Контроллер электросамоката — что это, какие бывают поломки
Электросамокаты отличаются от своих механических собратьев наличием электродвигателя, аккумуляторной батареи и контроллера. Последний компонент представляет собой управляющую плату, размещенную в защитный корпус, выполненный из металла, реже — из пластика. Если провести аналогию электросамокатов с компьютерами, то контроллеры можно рассматривать как центральный процессор. Вся электроника начиная от освещения до мотор-колеса завязана на нем. Одной из серьезных поломок, случающихся с компактным электротранспортом, является выход из строя его контроллера. Каковы причины таких ситуаций и что необходимо предпринимать для выхода из них, читайте в этой статье.
Причины поломок
По мнению профессионалов, ежедневно сталкивающихся в сервисных центрах с неисправностями компактного электротранспорта, основных факторов, приводящих к выходу из строя контроллеров, всего два.
- Первый — это особенности производства электросамокатов. Со слов специалистов, при сборке на схеме, где по всем показателям требуются резисторы на 150 килоОМ, а это пассивные элементы, применяемые в электрических цепях в том числе для формирования импульсов, производители нередко ставят резисторы на 50 килоОМ. В результате транспортный агрегат быстро выходит из строя.
- Вторым, не менее важным фактором, приводящим к поломкам контроллеров, считается неправильная эксплуатация транспортного средства. Дело в том, что не все дорожные гаджеты имеют хорошую гидроизоляцию. Попадание влаги на электронику контроллера вызывает электрохимическую коррозию. При этом степень поражения зависит от времени воздействия, количества влаги и площади контакта.
Особенности ремонта контроллеров
Для восстановления залитого контроллера требуются серьезные навыки инженера-электронщика. Ведь важно провести ремонт так, чтобы не повторился процесс выгорания компонента транспортного средства. Восстановление или ремонт не всегда целесообразны, а определить это сможет только опытный мастер после осмотра и диагностики компонента. Поэтому очень важно при появлении проблем с техникой обращаться к профессионалам. С информацией о надежном сервисном центре, осуществляющим все виды ремонта электросамокатов, можно ознакомиться здесь.
Если необходима замена
В случае, когда восстановление или ремонт контроллера невозможны, приходится его менять на новый. На первый взгляд этот процесс достаточно прост. Для этого необходимо разобрать транспортное средство, освободить контроллер и все провода от него, которые после этого присоединить уже к новому компоненту. Далее произвести все действия в обратном порядке. Но мастера предупреждают, что у отдельных моделей электросамокатов для выполнения данной операции требуется полная разборка аппарата, вплоть до винтика. В мастерских такая работа считается рядовой и в среднем проводится за 2 часа. После замены контроллера проводится проверка всех систем транспортного средства.
В случаях выхода из строя контроллеров электросамокатов производится их ремонт или замены. Для выполнения таких работ, имеющих ряд особенностей, следует обращаться к проверенным специалистам.
Все про контроллеры электросамоката | Схема, проверка, ремонт
Электросамокат отличается от обычного самоката наличием дополнительных компонентов. Главные из них – встроенный в колесо бесколлекторный электродвигатель, аккумуляторная батарея и контроллер. Аккумуляторная батарея обеспечивает автономное питание мотора, а коллектор отвечает за его корректное управление и контроль работы. Среди представленных в продаже электронных компонентов есть масса готовых решений, позволяющих снабдить электроприводом как самокат, так и другие виды персонального транспорта.
Предшественники современных контроллеров напоминали массивный реостат. Теперь они компактны, не имеют движущихся элементов и регулируют передачу электроэнергии к двигателю в зависимости от длительности поступающих импульсов. Контроль и управление электросамокатом производится при помощи пульта, закрепленного на руле. Обычно на пульте есть рычаги или кнопки для включения питания и фар, выбора режимов и скорости езды.
На дисплее может отображаться текущая скорость, уровень заряда батареи, пробег и другая информация. При отсутствии дисплея минимальную информацию о работе устройства могут предоставлять светодиодные индикаторы. Многие современные электросамокаты интегрируются со смартфонами, которые берут на себя функции дисплея и пульта управления.
Принцип работы контроллера
Первостепенная задача этого элемента – подавать на электромотор энергию, получаемую от аккумуляторной батареи. Проходящий по обмоткам ток создает магнитное поле, которое взаимодействует с находящимися в мотор-колесе магнитами ротора. В результате колесо приводится в движение, причем частотой вращения управляет контроллер. Принцип работы контроллера электросамоката таков: он принимает сигнал от ручки газа и с учетом продолжительности поступающих импульсов регулирует скорость вращения мотора.
Кроме основной задачи, этот контролирующий и управляющий элемент:
- регулирует скорость вращения электромотора;
- управляет крутящим моментом;
- обеспечивает плавное и мягкое торможение при помощи изменения продолжительности импульсов;
- защищает электродвигатель;
- не допускает глубокой разрядки батареи – выясняет напряжение АКБ и при его критическом снижении отключает мотор от питания;
- при помощи встроенного термодатчика отслеживает температуру и не допускает токовых перегрузок.
Схема подключения и распиновка контроллера электросамоката
К контроллеру подсоединяется электромотор и остальные электрокомпоненты самоката. Для их подключения используются многожильные соединительные провода в термостойкой изоляции из силикона. Совместимость контроллера с электродвигателем и АКБ электросамоката определяется по максимальному току, напряжению батареи и другим рабочим параметрам.
Рассмотрим схему подключения контроллера электросамоката и функции контактов на примере устройства, разработанного для управления трехфазными электромоторами с рабочими параметрами 36 В и 350 Вт. В таблице приведен перечень электрических разъемов контроллера, их назначение и цвета изоляционного покрытия используемых в них проводов.
Назначение
Цвет изоляции
Подключение к ручкам тормоза и стоп-сигналу. К общему жгуту проводов подключено 2 разъема.
Черный, желтый, красный.
Подсоединение к АКБ.
Ограничение предельной скорости.
2 белых провода.
Подсоединение к датчикам Холла электромотора.
Черный, синий, зеленый, желтый, красный.
Подсоединение к системе помощи педалям PAS.
Черный, зеленый, красный.
Соединение с замком зажигания или пультом управления.
Черный, синий, зеленый, красный.
Подключение к ручке газа.
Зеленый, черный, красный.
Электропитание мотора – используется 3 проводка.
Зеленый, синий, желтый.
Алгоритм подключения и настройки контроллера электросамоката таков:
- Гнездо №9 подключаем к силовым проводам с идентичным изоляционным покрытием на электромоторе, а разъем №4 – к соответствующему ему гнезду от управляющих проводков.
- В случае применения пульта управления – подсоединяем его к штепселю №6. Если пульта управления нет, подсоединяем замок зажигания к красному и синему проводу гнезда №6.
- Ручку газа подсоединяем к штепселю №7, рукоятки тормоза и стоп-сигнал (при его наличии) – к №1.
- Чтобы ограничить предельную скорость, замыкаем 2 белых проводка в разъеме №3. Чтобы иметь возможность управлять возможностью ограничения предельной скорости, подключаем к нему двухпозиционный выключатель К-2Р.
- Для активации круиз-контроля подключаем кнопку на ручке газа к разъему №8. В дальнейшем для активации этой функции достаточно будет нажать и удержать кнопку на пару секунд, а для отключения – нажать на рукоятку тормоза.
- При наличии системы PAS – подсоединяем ее контакты к гнезду №5.
- Подключаем к АКБ разъем №2. Не допускаем замыкания черного и красного проводов питания!
При покупке готового комплекта компонентов для электрификации самоката отпадает вопрос, как проверить контроллер электросамоката и коммутацию его разъемов. Такая проверка выполняется в процессе предпродажной подготовки, и проводки на ответных гнездах подключаемого оборудования соответствуют цветам, обозначенным в схеме.
Вопрос ремонтопригодности
Чтобы понять, подлежит ли вышедший из строя контроллера электросамоката ремонту своими руками или в мастерской, нужно снять его и осмотреть. По внешнему виду деталей несложно понять, какая из них требует замены.
Если поломка существенная, проще и дешевле заменить контроллер идентичной или универсальной моделью с подходящими рабочими параметрами. Обычно они рассчитаны на напряжение 24, 36, 48 В и мощность 200–1000 Вт. При желании можно купить набор электронных компонентов и собрать аппаратную часть контроллера самостоятельно. Но проще и безопаснее приобрести готовое изделие.
Как работает контроллер электросамоката
Контроллер на электросамокате является одним из главных элементов, которые отвечают за управление и управляемость транспортного средства. Он предназначен для преобразования постоянного тока от батареи в переменный ток и подачи его на обмотки мотор-колеса с целью регулирования уровня скорости вращения и мощности. Этим контроллер является регулятором, который управляет работой электродвигателя и скоростью перемещения электросамоката.
