Зачем нужна кнопка A/C в автомобиле?
Постепенно уходит в прошлое время, когда водитель для спасения от жары в салоне открывал окна в автомобиле. Хотя остались ещё немногие автовладельцы, предпочитающие свежий воздух вместе с влетающей во внутреннее пространство авто пылью, насекомыми работе кондиционера. Основная масса автолюбителей делают комфортной температуру в салоне путём элементарного нажатия на кнопку А C, включения устройства, являющегося неотъемлемой частью системы климат-контроля.
Что значит A C в машине
В нашей статье рассмотрим, А С что это такое в машине, расскажем вкратце о конструкции этого узла, его предназначении и особенностях работы.
Что такое A/C
Для начала ответим на часто встречающийся вопрос начинающих автолюбителей, что значит A C в автомобиле. Расшифровка A/C в автомобиле простая. Это первые буквы английского выражения air conditioner, означающее в переводе «кондиционирование воздуха».
Что означает A C в машине
Поскольку английский язык считается международным, то у производителей машин принято обозначать таким образом кнопку включения кондиционера, AC.
Однако не все компании, выпускающие авто, придерживаются такого правила. К примеру, российские фирмы на своих моделях машин наносят на клавиши символ снежинки, говорящий об охлаждённом воздухе. Также можно встретить на кнопке вместо букв A/C значок круга. Кнопка АС в автомобиле размещается в различных местах панели приборов.
A C что это
Общим для неё является лишь один фактор – она должна быть в пределах досягаемости для водителя.
Принцип работы кондиционера
Напомним вкратце принцип работы системы по охлаждению воздуха в салоне авто.
Конструкция этого узла состоит из следующих деталей:
- Компрессора.
- Испарителя.
- Осушителя.
- Конденсатора.
- Терморегулирующего вентиля (ТРК).
- Трубопроводов.
- Электрических компонентов.
Что означает А С в машине
В качестве рабочего тела, забирающего тепло из салона и отдающего прохладу используется, как правило, хладагент, фреон.
Система функционирует в циклическом режиме, выглядит это таким образом:
- Под действием компрессора, создающего давление в системе, фреон нагревается и поступает по магистрали к конденсатору.
- В этом месте тепло забирается у хладагента, вещество превращается в жидкость.
- Фреон в жидком состоянии продолжает своё движение по трубопроводу подходит к осушителю, на котором производится отдача влаги.
- Хладагент перемещается дальше и доходит до ТРК. На данном участке давление в магистрали ослабевает, фреон трансформируется в газ.
- Поступая на испаритель, хладагент принимает тепло, и в таком состоянии продолжает движение по контуру.
- Финишный этап – фреон по магистрали проходит через компрессор, цикл завершается, начинается новый круг.
Что значит кнопка A C в машине
Воздух, необходимый для охлаждения салона машины, поступает в него через воздуховоды системы.
Что даёт нажатие кнопки A/C
Как мы уже отметили, это устройство для охлаждения воздуха в салоне, также как отопитель, входит в узел климат-контроля машины. В отличие от самой системы кондиционер включается автономно с помощью кнопки A/C в автомобиле.
A C в автомобиле что это
Повторное нажатие переводит устройство в положение «A/C off», что означает выключение кондиционера.
Перейдём к обязанностям системы кондиционирования. С помощью этого узла автомобиля и кнопки A/C можно:
- Сделать воздух в салоне машины комфортным, прохладным, для поездок в жаркую погоду.
- Убрать излишки влаги из салона. Работа этого устройства осушает воздух. Такое свойство нужно использовать во время ненастной погоды в любое время года. Нажав кнопку А С на панели авто, водитель сможет улучшить видимость: исчезнет запотевание, вернётся обзорность необходимая для безопасного движения. Отметим, что клавишу A/C на панели авто следует нажимать в режиме рециркуляции. В этом случае воздух не забирается извне, а циркулирует по кругу.
А С в машине что значит
- Также режим рециркуляции должен быть задействован для удаления из внутреннего пространства автомобиля неприятного запаха.
Кнопка А С в автомобиле что это значит
Не все автовладельцы понимают, зачем нужна кнопка А/С, если машина оборудована климат-контролем.
Зачем A/C при климате-контроле
Активация кнопки А/С при работе системы климат-контроля в автомобиле автоматически запускает процесс рециркуляции. Такая работа препятствует проникновению тёплого воздушного потока из окружающей среды, разрешает сохранить комфортные условия в машине. Сама процедура охлаждения салона производится быстрее.
При отключённой клавише A/C в авто, работающей в системе климат-контроля, будет осуществляться проветривание внутреннего пространства за счёт воздуха, приходящего по впускным магистралям извне. Вполне понятно, что температура такого проветривания напрямую будет зависеть от уличной погоды. К примеру, если за бортом – +30°C, то внутри автомобиля меньше градусов никак не будет.
Что означает кнопка А С в автомобиле
Автономное включение А/С в машине необходимо для отдельных случаев, несвязанных напрямую с температурным режимом в салоне.
О нивелировании запотевания на стёклах автомобильных дверей мы уже упомянули. Также прямое включение A/C в машине поможет в осенне-зимний период:
- Понизить влажность внутри машины.
- Высушить чехлы на креслах, одежду.
- Убрать сырость с автомобильных ковриков под ногами водителя и пассажиров.
- Препятствовать образованию льдинок на тех же ковриках зимой.
- Подсушить, убрать с торпедо мокрые разводы.
Как видно из перечисленного, у кнопки А/С есть много работы в любое время года, не только летом.
Также отметим такую важную роль A/C в продлении срока службы системы кондиционирования. Производители автомобилей предписывают владельцам моделей регулярно включать кнопку А/С в машине при длительных простоях, запустив при этом систему в работу. Это необходимо для поддержания компонентов узла в рабочем состоянии, поможет продлить срок службы.
Работа А/С летом и зимой
В летнее время, чтобы получить во внутреннем пространстве авто приемлемых для поездки условий, требуется включать А/С в машине с климат-контролем.
Алгоритм действий в тёплый сезон будет таким:
- Включение климат-контроля.
- Активация функции «Авто».
Что значит кнопка А С в машине
- Проверка по светящемуся светодиоду, установленному на кнопке A/C, рабочего состояния кондиционера.
AC в машине что это значит
- Настройка нужного температурного режима.
Изменения в температурном режиме устройства по охлаждению воздушного пространства производятся вручную.
В холодную погоду летом клавишу A/C можно отключить за ненадобностью.
Есть группа автовладельцев, которые против работы, даже кратковременной, зимой. Их возражения основаны на том, что в холодные месяца в климате-контроле работает только система отопления. При включении дополнительно клавиши А/С возрастёт расход топлива, а также снизится мощность силовой установки. Однако отметим, что регулярное включение даже на короткое время увеличивает рабочий ресурс кондиционера. Система смазывается маслом, не работает «на сухую».
Что означает A C в автомобиле
Эксплуатация системы кондиционирования в зимнее время имеет свои особенности. При минусовых температурах компрессор может не включиться, в частности, в моделях немецкого концерна VAG при температуре за бортом чуть выше нуля (+3 – +4°C) компрессор не получится запустить в работу.
Что такое A C в машине мы уже разобрались, но как активировать в кнопку AC в автомобиле для смазки маслом деталей системы?
В этом случае есть два варианта:
- Основательно прогреть машину, немного прокатиться на ней, и уже потом попробовать активировать устройство.
- Выполнить запуск в тёплом гараже, такой подземной парковке и т.д.
Что значит кнопка A C в машине
Проверить, что система пришла в действие на современных моделях автомобилях можно только по температуре воздушного потока из воздуховодов.
в чем отличия радиаторов
всем привет, подскажите пожалуйста в чем отличие радиаторов с AC и без, сталкивался уже с этим но не придал значения, даже звонишь когда в магазин задают вопрос с кондиционером авто или без, не могу понять какая разница для кондиционера стоит отдельно радиатор, так же и в инет
магазинах пишут с кондиционером и без, хочу взять такой Артикул: LRc 05470 OEM, на сколько бюджет позволяет, запаивать тоже отговорили
встал как родной
Кнопка A/C в автомобиле — что означает?
Кнопка A/C обычно находится на панели управления климатической установкой. Рядом с ней, как правило, находится регулятор вращения вентилятора, а также клавиши выбора направлений потока воздуха. A/C означает дословно Air Conditioner, то есть «воздушный кондиционер».
При ее нажатии система кондиционирования оживает и начинает охлаждать воздух в салоне автомобиля — в этом случае на клавише загорается небольшая лампочка. При повторном нажатии кнопки система охлаждения отключается, блок управления переводит заслонки на печку, и поток воздуха идет в обход кондиционера.
В климатических установках, которые могут менять скорость воздушного потока и его температуру, кондиционер включается автоматически без вмешательства водителя. Кнопка A/C там тоже присутствует и она совмещена с клавишей Auto, запускающей автоматический режим работы системы, при котором воздушные потоки из печки и от кондиционера смешиваются таким образом, чтобы обеспечить заданную температуру в салоне.
Кнопка A/C активируется при нажатии клавиши Auto. Однако при повторном нажатии кондиционер выключается — тогда формирование температуры происходит за счет смешивания нагретого воздуха от печки с потоком забортного воздуха.
Из чего состоит кондиционер?
Система охлаждения воздуха состоит из нескольких основных элементов:
- Компрессора, который сжимает хладагент
- Конденсатора (радиатора кондиционера)
- Ресивера-осушителя, где происходит фильтрация хладагента
- Испарителя, в котором жидкий хладагент превращается в пар с выделением холода
- Трубопроводов
- Вентилятора охлаждения
- Датчиков давления и температуры
- Терморегулирующего вентиля
Как работает кондиционер?
Кондиционер функционирует за счет перехода рабочей жидкости из газообразного состояния в жидкое и наоборот. В качестве рабочего тела используется газ фреон. Дело в том, что сжиженный фреон может вскипать при температуре -40 градусов. Однако если давление повышается, то сжиженный фреон кипит на -9 градусах и выше. Если жидкость под давлением впрыснуть в обычную колбу при комнатной температуре, то фреон кипит с поглощением тепла из окружающего воздуха. Благодаря этому эффекту и работает кондиционер.
Компрессор, который приводится в движение за счет ременной передачи от мотора, обеспечивает циркуляцию фреона и масла через систему. В компрессоре создается давление, фреон сжижается и поступает по трубам к конденсатору. Температура жидкого хладагента составляет в этот момент около 60 градусов. В конденсаторе он охлаждается за счет потоков набегающего воздуха или за счет работы вентилятора, если автомобиль неподвижен. Однако этого недостаточно, чтобы вновь превратить жидкость в газ.
Что это значит радиатор с а с
Биметаллические радиаторы: зачем в них сочетают два металла и как при покупке не нарваться на «копию»?
Биметаллические радиаторы пользуются сегодня у потребителей большой популярностью. Это высокоэффективные отопительные устройства, которые имеют элегантный лаконичный дизайн, прекрасно вписывающийся в современную интерьерную стилистику. На что нужно обратить внимание, чтобы под видом такой батареи не приобрести прибор, похожий на нее только внешне?
Суть конструкции биметаллических радиаторов отражена в самом их названии. Изделия состоят из двух частей — внутренних труб, по которым течет теплоноситель, и внешнего кожуха, обеспечивающего теплообмен с наружной средой. Трубы изготавливают из нержавеющей стали или из меди. Эти материалы в полной мере отвечают главному требованию к отопительным трубам, а именно — обладают стойкостью к гидроударам и избыточному давлению в системе, а также к химической коррозии в условиях высоких температур. Корпус радиаторов делают из алюминия: он быстро нагревается и отлично проводит тепло; коэффициент теплопроводности у него 230 Вт/(м‧⁰С). Для справки: у чугуна данный показатель составляет примерно 60 Вт/(м²‧⁰С), у стали — 50 Вт/(м²‧⁰С).
Монолитные или секционные?
Внешняя и внутренняя части биметаллических радиаторов соединяются путем заливки алюминия в специальные формы, куда помещен стальной (медный) сердечник. Операция производится под высоким давлением. Таким образом может быть изготовлена как единая монолитная конструкция, так и сборная секционная.
В первом случае теплообменный корпус отливают по уже готовому сварному коллектору, получая батарею, в которой потенциальные места протечек, за неимением стыков, отсутствуют как таковые. Радиаторы второго типа собирают из отдельных секций, скрепляя горизонтальные участки труб стальными ниппелями через термостойкие (до 200⁰С) уплотнительные кольца. Недостатки подобных моделей очевидны: монтажные узлы чувствительны к качеству теплоносителя и скачкам давления в системе, что может привести к появлению очагов коррозии на алюминиевом корпусе и протечкам. Однако сборные радиаторы ремонтопригодны и позволяют без проблем заменить вышедшую из строя секцию, а вот при неполадках с монолитными устройствами сделать это будет невозможно. Впрочем, срок службы последних, по утверждению производителей, составляет до полувека, а залогом их надежности является сама литая конструкция. Для сравнения: рабочее давление у некоторых «монолитов» может достигать 100 атм, а у секционных приборов оно находится в пределах 16–35 атм (правда, и этих значений с запасом хватает как для городских, так и для автономных систем отопления со штатным давлением порядка 14 и 10 атм соответственно). Эксплуатационный ресурс сборных радиаторов тоже немалый — 25–30 лет.
Стоят неразборные радиаторы дороже, чем разборные, но для установки в городские системы отопления следует предпочесть именно их — как более выносливые и лучше приспособленные к экстремальным условиям эксплуатации (нестабильный напор, гидроудары и пр.). Что касается возможности сократить или увеличить количество секций для корректировки тепловой мощности радиатора, то это безусловное преимущество секционных моделей. При покупке же «монолита» необходимо уже заранее точно определиться с требуемой мощностью прибора. Сделать выбор будет несложно, поскольку рынок предлагает широкий ассортимент изделий с различными типоразмерами и характеристиками.
Черный радиатор Royal Thermo BILINER 500 Noir Sable, 12 секций. Размер 574 х 971 х 87 мм, мощность 2060 Вт, вес 22 кг. Цена от 9000 руб.
Радиатор Rifar Monolit 500, 10 секций. Размер 577 х 800 х 100 мм, мощность 1960 Вт, вес 21 кг. Цена от 8800 руб.
Радиатор RADENA BIMETALL CS150, 8 секций. Размер 241 х 592 х 120 мм, мощность 960 Вт, вес 7 кг. Цена от 4400 руб.
Радиатор Global Style Extra, 10 секций. Размер 566 х 810 х 80 мм, мощность 1730 Вт, вес 18,7 кг, антифриз + вода. Цена от 8400 руб.
Радиатор RIFAR SUPReMO, 14 секций. Размер 575 х 1120 х 90 мм, мощность 2828 Вт, вес 30,8 кг, вода + масло + антифриз. Цена от 13020 руб.
Черный радиатор Royal Thermo pianoforte, 12 секций. Размер 591 х 971 х 100 мм, мощность 2270 Вт, вес 26,4 кг, вода + масло + антифриз. Цена от 13 320 руб.
Радиатор Sira RS Bimetal 500, 6 секций. Размер 480 х 572 х 95 мм, мощность 1194 Вт, вес 11,52 кг, пар + вода + масло + антифриз. Цена от 5300 руб.
Радиатор Royal Thermo PianoForte Tower Silver Satin, 22 секции. Размер 1760 х 591 х 100 мм, мощность 3982 Вт, вес 48,4 кг, вода + масло + антифриз. Цена от 5300 руб.
Как рассчитать нужное количество секций?
Общий принцип таков: на 1 м² обогреваемой площади требуется 100 Вт тепла. Вычисляем площадь помещения (S), узнаем в паспорте радиатора удельную мощность одной секции (P; в среднем 120–190 Вт) и определяем нужное число секций (N) по следующей формуле:
N = S × 100 / P
При этом для комнат, имеющих сложную конфигурацию, панорамное остекление или, например, две выходящие на улицу стены, предусмотрены поправочные коэффициенты, приводимые, в частности, в специальных калькуляторах. Кроме того, в них учитываются такие факторы, как ориентация помещения по сторонам света и относительно розы ветров, климатические особенности местности, качество утепления дома и т. п. Если расчеты вызывают затруднения, всегда есть возможность обратиться за помощью к продавцу-консультанту, главное — перед походом в магазин сделать соответствующие замеры и быть готовым сообщить необходимые сведения о постройке.
К слову, есть еще один, очень простой способ узнать, сколько обогревательных секций понадобится для помещения. Он подходит в том случае, если вы выбрали модель со стандартным межосевым расстоянием 500 мм и с теплоотдачей 180–190 Вт с одной секции. Нужно площадь (допустим, 15 м²) разделить на два. Округляем результат и получаем число 8 — столько секций должно быть у радиатора. Поправка на теплопотери через большие окна, слабое утепление и т. п. условно составляет 10%.
Биметаллические радиаторы подходят для установки как в централизованную, так и в автономную систему отопления. При этом в загородных домах, где в качестве теплоносителя используется антифриз, имеет смысл применять устройства с медным сердечником. Этот металл полностью исключает возможность химической реакции с каким-либо из компонентов незамерзающей жидкости
Критерии выбора
1. Главный критерий выбора биметаллических радиаторов — материал их изготовления: «начинка» должна быть сделана исключительно из нержавеющей стали или меди, а корпус — из алюминия. Дело в том, что, если при покупке прибора не вдаваться в эти подробности, есть риск приобрести так называемую полубиметаллическую батарею, значительно уступающую «оригиналу» в надежности и долговечности. В таких устройствах вертикальные трубы могут быть выполнены из нержавейки, а горизонтальные из алюминия, или наоборот. В итоге радиатор проявит все недостатки, присущие чисто алюминиевым моделям, как то: невысокая стойкость к перепадам температур, боязнь гидроударов и скачков давления в системе, подверженность коррозии. Помимо того, комбинация двух металлов при изготовлении сердечника вызывает еще одну проблему: из-за разницы температурного расширения материалов в соединительных узлах велика вероятность возникновения течей. По виду отличить полубиметаллические радиаторы от настоящих биметаллических невозможно. Благодаря этому сходству, они и привлекают покупателей более низкой ценой. Кстати, не обмануться с выбором поможет вес изделия: батарея с целиком стальным сердечником будет гораздо тяжелее той, у которой он частично сделан из алюминия.
2. Также следует обратить внимание на давление, при котором прибор проходил опрессовку, — оно должно быть достаточным для того, чтобы радиатор спокойно выдерживал пиковые нагрузки в отопительной системе. Так, для установки в централизованную теплосеть можно смело использовать батареи, опрессованные при давлении в 35 атм. Максимальная температура теплоносителя для биметаллических радиаторов составляет от 90 до 135⁰С, в зависимости от модели, при этом в реальности теплоноситель в системах не всегда нагревается даже до нормативных 70⁰С.
Биметаллические радиаторы отличаются лаконичным дизайном, имеют обтекаемые формы и плавные линии выступов, у них нет деталей, о которые можно пораниться. Цветовые решения — от ослепительно-белого и оттенка слоновой кости до благородного серого и глубокого графита
3. В качественных изделиях толщина стенок стальных или медных труб должна быть не менее 3–3,5 мм, а толщина ребер оболочки — не менее 1 мм, в противном случае радиатор будет обладать небольшой механической прочностью и пониженной теплоотдачей. Если при попытке согнуть ребро пальцами оно легко поддается усилию, а то и вовсе норовит дать трещину, значит, для кожуха использовался некачественный сплав, и прибор может быть испорчен при любом ударе. Для увеличения теплоотдачи модели некоторых марок снабжаются дополнительными ребрами.
4. Специалисты рекомендуют выбирать секции с шириной и глубиной ребер не менее 80 мм — это оптимальные параметры для наибольшего теплообменного эффекта.
5. При покупке сборно-секционной модели постарайтесь оценить качество монтажных ниппелей и прокладок. Первые должны быть сделаны из высокопрочной стали и иметь безупречную резьбу (без задиров, перекосов и т. п.), а вторые, обычно изготовленные из каучука или силикона, — обладать средней жесткостью и хорошей эластичностью.
6. Важные установочные характеристики радиатора — межосевое расстояние между входным и выходным отверстиями (оно может составлять 200, 300, 350, 500 и 800 мм), а также предусмотренные конструкцией прибора схемы подключения к теплосети. Особо отметим, что при всей простоте монтажа, с которым, точно следуя инструкции, потребитель может справиться самостоятельно, некоторые производители разрешают только профессиональную установку своего оборудования, оговаривая это условие в гарантийных документах.
Если расчеты показывают, что для помещения требуется радиатор с десятью или более секциями (к примеру, оно расположено в старом доме, или на первом этаже, или просто велико по размеру), то такой прибор рекомендуется подключать по особой схеме. В противном случае из-за большой протяженности канала, по которому протекает теплоноситель, оборудование будет работать с пониженной теплоотдачей. Проблему решают путем диагонального соединения верхней подводящей трубы с нижней отводящей, что позволяет добиться расчетной эффективности отопления.
7. Обратите внимание, на каких теплоносителях может работать радиатор. Одни модели допускают применение любой жидкости с разной степенью химической агрессивности; другие, кроме воды и антифризов, предполагают также использование пара и масла, а третьим нужна только специально подготовленная вода с определенным уровнем pH.
Недостатки и/или достоинства?
Биметаллическим радиаторам обычно «вменяют в вину» малое сечение труб, из-за чего они могут быстро засоряться присутствующими в воде твердыми взвесями. Однако справиться с этой проблемой (а к тому же и предотвратить преждевременный выход агрегата из строя) можно с помощью простого фильтра механической очистки, установленного на входе. Зато если радиатор оснащен терморегулятором, то за счет того же небольшого диаметра каналов корректировка температуры будет происходить за считанные минуты.
Пожалуй, действительно «слабым звеном» комбинированных приборов, как ни парадоксально, является сама «двойственность» их конструкции. По причине разного температурного расширения у составляющих их металлов и возникающего между ними трения со временем радиаторы начинают издавать скрипы. Однако у качественных изделий это не должно приводить к снижению прочности и ухудшению теплообмена.
Что же касается высокой стоимости биметаллических радиаторов по сравнению с их алюминиевыми, стальными и чугунными «конкурентами», то надежность, долговечность и эффективность этих устройств, несомненно, оправдают понесенные расходы.
Гладкие поверхности биметаллических радиаторов и отсутствие в их конструкции труднодоступных полостей и «карманов» делают уход за приборами удобным и необременительным
Точка автозакипания: как выбрать автомобильный радиатор
Радиатор — это устройство для рассеивания в воздухе избыточного тепла — проще говоря, воздушный теплообменник, необходимый для поддержания определённого температурного режима. Радиатор охлаждения двигателя, к примеру, состоит из верхнего и нижнего бачков, а также рабочей части, в которой и происходит охлаждение жидкости. Жидкость, поступающая в радиатор из водяной рубашки двигателя, охлаждается в нём до приемлемой температуры, после чего возвращается в двигатель. Рабочая часть радиатора изготавливается из лёгких металлов, которые имеют хорошую теплопроводность и обеспечивают эффективное охлаждение жидкости.
Как устроен радиатор?
Рабочую часть составляют плоские металлические пластины либо согнутые в гармошку ленты, которые пронизывают полые трубки, соединяющие верхний и нижний бачки. Таким образом, жидкость проходит через рабочую часть множеством потоков, в результате чего увеличивается площадь и интенсивность охлаждения. Патрубки радиатора соединяют бачки непосредственно с водяной рубашкой двигателя, а жидкость в систему охлаждения заливается через горловину, расположенную на верхнем бачке радиатора, либо через расширительный бачок, соединенный с радиатором пароотводящим шлангом. Принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в следующем. Водяной насос обеспечивает систему непрерывной циркуляции жидкости, благодаря чему омываются стенки цилиндров и головки блока, отводя избыточное тепло.
Нагретая жидкость направляется по патрубкам в радиатор, в котором обеспечивается рассеивание тепла в окружающую среду. После этого охлаждённая жидкость возвращается в водяную рубашку охлаждения мотора и цикл повторяется. Как правило, чтобы повысить эффективность работы системы охлаждения, перед радиатором устанавливается вентилятор, который нагнетает воздух на его поверхность и ускоряет процесс теплообмена. Обычно вентилятор имеет электропривод, который запускается автоматически по сигналу датчика температуры охлаждающей жидкости.
Какие бывают радиаторы?
В конструкции автомобиля существует несколько типов радиаторов, отличающихся по назначению:
- Радиаторы масла обеспечивают охлаждения моторного и/или трансмиссионного масла (с целью снижения его текучести). Бывают водо-масляные и воздушно-масляные — в зависимости от принципа отвода тепла
- Радиаторы охлаждения предназначены для теплообмена охлаждающей жидкости с окружающим воздухом и поддержания оптимальной температуры двигателя
- Радиаторы отопления предназначены для теплообмена охлаждающей жидкости с воздухом внутри салона и поддержания комфортной для пассажиров температуры
- Радиаторы кондиционера обеспечивают теплообмен хладагента системы кондиционирования с окружающей средой
- Радиаторы интеркулера обеспечивают промежуточное охлаждение наддувного воздуха на турбомоторах, повышая тем самым его плотность
- Радиаторы испарителя являются часть системы кондиционирования; они нужны для расширения хладагента и, соответственно, выделения холода в салон автомобиля
Кроме того, радиаторы отличаются и по типу конструкции. Существует три основных типа радиаторов:
- Алюминиевые трубчато-пластинчатые сборные, в которых рабочая часть состоит из круглых трубок, нанизанных на охлаждающие пластины, а бачки сделаны из пластика
- Алюминиевые трубчато-ленточные паяные, в которых рабочая часть состоит из трубок плоскоовального сечения и сложенной в виде гармошки ленты между ними, а бачки сделаны из пластика или алюминия
- Медно-латунные трубчато-ленточные паяные, которые отличаются от предыдущего типа использованием меди вместо алюминия, а бачки сделаны из латуни или пластика
Занимательная эволюция
Однако как современный автомобиль отличается от архаичной самобеглой коляски, так и нынешние радиаторы претерпели значительную эволюцию, чтобы превратиться в знакомую нам деталь. Mercedes 35 PS, разработанный в 1900 году, стал первым автомобилем с ячеистым радиатором, который Вильгельм Майбах запатентовал ещё в 1897 году. Его прямоугольная решётка, оснащённая 8070 ячейками с квадратным поперечным сечением 6х6 мм, увеличивала приток свежего воздуха и пропускала 9 литров воды. Кстати, 35 PS стал ещё и первым в истории «Мерседесом»: совладелец компании Daimler-Motoren-Gesellschaft Эмиль Еллинек позаимствовал для новой автомобильной марки имя. у собственной дочери. Наверное, история больше не знает случаев, когда отец не придумал имя своей дочке, а наоборот, «воспользовался» им в собственных интересах. Первые радиаторы появились вместе с первыми автомобилями ещё в конце XIX века. До тех пор, пока двигатели обладали небольшой мощностью, тепло при работе мотора рассеивалось в атмосферу непосредственно от двигателя, но растущая мощность заставила инженеров задуматься о более эффективном охлаждении.
Так появились первые радиаторы, которые, по сути, представляли собой змеевик из гнутой тонкостенной медной трубы, а на рубеже XX века его наделили рёбрами для лучшей работы. Но при дальнейшем увеличении мощности двигателей столь простые радиаторы стали неэффективны, в особенности из-за значительного гидравлического сопротивления. Поэтому в 1913 году появился первый образец пластинчатого паяного медно-латунного радиатора. Чуть позже изобрели конструкцию радиатора, в которой воздух проходил сквозь горизонтальные воздушные трубки внутри бачка.
От трубок к сотам
Количество этих трубок со временем увеличивалось и в итоге получился сотовый радиатор, который был широко распространён вплоть до середины 1930-х годов. Впрочем, были у такой конструкции и недостатки. Сотовые радиаторы довольно трудоёмки в производстве, обладают большими габаритами и массой. Непрерывный рост мощности двигателей и сокращение подкапотного пространства заставляли инженеров придумывать более сложные и компактные конструкции. К примеру, на радиаторах появляются латунные донья, в которые запаивают медные трубки, окружённые стальными пластинами.
Вследствие использования стальных пластин трубчато-пластинчатые радиаторы отличались весьма большим весом, слабым теплообменом, низкой вибрационной стойкостью и повышенной склонностью к коррозии. Как результат, вместо стальных пластин такие радиаторы получили медную ленту, что значительно повысило их теплоотдачу. К тому же, трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы обладали меньшей массой, чем стальные.
Суровый советский алюминий
Сборные алюминиевые радиаторы стали разрабатывать в СССР во время «холодной войны». Медь являлась стратегическим продуктом и конструкторы заменили её алюминием, применяя как паяные, так и сборные конструкции. Первые попытки создания алюминиевых сборных радиаторов были предприняты на Ждановском радиаторном заводе, но оказались не вполне удачными, так как за основу была взята схема с плоскоовальными трубками, которые было тяжело уплотнять на торцах в месте соединения с доньями, из-за чего проект оказался непосильно сложным и дорогим. Вскоре его закрыли, а дальнейшим развитием конструкции стал радиатор из плоскоовальных трубок с закруглёнными концами, что позволило существенно улучшить качество уплотнения.
Тогда советский изобретатель М.С. Курневич решил, что в сборных радиаторах нужно делать трубку круглого сечения на всю длину, но, к сожалению, он ушёл из жизни прежде, чем успел сделать опытный образец. В 1970-х годах появились первые образцы паяных алюминиевых радиаторов, которые, однако, весьма неудовлетворительно справлялись с теплоотдачей, особенно в городском режиме, поэтому вскоре были заменены медно-латунными. Причиной слабой теплоотдачи являлось конструктивное исполнение алюминиевой ленты, шаг которой составлял около восьми миллиметров. Увы, сделать ячейки рабочей части ещё меньше не представлялось возможным из-за ограничений оборудования на производстве радиаторов.
Не такие, как все
Можно сказать, что эволюция автомобильных радиаторов заключалась в повышении их теплоотдачи при уменьшении габаритов и стоимости. Однако при этом история знает несколько довольно интересных экземпляров, которые по тем или иным причинам так и не стали серийными. Таким был, скажем, радиатор для тракторов, на котором крышки бачков фиксировались болтами, что обеспечивало отменную ремонтопригодность. Интересен и «безотходный» алюминиевый радиатор для грузовиков КамАЗ, в котором на охлаждающих трубках с помощью фрезы «ёлочкой» нарезалось оребрение.
Или паяный алюминиевый радиатор отопителя для автобусов ЛиАЗ, который отличался съёмными патрубками в целях унификации. Немецкая компания Porsche еще в 2004 году показала образец алюминиевого сборного радиатора охлаждения с плоскоовальными трубками, у которых площадь контакта воздуха на 30% больше, чем у круглых трубок. Соответственно выше и теплоотдача такого радиатора. И только в 2014 году такие радиаторы были освоены компанией LUZAR в России. Рекордсменом по количеству радиаторов является Bugatti Veyron. В процессе его разработки инженеры столкнулись с необходимостью обеспечить могучему восьмилитровому мотору W16 мощностью 1001 лошадиную силу достойное охлаждение. Ведь уникальный гиперкар должен был не только носиться со скоростью свыше 400 км/ч, но и толкаться в пробках. Получилось это лишь на шестом прототипе, когда количество радиаторов системы охлаждения выросло до. десяти. Для интереса посчитайте количество радиаторов у себя дома — у Bugatti их больше, не так ли? Ничего удивительного: Veyron с его стоимостью в два миллиона долларов стоит явно дороже вашей квартиры. Бывали даже комбинированные радиаторы охлаждения и отопления. При их создании использовались комбинации таких материалов, как медь, латунь, алюминий и сталь. В результате получался сборный радиатор с круглыми алюминиевыми охлаждающими трубками и медными пластинами — согласитесь, довольно экзотическая конструкция.
Радиатор нашего времени
Чтобы посмотреть на современные автомобильные радиаторы, мы обратились в компанию LUZAR (Луганский Завод Автомобильных Радиаторов), которая является российским лидером по производству и продаже радиаторов охлаждения и отопления для отечественных автомобилей, а также активно развивает выпуск радиаторов для популярных в нашей стране импортных машин. Производятся радиаторы на двух площадках: в Санкт-Петербурге и Луганске.
Технологические возможности компании позволяют выпускать радиаторы различных типов — охлаждения и отопления, причём по различным технологиям — алюминиевые сборные трубчато-пластинчатые (технология Sophico), алюминиевые паяные трубчато-ленточные (технология Nocolok), медно-латунные трубчато-ленточные, а также радиаторы модернизированной технологии Sophico с плоскоовальными трубками. LUZAR обладает собственными инженерным, конструкторским и научно-исследовательским отделами, а также испытательными лабораториями, что позволяет осуществлять полный цикл создания продукции от этапа проектирования до серийного выпуска. Вы только посмотрите, как делают эти радиаторы, как тщательно их собирают!
Применение современных технологий и использование продвинутого оборудования позволяет выпускать алюминиевые и медные радиаторы, удовлетворяющие всем мировым стандартам качества. Инженерам LUZAR удалось повысить теплоотдачу радиаторов благодаря применению пластиковых турбулизаторов в трубках. Они образуют завихрения потока охлаждающей жидкости в радиаторе, в результате чего жидкость быстрее отдаёт тепло.
В ассортименте компании имеются следующие радиаторы:
- Сборный радиатор охлаждения и отопления алюминиевой трубчато-пластинчатой конструкции
Изготовление таких автомобильных радиаторов происходит по технологии Sophico. Они состоят из сердцевины, собранной из круглых алюминиевых трубок и пакета алюминиевых пластин, доньев, уплотнительных прокладок и бачков, разделительные пластины в которых обеспечивают циркуляцию жидкости внутри радиатора. Для повышения теплоотдачи внутри трубок радиаторов автомобиля устанавливаются турбулизаторы.
- Паяный радиатор охлаждения и отопления алюминиевой трубчато-ленточной конструкции
Производство таких автомобильных радиаторов происходит по технологии Nocolok, получившей свое название от специального припоя, применяющегося при пайке алюминия. Технология их производства включает этапы сборки сердцевины, флюсования и нанесения припоя, предварительного нагрева, пайки в азотной среде и мгновенного остужения. В результате обработки пакет из плоскоовальных трубок и гофрированной ленты превращается в прочную цельнометаллическую сердцевину, а последний этап производства радиатора — соединение сердцевины с бачками.
- Паяный радиатор охлаждения и отопления медно-латунной трубчато-ленточной конструкции
Такие радиаторы известны большинству автомобилистов как «медные». Они состоят из сердцевины, собранной из медных плоскоовальных трубок и медной ленты, сложенной и спаянной с латунными доньями. Следующим этапом полученный «пакет» соединяется методом пайки с латунными бачками.
- Паяный радиатор кондиционера алюминиевой конструкции
Радиаторы кондиционера обеспечивают теплообмен хладагента системы кондиционирования с окружающей средой. Такие радиаторы представляют собой однорядную конструкцию с алюминиевыми бачками, которая изготавливается по технологии Nocolok.
Неоспоримые преимущества
Но почему радиаторы LUZAR лучше, чем продукция конкурентов? Тут всё просто и потому убедительно. Что важнее всего для радиатора? Его теплоотдача. В радиаторах LUZAR количество трубок, толщина и оребрение как минимум не уступают характеристикам оригинальной продукции, а порой и превосходят её. LUZAR полностью соответствуют требованиям автопроизводителей, ведь они поставляются на конвейер для первичной комплектации многих автомобилей!
Технические характеристики алюминиевых радиаторов отопления, которые нужно учитывать при выборе радиатора
Основные технические характеристики моделей алюминиевых радиаторов отопления – информация, которую желательно знать перед их выбором и покупкой. Наряду с внешним обликом (дизайном) отопительного прибора и его стоимостью, технические данные позволяют сравнить между собой различные модели и подобрать вариант, оптимальный по основным параметрам.
Различают количественные и качественные характеристики алюминиевых радиаторов. Количественные позволяют сравнить отопительные приборы по их массогабаритным параметрам и мощности теплового потока. В свою очередь, качественные характеристики учитывают особенности конструкции и технологии изготовления.
Количественные характеристики
Количественные характеристики должны быть подтверждены в ходе испытаний, результаты которых служат основанием для получения сертификата соответствия. Перечень подтверждаемых характеристик, а также методы и условия испытаний указаны в нормативной документации – российских (ГОСТ) и европейских (EN 442-2) стандартах, либо специально выпущенных и утвержденных технических условиях (ТУ).
Количество секций
Подавляющее большинство моделей алюминиевых радиаторов состоит из отдельных секций. Деление на секции позволяет подобрать прибор необходимой мощности в зависимости от площади отапливаемого помещения.
Пятисекционный алюминиевый радиатор.
Покупатель может приобрести как отдельные секции радиатора, так и готовый отопительный прибор заводской сборки. Как правило, радиаторы заводской сборки включают в себя от 4 до 12 секций. При сборке секций между собой используется ниппельное соединение.
Необходимое для обогрева помещения количество секций определяется по приближенной формуле:
где S – площадь помещения, м2;
P – тепловая мощность одной секции, Вт.
Итальянская компания Global производит сдвоенные модели серии GL/D, имеющие 2 ряда, расположенные симметрично относительно плоскости задней стенки секций. Сдвоенные радиаторы используют, если их нужно установить на расстоянии от стены.
Тепловая мощность (номинальный тепловой поток)
Данный параметр (измеряется в Вт) позволяет определить, сколько секций должен иметь радиатор для обогрева определенной площади.
Отдельные секции алюминиевых радиаторов отопления.
Согласно ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», тепловая мощность определяется при следующих условиях:
- температурный напор (разность между температурами теплоносителя и воздуха в помещении) ΔТ= 70°С;
- атмосферное давление В = 760 мм.рт.ст;
- теплоноситель движется по отопительному прибору «сверху вниз».
Некоторые производители дополнительно указывают тепловую мощность, измеренную при температурном напоре 30°С и 50°С.
Площадь наружной поверхности нагрева
Данная величина включает в себя площадь всех поверхностей радиаторной секции, которые контактируют с воздухом в комнате, включая площадь оребрения. Площадь наружной поверхности обычно составляет:
- для секций с межосевым расстоянием 350 мм – 0,3…0,4 м2;
- для секций с межосевым расстоянием 500 мм – 0,4…0,5 м2.
Геометрические характеристики
Габаритные и монтажные (присоединительные) размеры определяют возможность установки радиатора отопления при конкретных условиях размещения. Также габариты отопительного прибора влияют на его тепловую мощность.
Межосевое расстояние
Межосевым называют расстояние между осями верхнего и нижнего коллектора. Среди выпускаемых серийно радиаторов преобладают модели с межосевым расстоянием 200, 300, 350, 500, 600, 800 мм. Межосевое расстояние 500 мм является наиболее распространенным, а радиаторы данного типоразмера присутствуют в модельном ряде всех производителей. Компания Global производит модели серии Oscar с межосевым расстоянием от 900 до 2000 мм.
