Велосипед с одним колесом: обзор уницикла
Одноколесный велосипед сегодня используется не только в цирке. Все чаще удается увидеть данный вид транспорта на улицах современных городов. Любители нестандартного велосипедного катания приспособили такой байк даже туристических заездов, используется он и для выполнения трюков или командных видов спорта.
В данной статье мы поговорим о том, как называется велосипед с одним колесом, и как данному виду транспорта удалось выйти за пределы цирковой арены.
Велосипед с одним колесом: обзор уницикла
Общие сведения
Название
Велосипед с одним колесом называется уницикл или моноцикл. Неофициально его называют «цирковой велосипед». Изначально подобным транспортом пользовались акробаты, жонглеры и уличные артисты. В последние годы байк получил широкое распространение среди широких масс уличных спортсменов. В чем секрет популярности уницикла? Давайте постараемся вместе найти ответ на этот вопрос.
Особенности конструкции и виды унициклов
- колеса
- сиденья
- педалей
- рамы в виде стойки
В классическом варианте уницикла отсутствует привод. Не имеет модель руля и тормозов. Езда на таком агрегате предполагает наличие хорошо развитого чувства баланса. Классика — лишь эталон. На самом деле вариантов современных унициклов множество. Вот лишь некоторые разновидности:
- уницикл с рулевым управлением
- модель, имеющая тормоза под сиденьем
- комбинированный уницикл, имеющий руль и дисковый тормоз
- моноцикл, обладающий цепной передачей
- электрический моноцикл
- так называемый ултимейт — простейший уницикл, состоящий из колеса и педалей
- интроцикл — модель, в которой байкер находится внутри колеса
Последний вариант, конечно же, с натяжкой можно отнести к унициклам. Интроциклы, скорее, стоят особняком и являются отдельной разновидностью велосипедного транспорта.
Одноколесные современные модели моноциклов имеют особые втулки с обгонными муфтами, позволяющие двигаться при помощи наката. Тормоза выполняются только в дисковом варианте. Ножной тип тормоза на уницикле невозможен в принципе. Ободные конструкции также не используются: их просто не на что зацепить.
Скорость уницикла зависит от диаметра обода колеса. В таблице ниже приведены усредненные параметры по темпу катания.
Размер колеса Средняя скорость в км/ч Наибольшая скорость в км/ч
Как видите, моноцикл по своим скоростным возможностям значительно отстает от двухколесного велосипеда. Только 36-дюймовое колесо гипотетически поставило бы его в один ряд с полноценным байком.
Стили катания и виды спорта
Производство удобных и качественных моделей существенно расширило сферу применения унициклов. Байки такого типа сегодня можно встретить не только на городских улицах, но в спортивных залах, а также на соревнованиях.
- Триал. Направление представляет собой скоростное преодоление препятствий на моноцикле в условиях пересеченной местности. Требования к унициклам такого типа достаточно высоки. Модели должны быть устойчивы к высоким нагрузкам и в обязательном порядке обладать тормозами.
- Фристайл. Характеризуется исполнением трюков на моноциклах. В ход идут прыжки, развороты, петли и виражи. Если обычное катание на одноколесном велосипеде уже напоминает экстрим, то фристайл в моноцикле смотрится и вовсе завораживающе.
- OffRoad monocycle. Представляет собой преодоление крутых склонов и участков бездорожья на моноцикле. Легкость и надежность современных моделей привела к широкому распространению данного спортивного направления. Моноцикл легко взять с собой в любое путешествие.
- Туризм. Некоторые дорожные модели унициклов имеют туристические багажники, позволяющие велосипедисту использовать байк для дальних поездок. Конечно же, по своей интенсивности катание на уницикле уступает обычному передвижению на двухколесном байке. Километраж для уницикла ограничивается, как правило, парой сотен километров. Шоссейные моноциклы имеют узкий обод, оснащены удобным рулем, позволяющим низкую посадку, в обязательном порядке обладают тормозами.
- Стрит. Направление представляет собой выполнение трюков и прыжков в условиях городских улиц. Умельцы соревнуются в точности исполнения «цирковых» элементов, преодолевают препятствия, стремятся поразить друг друга сложностью элементов.
Помимо вышеописанных велосипедных дисциплин, моноциклы имеют применение и в следующих командных видах спорта:
- баскетбол
- поло
- хоккей
Баскетбол на унициклах напоминает классическую игру, разница лишь в том, что спортсмены передвигаются по полю на байках. Модели для игры имеют 24-дюймовые колеса, педали установлены облегченного типа. Соревнования по баскетболу на унициклах проводятся во многих европейских странах. Есть они в Германии, Франции, Англии. Популярность такого вида спорта добралась и до США и стран Латинской Америки. Кстати, именно команда из Пуэрто-Рико считается самой сильной в данном направлении.
Поло на унициклах или униполо представляет собой новый вид командного спорта. Если в традиционной игре участники соревнуются на лошадях, но в униполо последних логично заменили одноколесные байки. Размеры поля для игры при этом меньше стандартных. Отличаются по форме и клюшки. В России данное направление спорта было открыто в 2015 году.
Хоккей на моноциклах является самым опасным видом спорта. Соревнование, вопреки ожиданиям, проводится не на обычном деревянном покрытии зала, а на стандартном ледовом. Правила напоминают обычный хоккей. Имеются шайбы и клюшки. Соревнования на высоком уровне организуются в Европе. Чаще всего турниры проводятся в Германии, Англии, Швейцарии.
На первом этапе состязаются 8 команд. Отбор победителей осуществляется по перекрестному методу, когда каждая команда в обязательном порядке играет со всеми соперниками. Победителем финала становится команда, забившая большее число голов. При равном результате прибегают к пенальти.
Трудно ли кататься на моноцикле
Несмотря на кажущуюся сложность катания на таком байке, освоить моноцикл под силу практически любому. Более того, существуют целые семейные покатушки, где вы встретите участников от детского возраста до самого пожилого.
Для уверенного катания следует тщательно отработать навыки езды. Кому-то достаточно нескольких дней тренировок. У кого-то процесс освоения уницикла займет больше времени. Начинать занятия следует на ровном и мягком покрытии. Идеальным вариантом будет грунтовое покрытие городского парка или спортивная площадка с прорезиненным слоем. Так как переход с двухколесного байка на одноколесную модель не обходится без падений, на тренировку следует выходить в полной защитной экипировке. Не следует начинать освоение уницикла на асфальте: на нем больно падать.
Если вы с легкостью катаетесь без рук на обычном байке, освоение уницикла, с большой вероятностью, не затруднит вас.
Стадии освоения моноцикла
Осваивать катание на уницикле рекомендуется в несколько этапов:
- Первым делом стоит освоить посадку и подержание равновесия. Начинать, как известно, непросто. Поэтому именно этот этап считается самым трудным. Для начала следует использовать удобную опору. Можно кататься вдоль стены или забора. Идеальным вариантом будет тренировка в узком коридоре. Следует научиться садиться на моноцикл, а также поддерживать равновесие. Постепенно начинайте отпускать одну руку, затем две. Переходить к следующему этапу тренировок можно, если вам удается не падать около минуты.
- Езду вперед следует осваивать при помощи мягкого наклона корпуса в направлении движения. Педали при этом необходимо крутить плавно, без рывков. Спину рекомендуется держать в прямом положении, не выгибая. Размахивать руками не стоит: это может излишне раскачать колесо. Если вам удается перемещаться на моноцикле без падений, спортсмены советую начать постепенно увеличивать дистанцию. Скорость при этом пока не стоит повышать. При катании следует смотреть вперед и следить за ровным положением тела.
- Третьим этапом стоит освоить повороты. В классических моделях, не имеющих руля, в управлении участвуют бедра. Выполнение поворота идентично катанию на двухколесном велосипеде без рук. Для изменения траектории движения стоит перенести вес на бедро, расположенное в стороне поворота. После преодоления виража следует плавно вернуться к исходному положению корпуса. Начинать освоение поворотов стоит с большого радиуса. Постепенно следует переходить к более крутым виражам.
- На последнем, четвертом этапе рекомендуется перейти к постепенному увеличению скорости. Не следует разгоняться слишком сильно. Всегда поддерживайте скорость, комфортную для безопасного соскока с седла на ноги.
Защитная экипировка
- велосипедный шлем
- налокотники
- наколенники
- защиту для голени (особенно при катании на моделях с шипованной резиной)
- перчатки, защищающие руки при падениях
Преимущества уницикла
По сравнению с двухколесными велосипедами, унициклы обладают следующими преимуществами:
- Небольшой вес. Монобайк весит в среднем в три раза меньше обычного велосипеда.
- Унициклы удобно хранить и перевозить в транспорте.
- Байки такого типа легко можно переносить на себе на трудных участках дороги.
- Унициклы более безопасны для окружающих.
- Вопреки расхожему мнению, транспорт такого типа также менее опасен для самого владельца.
- Унициклы обладают большой маневренностью.
Как выбрать первый уницикл
- Выбирайте некрупный диаметр колеса. Идеальным вариантом для новичков считается обод 20 дюймов.
- Отдайте предпочтение моноциклу без цепного привода. Управлять приводным байком гораздо сложнее.
- Заранее определите стиль катания и ориентируйтесь при выборе модели из ваших запросов. Модели унициклов могут быть как туристическими, так и городскими или трюковыми.
- Выбирайте модели, имеющие тормоза.
Так как лишь немногие на практике доходят до полного освоения уницикла, практически новую модель с большой скидкой можно приобрести через онлайн доски объявлений. Для многих проще и понятнее катание на двухколесном байке, поэтому унициклы часто продаются с рук.
Заключение
Велосипеды на одном колесе — оригинальная и удобная альтернатива обычному байку. При должной сноровке, катание на таком велосипеде способно принести массу положительных эмоций. Унициклы довольно просты в управлении, они занимают масло места при хранении, их легко брать с собой в поездки.
Моноцикл: конструкция, разновидности, стили езды и критерии выбора
Моноцикл — интересный вариант средства передвижения, способный поразить даже опытных велоэкстремалов. Многих интересует, как называется уницикл (одноколесный велосипед), и существует ли он исключительно в механической версии. На самом деле термин unicycle сегодня является официально признанным международным наименованием этого транспорта.
Одноколесные велосипеды уже перестали быть экзотикой — их свободно можно приобрести в крупных зарубежных магазинах, да и российские сети готовы предлагать такой товар своим клиентам.
Но вопросов от этого меньше не становится.
Как научиться кататься, узаконен моноцикл как транспортное средство? Поможет ли обзор электрических моделей и обычных унициклов в выборе подходящего варианта? Как можно использовать моноцикл в катании, где его применяют в качестве спортивного снаряжения? Прежде чем обзавестись одноколесным «железным другом», стоит разобраться в основных технических моментах и разновидностях таких велосипедов.
История
Моноцикл — особый вид велосипедов, долгое время имевший ограниченное использование. На нем выполнялись разнообразные трюки в цирке — старинные прообразы современных моделей можно видеть в музеях и частных коллекциях. По одной из наиболее популярных версий своим появлением унициклы обязаны «Пауку» — велосипеду типа пенни-фартинг, с гиперболизированным размером переднего колеса и закрепленной на нем парой педалей.
При катании его задняя часть часто отрывалась от земли, и не участвовала в передвижении. В итоге человек ехал и рулил практически на одном переднем колесе.
Если обратить внимание на моноциклы XIX века, эта теория легко находит свое подтверждение. В дальнейшем моноциклы выпускались в различных вариантах — без седел или с максимально высокой посадкой — так называемые «жирафы». В 80 годы XX века одноколесные велосипеды привлекли внимание поклонников экстремального спорта. Так появились MUni — mountain unicycling или горные унициклы.
Моторизованные моноколеса также имеют давнюю историю. Впервые их стали создавать еще в первой половине XX века, и выглядели эти версии весьма интересно. Например, известна модель с диаметром колеса 2 м, внутри которого располагался водитель и элементы управления. Но лишь с появлением гиробордов и компактных электрических батарей появились привычные современному райдеру варианты. Такие унициклы сегодня часто вовсе не имеют рулевой стойки и седла, а управление ими осуществляется изменением положения коленей.
Характеристика
Уницикл — одноколесный велосипед, на котором райдер балансирует. Иногда этот транспорт называется моноколесом или моноциклом, но суть от этого не меняется. Высота сидушки в таких устройствах определяется типом рамы и диаметром колеса.
При подборе чаще всего ориентируются на длину ноги от паха до стопы. При посадке нога должна уверенно доставать до педали и сгибаться не теряя контроль над ней.
Вес райдера не имеет значения. Но для людей с массой тела более 100 кг лучше выбирать модели в горном исполнении или для фристайла. Они оснащаются упрочненными конструкциями рам и не боятся нагрузок.
Давление в шинах зависит от выбора стиля и модели одноколесного велосипеда. Для электроунициклов нормальными считаются показатели 2,3-2,7 атмосфер. Для классических моделей ориентиром всегда служит информация на покрышке — там указываются минимальные и максимальные значения с литерами PSI — фунт/сила на дюйм в квадрате. Если обозначение BAR, расчет ведется в атмосферах.
При накачивании покрышек учитывается и вес велосипедиста — чем он выше, тем большее давление потребуется.
Так, если для человека массой в 50 кг хватит давления в колесах MUni 2,38-2,59 атмосфер, для райдера весом 105 кг нормой будет уже 3,06-3,27. Для шоссейного эти показатели всегда выше, минимальные значения варьируются в диапазоне 6,5-9 атмосфер.
Конструкция и принцип действия
Велосипеды с одним колесом — унициклы – имеют довольно простую конструкцию, состоящую из нескольких элементов.
- Колеса, включающего обод, втулку, ось, спицы, камеру и шину. Оно имеет прямую передачу усилия от педалей на втулку.
- Шатунов.
- Педалей. Они фиксируются на концах колесной оси.
- Рамы, имеющей вилообразную конструкцию. Она фиксируется непосредственно к подшипникам втулки.
- Подседельного штыря. Он обеспечивает соединение седельной части с рамой.
- Седла. Не каждое моноколесо выпускается с сиденьем, но в большинстве вариантов оно все же есть. Отличие от обычного велосипедного заключается в наличии бамперов впереди и сзади.
- Выноса. Он имеет некоторую общность с рулем обычного велосипеда, крепится под седлом и направлен вперед. Этот рычаг служит дополнительной точкой опоры в одноколесных велосипедах, предназначенных для продолжительных поездок. На нем могут закрепляться фонари, звуковые сигналы.
- Тормоза. Трюковые модели могут обходиться без них. Во всех остальных по умолчанию используется специальная конструкция тормозного механизма с подседельным креплением. Кроме того, если в наличии вынос, можно установить классический ручной тормоз.
Принцип действия максимально прост. Райдер вращает педали, сохраняя баланс тела при помощи бедер и корпуса.
Моноцикл двигается вперед или маневрирует, следуя заданному направлению.
Разновидности
Среди основных разновидностей моноциклов можно отметить как спортивные варианты, используемые для преодоления препятствий или кросса, так и прогулочные модели. Отдельно рассматривается электромоноцикл — обычно он не оснащается седлом и рамой ввиду ограниченной дальности поездок.
Электрический уницикл именуется моноколесом, управляется при помощи коленей, а педали по его бокам закреплены стационарно, как опоры гироскутеров.
Среди популярных моделей можно выделить Airwheel Q3 340WH, оптимальную для новичков, и развивающую скорость до 18 км/ч. Среди топовых версий лидером считается InMotion V8.
Beginner/Neighborhood
Самые простые одноколесные модели велосипедов, ориентированные на начинающих спортсменов, пока не определившихся со стилем езды. Основное деление здесь происходит по диаметру колес. С 12 до 16″ — детские или цирковые модели, самые компактные. Унициклы с диаметром колес 20″ — учебные, позволяющие научиться катанию взрослому человеку. Модели на 24″ приближены к круизерам, подходят для развития навыков продолжительного или трюкового катания.
Touring
Туристические модели унициклов оснащаются колесами диаметром от 26 до 29″ и рассчитаны на преодоление больших расстояний. Фактически это одноколесная версия обычного дорожного велосипеда, но с более массивными шинами. Унициклы touring класса удобны в автомобильных путешествиях — их легко транспортировать в багажнике.
На одноколесных велосипедах этого типа могут устанавливаться дополнительные компоненты — обгонные двухскоростные муфты, допускающие инерционную езду без вращения педалей, руль, традиционные дисковые тормоза.
Одноколесные «внедорожники» официально признаны и даже имеют свою международную федерацию со штаб-квартирой в США. На педалях таких унициклов располагаются шипы и дополнительные крепления. Шины и рамы могут быть шире обычного. Но основные изменения касаются оси — здесь используется привод BMX, адаптированный под конструкцию моноцикла.
Сегодня здесь используются шлицевые хабы Q-Axe, обеспечивающие более надежное соединение каретки и шатуна. Горные велосипеды с одним колесом, дополненные такой осью, выдерживают любые нагрузки не ломаясь.
Street, Trial, Flatland
Все унициклы для этих стилей катания должны выдерживать прыжки и нагрузки, связанные с преодолением препятствий. Размер колес в таких моделях небольшой, 19-20″, чтобы обеспечивать максимальную легкость маневрирования. Ось и шатуны здесь имеют усиленную конструкцию, шины увеличенной толщины. Триал ориентирован на катание невысоких райдеров или подростков, такие моноциклы не рассчитаны на высокие прыжки, и менее скоростные. Флэтленд-байки с 1 колесом не прыжковые, но рассчитаны на фигурное катание в условиях рельефа города.
Фристайл
Трюковые моноциклы, рассчитанные на катание шоу-формата. Для таких моделей характерен диаметр колес в 20″ и оптимизация конструкции для катания внутри помещений. В них нет элементов, способных повредить покрытие пола или пачкающих его шин. Для постановки ног часто применяется вилочная коронка. В целом моноциклы для фристайла лучше держат сцепление с покрытием, позволяют выполнять сложные акробатические трюки.
Ultimate Wheel
Минималистичный вариант уницикла, состоящий только из колеса и педалей — без сидения и рамы. Освоить такой «транспорт» довольно сложно, чаще всего их используют в качестве снаряда для тренировки баланса тела райдера. Но всерьез передвигаться по дорогам на них затруднительно.
«Жираф»
Разновидность моноцикла, оснащенная цепным приводом. Он более высокий — сидение располагается существенно выше. Выпускаются «жирафы» высотой 1-3 м.
Модели моноциклов с передачей. Их колесо вращается быстрее педалей. Обеспечивают значительное ускорение, такие модели используются для дальних переездов, путешествий или при участии в гонках.
Стили езды и виды спорта
Передвижение на моноцикле используется в разных видах спорта, для которых характерны и различные стили езды.
Туризм
Ориентирован на любителей дальних поездок, подразумевает использование моделей с большим диаметром колес 29-36″. Такие моноциклы развивают скорость свыше 15 км/ч, но требуют довольно уверенного катания от райдеров.
Стрит
Традиционный трюковый стиль, включающий катание по объектам городской среды. В процессе передвижения райдер преодолевает перила, лестницы, бордюры и другие препятствия.
Фристайл
Один из самых известных стилей, больше напоминающий шоу. Используются элементы хореографии, трюки, связки, образующие единую композицию.
Флэтленд
Подвид фристайла, использующий трюки из BMX и скейтбординга.
Триал
Преодоление препятствий на моноцикле, по сути, повторяет обычный велотриал.
Off-road
Внедорожная езда на специальных горных одноколесных велосипедах. Наиболее динамичный стиль, предполагающий спуск по склонам с крутизной в 20-40 градусов. Поскольку моноцикл более маневренный, ему подвластны даже более сложные маршруты.
Уникросс
Гоночный стиль катания. Подразумевает набор максимальной скорости. Заезды проводятся на специальных трассах.
Унициклы также успешно используются в различных видах командного спорта. Например, на них устраивают баскетбольные матчи, используя технику с диаметром колес 24″, А также на моноциклах устраивают игры в хоккей, гандбол и поло. Отличия в правилах с классическими версиями в основном связаны с особенностями передвижения транспортного средства.
Как научиться ездить
Чтобы научиться кататься на уницикле, достаточно потратить несколько дней, а также заручиться поддержкой — на первых порах она точно не будет лишней. Легче всего приходится тем, кто уже умеет держать баланс, не опираясь на руль, на обычном двухколесном транспорте. Начинать обучение лучше с самого простого.
- Посадка и баланс. Эти навыки лучше отрабатывать в помещении или на улице, но при наличии опоры. Центр тяжести должен быть перенесен на бедра, взгляд направлен прямо. Поймав баланс с опорой нужно начинать пробовать обходиться без нее. Как только начинающий райдер сможет продержаться в седле самостоятельно более 1 минуты, можно переходить к более сложным действиям.
- Передвижение по прямой. Чтобы моноцикл поехал, нужно приложить некоторые усилия — отклонить корпус вперед, смещая центр тяжести, и плавно начать кручение педалей. Торможение или снижение скорость достигается путем выпрямления спины или отклонения тела назад. Опытные райдеры не рекомендуют выгибаться во время езды – дугообразное положение позвоночника может привести к тому, что спортсмен просто вылетит из седла. На первых порах обязательно нужно сохранять баланс и малую скорость — размахивать руками точно не стоит.
- Маневрирование и повороты. Лишенные руля унициклы можно направить в нужную сторону при помощи переноса веса на одно из бедер. Легкое отклонение корпуса – и одноколесный байк легко поедет в заданном направлении. Сначала стоит пробовать маневрирование с максимальным радиусом, как и на обычном велосипеде. Затем постепенно можно пробовать его уменьшить.
- Ускорение. Это финальный этап обучения, позволяющий развить уверенность в управлении средством передвижения. Но и здесь важно помнить о том, что скоростной режим должен позволять райдеру при необходимости соскочить вперед из седла без риска получения травмы.
Катание на моноцикле считается более безопасным, чем на двухколесных велосипедах. Но это не значит, что стоит пренебрегать защитой — для голеней, локтей, коленей, головы.
Перчатки для рук тоже не будут лишними — при падении можно будет опереться на ладони.
Компании-производители
Среди компаний-производителей моноциклов есть и свои лидеры, и аутсайдеры. В рейтингах популярности традиционно лидируют несколько известных брендов.
Surly
Известный велосипедный бренд из США, специализирующийся на горной и экстремальной технике. В его исполнении выпускались внедорожные модели унициклов, которые еще можно найти в продаже. Но сегодня они сняты с производства, фирма сосредоточила свои силы на выпуске двухколесного транспорта.
Coker
Американская компания, специализирующаяся на выпуске шин и дисков для автомобилей, но в ее ассортименте есть две популярные модели одноколесных велосипедов. Это туристические Big и V2 с диаметром колеса 36″ и классическим дизайном.
Kris Holm Unicycles
Бренд, созданный в 1999 году одним из наиболее известных профессионалов в сфере велоспорта. Крис Холм в своих первых моноциклах не избежал типичных ошибок, через которые проходят все новички.
После выпуска нескольких провальных моделей его команда все же смогла найти «золотую середину», и сегодня унициклы марки успешно продаются в десятках стран мира.
Torker
Американская компания, первоначально специализировавшаяся на выпуске BMX велосипедов. Бренд известен с конца 70-х годов XX века. В линейках есть «жирафы», триальные модели и унициклы для начинающих, шоссейные «найнеры», а также детские версии одноколесных велосипедов.
Miyata
Японский бренд, помимо моноциклов, выпускающий еще и двухколесные велосипеды, огнетушители, а ранее производивший мотоциклы Asahi. Унициклы бренда долгое время были практически единственными массово доступными решениями на рынке, но сегодня их ценят за прочность и простоту конструкции, эргономичную конструкцию седла. В связи с отсутствием в ассортименте фирмы горных моделей, она востребована в основном среди фристайлеров, ценящих красоту катания. Не менее популярными остаются и «жирафы» серии Flamingo, выпущенные этой японской компанией.
Nimbus Unicycles
Один из ведущих мировых брендов на рынке моноциклов, ориентирован на опытных райдеров. В ассортименте есть одноколесные велосипеды для фристайла и внедорожной езды, дорожные модели и «жирафы». Новые высококлассные модели появляются в линейках именно этого бренда. Кроме того, фирма поддерживает профессиональных райдеров из Швеции, Англии, Франции.
Советы по выбору
Для того чтобы выбрать первый в своей жизни уницикл и не разочароваться в нем, есть ряд полезных рекомендаций, способных помочь в решении этой сложной задачи.
- Диаметр колес вначале не должен превышать 20″. Чем больше этот показатель, тем сложнее будет удержать баланс из-за высокого центра тяжести. Нормальный размер для взрослого человека — 24″, он считается универсальным. Для путешествий подходят модели с шоссейными колесами 29-36″, но они рассчитаны на опытных ездоков.
- Лучше не выбирать для обучения унициклы с цепным типом привода. Они более сложные в освоении.
- Стиль катания придется определить заранее. Моноцикл — не универсальный транспорт, и его виды довольно сильно отличаются друг от друга.
- При выборе комплектации первого одноколесного велосипеда стоит убедиться, что в нее включены тормоза. Это позволит чувствовать себя увереннее.
- В электромоноцикле стоит обратить внимание на наличие стойки. Такими моделями новичку управлять проще.
- Длина ног имеет значение — высоким людям стоит подбирать унициклы с увеличенным размером рамы. Тогда даже с маленьким колесом на 20″ будет комфортно изучать основы катания.
- Седла унициклов, ориентированных на разные стили катания, тоже имеют отличия. Во фристайле они пластиковые. В трюковых моделях — узкие. Широкие седла используются в прогулочных моделях, так как они ориентированы на комфорт в длительных поездках.
Опираясь на знания об устройстве унициклов, опыт управления двухколесным велосипедом и рекомендации по выбору можно подобрать для себя подходящий вариант мобильного транспортного средства без лишних сложностей и затрат времени.
О том, как подобрать уницикл и первый урок езды на нем можно посмотреть в следующем видео.
Уницикл
Каждый хотя бы раз, но слышал про велосипед на одном колесе, но каждый ли его видел? Унициклы получили большое распространение благодаря цирковым выступлением акробатов, которые умело на них разъезжали по арене.
Часто ли встречаются одноколесные велосипеды в повседневной жизни и как они устроены?
История появления
Существуют различные теории появления унициклов. Если верить самой популярной, то одноколесный велосипед появился в конце XIX века.
Каждый хотя бы раз видел на картинках странные велосипеды с большим передним колесом и маленьким задним. Это пенни-фартинг. Именно он и является родоначальником уницикла.
Основной вес тела при езде на пенни-фартингах был на переднем колесе, из-за чего на кочках заднее колесо очень сильно подбрасывало. Велосипедисту приходилось держать равновесие чтобы не упасть, пока заднее колесо опять не опустится на землю.
Спустя время, некоторые поняли, что при должной сноровке заднее колесо ни к чему. Его решили вовсе убрать вместе с рулем. Именно так и появились первые унициклы.
Диаметр колеса был большой, поэтому для езды на унициклах требовалась сноровка. Этим воспользовались ловкие циркачи, которые быстро превратили езду на одноколесном велике в цирковое представление.
Со временем внешний вид уницикла изменялся, стало использоваться колесо меньшего диаметра, а умельцев, которые смогли покорить это чудо техники, становилось все больше.
Комплектация уницикла
Сегодня унициклы бывают разные, а значит и могут комплектоваться различными деталями. В классическом же варианте одноколесного велика нет ничего лишнего. Он состоит из следующих деталей:
- колесо,
- стойка-рама, , ,
- каретка с шатунами.
Тормозов на нем нет, так же как и цепного привода, поэтому передача всего одна – фиксированная. В последнее время, в связи с нарастанием популярности унициклов, их все больше адаптируют для простого обывателя.
На современные одноколесные велосипеды может устанавливаться следующее:
- руль,
- тормоза,
- цепная передача,
- электроприводы.
Сначала может показаться, что руль на таком велосипеде не нужен вообще. Тут он больше служит не как элемент управления, а как помощник для удержания равновесия. Хотя кому-то удобнее балансировать свободными руками.
На классические унициклы тормоза устанавливаются под сиденье. Там же находятся и тормозные ручки. Если моноцикл оборудован рулем, то тормозные ручки выносятся туда.
Цепная передача используется только на унициклах типа «жираф». Они значительно выше обычных одноколесных велосипедов, поэтому ногами до оси байка достать не получается. Каретка на таких великах распложена в раме над колесом.
Унициклы с электроприводом чаще всего очень сильно отличаются от своих собратьев. У них может не быть даже рамы. Такие электровелосипеды больше похожи на одноколесные сигвеи.
Виды унициклов
Сегодня не только цирковые артисты умело управляются с унициклами. Энтузиасты начали приспосабливать их для выполнения трюков, езды по различным поверхностям. Как известно спрос рождает предложение, поэтому некоторые компании поставляют на рынок следующие виды одноколесных велосипедов:
- для фристайла и триала;
- модели для бездорожья;
- дорожные.
Для выполнения различных трюков и прыжков требуется усиленная рама и каретка, двойной обод и более широкий профиль колеса. Именно такими особенностями и обладают модели для фристайла и триала.
Стандартный диаметр колеса для таких унициклов считается 20 дюймов.
Унициклы для бездорожья или горные унициклы предназначены для езды по пересеченной местности. На них устанавливаются колеса диаметром не менее 24 дюймов с агрессивной резиной. На этих моделях обязательны тормоза.
Седла дополнительно оборудуются пружинами для лучшего поглощения ударов при езде по кочкам и корням.
На дорожных унициклах многие отправляются даже в дальние путешествия. Они могут оборудоваться крепежами для сумок. Диаметр колес на дорожных моделях от 29 до 36 дюймов. Так же как и на горных моделях обязательны тормоза.
На дорожные унициклы некоторые устанавливают и специальные каретки, которые позволяют колесу вращаться быстрее педалей. Это позволяет развивать большую скорость, относительно моноциклов с фиксированной передачей.
Только вот стоимость такой каретки составляет более 100000 рублей.
Как научиться кататься на уницикле
Самое главное при езде на уницикле – это научиться держать равновесие. Причем необходимо чувствовать себя уверенно как на низкой, так и на большой скорости. Первые шаги самые тяжелые, поэтому главное начать.
Стараться поехать на уницикле впервые без опоры практически не реально. Конечно, если есть продвинутые навыки езда на обычном велосипеде, то будет куда проще научиться ездить и на одноколесном.
Те, кто без проблем могут стоять на месте на байке или ехать на заднем колесе, будут чувствовать себя увереннее и на уницикле. Те же, кто сел на это чудо впервые придется обзавестись терпением.
Главная сложность – это подобрать подходящую опору. Как вариант можно учиться ездить вдоль забора. Главный минус заключается в том, что не везде получится найти подходящие условия. Кроме этого при езде вдоль ограды не получится научиться поворачивать.
Второй способ – езда с палками. Понадобятся две длинные палки, на которые можно будет упираться во время езды. Такой способ более эффективен, поскольку нет ограничений по месту езды.
Как выбрать свой первый уницикл
Чтобы не омрачить первые впечатления от езды на одноколесном велосипеде, следует очень внимательно подойди к вопросу выбора первого уницикла. На правильно подобранном моноцикле будет легче научиться ездить. Поэтому при выборе первой модели следует обратить внимание на следующие моменты:
- Диаметр колес должен быть небольшим, в идеале 20 дюймов;
- Лучше воздержаться от унициклов с цепным приводом. На них сложнее учиться ездить;
- Необходимо заранее определиться со стилем катания, поскольку уницикл не может быть универсальным;
- В зависимости от предпочтений и бюджета стоит подобрать подходящую комплектацию. Лучше, чтобы на первом велике были тормоза.
Заключение
Уницикл появился очень давно. За свою историю он не сильно изменился, зато стал очень популярным. Теперь даже обычный человек может научиться на нем ездить.
На этом интересном велосипеде можно выполнять акробатические трюки, ездить по бездорожью и даже отправляться в далекие путешествия. Главное научиться уверенно им управлять и подобрать подходящую модель, особенно первую.
Уницикл — комплектация и советы по выбору велосипеда с одним колесом
Наверняка многие из вас хотя бы один раз видели велосипед с одним колесом. Что это за чудо техники, на котором часто выполняют акробатические трюки цирковые клоуны? Уницикл получил большое распространение благодаря выступлениям акробатов, которые уверенно катаются на нем по арене, выполняя различные трюки и вызывая восхищение у публики.
Со временем одноколесный велосипед вышел за пределы цирковой арены, и теперь моноцикл является одним из самых будоражащих кровь развлечений. Кому-то показалось, что спускаться с горы на двухколесном велосипеде – это очень просто, и искатели приключений придумали еще более экстремальный вид спорта – горный моноциклинг. Популярность обсуждаемого транспорта растет, и вполне вероятно, что очень скоро он может составить конкуренцию обычным двухколесным велосипедам. Тем более, что уже сегодня существуют такие спортивные дисциплины, как униполо, баскетбол и хоккей на моноциклах.
История возникновения
Есть несколько версий появления уницикла. Согласно самой распространенной, он появился практически в самом конце 19 века, а уж в начале 20 века народные умельцы смогли собрать модели такого велосипеда, оснащенные моторчиком. Наверняка на очень старых фотографиях и в исторических фильмах вы видели весьма причудливые велосипеды с необычайно большим передним колесом и непропорционально маленьким задним. Он носит очень красивое название «пенни-фартинг». Эта конструкция и стала прародителя уницикла или моноколеса.
Большая часть веса ездока на пенни-фартинге приходилась на переднюю часть байка, в результате чего на возвышенностях велосипедиста очень сильно подкидывало вверх и ему приходилось всеми силами удерживать равновесие. Со временем конструкторам стало понятно, что при определенной сноровке и тренировке заднее колесо становится абсолютно бесполезным элементом. «Рудимент» убрали вместе с рулем – так и появился первый моноцикл.
Колеса первых моделей был очень большими, поэтому велосипедистам приходилось прилагать немалые усилия, чтобы удерживать равновесие. Соответственно, катались на одноколесных велосипедах умелые трюкачи и цирковые клоуны. Со временем внешний вид уницикла немного изменился – колесо становилось меньше, а ловкачей, которые смогли обуздать это чудо инженерной мысли, гораздо больше.
Комплектация моноцикла
Что же представляет собой велосипед, у которого есть только одно колесо? Слово «уницикл» или «юнисайкл» (от англ. Unicycle) состоит из двух частей: приставка «uni», обозначающая «один» и cycle – колесо. На первый взгляд кажется, что комплектация уницикла примитивна. В классическом виде устройство моноцикла выглядит следующим образом:
- непосредственно само колесо со спицами (36 или 48);
- рама-стойка;
- седло;
- подседельная труба;
- хомут подседельного штыря;
- педали;
- каретка с шатунами.
В большинстве случаев тормоза и цепной привод на него не устанавливают, поэтому передача всего одна – фиксированная. Сейчас, когда одноколесный велосипед становится все более популярным, модели адаптируют для рядового обывателя, не имеющего ничего общего с цирком и экстремальным спортом. На современные модели устанавливают:
- руль;
- тормоза;
- цепную передачу;
- электроприводы.
Возможно, кто-то подумает, что руль подобному транспортному средству и вовсе не нужен. Но в данном случае этот элемент служит не для смены направления движения, а помогает удержать равновесие и равномерно распределить нагрузку. Хотя многим удобней балансировать с помощью рук и туловища.
На классической модели моноцикла тормоза находятся под седлом. Там же располагаются и тормозные ручки. Если на уницикле есть руль, то ручки выносят именно на его поверхность.
На некоторых модификациях унициклов цепная передача все-таки используется: например, на «жирафах». Они гораздо выше обычных моноциклов, а каретка на таких моделях располагается в раме над колесом.
Электрические унициклы сильно отличаются от аналогичных моделей. Они свободно обходятся без рамы. Такие модели больше похожи на одноколесные сигвеи.
Виды спорта и стили езды
Раньше велосипеды с одним колесом были собственностью цирковых артистов. Сегодня поклонников столь необычного транспортного средства становится все больше. Энтузиасты начали адаптировать классические унициклы для выполнения трюков или езды по разным поверхностям. Более того, им удалось выйти не только на бордюры и городские лестницы, но и преодолеть спортивную планку.
Именно так и появились узкие спортивные дисциплины, где используются не совсем обычные велосипеды:
- Триал. Суть заключается в преодолении препятствий по пересеченной местности с сохранением высокой скорости. Конструкция таких велосипедов должна быть максимально прочной и надежной. На эти модели в обязательном порядке устанавливают тормоза.
- Фристайл – это выполнение трюков на уницкиле. Прыжки, повороты, петли и развороты – все это выглядит просто великолепно и весьма впечатляюще. Соответственно, конструкция такого велика отличается выносливостью и прочностью, поскольку на нее приходятся значительные нагрузки.
- OffRoad monocycle – езда по бездорожью и преодоление крутых склонов. В настоящее время данный вид спорта получил широкое распространение, поскольку легкая и практичная конструкция моноцикла позволяет открывать новые горизонты.
- Туризм. Это еще одна спортивная дисциплина, в которой могут использоваться одноколесные байки. Некоторые модели комплектуются багажниками и специальными креплениями, позволяющими разместить все необходимое.
- Стрит – пожалуй, это наиболее распространенное «цирковое» направление, которое включает в себя прыжки по тротуарам, преодоление препятствий, выполнение различных трюков. Сюда же входит и обычная езда на 1 колесе.
Кто бы мог подумать, но на обсуждаемом транспорте можно отправиться в дальнее путешествие. Некоторые модели комплектуются специальными креплениями для сумок. Диаметр колес таких моделей колеблется в пределах от 29 до 36 дюймов.
Помимо велосипедных дисциплин, моноцикл появился и в таких командных видах спорта, как хоккей, баскетбол и поло. Хоккей на уницикле по праву считается одним из самых травмоопасных видов спорта, поскольку действия разворачиваются на льду. Правила игры стандартные, только вместо коньков – моноцикл.
Баскетбол на унициклах практически не отличается от классического варианта. Игроки перемещаются по полю с мячом, стараясь как можно чаще забросить его в корзину противника. В данном виде спорта применяются велосипеды с 24-дюймовыми колесами и облегченными педалями. Соревнования часто проводятся в европейских странах.
Поло – командная игра, где игроки перемещаются по полю на лошадях. В униполо используют велосипеды с одним колесом. Размеры игровой площадки немного меньше, чем в классической игре. Отличается также и форма клюшки, поскольку игроки перемещаются по полю не на лошадях, а на одноколесном велосипеде. В России моноцикловое поло появилось в 2015 году.
Этапы обучения езды на одноколесном велосипеде
Пожалуй, само сложное в обучении – это научиться держать равновесие. Но именно этого навыка и зависит успех в дальнейшем. При этом нужно научиться уверенно себя чувствовать как на маленькой, так и на большой скорости. Сложнее всего сделать первый шаг. Именно поэтому так важно освоить примитивные навыки (держать равновесие, двигаться вперед и останавливаться). Сразу же поехать на моноцикле по улице у вас вряд ли получится – без опоры начать движение и проехать несколько метров очень сложно. Хотя если вы уверено ездите на двухколесном велосипеде без рук, то вполне возможно и моноцикл вам быстро покорится.
Основная загвоздка заключается в нахождении опоры. Первое время можно пробовать ездить вдоль забора – это наиболее подходящий вариант. Гораздо хуже учиться, когда нет подходящих условий. Кроме того, катаясь возле забора, не очень удобно крутить педали. Идеальный вариант – езда по узкому коридору, где обе руки могут касаться стены. Есть еще один более-менее удобный способ – езда с двумя длинными шестами, которые можно использовать в качестве опоры. Здесь уже нет никаких ограничений, да и педали вращаются свободно, но так вы не научитесь полагаться исключительно на собственные силы.
Освоить навыки катания на 1-колесном велосипеде можно в несколько этапов:
- Посадка и удержание равновесия. Это самый сложный этап, на освоение которого может уйти много времени. Понадобится подходящая опора – это может быть забор, шкаф, перила, стена или любая мебель. Для начала просто сядьте в седло и, придерживаясь за опору, старайтесь сохранить равновесие, концентрируя внимание на бедрах. Со временем начинайте отпускать руку, стараясь удержаться в седле хотя бы одну минуту.
- Движение вперед. Для этого необходимо немного наклонить корпус вперед и переместить туда центр тяжести, а затем плавно начать движение. Для того, чтобы остановить велосипед, нужно резко наклониться назад и перестать вращать педали. Сильно опрокидываться назад не стоит – есть вероятность «выпустить» велосипед из-под себя. Ваши движения должны быть плавными. Если колесо уходит из-под вас, попытайтесь просто соскочить с него. На данном этапе старайтесь не размахивать сильно руками – маневрируйте туловищем и концентрируйте внимание впереди себя. Постепенно увеличивайте расстояние, сохраняя минимальную скорость движения.
- Поворот. Для наклона и изменения траектории движения немного перенесите вес тела на одно бедро – туда, куда собираетесь повернуть. После поворота распределите нагрузку равномерно. Начинайте с небольшого радиуса и постепенно увеличивайте амплитуду.
Как только вы почувствуете уверенность в своих движениях, переходите к новой цели – проехать 100 метров, развернуться, не слезая с моноцикла, и вернуться обратно. Если все прошло гладко, можно совершенствовать свои навыки дальше, получая удовольствие и увеличивая нагрузки. Не забывайте о том, что езда на моноцикле – это отличная тренировка вестибулярного аппарата и незабываемое впечатление, которое вы производите на окружающих.
Осваивая технику езды, не забывайте о безопасности. Позаботьтесь о защите головы, коленей и локтей. Не лишними также будут и прочные перчатки, которые уберегут ваши руки от ссадин при падении.
Как превратить двухколесный велосипед в уницикл
Народным умельцам наверняка захочется попытаться переделать двухколесный велосипед в необычную конструкцию с одним колесом. Если где-нибудь в углу гаража скучает старенький байк, так почему бы ему не дать шанс на вторую жизнь? Для работы понадобятся следующие инструменты:
- ключи для снятия руля и вилки;
- съемник шатуна и каретки;
- ножовка по металлу;
- наждачная бумага;
- сварочный аппарат;
- тиски.
Работа предстоит пыльная. Поэтому вооружитесь защитными очками, керосином и ненужной ветошью. Последовательность действий:
- Снимаем с велосипедной рамы вилку, шатуны, цепь и колеса.
- Отрезаем заднюю и переднюю часть рамы. Оставляем только подседельную трубу с кареткой и переднюю вилку.
- Расширяем переднюю вилку на тисках под заднее колесо.
- Снимаем краску с нижней части кареточного стакана, а затем вырезаем круг диаметром, соответствующим трубе вилки.
- На верхнем конце вилки вырезаем лунку под окружность кареточного стакана. Разбираем каретку.
- Свариваем переднюю вилку с кареточным стаканом. Проверяем прочность сварки под нагрузкой: фиксируем концы конструкции на двух точках опоры и кладем кирпич (для надежности можно встать ногами).
- Монтируем каретку и шатуны с ведущей звездой.
- На дропауты вилки крепим заднее колесо.
- Протягиваем цепь между звездами. Убираем лишние звенья выжимкой.
Моноцикл с цепным приводом готов. На данной модификации можно ехать по инерции. При самостоятельном изготовлении уницикла особое внимание следует уделить надежности сварочных стыков. Можно встать ногами и попрыгать. В идеале, в местах стыка не должно образоваться трещин и вмятин. В противном случае работу нужно переделывать.
Советы по выбору уницикла
Для начала необходимо определиться с назначением моноцикла. Одно дело, если вам он нужен только в качестве необычного средства передвижения или агрегата для тренировки вестибулярного аппарата. Совсем другая история, если вы ищете моноколесо для преодоления больших расстояний и езде по пересеченной местности. От этого и нужно отталкиваться.
Выбирая ту или иную модель, помните о том, что размер уницикла должен соответствовать длине вашей ноги (замеры следует производить от промежности до пола в обуви). Брать за основу длину брюк в данном случае не стоит. Краткое руководство, помогающее ориентироваться по размерам колеса:
- 12 дюймов. Данный вариант больше всего подходит для детей до 5 лет. Для активного отдыха – это не самый лучший вариант, поскольку для езды на таком велике нужна максимально ровная поверхность. Кстати, самому маленькому моноциклисту было всего 1,5 года.
- 16 дюймов. Предназначен для детей от 5 до 8 лет. Может использоваться на гладком асфальте или в помещении с ровной поверхностью.
- 20 дюймов. Это оптимальный размер, подходящий для освоения навыка вождения. На этих моделях можно развить приличную скорость, а также выполнить несколько примитивных трюков. Такие унициклы удобно хранить и транспортировать.
- 24 дюйма. Универсальный размер моноциклов для взрослых велосипедистов. Подходит для езды по ровной и пересеченной местности, но великоват для катания в помещении.
- 29 дюймов . Подходящий размер для продолжительных поездок и опытных велосипедистов.
- 36 дюймов. Это оптимальный вариант для ежедневных прогулок и преодоления больших расстояний. Не подходит для начинающих унициклистов.
Если неправильно подобрать моноколесо (например, выбрать слишком маленький размер), то езда на нем будет напоминать катание на детском трехколесном велосипеде. Слишком большое колесо – тоже не самый лучший вариант – сложно маневрировать и держать равновесие.
Высота рамы – еще один параметр, имеющий большое значение. Слишком высокая стойка сиденья не позволяет легко управлять транспортом, а слишком маленькая – даст возможность почувствовать себя клоуном в цирке.
Чтобы не расстроиться после покупки, выбирать велосипед, следует, ориентируясь на следующие параметры:
- Небольшой диаметр колеса (для новичков – это 20 дюймов).
- Не прельщайтесь возможностями унициклов с цепным приводом (на них сложнее учиться ездить).
- Определитесь со стилем катания (универсальных моноциклов не существует).
- Ориентируйтесь на свой бюджет и комплектацию велосипеда (хорошо, если на вашей первой модели будут установлены тормоза).
Главное отличие моноколеса от обычного велосипеда заключается в прямой передаче – ось и втулка объединены, поэтому вращение передачи передается напрямую колесу.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое уницикл. Это оригинальная конструкция является альтернативой обычному двухколесному велосипеду. Моноцикл позволяет тренировать вестибулярный аппарат и осваивать необычную технику катания. Сделать его можно и своими руками можно из обычного велика, если приложить немного усилий и найти необходимые инструменты.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.