Принцип работы контроллера
Проходящий по обмоткам ток создает магнитное поле, которое взаимодействует с находящимися в мотор-колесе магнитами ротора. В результате колесо приводится в движение, причем частотой вращения управляет контроллер. Кроме того, контроллер управляет уровнем заряда аккумуляторной батареи, регулирует торможение и управляет работой электросамоката в целом.
Функции контроллера на электросамокате
Контроллер на электросамокате выполняет следующие функции:
- Преобразует постоянный ток от батареи в 3-х фазный, переменный ток и подаёт на обмотки мотор-колеса
- Регулирует уровень скорости вращения и мощности, подаваемой на мотор, в зависимости от угла наклона ручки или педали газа
- Управляет уровнем заряда аккумуляторной батареи и передает информацию об этом на щиток приборов, где отображается текущий заряд
- Регулирует торможение и управляет работой электросамоката в целом
- Отслеживает информацию, которая поступает от различных датчиков и приборов, присоединенных к выходам контроллера, и по этой информации управляет различными устройствами
- Регулирует работу мотор-колеса и скорость движения электросамоката
Как перезагрузить контроллер на Электросамокате
В случае сбоя контроллера заряда, стоит попробовать перезагрузить его. Для этого достаточно отсоединить и снова подключить силовой провод. Если после этого аппарат не начнет распознавать зарядное устройство, придется обратиться в сервисный центр.
Чем управляет контроллер
Контроллер управляет электрическими элементами и системами на электросамокате, отвечающими за его движение и работу в целом. Он управляет тормозами, включением освещения и сигнализации, а также отвечает за правильную работу мотор-колеса.
Полезные советы
- Регулируйте скорость движения электросамоката соответствующе ситуации на дороге и погодным условиям
- Обращайте внимание на уровень заряда аккумуляторной батареи и своевременно заряжайте ее, чтобы избежать поломок и сбоев в работе контроллера
- Перед каждой поездкой проверяйте работу системы торможения, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге
- При возникновении проблем с работой электросамоката обращайтесь в сервисный центр для профессиональной диагностики и ремонта
- Следите за правильной эксплуатацией и техническим обслуживанием электросамоката, чтобы продлить его срок службы и поддерживать хорошие технические показатели.
Выводы
Как видно из вышесказанного, контроллер на электросамокате является одним из главных элементов, отвечающих за управляемость и управление транспортным средством. Он выполняет множество функций, каждая из которых направлена на оптимизацию работы и обеспечение безопасности в пути. Поэтому важно следить за правильной эксплуатацией и техническим обслуживанием к данному элементу, чтобы обеспечить его долговечность и эффективную работу.
Как убрать ошибку на Электросамокате
Если вы столкнулись с ошибками на вашем электросамокате, не стоит расстраиваться. Существует два метода, которые помогут решить проблемы с ПО. Первый способ заключается в сбросе заводских настроек. Это может помочь исправить многие неполадки в работе вашего устройства. Однако, помните, что этот процесс может удалить все ваши сохраненные данные. Поэтому перед сбросом настроек сделайте резервную копию важных данных. Второй способ состоит в обновлении ПО на вашем электросамокате. Этот метод обычно наиболее эффективен, поскольку он исправляет проблемы в самой программе устройства. Необходимо проверить, доступно ли обновление для вашего конкретного устройства, прежде чем переходить к этому методу.
Почему электросамокат включается но не едет
Если заряд батареи низкий, возможно, электросамокат просто не может двигаться. Также необходимо убедиться, что все провода находятся в рабочем состоянии и правильно подключены. Если все провода целые и отлично подключены, но электросамокат все еще не движется, то необходимо обратиться к сертифицированным специалистам, которые смогут устранить неисправность. Помимо этого, важно помнить, что правильное и своевременное обслуживание электросамоката является гарантией его безопасной и надежной работы. Регулярная проверка всех компонентов самоката поможет избежать проблем и увеличит срок службы устройства.
Как сделать сброс на заводские настройки на Электросамокате
Для того чтобы вернуть свой Электросамокат к заводским настройкам, следует воспользоваться одним из двух методов. Один из них — это сброс настройки напрямую на самом скутере. Для этого нужно зайти в меню дополнительных функций и найти нужный пункт, который позволит сбросить настройки на заводские. Но следует быть осторожным: после того, как настройки будут сброшены, их уже не получится вернуть обратно. Второй метод заключается в использовании смартфона. Необходимо соединить самокат с телефоном по Bluetooth и затем перейти в соответствующий раздел настроек. В этом случае также необходимо быть осторожным: если вы произведете сброс, то все настройки будут удалены без возможности восстановления.
Как перезагрузить контроллер на Электросамокате
Если на электросамокате произошел сбой контроллера заряда, то его можно перезагрузить. Для этого достаточно отсоединить и снова подключить силовой провод. Если после этого контроллер не распознает зарядное устройство, то нужно обратиться в сервисный центр. Это может произойти в случае, когда контроллер неправильно обработал информацию о заряде батареи. Перезагрузка позволяет сбросить некорректные данные и вернуть работоспособность устройства. Это простая манипуляция, которую можно проделать самостоятельно, без необходимости обращаться в сервисный центр. Если проблема не решается, то нужно провести диагностику и ремонт устройства в специальизированном сервисном центре.
Контроллер электросамоката является основным элементом управления движением. Он контролирует скорость и направление движения, а также защищает систему от перегрузок и коротких замыканий. Принцип работы контроллера заключается в создании магнитного поля обмотками и взаимодействии с магнитами ротора мотор-колеса. При включении электросамоката, контроллер начинает передавать ток в обмотки, создавая магнитное поле, которое взаимодействует с магнитами ротора. В результате колесо начинает вращаться, а контроллер регулирует скорость вращения, управляя частотой тока. Это позволяет контролировать и регулировать скорость движения. Благодаря работе контроллера, электросамокат становится удобным, экономичным и безопасным средством передвижения в городской среде.
Что внутри электросамоката
У новоиспечённых владельцев и у тех, кто первый раз видит это чудо техники, очень часто возникает вопрос «Что внутри электросамоката?». Самые любопытные разбирают свой самокат, но это чревато последствиями: может слететь гарантия или, что намного хуже, что-то можно сломать.
Чтобы вы были в курсе того, что находится внутри электрических самокатов, мы и решили рассказать вам об этом в нашей статье.
Устройство электросамокатов, на самом деле, немудрёное:
►Начнём с одного из основных элементов – аккумулятора или батареи, также вы можете увидеть аббревиатуру АКБ. В большинстве случаев находится аккумулятор в платформе (деке) самоката в специальном отсеке. Чтобы до него добраться, нужно снять крышку, открутив болты. Однако, бывают и случаи, когда батарея находится в рулевой стойке или даже крепится на неё снаружи. В таких случаях батарея часто съёмная, её легко отсоединить, и можно заряжать отдельно или же заменять её в дороге запасной батареей, если первая разрядилась.
Чем больше ёмкость, тем дольше вы сможете ездить на одном заряде.
Размер и вес аккумулятора прямо пропорциональны его ёмкости. Вес батареи занимает немалую часть от общего веса самоката.
►Также в деке располагается контроллер. Контроллер – это «мозг» электросамоката, именно благодаря ему мы можем управлять этим транспортом.
В основном, контроллер нужен для того, чтобы передавать энергию от аккумулятора на мотор-колесо. Поэтому от его возможностей зависит и то, какой мощности будет установлен мотор и с каким напряжением аккумулятор.
Но есть у контроллера и несколько дополнительных функций. Например,
- регулировка скорости вращения двигателя,
- управление крутящим моментом,
- защита двигателя,
- слежение за температурой и др.
Обычно контроллер помещён в специальный металлический бокс, который защищает его от повреждений.
►Оставшуюся небольшую часть в отсеке деки занимают провода.
►Где же мотор? А мотор располагается в колесе электрического самоката. Именно за счет мотора осуществляется движение, так как он передаёт крутящий момент. Мотор может быть встроен в переднее или заднее колёса, а также в оба колеса сразу. От этого и зависит самокат с передним, задним или полным приводом.
От мощности мотора напрямую зависит скорость электросамоката, а также его способность справляться с нагрузками в виде быстрого разгона, подъёмов, большого веса и др. Чем мощнее мотор, тем он тяжелее, и, соответственно, вес всего электросамоката тоже больше.
Если вас интересовало, что внутри электросамоката, то теперь вы знаете ответ!
Если же вы искали эту информацию, потому что у вас произошла поломка, то вы можете обратиться за помощью в наш сервис.
Информацию о том, какие параметры лучше для каждого из вышеперечисленных компонентов, можете найти в статье "Как выбрать электросамокат"