

80 Ач

Норма для 80 — 90Ач, от 3 до 6 мОм, иногда я даже встречал аккумуляторы, которые выдавали около 2 мОм (но это крайне редко)

Как я писал выше, чем больше аккумулятор, тем меньше у него показатель внутреннего сопротивления из-за более массивных и больших составных частей (пластин, перемычек и т.д.)

Почему нельзя замерять в морозы?

Как я писал выше, общее сопротивление складывается от каждой составной части аккумулятора. И электролит тут не исключение.

Основные показатели АКБ снимаются при плюсовых температурах + 20, + 25 градусов. Электролит у нас жидкий и прекрасно работает внутри. То есть он входит в реакцию с пластинами, будь это разряд или заряд

Замерз электролит

НО! В отрицательные температуры, работоспособность электролита падает, ибо он банально подмерзает. Его внутренне сопротивление растет, процессы заряда – разряда падают (а в – 35, заряд будут настолько минимальным, что практически останавливается).

Если – 35, замерить внутреннее сопротивление батареи, оно будет намного выше, чем в + 25 градусов. Так замерять неправильно!

Насколько растет сопротивление в год?

Это очень сложный вопрос. Еще раз, очень много зависит от того как вы эксплуатируете свою батарею, какие у вас пробеги, какие условия, в каком климате (зачастую АКБ, которые находятся в теплом климате работают дольше).

Но если взять среднюю «температуру по больнице», рост примерно на 10 – 15% в год. Если новая АКБ, для примера, имеет показатель — 5 мОм, то уже 5 летняя будет 6 – 8,75 мОм.

Сопротивление 4 мОм

А вот уже через 6 – 7 лет, показатель перешагнет 10 – 13 мОм, и сделает аккумулятор практически не применимым в морозы. Данные постараюсь свести в таблицу внизу

Рост сопротивления происходит только из-за того, что пластины обрастают сульфатами свинца. Часть поверхности пластины просто запаковывается ими. Конечно можно сделать процесс десульфатации, но не всегда он помогает

Сульфатация пластин

В реальной жизни, если аккумулятор проходил около 5 – 6 лет, это нормально. Ведь не всегда мы следим за батареей, иногда бросаем автомобиль, если он не запустился в мороз (и заряжаем АКБ, спустя несколько часов, а может и дней).

Пару слов про AGM и EFB

Эти батареи сделаны по другим технологиям. Как пишут многие производители, что и свинец используется другой – более очищенный. Так и электролит находится в другом состоянии (особенно у AGM).

Все это позволяет снизить внутреннее сопротивление аккумулятора:

Так версия 60Ач, AGM – имеет показатель примерно 3 – 4 мОм,

agm аккумулятор

Версия 60Ач, EFB – показатель примерно 4 – 5 мОм

Это лучше, чем у обычного АКБ (там 4 – 7 мОм). Причем AGM, может очень долго иметь такое сопротивление, все дело в том, что там электролит находится в специальных матах, которые соприкасаются напрямую с пластинами и процесс сульфатации там не такой явный.

Таблица сопротивлений аккумуляторов

Емкость (Ач) Норма (новый) АКБ (мОм) Через 5 лет, средние данные, (мОм)
60 4 — 7 6 – 13
75 3 — 7 4,5 – 13
80 3 — 6 4,5 – 12
90 3 — 6 4,5 – 12

Таблица сделана для обычных батарей с жидким электролитом внутри. Второй столбец – это примерные данные, которые могут иметь ваши батареи. Большой разбег, например от 6 до 13 мОм только из-за того, что изначальные данные различные. Один АКБ идеален, он имеет 4 мОм, вы хорошо за ним ухаживали, поэтому уровень деградации всего 10% в год. Значит через пять лет стоит ожидать сопротивления от сульфатации всего 6 мОм.

Другой изначально имеет – 7 мОм, вы плохо за ним ухаживали, оставляли его (надолго без заряда) после того как мотор не запустится в мороз. Процесс сульфатации у него намного выше, тут и 13 мОм не предел. Именно такой разбег я и заложил в оба столбца таблицы.

Сейчас подробное видео, смотрим

Теперь я думаю, вам стало понятно – почему внутреннее сопротивление аккумулятора, очень важный показатель, который практически на 100% может вам рассказать о состоянии как нового, так и подержанного АКБ. Главное, производить замеры правильно.

(51 голосов, средний: 4,73 из 5)

Внутренее сопротивление аккумуляторов — параметр, позволяющий оценить «здоровье» аккумулятора

По существующим нормам, основными критериями технического состояния аккумуляторов являются ее фактическая емкость и величина напряжения на элементе всей группы батарей при протекании токов нагрузки. Дело в том, что измерение емкости аккумуляторов требует больших затрат времени и приводит к снижению надежности системы постоянного тока во время проведения испытаний, особенно на тех объектах, на которых нет резервной аккумуляторной батареи и отключение группы батарей от оборудования питания чревато обесточиванием непрерывно работающего дорогостоящего оборудования. Измерение величины снижения напряжения на аккумуляторах при протекании тока требует меньших затрат времени, но не обеспечено необходимым, серийно выпускаемым измерительным оборудованием.

По сути, величина снижения напряжения на элементах аккумуляторной батареи при протекании токов, определяется внутренним сопротивлением элементов.

Полное сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора – это сумма таких величин, как сопротивление поляризации и омическое сопротивление. Омическое сопротивление является суммой сопротивлений сепараторов аккумулятора, электродов, положительного и отрицательного выводов, мостовых сварных соединений между элементами и электролита.

На сопротивление электродов оказывает влияние их конструкция, пористость, геометрия, конструкция решётки, состояние активного вещества, наличие легирующих компонентов, качество электрического контакта решёток и обмазки активной массы.

При этом, как известно, у аккумуляторов большей емкости больше рабочая поверхность пластин и больше пространства для диффузии электролита внутри аккумулятора. Поэтому внутреннее сопротивление аккумуляторов большой емкости меньше, чем внутреннее сопротивление аккумуляторов меньшей емкости.

Кроме того, внутреннее сопротивление аккумуляторов зависит и от токов нагрузки. Например, внутреннее сопротивление аккумулятора при больших токах нагрузки в несколько раз меньше, чем внутреннее сопротивление того же аккумулятора при малых токах.

В процессе разряда свинцово-кислотного аккумулятора на поверхности электродов выделяется сульфат свинца (PbSO4). Это плохой проводник, который существенно увеличивает сопротивление электродных пластин. Кроме того, сульфат свинца откладывается в порах активной массы пластин и существенно уменьшает диффузию серной кислоты из электролита в них.

Существенное влияние на сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора оказывает и величина сопротивления электролита. Эта величина, в свою очередь, сильно зависит от концентрации и температуры электролита. Так, при уменьшении температуры сопротивление электролита растет и достигает бесконечности при его замерзании. И, наоборот, при высокой температуре скорость диффузии ионов электролита выше и внутреннее сопротивление аккумулятора ниже.

Наиболее оптимальным значением является установленная производителем плотность электролита при температуре 20-25°С, при которой внутреннее сопротивление принимает минимальное значение. При уменьшении или увеличении плотности электролита его сопротивление увеличивается, а, следовательно, растет и внутреннее сопротивление аккумулятора.

Поскольку емкость аккумуляторной батареи связана с ее внутренним сопротивлением и, получив опытным путем значение внутреннего сопротивления, можно оценить и емкость самой аккумуляторной батареи. Так, если внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи увеличилось в 2 раза, то можно предположить, что емкость аккумуляторной батареи уменьшилась примерно в 2 раза.

Другими словами, внутреннее сопротивление батареи определяет ее способность отдавать в нагрузку большой ток. Эта зависимость подчиняется закону Ома. При низком значении внутреннего сопротивления батарея способна отдавать в нагрузку большой пиковый ток (без существенного уменьшения напряжения на ее выводах), а значит, и большую пиковую мощность, в то время как высокое значение внутреннего сопротивления приводит к резкому уменьшению напряжения на выводах батареи при резком увеличении тока нагрузки. Это приводит к тому, что внешне хороший аккумулятор не может полностью отдать запасенную в нем энергию в нагрузку.

Регулярность измерений внутреннего сопротивления обеспечивает возможность прогнозирования выработки ресурса аккумуляторной батареи, и планировать ее замену заблаговременно. Считается, что за 1 год сопротивление аккумуляторной батареи, при правильной эксплуатации, должно возрастать, исходя из срока службы, например, в 15 лет, не более, чем на 6-7%. Если скорость увеличения сопротивления элементов превышает ожидаемую, то анализируются условия эксплуатации аккумуляторной батареи, нагрузка, процесс подзаряда и другие. Элементы аккумуляторной батареи, сопротивление которых отличается от среднего, вычисляемого для всех элементов, более чем на 10% подвергаются тренировочному заряду, а, если он не дает нужного эффекта, считаются неисправными и нуждающимися в замене. Тренировочный заряд проводится не всех элементах аккумуляторной батареи от штатного зарядно-подзарядного устройства, а индивидуально, только тех элементов, которые в этом нуждаются, от переносного зарядного устройства.

При обследовании аккумуляторной батареи кроме внутреннего сопротивления ее элементов измеряются сопротивления и межэлементных соединений. Это позволяет своевременно выявлять характерные дефекты, обусловленные коррозией токовыводов аккумуляторов.

Государственный стандарт ГОСТ Р МЭК 60896-2-99 «Свинцово-кислотные стационарные батареи. Общие требования и методы испытаний», соответствующий рекомендациям МЭК, предусматривает определение внутреннего сопротивления аккумуляторов по двум значениям разрядного тока и напряжения. При этом разрядный ток первой ступени выбирается в зависимости от тока десятичасового режима разряда и равен (4–6) I10, напряжение регистрируется на 20 секунде разряда. Ток второй ступени выбирается из расчета (20–40) I10, напряжение регистрируется на 5 секунде разряда. Далее линейной экстраполяцией определяются расчетная ЭДС и ток короткого замыкания аккумулятора. По полученным данным определяют внутреннее сопротивление аккумулятора.

По этой методике проводят испытания многие отечественные аккредитованные специализированные испытательные центры и лаборатории, у которых оборудование позволяет провести это опытным путем.

Обычному пользователю при наличии специального оборудования достаточно измерить внутреннее сопротивление для оценки состояния аккумуляторной батареи в целом. В то же время на сегодняшний день самым объективным способом оценки состояния аккумуляторных батарей является их контрольный 20- или 10-часовой разряд в соответствии с данными тока разряда и конечного напряжения разряда разрядных таблиц завода-изготовителя.

Таким образом, внутреннее сопротивление аккумуляторных батарей является условной величиной. Свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой нелинейное устройство, внутреннее сопротивление которого не остается постоянным, а меняется в зависимости от температуры, величины нагрузки, степени заряженности, концентрации электролита и прочих вышеперечисленных параметров. Поэтому для проведения точных расчётов аккумулятора желательно все-таки использовать разрядные кривые, а не величину внутреннего сопротивления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *