Имеют ли право инспекторы ГИБДД работать поодиночке?
Мы привыкли к тому, что сотрудники ДПС всегда работают в паре (или даже втроем). Если вдалеке появляется патрульный автомобиль, водитель уже знает, что там находятся два инспектора ГИБДД. Однако иногда на дороге можно наблюдать стражей порядка, несущих службу поодиночке.
Вполне логично, что у водителя в этот момент возникает настороженность. А нет ли в данном случае нарушения со стороны полицейского? Имеет ли он право тормозить транспортные средства, находясь без напарника? Может, это «оборотень в погонах», который решил подзаработать на взятках в свободное от службы время? Разберемся, оправданы ли подобные опасения.
Работу сотрудников ДПС регулирует Административный регламент. К нему и обратимся за ответом. Пункт 60 данного документа гласит, что инспекторы ГИБДД могут следить за безопасностью на дорогах в пешем порядке, с использованием патрульных автомобилей или на стационарном посту. Кстати, при контроле за соблюдением ПДД полицейские имеют право перемещаться не только на машинах, но и на средствах авиации (вертолетах и т.д).
Согласно пункту 62, формы и методы несения службы определяет руководитель подразделения ДПС. Именно он решает, сколько человек и где будут задействованы. Сегодня инспектор может состоять в экипаже, который перемещается на автомобиле, а уже на следующий день его отправят патрулировать улицы пешком.
Изображение сгенерировано нейросетью Stable Diffusion
Количество человек в каждой группе тоже определяется индивидуально. При этом в Административном регламенте ГИБДД нет определенных цифр. Численность личного состава зависит от поставленной задачи. Где-то вполне может справиться один сотрудник, а где-то придется задействовать сразу троих. Получается, что инспектор ГИБДД вправе осуществлять надзор за дорожным движением в одиночку. Юридических препятствий для этого нет.
Это подтверждается и главным документом правоохранительных органов – Федеральным Законом «О полиции». Права стражей порядка прописаны в статье 13 данного документа. Согласно этой норме полицейский может патрулировать улицы городов и иные общественные места, составлять административные протоколы и останавливать транспортные средства.
В статье 25 сказано, что сотрудник полиции не только выполняет должностные обязанности, но и реализует предоставленные ему права. Главное – чтобы то, что он делает, не противоречило занимаемой им должности. То есть не имеет значения, находится инспектор ГИБДД на службе один, или же с напарником. Он в любом случае обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность на дороге.
От водителей иногда можно услышать злобные шутки в адрес сотрудников ДПС: мол, они работают поодиночке, потому что не хотят делиться деньгами, полученными от взяток. На самом деле подобное часто связано с банальным некомплектом. Это серьезная проблема МВД, решать которую необходимо на высшем уровне. А от оскорбительных высказываний в адрес тех, кто следит за безопасностью, лучше воздержаться. Это попросту неуместно.
Сколько инспекторов ДПС должно находится в патрульной машине во время дежурства?
Сколько инспекторов ДПС должно находится в патрульной машине во время дежурства?
Ответы на вопрос (3):
Силы и средства для несения службы по обеспечению безопасности ДД обеспечиваются в зависимости от количества личного состав ГИБДД и интенсивности дорожного движения на конкретном участке. как правило это группа инспекторов из двух человек.
Могут вообще не находится в автомобиле, а быть рядом с ним. Что хотите спросить? Уточните вопрос.
Читайте также:
Организация дежурств врачей-терапевтов в ведомственных санаториях: количество, оплата и возможные проблемы
Я работаю врачом-терапевтом в ведомственном санатории на 1,5 ставки (по внутреннему совместительству). Сколько раз нужно отдежурить? Как должны оплачивать дежурство в ночное время? Как должны оплачивать дежурства в выходные дни (суббота и воскресенье)? Сколько дежурств должно быть при работе на одну ставку? А как оплачиваются дежурства с правом сна? Правильно ли я понимаю, что ночное время это с 22 до 6 часов утра? Если врачей не хватает чтобы покрыть дежурствами весь месяц, что делать?
Вопрос о необходимости присутствия свидетелей при освидетельствовании на алкогольное опьянение
Вопрос хотел бы задать: остановили сотрудники ДПС, находился в состоянии алкогольного опьянения, пригласили в патрульную машину пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, в патрульной машине имелся видеорегистратор, вопрос следующий: должны ли были сотрудники пригласить 2 свидетелей или сейчас достаточно видеорегистратора в патрульной машине?
Как же время отдыха, подготовка к следующему дежурству?
Я, капитан, оперативный дежурный, нас часто ставят на дежурство, сутки через сутки.
Правомерно ли такое заступление на боевое дежурство?
Как же время отдыха, подготовка к следующему дежурству?
Командир говорит, что потом даст отгулы, а как их подсчитать, у меня за год выходит по 120-130 дежурств, пятнадцать суток к отпуску компенсирует только 90 дежурств, а с остальным что делать, тем более, что дежурим с 9.00 до 9.00, а как учитывать время сдачи дежурства плюс 1 час, а домой попадаю к одинадцать (нас развозит машина)? можно остальное компенсировать деньгами?
Возможно ли сотруднику ДПС останавливать машину на дороге без патрульной машины рядом в сельской местности?
Наличие проблесковых маячков на ДПС: требования и документы
Должны ли быть включены проблесковые маячки на транспортном средстве ДПС при дежурстве на дороге (когда машина припаркована и сотрудники несут дежурство вне транспортного средства) и каким документом это регламентируестя?
Можно ли устроиться инспектором дорожно-патрульной службы, инспектор ОВ ДПС ГИБДД с судимостью.
Правомерна ли остановка инспектором ДПС в ночное время на лесной дороге без световых сигналов в условиях плохой видимости?
Правомерна ли остановка в ночное время суток на лесной дороге инспектором ДПС. Патрульный автомобиль без маячков и без габаритных огней в условиях плохой видимости?
Скажите пожалуйста как должна производиться оплата и какими документами регламентировать?
Работаем врачами в роддоме ежедневно с 8.00 до 16.00, а также остаёмся на ночное дежурство с 16.00 до 8. 00, потом остаёмся в день до 16.00. Таких дежурств в месяц 10-15, взять отгул (который не предлагают) или уйти раньше после дежурства не представляется возможным, а оплачивают эти дежурства за фактически отработанное время. Скажите пожалуйста как должна производиться оплата и какими документами регламентировать?
С 11.07.2023г. — новый регламент ДПС
11 июля 2023г. в силу вступает приказ МВД РФ № 264 («Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения»), который идет на смену административному регламенту 2017 года.
Приказ расписывает новый порядок надзора сотрудников ДПС за дорожным движением и правила общения инспекторов с водителями, чтобы исключить различные конфликтные и спорные ситуации на дорогах.
Коротко о главном.
Так теперь инспектору должностной инструкцией запрещено брать у водителя из рук вместе с документами деньги, ценные бумаги и иные предметы, но и конкретизировано — "средства связи".
В новом регламенте уточнено: автомобилист вправе ознакомиться с документами, «содержащими информацию ограниченного распространения» (т.е., документы о проведении рейдов и т.п., послуживших основанием для остановки), лишь в подразделении ГИБДД или в отделении полиции. На месте сотрудник предоставлять эти данные не обязан.
В регламенте также записана обязанность полицейских в случае ДТП сообщать близким родственникам жертв аварий информацию о больницах, куда направили пострадавших в аварии.
Так же теперь сотрудникам ДПС при разговоре с водителями запрещены «любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений».
Если инспектор ДПС обнаружил неисправности тормозов, рулевого управления, неработающие фары ночью или сломанные стеклоочистители во время осадков, то теперь он «вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей», при этом стоянка авто во время ремонта не должна создавать угрозу безопасности движения. Если возникли более мелкие неисправности, то водитель обязан устранить их на месте или следовать к месту ремонта «с соблюдением необходимых мер предосторожности».
Приказ № 264 сохраняет за ГИБДД возможность вести так называемый скрытый надзор за движением — речь идет об инспекторах, несущих дежурство на авто без цветографической схемы. Сотрудники на «гражданских» машинах, как и раньше, будут следить за движением, фиксировать нарушения с помощью камер (при выездах на встречную полосу, проездах пешеходных переходов и т. д.) и передавать данные наряду ДПС на служебной машине. Сами составлять протоколы о нарушениях ПДД они не имеют права.
Теперь инспектор может остановить машину для проверки документов, не имея на это никаких дополнительных оснований.
Также теперь при отстранении от управления инспектор вправе требовать от водителя выйти из машины, а в случае неподчинения — оформить материалы по ст. 19.3 КоАП “Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции”.
Сколько сотрудников дпс должно быть в экипаже
Надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме
58. Основанием для осуществления сотрудниками надзора за дорожным движением является принятое руководителем соответствующего подразделения ДПС, территориального органа МВД России на районном уровне, подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне решение о заступлении их на службу.
59. Надзор за дорожным движением включает:
визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;
наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.
60. Надзор за дорожным движением может осуществляться:
в пешем порядке;
на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении;
на стационарном посту.
При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие).
61. При выполнении сотрудниками действий, непосредственно связанных с осуществлением надзора за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным транспортным средствам, не допускается.
62. Место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
65. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен иметь светящийся жезл (жезл с световозвращающими элементами) и световозвращающее снаряжение.
66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;
выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования;
оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования;
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске;
пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности;
оказанию содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
контролю за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах, а также принятию мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог <1>;
<1> Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденный приказом МВД России от 30 марта 2015 г. N 380 (зарегистрирован в Минюсте России 7 мая 2015 года, регистрационный N 37154), с изменениями, внесенными приказом МВД России от 30 декабря 2016 г. N 926 (зарегистрирован в Минюсте России 26 января 2017 года, регистрационный N 45431).
В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение ДТП.
67. При выявлении правонарушения, совершенного участником дорожного движения, могут быть осуществлены:
остановка транспортного средства, пешехода с целью пресечения нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении;
передача информации о нарушении другому наряду сотрудников, в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС или дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне (в случае необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства).
При одновременном выявлении нарушений правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан.
68. При выявлении факта управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада <1> сотрудник требует прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено <2>.
В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
69. При выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов обеспечивается:
принятие самостоятельно или с привлечением участников дорожного движения мер к устранению помех в дорожном движении;
передача соответствующей информации в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) и предупреждение участников движения с использованием при необходимости средств ограждения, патрульного транспортного средства, специальной световой сигнализации;
выполнение по указанию или разрешению дежурного регулирования дорожного движения в соответствии с пунктом 80 Административного регламента с целью перераспределения транспортных потоков, направления транспортных средств в объезд.
70. При установлении факта или получении информации о нарушении обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог обеспечивается передача соответствующей информации в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) и принимаются возможные меры к устранению угроз безопасности дорожного движения.
71. При осложнениях в дорожном движении, возникших в результате стихийных бедствий, крупных производственных аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) сотрудник информирует об этом дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне), принимает меры к оповещению водителей об опасности, содействует беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных служб, в случае необходимости временно ограничивает или запрещает движение, направляет транспортные средства в объезд опасного участка.
72. При получении информации или установлении факта вынужденной остановки транспортного средства, перевозящего опасные грузы, обеспечивается:
сообщение в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) обстоятельств остановки;
контроль за правильностью обозначения места остановки транспортного средства в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов;
в случае утечки опасных веществ и невозможности установления свойств перевозимых грузов — перекрытие движения на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места происшествия и ограничение доступа к месту остановки посторонних лиц.
73. Для предупреждения нарушений правил дорожного движения могут использоваться устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, средства автоматической фиксации.
74. При выявлении транспортных средств, находящихся в розыске по ориентировкам или по оперативно-справочным учетам, лиц, находящихся в розыске или подозреваемых в совершении преступлений <1>, сотрудник принимает меры по их задержанию и информированию дежурного отделения (группы) подразделения ДПС (дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне). Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с указаниями дежурного.
<1> Статья 12 Федерального закона «О полиции».
75. Основанием для осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне о применении таких технических средств, руководителя подразделения ДПС, руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне о порядке несения службы сотрудником.
76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке <1> и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям <2>, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи <3>.
<2> Статья 10 Федерального закона «О полиции».
77. При надзоре за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации могут применяться:
стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры (стойки, опоры) и других конструкциях;
передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на специальных конструкциях (штативах, треногах, вышках на базе транспортных средств);
носимые средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и не требующие специальных конструкций для размещения;
мобильные средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на борту транспортных средств.
78. Средства автоматической фиксации применяются при надзоре за дорожным движением в соответствии с установленными требованиями <4>.
<4> ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1368-ст. Стандартинформ, 2016).
(сноска в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
Выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП.
79. При надзоре за дорожным движением сотрудником может осуществляться регулирование дорожного движения в случаях:
реализации принятого самостоятельно или полученного решения о временном ограничении или запрещении дорожного движения, изменении его организации на отдельных участках;
неисправности технических средств организации дорожного движения;
необходимости предупреждения ДТП, нарушения участниками дорожного движения правил дорожного движения, предотвращения, ликвидации заторовых ситуаций, оказания помощи участнику дорожного движения, объезда возникшего препятствия, места ДТП, проведения аварийно-спасательных работ и других случаях осложнения дорожной обстановки.
80. Регулирование дорожного движения может осуществляться посредством применения распорядительно-регулировочных действий с использованием:
жестов (рукой, с жезлом либо диском с красным сигналом или световозвращателем) в соответствии с приложением N 2 к Административному регламенту, при необходимости в сочетании со свистком;
ручного управления светофорным объектом;
установки временных дорожных знаков и указателей;
ограждения участка дороги техническими средствами организации дорожного движения (конусами, сигнальной лентой и другими);
размещения на проезжей части патрульного автомобиля с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
81. Переключение светофорного объекта в режим ручного управления осуществляется сотрудником с разрешения дежурного.
82. В случае необходимости пресечения в ходе осуществления распорядительно-регулировочных действий административного правонарушения его оформление производится после их окончания или другим нарядом сотрудников, вызываемым через дежурного.
83. Об окончании распорядительно-регулировочных действий докладывается дежурному.