Что такое оверхол на вертолете
Перейти к содержимому

Что такое оверхол на вертолете

  • автор:

Техническое обслуживание вертолёта Robinson R44*

Обслуживание и ремонт вертолётов Robinson осуществляется в организациях, сертифицированных Росавиацией (ФАВТ МТ РФ) и аттестованных в Robinson Helicopter Company, перечень которых можно посмотреть по ссылке robinsonheli.com/worldlrs..

Гарантия производителя на вертолеты Robinson R44 составляет два года, либо 1000 часов налёта

Транспортные расходы, связанные с доставкой неисправных деталей при наступлении гарантийного случая, обычно оплачивает собственник ВС, как и выполнение предписаний (сервисных бюллетеней) по доработке вертолётов Robinson R44, поступающих от производителя

Производитель не разрешает никаких доработок, либо изменение конструкции вертолёта Robinson R44, кроме тех, которые исходят от него самого и выполняются персоналом, прошедшим стажировку на выполнение соответствующих работ

Техническое обслуживание вертолетов Robinson R44 Raven I и Raven II выполняется на основании данных производителя, изложенных в следующих документах:

1. Maintenance Manual and Instructions for Continued Airworthiness (Руководство по техническому обслуживанию и инструкции для продления лётной годности) — robinsonheli.com/r44-mm..

2. Illustrated Parts Catalog (Иллюстрированный каталог частей вертолёта Robinson) — robinsonheli.com/r44-ipc..

3. Pilots Operating Handbook (Руководство по лётной эксплуатации) Robinson R44 Raven I — robinsonheli.com/r44.., Robinson R44 Cadet — robinsonheli.com/r44.. и Robinson R44 Raven II — robinsonheli.com/r44-2..

4. Operator’s Manual / Textron Lycoming Aircraft Engines Series O-540, IO-540 (Руководство пользователя по двигателям Lycoming O-540 и IO-540) — robinson-r44.com/docs/lycoming..

Вся эксплуатационная документация RHC периодически обновляется. Для получения обновлений по почте, сервисных бюллетеней и писем нужно обратиться к производителю, либо в организацию, где обслуживается ваш вертолёт

Регламентные работы проводятся по наработке часов, либо по истечению календарных сроков с начала эксплуатации вертолёта (в зависимости от того, что подходит раньше):

— первые 10 часов, первые 25 часов, каждые 50 часов, первые 100 часов, каждые 100 часов, каждые 300 часов, каждые 500 часов, каждые 2200 часов;

— либо каждые 4 календарных месяца, каждые 12 месяцев, каждые 24 месяца, каждые 3 года, каждые 4 года, каждые 12 лет

О стоимости технического обслуживания вертолёта рассказано ниже в блоке про расходы на эксплуатацию Robinson R44

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ ХРАНЕНИИ

Проводится, если простой вертолёта превышает 30 дней.
Перечень проводимых работ по хранению ВС представлен в Textron Lycoming Operator’s Manual (раздел 7) — robinson-r44.com/docs/lycoming..

Проводится в период подготовки вертолёта в осенне-зимний и весенне-летний периоды эксплуатации

По гладкой поверхности вертолёт может перемещаться с помощью съёмных колёс, входящих в его стандартную комплектацию

Для буксировки вертолёта можно приобрести тележку с электроприводом, либо сделать самому — пример, переделанный из обычной рохли, ниже на фотографии. Обсуждение темы доступно по ссылке — http://saon.ru/forum/..

Некоторые работы по обслуживанию вертолета может выполнять пилот при наличии соотв. квалификации с последующим внесением записей в формуляры вертолёта. Информация об этом есть в Руководстве по лётной эксплуатации Robinson R44 (раздел 8)

Назначенный межремонтный ресурс вертолётов Robinson R44 по двигателю и планеру составляет 12 лет, либо 2200 часов налёта (в зависимости от того, что наступит раньше).

Агрегаты, имеющие межремонтный ресурс (могут быть установлены на вертолёт после проведения ремонта в организациях, имеющих лицензию на данные виды работ) *:

Малая авиация России. Обучение на Пилота-любителя. Обсуждение самолётов. Регистрация.

Основные отличия оверхола 12 лет и 2200 час. следующие:
1. Межремонтный ресурс лопастей несущего (ЛНВ) и хвостового (ЛХВ) винтов составляет 2200час./12 лет. Поэтому на обоих оверхолах необходимо их менять.
2. Назначенные (Life Limit) или межремонтные (Time Beetween Overhaul) ресурсы основных агрегатов (см. лист формуляра «Life Limited Pats or overhaul requirements» ) составляет 2200 час. (например, главного редуктора,монтажной рамы, хвостового редуктора и т.д.), кроме хвостовой балки, горизонтального стабилизатора, вала привода ХВ, назначенный ресурс которых 4400 час.
3. Исходя из п.2 при оверхоле 12 лет необходимо обязательно заменить ЛНВ и ЛХВ. Остальные агрегаты продефектировать в соответствии с Maintenance Manual. Плюс подлежат замене некие мелкие компоненты (трубороводы, шланги, ремни и т.д.).
4. При оверхолле 2200 час. обязательной замене подлежат большое количество основных агрегатов. Поэтому необходимо для выполнения оверхола сделать заказ на RHC на поставку кита —
набора основных агрегатов, запчастей и мелких деталей.
5. За счет того, что при оверхоле 12 лет основные агрегаты не заменяются, они должны быть сняты с вертолета и продефектированы в условиях Сервисного центра.
Поэтому объем разборки и сборки при оверхоле 12 лет и 2200час. практически одинаков. Но на 12 годах необходимо дополнительно частично разобрать основные агрегаты и произвести их дефектацию.

В итоге получается, что выполнив ремонт 12 лет, при достижении 2200час. для замены основных агрегатов необходимо выполнить фактически тот же самый объем разборки ( и соответственно сборки).
Поэтому и возникает вопрос целесообразности выполнения послдовательного оверхола 12 лет и 2200 час.
Если разница небольшая (например, уже есть 12 лет, но налет 1800 — 2000 час.), может быть экномически целесообразнее выполнить объем 2200час.
Если календарь 12 лет наступил, а налет 1000-1200 час., выгоднее провести оверхолл в объеме 12 лет.

И необходимо помнить, что межремонтный ресурс двигателя — 2000 час./12 лет (с возможным продлением на 200 час.). Поэтому при любых оверхолах двигатель необходимо менять.

Толкающие пропеллеры и импеллеры

Соосная схема. Зачем вертолетам Камова два несущих винта «Хирунда», Италия «УОСП», Англия FI 282, Германия «Команч» «Эрфокс», Румыния ОН-Х, Япония «Алуэтт» III, Франция «Аллигатор» КА-52 «Омега», СССР

Двенадцатого ноября 1947 года в воздух поднялась первая машина знаменитого советского авиаконструктора Николая Камова — Ка-8 «Иркутянин». Это событие стало началом эпохи вертолетов с соосной схемой расположения несущих винтов.

Россия до сих пор остается единственным государством в мире, наладившим массовое производство этих сложных машин. Камовские вертолеты успешно трудятся на «гражданских должностях», а также служат в частях армейской и морской авиации.

Соосная схема. Зачем вертолетам Камова два несущих винта

О том, для чего нужна соосная схема, а также о ее главных преимуществах и недостатках — в материале.

Без доворота.


0
Первый соосный летательный аппарат КБ имени Камова К-8 «Иркутянин» больше напоминает летающий мотоцикл, нежели привычный для взгляда обывателя вертолет. Во-первых, у него отсутствует фюзеляж. Вся конструкция состоит из стальных труб, закрепленных на двух надувных цилиндрических баллонах. Пилот сидит в небольшом открытом кресле. Максимальная взлетная масса Ка-8 — всего 320 килограммов, длина — 3,7 метра, высота 2,5 метра. Скромны и летные характеристики: «Иркутянин» был способен подниматься на 250 метров максимум и разгоняться до 80 километров в час. Впрочем, за скоростью и высотой при создании «первенца» камовцы не гнались. Настоящим прорывом стали несущие трехлопастные винты, расположенные один над другим. Это конструктивное решение — визитная карточка практически всех вертолетов Ка.


0

Вертолет традиционной схемы в воздухе постоянно доворачивает в ту сторону, в которую вращается его несущий винт. Чтобы компенсировать этот момент, на хвостовую балку машины устанавливают дополнительный рулевой винт, который крутит машину в противоположную сторону. Вертолетам Камова такой привод просто-напросто не нужен. Их несущие винты вращаются в противоположные стороны. Такое решение значительно упрощает механику машины, снижает ее уязвимость. Говорят, что Ка-52 способен совершить посадку даже с отстреленным под корень хвостом.


0

Ка-8 в боях поучаствовать не довелось. Во-первых, он предназначен для связи и разведки. Во-вторых, эта машина была построена всего в трех экземплярах. Впервые широкой публике «Иркутянина» показали на параде в Тушино летом 1948 года. Вертолет поднялся в воздух прямо с кузова грузовика, сделал несколько проходов и благополучно приземлился. Именно тогда им заинтересовалось командование ВМФ, заказавшее Камову проект создания специализированной разведывательной машины. С тех пор вертолеты Ка долгое время оставались флотским «эксклюзивом». Любопытный факт: само слово «вертолет» вошло в обиход именно благодаря создателям Ка-8. Перед тушинским парадом организаторы спросили Николая Камова, как представить его машину публике. Тот подумал и ответил: «вертолет». До этого момента винтокрылые летательные аппараты именовали американизмом «геликоптер».

Конструкция вертолета

Для начала следует познакомиться с термином — авторотация. Это эффект вращения вертолета в сторону, противоположную направлению вращения несущего винта. Таковы законы физики. Вертолеты приходится оснащать дополнительным винтом, расположенным в хвосте, — рулевым. Рулевой винт создает силу, противоположную авторотации и компенсирующую ее. Наличие рулевого винта позволяет вертолету двигаться в нужную сторону, а не крутиться на месте.

винт на хвосте вертолета

Вращающийся на значительной скорости большой пропеллер может серьезно ранить стоящего рядом человека. Повышает безопасность вертолета конструкция со спрятанным рулевым винтом. Она выглядит примерно так, как показано на фото

Схема без хвостового винта

Авиастроители создали вертолет по схеме NOTAR (это сокращение от английского No Tail Rotor, в переводе — «без хвостового винта»). Вместо рулевого винта имеется хвостовая балка, через которую проходит воздух от вентилятора. Он вырывается из хвостового сопла в нужном направлении, компенсируя авторотацию.

Схема без хвостового винта

Вертолеты двухвинтовой схемы

Рулевой винт является самым проблемным узлом современных вертолетов. Во-первых, он опасен и может тяжело травмировать человека, стоящего рядом с вертолетом. Во-вторых, именно от этой «мелочи» полностью зависит работоспособность такой большой и сложной машины, как вертолет. Стоит этому небольшому и хрупкому узлу повредиться — и вертолет превратится в груду неуправляемого металла. Неудивительно, что авиаинженеры пытаются исключить рулевой винт из конструкции вертолета. Одним из путей является создание вертолета с двумя несущими винтами.

Парочка соосных несущих винтов

Парочка соосных несущих винтов

Вертолетная схема с парой несущих винтов, расположенных один над другим, называется соосной (это слово означает, что оси винтов совпадают). Два несущих винта вращаются на одной оси в противоположные стороны, благодаря чему происходит взаимная компенсация эффекта авторотации. Основным мировым производителем вертолетов по такой схеме является российское предприятие «Камов». В частности, в 1997 г. был разработан ударный вертолет «Камов» Ка-52 (на западе его окрестили «Аллигатором»).

Парочка разнесенных несущих винтов

Парочка разнесенных несущих винтов

Еще одной схемой конструирования вертолетов является схема с двумя разнесенными несущими винтами. Термин «разнесенные» означает, что несущие винты располагаются не на одной оси (как в соосной схеме), а в разных местах фюзеляжа. По такой схеме создан тяжелый американский вертолет СН-47 «Чинук» (чинуки — индейское племя). Первые «Чинуки» транспортировали пушки и грузовики в джунглях Вьетнама более полувека назад.

Сложности конструкции

Вертолеты двухвинтовой схемы

Пара несущих винтов — это, безусловно, великолепная идея. Она позволяет исключить такое слабое звено, как рулевой винт. Однако она же привносит в конструкцию новую проблему. Сдвоенный несущий винт намного сложнее устроен, чем одиночный. Поэтому только самые передовые фирмы мира занимаются производством вертолетов соосной схемы.

Легендарный «Ирокез»

Война во Вьетнаме стимулировала создание многоцелевых ударных вертолетов. Самый известный из них — «ирокез» — занимался не только массовой транспортировкой или эвакуацией, но и вошел в историю как первый вертолет непосредственной огневой поддержки войск.

Ирокез ВЕРТОЛЕТ

«Ирокез» стал самым массовым вертолетом в мире. Его огромные потери во вьетнамской войне принесли неплохие деньги: заводы собирали одномоторные вертолеты день и ночь. После войны «ирокез», получив второй мотор, разошелся по всему миру. На нем установлено множество рекордов среди машин такого класса. Всего было построено более 16 тысяч «ирокезов»

Русский винтокрылый «универсал»

Ми-24

Ми-24
В 1971 г. на вооружение Советской армии был принят вертолет Ми-24, созданный в конструкторском бюро еще одного гения вертолетостроения — русского инженера М. Миля. Это уникальная машина, сочетающая качества транспортного и ударного вертолета. До настоящего времени не создано настолько универсальной машины. Ми-24 может с успехом уничтожать танки, штурмовать вражеские укрепления, доставлять грузы, высаживать десант и эвакуировать раненых.

Ударный боец племени апачей

АН-64 «Апач»

АН-64 «Апач»
Создание в России транспортно-ударного вертолета Ми-24 весьма впечатлило военных стран НАТО. В 1982 г. в армию США поступили первые серийные вертолеты АН-64 «Апач» (апачи — племя североамериканских индейцев). На сегодня это один из самых эффективных проектов в области вертолетостроения, настоящая боевая машина XXI в. Он разработан для взаимодействия с наземными войсками на переднем крае в условиях наступательных операций.

«Европеец» под номером 135

вертолет ЕС-135

Вертолет ЕС-135
С 1996 г. совместная франко-германская производит легкий многоцелевой вертолет ЕС-135. Термин «многоцелевой» означает, что эта машина может выступать в различных качествах как на гражданской, так и на военной службе. ЕС-135 применяется как санитарный, поисково-спасательный, полицейский и разведывательный вертолет, также к нему можно прикрепить внешние крылышки с подвесным оружием.

Боевой «немец»

ВО. 105, Германия

ВО. 105, Германия
В годы Второй мировой войны производила отличные боевые самолеты. После войны она вошла в состав концерна, занимавшегося в том числе производством вертолетов. Перед нами — Во-105, легкий многоцелевой вертолет. До 2000 г. было выпущено более 1400 таких моделей. Из них 800 — гражданских модификаций (для полиции, госпиталей и больниц, транспортных компаний) и 600 — военных (разведывательный и ударный варианты).

Работа над ошибками.


0
Прямыми потомками Ка-8 стали вертолеты Ка-10 и Ка-15, созданные на его основе. Первый появился в конце 1948 года и практически не отличался от оригинальной машины. Он получил более мощный двигатель, больший диаметр несущих винтов и радиостанцию. Кроме того, в Ка-10 была предусмотрена система катапультирования, выбрасывающая пилота назад путем складывания спинки кресла. Испытания этой машины были непростыми. Вертолет раз за разом терял винтами воздушный поток. Однажды это привело к трагедии. Летчик-испытатель Михаил Гуров поднял Ка-10 над испытательной площадкой на 200 метров, проверяя, насколько машине хватает топлива на такой высоте. Для этого он вел аппарат на номинальных оборотах. Скорости лопастей оказалось недостаточно, и вертолет упал. Гуров скончался по пути в больницу.


0

Впрочем, со временем Ка-10 довели до ума. В 1951 году приняли решение о строительстве военной версии вертолета. К 1953 году в строю уже было девять машин. Ка-10 удалось успешно посадить на палубу крейсера «Максим Горький» при сильном ветре, что лишний раз доказало преимущество соосной схемы: вертолет практически не болтает даже в шторм. Кроме того, военный вариант машины получил полноценную приборную панель с высотомером, спидометром, компасом, вариометром и указателем оборотов несущих винтов.


0

Ка-15 стал первым вертолетом Николая Камова, пошедшим в крупную серию. Всего было построено 354 машины этого типа. Ка-15 задумывался как противолодочный вертолет, но для нужд флота он получился недостаточно эффективным — сказывалась малая грузоподъемность. В итоге ВМФ разработал необычную тактику боевых троек. Первый Ка-15 нес два гидроакустических буя для обнаружения подлодок. На втором была установлена аппаратура управления и слежения. Глубинные бомбы же устанавливались на третьем. Понятно, что такой подход снижал общий боевой вес Ка-15. К тому же было несколько случаев схлестывания лопастей несущих винтов, что приводило к крушению вертолета. Вряд ли стоит винить в этом конструкторов: соосная схема в то время была малоизведанной областью. Приходилось учиться на ошибках.


0

Такую схему очень сложно реализовать технически, в отличие от традиционного «одновинтового» подхода. Она требует большого объема научных расчетов, математики, глубокого знания аэродинамики. Винты на «камовых» располагаются близко друг к другу. Необходимо продумать, как они влияют друг на друга в полете, отработать все это на практике. С годами наши специалисты достигли очень высокого уровня. В других странах серийных машин такой конструкции просто нет — это наше ноу-хау. На Западе строят лишь какие-то опытные экземпляры, беспилотники, зонды. До массового производства дело так и не дошло.

В выходные мне сделали замечание, что у самолета не лопасти а винт.

Только вот как истинный поклонник вертолетов, я все равно буду называть их лопастями.

Простой пример. При падении у меня отломилась одна лопасть. Ну не говорить же, что у меня отломилось пол винта?!

Ну да ладно, я вообще-то не об этом начал писать…

По дороге с работы заехал в Пилотаж на Теплаке и купил новые винты для ЯК-54.

Взял два разных. Нужно-же начать разбираться, как и на что влияет размер винта.

Еще оказалось, что я у них заслужил скидку в 7%. Так что мне поменяли мою трехпроцентную дисконтную карту на новую. Мелочь, а приятно.

Вот черт возьми. Опять отвлекся от темы. Пишу не о том, о чем хотел…

Хотел-же я написать о том, что после вчерашнего эксперимента с кулером, мне захотелось прочувствовать, что-же такое импеллер. Тем более, мне очень понравилась идея с Tie Fighter Interceptor, которую предложил Стик.

По сути, это вполне реализуемая модель летательного аппарата состоящего из двух, так называемых «вжиков» с одним мотором посерединке.

К тому же ее уже пытались реализовать.

Только в отличии от той, что показана в видеоролике, я попытаюсь избавиться от лишних крылышек и сделать его немного побыстрей.

Подойти к вопросу постройки я решил с преобретения импеллера.

Купить решил тот, что без мотора, так как в дальнейшем думаю поставить в него Scorpion HK-2206-3900 Brushless Motor 3S (3900KV), который на днях у меня появится лишний.

Ну а пока я решил посмотреть, что меня ждет с установкой в него вертолетного мотора.

Первое, что мне прийдется делать с мотором, это сверлить дополнительные отверстия для крепления крыльчатки.

Проверил на все том-же ескаевском моторое. Сгорел бы он что ли уже, а то не дает он мне покоя…

Что бы крыьчатка оделась ровно и не перекашивалась, мотор пришлось обернуть несколькими слоями малярного скотча.

Так как мотор немного короче, пришлось подложить шайбы. Под скорпион прийдется подложить парочку, так как он еще короче.

Видео выкладывать не буду, но поверьте, дури в этом импеллере довольно много и что самое главное, ничего не греется!

Сначала я даже его не удержал и он вместе с приемником и аккумулятором улетел в другой конец комнаты.

Ну вот, теперь предстоит запастись нормальным строительным пенопластом, для изготовления шара, а так-же балльзой, для изготовления крылышек. Еще я думаю мне понадобится много терпения.

aircraft overhaul

Aircraft maintenance — is the technology related to the actions required to maintain (or improve) the airworthiness and the designed in reliability of an aircraft and its systems, subsystems, and components throughout the life cycle of the aircraft. Among some of these … Wikipedia

Aircraft Bluebook — is a digest that identifies and prices more than 3,000 used general aviation aircraft and helicopter model years available in the USA. Coverage includes avionics, airworthiness, common conversions and overhaul usage limits.The digest is available … Wikipedia

Aircraft Repair Plant No 405 — (ARZ 405) was established as aircraft maintenance facility in 1939 and is situated next door to Almaty International Airport. The plant occupies over 70,000 square metres of land with production facilities of 10,000 square metres. It employs over … Wikipedia

Aircraft catapult — An aircraft catapult is a device used to launch aircraft from ships in particular aircraft carriers as a form of assisted take off. It consists of a track built into the flight deck, below which is a large piston or shuttle that is attached… … Wikipedia

330th Aircraft Sustainment Wing — Infobox Military Unit unit name=330th Aircraft Sustainment Wing caption= Emblem of the 330th Aircraft Sustainment Wing dates= 1942 Present country=United States allegiance= branch=Air Force type=Equipment Support role= size= command structure=Air … Wikipedia

Nimitz class aircraft carrier — USS Nimitz (CVN 68) Class overview Name: Nimitz class aircraft carrier B … Wikipedia

Refueling and Overhaul — In the United States Navy, Refueling and Overhaul (ROH) refers to a lengthy process or procedure performed on nuclear powered Naval ships, which involves replacement of expended nuclear fuel with new fuel and a general maintenance fix up,… … Wikipedia

Temco Aircraft — was a former U.S. based aircraft manufacturer located in the Dallas, TX area. They are best known for forming part of what would become a major conglomerate, Ling Temco Vought.Temco was the brainchild of Robert McCulloch, who began his career in… … Wikipedia

Roberts Aircraft — Company was founded in 1939 as a proprietorship by W. Lynn and Jean S. Roberts. In the early years the company was involved in fixed wing operations and was formally incorporated in Nevada in 1953. Lynn Roberts had a long and varied flight career … Wikipedia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *