Шайба (деталь машины)
Ша́йба (от нем. Scheibe ) — деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания бо́льшей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали. Шайбы бывают: круглые, косые, корончатые, пружинные (гровер), стопорные, быстросъёмные, уплотнительные, концевые, сферические и т. д.
Пружинная шайба
Пружинная шайба (гровер (нем. Grower ), шайба Гровера) — металлическая деталь машин и механизмов, в виде разрезанного кольца. Одна из самых распространённых деталей для предотвращения самоотвинчивания резьбовых соединений . Подкладывается между гайкой и крепёжной поверхностью. Применяется в машиностроении и приборостроении в качестве контрящих элементов соединения. Исполнение: нормальное, тяжёлое,особо тяжелое, лёгкое.
Стандарты пружинных шайб;
- ГОСТ 6402-70* — Шайбы пружинные. Технические условия;
- DIN 127 B — Stainless lock washer with smooth ends (пружинная шайба с притупленными кромками);
- DIN 127 A — Stainless lock washer with tang end (пружинная шайба с острыми кромками);
- DIN 128 A — Curved spring lock washers (пружинная шайба выпуклая);
- DIN 128 B — Wave spring lock washers (пружинная шайба волнистая);
- DIN 7980 — High collar spring lock washers, spring steel for socket head cap screws (шайба пружинная для винтов с цилиндрической головкой).
Плоская шайба
Плоская шайба применяется в случае недостаточности площади контакта прилегающей поверхности головки болта с поверхностью детали, либо при опасности повреждения материала детали. Применение шайб возможно также при опасности провала головки болта или элементов механической фиксации резьбового соединения (таких как шайба гровер или корончатая шайба) в отверстие в детали. В остальных случаях применение плоских шайб считается нецелесообразным.
Литература
- Богданов В. Н., Малежик И. Ф., Верхола А. П. и др. Справочное руководство по черчению.. — М.: Машиностроение., 1989. — С. 864. — ISBN 5-217-00403-7
- Под ред. Ишлинский А. Ю. Новый политехнический словарь.. — М.: Большая Российская энциклопедия., 2003. — С. 671. — ISBN 5-7107-7316-6
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Шайба (деталь машины)» в других словарях:
Деталь — У этого термина существуют и другие значения, см. Деталь (значения). Деталь изделие, являющееся частью машины, изготовленное из однородного по структуре и свойствам материала без применения каких либо сборочных операций. Детали (частично… … Википедия
пружина — ы; ж. 1. Узкая упругая металлическая пластина или закрученная спиралью металлическая нить (служащая обычно для приведения в действие механизмов, амортизации ударов и т.п.). Винтовая, кольцевая п. Часовая п. Пружины матраца, дивана. Дверь на… … Энциклопедический словарь
РМ 4-239-91: Системы автоматизации. Словарь-справочник по терминам. Пособие к СНиП 3.05.07-85 — Терминология РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам. Пособие к СНиП 3.05.07 85: 4.2. АВТОМАТИЗАЦИЯ 1. Внедрение автоматических средств для реализации процессов СТИСО 2382/1 Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
определение — 2.7 определение: Процесс выполнения серии операций, регламентированных в документе на метод испытаний, в результате выполнения которых получают единичное значение. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПБ 03-108-96: Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов — Терминология ПБ 03 108 96: Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов: Блок коммуникаций Сборочная единица, включающая трубопроводы, опоры и опорные конструкции под них, средства защиты от внешних воздействий и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Джобс, Стив — Стив Джобс Steve Jobs … Википедия
Список германизмов в русском языке — # А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я … Википедия
соединения — 3.5 соединения: Смеси или растворы, которые состоят из двух или более веществ. Источник: ГОСТ Р 53740 2009: Ресурсосбережение. Упаковка. Специальные требования к минимизации, составу, изготовлению упаковки … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Чем отличаются простые и кузовные шайбы: основные различия
В мире строительства и ремонта используется множество различных деталей и компонентов, в том числе и шайбы. Шайбы служат для увеличения контактной площади между деталями и распределения нагрузки. Среди всех видов шайб выделяются простые и кузовные. Но в чем заключается их отличие?
Простые шайбы представляют собой металлическую пластинку с отверстием в центре. Эти шайбы могут быть разных размеров и толщины, их использование особенно актуально в случаях, когда необходимо обеспечить дополнительную устойчивость соединения. Кузовные шайбы, в свою очередь, имеют специфическую форму и используются при соединении с тонкими листовыми материалами.
Использование неправильного типа шайбы может привести к неожиданным последствиям в виде разрушения соединения, повреждения деталей и даже аварийных ситуаций.
На первый взгляд различия между простыми и кузовными шайбами кажутся несущественными. Однако, правильный выбор нужного типа шайбы является залогом надежности и долговечности соединения. Важно учитывать требования конкретного случая и использовать соответствующий тип шайбы, чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем.
Отличия между простыми и кузовными шайбами
Простые шайбы
Простые шайбы – это наиболее распространенный тип шайб, который устанавливается между гайкой и поверхностью, на которую она устанавливается. Они обычно используются для уменьшения давления на поверхность и предотвращения разрушения материала при затяжке гаек.
- Простые шайбы имеют базовый дизайн без дополнительных конструкционных элементов.
- Они могут изготавливаться из различных материалов, таких как металл, пластик, резина и т. д.
- Простые шайбы могут иметь различные размеры и формы в зависимости от конструкции соединения.
Кузовные шайбы
Кузовные шайбы отличаются от простых шайб тем, что они имеют дополнительный борт, который препятствует провисанию гайки и добавляет дополнительный уровень защиты.
- Кузовные шайбы состоят из двух частей: основной детали и борта.
- Они могут быть изготовлены из тех же материалов, что и простые шайбы.
- Кузовные шайбы имеют определенные размеры и форму, которые предназначены для конкретных типов соединений.
В отличие от простых шайб, кузовные шайбы считаются более надежными и безопасными. Они обычно используются в тех местах, где важна максимальная защита соединения и предотвращение провисания гайки.
Что такое простые и кузовные шайбы
Шайбы – это металлические элементы, предназначенные для упрочнения соединений между деталями. Простые и кузовные шайбы являются одними из самых распространенных видов их применения.
Простые шайбы – это круглые диски с отверстием в центре. Они используются для устранения люфта между головкой болта и материалом, которые скрепляются между собой. Простые шайбы могут быть разной формы и размера, в зависимости от задачи, которую нужно решить.
Кузовные шайбы – это шайбы с широким ободком, который предотвращает проворачивание болта в материале. Они используются для уменьшения давления, равномерного распределения нагрузки и устойчивости соединения. Кузовные шайбы могут быть изготовлены из металлического проката или толстой проволоки.
Оба вида шайб могут быть изготовлены из разных материалов — от обычной стали до нержавеющих или коррозионно-стойких сплавов. Точный выбор типа и материала шайб зависит от условий эксплуатации и требований к соединениям.
Размеры и формы шайб
Шайбы бывают различных размеров и форм. Простые шайбы имеют обычно круглую форму с отверстием в центре. Размеры их могут быть разными в зависимости от используемых деталей. Они, как правило, используются для соединения двух деталей между собой.
Кузовные шайбы могут иметь различные формы: круглую, квадратную, прямоугольную и другие. Они используются, если требуется создать дополнительную устойчивость или силу соединения между деталями.
Важно выбирать правильные размеры и формы шайб, чтобы соединение было максимально прочным и устойчивым. Неправильно выбранные шайбы могут привести к потере силы или ненадежности соединения, что повлечет за собой негативные последствия для работы механизма.
- Простые шайбы обычно имеют круглую форму и отверстие в центре;
- Кузовные шайбы могут иметь различные формы: круглую, квадратную, прямоугольную и другие;
- Размеры шайб подбираются в зависимости от используемых деталей;
- Правильный выбор размеров и форм шайб обеспечивает максимальную прочность и устойчивость соединения.
Для каких задач применяют простые шайбы
Простые шайбы являются одной из наиболее распространенных деталей конструкций и машин. Они используются во многих областях, начиная от автомобильной и механической промышленности до бытовых приборов и водопровода.
Чаще всего простые шайбы используются при креплении гайки или болта, чтобы равномерно распределить давление поверхности крепежа и защитить его от повреждений и износа. Они также могут использоваться в качестве опорных элементов, например, при монтаже конструкций на стене.
Простые шайбы бывают разных размеров и форм, что позволяет использовать их для разных задач. Например, для крепления на металлической поверхности часто используются шайбы с плоской формой, а для защиты древесины — шайбы с зубчатой формой.
В целом, простые шайбы — это недорогие и надежные детали, которые необходимы для правильной установки крепежных элементов и защиты поверхности от износа.
Применение кузовных шайб в автомобилестроении
Кузовные шайбы — это элементы крепления, используемые в автомобильной промышленности для удержания различных компонентов кузова.
Они применяются для укрепления панелей кузова, фар, стоп-сигналов, бамперов и других деталей, которые должны быть крепко закреплены на машине.
Кузовные шайбы могут иметь различную форму и размер, что позволяет их использование в различных типах кузовов автомобилей и обеспечивает герметичность и надежность крепления.
Кузовные шайбы также обладают хорошими антивибрационными свойствами и уменьшают вероятность образования щелей и трещин на поверхностях кузова.
Эти шайбы являются одними из главных элементов крепления кузова и важны для безопасного и долговечного использования автомобиля.
Материалы изготовления шайб
Металлические шайбы
Простые и кузовные шайбы могут быть изготовлены из металла. Для металлических шайб используются различные материалы, такие как сталь, латунь, алюминий и титан. Стальные шайбы наиболее распространены благодаря своей прочности и стойкости к коррозии. Латунные шайбы используются для соединения материалов с различными коэффициентами теплового расширения, а шайбы из алюминия и титана — для тех случаев, когда необходимо снизить вес конструкции, например в авиации.
Пластиковые шайбы
Пластиковые шайбы также используются в некоторых случаях. Эти шайбы легкие, дешевые и не станут причиной коррозии сплавов. Они также удобны в использовании благодаря своей легкости и прочности. Пластиковые шайбы обычно используются во многих областях, таких как мебельное производство, электротехника и строительные работы.
Резиновые шайбы
Резиновые шайбы часто применяются в инженерных системах, таких как трубопроводы и сантехника. Эти шайбы обычно используются для уменьшения давления и предотвращения утечек. Резиновые шайбы идеально подходят для соединения различных материалов, например металла и пластика.
Керамические шайбы
Керамические шайбы используются в тех случаях, когда требуется высокая температурная стойкость. Керамические шайбы обладают превосходной стойкостью к высоким температурам, коррозии и износу. Эти шайбы часто используются в качестве уплотнительных элементов в инженерных системах, таких как насосы и трубопроводы.
Как выбрать правильную шайбу
Выбор подходящей шайбы для конкретной задачи – это очень важный момент. Неправильно подобранная или низкокачественная шайба может привести к нарушению функций соединительных элементов и провалу всей конструкции. Вот несколько ключевых моментов, на которые нужно обратить внимание при выборе шайбы:
- Размеры. Шайбы бывают разных размеров – диаметр, толщина, внутренний диаметр и прочие параметры зависят от модели и производителя. Обязательно сопоставьте размеры шайбы и соединительного элемента перед покупкой.
- Материал. Шайбы могут быть изготовлены из разных материалов – металлов, пластмассы, резины и др. Правильный выбор материала зависит от сферы применения и требований к соединению.
- Функциональность. Некоторые шайбы имеют дополнительные функции, такие как герметизация соединения, защита поверхностей от коррозии или вибрации. Учитывайте эти моменты при выборе.
Если вы не уверены, какую шайбу выбрать, или не нашли нужную модель в магазине, обратитесь к специалистам. Они смогут помочь определить необходимые параметры и подобрать идеальный вариант для вашей задачи.
Шайба
Самая распространенная область применение плоских шайб — увеличение площади под болтовыми или иными соединениями. Это позволяет уменьшить деформацию сопрягаемых деталей, а также снизить требование по точности при изготовлении ответных отверстий соединяемых деталей.
Применение шайб позволяет уменьшить номенклатурный ряд используемых крепежных деталей.
Но можно изготовить болты и гайки с увеличенной площадью, заодно уменьшив количество операций при сборке. Такие метизы обходятся дороже, но, не смотря на это, встречаются в современных узлах все чаще.
Дистанционные шайбы применяются при регулировочных операциях. Особенностью этих шайб является тарированный размер по толщине.
Шайбы, цель которых фиксация резьбовых соединений.
Среди них самая распространенная — шайба Гровера или «гроверная шайба».
Шайба изготавливается из закаленной стали, в одном месте делают косой разрез под углом
15° к оси кольца. Разрез делается разным для правой и левой резьбы. Концы образованного кольца чуть разведены. При своей простоте шайба Гровера обеспечивает надежную фиксацию на поверхностях средней твердости.
К недостаткам можно отнести следующее:
На твердых поверхностях кромка шайбы не обеспечивает должного трения, не обеспечивая нужной фиксации. На «мягких» деталях кольцо «тонет» ослабляя крепление. В этих случаях вынуждены применять комбинацию плоской шайбы и шайбы Гровера. Последнего недостатка лишены храповые шайбы.
Храповые шайбы выполнены из закаленной стали и снабжены зубчиками. Форма зубчиков такова, что они, не мешая завертыванию гайки, препятствуют ее отвертыванию, впиваясь острыми гранями в торец гайки и в опорную поверхность детали.
Храповые шайбы все чаще применяются в связи с широким внедрением деталей из пластмасс, композитных материалов и цветных металлов.
Деформируемые шайбы применяются в особо ответственных местах. Форма этих шайб диктуется формой самой детали, поэтому не поддается унификации и изготавливается индивидуально для данного узла.
После сборки узла, часть шайбы «искусственно» деформируется относительно детали и крепежа, что исключает «саморазборку» узла при любых условиях.
Шайбы вместо рычагов переключения передач — преимущества
Ещё несколько лет назад на всех транспортных средствах, которые оснащались автоматической коробкой передач, между двумя креслами водителя и пассажира можно было заметить довольно габаритный рычаг селектора режимов трансмиссии. Передвигалось данное приспособление с определённым усилием. Водителю приходилось тянуть рукоятку на себя, чтобы активировать определённый режим. Современные транспортные средства на заводе собираются с миниатюрными электронными селекторами. На автомобилях премиум класса такое приспособление превратилось в подобие клавиш или манипуляторов. Но для чего необходимо данное нововведение?
Все команды передаются по проводам. Электронный джойстик занимает мало места в салоне
Ещё в середине прошлого века селектор автоматической коробки передач разделили на два вида по типу конструкции. На автомобилях из США чаще всего применялась схема компоновки с подрулевым расположением рукоятки. Селектор закреплялся под рулём, от него направлялись тяги к трансмиссии, которая располагалась за мотором в специально отведённом тоннеле. Так как на центральном тоннеле отсутствовал селектор, это позволило освободить дополнительное пространство в салоне автомобиля для размещения третьего человека. Именно поэтому в американских автомобилях первый ряд представлен сплошным диваном.
Подобная компоновка предлагалась и в советском транспорте – Победа и Волга ГАЗ-21. Данные модели изготавливались по американским тенденциям той поры. Однако, вместо автоматических коробок в них устанавливались механические. Но расположение селектора все равно предусматривалось под рулём. Длинная рукоятка в данном месте имела свои недостатки. Во время активного управления транспортным средством её можно было легко задеть и установить другой режим. В таком случае невнимательный водитель мог спровоцировать поломку коробки передач.
Расположение селектора между креслами тоже имеет свои недостатки
В Европе автопроизводители выбрали другое место для селектора автоматической коробки. Его стали располагать на центральном тоннеле между креслами. Как правило, на рынок Европы выходили небольшие транспортные средства. Даже при сильном желании производителя третий человек на переднем диване просто не мог уместиться. Селектор между креслами в свою очередь помогал упростить связь с коробкой передач и сделать конструкцию более дешёвой.
После этого поменялись требования по безопасности. Даже на габаритных машинах уже не рекомендовали прибегать к расположению места для третьего пассажира в передней части. Наиболее удачным решением признали размещение селектора автоматической коробки передач по центру между двумя креслами. Уже с начала девяностых годов автомобильные концерны начали копировать европейскую систему.
Расположение селектора между креслами тоже имеет свои недостатки. Селектор имеет механическую связь с коробкой передач через трос, который соединяется с таким же рычагом внутри коробки. Именно поэтому ход рычага делают большим, чтобы исключить возможность случайного переключения из одного положения в другое. На рычаг устанавливают фиксатор, который может запирать его в определённом положении. Если в системе перегорает предохранитель, реле будет обесточено, а активировать коробку не получится. Иногда трос может закисать или замерзать в зимний период, из-за этого переключение передач становится более трудным процессом.
При вращении по часовой стрелке можно выбрать определённый режим движения
Автопроизводители видели единственное решение данной проблемы – применять электронный селектор. Впервые такая система появилась в автомобилях BMW и Land Rover. Выглядела она в виде небольшого джойстика. Рукоятку в таком положении перемещать легко, расстояние между положением режимов вообще не предусматривается. На некоторых моделях вместо рукоятки предусмотрена крутящаяся шайба. При вращении по часовой стрелке можно выбрать определённый режим движения.
Электронные коробки передач имеют несколько преимуществ перед стандартными механическими. Во-первых, они отличаются большей надёжностью, так как не имеют в конструкции перетирающихся механизмов. Все команды передаются по проводам. Электронный джойстик занимает мало места в салоне. В результате у дизайнеров появилась возможность превратить пространство между передними креслами в удобный органайзер для размещения мелких вещей и подстаканников.
Продвинутая электроника игнорирует случайные нажатия на селектор. Режим паркинга в таких автомобилях включается в автоматическом режиме, если водитель вдруг забудет переключить и уйдёт из автомобиля. В таком случае электроника затянет ручник и предотвратит скатывание транспортного средства.
Итог. В современных автомобилях все чаще начали появляться миниатюрные шайбы вместо рычагов селектора переключения передач. Данное решение объясняется многими причинами — в первую очередь удобством.