Ширина секции
Подавляющее большинство моделей алюминиевых радиаторов имеет ширину секции 80 мм. Реже производят секции шириной 70 мм, 100 мм и других значений.
Глубина
Данная величина определяет монтажное расстояние от оси коллектора до прилегающей стены помещения. Наиболее распространены изделия глубиной 80 мм, но для увеличения тепловой мощности производители в некоторых моделях увеличивают глубину радиатора до 100 мм.
Внутренний объем секции
Один из параметров, определяющих мощность отопительного прибора. Внутренний объем секции (измеряется в литрах) зависит от высоты радиатора, а также формы и площади сечения вертикального канала. Для увеличения внутреннего объема некоторые изготовители производят модели с овальным сечением канала (радиаторы Royal Thermo).
Вертикальный канал овального сечения.
Масса секции
Масса секции включает в себя вес лакокрасочного покрытия, а также усредненную массу прокладок и ниппелей. Иногда в паспорте на изделие указывают удельное значение массы (материалоемкость), которая измеряется в кг/кВт.
Давление
Большинство алюминиевых радиаторов рассчитаны на рабочее давление 16 атм (1,6 МПа). Некоторые модели предполагают эксплуатацию в системах с рабочим давлением 20 и 25 атм (например, Rovall производства концерна Sira Group).
Испытательное (опрессовочное) давление, при котором радиатор не должен разрушаться, должно быть в 1,5 раза выше рабочего. Также производители указывают максимальное (разрушающее) давление, которое обычно составляет 40-60 атм, но не менее, чем в 2 раза выше рабочего.
Температура теплоносителя
Отопительные приборы данного типа рассчитаны на температуру теплоносителя 110°С. Некоторые модели (например, Rifar серии Alum) допускают эксплуатацию при 135°С.
В таблицах 1 и 2 приведены технические характеристики моделей с межосевым расстоянием 350 и 500 мм. В сравнительных таблицах указаны массогабаритные параметры, объем теплоносителя и номинальный тепловой поток секции производства 7 различных компаний.
Таблица 1 — Технические характеристики алюминиевых радиаторов (межосевое расстояние 350 мм)
Rifar
Royal Thermo
Konner
Ferroli
General Hydraulic
Global
Varmega
Таблица 2 — Технические характеристики алюминиевых радиаторов (межосевое расстояние 500 мм)
Rifar
Royal Thermo
Konner
Ferroli
General Hydraulic
Global
Varmega
Модели с межосевым расстоянием 200 мм являются наименьшими по высоте среди алюминиевых секционных радиаторов. Изделия данного типоразмера используются для установки под оконными проемами с увеличенной площадью остекления. Сравнительные характеристики приборов данного типоразмера приведены в таблице 3 и включают в себя данные по изделиям трех производителей.
Таблица 3 — Технические характеристики алюминиевых радиаторов (межосевое расстояние 200 мм)
Varmega
Sira
Konner
Качественные характеристики
Перед приобретением отопительного прибора следует изучить и качественные характеристики различных моделей, показывающие особенности конструкции и технологии изготовления.
Теплоносители
В техническом паспорте на изделие должно быть указано, с какими теплоносителями допускается его эксплуатация. Также может быть указан допустимый диапазон значений водородного показателя (pH) теплоносителя. Если предполагается работа алюминиевого радиатора с незамерзающими жидкостями (антифризами), в его конструкции применяются специальные межсекционные прокладки.
Схемы подключения алюминиевых радиаторов.
Способы подключения
Стандартная секция алюминиевого радиатора имеет верхний и нижний коллекторы, допускающие один из известных способов бокового подключения. Некоторые модели отопительных приборов снабжены коллектором с нижним присоединительным патрубком, позволяющим осуществлять удобное при монтаже коллекторной системы отопления нижнее подключение.
Схема движения теплоносителя при нижнем подключении.
Метод изготовления
Секции могут быть изготовлены литьем под давлением либо методом экструзии. Экструзия представляет собой метод обработки давлением, в результате чего получается заготовка повышенной плотности. Радиаторы, изготовленные данным методом, имеют более высокую прочность, что позволяет выдерживать повышенное давление.
Алюминиевые радиаторы различных типоразмеров.
Алюминиевые секционные радиаторы хорошо зарекомендовали себя в индивидуальных системах отопления, когда домовладелец имеет возможность самостоятельно выбирать вид теплоносителя и контролировать его качество. Такие приборы характеризуются высокими теплотехническими показателями, выигрывая у биметаллических моделей благодаря более низкой стоимости. Технические характеристики алюминиевых радиаторов отопления дают покупателю возможность выбрать лучшую модель среди ряда аналогов.
Статьи по теме:
Электрические конвекторы для отопления частного дома: как правильно выбрать
При выборе системы обогрева дома принимают во внимание много факторов: стоимость оборудования, безопасность, особенности монтажа и обслуживания.
Ремонт масляного обогревателя своими руками
Рассмотрим ремонт масляного обогревателя на конкретном примере.
Конвектор или масляный обогреватель, что лучше и эффективнее?
Для отопления домов и квартир используют различные типы оборудования, в том числе и электрические приборы разной модификации. Это конвекторы.
Обогреватель конвекторного типа: особенности и характеристики
При выборе отопительной системы для любого здания важно понимать принципы работы и особенности рассматриваемого оборудования. Это позволит подобрать наиболее.
Схемы подключения радиаторов отопления: правильный выбор гарантия комфорта
Поговорим сегодня о комфорте и тепле в доме, будь то частный дом, квартира или дача.