Как отрегулировать вариатор 200 сс
Перейти к содержимому

Как отрегулировать вариатор 200 сс

  • автор:

Санкт-Петербургский Скутер Клуб

Настройка трансмиссии (вариатора) на скутере.

Член клуба
Член клубаСообщения: 4655 Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03 Награды: 3 Репутация: 2193

#1 Настройка трансмиссии (вариатора) на скутере.

Сообщение Sylver » 03 дек 2013, 13:51

Решил объединить опыт и знания по доводке вариатора.
Самой, на мой взгляд, важной частью трансмиссии скутера является вариаторная передача (естественно, вся вместе, сам передний вариатор, ремень вариатора, задний вариатор и сцепление). Вот настройкой этого всего и займемся. Для дальнейшей работы, нам понадобится: прямые руки, голова, штангенциркуль и еще кое какой инструмент.
Начнем разбираться в устройстве вариатора. Я считаю что отталкиваться в настройке трансмиссии, требуется от самой важной ее части – ремня, ибо нет ремня – точно, никуда не уедешь. Важно, подобрать оптимальную длину, иначе существенно изменится передаточное отношение трансмиссии.
Передаточное отношение — одна из важных характеристик механической передачи вращательного движения. В общем случае находится как отношение угловой скорости ведущего элемента механической передачи к угловой скорости ведомого элемента или отношение частоты вращения ведущего элемента механической передачи к частоте вращения ведомого элемента. (Википедия)
Если взять короткий ремень – на старте будет меньшее передаточное отношение (чем у оптимального), это приведет к менее резвому старту, а при выходе ремня на внешний радиус на вариаторе, длина ремня не даст ему выйти полностью, отсюда будет две проблемы: меньшее передаточное отношение трансмиссии (чем у оптимального), что приведет к меньшей максимальной скорости, и то, что при повышении оборотов двигателя, вариатор будет пытаться сильнее сдавить ремень, что в свою очередь приведет к повышенному износу ремня.
Если взять более длинный ремень – то передаточное отношение будет примерно равно, отношению на коротком ремне (за счет того, что на вариаторе ремень будет находиться на более высоком радиусе), будет так же более вялый старт, а при выходе ремня на внешний радиус, на вариаторе, ремень меньше провалится на торке, то есть так же меньшее передаточное отношение, чем у оптимального ремня.
Для большей наглядности, изобразил на рисунке.
Изображение
Для подбора оптимального ремня, можно пойти двумя путями.
1.Если есть возможность, то снять неподвижную щеку вариатора и ремень прямо в магазине и подобрать ремень, таким образом, чтоб на торке он имел минимальный провал (на китайских торках, у которых внешняя щека имеет закругление, подбирать ремень так, чтоб его положение на торке вровень +/- 1-2 мм с окончанием закругления), а на втулке вариатора сидел с натягом.
Изображение
2.Вооружившись штангенциркулем, сделать точные промеры диаметра втулки вариатора и торка (радиус предполагаемого положения ремня), и расстояние между шкивами переднего и заднего вариаторов, по этим параметрам (пользуясь знаниями школьного курса геометрии) можно вычислить идеальную длину ремня для вашей трансмиссии, главное не забыть учесть, что на вариаторе вы считаете внутренний диаметр положения, а на торке – внешний, между ними разница в толщину ремня.
Вторым важным параметром ремня, является его ширина, ее также можно узнать промерив задний вариатор на высоте предполагаемого расположения ремня, по верхней его кромке.
Изображение
Подробнее о расчете ремня можно прочесть тут
После окончания расчетов, останется только найти ремень максимально подходящий по параметрам.
Сразу расскажу, почему при выборе ремня не обмеривается и не учитывается вариатор, потому что вариатор будет подстраиваться под ремень, у него для этого есть все условия, настроить же торк будет гораздо сложнее.
Итак, мы выбрали ремень, теперь можно приступать к настройке самого вариатора.
Для начала необходимо замерить на какой внешний радиус вариатор сможет вытолкнуть ремень. Для этого надо или одеть вариатор на коленчатый вал и сдвинуть щеки до упора (картер будет мешать измерять) или просто собрать щеки в руках, и замерить расстояние между щеками на максимальном радиусе вариатора (аналогично замеру торка).
Это расстояние должно равняться ширине ремня (для его выхода на радиус). Если расстояние больше ширины ремня, то он ни при каких обстоятельствах не сможет выйти на внешний радиус, значит необходимо обточить вариатор на внутренней части конуса, на необходимую толщину, место обточки зашлифовать мелкой наждачной бумагой. Допустим ширина нового ремня 17,5 мм, а мы намерили расстояние 18,5 мм, следовательно надо снять толщину 1 мм.
Изображение
Если расстояние от неподвижной щеки до максимального радиуса вариатора меньше чем ширина ремня, это чревато возможностью сброса ремня на большой скорости, лучше не использовать такой вариатор, или взять ремень меньшей ширины.
Второй этап настройки вариатора, это подбор длины втулки. Для определения необходимых действий, требуется собрать на коленвале вариатор и одеть втулку, замерить ширину ремня в узкой (внутренней) части, она должна равняться свободной части втулки, торчащей из вариатора.
Изображение
Если длина свободной части втулки меньше чем ширина ремня в узкой части, то это не даст ремню провалиться между щек вариатора, и будет потеряна динамика на старте. Чтоб это исправить, можно подложить шайбу, между прижимной пластиной вариатора и втулкой. И наоборот, если втулка длиннее, то старт, будет происходить на более высоких оборотах, когда вариатор уже начнет сходиться. Тогда необходимо поставить втулку короче на необходимую длину, или обточить эту втулку.
Ну собственно основную подгонку мы выполнили, теперь можно приступать к проверке результатов. Чтоб убедиться в правильности действий, необходимо на рабочие поверхности вариатора и торка, нанести метки, их можно выполнить любым маркером, метки представляют из себя полосы от центра до внешнего радиуса. После чего можно собрать трансмиссию и сделать пробную поездку (обязательно разогнать скутер до максимальной скорости по ровному участку дороги, ветер не учитывается). Для последующих действий требуется разборка трансмиссии и контроль нанесенных нами полос.
В первую очередь осматриваем вариатор, если контрольная метка стерта полностью от втулки до внешнего радиуса, то мы добились хорошей настройки вариаторной передачи, и теперь требуется только подбор веса грузиков вариатора, и так же подбор жесткости пружин торка, под индивидуальные требования владельца.
Если контрольная метка стерта не полностью, то требуется продолжать дальше. Например метка осталась не стертой на внутреннем радиусе вариатора (что не могло случиться так как мы подобрали/рассчитали длину ремня и втулки вариатора) то необходимо проверить длину ремня и длину втулки вариатора и произвести все перечисленные выше действия заново.
Если контрольная метка осталась не стертой на внешнем радиусе вариатора, то это свидетельствует о том, что ремень по каким либо причинам не смог выйти на внешний диаметр. В определении нам поможет контрольная метка на щеке торка, если она стерта до основания (внутреннего радиуса), что возможно только при коротком ремне, то нужно проверить размерность ремня. Если же метка на щеке торка стерта не полностью, значит в невыходе ремня виноват вариатор, а точнее недостаточное его раскрытие на максимальных оборотах. Причины может быть как обычно две: или недостаточно тяжелые грузики вариатора (их веса не хватает чтоб сжать пружину торка) или не хватает рабочей дорожки грузика вариатора для полного его раскрытия. Проверить последнее можно собрав вариатор без ремня, и потихоньку сдвигая вариатор, добиться максимального выката грузика, пока он не упрется в стенку вариатора и не потеряет сцепление с рабочей дорожкой.
Изображение
Исправить такое положение можно запилом вариатора, техник исполнения запила несколько, но суть сводится к большему выкату грузика, что даст полное раскрытие вариатора на максимальных оборотах.
После исправления раскрытия, можно приступать к подбору веса грузиков и жесткости пружин, для достижения максимального ускорения на старте и большей скорости.

Как правильно подобрать вес роликов вариатора скутера

Скутер имеет небольшую массу и габариты (по сравнению с мотоциклами и авто), соответственно, и коробка переключения передач должна быть небольшой.

От автомобильного, вариатор скутера унаследовал:

  • два шкива — ведущий и ведомый (правда здесь они имеют клиновидную форму, и каждый состоит из двух половинок);
  • ремень (его форма — трапециевидная, в отличие от автомобильного).

Вот и всё наследие.

крышка вариатора на скутер

Положение клиновидных половинок (щёк) ведущего шкива регулируют ролики. Размыканием и смыканием щёк ведомого шкива занимается центральная пружина, соединённая со сцеплением.

Ремень вариатора в устройстве клиноременного типа

Клиноременные вариаторы можно назвать самым распространенным типом вариаторов. У разных производителей имеется собственная конструкция такого вариатора – у некоторых установлен в вариаторе ремень (сплошной или состоящий из отдельных пластин), у других вместо ремня используется цепь. Ремень вариатора в сечении имеет трапециевидную форму и боковыми пластинами вклинивается в шкив.

Идея такого устройства не нова – подобный механизм был создан еще в XV веке знаменитым ученым Леонардо да Винчи. Аналог современного вариатора был разработан в XIX веке, но он не сразу начал использоваться на автомобиле, в основном из-за своей дороговизны и короткого срока эксплуатации. С совершенствованием технологий использование клиноременного вариатора стало оправданным, ремни вариатора стали изготавливаться по особым технологиям, позволяющим создать прочное и долговечное устройство.

Подробнее о принципе работы

Итак… Скутер заведён и работает на холостом ходу. Что происходит в вариаторе? Ведущий шкив вращается на минимальных оборотах. Ремень находится чуть выше от центра соприкосновения щёк. Щёки ведомого сжаты центральной пружиной. Ремень на них движется по максимальному радиусу.

Скутер пришёл в движение. Здесь стоит упомянуть ролики. Они находятся за внутренней щекой ведущего шкива. Когда увеличивается скорость вращения этого шкива, центробежная сила выталкивает ролики к внешнему радиусу, тем самым сжимая половинки ведущего шкива вместе. Ремень между этими половинками смещается наружу — увеличивается радиус его оборота на ведущих щеках.

замена вариатора на скутере

Ведомый шкив действует с точностью до наоборот. Во время набора скорости на него так же, как и на ролики действует центробежная сила, с помощью которой щёки раздвигаются, сжимая центральную пружину и пропуская ремень между собой. Так происходит разгон.

За счёт такой синхронной работы шкивов набор скорости происходит на постоянных оборотах и максимальной мощности двигателя.

Подбор грузиков вариатора
Подбор оптимального веса роликов вариатора

Ролики вариатора, при своем малом весе и довольно малом размере выполняют колоссальный обьем работ, и имеют очень важное значение для правильной работы скутера при ускорении и наборе максимальной скорости.

При помощи центробежной силы , которая появляется во время вращения коленвала, ролики расходятся на определенное значение, и чем выше обороты двигателя, тем это значение больше. Соответственно, чем дальше ролики от центра, тем они сильнее давят на чашу вариатора, а он в свою очередь выталкивает ремень.

А двигатель двухтактного скутера, как известно должен работать на оборотах, близких к максимальным, причем этот показатель должен сопровождаться в диапазоне полного цикла набора скорости. И вся эта задача, в основном, лежит на роликах.

Сильно тяжелые выдвигают ремень на более низких оборотах, отсюда падает динамика, но максимальная скорость в любом случае выходит на свой пиковый показатель.

Легкие же ролики работают наоборот, двигатель перекручивается, чтобы набрать положенную скорость за определенный промежуток времени, отсюда динамика опять таки страдает. В начале, возможно рывок будет, и скутер поедет довольно резво, но после 30 км/ч, он начнет работать на чрезмерно повышенных оборотах, веса грузов не будет хватать для выдвижения ремня выше по вариатору, и скутер может не набрать положенной скорости. Для этого ему потребуется повысить обороты двигателя, что без замены коммутатора на тюнинговый, невозможно.

Поэтому, важно установить оптимальный вес роликов. Но следует учесть, что динамика скутера зависит не только от веса грузов, а еще и от очень тщательно расчитанной инженерами жесткости пружины торкдрайва. Это большая пружина, которая находится за сцеплением, и отвечает за утопление ремня в чашки сцепления при нагрузке роликов. Она также служит натяжителем ремня. Если пружина ослабла, стала мягкой, ремень будет выходить на максимальный радиус при меньших оборотах, даже если вес роликов стандартный. В таком случае следует заменить пружину, либо уменьшить вес .

Ролики следует устанавливать изначально не по мануалу, а на пол грамма легче. Это связанно с тем, что производитель изначально немного снижает разгонную динамику в целях безопасности. Пол грамма вполне достаточно.

Вообще же, лучше иметь всегда несколько комплектов , с разным весом, обычно на 0,5 — 1 грамм отличающихся друг от друга, и путем подбора оптимального веса, установить тот комплект, который удовлетворяет вашим запросам, ведь у всех разное состояние поршневой, ремня, пружины торкдрайва, вариатора. Поэтому назвать именно вес для вас я не могу.

Не устанавливайте ролики разного веса в вариатор, даже по схеме 3х3, это ведет к дисбалансу коленвала, повышению вибрации и износу подшипников коленвала.

Итак, как подобрать вес грузиков вариатора? Необходимо, и достаточно определить частоту оборотов двигателя, на которых работает вариатор, знать габариты, массу грузиков и характеристики двигателя.

1.Определим работу вариатора.

Для этого потребуется тахометр и ваше внимание. Садимся на скутер и выкручиваем ручку газа до отказа, динамично разгоняемся, при этом есть 4 этапа разгона:

— первый, когда начинает работать сцепление, начало движения;

— второй, работа вариатора без грузиков, самый динамичный разгон;

— третий, работа вариатора, на этом этапе скутер заметно сбрасывает набор скорости;

— четвёртый, работа вариатора на пониженном передаточном отношении, грузики вариатора приняли конечное положение на большом радиусе и дальнейший разгон происходит только за счёт набора оборотов двигателя.

Так вот, нам интересен момент начала работы второго этапа и его конец. Очень важно обратить внимание на обороты двигателя в начале и конце работы вариатора, т.к. если обороты очень сильно отличаются, то подборки грузиков будет мало.

Итак мы получили нужное нам значение оборотов. Например начало работы вариатора на 6 тыс. оборотов, а конец на 6.3 тыс оборотов.

2. Разбираем вариатор (подробнее в этой статье), достаём грузики и измеряем их размер, для этого лучше всего иметь штангенциркуль, но если у вас его нет, достаточно будет линейки или рулетки (стандартный размер грузиков, устанавливаемый в вариаторы китайских четырехтактников 13*16 диаметр равен 16 мм, длина — 13 мм). Очень важно то, что пластиковая оболочка грузиков имеет свойство стираться, поэтому измеряя их диаметр найдите наибольший. Массу можно определить взвесив один грузик в любом ювелирном магазине или ломбарде. При этом нам нужна точность до десятых грамма.

3. Нужны 2 характеристики двигателя: это частота оборотов двигателя, на которых достигается максимальный крутящий момент и максимальная мощность. Данную информацию можно получить из характеристик производителя, а если у вас был произведён тюнинг двигателя, то придётся ехать на станцию ТО для определения данных характеристик.

Итак, информация собрана. Приступаем к расчётной части. Всем известны законы физики, нам потребуется одна единственная формула центробежной силы:

Где m – это масса объекта, V – скорость вращения, r – радиус вращения. Используя то, что новые и старые грузики имеют одинаковую силу трения, радиус вращения и приравняв данную силу для 2 вариантов грузиков, можно вывеси вот такое уравнение:

Где m1 — масса имеющихся грузиков, V1 — скорость вращения двигателя на момент срабатывания вариатора, m2 — масса нужных грузиков, V1 — нужная скорость вращения двигателя. Вместо скорости можно смело использовать измеренные нами обороты в силу прямой пропорциональности оных. Нужны обороты срабатывания грузиков считаю целесообразным приравнять в оборотам максимального крутящего момента (на двигателях 139QMB это значение равно 6000, взято из техпаспорта), т.к. вариатор работает в узком диапазоне, а конец этого диапазона не должен выходить за пределы максимальной мощности, т.к. в этом случае вы можете потерять максимальную скорость.

Итак получаем нужную формулу расчёта массы:

Для удобства данные приведены в следующей таблице:

Масса имеющихся грузов

Обороты начала работы вариатора Нужные обороты (крутящий момент) Нужная масса грузиков
6,5 4,5 6,5 3,115384615
6,5 4,6 6,5 3,255384615
6,5 5 6,5 3,846153846
8,5 4,5 6 4,78125 для двигателя 139QMB
Имеющиеся грузы Новые грузы V имеющаяся V получающиеся
6,5 3,16 4,5 6,45
6,5 3,16 4,7 6,74
6,5 3,16 4,8 6,88
6,5 3,16 4,9 7,03
6,5 3,16 5 7,17
6,5 4,2 4,5 5,6
6,5 5,4 4,5 4,94
Строки 2-6 — вычисление массы новых грузов, строки 7-13 — изменение оборотов работы вариатора в зависимости от массы грузов

Три первых параметра задаете сами, ответ получаете в 4 столбце. Для примера заданы некоторые параметры.

Суть данной затеи сэкономить деньги и время, т.е. руководствуясь данными рекомендациями Вы сможете точно вычислить необходимую массу грузиков, не прибегая к покупке наборов, состоящих из 3 и более комплектов грузиков различной массы. Из вложений потребуется только тахометр, если у вас его нет, и новый комплект грузиков.

А вот вывод формулы, для особо любознательных:

Настройка вариатора на скутере

Регулировкой вариатора добиваются желаемой динамики скутера. Улучшить её можно с помощью замены как заводских роликов, так и пружины.

Работа роликов на вариаторе скутера зависит от их веса. Изготовитель подбирает оптимальный при сборе коробки. Но любители быстрой езды меняют их на более тяжёлые. С утяжелёнными роликами скутер с вариатором медленнее разгоняется на старте, зато после набора максимальных оборотов двигатель выдаёт скорость на 10-15 км/ч больше, чем с заводскими роликами.

ролики вариатора на скутер

Использование роликов меньшего веса приводит к обратному принципу: скутер стартует резко, но достичь максимальной скорости ему тяжело.

Изменение жёсткости пружины также влияет на скорость. Растянутая и слабая, она не сможет плотно прижимать щёки ведомого шкива. Это приведёт к работе ремня постоянно на меньшем радиусе, чем необходимо. Слишком жёсткая пружина, наоборот, не даст уменьшить этот радиус (соответственно увеличить обороты ведомого шкива) и развить максимальную скорость скутера.

Ремонт вариатора на скутере. Замена элементов

Изменение скорости разгона и появление посторонних шумов в вариаторе свидетельствуют о том, что какая-то деталь (или детали) изношена и требует замены.

Чтобы узнать причину неисправности, следует вариатор разобрать:

  1. Снимаем крышку. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить её. Как правило, крышка вариатора на скутерах имеет уплотнительную прокладку. Необходимо оценить её состояние и, при необходимости, поменять.
  2. Чтобы снять ремень с вариатора, нужно убрать ведущий шкив. А добраться до него можно, только сняв стопорное кольцо, муфту и шестерню.
  3. Когда ремень и половинки шкива готовы, снимаем и ролики.
  4. Все элементы должны быть тщательно осмотрены и проверены. Исправные щёки имеют ровную поверхность без сколов и задиров. На ремне исключается присутствие каких-либо смазочных веществ. Если он выглядит потрёпанным, то пора его менять.
  5. После выявления неисправностей собираем вариатор в обратной последовательности.

Существует два главных признака, по которым определяется качество работы вариатора: движение ремня и обороты двигателя. В исправном вариаторе ремень не проскальзывает в шкивах. Но, если мотор ревёт, а скутер не едет — это первый сигнал о том, что пора заглянуть внутрь устройства и изучить состояние ремня и пружины.

вариатор на скутер

Рабочие обороты двигателя должны соответствовать оборотам его максимальной мощности. Если же этого не происходит — пора заняться настройкой работы вариатора.

Проверка и замена ремня вариатора скутера

Опубликовано 3 ноября 2009

Авторская статья Тронь Игорь

Общие рекомендации по обслуживанию скутера Правильная обкатка скутера Регулировка зазоров клапанов скутера Центробежное сцепление — снятие, установка, замена колодок Лётный сезон закончился? Пора подумать о консервации скутера Весенние прелести или Как завести скутер после зимы Инструктаж по замене масла двигателя скутера Инструктаж по замене масла трансмиссии скутера Инструктаж по чистке воздушного фильтра скутера Проверка и замена ремня вариатора скутера Замена ремня вариатора скутера без разборки вариатора Шины скутера Обслуживание тросов, замков и прочих механизмов скутера Замена ступичных подшипников и тормозного диска Ремонт и обслуживание трансмиссии цепного скутера

Многие скутеристы-новички, особенно те, кто с техникой в целом не дружит, при покупке скутера вообще не догадываются, что такой элемент, как ремень вариатора однажды/вскоре придёт в негодность, тем паче если скутер не новый. Тем не менее, всегда важно вовремя констатировать «точку кондиции» ремня, иначе есть опасность где-нибудь крепко встрять. Вообще говоря, нормальный ремень вариатора должен отходить в нормальных условиях не меньше 6000 км, — это минимум. Под нормальными условиями здесь подразумевается, во-первых, корректная установка ремня, с заявленными размерами. Во-вторых, манера езды скутериста, ведь можно и за неделю «ушатать» новый ремень, без конца буксуя и не по-детски ускоряясь. В-третьих, следует иметь ввиду, что при продолжительном простое ремень может также приходить в негодность. В этом смысле, ремень на новом скутере (особенно китайском) может и не проходить положенного минимума — следствие томительных простоев в сырых складах.

Хотя в большинстве случаев износившийся ремень начинает сильно проскальзывать*, что заметно (по динамике скутера) и без визуального осмотра, я рекомендовал бы проверять ремень каждые 1500 — 2000 км, но не только на наличие признаков износа. Некоторые ремни (опять же, особенно китайские) в период первых своих 1000 — 3000 км начинают «терять» верхний слой, представляющий из себя матерчатую оплётку. Остатки этой оплётки в виде пуха забивают все возможные щели, углы и вентиляционные отверстия во внутренней части корпуса вариатора, что мгновенно приводит к повышению рабочих температур узлов вариатора скутера. Сами понимаете, это крайне нежелательно.

* износ ремня — не единственная причина проскальзывания, — это может быть и, например, слабая жесткость пружины ведомого шкива.

Проверка ремня вариатора скутера - Обслуживание скутера

На глаз довольно легко определить состояние ремня — наличие трещин говорит о его скором крахе. Трескаться ремень может как вдоль (расслаиваться), так и поперёк (рассыпаться). В этом случае замена необходима без промедления.

Проверка ремня вариатора скутера - Обслуживание скутера

Чем грозит разрыв ремня в дороге? На фото запечатлен типичный случай расслоения ремня. Заменить порванный ремень не так трудно, для этого не обязательно разбирать часть вариатора. Зато в тот момент, когда ремень выходит из строя, подвижная щека ведущего вала становится «неконтролируемой», и грузикам в этот момент рассыпаться очень легко. Два раза у меня рвался ремень, и оба раза грузики рассыпались, в одном случае несколько вылетело из щеки, а в другом они остались внутри, но со своих дорожек послетали. Если в гараже разобрать вариатор можно, — с помощью газового ключа, — то в дорожных условиях открутить крепёжную гайку вариатора крайне проблематично, почти невозможно, в этом я убедился. На этот случай необходим специальный съёмник. В самом худшем раскладе событий придётся вызывать эвакуатор. Благо, кампаний, оказывающих услуги эвакуации автомобилей и мототехники, сегодня развелось немало. Но мне, к счастью, дорогими услугами эвакуатора пользоваться не приходилось — один раз в центре города это случилось, другой раз в чистом поле. Но на моё счастье именно по этой дороге в это время проезжал один мой друг на грузопассажирской Газели.

Съёмник для вариатора скутера

А вот тоже самое делается с помощью газового ключа.

Проверка ремня вариатора скутера - Обслуживание скутера

А что будет, если поставить ремень неправильных размеров? Может быть и ничего особенного, просто изменится динамика скутера, возможно максимальная скорость. Однако не зря для каждой модели скутера существует свой размер ремня. И установка нестандартного может плохо кончиться. Вот наглядный пример. После плановой замены отработавшего ремешка, новый (тайваньский ремень, приличного качества) проходил всего около 1500 км, как вдруг на спуске с горки, при повышенных оборотах двигателя, его разорвало на куски. Оказалось, новый ремень шире стандарта примерно на 1,5 мм, вопреки прописанным на нём самом размерам. В итоге, при высоких оборотах ремень вышел из щёк выше, чем надо, и в один момент просто зацепился за край щеки, и вылез «наружу» (ведь ремень находится под постоянным давлением «по бокам», за счёт чего он и выталкивается щеками на больший диаметр), где диаметр щеки намного больше. Не в силах больше растягиваться, ремень отдал концы, коих получилось аж 6 штук, — его разорвало на 3 части. Так что, даже при покупке «правильного» ремня, сравнивайте его с аналогичными, а то мало ли.

Всё, попутного ветра, и хороших вам ремней.

Общие рекомендации по обслуживанию скутера Правильная обкатка скутера Регулировка зазоров клапанов скутера Центробежное сцепление — снятие, установка, замена колодок Лётный сезон закончился? Пора подумать о консервации скутера Весенние прелести или Как завести скутер после зимы Инструктаж по замене масла двигателя скутера Инструктаж по замене масла трансмиссии скутера Инструктаж по чистке воздушного фильтра скутера Проверка и замена ремня вариатора скутера Замена ремня вариатора скутера без разборки вариатора Шины скутера Обслуживание тросов, замков и прочих механизмов скутера Замена ступичных подшипников и тормозного диска Ремонт и обслуживание трансмиссии цепного скутера

Твитнуть
#1 Кирилл

25 Марта 2010 20:42

купил китайский скутер…проехал 30 километров,при оборотах двигателя 3000,скутер начанает дергатся что это может быть?скутре стелс тактик 150 кубов.Дергатся перестает при 3100..

25 Марта 2010 20:43

кто чем поможет пишит в аську 482717075

10 Апреля 2010 18:15

отъездил около 4000 км (3 сезона), ремень ниразу не менял до того, как однажды проехав с горки его разорвало на части. вот уже вторую неделю мучаюсь с ним. купил ремень стандартных размеров, НО проблема как снять эту звёздочку( что только не пробывал, и гаишный ключ, и дощечку, и многое другое чтобы зафиксировать…. все равно прокручивается. какие еще можете дать советы?

12 Апреля 2010 22:00

Такой же скутер как у Кирила. После замены ремня,сцепнение не выключается (сразу с холостых едет и дёргается).

13 Апреля 2010 21:41

Руслан! Попробуй двусторонним рожковым крючком упереть один конец в меж зубчиков неподвижной щеки вариатора,второй конец в корпус картера так чтобы не вращалась эта щека..далее подходящим ключом отворачивай гайку.я так делал ни раз..получается)

21 Апреля 2010 10:00

Народ,поставил на lead af 20 90 кубов и вариатор top racing,стандартный ремень вылетает из шеки как быть? вылетает не полностью по моему только половина

21 Мая 2010 11:08

какой ремень нужен на honda dio sp подскажите.

27 Мая 2010 20:58

в какую сторону откручивать гайку по часовой или против?

28 Мая 2010 23:51

братаны подскажите когда трогаюсь чтото скрипит в крышки вариатора?

07 Июня 2010 14:24

подскажите какой ремень нужен к скутеру ABM ELITE?

10 Июня 2010 15:03

Подскажите размер ремня на Honda Squash,можно ли поставить от Tact или Dio?

10 Июня 2010 15:05

Приобрел без ремня

20 Июня 2010 02:17

Подскажите, у меня ямаха BJ старенький, там ремень со стальным тросиком по бокам. это так и должно быть или это оно уже дотёрлось до тросика? (14 тыс км) и должна ли быть смазка на ремне? (в моем варианте кстати крышка варика уплотнена прокладками и всё закрывается наглухо)

22 Июня 2010 11:39

ИВАН СМАЗКИ НЕ КАКОЙ НА РЕМНЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!АЗА ТРОСИК НАВЕРНО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

22 Июня 2010 23:18

ребят че может хрустеть в вариаторе?еду всё тихо.газ сбрасываю начинает че то хрустеть.и стаят ли тут натяжники ремня.как на машине?

23 Июня 2010 00:41

в какую сторону откручивать гайку по часовой или против?

23 Июня 2010 16:59

12 Июля 2010 15:21

парни, подскажите в какую сторону надо гайку на звёздочке откручивать,чтоб ремень поставить

13 Июля 2010 08:51

Против часовой откручивать надо

13 Июля 2010 08:54

Подожди, на звёздочке — это ты имеешь ввиду болт в переднем вариаторе, где ещё ролики ходят? Там да, против часовой, как и везде, впринципе :)

Главная Обслуживание скутера Обслуживание, замена ремня вариатора скутера.

Как отрегулировать вариатор 200 сс

Вариатор на скутер: что это такое и когда необходимо менять эту деталь

Скутера и мопеды в наши дни приобретают все большую популярность и востребованность. Неудивительно, ведь именно с таким видом транспорта не страшны пробки и заторы в больших городах, не требуются дорогостоящее техническое обслуживание и большие затраты на топливо. Пожалуй, единственным недостатком скутеров и мопедов, как и всех подобных средств передвижения в условиях отечественных дорог, являются достаточно частые поломки. Вариатор — один из элементов мототранспорта, который наиболее подвержен возникновению неисправностей. Зачем же нужна эта деталь, почему она выходит из строя и где купить вариатор на скутер недорого?

Зачем нужен вариатор

Вариатор на скутер является одной из важнейших деталей данного вида транспортных средств. Этот элемент похож на коробку передач в автомобилях. Вариатор необходим для установления определенной скорости при движении скутера или мопеда. Расположена данная запчасть в трансмиссии, а именно — между двигателем и колесами. Современные производители выпускают несколько видов вариаторов, среди которых: передние, задние, литые, составные и др. Особой популярностью у современных мотолюбителей пользуются клиноременные вариаторы. Принцип их работы основан на обеспечении автоматической бесступенчатой трансмиссии. Если сравнивать данный вид вариаторов с автоматической или механической коробкой передач в автомобиле, то запчасть для скутеров и мопедов работает намного проще. По этой причине заменить вариатор на мототранспорте не составит труда даже для начинающего скутериста.

Устройство и принцип работы вариатора скутера

Что такое вариатор? Вариатор – это механическая бесступенчатая передача. Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала. В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор. Он состоит из ведущего шкива, ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя, не реагируя на нагрузки (например при подъеме в гору, нагрузка на заднее колесо увеличивается, а передаточное число остается неизменным), что является одним из его недостатков.

Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Из рисунка слева видно, что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и «вклинивается» в шкив только своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и все равно остается в хорошей сцепке с ним.

Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом) таково, что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя — тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на этих рисунках:

Двигатель не запущен.

Малые обороты двигателя.

Средние обороты двигателя.

Максимальные обороты двигателя.

На рисунках показаны также положения клиновидного ремня в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных режимах работы двигателя.

Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто! Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:

Ведущий центробежный шкив вариатора.

1 — неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках выше.

Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже).

От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент когда на ведущем шкиве щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается глубже, что опять таки видно на режимах работы двигателя выше на четырех рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более высоких оборотах, на которых нагрузка больше чем на более низких.

Существуют также более простые модели мотороллеров у которых отсутствует вариатор на ведущем валу. Вместо него установлен простой шкив и передаточное число от него к ведомому фиксированное на всех оборотах двигателя. Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и «тупо» набирают обороты с места. Ведомый же шкив у них такой же как и у вариаторных — под пружиной и служит только для натяжения ремня. Единственный плюс такого устройства — ремень служит дольше.

Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом.

Устройство клиноременного вариатора скутера

Двигатель скутера — устройство Карбюратор скутера — устройство, настройка Коленчатый вал скутера Редуктор скутера — устройство Сцепление скутера — устройство, настройка Вариатор скутера — устройство Устройство цепного привода скутера Электрика скутера Тормозная система скутера Коммутатор, — электронное зажигание скутера Ограничители скорости скутера

Разбег по радиусу

Более корректной формулировкой для технической характеристики трансмиссии скутера была бы следующая: «автоматическая бесступенчатая». На самом деле, речь идет о таком типе трансмиссии как клиноременный вариатор, который появился довольно давно, но в силу своих особенностей наибольшее развитие получил именно на скутерной технике, а также на снегоходах.

Устройство такой трансмиссии куда проще классической ручной коробки переключения передач, и уж тем более пресловутых «автоматов», которыми оснащают автомобили (кстати, некоторые представители четырехколесного мира также имеют вариатор, но иной, нежели на скутерах). Понять, как работает вариатор, очень просто, если вспомнить систему изменения передаточных отношений на велосипедах: несколько звездочек спереди, несколько сзади, а соединены они цепью.

Правда, никаких звездочек у клиноременного вариатора нет, зато есть два шкива V-об-разного сечения, состоящие из двух конусовидных половин. Эти половинки, именуемые щеками, могут приближаться или отдаляться друг от друга. Соединяет шкивы гибкий ремень вариатора, имеющий в сечении форму равнобедренной трапеции. В зависимости от положения щек шкивов относительно друг друга ремень в шкиве вариатора может находиться либо ближе к оси шкива (внутри), либо же ближе к внешней кромке шкива (снаружи). Чем ближе к оси шкива находится ремень, тем меньше радиус, по которому ходит ремень, или, как принято говорить, рабочий радиус шкива вариатора. Теперь представим в действии систему из двух шкивов и ремня. Если «рабочие радиусы» у каждого из шкивов одинаковы, то при вращении одного другой будет вращаться точно с такой же скоростью. Если же мы будем вращать шкив, рабочий радиус которого больше, то другой (радиус которого меньше) будет вращаться быстрее. Здесь в пору снова вспомнить «велосипедные звездочки»,просто в вариаторе большей звездочке соответствует больший рабочий радиус шкива, а меньшей звездочке — меньший радиус.

Настройка вариатора на скутере

Регулировкой вариатора добиваются желаемой динамики скутера. Улучшить её можно с помощью замены как заводских роликов, так и пружины.

Работа роликов на вариаторе скутера зависит от их веса. Изготовитель подбирает оптимальный при сборе коробки. Но любители быстрой езды меняют их на более тяжёлые. С утяжелёнными роликами скутер с вариатором медленнее разгоняется на старте, зато после набора максимальных оборотов двигатель выдаёт скорость на 10-15 км/ч больше, чем с заводскими роликами.

Использование роликов меньшего веса приводит к обратному принципу: скутер стартует резко, но достичь максимальной скорости ему тяжело.

Изменение жёсткости пружины также влияет на скорость. Растянутая и слабая, она не сможет плотно прижимать щёки ведомого шкива. Это приведёт к работе ремня постоянно на меньшем радиусе, чем необходимо. Слишком жёсткая пружина, наоборот, не даст уменьшить этот радиус (соответственно увеличить обороты ведомого шкива) и развить максимальную скорость скутера.

Вариации на ручку

Итак, с общими принципами изменения передаточного отношения все должно быть ясно, теперь самое время приступить к механизму этого изменения, то есть как заставить шкивы вариатора скутера сдвигаться и раздвигаться именно тогда, когда это требуется. Для этого сразу оговоримся, что в скутерном вариаторе принято выделять ведущий

шкив (находится на коленвалу) и
ведомый
(находится на валу сцепления). В недрах ведущего шкива находятся специальные грузики цилиндрической формы (иногда также называемые роликами). Эти облитые пластиком металлические втулки помещены в специальные канавки, в которых они могут двигаться в радиальном направлении. Если перемещать грузики в ведущем шкиве от центра наружу, то они неизбежно будут сдвигать щеки шкива вместе. На самом деле, разумеется, движется лишь одна щека шкива вариатора, но это не принципиально. При вращении шкива грузики под действием центробежной силы стремятся наружу и, сдвигая щеки шкива, выталкивают наружу ремень. Чем быстрее вращается шкив, тем сильнее центробежная сила, действующая на грузики, и тем дальше наружу сжимающиеся щеки шкива вытолкнут ремень. Ведомый шкив не имеет грузиков, зато имеет большую пружину, которая постоянно стремится сжать его щеки вместе и вытолкнуть ремень наружу. Как и ведущий шкив, ведомый имеет лишь одну подвижную часть — внешнюю (именуемую в иностранной литературе torque driver). Именно торкдрайвер движется либо наружу, преодолевая сопротивление пружины и давая возможность ремню «провалиться» внутрь шкива, либо, наоборот, внутрь, ближе к зафиксированной части шкива. Таким образом,изменение рабочих радиусов шкивов вариатора скутера происходит всегда синхронно. Когда в ведущем шкиве ремень выходит наружу, то в ведомом, преодолевая сопротивление пружины, ремень, наоборот, продвигается внутрь, ближе к оси шкива вариатора.

Устройство клиноременного вариатора скутера

Для более полного понимания процесса посмотрим,как ведет себя вариатор скутера при разных режимах работы двигателя. На холостом ходу частота вращения ведущего шкива вариатора минимальна. На грузики хоть и действует определенная центробежная сила, ее недостаточно, чтобы вывести ремень наружу. Ведь для этого требуется преодолеть сопротивление большой пружины ведомого шкива! Но вот газ открыт, обороты коленвала подскакивают, и теперь центробежной силы, действующей на грузики, уже достаточно, чтобы вытолкнуть ремень вариатора в ведущем шкиве чуть наружу.
Муфта ведущего шкива: крышка; направляющая пластина; корпус муфты; ролики.

Передаточное отношение меняется. Скорость вращения ведомого шкива вариатора значительно увеличивается, что заставляет сработать центробежное сцепление. Скутер трогается с места. Обороты двигателя выходят на свой рабочий уровень, тем временем ремень продолжает продвигаться все дальше и дальше наружу в ведущем шкиве вариатора, а в ведомом — глубже. То есть обороты остаются неизменными, а передаточное отношение постепенно меняется, заставляя скутер ехать все быстрее и быстрее. В этом, кстати, скрывается одно из больших достоинств вариатора — разгон происходит при постоянных оборотах, поэтому можно настроить всю систему так, что на протяжении разгона двигатель будет работать со своей максимальной мощностью (например, на механической коробке передач достичь такого нереально). Наконец, ремень достигает своего максимального конструктивного радиуса в ведущем шкиве вариатора, и минимального — в ведомом. Однако, как правило, удается разогнаться еще немного быстрее, но уже за счет увеличения оборотов двигателя скутера, а не за счет трансмиссии.

Когда газ закрывается во время движения, какое-то время происходит торможение скутера двигателем, пока не выключится центробежное сцепление. Как только оно выключается, под действием большой пружины ведомого шкива ремень принимает свое исходное положение, как при работе на холостом ходу скутера. Но как правило, сцепление скутера выключается только при почти полной остановке (10 — 25 км/ч).

Кстати, о сцеплении скутера. Устройство это, хоть и выполняет самостоятельные функции, очень тесно связано с самим вариатором скутера: при неправильной работе сцепления не будет правильно работать и вариатор, и наоборот. Скутерное центробежное сцепление — это почти всегда три колодки типа тормозных на барабанном тормозе, которые под действием центробежной силы выходят наружу и зацепляются с барабаном сцепления. Сам узел сцепления закреплен на ведомом шкиве вариатора и вращается, а вот барабан сцепления — на валу, который посредством несложного редуктора передает момент на заднее колесо. Таким образом, чтобы заставить скутер ехать,надо заставить крутиться барабан сцепления. Происходит это, как только ведомый шкив вариатора скутера наберет достаточную скорость вращения, чтобы центробежная сила стала достаточно велика, и колодки могли преодолеть силу упругости пружин сцепления, препятствующих их свободному движению наружу. Эти же пружинки и «выключат» сцепление, сжав колодки вместе, когда скорость вращения ведомого шкива упадет ниже критического для срабатывания сцепления уровня. Как видим, система проста. И действует практически безупречно, сводя управление силовым агрегатом к выкручиванию ручки «газа» (отсюда, кстати, пошло название одного популярного скутерного журнала: Twist’n’go — «Крути и езжай!»). Что не в последнюю очередь определило нынешнюю волну популярности скутеров.

Схема вариатора скутера

На этом видео вариатор в действии. Показано как нельзя лучше.

Видео: Как собрать кикстартер на скутере

Смотрите также

Всем хорош двигатель 139QMB. Вполне надежен, неприхотлив легко поддается тюнингу, ремонту,обслуживанию и т.д. Одно только огорчает: надежность механизма запуска оставляет желать лучшего. Нет, кикстартер функцию свою как бы выполняет — это без проблем.

Проблема заключается в том, что по истечении определенного пробега, детали пускового механизма ржавеют и закисают, что приводит к ухудшению подвижности заводной лапки. Которая после запуска так и остается висеть в нажатом положении. Кому охота раз за разом руками ставить ее на место? Правильно,-никому. Поэтому покупаем смазку, берем инструменты в руки и приступаем к «лечению» этого капризного узла.

Ремонтировать кикстартер сегодня мы будем на самом обычном скутере китайского производства: Pioneer Matrix, который оснащается двигателем 139QMB.

После снятия крышки вариатора и осмотра механизма кикстартера ничего подозрительного я не увидел и поэтому решил полностью разобрать весь механизм, для того что бы выяснить причину неисправности.

Внутренний механизм оказался без видимых повреждений

Начинаем разборку с откручивания стяжного болта на заводной лапке.

Теперь нам нужно снять стопорное кольцо

Снимать стопорное кольцо лучше всего вот такими щипцами

Во время разборки механизма не потеряйте упорную шайбу она стоит под стопорным кольцом.

Далее снимаем храповик и сектор вместе с пружиной

После осмотра всех деталей мне стало ясно, почему кикстартер зависал в нажатом положении все трущиеся поверхности работали без смазки что и привело к зависанию рычага.

Вот на этом фото, посмотрите ось храповика с остатками заводской смазки, которая со временем засохла и стала похожа на грязь.

Управляемость

Что можно сказать об управляемости этого китайского выпердыша? Только то, что она как бы даже и есть, но весь вопрос в том какая она? А я сейчас вам расскажу какая…

Да, руль здесь есть и им даже можно покрутить переднее колесо. А вот войти в поворот на средней или не дай Бог вам даже думать об этом на максимальной скорости — не советовал бы. Как минимум ушуршите в кювет. А тормоза? Я и об о них вам расскажу. Они есть — это факт. Но они практически не работают. Рычаги конечно можно по нажимать, а вот остановить этот драндулет практически невозможно. Чем не ABS? Про подвеску сказать особо нечего — она есть, но работает отвратительно. Честно говоря, такой ужасной управляемости, как у этого скутера я еще нигде не встречал.

Ремонт вариатора на скутере. Замена элементов

Изменение скорости разгона и появление посторонних шумов в вариаторе свидетельствуют о том, что какая-то деталь (или детали) изношена и требует замены.

Чтобы узнать причину неисправности, следует вариатор разобрать:

  1. Снимаем крышку. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить её. Как правило, крышка вариатора на скутерах имеет уплотнительную прокладку. Необходимо оценить её состояние и, при необходимости, поменять.
  2. Чтобы снять ремень с вариатора, нужно убрать ведущий шкив. А добраться до него можно, только сняв стопорное кольцо, муфту и шестерню.
  3. Когда ремень и половинки шкива готовы, снимаем и ролики.
  4. Все элементы должны быть тщательно осмотрены и проверены. Исправные щёки имеют ровную поверхность без сколов и задиров. На ремне исключается присутствие каких-либо смазочных веществ. Если он выглядит потрёпанным, то пора его менять.
  5. После выявления неисправностей собираем вариатор в обратной последовательности.

Существует два главных признака, по которым определяется качество работы вариатора: движение ремня и обороты двигателя. В исправном вариаторе ремень не проскальзывает в шкивах. Но, если мотор ревёт, а скутер не едет – это первый сигнал о том, что пора заглянуть внутрь устройства и изучить состояние ремня и пружины.

Рабочие обороты двигателя должны соответствовать оборотам его максимальной мощности. Если же этого не происходит – пора заняться настройкой работы вариатора.

Санкт-Петербургский Скутер Клуб

Настройка трансмиссии (вариатора) на скутере.

Член клуба
Член клубаСообщения: 4576 Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03 Награды: 3 Репутация: 2187

#1 Настройка трансмиссии (вариатора) на скутере.

Сообщение Sylver » 03 дек 2013, 13:51

Решил объединить опыт и знания по доводке вариатора.
Самой, на мой взгляд, важной частью трансмиссии скутера является вариаторная передача (естественно, вся вместе, сам передний вариатор, ремень вариатора, задний вариатор и сцепление). Вот настройкой этого всего и займемся. Для дальнейшей работы, нам понадобится: прямые руки, голова, штангенциркуль и еще кое какой инструмент.
Начнем разбираться в устройстве вариатора. Я считаю что отталкиваться в настройке трансмиссии, требуется от самой важной ее части – ремня, ибо нет ремня – точно, никуда не уедешь. Важно, подобрать оптимальную длину, иначе существенно изменится передаточное отношение трансмиссии.
Передаточное отношение — одна из важных характеристик механической передачи вращательного движения. В общем случае находится как отношение угловой скорости ведущего элемента механической передачи к угловой скорости ведомого элемента или отношение частоты вращения ведущего элемента механической передачи к частоте вращения ведомого элемента. (Википедия)
Если взять короткий ремень – на старте будет меньшее передаточное отношение (чем у оптимального), это приведет к менее резвому старту, а при выходе ремня на внешний радиус на вариаторе, длина ремня не даст ему выйти полностью, отсюда будет две проблемы: меньшее передаточное отношение трансмиссии (чем у оптимального), что приведет к меньшей максимальной скорости, и то, что при повышении оборотов двигателя, вариатор будет пытаться сильнее сдавить ремень, что в свою очередь приведет к повышенному износу ремня.
Если взять более длинный ремень – то передаточное отношение будет примерно равно, отношению на коротком ремне (за счет того, что на вариаторе ремень будет находиться на более высоком радиусе), будет так же более вялый старт, а при выходе ремня на внешний радиус, на вариаторе, ремень меньше провалится на торке, то есть так же меньшее передаточное отношение, чем у оптимального ремня.
Для большей наглядности, изобразил на рисунке.
Изображение
Для подбора оптимального ремня, можно пойти двумя путями.
1.Если есть возможность, то снять неподвижную щеку вариатора и ремень прямо в магазине и подобрать ремень, таким образом, чтоб на торке он имел минимальный провал (на китайских торках, у которых внешняя щека имеет закругление, подбирать ремень так, чтоб его положение на торке вровень +/- 1-2 мм с окончанием закругления), а на втулке вариатора сидел с натягом.
Изображение
2.Вооружившись штангенциркулем, сделать точные промеры диаметра втулки вариатора и торка (радиус предполагаемого положения ремня), и расстояние между шкивами переднего и заднего вариаторов, по этим параметрам (пользуясь знаниями школьного курса геометрии) можно вычислить идеальную длину ремня для вашей трансмиссии, главное не забыть учесть, что на вариаторе вы считаете внутренний диаметр положения, а на торке – внешний, между ними разница в толщину ремня.
Вторым важным параметром ремня, является его ширина, ее также можно узнать промерив задний вариатор на высоте предполагаемого расположения ремня, по верхней его кромке.
Изображение
Подробнее о расчете ремня можно прочесть тут
После окончания расчетов, останется только найти ремень максимально подходящий по параметрам.
Сразу расскажу, почему при выборе ремня не обмеривается и не учитывается вариатор, потому что вариатор будет подстраиваться под ремень, у него для этого есть все условия, настроить же торк будет гораздо сложнее.
Итак, мы выбрали ремень, теперь можно приступать к настройке самого вариатора.
Для начала необходимо замерить на какой внешний радиус вариатор сможет вытолкнуть ремень. Для этого надо или одеть вариатор на коленчатый вал и сдвинуть щеки до упора (картер будет мешать измерять) или просто собрать щеки в руках, и замерить расстояние между щеками на максимальном радиусе вариатора (аналогично замеру торка).
Это расстояние должно равняться ширине ремня (для его выхода на радиус). Если расстояние больше ширины ремня, то он ни при каких обстоятельствах не сможет выйти на внешний радиус, значит необходимо обточить вариатор на внутренней части конуса, на необходимую толщину, место обточки зашлифовать мелкой наждачной бумагой. Допустим ширина нового ремня 17,5 мм, а мы намерили расстояние 18,5 мм, следовательно надо снять толщину 1 мм.
Изображение
Если расстояние от неподвижной щеки до максимального радиуса вариатора меньше чем ширина ремня, это чревато возможностью сброса ремня на большой скорости, лучше не использовать такой вариатор, или взять ремень меньшей ширины.
Второй этап настройки вариатора, это подбор длины втулки. Для определения необходимых действий, требуется собрать на коленвале вариатор и одеть втулку, замерить ширину ремня в узкой (внутренней) части, она должна равняться свободной части втулки, торчащей из вариатора.
Изображение
Если длина свободной части втулки меньше чем ширина ремня в узкой части, то это не даст ремню провалиться между щек вариатора, и будет потеряна динамика на старте. Чтоб это исправить, можно подложить шайбу, между прижимной пластиной вариатора и втулкой. И наоборот, если втулка длиннее, то старт, будет происходить на более высоких оборотах, когда вариатор уже начнет сходиться. Тогда необходимо поставить втулку короче на необходимую длину, или обточить эту втулку.
Ну собственно основную подгонку мы выполнили, теперь можно приступать к проверке результатов. Чтоб убедиться в правильности действий, необходимо на рабочие поверхности вариатора и торка, нанести метки, их можно выполнить любым маркером, метки представляют из себя полосы от центра до внешнего радиуса. После чего можно собрать трансмиссию и сделать пробную поездку (обязательно разогнать скутер до максимальной скорости по ровному участку дороги, ветер не учитывается). Для последующих действий требуется разборка трансмиссии и контроль нанесенных нами полос.
В первую очередь осматриваем вариатор, если контрольная метка стерта полностью от втулки до внешнего радиуса, то мы добились хорошей настройки вариаторной передачи, и теперь требуется только подбор веса грузиков вариатора, и так же подбор жесткости пружин торка, под индивидуальные требования владельца.
Если контрольная метка стерта не полностью, то требуется продолжать дальше. Например метка осталась не стертой на внутреннем радиусе вариатора (что не могло случиться так как мы подобрали/рассчитали длину ремня и втулки вариатора) то необходимо проверить длину ремня и длину втулки вариатора и произвести все перечисленные выше действия заново.
Если контрольная метка осталась не стертой на внешнем радиусе вариатора, то это свидетельствует о том, что ремень по каким либо причинам не смог выйти на внешний диаметр. В определении нам поможет контрольная метка на щеке торка, если она стерта до основания (внутреннего радиуса), что возможно только при коротком ремне, то нужно проверить размерность ремня. Если же метка на щеке торка стерта не полностью, значит в невыходе ремня виноват вариатор, а точнее недостаточное его раскрытие на максимальных оборотах. Причины может быть как обычно две: или недостаточно тяжелые грузики вариатора (их веса не хватает чтоб сжать пружину торка) или не хватает рабочей дорожки грузика вариатора для полного его раскрытия. Проверить последнее можно собрав вариатор без ремня, и потихоньку сдвигая вариатор, добиться максимального выката грузика, пока он не упрется в стенку вариатора и не потеряет сцепление с рабочей дорожкой.
Изображение
Исправить такое положение можно запилом вариатора, техник исполнения запила несколько, но суть сводится к большему выкату грузика, что даст полное раскрытие вариатора на максимальных оборотах.
После исправления раскрытия, можно приступать к подбору веса грузиков и жесткости пружин, для достижения максимального ускорения на старте и большей скорости.

Спортивный вариатор на китайском скутере – основы установки и настройки

Бюджетный тюнинг вариатор

Китайские скутеры нельзя назвать динамичными, особенно четырехтактные модели с двигателем менее 50 кубических сантиметров. Большинство четырехтактных китайских скутеров оборудованы популярным двигателем 139QMB, который полностью представляет из себя снятый с производства двигатель Honda. Проще говоря, это бюджетная копия бестселлера, которая, тем не менее, не смогла повторить работу этого двигателя в деле.

В целом же, это рабочая лошадка, один из лучших двигателей для китайских полтинников на сегодняшний день. В стоке он показывает очень посредственные результаты, как по динамике, так и по скорости. Решается проблема различными способами, среди которых самые популярные, пожалуй, это:

  • Увеличение поршневой;
  • Замена стокового вариатора на спортивный;
  • Замена редуктора на более «длинный»;
  • Некоторые тонкие настройки, которые будут рассмотрены в отдельной статье.

В данной статье мы рассмотрим целесообразность применения спортивного недорогого вариатора на скутерах китайского производства с двигателями 139QMB.

Установка тюнинг вариатора на скутер

Нужен ли китайскому скутер спортивный вариатор

Итак, что нам даст тюнинг вариатора в данном случае? Стоковая трансмиссия китайского скутера рассчитана строго под конкретный объем двигателя. Кроме того, так как малокубатурную технику покупает не только молодежь, но и женщины, а также простые рабочие, люди в возрасте и т. д., динамические показатели должны быть мягкими, без подрывов и резкого разгона.

Максимальная скорость скутера ограничивается отсечкой в коммутаторе и техническими особенностями вариатора. Проще говоря, после того, как ремень выйдет на максимальный радиус ведущего шкива, увеличить скорость можно только увеличением оборотов или заменой редуктора.

Но есть и способ, требующий меньших денежных и трудовых затрат – это замена вариатора на спортивный. Конечно, он не заменит вам весь потенциал, который можно получить при замене редуктора, однако скорость увеличится.

Рабочая поверхность тюнинг вариатора

Спортивный вариатор, как правило, устраняет провалы на средних оборотах, немного повышает динамику и максималку. Он раскрывает весь потенциал трансмиссии скутера на момент замены, чего нельзя сказать о стоковой детали. Как это происходит?

Почему завод изготовитель скутера сразу не может поставить такой вариатор

Разработчики тюнингового вариатора не руководствуются требованиями законодательства о максимальной скорости, различными ограничениями и назначением конкретной модели аппарата. Основная задача – реализовать весь потенциал трансмиссии. Безусловно, скутеры не могут быть одинаковыми. Различная степень износа двигателя и состояние других узлов не могут рекомендовать один набор «вариатор-ролики-втулка-пружины» для всех моделей двигателя 139QMB, поэтому в комплекте большинства из них можно обнаружить несколько комплектов роликов, для более тонкой настройки шкива для каждого конкретного случая.

Потенциал тюнинга вариатора

Весь потенциал тюнинга вариатора на двигателях 139QMB можно получить только после замены поршневой на большую по объему (например, 82 кубических сантиметра). С точки зрения конечной отдачи – это наиболее целесообразный вариант, требующий минимальных вложений.

Говоря о тюнинге китайского скутера методом замены вариатора, не имеет смысла применять дорогие и брендовые комплектующие для тюнинга, такие как Malossi Multivar, Polini, Stage6 и др. Стоимость отдельных деталей может достигать половины стоимости всего скутера. Да и установка таких деталей на скутерах китайского производства, выглядит, по крайней мере, смешно. Поэтому более рационально, в данном случае, смотреть в сторону бюджетных решений.

Бюджетные спортивные вариаторы

В последнее время, особо популярны спортивные вариаторы тайваньского и китайского производства. Они, как правило, поставляются в комплекте с роликами различного веса, пружинами сцепления и втулкой. Стоимость таких комплектов обычно варьируется в районе 35-40 долларов США, а купить спортивный вариатор можно, к примеру, тут: Вариатор спортивный 139QMB. Подобных аналогов много и они показывают куда более лучшие результаты, по сравнению со стоковыми вариаторами, установленными на скутере изначально. Следует понимать, что ожидать от этих деталей чего-либо сверхъестественного не стоит, но разница, безусловно, будет заметна сразу.

Оребрение варитора

Как заменить вариатор своими руками

Заменить весь комплект своими силами можно, однако необходимо знать важные аспекты и иметь хоть какой-либо опыт. Все, что потребуется в итоге, это открутить крышку вариатора, открутить гайку ведущего и ведомого шкивов. На ведущем шкиве замене подлежат сам подвижный шкив, ролики и втулка, которая спроектирована именно под эту конкретную модель. В корзине сцепления замене подлежат лишь пружинки, удерживающие колодки сцепления. Их замена будет способствовать более динамичному старту и гармонично сочетаться с настройками ведущего шкива.

Настройка вариатора после замены

Скорее всего, нужно будет немного поиграть с настройками веса роликов вариатора, идущих в комплекте. Обычно, комплект поставки включает 9 роликов (3 набора по 3 штуки различного веса). Их комбинация позволяет подобрать необходимый вес для оптимальной работы трансмиссии. Обязательно нужно помнить об их правильной установке, а именно распределению в канавках через один. В противном случае, дисбаланса коленвала и вибрации двигателя во всем диапазоне оборотов не избежать.

Как правильно устанавливать две пары (по 3 шт.) роликов различного веса в вариатор, можно наблюдать на фото ниже.

Как ставить ролики

Эта же информация находится на сайте продавца, а также в инструкции по установке тюнинговой детали.

Если после установки такого бюджетного комплекта, динамические и скоростные показатели вашего скутера вас не устраивают, стоит задуматься об увеличении поршней (если вы до сих пор этого не сделали) и заняться поиском прочих неисправностей, которые не позволяют реализовать весь потенциал скутера для стабильной и корректной работы.

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему:

Разбираешься в технике? Есть что сказать? Напиши статью! Каждый может стать автором статей на scooter-remont.com. Напиши свое видение ремонта, эксплуатаци и обслуживания скутеров и мопедов. Материал будет опубликован на главной странице. Подробнее ТУТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *