Когда подешевеет пропан на заправках
Перейти к содержимому

Когда подешевеет пропан на заправках

  • автор:

Цена топлива на бирже обновила рекорд. Сколько будет стоить бензин на АЗС

Фото: Shutterstock

Биржевая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 на торгах в среду, 19 июля, вновь обновила исторические максимумы. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость бензина АИ-92 увеличилась на 1,84%: цена впервые превысила порог 62 тыс. руб. за тонну, поднявшись до 62,653 тыс. руб.

Прошлый максимум был побит накануне во вторник, когда стоимость Аи-92 достигла 61,522 тыс. рублей за тонну. Стоимость бензина АИ-95 тогда также заметно возросла и достигла 67,255 тыс. руб. за тонну.

Вслед за биржевыми ценами, рост демонстрируют и цены на АЗС. По последним данным Росстата, в период с 4 по 10 июля 2023 года рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 75 субъектах Федерации. Более всего он подорожал в Республике Тыва — на 3,3%, Республике Алтай и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре — на 1,6%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,2%.

На АЗС в Москве бензином марки АИ-92 можно было заправиться по цене от 47,09 до 49,99 рубля, марки АИ-95 — от 51,99 до 57,09 рубля, марки АИ-98 и выше — от 62,60 до 66,19 рубля за литр. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 стоил от 48,20 до 49,79 рубля, марки АИ-95 — от 52,05 до 54,89 рубля, марки АИ-98 и выше — от 61,50 до 65,59 рубля за литр.

Ранее в АНО «Мониторинг АЗС» подсчитали, что за первые шесть месяцев 2023 года в России на АЗС заметнее всего подорожало дизельное топливо: до 57,1 руб. (+1,42% по сравнению с январем 2023), АИ-95 подорожал до 52,6 руб. (+1,15%), АИ-92 стал стоить 47,6 руб. (+0,85%). При этом рост розничных цены на топливо оказался примерно в два раза ниже по сравнению с уровнем инфляции в России (+2,61% с за первые шесть месяцев 2023 года).

Эксперты и аналитики рассказали Autonews.ru, какие факторы влияют сейчас на стоимость топлива на АЗС и долго ли продлится этот рост цен.

Почему растут биржевые цены на бензин

По словам директора GR направления компании КРОС Петра Кирьяна, на данный момент сразу несколько факторов в моменте толкают цены на топливо вверх. Во первых, это ослабление рубля относительно евро и доллара, так как компании учитывают валютную составляющую в НДПИ, взимаемого в России. Также на стоимость топлива влияет традиционный рост спроса, на который в 2023 г. пришлось снижение биржевого предложения топлива (что поднимает цены в опте), что уже привело к тому что оптовые цены на 95-й бензин не сильно отличаются от розничных ценах на АЗС.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«Наконец, нефтяные компании не сильно скрывают желание учесть инфляцию в ценах поставки, и тут опять 2023 г. — время заметной потребительской инфляции в России», — подчеркнул эксперт.

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов также считает падение курса рубля одной из причин роста цен на бензин на фоне отсутствия сбалансированности между спросом и предложением в рамках биржевой торговли.

«Цены на нефть выросли, а курс при этом достаточно не укрепился. При этом экспортная альтернатива становится сильно привлекательной. В результате товар уходит на экспорт, а на внутреннем рынке его становится все меньше», — объяснил он.

Фото: Shutterstock

Заместитель руководителя департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве России Дарья Швандар в качестве еще одной из причин роста цен на бензин в России также назвала сезон отпусков и, как следствие, массовый спрос на топливо. Дело в том, что, по ее мнению, россияне, у которых есть машина, в современных экономических условиях предпочитают путешествовать семьями именно на автомобиле.

При этом Швандар отметила, что дефицита бензина в стране нет, так как снабжение осуществляется на регулярной основе, а нормы запаса топлива превышают 15 дней, что соответствует средним многолетним отраслевым нормативам.

«Тем не менее трудно удержаться от искушения установить торговую надбавку в сезон пикового спроса на бензин, именно этим и обусловлен краткосрочный рост цен», — подчеркнула она.

Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко напомнил также о продолжающихся плановых ремонтах на НПЗ. По его мнению, это напрямую воздействует на смещение равновесия в балансе «спрос/предложение» в сторону роста. При этом эксперт отметил, что это локальная (во временной оценке) причина, и ее воздействие на ценообразование не должно выйти за пределы летнего периода. Вторая причина, по его мнению, лежит на стыке экспортных поставок и фискального регулирования отрасли.

«За счет адаптации географии экспорта нефтепродуктов в пользу Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, доля внешних поставок из России выросла до 20-25% от объемов всего выпуска, что, опять же, снижает, насыщение внутреннего рынка и понятным образом влияет на цену», — подчеркнул он.

В свою очередь, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев видит причину повышения цен на топливо в стечении нескольких взаимно усиливающих обстоятельств. Помимо сезона отпусков, и падение курса рубля — это ослабление демпферного механизма.

«В конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 г. по июль 2024 г. По оценке Минфина, бюджет сэкономит до 30 млрд руб. в месяц. Похоже, ведомство надеялось на санкции, на то что рынок для экспорта бензина будет сужен. Но судя по росту цен надежды не оправдались», — резюмировал эксперт.

Фото: Shutterstock

Демпфер призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны доплачивать в бюджет. В прошлом году НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу — 2,2 трлн руб., что в 3,2 раза больше, чем в 2021 г. В мае 2023 г. компаниям выплачено 103,5 млрд руб.

Бензин в России дешевле по сравнению с мировыми ценами

По словам Григория Баженова, оборот через биржу сейчас не такой большой, какой должен был быть. Эксперт считает, что роста цен на бензин можно было бы избежать в случае увеличения нормативов или осуществления других шагов, связанных с повышением ликвидности на бирже.

«Ситуация не является критичной, но ее сложно назвать приятной. Цены на бензин достаточно высокие, что сказывается на динамике маржинальности. Однако надо понимать, что определенный запас прочности у компаний есть, потому что до это маржинальность была очень высокой. Поэтому они и не торопятся сильно увеличивать цены», — заметил он.

Похожего мнения придерживается Дмитрий Журавлев. Он напомнил, что на данный момент бензин в России значительно дешевле, чем на мировом рынке. Как считает эксперт, именно поэтому нашим производителям не выгодно продавать бензин внутри страны.

«В результате предложение на внутреннем рынке в лучшем случае не растет, а в худшем падает. Спрос же остается высоким — цена растет. Причем решить эту проблему окончательно и навсегда сейчас просто невозможно. Для этого нужно поднять цены на бензин до мирового уровня. Но покупательная способность нашего населения значительно ниже, чем в развитых странах и наше население просто не сможет покупать бензин по таим ценам», — объяснил он.

Аналогичного мнения придерживается и старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Ходжа Кава. Он отметил, что сейчас биржевые цены показывают сильную повышательную динамику, а некоторые марки и вовсе побили исторические отметки. Все это поспособствовало переориентации части потока с внутреннего рынка на внешний.

Фото: Allexander Makarov / Global Look Press

Что будет с ценами дальше

По словам Олега Чередниченко, задача удержания инфляции в рамках таргета с правительства не снимается. Эксперт предположил, что профильные министерства (понимая, что рост цен на топливо является одной из первопричин инфляционного давления) активизируют все имеющиеся инструменты (вплоть до «ручного» регулирования ситуации — что уже применялось в период 2018 — 2019 гг.).

«Таким образом, потребители могут рассчитывать на удержание розничных цен на нефтепродукты в ближайшие месяцы в пределах «инфляционного коридора», — резюмировал он.

Григорий Баженов заявил, что динамика цен на бирже уже сейчас более менее стабилизировалась, а к августу-сентябрю ситуация должна улучшиться Более того, эксперт ожидает, «разворот» нынешней осенью (сентябрь—октябрь).

«Обычно все так и происходит в эти временные рамки. В этом вопросе у нас очень ярко выраженная сезонность. Цены на бензин обычно начинают сильно расти в конце марта. Такая динамика сохраняется до июня-июля, после чего начинается стабилизация. Снижение оптовых цен на бензин обычно приходится на октябрь», — рассказывает Баженов.

В свою очередь, Петр Кирьян надеется, что в сентябре-августе будет достигнута новая «условная точка равновесия» по цене моторного топлива. При этом стоит учитывать ряд нюансов.

«Судя по политике правительства, оно технически наполняет рынок топливом: есть ограничения на экспорт, требования наращивать продажи топлива через биржу и так далее. В регионах ситуация будет разной. Там где доминируют сетевые АЗС и партнерские АЗС нефтяных компаний цены будут «под контролем». Там, где сохранилась независимая розница — будет более заметные изменения ценников на заправках», — предполагает эксперт.

Дарья Швандар также с оптимизмом смотрит на дальнейшее развитие ситуации с ценами на топливо. Она отметила, что производство нефтепродуктов в России стабильно и соответствует плановым показателям производственной программы выпуска. Так, по ее словам, переориентация поставок нефти, которая ранее шла на экспорт по трубопроводу «Дружба» в Германию, на Индию и Египет морским путем предотвращает сбой поставок.

«Переговоры о привязке мировой цены на нефть российского сорта Urals к сорту Дубай (ОАЭ), вместо сорта BRENT (Великобритания), дадут положительный эффект в отношении экспортных цен российских сортов нефти. Также Минэнерго совместно с Антимонопольной службой разрабатывает пакет мер по предотвращению серого экспорта и увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Это будет способствовать стабилизации цен на бензин», — заметила Швандар.

Бензин стремительно дорожает на бирже: Что будет с ценами на заправках на следующей неделе

Цены на АИ-92 в опте уже побили исторический рекорд. При этом АИ-95 начал заметно дорожать ещё в июне. Когда рост биржевых цен отразится на рознице и сколько будет стоить бензин на следующей неделе?

<p>Цены на заправках будут повышаться вслед за биржевыми. Обложка © Shutterstock</p>

Цены на заправках будут повышаться вслед за биржевыми. Обложка © Shutterstock

Что происходит на топливном рынке

ФАС недавно сообщила, что разработала документы об увеличении нормативов продажи нефтепродуктов на бирже и предложила повысить их: для бензина — до 13%, а для дизельного топлива — до 9,5%. Вероятно, один из результатов этого мы и видим в скакнувших котировках на Санкт-Петербургской сырьевой бирже. Так считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Так, котировки выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92; 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Вообще, сейчас ФАС также изучает действия нескольких нефтяных компаний на предмет соответствия антимонопольным требованиям. А на биржевом комитете ведомства шла речь о возможности ужесточения критериев экспорта топлива.

Основным фактором устойчивого спроса и, соответственно, роста цены на бензин в рамках торгов на Санкт-Петербургской бирже, на мой взгляд, является укрепление основных валют по отношению к национальной валюте. Это и привело к рублёвой инфляции. Биржевая цена напрямую зависит от спроса и предложения. Плюс ко всему, нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор биржевых торгов. Там спекулятивный ажиотаж, превращающийся либо в эйфорию, либо в панику, порой имеет решающее значение, — рассказал сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.

Котировки выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92; 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Котировки выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92; 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Тем не менее он отмечает и объективные предпосылки для подорожания топлива. Экспорт бензина падает, а с учётом того, что с первого сентября компенсацию нефтяникам за сдерживание цен планируют снизить в два раза, можно предположить, что рост оптовых цен продолжится. Правда, незначительно, так как ФАС настоятельно рекомендовал нефтяным компаниям увеличить поставки бензина на внутренний рынок. Кстати, с начала года они снизились на 8%.

— Сокращение демпферных выплат нефтекомпаниям, согласованное правительством с 1 сентября, является фактором, влияющим на рост оптовых цен на бирже. Это сокращение приведёт к уменьшению субсидий государства на стоимость бензина. Ранее демпферные выплаты предоставляли компенсацию нефтяным компаниям, если они продавали топливо внутри страны по более низкой цене, чем на экспорт, — рассказал финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.

С 1 августа начнут меняться цены на недвижимость: Какое жильё подорожает и на сколько

Целью этой меры является приведение выплат в соответствие с экономической ситуацией и экспортными поставками. После запрета на прямые поставки топлива из России в Европу экспортная стоимость снизилась. Правительство предлагает сократить объём выплат для достижения равновесия и избежания дефицита.

— Кроме того, многие крупные нефтеперерабатывающие компании предпочитают экспортировать бензин за рубеж, так как это выгоднее из-за слабости национальной валюты. Увеличение объёмов экспорта оказывает давление на внутренний рынок. Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба требуют, чтобы нефтяники увеличивали продажи топлива на бирже. Однако, при росте цен на бирже, компании делают корректировку на инфляцию, — добавил Владислав Антонов.

Какие ценники ждать на АЗС на следующей неделе

Артём Деев считает, что в ближайшую неделю мы не увидим резких сдвигов оптовых цен. Биржа вышла на «полку» и останется на ней ещё некоторое время. Розница же тоже не успеет догнать биржевые цены в ближайшую неделю.

— Розничные цены на бензин постепенно догонят биржевые. Мне представляется, что они постепенно подтянутся к оптовым, но резкое повышение маловероятно. У ФАС есть инструменты их сдерживания, — считает Николай Переславский.

Исторические данные показывают, что цена на бензин ежегодно повышается на 7%. Инфляция — часть экономики. Это означает, что цены на товары будут постоянно расти. Чтобы узнать будущие цены на топливо, нужно просто прибавлять к текущим ценам по 0,5–0,7% в месяц. Такой прогноз сделал Владислав Антонов.

Автомобильные новости

Почему на заправках резко подорожал газ и что будет с ценами дальше?

Портал Avtospravochnaya.com продолжает изучать ситуацию с ценами на пропан-бутан. Напомним, в 2021 году цены на пропан-бутан достигли рекордных значений — в Татарстане цена газа выросла до 34 рублей. В конце 2021 года пропан-бутан начал дешеветь.

Весь 2022 год стоимость пропан-бутана в Татарстане постепенно снижалась, а в сентябре началось очередное подорожание. Тем не менее, согласно данным нашего мониторинга по АЗС Набережных Челнов, в целом по итогам 2022 года средняя цена пропан-бутана снизилась на 36,6%.

Почему дорожает газ на заправках: видео

В январе и начале февраля цены на пропан-бутан оставались без изменения. В середине февраля цены на этот вид газа начали снижаться. К примеру, в Набережных Челнах 14 февраля 2023 года на АЗС «Ирбис» пропан-бутан подешевел на 1 рубль — до значения 15.99 руб. Буквально на следующий день на 1 рубль подешевел пропан-бутан и на АЗС «Наиком» — до 15.99 руб.

Однако, в апреле начался очередной рост цен на пропан-бутан. К примеру, 1 апреля 2023 года на АЗС «Ирбис» газ стоил уже 16.99 руб., 6 апреля — 17,99 руб., 25 апреля — 18,99 руб.

По состоянию на 1 мая 2023 года пропан-бутан на АЗС «Ирбис» по-прежнему стоил 18,99 руб., однако уже 4 мая он прибавил ещё 1 рубль — до 19,99 руб. За май цены пропан-бутана на большинстве заправок менялись 5 и более раз. Естественно, в большую сторону. Сейчас, на начало июня 2023 года, цена пропан-бутана в Татарстане уже достигла 24 рублей.

Динамика цен на пропан-бутан 2022-2023 в Набережных Челнах (АЗС «Ирбис»)

В чём же причина такого бурного роста? Основным драйвером стали оптовые цены топлива на бирже, которые потянули за собой и розничные цены на заправках. Эту информацию нам подтвердили представили нескольких сетей АЗС. Так, АЗС «Наиком» сослалась на повышение отпускных цен заводами-производителями топлива. Эту же информацию нам сообщили и в сети АЗС «Ирбис».

» Повышение розничных цен связано с резким ростом стоимости оптовых цен на топливо. К сожалению, мы не можем на это повлиять «, — сообщили в компании.

Минэнерго считает, что скачки цен на пропан-бутан связаны с особенностями ценообразования на данный вид топлива, так как цены сжиженных углеводородных газов (СУГ) государством не регулируются.

» Наблюдаемое сейчас изменение цен на СУГ, которые используются в качестве моторного топлива, не связано с какими-то проблемами на рынке «, — сообщили в Минэнерго.

Ведомство рекомендовало компаниям увеличить объёмы продажи газа через биржу. Как отметило министерство, внутренний рынок полностью обеспечен как СУГ, так и бензином и дизельным топливом.

Что будет с ценой пропан-бутана в 2023 году?

Если обратиться к информации Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, то видно, что сейчас оптовая цена пропан-бутана уже даже выше розничной — она перевалила за 24 рубля. До середины мая оптовые цены росли плавно, затем произошёл резкий скачок вверх, после чего цены продолжают увеличиваться, но уже не так быстро.

Учитывая, что в рознице цена пропан-бутана должна быть минимум на 2-3 рубля дороже опта, то даже если цена газа на бирже сейчас прекратит расти, у цен на заправках ещё есть потенциал роста. Если оптовая цена сейчас 24 рубля, то на заправках газ может вырасти ещё — до 26-27 рублей. Что будет дальше — зависит от оптовых цен. Если они продолжат увеличиваться — цена газа на заправках также продолжит расти. Если цены стабилизируются и начнут снижаться, то снижения цен на заправках стоит ожидать через пару недель после этого. Мы продолжим наблюдение за ценами.

Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?

Внутрироссийский топливный рынок переживает подъём цен на бензин в опте, что уже отразилось на стоимости топлива на АЗС.

Биржевые цены на основные марки бензина бьют рекорды. Так, по данным «Коммерсанта», на бирже СПбМТСБ 19 июля АИ-95 вырос в цене на 1,25%, до 68 рублей за тонну, АИ-92 — на 1,49%, до 62,5 рубля за тонну.

При этом, опережая инфляцию, растёт цена бензина и на АЗС. По данным Росстата, цены на заправках поднялись на 3,6% при накопленной годовой инфляции в 3,15%.

В некоторых регионах РФ уже начались ажиотажные проявления спроса на топливо. К примеру, губернатор Севастополя Михаил Развожаев в своём телеграм-канале написал, что к нему поступают сообщения о перебоях с отпуском бензина на АЗС. При этом он отметил, что пока ситуация не является критичной, есть только задержки с поставками бензина А-92.

«Вторая проблема — рост цен на топливо. По моему поручению специалисты Департамента городского хозяйства вчера и сегодня проверяют поступившие сообщения севастопольцев, выезжают на заправки и фиксируют цены. Все собранные данные мы передаём в территориальное отделение Федеральной антимонопольной службы (ФАС)», — написал также Развожаев.

ForPost поговорил с экспертами о том, что происходит на топливном рынке и может ли ФАС решить эту ситуацию.

Демпферный привет

Для начала стоит напомнить, что нынешний скачок цен на бензин был предсказуем и является следствием планов по снижению демпферных выплат из бюджета производителям топлива.

Напомним также, что демпферный механизм предусматривает стимуляцию отечественных производителей к продаже бензина на внутреннем рынке, когда мировые цены на него вырастают и топливо выгоднее экспортировать.

В таком случае российские компании получают из бюджета выплаты, позволяющие продолжить выгодно продавать бензин на внутреннем рынке, не повышая цену. Если же мировая цена падает, то уже компании платят в бюджет разницу.

«Сейчас мы видим продолжение борьбы нефтяных компаний и правительства, потому что власти объявили, что в сентябре демпферные выплаты будут сокращены почти вдвое. Логика правительства заключается в стремлении минимизировать дефицит бюджета, то есть уменьшить расходы и увеличить доходы. В частности, именно поэтому мы наблюдаем рост фискальной нагрузки на нефтегазовый сектор в целом, а также сокращение расходов в виде переноса налоговых льгот и уменьшение демпферных выплат», — пояснил в разговоре с ForPost ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В свою очередь нефтяники уже дают государству понять, что не будут мириться с этим и не станут работать в убыток.

По словам Юшкова, именно поэтому взлетают цены на топливо на бирже и в рознице.

«Нефтяники уже сейчас пытаются продемонстрировать, что будет, если сократить им демпферные выплаты. То есть для них экспортный рынок станет более приоритетным. Таким образом, они либо сократят поставки на внутренний рынок, либо поднимут цены на российском рынке до экспортного паритета с учётом оставшегося демпфера», — отметил эксперт.

«ФАС, фас!»?

В российском Минэнерго не раз заявляли, что цены на топливо в РФ регулируются не государством, а рынком. В то же время, по словам Игоря Юшкова, примерно 80% в цене топлива — это различные налоги, кроме того, стоимость бензина, как видим, зависит и от демпфера.

Наконец, весь рынок топлива в России — это олигополия, то есть такая разновидность монополии, когда большую часть рынка контролируют несколько крупных компаний, обладающих всем циклом производства нефтепродуктов — от добычи нефти до продажи бензина на собственных АЗС.

При этом мелкие игроки покупают топливо для своих АЗС на бирже, а значит, полностью зависят от «настроения» олигополии.

«Во всём мире с проявлениями монополизма борются специальные антимонопольные службы. Антимонопольная служба для эффективной работы должна обладать весьма существенными полномочиями, в противном случае ведомство существует лишь номинально. Я полагаю, что российской ФАС стоило бы предоставить более широкие права в проведении проверок и получении информации от компаний, действующих на рынке, а также возможности наложения жёстких санкций в случае выявления нарушений антимонопольных требований», — высказал мнение в разговоре с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Он добавил, что в нынешней же ситуации, а особенно если учесть, что государство в принципе считает, что на внутреннем рынке топлива цены являются следствием действия рыночных механизмов, а не действий олигополии, ФАС вряд ли может что-то изменить.

Это тупик?

Выход из сложившейся на топливном рынке России ситуации, по мнению Игоря Юшкова, возможен только в результате компромисса государства и нефтяников. При этом цены на бензин для простых россиян в любом случае вырастут.

Вопрос только, на сколько.

«Российские компании уже стали меньше продавать бензина на бирже, это толкает цены на топливо вверх. Как следствие, мы видим рост цен на бензин и в рознице, потому что мелкие компании покупают бензин на бирже, а крупные поднимают цены, чтобы показать государству необходимость пересмотра решения по демпферу. Если государство ничего не будет делать, мы увидим постепенное подорожание топлива на АЗС до конца лета, а к сентябрю цены придут к экспортному паритету в новых условиях выплат по демпферу», — отметил аналитик.

Тут стоит сказать, что средняя цена бензина в мире сейчас составляет 1,32 доллара за литр. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней.

Впрочем, если принять во внимание, что часть демпфера всё же останется, вполне возможно, рост не будет столь драматичным.

«Если же государство попытается затормозить рост цен на АЗС, то потом мы его всё равно увидим в сентябре, но тогда он будет резким. А это уже грозит открытым недовольством людей, что повлечёт протестные настроения и социальную напряжённость. Поэтому постепенное повышение цены даже более приемлемо. Но это выбор между плохим и очень плохим сценариями», — сказал Игорь Юшков.

При этом отказ государства от сокращения расходов бюджета в нынешних условиях дефицита тоже маловероятен.

Поэтому, по словам Юшкова, решение проблемы может состоять в поиске некого компромисса, когда государство окажется от сокращения демпфера на столь существенное значение, а нефтяники согласятся держать цены на бензин на каком-то оговорённом уровне. В то же время очевидно, что топливо в России подорожает в любом случае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *