Кто должен уступить дорогу при сужении дороги справа
Перейти к содержимому

Кто должен уступить дорогу при сужении дороги справа

  • автор:

Кто кому уступает при сужении дороги

Продолжаем тему приоритета (кто должен уступить) на сужении дороги.

В общих случаях, когда мы по отношению к движению транспортных средств говорим о сужении дороги, то подразумеваем сужение ее проезжей части.

В рамках данной статьи будет уместна и та, и другая формулировка, потому что речь пойдет о случаях, когда сужение обозначено предупреждающими знаками «Сужение дороги».

В общем, на вопрос кто должен уступить при сужении дороги нет однозначного ответа по той причине, что ответ на него зависит от многих обстоятельств.

Такими обстоятельствами может, например, быть фактическая расстановка дорожных знаков на данном участке дороги, и еще, каким образом нанесена разметка (в т.ч. временная) на проезжую часть.

В предыдущих статьях данной серии было дано определение тому, что такое сужение дороги, и рассмотрена общая проблема приоритета на разного рода сужениях дороги в целом.

Приоритет при сужениях на встречном разъезде коротко описан в статье Кто уступает при сужении дороги и в статье Знаки приоритета встречного разъезда 2.6, 2.7.

В этой статье более детально рассмотрим вопрос «кто должен уступить при сужении дороги» в попутном направлении в случаях, если установлены знаки, обозначающие сужение дороги, и если сужение не обозначено.

Далее, по тексту:

Кто должен уступить при знаках «Сужение дороги»

Когда сужение проезжей части дороги обозначено одним из предупреждающих знаков 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги», то общая «картина» сужения визуально понятна.

Знаки сужения

Каждый знак однозначно показывает на то, с какой стороны сужается дорога, соответственно, в том числе сужается и ее проезжая часть.

Вы движетесь по той стороне дороги, которая сужается, но после сужения по своему ряду продолжить движение больше не можете, вы вынуждены перестроиться в смежный попутный ряд.

А поскольку вы перестраиваетесь, то в соответствии с пунктом 8.4 ПДД вы обязаны уступить дорогу попутчикам, которые движутся в смежной полосе без изменения направления своего движения.

Сужение слева и справа

Если сужение по вашему направлению происходит с двух сторон, и слева и справа (знак 1.20.1), то вы должны руководствоваться пунктом 8.9 ПДД: преимущество у того, кто едет справа. Соответственно, уступает тот, кто едет слева.

Однако, если сужение происходит на вашей половине проезжей части (предположим, что до сужения помещалось два авто, а после сужения — один авто), то уступает тот, кто справа, потому что он перестраивается.

В бутыл горло

Таким образом, с предупреждающими знаками «Сужение дороги» приоритет на обозначенном участке (кто кому уступает при сужении дороги) понятен.

Кто должен уступить, если сужение дороги не обозначено

Возьмем другой случай, когда вы видите, что дорога впереди по движению по каким-то причинам сужается, но данное сужение никак не обозначено.

Возможно, что его обозначат в недалеком будущем, но в данный момент вы видите, что сужение есть, а знаков сужения нет. Возникает вопрос: если нет знака Сужение дороги, кто уступает?

ПДД не дают на этот вопрос однозначного ответа, его приходится «доставать» из разных разделов, и «примерять» к конкретной дорожной обстановке.

А поскольку нет четкого правила по вопросу «кто уступает, если нет знака Сужения дороги», то возникают разные интерпретации приоритета, часто противоречащие уже утвержденным правилам.

Примером такой интерпретации приоритета на сужении дороги является так называемое правило «помеха справа».

В ПДД есть пункт 8.9, который обязывает уступить «помехе справа» в случае, если пути ТС пересекаются, а очередность проезда ПДД не оговаривают. См. статью Помеха справа в ПДД.

Т.е. существует убеждение, что независимо от формы сужения дороги, преимущество у того, кто едет справа.

Люди склонны применять пункт 8.9 ПДД в любых случаях, когда отсутствуют дорожные знаки и разметка, совершенно забывая о том, что выезд из занимаемого ряда с сохранением направления движения именуется перестроением.

А, вот, порядок перестроения в ПДД оговорен в пункте 8.4: уступает тот, кто перестраивается; если перестраиваются оба автомобиля, то преимущество у того, кто движется справа.

Возьмем условный пример. Выше по тексту есть картинки, на которых сужение дороги обозначено знаками 1.20.1-1.20.3. Представим эти же самые участки дороги, но только без знаков сужения.

Сужение не обозначено

Рисунки далеки от реальной обстановки, но общая схема должна быть понятна. Горизонтальными стрелками обозначено с какой стороны дорога сужается.

На обоих рисунках (левом и правом) порядок перестроения (пункт 8.4) и правило «помеха справа (пункт 8.9)» совпадают:

— на левом рисунке у «левого» препятствие, «левый» перестраивается (уступает), поэтому преимущество у «правого» («правый» едет не меняя траекторию);
— на правом рисунке перестраиваются оба автомобиля, поэтому преимущество у «правого».

Споры вызывает случай, изображенный на следующем рисунке (он — ниже), на котором визуально видно, что дорога сужается справа.

Сужение справа не обозначено

В этой ситуации если за основу приоритета взять правило перестроения (пункт 8.4), то уступить должен тот, кто перестраивается — автомобиль, едущий справа.

А, вот, если рассуждать о преимуществе по правилу «помеха справа» (пункт 8.9), то уступить должен автомобиль, едущий слева.

Мы видим два абсолютно противоположных ответа. Какой из них будет верным? Изложу свою точку зрения. Но сначала вернемся к ситуации, рассмотренным вначале статьи.

Допустим, на участке отчетливо видно, что дорога сужается с правой стороны. Есть знак 1.20.2 «Сужение дороги» справа. Т.е. перед узким местом «правый» должен уступить «левому», потому что «правый» вынужден перестроиться.

Теперь, тот же самый участок, но убираем знак 1.20.2 «Сужение дороги». Кто проедет первым с учетом того, что «правый» по-прежнему вынужден перестроиться? Приоритет должен остаться как и в случае со знаком.

В ситуации не должно быть разночтений (если знак установлен, то едем так, а если знака нет, то едем наоборот). Иначе, возникает возможность (а иногда и желание) интерпретировать ПДД по-своему.

В таких спорных ситуациях было бы уместно выделять дорожной разметкой приоритетную полосу, т.е. чтобы стало видно кто и откуда вынужден перестроиться. Но такого нет. И что делать?

Есть смысл понять, что в этом конкретном вопросе (кто кому уступает на сужении дороги) у ваших «соседей» по проезжей части может быть другое мнение, отличающееся от вашего.

И если каждый из вас начнет на дороге упорствовать на своем мнении, то можно легко «вляпаться» самому, ну или в вас кто-нибудь «вляпается».

Интересен факт, что по ситуации «если нет знака сужение дороги, кто уступает» у судов нет общей точки зрения. В одних случаях побеждает правило перестроения (пункт 8.4), в других — помеха справа (пункт 8.9).

И эту реальность нужно учитывать. Наверное, это правильно, что есть разногласия, потому что мы сейчас рассуждаем о неких общих случаях в плане того, каким образом должны действовать автомобилисты при сужении дороги.

Но каждый случай всегда конкретен: конкретный участок дороги и его особенность, конкретная расстановка дорожных знаков, конкретное взаимодействие транспортных средств и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос «кто кому уступает при сужении дороги» будет зависеть от того, с какой стороны дорога (проезжая часть) сужается, какие на этом участке установлены дорожные знаки, и еще от того, как нанесена дорожная разметка полос движения в данном направлении.

Преимущество в движении фактически определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Нет ДТП, — значит, было сделано все правильно.

По этой причине есть смысл использовать свое преимущество в движении только тогда, когда вы видите и убеждаетесь в том, что вам уступают дорогу.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «кто кому уступает при сужении дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 22.07.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Сужение дороги и приоритет: кто должен уступить? Если нет разметки и после перекрёстка

WhatsApp

Несмотря на то, что в ПДД разжёваны различные моменты на дорогах, на практике часто возникают сложности. Не все водители знают, как правильно проезжать участок дороги при сужении полос. Существует два мнения, кто кому уступает. Одни водители вспоминают о «помехе справа» и полагают, что уступить должен тот, кто едет по левой полосе. Их оппоненты считают, что при сужении это правило не работает – и кто делает манёвр, тот и уступает. Сложность ещё и в том, что на трассе может не быть разметки и знаков «Сужение дороги». Отсюда неразбериха и гадание в условиях неопределённости. Но в реальности всё довольно просто. Да и судебная практика трактует виновность в ДТП при сужении дороги практически однозначно. В статье сделаем обзор ситуаций при «исчезновении» одной или двух полос, расскажем, кто из водителей должен уступить, а у кого есть преимущество, кто будет виноват в ДТП, а также какие и за что грозят штрафы.

Сужение дороги с точки зрения ПДД

Прежде всего разберёмся с терминологией. Но сразу обнаружим, что термина «сужение дороги» в Правилах дорожного движения 2023 года попросту нет. Вы не найдёте его и в других нормативно-правовых актах. Однако, ситуация интуитивно понятна и вытекает из конкретной ситуации.

Сужением дороги считается исчезновение одной или нескольких полос проезжей части, в результате чего водителям требуется совершить перестроение в соседний ряд.

И чтобы лучше понять ситуацию, пройдёмся по основным моментам из ПДД, которые характеризуют перестроения из крайних рядов при «исчезновении» полосы.

  • Согласно п. 1.2 ПДД, полосой движения считается продольная полоса движения в составе проезжей части, по которой движутся автомобили в одном ряду,
  • Однако при сужении полосы дальнейшее движение становится невозможным, в результате чего водители должны выполнить перестроение – оно может быть как приоритетным, так и требовать от водителя уступить дорогу,
  • Обращаемся к пункту 8.4 Правил, который обязывает вас до начала перестроения уступить дорогу тем машинам, которые двигаются попутно с вами и не меняют направления,
  • Но в том же пункте ПДД сказано о необходимости следовать правилу «правой руки» при одновременном маневрировании попутно двигающихся автомобилей – то есть уступают тому, кто справа.
  • Аналогичным образом действует «помеха справа» при пересечении траекторий движения машин, если очередность их проезда в ПДД не оговорена – и снова уступает тот, кто едет слева (пункт 8.9 Правил),
  • Наконец, есть еще пункт 9.1 ПДД, где сказано, что количество полос определяется знаками и разметкой, а при отсутствии таковых – обязанность расчётов ложится на плечи водителей, и здесь нужно учитывать ширину проезжей части, габариты ТС и боковые интервалы.

Из-за нагромождения правовых тонкостей многие водители теряются и не знают, как действовать при сужении дороги в соответствии с ПДД. Правда, усвоить правила – не так уж и сложно. Разобраться в этом вопросе нам помогут все вышеперечисленные пункты Правил. Но давайте по порядку!

Сужение полосы дороги по ПДД

Кто из водителей должен уступить при сужении полосы в 2023 году?

Камнем преткновения в ситуации с проездом участка сужения полосы является противоречие двух пунктов – 8.9 и 8.4 Правил. Хотя с точки зрения закона, противоречия никакого нет. Ситуации хоть и разные, но трактуются вполне однозначно.

Если дорога сужается без разметки

Начнём с самого сложного – а именно, случая, когда вы видите исчезающую полосу, но ни разметки, ни знаков в зоне видимости нет. Как быть? В данном случае поможет только правильная трактовка ситуации.

Таких ситуаций всего 3:

  • дорога сужается справа – две полосы перетекают в одну, а правый ряд примыкает к левому или центральному.
  • сужение слева – аналогично, только здесь «исчезает» уже левый ряд, а соседняя полоса продолжает тянуться прямо,
  • исчезновение полос с обеих сторон – сужение и слева, и справа в одну общую (центральную), так называемое «горлышко».

Оцениваться с точки зрения приоритета они будут по-разному. Ключевым является наличие/отсутствие маневрирования со стороны водителя второго автомобиля.

  • Если вы двигаетесь справа от обочины и ваша полоса идёт на сужение – вы обязаны включить левый поворотник и пропустить всех едущих прямо в левом ряду, и только после этого можно туда перестраиваться (пункт 8.4 ПДД).
  • Если вы оказались на исчезающей левой полосе – снова следует включить поворотник (на этот раз правый) и дождаться освобождения правой полосы попутного движения, а затем совершить манёвр «перестроение».
  • При сужении левой и правой полосы в одну центральную – применяется принцип «помеха справа», согласно которому оба водителя пропускают автомобили на центральной полосе разгона, затем водитель машины из левого ряда уступает водителю в правом, а потом перестраивается сам.

Вот схема последней ситуации:

По закону 2023 года, даже если вы едете справа и у вас заканчивается полоса, нельзя применять трактовку «помехи справа». Для того, чтобы продолжить движение дальше вы должны совершить перестроение. А при таком манёвре обязаны уступить дорогу тем, кто не маневрирует, а продолжает ехать дальше по основной полосе.

Но на практике это правило соблюдается не всегда. Многие водители так и норовят вклиниться в левый ряд, не дожидаясь, пока полоса освободится для безопасного манёвра. И если вас пытаются подрезать, лучше придерживаться принципа ДДД — Дай Дорогу Дураку, а не идти на таран. Сбережёте и нервы, и автомобиль.

При наличии разметки и/или знака «Сужение дороги»

То же самое действует и при наличии знаков или разметки.

Вообще, при подъезде к знаку «Сужение дороги», лучше заранее позаботиться о смене полосы, чтобы не терять времени на перестроение в зоне её окончания. Но если не успели – ничего страшного! Сужение дороги обозначается несколькими знаками. Они, к слову, дают подсказку, кто из водителей должен уступить дорогу при смене полосы:

Знак 1.20.1 «Сужение дороги с обеих сторон» – устанавливается на 3-хполосной и более проезжей части, если по обеим её сторонам ведутся ремонтные работы.

Знак сужение дороги с обеих сторон

Как мы выяснили, здесь действует правило «помехи справа». Если вы собираетесь перестроиться слева, то вначале пропускаете машины центральной полосы, а потом уступаете съезжающим на неё автомобилям справа (если таковые окажутся).

Знак 1.20.2 «Сужение полосы справа». Прежде чем перестраиваться влево, пропускаем едущую в соседнем ряде машину.

Знак сужение полосы справа

Знак 1.20.3 «Сужение слева». Перед манёвром «перестроение» уступаем дорогу двигающимся справа по основной полосе.

Знак сужение слева

Знак 5.15.5 «Конец полосы» (справа) – свидетельствует о сужении проезжей части, а вместе с ней сообщает о необходимости совершить перестроение на основную полосу. И снова включаем поворотник, пропускаем машины слева и только потом занимаем левый ряд.

Знак Конец полосы

Знак 5.15.6 «Конец полосы» (слева) – можно перестраиваться, уступив дорогу тем транспортным средствам, которые двигаются по этой правой полосе.

Знак Конец полосы слева

Сразу после перекрёстка

Как правило, на перекрёстке может быть три полосы, после его проезда они сужаются до двух, а впереди – одна. Ну и другие разновидности.

Кто кому уступает? Вспоминаем пункт 8.4 ПДД, согласно которому приоритетное право проезда имеет тот, кто движется попутно без изменения направления, а совершающие манёвр должны им уступить. К примеру, если продолжением правой полосы после перекрестка является бордюр – то для дальнейшего движения водитель должен перестроиться на соседнюю полосу, но прежде пропустить едущие в этом ряду автомобили. Аналогичная ситуация при «упирании» во встречку. Впрочем, на практике до сих пор действует старый-добрый принцип «лесенки».

Но что, если нет ни знаков, ни ориентиров, а схема организации дорожного движения и «исчезающие» полосы вызывают вопросы? Единственно верное решение в таком случае – следовать положениям пункта 8.9 Правил, то есть уступить дорогу тому, кто находится справа от вас.

Если есть общий изгиб с правого и с левого края дороги

Ещё один случай, когда дорога имеет изгиб как с правого, так и с левого края проезжей части. К сожалению, и тут многие водители не совсем верно трактуют ситуации. В данном случае придётся ориентироваться самому и включить глазомер.

Если изгибы с обеих краёв проезжей части, а знаки и разметка отсутствуют или не видны из-за непогоды – нужно руководствоваться положениями п. 9.1 ПДД.

И там сказано следующее:

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Таким образом, в случае с изгибами проезжей части справа и слева середина дороги будет повторять контуры её краёв. То есть здесь мы говорим о ломаной линии разметки, разграничивающей встречные полосы.

Ну а дальше прикидываем, достаточно ли место для проезда обеих машин? Если ширина полосы движения позволяет двигаться параллельно, то уступать никому не придётся. В противном случае нужно учитывать «помеху справа».

Произошло ДТП при сужении дороги – кто будет виноват?

Виновником ДТП всегда является тот, кто нарушил Правила дорожного движения. Если нарушили оба – вина тоже будет обоюдной. При условии, что нарушение находится в причинно-следственной связи с ДТП (к примеру, тонировка не влияет на виновность).

И здесь у нас две ситуации:

  • Виноват водитель, не уступивший дорогу при перестроении в левый ряд. Изначально у этого водителя нет преимущества. Зато оно имеется у едущего по полосе набора скорости, при условии, что сам этот водитель никак не маневрирует, а двигается без смены направления.
  • Виноват водитель слева, не уступивший дорогу тому, кто был справа – если обе полосы сужались в «горлышко» и оба водителя перестраивались в один ряд. Здесь мы имеет дело с «помехой справа» – уступает тот, кто совершает манёвр с левой полосы.

Как итог для нарушителя – постановление о несоблюдении пункта 8.4 или пункта 8.9 ПДД, с перспективой штрафа.

Какие доказательства могут помочь?

Инспекторы ГИБДД и судьи оценивают ДТП при «исчезновении» полосы в динамике. Это значит, что нужно иметь наглядное воспроизведение дорожно-транспортного происшествия, расположение автомобилей относительно друг друга, их скорости, точки столкновения и т.д.

В идеале, если у вас окажется запись с регистратора, где видно, по какой полосе проезжей части вы ехали, а где находилась другая машина. Также подойдут записи с уличных камер. Самостоятельно их вы вряд ли получите. Но это и не требуется. Главное найти места, где располагаются эти камеры, сообщить о них прибывшим инспекторам ДПС, чтобы те изъяли записи для их дальнейшего изучения на «группе разбора».

Сколько штраф за нарушение знака «Сужение дороги»?

500 рублей, реже – предупреждение.

Речь идёт о части 3 статьи 12.14 КоАП за несоблюдение правил знака «Сужение дороги» или «Конец дороги». Размер штрафа 500 рублей, и в очень редких случаях можно отделаться письменным предупреждением от инспектора.

Штраф за неуступление дороги при манёвре

Действует ли скидка на оплату?

Административные штрафы по ст. 12.14 Кодекса не входят в перечень исключений, которые нельзя оплатить с 50% скидкой. Поэтому дисконт здесь действует. А сама возможность оплаты половины суммы штрафа за неуступление дороги при сужении полосы предоставлена частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ.

Для того, чтобы заплатить не 500, а 250 рублей необходимо совершить оплату в течение 20 дней с даты вынесения постановления. Если вы пропустили срок скидки, его можно восстановить – о том, в каких случаях это можно сделать у нас есть отдельная статья на сайте.

Судебная практика

Если открыть судебную практику 2023 года и ранее, то можно заметить общую тенденцию. Судьи подтверждают тезис о том, что преимущество при сужении дороги имеют те, кто едет по своей полосе, не меняя направления. А водители, у которых ряд закончился – обязаны уступать.

Вопреки доводу жалобы, водитель Валиев И.Н. должен был уступить дорогу транспортному средству , поскольку водитель Ш.М.К. двигался по своей полосе движения, в то время как полоса движения, по которой двигался Валиев И.Н., в связи с сужением дороги, закончилась.

Именно в действиях водителя Валиева И.Н. имеются нарушения п. 8.4 ПДД РФ, поскольку по характеру движения ему необходимо было перестроиться и уступить дорогу транспортному средству, движущемуся попутно без изменения траектории движения — «, под управлением Ш.М.К.

А вот ещё одно решение суда с аналогичными выводами.

Наконец, третий пример ДТП после проезда перекрёстка – при перестроении в правую полосу водитель не убедился в безопасности манёвра и стукнулся с другим автомобилем, а в жалобе ссылался на якобы сужение дороги – однако из схемы сужение не усматривалось, поэтому суд справедливо отказал в удовлетворении жалобы.

Таким образом, судебная практика ещё раз подтверждает то, о чём мы написали в статье. Сужение дороги не даёт право лезть из правой полосы в левую – принцип «помехи справа» неприменим. Напротив – те, для кого происходит сужение полосы, обязаны ждать, пока проедут автомобили в соседнем ряду. Иначе в случае ДТП окажутся виновниками.

Дорога сужается слева, справа, с обеих сторон — кто обязан пропустить?

Приоритет при сужении дороги

Бывают случаи, когда водители, особенно новички путаются, кто кого должен пропустить. Порой такие сложности возникают, когда происходит сужение проезжей части. В таком месте незнание Правил дорожного движения может привести к неприятному ДТП. Давайте разберемся, кто же должен пропускать, если дорога сужается.

Представьте, двигаетесь вы по трассе, и вдруг впереди стоит знак — сужение дороги. Кто же кому уступает в этой ситуации? Чтобы разобраться с этим, нужно просто заглянуть в ПДД, которые вас заставляли учить до дыр в автошколе. Но, получив права, мы забываем хотя бы иногда листать эту самую важную для автомобилиста книгу.

Сужение дороги

Сужаться проезжая часть может по-разному — с левой стороны, с правой стороны, с обеих сторон. Если сужение имеет место справа, значит две полосы превращаются в одну, а правый ряд примыкает к левому. По правилам, главной в этом случае будет полоса, которая не сужается. Таким образом, если вы двигаетесь по правой полосе, значит вы обязаны пропустить тех, кто едет прямо по левой полосе. Перед тем, как совершить маневр, вы должны включить левый поворотник, остановиться у сужения полосы, пропустить всех, кто едет прямо по левой полосе и только тогда перестроиться в левый ряд.

Совместное перестроение

Если сужается левая полоса, значит тот же принцип — пропускаете тех, кто едет по правой полосе и, только если нет помехи, перестраиваетесь. Если три полосы и сужение происходит и слева, и справа, значит правило также неизменно — преимущество имеют водители на полосе, которая не сужается. А вот если одновременно и на крайней правой, и на крайней левой полосах, которые имеют сужение, стоят машины, кто должен пропустить? Тот, кто едет по крайней левой полосе, должен уступить дорогу тому, кто едет прямо, и тому, кто перестраивается с правой полосы — как помехе справа.

Но в реальной жизни сужение проезжей части — потенциально опасная ситуация, которая требует от водителей знания ПДД. Сужаться дорога может как из-за временных изменений, например, ремонта, так и на постоянных условиях. Так что если вы часто ездите по данному участку и уже уяснили, что проезжая часть сужается, привыкните и правила соблюдать.

«ПДД на пальцах». Эпизод 10: кто из водителей должен уступить при сужении дороги без разметки?

Ситуации, когда на дороге установлены все необходимые знаки и есть разметка, обычно не вызывают затруднений у водителей. Но что делать, если нет ни того, ни другого? Сегодня рассмотрим как раз такой случай.

Две машины едут параллельно в одном направлении по дороге без линии разметки, и вдруг проезжая часть сужается с правой стороны

Ответ на этот вопрос мы как обычно опубликуем в пятницу в этом же посте. А пока подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить обновления.

Подборка предыдущих эпизодов для удобства навигации:

— Эпизод 1: движение задним ходом vs выезд из двора
— Эпизод 2: кто не прав при повороте налево на перекрёстке
— Эпизод 3: объезд остановившегося автобуса через сплошную — можно или нельзя?
— Эпизод 4: ДТП при повороте налево с автомобилем, едущим по встречной обочине
— Эпизод 5: проезд смещённого перекрёстка — кто должен уступить?
— Эпизод 6: Круговой перекрёсток и трамвайные пути — кто кому уступает?
— Эпизод 7: кто кому должен уступить при изменении направления главной дороги
— Эпизод 8: кто должен проехать перекрёсток первым?
— Эпизод 9: поворот и разворот под стрелку — у кого приоритет?

На благоустроенных участках дорог такие ситуации не вызывают вопросов, так как там нанесена разметка, обозначающая полосы и сужение, и/или установлены знаки 1.20.(1, 2, 3) и 5.15.(5, 6).

В описываемой ситуации могли бы применяться эти знаки, что упростило бы положение дел

Однако их может не оказаться на загородной трассе или на участках, где недавно был обновлен асфальт. Вариант: вы двигаетесь в плотном потоке, и заметить сужение затруднительно.

Ещё одна похожая ситуация — перекресток, на котором до светофора машины движутся в два ряда, а после происходит резкое сужение до одного ряда (не путайте со смещённым перекрёстком).

В таких случаях, как изображён выше, направление движения определяет осевая разделительная линия, а не обочина. Если такая разметка на дороге с двусторонним движением отсутствует, она устанавливается согласно пункту 9.1. ПДД. Он гласит: «стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений».

Проще говоря, при отсутствии разметки нужно мысленно разделить дорогу пополам, и тот, кто будет двигаться вдоль и ближе всего к этой линии (даже, если она изгибается), будет иметь преимущество перед идущим правее транспортом. Пункт 8.9 ПДД («Уступи помехе справа») в данном случае неприменим, так как левый автомобиль едет без изменения направления движения и не обязан уступать. Манёвр (перестроение) совершает правый автомобиль, а значит, именно он и должен уступить.

Правильный ответ: водитель автомобиля, движущегося справа, должен уступить

Спасибо всем за активное участие в обсуждении. Новая дорожная загадка уже в соседнем посте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *