Когда была выпущена первая волга 21
Перейти к содержимому

Когда была выпущена первая волга 21

  • автор:

История ГАЗ 21. От чертежной доски — до музея

Привет всем, кто подписан на мой блог, одну из машин, или просто зашел полюбопытствовать статейкой.
Эту запись, я выкладывал еще 5 лет назад,но с тех пор, появилось желание ее немного отредактировать, освежить и дополнить чем-то новым. Итак, приступим…

"Русские танки на улицах Брюсселя". Именно так выглядели заголовки брюссельских газет весной 1958 года. Жители города, в панике, хватали газеты и с удивлением понимали, что речь идет о новом русском автомобиле, который будет представлен на всемирной выставке. Танком его прозвали за мощный вид, элегантность, стиль. А так же, после дорожного происшествия, которое приключилось именно с этим автомобилем в Брюсселе. Автомобиль столкнулся с трамваем и перевернул его. Именно за вышеперечисленные качества, машину стали именовать "Танк во фраке". Это была легендарная машина ГАЗ 21 Волга. Она считалась главным автомобилем который претендовал на гран при выставки. Вместе с Волгой, Советский союз привез в Брюссель роскошный лимузин ГАЗ 13 Чайка.

Как и ожидалось, гран при выставки досталось Волге ГАЗ 21.А ведь было за что. Машина и сегодня никого не оставляет равнодушным. Она обладает чем то притягательным. Если это происходит спустя 58 лет, то впечатление о машинах людей того времени просто невозможно представить. Она поразила всех изяществом линий, красотой отделки и качеством исполнения.
Ходило не мало слухов о том, что якобы 21я была скопирована с американских аналогов, но это не так. Волга ГАЗ 21 выпускались в соответствии с принятой в те времена автомобильной модой. А слухи эти тянутся ещё от пуска в производство первой серии ГАЗ 21, но об этом позже.
Создание автомобиля началось ещё в 1953 году. В то время ещё выпускался автомобиль Победа, который постепенно начинал морально устаревать и ему требовалась достойная замена. В 1955 году начали проводится государственне испытания трех опытных обазцов 21й Волги, две из которых были с автоматической КПП. Это была мечта Андрея Липгарта, который был одним из создателей Волги.

А. Липгарт рядом с ГАЗ М20 Победа

Это стало началом выпуска первого советского автомобиля с автоматической коробкой передач. В целях проверки надежности новинки, были проведены испытания в виде автопробега Москва-Крым-Москва. После удачного окончания испытаний, было получено разрешение на подготовку к производству. Перед постановкой автомобиля в производство был запланирован показ "наверху". Планировалось устанавливать на автомобиль двигатели V8 с целью улучшения тяговых характеристик, но руководство отвергло эту идею, сказав, что для советского человека это будет слишком затратно. При введении Волги в массовое производство она имела двигатель объёмом 2.4л, мощностью 75 л.с., и более совершенной конструкции, чем на ГАЗ М20 "Победа".

Подкапотное пространство ГАЗ 21

Так же, серийно, это был первый советский автомобиль с автоматической трансмиссией. Предполагалось, что это значительно облегчит жизнь советского автолюбителя, но на деле это обернулось совсем не так. Проданные или распределенные автомобили с "автоматом" начали возвращать на завод или пригонять, требуя заменить коробку передач на механическую. И дело было вовсе не в качестве сборки. Автолюбители не могли привыкнуть к такого рода нововведению, но и это не было главной причиной возврата автомобилей обратно на завод. Машина была на то время технически совершенной, но если даже отбросить неудобства, остается самое главное — обслуживание. Тогда в СССР не было качественных масел, подходящих для использования в автоматических трансмиссиях. Кроме того, их негде было чинить. О комплектующих к ним лучше вовсе промолчать. Автоматическая КПП сменилась механической. В итоге, таких машин было выпущено всего 700.Так завершилась возможность перехода советского автопрома на новый уровень.

Фото селектора АКПП

Вернемся к вопросу о возможном копировании заводом ГАЗ американских аналогов. После смерти Сталина, машины утверждал Маршал Жуков. Кроме округлых форм, плавности линий и массивности, дизайнеры наградили будущую мечту советского автолюбителя большим разнообразием хромированных деталей и молдингов. Хромированными были бампера, очки фар, как передних, так и задних, а в экспортном варианте ещё и перьями на крыльях, хромированной рамкой лобового стекла. Так же хромированными были боковые зеркала и молдинги на борту. Маршал Жуков совершил пробную поездку и был удовлетворен. Вот только внешний вид ему не понравился, а точнее решетка радиатора. Она была выполнена в стиле акульей пасти и смотрелась грозно. Он приказал изменить её. В итоге, получилась Волга ГАЗ 21 первой серии, в которой вместо акульей пасти, радиаторная решетка была оформлена с массивной хромированной полосой на всю ширину кузова, с большой звездой по центру, как на маршальских погонах.

ГАЗ 21 Первой серии — Звезда

Изначально, на завод ГАЗ, в 54м году, привезли Ford Mainline 1952 г.в. К тому моменту, уже были построены первые опытные образцы. Она была не скопирована с Ford, сходство с которым ей приписывают. Волгу лишь создали с оглядкой на популярную американскую стилистику в автомобилестроении. И лишь потом, после испытаний Маршалом Жуковым, который приказал заменить радиаторную решетку, она и стала похожа на Ford Mainline 52 года.

Тот самый объект споров — Ford Mainline 1952

Всего за два года выпуска первой серии Волги ГАЗ 21, была выпущена 31000 автомобилей. Далее, начала выпускатся вторая серия. Конструктивных отличий практически не было. Изменения коснулись внешнего вида. Была изменена решетка радиатора на ту самую "акулью пасть", которая была ранее запрещена Маршалом Жуковым. Так же, незначительно изменились бампера, заменили передние указатели поворотов.

ГАЗ 21 второй серии — Акулья пасть

Так же была убрана решетка с торпеды и заменена схема обшивки дверных карт.
Что касается характеристик автомобиля, то они оставались неизменными на протяжении всей её истории. В свое время, эта машина была самой роскошной для простых смертных и самой комфортной. Подвеска сконструирована так, что машина практически не чувствует ям и неровностей, взамен это чувствовала сама подвеска в полном объёме, что не могло проходить бесследно. За особую плавность хода её прозвали Крейсер. На машину устанавливали 4х цилиндровый двигатель мощностью 75 л.с. и механическую 3х ступенчатую КПП. В те годы, считалось удивительным, когда автомобиль был способен двигаться с максимальной скоростью 90 км\ч. Волга же, могла разгонятся до 130 км\ч.

Однако, еще в 1965 году, велась разработка впрыска топлива на базе 21й Волги. Много технических подробностей расписывать, не вижу никакого смысла, лишь опишу вкратце. В конце 50х, впрыск был распространенным явлением на дорогих Мерседесах, но и тот был механическим, так называемый KE-Jetronic. Эта система была широко распространена до конца 80х годов прошлого века. На Волге же, уже тогда, в середине 60х, впрыск был полностью электронным. И в отличии от современного инжектора, с великим множеством датчиков, проводов, регуляторов и прочих ухищрений, инжекторный двигатель Волги был на много более простым. 4 форсунки, электрический погружной бензонасос, и внимание, — транзисторный блок управления двигателем.

Транзисторный блок управления двигателем ГАЗ 21

Радиолюбителей в те времена было великое множество, так что, спаять такой блок управления, мог практически любой человек. Бензонасос был выставлен на давление 2 кг\см2, а вместо заводского диафрагменного бензонасоса, был установлен клапан сброса давления топлива, через штатный эксцентрик на распределительном валу. Обойдя эти технические подробности, стоит отметить, что по сравнению с заводским двигателем, инжекторый, выдавал умопомрачительные, на те времена, 130 л.с при 5000 об\мин., максимальная же скорость, при этом, выросла до 140 км\час.

Но, увы, чуда не произошло. Несколько машин, которые блестяще прошли испытания инжекторного двигателя, в серию так и не попали. Эта, как и многие другие перспективные разработки, были просто отметены в сторону. При условии того, что не было мастеров, которые могли бы чинить такое чудо техники, разработку просто замяли.

На мой взгляд, Волга — одна из самых комфортных машин. На плавных волнах асфальта, присутствует ощущение, будто бы ты на катере. Наверное, она даже могла бы дать фору многим современным машинам по плавности хода. Естественно, это достоинство в комфортном передвижении, дает никудышнюю управляемость за счет многих факторов, к примеру — за счет огромных кренов. В те годы, естественно, о таких вещах не думали ни потребители, ни инженеры на заводе. Можно сказать даже больше, Волги делали с поправкой на отсутствие дорог в регионах. Их испытания проводились даже на бездорожье, где они показывали довольно хорошие результаты. Кстати, говоря об отсутствии дорог, имеется в виду именно их отсутствие, а не ущербное качество оных, или обилие дыр и ям, как сейчас.
За счет толстого стекла и металла, в салоне достаточно тихо. Эта машина рассчитывалась на 6 пассажирских мест и прельщала туристов одной полезной особенностью. Имея вместо привычных двух сидений и дивана, просто 2 дивана, они могли складываться и образовали ровную плоскость, обеспечивая спальное место для трех взрослых людей. А еще говорят, что в СССР секса не было…

Серийно устанавливался транзисторный приемник, который был способен разрядить аккумулятор за 2,5 часа беспрерывной работы с выключенным двигателем.

В конце 1962 года, стартовал выпуск третьей — последней серии Волги ГАЗ 21.

ГАЗ 21 3 серии — Китовый ус

Все те же конструктивные особенности, тот же дизайн. Но на этот раз машина стала более сдержанной, и имела более представительский облик чем раньше. Так называемая радиаторная решетка в стиле акульей пасти, в которой насчитывалось 16 прорезей сменилась так называемой решеткой Китовый Ус, и имела 36 прорезей. С бамперов пропали клыки, сменились передние поворотники.С задних фонарей пропал облицовочный полпак и сменились некоторые хромированные элементы. Из отличий по салону — снова сменился дизайн обшивок дверей.

На протяжении выпуска Волги ГАЗ 21, выпускалась отдельная модификация автомобиля, которая во времена СССР никогда не существовала официально — ГАЗ 23, выпуск которой стартовал в 1962 году. Внешне это могла быть обычная Волга, но она разительно отличалась исполнением.

ГАЗ 23 — Догонялка

Их задачей было сливатся с потоком обычных автомобилей. Применялись эти автомобили для сопровождения иностранных делегаций, как машины преследования и т.д. Была поставлена цель — сохранить автомобиль в тайне и скрыть все отличия. А скрывать было что. На автомобиль ГАЗ 23 устанавливался двигатель ЗМЗ 23. Это был двигатель V8 объемом 5.5 л, который развивал мощность 195 л.с. Он позволял обычной Волге, разгонятся до 170 км\ч. Устанавливался он в паре с 3 ступенчатой АКПП от автомобиля ГАЗ 13 Чайка.

Двигатель ЗМЗ 23

В салоне, не было никаких отличий от обычной 21й Волги, ведь была строгая секретность. Учитывая, что "автомат" перекочевал от Чайки, где селектор коробки был кнопочным, в ГАЗ 23, его адаптировали под обычную кулису КПП 21й Волги. Естественно, мотор был другой весовой категории, а значит, подвеска могла перестать справляться с возросшими нагрузками. В этой связи, устанавливались передние пружины с большим диаметром прутка. Суммарно, вес автомобиля, в сравнении с 21й моделью, возрос на 300кг. Так же, на "догонялку", устанавливались более скоростные шестерни главной передачи. Они имели передаточное отношение 3.38, что и давало возможность разогнать машину до скоростей свыше 170 км\час. Естественно, на такой скорости, срабатывал главный стоп кран — аэродинамика. Вместо прижимной силы, машину буквально приподнимало над дорогой. Конечно же, говорить о какой либо управляемости не приходилось. А разгон от 0 до 100 км\час, занимал каких то 16 секунд, вместо около 30 секунд на ГАЗ 21.
Таких "перехватчиков" было выпущено 603 экземпляра, по разным даным, и увы, далеко не все они дожили до наших дней.

Всего, с 1956 по 1970 годы было выпущено 638875 автомобилей Волга ГАЗ 21 и Волга ГАЗ 22(универсал). Последняя 21 Волга, сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Именно эта машина заняла свое место в заводском музее.

Последняя из выпущеных ГАЗ 21

За это время, данный автомобиль обрел много ролей в жизни людей, ездящих на них. Кто-то понимает под ней рабочую лошадку, кто-то — ретро автомобиль, на котором ездит по выходным дням, собирая взгляды прохожих, а кто-то ездит каждый день, как на повседневной машине. Но одно известно точно — это настоящая легенда отечественного автомобилестроения. Автомобиль, который навсегда сохранится среди нас, пока остаются энтузиасты, которые готовы за них бороться.

(Материалы были взяты из википедии, форумов любителей автомобилей ГАЗ и издокументального фильма

Спасибо всем за внимание, кому была интересна статья. Кому понравилось — жмите "мне нравится", делитесь с друзьями и подписывайтесь. Будет много интересного.

История ГАЗ 21 Волга

История этого легендарного автомобиля началась еще с 1953 года, когда талантливый (и в то время главный) конструктор завода по производству автомобилей имени Молотова, Андрей Александрович Липгарт, принялся за чертеж очередной «бомбы» для СССР-ких автолюбителей. Являясь создателем Победы М-20 и проходя долговременную стажировку в Америке на заводе Ford, он понимал, что даже его «Победа» (которая являлась одним из лучших автомобилей того времени на территории СССР) требует значительной модернизации.

Полномасштабные гипсовые макеты М-21 «Родина»(«Волга») и М-21 «Звезда»

И вот, уже к 1953 году, Липгарт взял в руки ватман, и начал проработку совершенно новой модели, под названием «М-21». Много источников говорят, что ГАЗ 21 является некой копией Форда. Но так ли это? Липгарт, который брал активное участие в разработке и модернизации этих автомобилей, лишь перенимал тот бесценный опыт, который ему дали американские инженеры, и воплотил их в свой уникальный агрегат, который уже столько лет живет под именем «Волга».

Рождение новой «Звезды»

В конце 1953 года конструктором новой модели был назначен Александр Михайлович Невзоров, а дизайн доверили Льву Еремееву. С самого начала и до конца разработки автомобиля ГАЗ 21, активно брались во внимание многие образцы новейших американских автомобилей (Plymouth Savoy, Ford Mainline и Chevrolet Styline Deluxe) и некоторые их детали действительно чувствуются, как в дизайне, так и в самой конструкции «Волги». Прошло всего 2 года c момента начала проектирования, и к государственному испытанию были готовы уже 3 образца. Обновленный ГАЗ имел мощность 70 лошадиных сил, также каждый образец был оборудован верхнеклапанным двигателем. Но этот тип двигателя имел полусферическую камеру сгорания и являлся лишь экспериментальным, поэтому потерпел много провалов и, в конце концов, для серьезного производства не был утвержден. Один вариант Волги имел механическую коробку передач, а два остальных – автоматическую (которая в то время стала настоящей сенсацией для граждан советского союза). Эти автоматические коробки передач были трехступенчатые , а главная передача имела конусную форму (лишь несколько лет спустя она стала выпускаться гипоидной).

Также, первый ГАЗ-21 имел независимую переднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами; заднюю независимую подвеску на рессорах; большой радиатор с 10-ю отверстиями; задние фонари, состоящие из габаритных огней, рассеивателей, тормозных и поворотных фар; а также – фонарь заднего вида. Салон оснастили радиоприемником, работающим в трех диапазонах, а на капоте появился фирменный логотип – фигурка оленя. Испытательным путем был маршрут «Москва-Крым» (туда и обратно). Как показали результаты, что механическая, что автоматическая коробки передач справляются с трудностями на дороге (горы, песок, неровности. камни и т.д.) одинаково. И как результат, в 1957 году, в продажу поступили уже первые «Волги». Но в связи с плохой экономической ситуацией СССР, а также — отсутствием качественных автомобильных масел и высококвалифицированных сервисных центров, ГАЗ 21 с автоматической коробкой передач был ограничен лишь 700 экземплярами, акцент делался именно на механическую КП. Общее количество всех выпущенных экземпляров за последующие 2 года составила более 30 тыс., цена которых была 17500 рублей.

«Танк на колесах» мирового масштаба

В 1958 году «Волга» обрела буквально «вторую жизнь». Модернизация модели значительно коснулась ее внешнего вида: изменились указатели поворотов, бампер обрел другую, более утонченную, форму, а радиатор теперь имел 16 вертикальных отверстий, вместо “Звезды” (за что вскоре «Волгу» станут называть «акулья пасть»). Салон автомобиля стал более комфортным, в некоторых модификациях появилась отделка из кож.зама, а также – шерстяные чехлы на сиденья и задний диван. Этот год считается знаменательным для «Волги» еще и тем, что она была представлена на международной автомобильной выставке и удостоилась награды «Гран-При». После этого на советском заводе начали выпускать сразу 4 модификации: обычный седан, «лимитку», такси и экспортный вариант. Спрос был огромный и в Европе, и за ее пределами. Как только не называли этот автомобиль: и «танк на колесах», и «рабочая лошадь», и «танк во фраке». В любом случае, это означало лишь одно – это один из самых ярких представителей автомобильной индустрии ХХ столетия, который мгновенно покорил сердца миллионов.

Не странно, что ближе к 1962 году, наша «Волга» обрела статус «лучший автомобиль 60-х».

А посодействовало этому не только ее большая популярность, но и очередные внешние изменения. Избавившись от острых форм, внешний вид «Волги» стал более элегантным и современным, появилась новая решётка радиатора, прозванная «китовый ус», состоявшая из 37-ми вертикальных стоек, а задний фонарь, освещающий номерной знак, имел форму летящей чайки.

Кстати, в этом же году, по спецзаданию, был разработан ГАЗ-23.

Это была полностью секретная модификация автомобиля с 160-сильный мотором V 8 «Чайка», гидроусилителем руля и автоматической КП. Почти за 7 лет выпустили лишь 603 экземпляра, и то, не для общественного использования, а только для спецслужб.

В 1965 году «Волга» стала звездой телеэкранов. Именно фильм Рязанова «Берегись автомобиля», главную роль которого исполнял Иннокентий Смоктуновский, сделал ГАЗ-21 настоящей легендой. В этом же году, инженеры завода имени Молотова прибегнули к очередной (и как оказалось — последней) модернизации «Волги». Передние колеса автомобиля оснастили роликовыми подшипниками, , установили усовершенствованные стеклоочистители и более эффективный внутренний отопитель, а также – заметно усилили лонжероны. Известно, что был даже разработан целый проект по полному рестайлингу ГАЗ-21 четвертого поколения, которому, к сожалению, не судилось воплотиться в жизнь. Ведь уже летом 1970 года был прекращен выпуск всех модификаций, а 5 июля «Волга ГАЗ-21УС» (номерной кузов – 334312) последней сошла с конвейера и до сих пор занимает почетное место в музее всемирно известного завода имени Молотова. Но, не смотря ни на что, «Волги» даже в наше время имеют большую ценность и пользуются спросом. Их любят и современные водители, и ценители неумирающей классики.

Основные модификации базового седана

Селектор переключения передач АКПП.

ГАЗ-М-21А — 1957—1958, такси модели 1957;

ГАЗ-М-21АЮ — 1958—1959, тропический вариант такси модели 1957 года;

ГАЗ-М-21А — 1959—1962, такси модели 1959 года;

ГАЗ-М-21АЮ — 1959—1962, тропический вариант такси модели 1959 года;

ГАЗ-М-21Б — 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21В — 1957—1958, базовый седан модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ВЮ — 1957—1958, тропический вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21Г — 1956—1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21ГЮ — 1956—1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21Д — 1957—1958, экспортный вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ДЮ — 1957—1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ЕЮ — тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;

ГАЗ-М-21И — 1958—1962, базовый седан модели 1958 года;

ГАЗ-М-21К — 1959—1962, экспортный вариант модели 1958 года;

ГАЗ-М-21КБ — 1960—1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;

ГАЗ-М-21КЮ — 1959—1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;

ГАЗ-М-21Л — 1962—1964, базовые седан модели 1962 года;

ГАЗ-М-21М — 1962—1964, экспортный вариант модели 1962 года;

ГАЗ-М-21МЮ — 1962—1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;

ГАЗ-21Н — 1964 — экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;

ГАЗ-21НЮ — 1964 — тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;

ГАЗ-21П — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;

ГАЗ-21ПЕ — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;

ГАЗ-21Р — 1965—1970, базовый седан модели 1965 года;

Газ 21Р -милиция.

ГАЗ-21С — 1965—1970, экспортный вариант модели 1965 года;

ГАЗ-21Т — 1962—1964, такси модели 1962 года;

ГАЗ-21ТС — 1965—1970, такси модели 1965 года;

ГАЗ-21У — около 1959—1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;

ГАЗ-21УС — 1965—1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;

ГАЗ-21Ф — опытная с форкамерным двигателем;

ГАЗ-21Э — 1965—1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием.

Газ 21 Волга

Газ 21 Волга первой серии со звездой Газ 21 1 серия. Фото: Drom.ru Газ 21 вид сзади 1 серия. Фото: Drom.ru Газ 21 вид спереди. Решетка радиатора со звездой. 1 серия со звездой. Фото: Drom.ru Газ 21 вид сзади Машина 2 серии. Фото: Drive2.ru, Kolomenski Газ 21 второй серии, вид спереди Машина 2 серии. Фото: Drive2.ru, Kolomenski Рекламный плакат Рекламный плакат. Надпись: «С новой Волгой Вы станете победителем Гран-при». Газ-21 3 серия Машина 3 серии. Фото R.zadorozhniy Газ 21 3 серия Машина 3 серии. Фото: Drive2.ru, 23-15 Диван в салоне Газ 21 Волга Разложенный диван. Фото: Drive2.ru, 23-15 Подкапотное пространство Газ 21 Подкапотное пространство. Фото: Drive2.ru, 23-15 Газ 21 интерьер Интерьер. Фото: Drive2.ru, 23-15 Олень на капоте 21 волги Олень на капоте. Фото: Николай Шилов — nikolaishilov.ru

Характеристики

Название: ГАЗ-21Б (До конца 1957 г.) ЗМЗ-21/21А ЗМЗ-21Е, -21Д (экспорт) Perkins (только Бельгия) Rover (только Бельгия) Peugeot-Indenor (только Бельгия)
Топливо: Бензин Бензин Бензин Дизель Дизель Дизель
Объём: 2 432 см3 2 445 см3 2 445 см3 2 300 см3 1 900 см3
Макс. мощность: 65 л. с., при 3800 об/мин 70-75 л. с., при 4000 об/мин 80-85 л. с., при 4000 об/мин 63-65 л. с. 58 л. с.
Макс. крутящий момент: 158 Н·м, при 1800 об/мин 170 Н·м, при 2200 об/мин 166,7 Н·м, при 2200 об/мин
Макс. скорость: 120 км/ч 130 км/ч 135 км/ч
Рекомендуемое топливо: А-72 А-72, А-76 А-80, АИ-92
Механическая: 3 ступени
Передаточные отношения:
Главная передача: 4,55
1 передача: 3,12
2 передача: 1,77
3 передача: 1,00
Задняя передача: 3,74
Автоматическая: 3 ступени
Только с V8 от ГАЗ-23
Передаточные отношения:
Главная передача: 3,38
1 передача: 2,84
2 передача: 1,62
3 передача: 1,00
Задняя передача: 2:1

Габариты и масса:

Длина: 4810-4830 мм
Ширина: 1800 мм
Высота: 1610 мм
Дорожный просвет: 190 мм
Колёсная база: 2700 мм
Колея передняя: 1410 мм
Колея задняя: 1420 мм
Масса: 1450 кг

Газ 21 история создания

Газ 21 создавался на смену уже устаревающей Победе. Изначально была задумана глубокая модернизация автомобиля.

Прототипы

Какой могла бы стать «Волга».

Победа-НАМИ

По заказу Министерства автомобильной промышленности, в 1948 году специалистами НАМИ был разработан проект модернизации «Победы».

Проект заведующего отделом перспективных автомобилей Юрия Долматовского назывался «Улучшение внешнего вида автомобиля М-20», а сам автомобиль получил обозначение «Победа-НАМИ».

Из Победы сделали классический трехобъемный седан, сохранив большинство кузовных и технических элементов. Процесс дошел до создания двух ходовых экземпляров, а затем работы по «улучшению» были прекращены.

Позже документация была передана Польской компании FSO, которая с 1951 года собирала лицензионные копии Газ М-20 под названием Warszawa.

FSO Warszawa 223 FSO Warszawa.

Готовится статья про FSO Warszawa.

М-21 «Победа-II»

Следующая попытка модернизации была доведена до натурального гипсового макета – создан трехобъемник с той же колесной базой, что и у М-20 (2700 мм), «Глухой» задней стойкой крыши, замысловатой пластикой задних крыльев, полуприкрытыми арками колес и четырьмя «клыками» на каждом бампере.

Макет Победа-II Макет Победа-II

Было очевидно, что проект устаревал вместе с ЗИМом, на который он так походил, и должен был уступить место на макетном столе моделям совершенно иных форм. Ведь на Газе уже началась работа над перспективной «Чайкой», и машина среднего класса М-21 тоже должна была выглядеть как нечто новое.

М-21 «Звезда»

Далее свои эскизы и макет предложил английский дизайнер Джон Вильямс, но его проект тоже не был принят в работу.

М-21 Звезда М-21 Звезда М-21 Звезда Другие эскизы Газ М-21 Джона Вильямса. Другие эскизы Газ М-21 Джона Вильямса.

Волга М-21

Автомобиль в том виде, в котором началось серийное производство, к 1954 году создал художник-конструктор Лев Еремеев. Его макет был более традиционным и технологичным.

Работа над макетом Газ-21 Работа над макетом Газ-21 Макет Газ-21 Макет Газ-21 Макет Газ-21 Макет Газ-21 Работа над макетом Газ-21 Работа над макетом Газ-21 Лев Ереемеев Лев Ереемеев

Двигатель

Готовился верхнеклапанный, полностью алюминиевый двигатель с литым коленвалом и мокрыми гильзами. Его рабочий объем – 2445 см3 – станет позже константой для всех «Волг», УАЗов, РАФов и ЕРАЗов.

Среди особенностей экспериментального мотора – полусферическая камера сгорания, цепной привод распредвала и разнесенные по разные стороны головки коллекторы (так что выхлопная труба у опытных машин шла по левому борту).

На 70-м бензине он должен был развивать 70 л.с. У «Победы», было только 52 л.с., разница почти 40%.

Трансмиссия

На Газ-21 планировали использовать автоматическую коробку переключения передач, а «механику» только для автомобилей серии такси, для экономии топлива.

Механическую коробку с наименьшими изменениями взяли от «Победы».

«Автомат» планировали собрать по образу и подобию специально закупленного американского автомобиля Ford Mainline последней модели. Попытка спарить КПП от Форда со 130 сильным двигателем, с газовским мотором закончилась еще на стенде: двигателю не хватало мощности для того чтобы привести в движение механизмы коробки. Следовательно, предстояло проектировать гидротрансформатор заново.

Забегая вперед, автомобилей с автоматической трансмиссией было выпущено около 700, по другим данным около 3000.

К автоматической коробке претензий не было, основная проблема в возможностях автосервисов и снабжении спецмаслами. Машина с такой коробкой могла обслуживаться только в Москве, Ленинграде и Горьком.

С чего скопировали!?

Самая большая загадка во всей этой истории – с какого автомобиля «содрана» Волга М-21? Вопрос до сих пор волнует многих скептиков и апологетов «золотого века» советского автопрома, потому как недоказуемо ни одно ни другое: «драли» или нет.

С одной стороны, Газ-21 не имеет конкретного аналога. С другой – Волга, несомненно «проамериканский» автомобиль: достаточно сравнить компановки, салоны, органы управления, декор, сечения коробов и разъемы панелей.

Есть некоторое сходство с автомобилями Ford, Mercury и другими.

Ford Mainline 1952 Ford Mainline 1952 Ford Mainline 1953 Ford Mainline 1953 Mercury Monterey 1953 Mercury Monterey 1953

Очевидно, что примером и источником вдохновения для создателей Волги был Детройт. Волга воплотила в себе черты американского и европейского дизайна, но всё же была самобытной.

Сообщение о выпуске нового автомобиля

Интересным образом для массового потребителя сообщили о новом автомобиле. Якобы в 1955 году некий Карло Моргаро задал вопрос в журнал «Советский Союз» о том, как себя чувствует советский автопром.

В мае 1955 года был опубликован ответ, что готовится выпуск новой пятиместной легковушки.

Испытания

3 мая 1955 года начались сравнительные испытания «Волги». Для этого были собраны 3 автомобиля, причем два с автоматической трансмиссией и только один с «механикой».

В ходе испытаний для сравнения тестировались Газ М-20 «Победа», Зим, и 3 американские машины — Ford Mainline, Chevrolet Power Glide, Standard Vanguard.

Испытания Газ-21 Первые прототипы во время испытаний.

Причем автомобили тестировались и на асфальте, и в жестких условиях, машины ездили по грязи и глубоким колеям.

Испытания предсерийных прототипов Газ-21 Испытания предсерийных прототипов Испытания Волги в грязи Испытания прототипа Волги в грязи.

Расход топлива на Газ 21 измерялся с помощь стеклянной колбы, а километраж фиксировался с помощью пятого колеса.

Одним из важных пунктов испытаний был пробег Москва – Крым – Москва.

Газ-21 во время пробега Москва-Крым-Москва Во время пробега Москва-Крым-Москва

Пробег составил около 8500 километров.

Журнал «Огонек», корреспондент которого сопровождал автопробег, в июле опубликовал:

«В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза «Путь к коммунизму», в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости.»

Другие фотографии предсерийных прототипов Газ-21:

Приёмка на государственной комиссии

В 1955 году, после того как первые собранные автомобили успешно прошли испытания и хорошо себя в них проявили, для решения дальнейшей судьбы, их должны были представить на одобрение в кремль, на государственную комиссию по приёмке.

Комиссию на тот момент возглавлял министр обороны СССР Г.К. Жуков.

По одной из версий Жукову не понравилась облицовка радиатора с якобы звериным оскалом, по другой версии Николай Булганин — председатель Совета Министров СССР, сказал: «А что это у вас «Волга» беспартийная?». В любом случае известно, что на завод была передана срочная директива с требованием изменить решетку радиатора в течении двух недель.

По прошествии этого срока был показан автомобиль со звездой на решетке.

Прототип Газ-21 со звездой на решетке радиатора Прототип со звездой на решетке

Какие могут быть вопросы к пятиконечной звезде в советском союзе? Так в 1956 году начался серийный выпуск Газ-21 первой серии в народе именуемой «звезда».

Выпуск и начало продаж

10 октября 1956 года были собраны первые три «Волги», а до конца года мелкосерийно собрали еще две машины.

Массовое серийное производство началось в 1957 году, приблизительно в марте. С марта по июнь выпускались промежуточные версии с расточенным нижнеклапанным двигателем мощностью 65 л.с. Было выпущено около 1100 машин.

Далее на ГАЗе смогли полностью освоить выпуск нового двигателя. Отличия от экспериментального:

  • Шестеренчатый привод распредвала;
  • Клиновидная форма камеры сгорания;
  • Изменилась компоновка коллектора;
  • Легче на 15 кг.

На бензине А-70 развивал мощность 70 л.с., а экспортная модификация мотора, рассчитанная на бензин А-80 – 80 л.с.

К началу продаж Газ 21, собственно и до конца выпуска, далеко не каждый мог позволить себе купить такой автомобиль, однако это не отменяло огромные очереди.

Экспорт

В скором времени начался и экспорт машин за рубеж. Достаточно дешевый автомобиль для западных покупателей, по цене как например Фольксваген Жук, но гораздо больше, современней, качественней и т.д. но продажи были очень низкими.

Причина оказалась в звезде на решетке радиатора, которая стойко ассоциировалась на западе с советским союзом.

Газ-М-21 Звезда

В ноябре 1958 года решетка радиатора снова изменилась, причем выглядеть стала почти как на приемке в кремле.

Газ-21 второй серии Газ-21 второй серии

Новую решетку радиатора в народе прозвали «китовая пасть». Так появилась «Волга» второй серии.

Третья серия

В 1962 году Лев Еремеев предложил свой вариант «рестайлинга» в ходе которого машина преобразилась. Внешне изменились эмблема, бампера и опять же решетка радиатора.

Газ 21 третьей серии Газ 21 третьей серии Газ 21 третьей серии Газ 21 третьей серии Газ 21 третьей серии Газ 21 третьей серии

Автомобили третьей серии начали выпускать в апреле 1962 года и без значительных изменений машина оставалась на конвейере до июля 1970 года.

Последняя Волга Газ-21 на конвейере Последняя Волга Газ-21 на конвейере

С появлением ГАЗ 21 люди в СССР начали более массово путешествовать на автомобиле. С раскладывающимся пружинным диваном в салоне образовывалось практически полноценные спальные места. Волга отлично подходит для путешествий совмещает в себе комфорт, плавность хода, просторный салон, а вместе с тем надежность и ремонтопригодность в любом месте.

ГАЗ-21

ГАЗ-21 01.jpg

ГАЗ-21 «Волга» — советский легковой автомобиль с кузовом седан. До 1965 года назывался ГАЗ-М21 «Волга». Выпускался серийно с 1956 года (до 1958 года параллельно с ГАЗ-М20 «Победа») по 1970 годы. Общий объем выпуска ГАЗ-21 всех модификаций 638798 экземпляров (по серийному номеру последнего сошедшего с конвейера автомобиля). Стал самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР.

Содержание

История создания

Разработка автомобиля началась в 1952 году. Поначалу работа велась над двумя независимыми проектами ГАЗ-М21 «Звезда» и ГАЗ-М21 «Волга». Первый проект вел художник Джон Вильямс, второй — Лев Еремеев. В 1953 году были построены макеты двух машин. Проект Вильямса выглядел более передовым, но машина Еремеева больше соответствовала реалиям того времени. В дальнейшую разработку будущего автомобиля был принят проект Льва Еремеева. В том же 1953 году ведущим конструктором ГАЗ-М21 был назначен А. Невзоров, который работал под началом главного конструктора Горьковского автозавода Н. Борисова.

ГАЗ-21 03.jpg

В конце зимы или начале весны 1954 года первые прототипы будущей «Волги» были готовы и поступили на предварительные испытания. 3 мая 1955 года три машины — вишнево-красная (прототип 1), синяя (прототип 2) и белая (прототип 3) — выехали из ворот Горьковского завода и отправились на государственные приемочные испытания. Вместе с ними на испытания поступили другие отечественные автомобили и машины иностранного производства того же класса, что и «Волга». Все прототипы отличались друг от друга в деталях, два из них были оснащены автоматической коробкой передач, одна — механической.
Автомобили были испытаны в самых различных дорожных условиях и показали хорошие результаты. Новый автомобиль был экономичней и динамичней «Победы», превосходил по динамике устаревающий ЗИМ, по надежности и проходимости опередил зарубежные аналоги. Кроме того «Волга» выгодно отличалась от автомобилей зарубежного производства гармоничным дизайном.

ГАЗ-21 02.jpg

Фото: В 1954-ом году началось строительство опытных образцов ГАЗ-21

В мае 1955 года Горьковским заводом был выпущен еще один, четвертый экземпляр «Волги». Он был передан на Муромский радиозавод для отладки радиоприемника А-9, которым комплектовался автомобиль (в некоторых вариантах). Летом 1955 года все прототипы, кроме первого, были немного модернизированы, получив новую решетку радиатора (со звездой).
Первая серия из пяти автомобилей была собрана на заводе в октябре 1956 года. 10 октября 1956 года из заводских ворот выехали первые три «Волги», которые можно назвать серийными. Пять новых машин присоединились к прототипам 1,2 и 3, чтобы принять участие во всесторонних испытаниях в конце 1956 года. Эти пять серийных машин оснащались двигателями от ГАЗ-М20, форсированными до 65 л.с. для установки на экспортный вариант джипа ГАЗ-69. Автомобили оснастили механическими коробками передач. Окончательные испытания «Волги» проходили в таксопарках в условиях интенсивной эксплуатации, что позволило быстро устранить многие «детские болезни» новой машины.

Модификации ГАЗ-М21 в рамках «выпусков»

Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» — производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Позаимствованный у «Победы», этот двигатель был форсирован путем увеличения рабочего объема (расточкой цилиндров) и степени сжатия. Всего с таким мотором было выпущено 1100 экземпляров «Волги».
ГАЗ-М21Г — помимо форсированного двигателя от ГАЗ-М20 «Победа» оснащался позаимствованным у автомобиля «ЗИМ» задним мостом с укороченными полуосями и их кожухами. Отличительной особенностью всех машин первого «выпуска» является выведенный на кузов «плюс» системы электрооборудования.
ГАЗ-М21Б — автомобиль с форсированным двигателем от «Победы», модификация для такси с упрощенной отделкой. ГАЗ-М21 — выпускался с 1957 года с новым двигателем ЗМЗ-21 Заволжского моторного завода (специально построенного для выпуска «волговских» двигателей). Двигатель имел рабочий объем 2,445 л и мощность в 70 л.с. Мотор был верхнеклапанным, целиком алюминиевым (основные детали — картер, блок цилиндров, патрубки) и для своего времени отличался множеством прогрессивных решений. Также на модификацию под индексом М21 устанавливалась автоматическая трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором.
ГАЗ-М21В — серийный автомобиль с двигателем ЗМЗ-21.
ГАЗ-М21А — такси с двигателем ЗМЗ-21 (на базе ГАЗ-21В).
ГАЗ-М21Д — экспортная модификация с форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Оформление дополнено поясным хромированным молдингом.
ГАЗ-М21Е — экспортная модификация с двигателем 80 л.с. и автоматической КП.
Автомобиль ГАЗ-М21 второго «выпуска» производился с 1959 по 1962 годы. «Выпуск» 1958-1959 годов считают переходным. Изменения внедрялись постепенно и касались оформления кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения электропроводки («переполюсовка» в 1960-м году, на кузов стал подаваться «минус», что уменьшило потери тока и интенсивность коррозии металла). Общий объем производства автомобилей второго «выпуска» составил 160 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21И — базовая модель.

ГАЗ-21 04.jpg

ГАЗ-М21 — автомобиль с АКП. Неизвестно, выпускался ли он в действительности (информация об этом отсутствует).
ГАЗ-М21Е — еще одна модификация с АКП, выпущенная очень ограниченной серией.
ГАЗ-М21У — модификация «люкс» с улучшенной отделкой, но с обычным двигателем.

ГАЗ-21 05.jpg

ГАЗ-М21К — экспортная модификация с двигателем 75 или 80 л.с. и дополнительными элементами отделки (хромированные вставки). Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг (олень не всегда устанавливался и на автомобили второго «выпуска» — его убрали из соображений безопасности). Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.

ГАЗ-М21Л — основной серийный седан.
ГАЗ-М21Л — экспортная модификация.
ГАЗ-М21У — модификация «люкс», отличалась от серийного автомобиля молдингами на крыльях.
ГАЗ-М21Т — модификация такси с раздельными передними сидениями. Пассажирское переднее сидение складывалось, освобождая место для перевозки груза.

ГАЗ-21 06.jpg

В 1962 году на базе ГАЗ-М21 был создан и поставлен на конвейер автомобиль ГАЗ-М22 с кузовом «универсал». Он выпускался в различных вариантах — как «гражданский» автомобиль общего назначения, как «скорая помощь», автомобиль сопровождения самолетов для аэропортов и так далее.

Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 — скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.
В 1965 году «Волга» третьего «выпуска» претерпела последнюю модернизацию. Были улучшен отопитель, немного изменено оформление кузова. Одновременно из индекса моделей исчезла буква «М» (то есть «Молотовец», до 1957 года ГАЗ назывался Горьковский автомобильный завод имени Молотова). Основные модификации «Волги» стали обозначаться так:
ГАЗ-21 — базовый вариант.
ГАЗ-21С — экспортная модификация с улучшенной отделкой и комплектацией. Двигатель мощностью 85 л.с.
ГАЗ-21УС — модель с улучшенной отделкой для внутреннего рынка и частично для экспорта. Двигатель 75 л.с.
ГАЗ-21Т — модификация для такси.
ГАЗ-21ТС — экспортный вариант такси (поставлялся во многие страны мира, в том числе в Финляндию, ГДР).
В 1968 году была выпущена первая небольшая партия автомобилей новой модели ГАЗ-24 (по обходной технологии). До 1970 года обе модели выпускались параллельно. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 всех модификаций был прекращен.

Особенности конструкции — недостатки и достоинства

Количество модификаций автомобиля ГАЗ-21 чрезвычайно велико. По сути, под общим именем «Волга» ГАЗ выпускал схожие внешне и по базовым характеристикам разные автомобили. Например, ГАЗ-23, построенный на агрегатах ГАЗ-13 «Чайки» обладал скоростными характеристиками, которые свойственны современным легковым автомобилям. А ГАЗ-М21 первых опытных выпусков мало чем отличался по тем же скоростным характеристикам от серийной ГАЗ-М20 «Победы».

ГАЗ-21 07.jpg

В конструкции «Волги» всех «выпусков» было много архаичных даже для тех лет черт. В частности, на «Волгу» с большим запозданием пришли телескопические амортизаторы (вместо рычажных). Автоматическая КП так и не прижилась (советские автомобилестроители так и не смогли освоить ее массовое производство). Гидропривод тормозов и рулевое управление не оснащалось усилителями, управление тяжелой машиной требовало от водителя физических усилий. Стояночный тормоз центрального типа (барабанный тормоз, схожий по устройству с колесным, устанавливался на хвостовик КП и воздействовал через карданный вал на ведущий задний мост) был неэффективен и ненадежен. При попытке аварийной остановки автомобиля стояночным тормозом, последний ломался. До 1960 года «Волга» оснащалась системой централизованной смазки — приводимой в действие специальной педалью. Это решение применялось на зарубежных (немецких) автомобилях 30-40-х годов. Наконец, трехступенчатая МКП имела синхронизатор лишь для двух высших передач, что для второй половины 60-х годов было совершенно устаревшим решением.
Однако, были и настоящие открытия. Конструкторам «Волги» удалось создать автомобиль, который привлекает внимание безупречным дизайном и спустя сорок лет после прекращения производства машины. Высокая прочность кузова — за счет точного просчета силовых элементов — породила многочисленные мифы о «толстом металле», из которого якобы штамповались кузовные детали автомобиля (на самом деле металл применялся такой же, что и в зарубежном автостроении).
«Волга» отличалась высокой устойчивостью к коррозии — за счет специальной обработки кузова «фосфатированием». Качество окраски кузова автомобилей первого и второго «выпусков» таково, что некоторые из них не требуют перекраски по сегодняшний день. Отдельно следует упомянуть двигатель ЗМЗ-21, выпускавшийся в огромном количестве модификаций. Он нашел применение на советских микроавтобусах, устанавливался на катера, экспортировался за рубеж. Модификация этого двигателя — УМЗ-451МИ — устанавливалась на автомобили высокой проходимости УАЗ-469, которые стояли на вооружении Советской Армии.
Высокое качество изготовления ГАЗ-21, особенно второго и начала третьего «выпусков» (автомобилей первого «выпуска» осталось очень мало), высокая степень унификации деталей с автомобилями ГАЗ и УАЗ, безупречная репутация надежной машины привели к тому, что рынок автомобилей этой марки существует и сегодня. Автомобили реставрируются, поддерживаются в работоспособном состоянии, перепродаются и находят новых хозяев. Правда, лишь относительно небольшая часть владельцев ГАЗ-21 использует эти машины для ежедневной езды. В основном это экспонаты частных коллекций или машины для эпизодических выездов и прогулок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *