Как проверить втягивающий на ваз 2109
Перейти к содержимому

Как проверить втягивающий на ваз 2109

  • автор:

Реле стартера на ВАЗ 2109: диагностика неисправности

Если ваш автомобиль в какой-то момент перестал заводиться, причина может заключаться во втягивающем реле стартера. Но лучше всего для начала это проверить.

Внешний вид устройства Внешний вид устройства

Поиск проблемы

Если аккумуляторная батарея заряжена, в электроцепи нет нарушений, тогда причина кроется в самом стартере или его компонентах — пусковое и втягивающее реле.

На автомобилях ВАЗ 2109 реле включения стартера служит для активации обмоток и передачи момента вращения от ротора к маховику. Когда двигатель запустился, релюшка рассоединяет привод, отключает питание.

Роль элемента

Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.

  1. Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
  2. При своих небольших габаритах, стартер пропускает через себя огромные по силе токи.
  3. Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок. Как результат, они б сгорели.
  4. Потому для этих целей стартер подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
  5. Стартер работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
  6. Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.

Схема элемента Схема элемента

Проверка состояния

Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.

Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.

Ситуация

Ваши действия

Реле издает щелчки, но якорь не крутится

Если имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта

Реле полностью молчит

Даже если после замыкания клемм тишина, проблему следует искать в стартере. Реле тут уже не играет никакой роли

Обнаружив, что релюшка отработала свое, ее обязательно требуется заменить или отремонтировать, если имеется такая возможность.

Демонтаж

С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.

  1. Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
  2. От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
  3. Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
  4. С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
  5. Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
  6. Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет.

Ремонт

Далее перед вами стоит выбора — заменить полностью релюшку или же попробовать ее отремонтировать.

Полноценному ремонту поддается только реле, имеющее разборную конструкцию. Не редко на автомобилях стоит релюшка с неразборным корпусом. Там ремонт также возможен, но только частичный.

  • Открутите пару болтов, которые удерживают релюху на стартере, отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца приводного рычажка;
  • На его место установите новое втягивающее реле, завершив тем самым замену.

Но если вы хотите сэкономить или просто любите повозиться с автомобилем, вполне можно попробовать вернуть к жизни поврежденную релюшку. Для этого мы предлагаем вам подробную инструкцию.

Разобранный элемент Разобранный элемент

Если такая мера не помогла, будем разбирать корпус и ремонтировать.

  1. Релюха состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
  2. Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от венца бендикса при отключении питания обмотки релюхи.
  3. Задняя крышка релюшки зафиксирована винтами к корпусу. Потому первым делом снимаем эта крышку, открутив соответствующие крепежные элементы.
  4. У обоих контактных болтов есть по гайке, которые также открутите.
  5. Под гайками вы увидите шайбы. Не потеряйте их, чтобы при обратной сборке вернуть на место.
  6. Отпаяйте оба вывода обмотки, вооружившись паяльником. После чего снимите крышку.
  7. Если на контактах вы обнаружили следы нагара, их можно удалить мелким надфилем.
  8. Под крышкой располагается резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте его на предмет эластичности, целостности. Если кольцо повреждено, износилось, замените новым.
  9. Демонтируйте контактную пластину вместе со штоком.
  10. Плоской отверткой снимите возвратную пружину.
  11. Если пружинка деформировалась, сильно растянулась, ей потребуется обязательная замена. В противном случае изношенная пружина не сможет гарантировать нужный контакт. Как результат, релюшка не отрабатывает должным образом.
  12. Разберите контактную пластину. Чтобы это сделать, нужно снять стопорное кольцо, изолирующую шайбу. После этого пластина сама выпадет из-за давления, создаваемого пружиной.
  13. Извлеките из крышки контактные болты. Зачистите поверхности их контактов. Не редко из-за подгорания контактных поверхностей перестает работать нормально втягивающее реле.

Контактные болты Контактные болты

  1. Если нагар слишком сильным и простой наждачной бумагой удалить его не получается, не спешите покупать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так соприкасаться они будут уже другой стороной, где нагар отсутствует.
  2. Обмотки реле располагаются в неразборном корпусе. Если они повреждены, вам не останется ничего другого, кроме как целиком поменять релюшку.
  3. Замените все поврежденные и изношенные элементы реле включения, после чего соберите все в корпус обратно. Установите втягивающее реле на место и проверьте, вернулось ли зажигание в норму.

Если реле имеет неразборный корпус, многие рекомендуют его менять. Но при желании можете даже такой агрегат отремонтировать. Для этого нужно развальцевать корпус плоскогубцами, затем отпаять контакты и извлечь крышку. Далее следуйте инструкции, приведенной выше.

Последний этап замены или ремонта — это проверка сопротивлений обмоток.

Если узел работает исправно, вам мультиметр в режиме омметра покажет следующие данные.

Участок замера

Показатель в норме

Между лепестковым контактом и нижним болтом реле

Сопротивление на данном участке должно быть около 0,5 Ом

Между лепестковым контактом и корпусом

При проверке этого участка требуется получить 0,7 Ом с допустимой небольшой погрешностью

Проверка состояния Проверка состояния

При существенном отклонении от нормы замените отремонтированное реле, либо проверьте новое. Оно могло оказаться дефектным или поддельным.

|62| Втягивающее реле не втягивает, стартер не крутит. разбор втягивающего реле и решение проблем НЕ ВТЯГИВАНИЯ.

Начну я пожалуй с самого начала. а именно с Августа 2014 года.
записи тут нет. потому как просто текст писать? а его кто то читает просто текст? я тогда думал что это не интересно.
Тогда Втягивающее реле работало нормально, но бендекс был сильно уставшим. Сняли тогда стартер. поменяли все втулочки из ремкомплекта. Бендекс менял хороший человек, Д.Сережа. после замены бендекса, поручили закручивать стартер и всю обвязку МНЕ (тогда еще мало соображающему что и как!) и знаете что случилось когда я провод питания на втягивающее прикручивал? Я крутил что чумачечий, не зная меры как везде говорят: тот самый момент когда нашел середину между не затянул и сорвал.
Я тянул гайку всем телом до тех пор пока задняя часть втягивающего с болтами-пятаками и пружинками не оказались у меня в руках 😀 😀

Стартер сняли, Втягивающее открутили, Д.Сережа посмотрел, взял и ушел. а так как к нему приезжают машины на ремонт он нашел 9 штук втягивающих разных типов. (я помню что именно 9, потому как смеялись что девяток теперь будет :D) нашли похожее по корпусу, развальцевали, катушку с поломанного перекинули, а пятаки с найденного похожего. там они идеал были, там катушка оборвана ну и заднюю часть тоже с найденного. Все было запаяно завальцовано, проверили. и пошли ставить. только теперь же мне опять доверили все ставить. во второй раз я затянул не совсей дури, отец дотянул немного, и так мы начали двигаться тогда.

Перед самым уходом в армию 5 или 6 декабря на площади привокзальной в Ессентуках, был сильный ветер. и холод. на окнах в миг узоры рисовались. я даже фоткать их пытался

Фото в бортжурнале LADA 21093

Тогда при повороте ключа я обнаружил что ничего не происходит. просадка напруги была, и все. благо стояли мы на небольшом уклоне и через толкач с горки на подсосе я завелся и поехал домой. Приехав домой машина заводится в пол тыка и втягивающее работает. Отец тогда сказал что возможно втягивающее примерзло. резкий перепад температуры с 90 до -10 обдуваемый ветром. машина через 5 минут была 50 град. а простояли мы там без малого 2 часа. ну и ладно, не придал этому значению.

НАКОНЕЦ-ТО 😀 ближе к делу.
примерно в начале месяца Июня, как я выехал после ремонта начал выделываться Втягивающий. после 3 — 5 попыток повернуть ключ машина заводилась. тогда я плюнул и снял Втягивающее и увидел что припой треснут и сама клемма шатается во всех плоскостях. Это клемма приходящего с реле на перегородке моторного (или как некоторые говорят — тонкий проводок стартера). я ее пропаял и проблема исчезла.

НОО на днях я приехал в гараж, ополоснул машину от пыли, сажусь, поворачиваю ключ ИИИИИИИИИИИИ. просадка напряжения и ВСЁ! с помощью альтернативного ключа зажигания завел машину и заехал в гараж. 😀 (альтернативный ключ зажигания это отвертка на два болта стартера)

На следующий день снял стартер и начал проверять. Ну не втягивает и все!
Совместно со стартером, бендекс даже не двигался и намека на его движение не было. поэтому снял видео без стартера на самом втягивающем. Про втулку там говорю, там просто один край был раздолбаный какой-то вот и перевернул. одна обмотка только фурычит. сразу скажу, что болт уходящий на стартер замкнут на массу был для работоспособности двух обмоток.

после плюнул и начал развальцевывать втягивающее

Фото в бортжурнале LADA 21093 развальцевка по кругу.

собственно как корпус развальцевал задняя крышка начала сама вылазить под действием пружины. причем одна сторона только держалась на проводе, а вторая спокойно вылезла. отпаяв тот самый который держал, я понял в чем причина. фотки ниже:

Фото в бортжурнале LADA 21093 Фото в бортжурнале LADA 21093 катушка в самом корпусе втягивающего

А вот собственно и виновник данного торжества. немного расскажу как работает и устроенно втягивающее это. имеется катушка, при подачи напруги создает эл.магн.поле и соленоид втягивается с дикой силой тем самым выталкивая бендекс. При полном втягивание, соленоид толкает планку, которая соединяет два пятака (питание с АКБ и плюс на стартер) и тем самым стартер крутится, только при полностью втянутом соленоиде, что гарантирует зацеп бендекса с венцом. если есть зацеп стартер будет крутить коленвал и не просто так самого себя.

На катушке втягивающего имеется две обмотки. первичная и вторичная.
— первичная выполнена более тонким проводом и сразу замыкается на массу.
— Вторичная выполнена более толстым проводом и уходит на питание стартера.
Зачем она уходит на питание стартера? Да просто бендекс выдвигается с небольшим поворотом тем самым гарантирует попадание зуба бендикса между зубьями маховика. прямолинейно бендекс не двигается так как есть шанс попадания зуб на зуб и при раскручивания стартера будет металлический звук тртртртрртр и ничего.
Поэтому вторая обмотка уходит на стартер и выполняет роль вспомогательного элемента прокручивания стартера на необходимый угол чтоб бендекс начал свое движение, попутно с прокручиванием создавая эл.магнитное поле втягивания соленоида бендекса.

Собственно у меня была причина не работающего втягивающего как раз обрыв толстой обмотки. все видно на фотографиях:

Фото в бортжурнале LADA 21093 Фото в бортжурнале LADA 21093

Пришлось раздербанить немножко корпус и лишить обмотку одного витка. Ничего страшного не случится.
Запаял и завальцевал все на место, и получилось у меня следующее, уже совместно со стартером:

На видео можно заметить что бендекс прокручивается по часовой стрелке в пределах половины сантиметра или сантиметра, на один зуб как раз. В тоже время стартер крутится в другу сторону (против часовой),
Ну и собственно результат:

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109: какпроверить, неисправности, ремонт

Подгар контактов является самой распространенной неисправностью втягивающего реле. По ним проходит достаточно большой ток (в случае нормальной работы примерно 80 А, если есть большое сопротивление вращению – 300 А).

Это приводит к образованию искрового промежутка, из-за которого обгорают контакты, и снижается электропроводимость.

Вторая, часто встречающаяся неисправность связана с обрывом обмотки втягивающего реле. Если обмотка оборвалась в месте напайки с контактом, это можно исправить. Если же обрыв произошел в середине обмотки, придется полностью менять втягивающее реле.

На моделях ВАЗ 2109 используется 2 разновидности стартеров:

  • с повышающим редуктором;
  • с прямым приводом.

В стартерах имеющих прямой привод происходит передача крутящего момента на маховик от вала стартера, в стартерах с редуктором между ротором и маховиком стартера располагается повышающий редуктор.

Восстановленные стартеры на ВАЗ http://generstar.ru/prodaja/vosstanovlenie-startera/vaz/ в большом ассортименте вы найдете в мастерской GenerStar.ru – закажите обратный звонок и узнайте подробности.

До того, как начать работы связанные с демонтажем и установкой агрегатов машины, транспортное средство должно быть установлено на ручнике или скорости. Кроме того, должна быть отключена клемма АКБ с минусом.

Аккумуляторная батарея связана с контактом втягивающего реле проводом, имеющим большое сечение. Этот провод нужно отсоединить, открутив ключом 13 гайку.

Затем из втягивающего реле нужно вытянуть тонкий проводок питания обмотки. Ключом 13 нужно открутить 3 гайки, которыми стартер закреплен на блоке сцепления.

По сравнению с классикой на ВАЗ 2109 эта процедура выполняется легче. Благодаря удобному расположению всех гаек.

Чтобы их открутить, не нужен торцовый ключ и кардан. Стартер можно вынуть сверху (для этого его нужно покрутить вокруг своей оси), или снизу (для этого нужно убрать защиту картера).

После снятия стартера с машины, можно начать его разбирать. Если эта процедура не проводилась давно, скорее всего, для его ремонта потребуются дополнительные принадлежности: вилка, щетки и втулки.

Нужно помнить, что стартеры ВАЗ 2109 часто не подлежат ремонту или подлежат только частично.

Так на оригинальных стартерах ВАЗ 2109 щетки заменить легко, нужно просто открутить от контактов старые, и вместо них прикрутить новые.

Щетки некоторых производителей нужно приваривать или паять. Пайка оловом не отличается особой надежностью, из-за высокого тока, который может привести к ее расплавлению.

Ремонт втягивающего реле ВАЗ 2109

Для устранения основных неисправностей втягивающего реле (обрыв провода и нагар на контактах), потребуется его разобрать.

Вначале откручивается гайка, удерживающая провод, который идет к нижнему контакту реле от обмотки стартера. После полного освобождения реле, можно открутить от стартера его корпус с помощью отвертки.

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 включает корпус, обмотку, контакты, сердечник и возвратную пружину.

Пружина отвечает за отсоединение от венца маховика шестерни ротора, когда отключается питание обмотки реле.

Задняя крышка стартера закреплена к корпусу. Для получения доступа к контактам, нужно открутить болт и снять крышку. Если на контактах имеется нагар он должен быть зачищен с помощью надфиля.

Теперь остается произвести сборку втягивающего реле и выполнить проверку сопротивления его обмоток.

Сопротивление между болтом втягивающего реле расположенного снизу и контактом сопротивления должно составлять примерно 0,5 Ом. Между корпусом и лепестковым контактом приблизительно 0,7 Ом.

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109

Vtyagivayushhee-rele-startera-VAZ-2109-300x251.jpg
Работа устройства для пуска силового агрегата происходит кратковременно. Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 включает обмотки и передает крутящий момент на маховик …

Ремонт стартера своими руками

Известно, что автомобиль не сможет ездить без стартера. Вроде бы простой электродвигатель, а без него никуда. Завести поршневой агрегат с вышедшим из строя «стартовым» узлом можно лишь с толкача, но разве что только для поездки к специалистам автосервиса.

Причины поломок столь ответственного механизма вполне очевидны. Большинство болезней лечится, если сделать ремонт стартера своими руками. Перечислим далее основные истоки неисправностей:

  • естественный износ элементов электродвигателя;
  • попадание воды во время мойки двигателя машины;
  • неправильная эксплуатация узла, например, продолжительные промежутки работы электродвигателя после запуска мотора;
  • короткие замыкания.

От всего этого обычно спасает частичный ремонт стартера своими руками. То есть совсем необязательно покупать новый агрегат целиком. Далее мы рассмотрим, какие конкретно элементы выходят из строя, как вообще сделать ремонт стартера своими руками.

Предварительно заметим, что по симптомам при поворачивании ключа зажигания надо разделять виды неисправностей стартового электродвигателя. Если, например, после поворота ключа раздается щелчок или треск, то проблема во втягивающем цилиндре. Последний можно заменить полностью.

Как разобраться с узлом ВАЗа

Для начала разберем, как сделать починить стартер свои руками на автомобилях ВАЗ. Прежде возьмем самый первый из автомобилей этой линейки.

Для ремонта ВАЗ 2101 своими руками употребим перечисленные ниже инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертки плоская и крестовая;
  • наждачная бумага;
  • головки.

Итак, начинаем работы, открыв капот.

  1. Отсоединяем клеммы от аккумулятора.
  2. Демонтируем корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом.
  3. Отворачиваем три гайки крепления электродвигателя к мотору.
  4. Отсоединяем провода, предварительно сделав фотоснимки подсоединений.
  5. Извлекаем дефектный аппарат.
  6. Возможно, этому помешают так называемые «штаны» – выпускная труба, тогда придется открутить четыре болта и «приспустить штаны».
  7. От демонтированного элемента отделяем втягивающий цилиндр, отсоединив провод и выкрутив три винта. Осматриваем его, при необходимости заменяем полностью.
  8. Открутив болты, снимаем кожух электродвигателя.
  9. Открутив два болта, демонтируем крышку.
  10. Отделяем обмотки от пластин щеткодержателя, удаляем изолирующую трубку.
  11. Отделяем крышку со стороны коллектора.
  12. Отверткой достаем щетки электродвигателя. Замеряем их, при необходимости заменяем.
  13. Разбираем привод дефектной сборочной единицы. Для этого расшплинтовываем, затем снимаем рычаг привода, выводим привод из зацепления с муфтой, после чего извлекаем его.
  14. Осматриваем обмотки электродвигателя.
  15. При необходимости выпрессовываем, после чего заменяем втулки узла.
  16. Зачищаем элементы с нагаром или налетом. Вышедшие из строя детали меняем на новые запчасти.
  17. Сборку и монтаж производим по обратному пути.

Отметим, что ремонт стартера своими руками у ВАЗ 2106 осуществляется по аналогичной инструкции.

Также узнайте где находится топливный фильтр на Хендай Солярис и устройство топливного насоса.

Если же обсуждать интересующую нас проблему относительно переднеприводных ВАЗ, то достаточно просто рассмотреть, какие есть отличия от приведенной инструкции. Инструменты здесь используются те же.

Однако, например, у стартера ВАЗ 2109 при ремонте своими руками не нужно во время демонтажа с автомобиля отсоединять выпускную трубу. Дальнейшие манипуляции проходят точно так же, как описано выше.

Естественно, что ремонт подобного стартера ВАЗ 2108 своими руками делается по сходному сценарию. При ремонте стартера у ВАЗ 2110 своими руками проще во время демонтажа агрегата с автомобиля сразу снять втягивающее реле, открутив соответствующие гайки.

Однако в случае ремонта стартера у ВАЗ 2115 своими руками электродвигатель можно демонтировать сразу вместе со втягивающим цилиндром.

Кстати, необязательно заменять при поломке этот цилиндр полностью в сборе. Можно произвести ремонт втягивающего реле стартера также своими руками. Для этого надо разобрать его, осмотреть втягивающую обмотку, возвратную пружину, вышедшие из строя детали заменить. Что же касается отечественных машин, то ремонт УАЗ можно выполнить по приведенной инструкции от ВАЗ.

Как дела с другими народными автомобилями

А теперь коснемся еще двух поистине народных автомобилей. Поговорим о переборе стартового элемента на Оке, а также Нексии.

Для ремонта стартера у Оки своими руками нам понадобятся:

  • комплект гаечных ключей;
  • отвертки.

Начинаем с демонтажа узла, он находится под термостатом системы охлаждения.

  1. У данного автомобиля пусковой аппарат крепится всего в двух точках, для его снятия необходимо открутить болт с одной стороны и гайку с другой. Но предварительно отсоединяем провода, как от аккумулятора, так от втягивающего цилиндра и от соединительной колодки.
  2. Откручиваем две гайки, после чего демонтируем тяговое реле.
  3. Откручиваем и снимаем кожух крышки со стороны коллектора.
  4. Демонтируем пружины щеток, стопорную, а также регулировочные шайбы.
  5. Отделяем крышку от корпуса, где коллектор.
  6. Извлекаем щетки, затем их замеряем, при выработке необходима замена.
  7. Расшплинтовав, демонтируем ось рычага.
  8. Снимаем крышку со стороны привода.
  9. Убираем рычаг привода, затем достаем якорь.
  10. Осматриваем обмотки электродвигателя.
  11. Демонтируем муфту привода, осматриваем ее состояние. Данную муфту также называют бендиксом. В случае каких-то дефектов муфты легко выполнить ремонт бендикса любого стартера своими руками. Нужно просто заменить сломанные элементы.
  12. Достаем пружину бендикса, при необходимости ее заменяем.

Вот такие нехитрые манипуляции.

Надо сказать, что у подобной небольшой машины, такой как Таврия, крепление нашего заветного электродвигателя тоже выполнено в двух точках, да и устройство его похоже. Поэтому ремонт у Таврии своими руками производится аналогично.

Что ж, с Окой и Таврией как-то проще, а вот если сломался пусковой агрегат у другого народного автомобиля, будет ли сложнее? Посмотрим. Для ремонта стартера у Дэу Нексии своими руками необходимо приготовить:

  • комплект гаечных ключей;
  • отвертки.
  1. Для демонтажа узла с автомобиля – здесь, как у всех немаленьких машин, три крепления – откручиваем гайки, отсоединяем провода. Необходимо знать, что к верхнему болту крепежа электродвигателя к поршневому агрегату крепится «массовый» провод.
  2. Сразу проверяем шестерню привода, она должна вращаться только однонаправлено.
  3. Разборку и перебор узла осуществляем таким же образом, как в предыдущих случаях.
  4. Также отсоединяем втягивающее реле.
  5. Демонтируем крышку со стороны коллектора, а также со стороны привода.
  6. Демонтируем, после чего при необходимости заменяем щетки.
  7. Достаем якорь, изучаем обмотки.
  8. При необходимости выпрессовываем, после чего заменяем втулки узла.
  9. Сборку делаем в обратной последовательности.


По всей видимости, сложностей здесь немного.

То же самое можно сказать про ремонт стартера, например, Ауди 80 своими руками. Там действовать нужно, практически повторяя приведенные пункты.

Самостоятельная проверка

Чтобы провести самостоятельную проверку работоспособности втягивающего реле, изначально необходимо проверить сам стартер. Схема довольно проста. Первым делом поверните в ключе зажигания ключ и попробуйте завести машину. Если стартер не работает, вы услышите специфический звук, похожий на щелчок. Это значит, что именно в реле затаилась неисправность.

Не разбирая и не демонтируя стартер, вы можете самостоятельно проверить механизм устройства. Для этого перемкните на задней панели тягового реле два контакта (они имеют вид медных болтов). Если устройство придет в движение (закрутится), то проблема во втягивающем.

Помните, что при самостоятельной разборке и починке автомобиля, вам стоит быть внимательными и аккуратными. Придерживайтесь инструкций чтобы не усугубить поломку и не получить травмы.

Причины и решения проблемы

Можно разделить все неисправности условно на две категории:

  • поломка кроется в стартере и втягивающем реле;
  • якорь стартера крутится, а реле щелкает;

Самая распространенная причина неработоспособности реле – это то, что места пайки провода к клемме утерян контакт. Перед тем как разобрать устройство, попробуйте просто пропаять эти места паяльником – проблема решается. Ну а если стартер все же не работает, то реле придется разобрать. Иногда сгорает катушка, создающая электромагнитное поле. Банальная замена старого провода на новый устраняет неполадку, для этого достаточно просто перемотать катушку своими руками.

Во втором случае, когда вы слышите щелчки, но стартер не вращается, попробуйте перемкнуть отверткой с прорезиненной ручкой клеммы на реле втягивающем. Сделав это, якорь стартера запустится и начнет крутиться, вы легко поймете это по характерному звуку. В этом случае поломка кроется в неспособности реле пропускать электрический ток через себя. При работе соблюдайте осторожность, ведь вы в зоне электромагнитной активности, вас может ударить током.

Подготовка к проверке и необходимые инструменты

Чтобы нормально добраться руками до втягивающего реле, нужно позаботиться о доступе к нему. Если у вас всё же иномарка, то машину придётся загнать на яму, эстакаду или, в крайнем случае, по максимуму приподнять на домкрате, чтобы подлезть под неё, потому что у большинства иномарок эта деталь доступна лишь снизу, а ежели вы обладатель чуда отечественного автопрома, то всё гораздо проще и легче — достаточно открыть капот. Найдя втягивающее реле, отыщите на нём клеммы. Сделать это несложно, ибо на одной из клемм будет находиться провод — это плюсовая клемма.

К этой положительной клемме надо подключить мультиметр в режиме вольтметра. Делается это легко и просто. Красный (плюсовой) провод мультиметра соедините с клеммой реле, а чёрный (минусовой) киньте на массу автомобиля. После соединения либо закрепите провода в таком положении, либо зовите прохожего, знакомого друга, родственника (нудное подчеркнуть), чтобы он (она) запустил двигатель. А вы смотрите на показания прибора, который должен выдать стабильные 12 вольт при многократно щёлкающем стартере.

Демонтаж

С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.

  1. Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
  2. От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
  3. Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
  4. С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
  5. Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
  6. Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет.

Когда дело в стартере

Если после проведенных действий стартер продолжает молчать, значит, он поломан. Чтобы его отремонтировать, вам необходимо разобрать втягивающее реле. Но как это сделать, если сам механизм не предназначен для разборки? В реле старого образца нужно открутить один или два винта, отпаять проводки, которые идут вовнутрь устройства.

Современные устройства неразборные, и для того чтобы открыть заднюю панель, вам придется развальцевать металлический корпус механизма. Развальцовку можно выполнить крупной отверткой или плоскогубцами. После этого нужно снять крышку. Чтобы отремонтировать, зачистите обгоревшую контактную пластину, поверхности болтов от нагара до блеска. Чем качественнее зачистите, тем дольше вам прослужит реле.

Конечно, разумнее и безопаснее будет обратиться на ближайшую СТО, но по ряду причин водители порой ремонтируют автомобиль самостоятельно. Экономия средств и времени требует предварительной подготовки, определенных знаний в ремонте машин.

Если ваш автомобиль не заводится в любое время, причиной может быть реле втягивания стартера. Однако лучше всего это проверить.

Если батарея заряжена, в цепи нет неисправностей, то причина кроется в самом стартере или его компонентах. реле запускается и втягивается.

На автомобилях ВАЗ 2109 реле стартера используется для активации обмоток и передачи крутящего момента от ротора к маховику. Когда двигатель запускается, реле выключает привод, отключает питание.

Нашими клиентами являются автомобили ВАЗ, в том числе модель 2109, которые имеют стандартную электронную систему запуска двигателя. Вот что вам нужно знать.

  1. Стартер. это небольшой электродвигатель, который на короткое время соединен с маховиком двигателя с помощью муфты (вала) для запуска вращения маховика.
  2. С его маленький размер, стартер пропускает через себя большие токи.
  3. Если пусковая цепь была специально заблокирована во время зажигания, ни один компонент системы учета не смог бы выдержать такие текущие нагрузки. В результате они будут сожжены.
  4. Поэтому для таких целей стартер дистанционно подключается к аккумулятору через реле. Его контакты рассчитаны на огромные токи.
  5. Стартер работает в течение короткого времени и должен отключиться после запуска двигателя. В противном случае его активное разрушение начнется из-за влияния движущей силы.
  6. Эти задачи прекрасно выполняются реликвиями. Фактически в конструкцию входит втягивающее устройство, обеспечивающее функционирование комплекса учетных программ и текущей защиты, своевременное отключение стартера.

Реле щелкает, но якорь не вращается

Если есть щелчок от реле, проверьте состояние клапана. Для этого потяните клеммы ретрактора с помощью большой отвертки или кусочка сварочного кабеля к клеммам на концах. Проведя узкую защелку над другой отверткой, вы можете сжечь клеммы. Когда якорь работает, после закрытия клемм якорь будет обернут, что определяется звуком. В результате само электромагнитное реле вышло из строя и нуждается в ремонте.

Даже если клеммы тихие после закрытия, проблема должна быть обнаружена в стартере. Дубинка здесь больше не играет роли.

Обнаружив, что у эстафеты появился собственный навык, его совершенно необходимо заменить; Другими словами, отремонтируйте его, если это возможно.

Там не должно быть никаких проблем с процессом разборки. Главное, что здесь нужно сделать, это снять стартер, поскольку он удерживает требуемую катушку. Дальнейшая разборка осуществляется в виде сборки.

  1. Включите ручной тормоз, отсоедините аккумулятор, удалив отрицательный вывод.
  2. Большое поперечное сечение проходит от аккумулятора к контакту реле. Конечно, выключите его, выключив его с помощью клавиши 13.
  3. Снимите узкий кабель питания с реле втягивающего устройства.
  4. Используйте тот же ключ 13, чтобы открутить три крепежные гайки, которые удерживают стартер на сцеплении.
  5. Удалите устройство, конечно, снизу или сверху. Если вы выбрали верх, вам нужно немного повернуть стартер вокруг своей оси и получить его.
  6. Нижний вывод сложнее, так как необходимо снять картер. Если есть параллельная работа, которая требует таких манипуляций, проблем не будет.

READ Снятие Стартера Nissan Almera Классик

Специальные испытания электромагнитного реле стартера. Хороший электрик.

Следующим шагом является полная замена рейки или попытка ее починить.

Только реле, которые имеют разборную конструкцию, могут быть отремонтированы. Часто автомобили имеют реле со встроенным корпусом. Там ремонт тоже вероятен, но только частичный.

  • Снимите два болта, которые удерживают реле на стартере, отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца рычага привода;
  • Вместо него замените новое чистящее реле после завершения замены.

Если вы хотите сэкономить или просто хотите повозиться с повозкой, попробуйте починить изогнутый рельс. Для этого вы можете приобрести подробную аннотацию для вас.

Если такая мера не помогла, мы познакомимся с разборкой и ремонтом корпуса.

  1. Реле состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
  2. Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от гибочной короны при отключении питания обмотки катушки.
  3. Задняя крышка реле крепится винтами к корпусу. Поэтому сначала снимите эту крышку, отвинтив соответствующие крепления.
  4. И то и другое контактные болты есть гайка, которая также откручивается.
  5. Шайбы видны под гайками. Не теряйте их, чтобы они могли быть возвращены на место во время повторной сборки.
  6. Припой с обеих сторон обмотки, вооруженный паяльником. Затем снимите крышку.
  7. Если вы обнаружили следы углеродистых отложений на ваших контактах, вы можете удалить их небольшим файлом.
  8. Под крышкой находится резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте это на устойчивость, целостность. Если кольцо повреждено, изношено, замените его новым.
  9. Снимите контактную пластину со штоком.
  10. Снимите возвратную пружину с помощью плоской отвертки.
  11. Если пружина деформирована, сильно растянута, она нуждается в постоянном изменении. В противном случае изношенная пружина не гарантирует надлежащего контакта. В результате движение не идет хорошо.
  12. Разберите контактную пластину. Чтобы сделать это, удалить стопорное кольцо, шайбу изоляции. Тогда сама пластина выпадет из-за давления, создаваемого пружиной.
  13. Снять контактные болты с крышки. Склейте поверхности их контактов. Часто реле перестает работать из-за ожога контактных поверхностей.

READ Как Проверить Вариатор На Nissan Жук

Как проверить стартер самостоятельно. Использование батареи и два провода)

  1. Если углеродистые отложения очень сильны и не могут быть удалены обычной наждачной бумагой, не спешите брать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так что они уже коснутся той стороны, где нет сажи.
  2. Обмотки реле размещены в цельном корпусе. Если они повреждены, вам больше нечего делать, кроме полной замены штифта.
  3. Измените то, что еще предстоит сделать нашему клиенту, с помощью искаженных и изношенных элементов реле, а затем соберите то, что остается сделать нашему клиенту в случае обратного. Установите реле втягивающего устройства по назначению и убедитесь, что зажигание вернулось в нормальное состояние.

Если реле имеет встроенный корпус, некоторые советуют заменить его. Однако при желании вы можете даже отремонтировать этот аппарат. Для этого нужно загореть корпус с помощью плоскогубцев, затем припаять контакты и снять крышку. Затем следуйте примечанию выше.

Последний шаг изменения для другого ремонта должен проверить сопротивление обмотки.

Если узел работает нормально, следующий индикатор покажет вам мультиметр, работающий в режиме омметра.

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 отвечает за ввод и вывод стартера из состояния зацепления с автомобильным двигателем. Этот маленький и несложный механизм имеет большое значение для нормальной работы ДВС.

Втягивающее реле стартера – ремонт устройства

Чаще всего ремонт реле требуется из-за:

  • разрушения материалов в результате их усталости и потери прочности;
  • сгорания обмотки стартера либо реле;
  • выгорания внутри механизма «пятаков».

При каждом цикле работы рассматриваемое нами устройство воспринимает критические нагрузки, что и становится причиной относительно быстрого выхода из строя его составных частей. Причем поломка вилки, контактов, обмоток приводит к тому, что мотор завести не удастся никаким способом.

Чтобы не снимать и не разбирать тяговое реле стартера безосновательно, рекомендуется сначала провести его проверку на работоспособность. Тем более сделать это сможет даже новичок. Если стартер молчит и не подает признаков жизни, первое, что нужного проверить это втягивающее, и начать стоит с проводки путём прозвона, с помощью мультиметра нужно убедиться в целостности.
Если проводка исправна, далее следует убедиться, что реле работает. Для этого может потребоваться помощник, который повернет ключ зажигания, в этот момент должен послышаться щелчок, сигнализирующий о работе механизма. Если щелчка нет, реле следует заменить. Бывает и такое, что щелчок есть, но стартер молчит, в таком случае срабатывание реле не происходит преимущественно из-за подгоревших контактов (медные пятаки). Чтобы это проверить, нужно скинуть клемму, которая идёт от аккумулятора, вооружиться отвёрткой и замкнуть верхний и нижний контакт на реле. Если стартер заработал, значит, проблема во втягивающем реле.
Также можно проверить напряжение, поступающее на стартер при помощи мультиметра, однако этот метод позволяет определить источник проблемы (стартер или проводка с аккумулятором). Красный щуп подсоединяется к плюсовой клемме АКБ, чёрный к массе. После этого помощник должен повернуть ключ в замке зажигания в положение запуска, мультиметр в этот момент должен показать напряжение не ниже 12 В. Если показатели оказались меньше, значит, АКБ разряжена и попросту нет достаточной энергии для запуска мотора, однако напряжения достаточно для срабатывания механизма реле.

Вопрос того, как разобрать втягивающее реле стартера, не является проблемой, если речь идет о разборном устройстве. Оно соединено со стартером и располагается непосредственно над ним. Чтобы провести диагностику и ремонт механизма, следует обязательно демонтировать стартер, а потом произвести разборку реле.

Если же на вашем транспортном средстве установлено неразборное втягивающее устройство, «разложить» его полочкам не получится. Придется купить новое реле и установить его на место старого. Вся операция, учитывая простое устройство втягивающего реле стартера, займет у вас от силы 15 минут.

Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109

Функционирование реле основывается на электромагнетизме: медный проводник наматывается на трубчатый сердечник устройства, а когда ток проходит через эту конструкцию, возникает магнитное поле. Под влиянием образовавшегося силового поля якорь, расположенный в трубке, втягивается внутрь.

В конструкции описываемого устройства имеется две катушки.

Включение первой отмечается в тот момент, когда на реле подается напряжение, вторая начинает работать после того, как якорь заходит в сердечник.

Якорная обгонная муфта связана рычагом непосредственно с якорем. За счет этого реле, во-первых, контролирует процесс подачи на ДВС напряжения, во-вторых, дает возможность шестерне сцепиться с маховиком автомобильного двигателя.

Дополнительное реле стартера ВАЗ 2109 располагает несколькими контактными выводами. Два из них передают от аккумулятора авто ток, а один имеет статус управляющего (от него к замку зажигания транспортного средства тянется провод), который и контролирует работу всего устройства. Управляющий вывод является самым тонким, а силовые контакты внешне похожи на болты относительно большой толщины (они крепятся на текстолитовой крышке). Внутри реле контакты имеют прямоугольную либо круглую форму.

rele-startera-vaz-2109-2-300x224.jpg

Как видите, конструкция реле достаточно проста, любой автолюбитель разберется в ней, потратив совсем немного времени. Задача данного узла машины – передавать на маховик стартера крутящего момента за счет выключения питания и разъединения провода после запуска мотора ТС.

По каким причинам реле стартера может выйти из строя?

Чаще всего поломка данного устройства вызывается подгоранием его контактов. Явления весьма распространенное, обусловленное тем, что через реле проходит ток с большой силой (от 80 до 300 А). Из-за этого может образоваться искровой промежуток, который и становится причиной подгорания контактов. Это в свою очередь приводит к малой проводимости электрической энергии.

rele-startera-vaz-2109-3-300x239.jpg

Также нередко на втягивающем реле отмечается обрыв обмотки. В тех случаях, когда такая беда случается в середине обмотки, водителю ничего не остается, как купить и установить новое устройство. А вот, когда обрыв возникает в зоне спайки обмотки и контакта, ситуацию можно исправить, заменив поврежденный участок.

rele-startera-vaz-2109-4-300x225.jpg

Как разобраться с узлом ВАЗа

Для начала разберем, как сделать починить стартер свои руками на автомобилях ВАЗ. Прежде возьмем самый первый из автомобилей этой линейки.


Для ремонта ВАЗ 2101 своими руками употребим перечисленные ниже инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертки плоская и крестовая;
  • наждачная бумага;
  • головки.

Итак, начинаем работы, открыв капот.

  1. Отсоединяем клеммы от аккумулятора.
  2. Демонтируем корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом.
  3. Отворачиваем три гайки крепления электродвигателя к мотору.
  4. Отсоединяем провода, предварительно сделав фотоснимки подсоединений.
  5. Извлекаем дефектный аппарат.
  6. Возможно, этому помешают так называемые «штаны» – выпускная труба, тогда придется открутить четыре болта и «приспустить штаны».
  7. От демонтированного элемента отделяем втягивающий цилиндр, отсоединив провод и выкрутив три винта. Осматриваем его, при необходимости заменяем полностью.
  8. Открутив болты, снимаем кожух электродвигателя.
  9. Открутив два болта, демонтируем крышку.
  10. Отделяем обмотки от пластин щеткодержателя, удаляем изолирующую трубку.
  11. Отделяем крышку со стороны коллектора.
  12. Отверткой достаем щетки электродвигателя. Замеряем их, при необходимости заменяем.
  13. Разбираем привод дефектной сборочной единицы. Для этого расшплинтовываем, затем снимаем рычаг привода, выводим привод из зацепления с муфтой, после чего извлекаем его.
  14. Осматриваем обмотки электродвигателя.
  15. При необходимости выпрессовываем, после чего заменяем втулки узла.
  16. Зачищаем элементы с нагаром или налетом. Вышедшие из строя детали меняем на новые запчасти.
  17. Сборку и монтаж производим по обратному пути.

Отметим, что ремонт стартера своими руками у ВАЗ 2106 осуществляется по аналогичной инструкции.

Если же обсуждать интересующую нас проблему относительно переднеприводных ВАЗ, то достаточно просто рассмотреть, какие есть отличия от приведенной инструкции. Инструменты здесь используются те же.

Однако, например, у стартера ВАЗ 2109 при ремонте своими руками не нужно во время демонтажа с автомобиля отсоединять выпускную трубу. Дальнейшие манипуляции проходят точно так же, как описано выше.

Естественно, что ремонт подобного стартера ВАЗ 2108 своими руками делается по сходному сценарию. При ремонте стартера у ВАЗ 2110 своими руками проще во время демонтажа агрегата с автомобиля сразу снять втягивающее реле, открутив соответствующие гайки.

Однако в случае ремонта стартера у ВАЗ 2115 своими руками электродвигатель можно демонтировать сразу вместе со втягивающим цилиндром.

Кстати, необязательно заменять при поломке этот цилиндр полностью в сборе. Можно произвести ремонт втягивающего реле стартера также своими руками. Для этого надо разобрать его, осмотреть втягивающую обмотку, возвратную пружину, вышедшие из строя детали заменить. Что же касается отечественных машин, то ремонт УАЗ можно выполнить по приведенной инструкции от ВАЗ.

Как дела с другими народными автомобилями

А теперь коснемся еще двух поистине народных автомобилей. Поговорим о переборе стартового элемента на Оке, а также Нексии.


Для ремонта стартера у Оки своими руками нам понадобятся:

  • комплект гаечных ключей;
  • отвертки.

Начинаем с демонтажа узла, он находится под термостатом системы охлаждения.

  1. У данного автомобиля пусковой аппарат крепится всего в двух точках, для его снятия необходимо открутить болт с одной стороны и гайку с другой. Но предварительно отсоединяем провода, как от аккумулятора, так от втягивающего цилиндра и от соединительной колодки.
  2. Откручиваем две гайки, после чего демонтируем тяговое реле.
  3. Откручиваем и снимаем кожух крышки со стороны коллектора.
  4. Демонтируем пружины щеток, стопорную, а также регулировочные шайбы.
  5. Отделяем крышку от корпуса, где коллектор.
  6. Извлекаем щетки, затем их замеряем, при выработке необходима замена.
  7. Расшплинтовав, демонтируем ось рычага.
  8. Снимаем крышку со стороны привода.
  9. Убираем рычаг привода, затем достаем якорь.
  10. Осматриваем обмотки электродвигателя.
  11. Демонтируем муфту привода, осматриваем ее состояние. Данную муфту также называют бендиксом. В случае каких-то дефектов муфты легко выполнить ремонт бендикса любого стартера своими руками. Нужно просто заменить сломанные элементы.
  12. Достаем пружину бендикса, при необходимости ее заменяем.

Вот такие нехитрые манипуляции.

Надо сказать, что у подобной небольшой машины, такой как Таврия, крепление нашего заветного электродвигателя тоже выполнено в двух точках, да и устройство его похоже. Поэтому ремонт у Таврии своими руками производится аналогично.

Что ж, с Окой и Таврией как-то проще, а вот если сломался пусковой агрегат у другого народного автомобиля, будет ли сложнее? Посмотрим. Для ремонта стартера у Дэу Нексии своими руками необходимо приготовить:

  • комплект гаечных ключей;
  • отвертки.
  1. Для демонтажа узла с автомобиля – здесь, как у всех немаленьких машин, три крепления – откручиваем гайки, отсоединяем провода. Необходимо знать, что к верхнему болту крепежа электродвигателя к поршневому агрегату крепится «массовый» провод.
  2. Сразу проверяем шестерню привода, она должна вращаться только однонаправлено.
  3. Разборку и перебор узла осуществляем таким же образом, как в предыдущих случаях.
  4. Также отсоединяем втягивающее реле.
  5. Демонтируем крышку со стороны коллектора, а также со стороны привода.
  6. Демонтируем, после чего при необходимости заменяем щетки.
  7. Достаем якорь, изучаем обмотки.
  8. При необходимости выпрессовываем, после чего заменяем втулки узла.
  9. Сборку делаем в обратной последовательности.


По всей видимости, сложностей здесь немного.

То же самое можно сказать про ремонт стартера, например, Ауди 80 своими руками. Там действовать нужно, практически повторяя приведенные пункты.

Роль элемента

Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109

, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.

  • Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
  • При своих небольших габаритах, стартер
    пропускает через себя огромные по силе токи.
  • Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок. Как результат, они б сгорели.
  • Потому для этих целей стартер
    подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
  • Стартер
    работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
  • Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.

Если ваш автомобиль в какой-то момент перестал заводиться, причина может заключаться во втягивающем реле стартера. Но лучше всего для начала это проверить.

Как проверить втягивающее реле стартера ваз 2109

Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя. Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает.

Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.

В конце этой статьи смотрите видео, в котором показано, как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера.

Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.

Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.

Назначение втягивающего реле стартера

Как известно стартер представляет собой электрический мотор, который питается от аккумуляторной батареи. Зубчатая шестерня стартера при запуске мотора должна быстро войти в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя. Одновременно происходит включение электромотора стартера, который и вращает коленвал – этот процесс в действии хорошо виден на анимации ниже.

Как проверить втягивающее реле стартера ваз 2109

Втягивающее реле стартера отвечает за быстрое соединение двух зубчатых деталей: маховика и шестерни обгонной муфты (бендикса). Устанавливается втягивающее реле на корпусе стартера, соединяясь с муфтой в передней части при помощи рычага. Если реле не выдвигает шестерню вперед, то стартер вращается сам по себе.

Однако виновником такой неисправности может быть не только втягивающее реле, но и обгонная муфта (подробно о ремонте бендикса). Если муфта заклинила, то силы втягивающего реле не хватает для ее выдвижения.

Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109

Функционирование реле основывается на электромагнетизме: медный проводник наматывается на трубчатый сердечник устройства, а когда ток проходит через эту конструкцию, возникает магнитное поле. Под влиянием образовавшегося силового поля якорь, расположенный в трубке, втягивается внутрь.

В конструкции описываемого устройства имеется две катушки.

Включение первой отмечается в тот момент, когда на реле подается напряжение, вторая начинает работать после того, как якорь заходит в сердечник.

Якорная обгонная муфта связана рычагом непосредственно с якорем. За счет этого реле, во-первых, контролирует процесс подачи на ДВС напряжения, во-вторых, дает возможность шестерне сцепиться с маховиком автомобильного двигателя.

Дополнительное реле стартера ВАЗ 2109 располагает несколькими контактными выводами. Два из них передают от аккумулятора авто ток, а один имеет статус управляющего (от него к замку зажигания транспортного средства тянется провод), который и контролирует работу всего устройства. Управляющий вывод является самым тонким, а силовые контакты внешне похожи на болты относительно большой толщины (они крепятся на текстолитовой крышке). Внутри реле контакты имеют прямоугольную либо круглую форму.

Как видите, конструкция реле достаточно проста, любой автолюбитель разберется в ней, потратив совсем немного времени. Задача данного узла машины – передавать на маховик стартера крутящего момента за счет выключения питания и разъединения провода после запуска мотора ТС.

Проверка втягивающего реле стартера

Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.

Как проверить втягивающее реле стартера ваз 2109

Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:

  • Проверить состояние аккумулятора, надежность крепления клемм, удалить окислы с выводов АКБ;
  • Убедиться в том, что электрическая проводка надежно крепится к стартеру гайками. При наличии коррозии зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой;
  • Найти в автомобиле реле включение стартера и проверить его состояние.

Порядок демонтажа стартера

Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).

Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.

Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.

Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.

Как проверить втягивающее реле стартера

Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.

  1. Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для «прикуривания», которые оснащены «крокодилами».
  2. Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
  3. После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
  4. Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:
  5. если при соединении произойдет быстрый и отчетливый щелчок в области втягивающего реле, то оно работает;
  6. если признаки «жизни» отсутствуют, значит втягивающее реле нуждается в ремонте или замене.

Проверка стартера ВАЗ 2109 без обращения в автосервис

Работа двигателя начинается со стартера. При его плохом функционировании автовладельцам приходится заводить ТС с толчка. Либо же разбираться с причиной поломки стартера.

Элементарный способ проверки работоспособности стартера – замыкание. Стоит замкнуть чем-то металлическим (можно использовать отвертку или ключ) обе большие клеммы, находящиеся на стартере. Если стартер рабочий, возникнет искрение, на неработающем, соответственно, ничего не произойдет. Во втором случае стоит выполнять следующие действия:

  1. Если заметно окисление клемм аккумулятора, нужно устранить его ножом, отверткой или наждачной бумагой.
  2. Заменить реле стартера.
  3. Проверить тестером провод, идущий с реле стартера (часто он незаметен, т.к. клемма провода находится внизу стартера).

Если искрение при замыкании клемм очень слабое, стоит искать причины в следующем:

  1. Слабый заряд АКБ. Нужно просто зарядить аккумулятор. Подождать полчаса, запустить двигатель.
  2. Слабый контакт в цепи питания стартера, либо какие-то повреждения проводов, идущих к стартеру.

При повороте ключа зажигания доносятся характерные щелчки. Причины:

  1. Слабый заряд аккумуляторной батареи.
  2. Плохой контакт проводов, идущих к стартеру. Проверить все соединения, по необходимости затянуть гайки соединений, укрепить слабые контакты.
  3. Втягивающее реле неисправно.

Возможно, двигатель не заводится из-за неполадок в работе замка зажигания.

Чтоб убедиться, что причина не в этом, стоит зачистить контакты, идущие к замку (лучше отсоединять их поочередно, чтоб не возникла путаница).

Если вышеперечисленные действия не привели ни к какому результату, стоит обратиться за помощью к специалистам или полностью заменить стартер.

Ремонту стартера посвящена эта статья.

Проверка стартера и его ремонт на видео:

Ремонт втягивающего реле стартера

Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.

В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).

В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:

  • Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
  • Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
  • Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
  • в первом случае поможет замена контактов,
  • во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.
  • Теперь останется собрать втягивающее реле и проверить его работоспособность.
  • Отремонтированный стартер устанавливается на место, после чего можно испытать его работу.

И на последок рекомендуем посмотреть видео, на котором показано, как можно завести мотор с нерабочим втягивающим реле стартера.

Как заменить реле включения стартера на ВАЗ 21099?

Я постарался написать для вас в одно время и легкий, и подробный способ, что бы каждый мог его повторить и ему было все понятно. Некогда я сам столкнулся с подобной проблемой и совершено не знал, что делать и от чего у меня вообще не заводится автомобиль, и долгое время был в подобном незнании. Ну, а теперь – всего два шага и все очень просто! Итак:

  1. Если человек вы внимательный и прочитали весь текст выше не спеша, то скорее всего вы уже поняли, как же снять это реле. Но я вас все же проинструктирую: отыщите подобное реле у себя в автомобиле.
  2. Отсоедините от реле все провода.
  3. Возьмите гаечный ключ «на 8» и выверните им ту самую, единственную гайку и после этого достаньте реле. Также, если ваша работа выполняется в дождь или в сырую погоду, а также если вы просто боитесь короткого замыкания (обгорит проводка и нужно будет ее поменять), то защититесь так: отсоедините для выполнения этого действия проводку с клеммы минус на АКБ.

Вот и все! Вы сняли реле и теперь осталось лишь установить другое!

Роль элемента

Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.

  1. Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
  2. При своих небольших габаритах, стартер пропускает через себя огромные по силе токи.
  3. Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок. Как результат, они б сгорели.
  4. Потому для этих целей стартер подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
  5. Стартер работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
  6. Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.

Как проверить втягивающее реле стартера ваз 2109

Схема элемента

Советы автовладельцам при поломке машины

Давайте разберемся, где же само реле: оно находится в моторном отсеке и крепится к кузову транспорта с помощью единственной, небольшой гайки. Скорее всего, вам не составит труда его найти, но если вы новичок – будьте осторожным! Знаете, я знал таких людей, которые словно не обеспокоены состоянием машины, а именно состоянием этого реле. Я элементарно хочу сказать, что некоторые люди, видя, что их машина не завелась, идут в самые сложные пути( в стартер, детали стартера), но это не верно! Запомните, что если у вас что – то случилось, то начните с самого простого и легкого, а уже потом идите по сложной дороге и проверяйте более сложные детали. Как я и описал ранее, то да, из – за реле машина не заводится, но она также может и не завестись из – за того, что разряжена аккумуляторная батарея ( просто зарядите ее) или она сильно потрепана и уже не функционирует так, как нужно. Обязательно сначала проверьте все эти нюансы. Ваша машина и еще может не завестись из –за этой причины: возможно это произойдет из – за замка зажигания, то есть его контактной группы. Да, на машинах с реле зажиганием это случатся не часто, ведь это реле еще разгружает провода замка зажигания, и получается, что контакты лишь иногда подгорают, но все же, лучше проверьте и это, так будет лучше и надежнее! Следите и за безопасностью! Не забывайте ни о каких мерах осторожности ( к примеру выше я рассказал, как можно защитить себя и машину от повреждения проводки, но это далеко не единственная мера)! Новичкам я советую делать все очень аккуратно, осторожно и с особой внимательностью, так как нечаянно можно повредить и другие детали! Ну, а я желаю всем хороших путей, и чтобы у вас ничего не ломалось снова!

Проверка состояния

Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.

Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.

Ситуация

Ваши действия

Реле издает щелчки, но якорь не крутится

Если имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта

Демонтаж

С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.

  1. Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
  2. От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
  3. Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
  4. С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
  5. Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
  6. Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет.

Ремонт

Далее перед вами стоит выбора — заменить полностью релюшку или же попробовать ее отремонтировать.

Полноценному ремонту поддается только реле, имеющее разборную конструкцию. Не редко на автомобилях стоит релюшка с неразборным корпусом. Там ремонт также возможен, но только частичный.

Но если вы хотите сэкономить или просто любите повозиться с автомобилем, вполне можно попробовать вернуть к жизни поврежденную релюшку. Для этого мы предлагаем вам подробную инструкцию.

Как проверить втягивающее реле стартера ваз 2109

Разобранный элемент

Если такая мера не помогла, будем разбирать корпус и ремонтировать.

  1. Релюха состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
  2. Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от венца бендикса при отключении питания обмотки релюхи.
  3. Задняя крышка релюшки зафиксирована винтами к корпусу. Потому первым делом снимаем эта крышку, открутив соответствующие крепежные элементы.
  4. У обоих контактных болтов есть по гайке, которые также открутите.
  5. Под гайками вы увидите шайбы. Не потеряйте их, чтобы при обратной сборке вернуть на место.
  6. Отпаяйте оба вывода обмотки, вооружившись паяльником. После чего снимите крышку.
  7. Если на контактах вы обнаружили следы нагара, их можно удалить мелким надфилем.
  8. Под крышкой располагается резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте его на предмет эластичности, целостности. Если кольцо повреждено, износилось, замените новым.
  9. Демонтируйте контактную пластину вместе со штоком.
  10. Плоской отверткой снимите возвратную пружину.
  11. Если пружинка деформировалась, сильно растянулась, ей потребуется обязательная замена. В противном случае изношенная пружина не сможет гарантировать нужный контакт. Как результат, релюшка не отрабатывает должным образом.
  12. Разберите контактную пластину. Чтобы это сделать, нужно снять стопорное кольцо, изолирующую шайбу. После этого пластина сама выпадет из-за давления, создаваемого пружиной.
  13. Извлеките из крышки контактные болты. Зачистите поверхности их контактов. Не редко из-за подгорания контактных поверхностей перестает работать нормально втягивающее реле.

Как проверить втягивающее реле стартера ваз 2109

Контактные болты

  1. Если нагар слишком сильным и простой наждачной бумагой удалить его не получается, не спешите покупать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так соприкасаться они будут уже другой стороной, где нагар отсутствует.
  2. Обмотки реле располагаются в неразборном корпусе. Если они повреждены, вам не останется ничего другого, кроме как целиком поменять релюшку.
  3. Замените все поврежденные и изношенные элементы реле включения, после чего соберите все в корпус обратно. Установите втягивающее реле на место и проверьте, вернулось ли зажигание в норму.

Если реле имеет неразборный корпус, многие рекомендуют его менять. Но при желании можете даже такой агрегат отремонтировать. Для этого нужно развальцевать корпус плоскогубцами, затем отпаять контакты и извлечь крышку. Далее следуйте инструкции, приведенной выше.

Где Находится Реле Стартера Ваз 2109

Замена реле включения стартера на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Реле включения стартера многие подумают сейчас что речь пойдёт о втягивающем реле, на самом деле это не так, всего у стартера имеется два реле один который его включает и второй который выдвигает бендикс и толкает его шестерню на шкив коленчатого вала (Второе это то самое втягивающее реле), при выходе из строя первого (Случается редко в основном из-за перегрузок на него или из-за неисправной проводки) стартер вы уже никак не запустите и в связи с этим машина не заведётся, при выходе из строя второго же, будет немного другая ситуация, а именно машина может так же не заводиться и щёлканье будет происходить в момент поворота ключа, но это ещё более менее можно сказать а вот если данное реле выйдет из строя полностью и не будет возвращать бендикс в своё обратное положение то произойдёт следующее, при повороте ключа стартер начнёт крутить двигатель у автомобиля и в итоге он заведётся, но когда вы вернёте ключ после того как двигатель завёлся в обратное положение то бендикс у стартёра назад не выйдет (Втягивающее реле вить не работает) и за очень короткий срок стартер придёт в негодность.

Чтобы поменять реле которое отвечает только лишь за включения стартера, нужно запастись: Только одним гаечным ключом «на 8», по больше степени больше вам и ничего не нужно брать но разве что ещё один гаечный ключ чтобы на всякий случай клемму минус с АКБ скинуть!

Где находится реле включения стартера?

В моторном отсеке он располагается и прикреплён он там к кузову автомобиля при помощи одной единственной гайки, на сделанном фото ниже данное реле указано красной стрелкой, а синей показан воздушный патрубок за которым данное реле то и располагается.

Когда нужно менять реле включения стартера?

Бывают некоторые люди либо плохо знают электрическую часть у своего автомобиля, либо просто никогда не смотрят на данное реле (Мол оно вечно и никогда не ломается), просто мы хотим сказать что очень многие люди когда видят что их автомобиль не заводиться с ключа лезут сразу в стартер, снимают в начале его, потом заменяют на нём детали, на будущее запомните, всегда надо начинать с малого и легко доступного и только потом идти к тяжело доступным вещам и уже их проверять и менять в случае выявлении неисправности.

Самостоятельная проверка

Чтобы провести самостоятельную проверку работоспособности втягивающего реле, изначально необходимо проверить сам стартер. Схема довольно проста. Первым делом поверните в ключе зажигания ключ и попробуйте завести машину. Если стартер не работает, вы услышите специфический звук, похожий на щелчок. Это значит, что именно в реле затаилась неисправность.

Не разбирая и не демонтируя стартер, вы можете самостоятельно проверить механизм устройства. Для этого перемкните на задней панели тягового реле два контакта (они имеют вид медных болтов). Если устройство придет в движение (закрутится), то проблема во втягивающем.

Помните, что при самостоятельной разборке и починке автомобиля, вам стоит быть внимательными и аккуратными. Придерживайтесь инструкций чтобы не усугубить поломку и не получить травмы.

Причины и решения проблемы

Можно разделить все неисправности условно на две категории:

  • поломка кроется в стартере и втягивающем реле;
  • якорь стартера крутится, а реле щелкает;

Самая распространенная причина неработоспособности реле – это то, что места пайки провода к клемме утерян контакт. Перед тем как разобрать устройство, попробуйте просто пропаять эти места паяльником – проблема решается. Ну а если стартер все же не работает, то реле придется разобрать. Иногда сгорает катушка, создающая электромагнитное поле. Банальная замена старого провода на новый устраняет неполадку, для этого достаточно просто перемотать катушку своими руками.

Во втором случае, когда вы слышите щелчки, но стартер не вращается, попробуйте перемкнуть отверткой с прорезиненной ручкой клеммы на реле втягивающем. Сделав это, якорь стартера запустится и начнет крутиться, вы легко поймете это по характерному звуку. В этом случае поломка кроется в неспособности реле пропускать электрический ток через себя. При работе соблюдайте осторожность, ведь вы в зоне электромагнитной активности, вас может ударить током.

По каким причинам реле стартера может выйти из строя?

Чаще всего поломка данного устройства вызывается подгоранием его контактов. Явления весьма распространенное, обусловленное тем, что через реле проходит ток с большой силой (от 80 до 300 А). Из-за этого может образоваться искровой промежуток, который и становится причиной подгорания контактов. Это в свою очередь приводит к малой проводимости электрической энергии.

Фото контактов реле стартера ВАЗ 2109, kakprosto.ru

Также нередко на втягивающем реле отмечается обрыв обмотки. В тех случаях, когда такая беда случается в середине обмотки, водителю ничего не остается, как купить и установить новое устройство. А вот, когда обрыв возникает в зоне спайки обмотки и контакта, ситуацию можно исправить, заменив поврежденный участок.

На фото - втягивающее реле стартера ВАЗ 2109, masteravaza.ru

Когда дело в стартере

Если после проведенных действий стартер продолжает молчать, значит, он поломан. Чтобы его отремонтировать, вам необходимо разобрать втягивающее реле. Но как это сделать, если сам механизм не предназначен для разборки? В реле старого образца нужно открутить один или два винта, отпаять проводки, которые идут вовнутрь устройства.

Современные устройства неразборные, и для того чтобы открыть заднюю панель, вам придется развальцевать металлический корпус механизма. Развальцовку можно выполнить крупной отверткой или плоскогубцами. После этого нужно снять крышку. Чтобы отремонтировать, зачистите обгоревшую контактную пластину, поверхности болтов от нагара до блеска. Чем качественнее зачистите, тем дольше вам прослужит реле.

Конечно, разумнее и безопаснее будет обратиться на ближайшую СТО, но по ряду причин водители порой ремонтируют автомобиль самостоятельно. Экономия средств и времени требует предварительной подготовки, определенных знаний в ремонте машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *