Что значит "отзыв авто" и как на это реагировать автовладельцу?

Сообщения СМИ о том, что та или иная компания-производитель отзывает в России свои автомобили появляется еженедельно. Так, сегодня стало известно, что концерн Volkswagen отзывает 57 машин, выпущенных с 2008 по 2018 год для выкупа и утилизации. Но что это значит? Какова процедура отзыва? И что делать собственнику такого автомобиля?
Начнем с того, что машину могут отзывать не только для отправки "под пресс", как в сегодняшнем случае, но также для ремонта или доработки (если у серии впоследствии были обнаружены критические дефекты), либо замены.
В случае с автомобилями "Фольксваген", среди которых, несмотря на пробег, отнюдь не дешевые экземпляры Tiguan, Multivan, Amarok, Caddy и Touareg, то отзыв вызван обнаружившимся у машин отсутствием необходимой документации, подтверждающей соответствие техрегламентам.
Кстати, отозвать авто может не только производитель, но и надзорный орган, работающий в государстве и выявивший дефект на основе обращений граждан, либо по результатам экспертной проверки. Зачастую завод-изготовитель и надзорный орган работают сообща. Так, в случае с отзывом "Фольксвагенов", расходы на выкуп авто у владельцев берет на себя немецкий концерн, а вот проверить не попал ли конкретный автомобиль под отзыв, можно на сайте "Роспотребнадзора" по ВИН-коду.
Как правило, в интересах водителя не игнорировать отзыв ТС и обратиться в соответствующую инстанцию, потому что чаще всего такая мера вызвана наличием серьезных проблем с авто, которые могут влиять на безопасность, в частности, заводские дефекты тормозной системы и т.д. Кроме того, в случае отзыва производитель берет на себя все расходы по устранению причины отзыва.
В случае же, если автовладелец проигнорировал отзыв, то впоследствии ему придется устранять неполадку за свой счет. Собственно, в этом и заключается на сегодняшний день вся его ответственность. Каких-либо штрафов или иных санкций не предусмотрено.
Вроде бы, как реагировать на отзыв интуитивно понятно — отдал дефективную машину, вернули нормальную, притом бесплатно. Но каждый случай индивидуален. И одно дело поставить машину на доработку и устранение неполадок, а другое — отдать в утилизацию только потому, что десять лет назад кто-то накосячил с документами. Пусть и не бесплатно отдать, но кто сказал, что цена, предложенная заводом, окажется адекватной?
Что такое отзыв автомобилей, куда забирают машины и что дают взамен?
В последнее время целый ряд автопроизводителей отзывают машины у владельцев. Почему так поступают и что делать, если просят вернуть именно вашу новую машину?
Раньше купленный автомобиль был личной собственностью владельца. Никто не собирался его отзывать и лишать водителя священного права самостоятельно чинить машину в гараже. Сейчас ситуация иная. Личный автомобиль рассматривается как будущий товар, имеющий остаточную стоимость, который в дальнейшем послужит взносом для приобретения новой машины. Машины по истечении гарантии сдают в трейд-ин и покупают новый автомобиль. На основании этой схемы продаж рассчитывается остаточная стоимость, запускаются программы технического обслуживания и сервисные акции, призванные поддерживать автомобили в хорошем состоянии.

Покраска колеса
Бренд LADA заявил, что отзывает сразу 41 507 автомобилей Vesta из-за проблем с колесными дисками. Как сообщается в пресс-релизе Росстандарта, «причиной является выявленная комплектация автомобилей с шинами основной размерности 185/65R15 Pirelli Cinturato P1 и запасной 185/65R15 Formula Energy, которая не прошла сертификацию». Покрышка с иным рисунком протектора и под другим названием при использовании могла вызвать нарушение однородности сцепных свойств колес автомобиля и нежелательные последствия для управляемости. При этом к качеству шин Pirelli претензий нет. Компания поставила сертифицированный продукт, однако уже сами тольяттинцы стали смешивать их в комплектациях, что делать не рекомендуется.
Кроме того, замечание проверяющих структур вызвала окраска запасного колеса. По существующему законодательству цвет диска запасного колеса должен отличаться от окраски дисков основных. Этот повод и был использован для запуска одной из самых масштабных сервисных акций «АвтоВАЗа». Владельцы автомобилей будут получать звонки или сообщения с просьбой приехать на автомобиле в ближайший дилерский центр в любое удобное время, чтобы получить бесплатную сервисную услугу. В течение дня им заменят колесо и покрасят диск. Отзыву подлежат автомобили, проданные с июля 2017 года по декабрь 2018 года.
«Конечно, отзыв — это не изъятие автомобиля из эксплуатации и не отправка его на завод, а просто ремонт за счет компании-производителя на мощностях дилерских центров, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Страшного в отзывах ничего нет, а есть только польза. Гораздо хуже бы было, если производитель стал бы скрывать недоработки и принялся выгораживать себя, как это нередко случалось».
Протекает люк
Затем о своей отзывной компании сообщили в Volkswagen. На новых кроссоверах Tiguan выявились недостатки подсветки панорамного люка в крыше. Как сообщает представительство «Фольксваген Груп Рус», в модуль подсветки подъемно-сдвижного стеклянного люка автомобилей Volkswagen Tiguan может проникнуть вода, что вызовет повреждения электроцепи. Другими словами, есть риск возникновения короткого замыкания и последующего температурного повреждения обивки. Эта вероятность крайне мала и может случиться лишь с 0,5% автомобилей. Однако компания Volkswagen проинформировала Росстандарт и опубликовала сообщение для прессы о грядущей сервисной акции в отношении Tiguan. Отзыву подлежат 4,1 тысячи автомобилей, реализованных с 2017 по 2018 год на территории РФ. На автомобили установят новые кабель-адаптеры со встроенным предохранителем между светодиодным модулем подсветки панорамного люка и центром подачи питания.
Владельцам проблемных кроссоверов будут рассылаться электронные письма или СМС с информацией о сроках проведения ремонта. Но отзывы бывают не только по пустякам. В декабре было объявлено, что компания Mazda собирается заменить подушки безопасности на 2810 проданных в России Mazda RX8 и CX-9, выпущенных с февраля 2006 года по сентябрь 2012 года. Этот отзыв стал отголоском большого скандала, связанного с продукцией японского поставщика комплектующих TAKATA.

Взрывающиеся подушки
По данным Национального управления по дорожной безопасности США (NHTSA), TAKATA как минимум с 2000 года скрывала результаты тестов подушек безопасности, выявивших проблемы с пиропатронами. Независимые прокуроры США обвинили трех бывших менеджеров TAKATA в фальсификации результатов испытаний новых газогенераторов, которые время от времени взрывались и выстреливали в лицо водителям металлическими осколками. Нередко выстрел в упор приводил к гибели и тяжелым травмам людей. Проблемные подушки использовались практически всеми автомобильными брендами Японии, которые продавали машины по всему миру, в том числе и у нас в стране.
Суд США обязал компанию TAKATA за свой счет заменить взрывающиеся подушки почти на 33,8 миллиона машин различных марок и моделей. Их подробный список приводится NHTSA. Многие машины уже давно сменили владельцев, перепроданы в страны Азии или в Россию, поэтому хозяевам не придет СМС или оповещение на почту. Собственникам таких машин необходимо самостоятельно связываться с представителями бренда и выяснять, как получить направление на бесплатный ремонт. Хотя не всегда это может помочь. TAKATA признала свою вину и объявила о банкротстве.
Порядок действий, если производитель отзывает автомобиль
Почему производители отзывают автомобили и нужно ли переживать по этому поводу?
Прошло чуть менее шести месяцев текущего года, но уже 13 миллионов автомобилей отозваны производителями по ряду обнаруженных в них технических неисправностей, допущенных при сборке. Если ваш Rav 4 или BMW 5 серии были отозваны, следуйте советам, приведенным в статье.
Начнем с основы, что такое отзыв автомобиля производителем?
Когда компания выпустившая автомобиль, признает, что при сборке модели были допущены ошибки, она может отозвать неудачную модель для ремонта недоработок за собственный счет. Приведем пример, в 2009 году Toyota признала, что помпа охлаждения в моделях Prius (а также иных автомобилях на этой базе) слабое звено, которое регулярно выходит из строя. Компания объявила об отзыве моделей. Любой обладатель Toyota Prius 20 серии, произведенной с 2005 года, мог бесплатно заменить помпу охлаждения в дилерских сервисных – центрах Toyota. Было не важно какой по счету владелец у машины, где приобретал и обслуживается ли у официального дилера, помпу бесплатно меняли всем обратившимся.
Такая же ситуация была в 2007 году у компании Peugeot, когда в модели Peugeot 307 (2003-2006) обнаружилась недостаточная изоляция систем безопасности ABS и ESP. Дефект мог привести к короткому замыканию и отключению этих систем. Компания объявила об отзыве модели и обратившимся дефект в автомобилях был устранен.
Кто принимает решение об отзыве авто?

В США автомобили отзывает либо Американская национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA), либо сама автокомпания по своей инициативе. В Америке, если NHTSA объявит, что автомодель не безопасна для дорожного движения по дорогам США, модели будет закрыта дверь на американский рынок, а это громадные потери для автокомпании. NHTSA обращается к автокомпании с указанием озабоченности по поводу конкретного агрегата в конкретной модели, и это сигнал для производителя, исправлять недостаток после тщательной проверки. Если изъян модели подтверждается, компания объявляет о том, что готова за свой счет исправить слабое место в автомобиле. Если упрямится, за компанию модель автомобиля отзывает NHTSA. Американская национальная администрация безопасности дорожного движения уже упоминалась у нас в статье о видах краш-тестов, проводимых NHTSA.
Анонсы об отзывах автомобилей, публикуемых NHTSA, подхватываются автомобильными изданиями. В клубных форумах моментально появляются ветки обсуждения, на которых пользователи обмениваются опытом бесплатного ремонта их автомобилей в рамках объявленной компании по отзыву.
Американская национальная администрация безопасности дорожного движения отзывает также и товары, связанные с дорожной безопасностью водителя и пассажиров, например, детские сидения, шины, ремни безопасности. Информация об отзывах товаров редко публикуется в популярных СМИ, но найти ее можно на сайте nhtsa.gov.
Получение уведомления о проводимой компании
Если автомобиль попадает под компанию отзыва, владельцу сообщают об этом по электронной почте или в SMS. Информационные письма рассылают с помощью дилерских баз данных.
В письме сообщат, что в транспортном средстве существует потенциальная угроза выхода из строя определенной системы, и предложат обратиться в ближайший дилерский центр для замены или ремонта возможной угрозы неисправности. Процедура по исправлению возможного дефекта может занять более 2-3 часов, поэтому рекомендуем уточнять время процедуры заранее, чтобы не остаться на краю города возле дилерского центра без транспортного средства. Если возможная поломка угрожает безопасности дорожного движения, в оповещении попросят избегать управления отзываемым автомобилем.
Для участия в акции не нужно рекомендательных писем или личного знакомства с директором автосалона. Позвоните официальному дилеру, назовите VIN автомобиля и узнайте подпадает ли он под объявленную компанию. После положительного ответа договоритесь о времени обслуживания и пригоните автомобиль к назначенному времени.
Бесплатный ремонт при отзыве автомобиля
Ремонт объявленной угрозы неисправности отозванного автомобиля делается бесплатно. Если проблема устранена за ваш счет, до того, как о ней было объявлено официально, подавайте заявку на возмещение автопроизводителю.
К сожалению, существуют и такие сценарии, при которых все-таки придется заплатить по счетам самостоятельно. Если автомобиль не был отремонтирован в течение 10 лет после объявления отзыва, он лишается права на бесплатный ремонт. Иногда, автопроизводитель оспаривает в суде запрос NHTSA на отзыв автомобилей. До тех пор, пока дело не закрыто, оплачивать ремонт придется из собственного кармана. Важно сохранить квитанции и чеки, так как можно обратится за возмещением ущерба задним числом, если суд удовлетворит запрос NHTSA.
Что делать, если ваш автомобиль отзывает дилер?
Многие автомобилисты приходят в ужас, когда слышат, что их модель транспорта отзывают. Отзыв автомобиля в нашем понимании часто выглядит так, будто все авто данной модели становятся вне закона, на постах ГИБДД их останавливают, насильно отбирают, грузят на корабль и отправляют производителю. Там компания ремонтирует автомобили и высылает их обратно. Если бы процедура отзыва действительно выглядела именно так, ни один производитель не пошел бы на этот невероятно дорогостоящий и ужасно неудобный для всех процесс. На самом деле, отзыв выглядит несколько иначе и не является столь масштабным и удивительно дорогим событием. Для владельца автомобилей также нет никаких обязательств — вы вправе не отдавать вашу машину, сославшись на вполне нормальную работу узла, который стал причиной отзыва вашей модели машин.

Возникает множество вопросов, связанных с отзывом транспортных средств. Что же это за процедура, почему она проводится, как получить выгоды от ее использования, а также какие были наиболее масштабные отзывы в истории. Все эти вопросы довольно сложны, неоднозначны и для многих автомобилистов имеют довольно большое значение. Сегодня мы рассмотрим, что же лучше всего делать, если ваш автомобиль отозвали. Также вы рассудим, какие именно вопросы вам следует поднимать у дилера, если ваше авто стало предметом отзыва. Общение с российскими дилерами производителей автомобилей имеет множество особенностей. Известны случаи, когда в России компании меняли отзывные элементы автомобилям, но при этом брали определенную плату за свою работу с владельцев машин. Это недопустимо, так как в данном случае все финансовые затраты берет на себя производитель.
Процедура отзыва автомобиля — главные особенности процесса
Многие производители сегодня прибегают к возможности отзыва машин по различным причинам. Это могут быть неисправности двигателя, а также проблемы периферийной системы, плохая работа опций безопасности и уверенности поездки. Различные задачи заставляют компании тратить огромные деньги на отзыв. Начинается все с того, что корпорация выявляется определенную частую неполадку в машине — детскую болезнь. Делается это с помощью отчетов дилеров, которые проводят официальное обслуживание. После ремонта или замены одного из узлов компания направляет производителю уведомление с отчетом, а если таких отчетов становится слишком много, производитель вынужден реагировать. Далее процесс будет следующий:
- производитель на уровне своих пресс-служб объявляет о том, что автомобиль конкретной марки и годов выпуска с определенной мощностью двигателя будет отозван;
- компания в своем обращении описывает причины, по которым состоится отзыв машин, а также поясняет процедуру возврата работоспособности транспортного средства;
- после этого автомобильный производитель делает все возможное, чтобы лично уведомить каждого владельца в том, что его машина подлежит ремонтным работам за счет компании и будет восстановлена в соответствии с найденными неполадками в других авто;
- владелец автомобиля имеет право выбросить уведомление в мусорное ведро и не ехать на СТО, но может также поехать к дилеру и потребовать бесплатного ремонта;
- дилер выполняет все восстановительные работы, меняет злополучную деталь совершенно бесплатно, а затем отчитывается производителю о выполненной работе со всеми авто.

Такие непростые процедуры проводятся достаточно быстро. Отзыв автомобилей в США сегодня занимает порядка двух-трех недель. За это время дилеры успевают обслужить всех владельцев транспортных средств, которые решили поменять слабую деталь в конструкции машины. Мы часто слышим цифры, которые говорят об отзыве сотен тысяч автомобилей. На самом деле, эти цифры значительно преувеличены. Если в Европе на ремонт по причине отзыва автомобилей производителем приезжает порядка 65% владельцев, то в России такой ремонт проводится зачастую для 15-20% обладателей определенной марки и модели авто. Это значит, что производитель серьезно экономит на проведении ремонтных работ, а в отчетах и в прессе указывает совсем другие данные.
Зачем вообще нужен отзыв автомобилей?
Как уже говорилось выше, если бы отзыв был сложным и дорогим занятием, ни один бренд не производил бы его за свои деньги. Но это один из способов значительно поднять популярность и узнаваемость компании, засветиться в новостных блоках телеканалов, а также множества специализированных сайтов. Учитывая тот факт, что компания, объявившая отзыв машин, бесплатно отремонтирует только часть представленного транспорта, этот процесс оказывается очень выгодным. Реклама во всех источниках стоила бы компании намного дороже. Есть еще ряд причин, по которым производители не допускают эксплуатации откровенно плохих автомобилей на дорогах мира:
- если после аварии или другого неприятного происшествия водитель выяснит, что неполадка в его авто была общей для всех моделей, от суда компании не уйти;
- корпорации пекутся о своем имидже и делают все, чтобы защитить имя бренда, именно отзыв автомобилей помогает повысить узнаваемость и уважение к компании;
- нередко в процессе отзыва автомобилей проводится только незначительный ремонт, который даже не требует установки новых узлов и блоков — это идеальный исход;
- производитель оберегает себя от значительного количества критики в будущем, когда неполадка получит огромное количество подтверждений и будет портить имидж;
- нередко, особенно в развитых странах, отзыв машин очень положительно влияет на динамику продаж, правда, в России этого пока не наблюдается.

Если вы заметили, то отзывы в большей степени производятся в США или Германии, а также в Японии. Это основные рынки автомобилей для всех производителей, которые могут похвастать огромными запасами прочности и популярности. В России отзыв машин — крайне редкое дело, но и здесь иногда проводят такие процессы. Это еще раз подчеркивает тот факт, что отзыв машин проводится только в том случае, если в этом есть определенные выгоды производителя. В истории России нет ни одного выигранного иска о том, что авария произошла по причине заводских неисправностей, которые были известны производителю. Так что здесь отзывы делать пока невыгодно.
Самые крупные истории в автомобильном мире, связанные с отзывами
Если вы помните BMW десятилетней давности, то обязательно всплывает в уме ассоциация — рулевая рейка. Действительно, рейки на автомобилях баварской корпорации в то время были ужасные, владельцы меняли их по несколько штук за сотню тысяч эксплуатации автомобиля, а после истечения гарантии продавали в ужасе, что этот марафон замен продолжится. Это была очень большая ошибка баварской корпорации, которая стоила ей имиджа и очень многих продаж. Отзыв тогда не был сделан, и сегодня маркетологи кусают локти в этом вопросе. Самые крупные отзывы последних лет следующие:
- корпорация Toyota в 2009 году отозвала все выпущенные ранее автомобили Prius из-за помпы системы охлаждения, которая ломалась практически у каждого владельца;
- не так давно американское агентство надзора за безопасностью автомобилей заставило 24 бренда отозвать 36 миллионов автомобилей из-за неисправности подушек безопасности;
- в нынешнем десятилетии еще 30 миллионов автомобилей отзывала компания General Motors из-за неисправности ключа зажигания, который на ямках просто глушил мотор;
- совсем недавно компания Volkswagen была вынуждена отозвать и выкупить у владельцев в США все авто с 2-литровым дизельным агрегатом из-за завышенных выбросов CO2;
- компания Ford в Америке также является известным отзывателем машин, компания уже 1981 году отправила на бесплатный ремонт 21 миллион выпущенных автомобилей;
- в России практика отзывов пока очень бедная, не так давно УАЗ отправил на принудительный ремонт 5 тысяч машин из-за неисправности тормозной системы.

Причиной отзывов зачастую становятся судебные иски. Особенно важно для корпораций, если люди погибают, в таком случае риск потери имиджа слишком высок. В большинстве случаев компания готова вложить любые деньги, чтобы замять скандалы. Но все прекрасно понимают, что отзывы автомобилей — это пыль в глаза покупателей. Скорее всего, целью компании является создание образа активной деятельности и переживания за своих покупателей. Таким образом, компания пытается показать, что ее машины покупать можно, так как она заботиться о каждом клиенте даже после продажи транспортного средства. Так что обращать особое внимание на отзывы не следует. Достаточно просто выбрать надежный и качественный транспорт для личной эксплуатации. Предлагаем посмотреть новостной выпуск по отзывам автомобилей Volkswagen в связи с недавним скандалом:
Подводим итоги
Существует множество причин, по которым производители могут выполнить отзыв автомобилей по всему миру или в конкретной стране. Это может произойти по воле бренда, который не хочет терять покупателей из-за ухудшения имиджа, а также по воле проверяющей организации, которых пока вообще нет в России. Если ваш автомобиль отозвали, есть смысл съездит на официальную станцию обслуживания и выполнить ремонтные работы. Это не будет стоить вам ни копейки, но определенные выгоды вы сможете получить. Вместо потенциально неисправной детали вам установят заведомо рабочий элемент.
Интересно, что к отзывам российские владельцы автомобилей относятся достаточно спокойно, не понимая самой сути этого процесса. Вашу машину никуда не будут забирать или увозить. Все работы проводятся непосредственно на станции технического обслуживания дилера. Вам выполнят все фактически также, как при гарантийном ремонте и в течение очень короткого промежутка времени отдадут автомобиль. Поэтому стоит воспользоваться возможностью бесплатно поменять один из узлов вашего авто на новый. Тем более, если старая деталь может оказаться ущербной. А вы когда-нибудь ремонтировали авто по программе отзыва машин производителем?
