Что будет, если собьешь велосипедиста на пешеходном переходе
Довольно типичная ситуация на наших дорогах: машина подъезжает к пустынному нерегулируемому пешеходному переходу и в этот момент на «зебру» вылетает велосипедист в стремлении пересечь проезжую часть именно перед «мордой» мчащегося транспортного средства. Итогом подобных сценок крайне часто становятся серьезные травмы байкеров. А все потому, что большинство из них считает себя пешеходами и уверены, что любой водитель обязан их пропускать на нерегулируемой «зебре». Если авто не уступает в подобной ситуации, особо агрессивные любители двухколесного транспорта даже бросаются на водителей с кулаками.
На самом деле пункт 1.2 Правил дорожного движения утверждает, что велосипед — транспортное средство. Соответственно, к нему применяются те же требования ПДД, что и к машине. Если байкер спешился и ведет свое двухколесное чудо рядом с собой — тут он пешеход. Сел и поехал — стал водителем. Соответственно, когда велосипедист на своем транспортном средстве пресекает дорогу по пешеходному переходу, с точки зрения ПДД это выглядит точно так же, как если б на месте велика был мотоцикл или самосвал.
Более того, пункт 24.8 ПДД прямо запрещает велосипедистам и водителям мопедов пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Исходя из этого можно четко сказать, что когда машина сбивает на нерегулируемой «зебре» едущего велосипедиста, виноватым в таком ДТП, скорее всего, признают именно неосторожного обладателя двухколесной техники. Инспектор ГИБДД даже составит на него административный протокол.
Статья 12.29 КоАП (нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения) предусматривает 800 рублей штрафа.
Единственный вариант для «двухколесного» переложить хотя бы часть вины за аварию на водителя — доказать, что тот имел возможность, но не стал предпринимать какие-либо действия для предотвращения ДТП. То есть убедить дознание, что шофер мог своевременно увидеть велосипедиста, но не затормозил. Затея с сомнительным результатом.
Несмотря на все вышеизложенное, сбитый на «зебре» велосипедист может через суд потребовать от водителя возместить ущерб здоровью и имуществу, даже если пострадавший сам виноват в аварии. Статья 1079 Гражданского кодекса предусматривает такую ответственность для владельца «средства повышенной опасности» — автомобиля.
Но в данном случае вполне может быть применена другая статья — 1083 ГК. Ее часть вторая устанавливает, что «если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен». Так что на многое байкеру рассчитывать не стоит даже в суде
ДТП с велосипедистом: кто виноват, что делать и как искать?
О велосипедистах некоторые водители знают только, что они путаются на дороге, мешают, ездят как попало и создают аварийные ситуации. Но, так или иначе, двухколесных на дорогах нашей страны с каждым годом становиться всё больше и больше, и необходимо знать, как действовать и что делать, если произошло ДТП с велосипедом: если автомобиль его сбил на переходе или вне его границ, если тот был пьяный и/или погиб. Также и розыск наездника двухколёсного в 2023 году имеет свои тонкости. Подробнее расскажем об этом в статье.
Имеет ли право велосипед двигаться по дороге?
Если рассматривать данный вопрос строго формально и руководствуясь определениями из ПДД, то всем велосипедистам так или иначе разрешено движение по дороге. Это очень важно в контексте разборов ДТП с велосипедом, если вы его сбили или он совершил наезд на авто. Всё потому, что дорога включает в себя и проезжую часть, и тротуар, и обочину. В основном, разрешено движение велосипедистов, как маленьких, так и взрослых, по тротуарам, велосипедным и велопешеходным дорожкам.
А вот по проезжей части дороги можно двигаться не всем и не всегда. Разрешается в следующих случаях и только по правому краю проезжей части:
- когда отсутствуют соответствующие велосипедные, велопешеходные дорожки, отдельная полоса для велосипедистов или нет возможности двигаться по ним,
- при больших габаритах велосипеда, перевозимого груза или прицепа к велосипеду, а именно более 1 метра в ширину,
- если двухколесных целая колонна.
При этом, возраст таких веловодителей должен превышать 14 лет.
С таким же возрастным цензом можно двигаться по обочине дороги, когда отсутствуют специальные дорожки, специальная полоса или нет возможности двигаться по ним или по правому краю ПЧ.
Если ничего вышеперечисленного нет или нет возможности двигаться по ним, тогда можно ехать на велосипеде по тротуару или пешеходной дорожке.
Тем лихачам, которым от 0 до 14 лет, можно двигаться на велосипеде только по специальным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон.
Какие ещё ПДД для велосипедистов?
Поскольку движение на велосипеде разрешается в тех местах, где ходят пешеходы (и движутся иные лица), то в случае, если такое движение создает опасность или помехи другим лицам, движущимся по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пешеходной зоне, велосипедисту надлежит спешиться и продолжить свой путь пешком. Поэтому чаще всего при ДТП велосипеда и пешехода виновен оказывается первый.
Есть для веловодителей и запреты. В частности, нельзя:
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой,
- перевозить громоздкий груз или груз, который будет мешать рулить,
- катать на двухколёсном кого-то еще, если это не предусмотрено его конструкцией,
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, где есть трамвайные пути или более чем одна полоса в данном направлении (есть 2 исключения, о которых можно прочитать в пункте 24.8 ПДД РФ)
Ну и отдельно хотелось бы написать про запрет пересекать дорогу по пешеходным переходам. Именно езда по пешеходным переходам создает больше всего аварийных ситуаций на дорогах (тот же пункт 24.8 Правил).
Кто будет виноват при ДТП?
Как бы банально и очевидно это ни звучало, но виноват в ДТП будет тот, кто нарушил Правила дорожного движения. В каких-то ситуациях нарушают водители автомобилей, в каких-то – велосипедисты, разберем некоторые из них.
На пешеходном переходе
Не зря мы акцентировали внимание на запрет про движение велосипедов по ПП. Очень часто нарушение данного запрета является причиной ДТП. Если водитель сам ничего не нарушил, например, не ехал на красный сигнал светофора, то виновным в ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом, который не спешился, будет сам веловодитель.
Судебная практика в 2023 году достаточно богатая. Вот, например, решение суда по делу, где водитель сбил велосипедиста, едущего по переходу, но сам двигался с превышением скорости. В итоге он был признан виновным.
В такой категории дел легко получить «обоюдку», ведь у нас в ПДД есть чудо пункт 10.1, по которому водитель обязан всё предвидеть и всё предугадывать (по мнению инспекторов и судей). В подобном деле первая инстанция признала виновным велосипедиста, а апелляция установила вину каждого в 50%, вот апелляционное определение.
Ну и наконец, апелляционное определение, которым засилили решение первой инстанции по ДТП между велосипедистом, не спешившимся на пешеходном переходе, и автомобилем. Теперь велогонщику оплачивать ущерб, причинённый автомобилю. Но и в таких ДТП с наездом на велосипед не всё так однозначно, иногда водитель даже при отсутствии вины должен оплачивать вред веловодителю – подробнее обсудим немного ниже.
При повороте направо
Велосипедисты на дороге не всегда ведут себя хорошо и строго соблюдают приписываемые правила, но если уж они двигаются по правому краю проезжей части, то, как правило, делают это в крайнем положении.
Чего не скажешь про водителей машин, которые, поворачивая направо, зачастую забывают выполнить пункт 8.5 ПДД и занять крайнее положение перед поворотом направо, в результате чего сбивают велосипедистов. В таком случае вина водителя будет однозначна. Крайнее положение на то и крайнее, чтобы никто больше там проехать (поместиться) не мог.
Еще водители могут повернуть направо, нарушив уже другой пункт правил, а именно 13.1, который гласит, что нужно уступить велосипедистам, которые пересекают проезжую часть дороги, на которую осуществляется поворот.
Судебная практика: апелляционное определение Свердловского областного суда, которым признано законным решение о взыскании с водителя 200 000 рублей компенсации морального вреда. Водитель нарушил пункт 13.1 ПДД РФ.
Повышенного внимания от водителей требует манёвр съезда с дороги на прилегающую территорию, поскольку можно легко попасть в ДТП с участием велосипедиста и при этом оказаться виноватым. Ведь пункт 8.3 Правил предписывает уступать дорогу двухколесным, путь движения которых пересекает автомобиль.
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Если велосипедист пьяный?
В данном разделе мы развеем популярный миф, касающийся не только велосипедистов, что если управлять транспортным средством пьяным, то априори виновен в ДТП. Это не так!
Если пьяный будет рулить велосипедом строго по правилам, то никто его не признает виновным в ДТП, ведь он попросту будет в нём не виноват, так как состояние опьянения не находится в причинно-следственной связи с самим дорожным происшествием. Именно так рассуждают суды в 2023 году.
Если сбили едущего справа
Малые габариты велосипеда позволяют двигаться на нём вплотную к краю проезжей части, но в этом и опасность для людей. Водители автомобилей привыкли, что справа от них никого нет, так как машине там не проехать, но вот велосипеду (и, впрочем, мотоциклу) – запросто.
Появление двухколесного справа от машины бывает неожиданным для водителя, а при смещении автомобиля может произойти ДТП.
В такой ситуации в аварии будет виноват водитель авто, не смотрящий в зеркала.
Судебная практика: вот пример судебного разбирательства по ДТП, в котором сбили велосипедистку. Водитель теперь будет пожизненно выплачивать определенную сумму потерпевшей.
Но иногда велосипедисты лезут, даже можно сказать «щемятся» между авто и краем ПЧ, чуть ли не сбивая зеркала на авто и могут легко зацепить машину, повредив её. Часто такое происходит в пробках, когда машины стоят.
В таком случае вина на двухколесном за несоблюдение бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).
Во дворе
Согласно 17 разделу ПДД в жилых зонах, равно как и на дворовых территориях преимущество перед машинами имеют пешеходы. Про велосипеды там ни слова. Поэтому ездить там нужно, придерживаясь основных правил для движения велосипедов, ведь во дворах у нас тоже дороги (впрочем, некоторые эксперты оспаривают данное утверждение).
Если произойдет столкновение с машиной, то, чтобы установить виновного, необходимо будет изучать динамику их движения, кто, куда и как ехал. Однозначно определить виновного только из места происшествия не получится. Отметим лишь главный принцип – во дворах действуют ПДД в полной мере, и разборы многих ДТП с наездом на велосипед здесь аналогичны тем же вне прилегающих территорий.
Велосипедист догнал сзади
Такие ДТП, когда наезд совершает не водитель авто, а велосипедист, случаются в основном на светофорах, когда все водители ждут разрешающего, зазевавшийся велосипедист может прилететь кому-нибудь в «корму».
Это конечно не удар машины, но повредить бампер, багажник, фонари и даже заднее стекло, велосипедист способен, ну или по меньшей мере поцарапать лако-красочное покрытие. Это, кстати, весьма печально, ведь никакого ОСАГО у двухколесного нет, и ущерб придется взыскивать с него самого.
Судебная практика: В апелляционном определении Верховного Суда Республики Башкортостан коллегия взыскала моральный вред в пользу велосипедиста, въехавшего в заднюю часть авто (правда, в размере 5 000 рублей) и взыскала с велосипедиста материальный ущерб за разбитый задний фонарь авто.
Поэтому ещё очень важно поймать причинителя вреда.
Что делать, если велосипедист скрылся? Тонкости розыска
Транспорт на двух колесах весьма мобилен и не идентифицирован госномерами, поэтому виновникам ДТП на велосипедах часто удается скрыться с места аварии. Если задержать нарушителя не удалось, тогда дело плохо.
Хорошо бы иметь запись с камер или видеорегистратора. Если ДТП не существенное и ущерб не большой, то инспекторы, скорее всего, не захотят заниматься розыском видеокамер, а потом выемкой записи. Чтобы они это сделали, надо подать письменное ходатайство, которое они обязаны будут рассмотреть, лучше с указанием на конкретные камеры, если вы нашли их на месте ДТП. Но даже с видеозаписью найти человека в большом городе бывает весьма проблематично.
А чаще всего пострадавший может сообщить сотрудникам лишь во что был одет горе-велосипедист, да цвет велосипеда. Даже если запомнить его лицо, то вряд ли кто-то будет составлять фоторобот негодяя, ведь ДТП – это в большинстве своём не преступление и уголовной ответственности не предполагает.
Но сбежать с места аварии может не только виновный велогонщик, но и потерпевший. В том случае, когда вина в происшествии лежит на автомобилисте, не стоит радоваться, что потерпевший уехал. Последовав его примеру, можно лишиться прав за оставление места ДТП и вот почему:
- велосипедист может вернуться на место ДТП и вызвать инспекторов ГИБДД,
- травма или повреждения его велосипеда могут быть обнаружены спустя какое-то время, и после обнаружения последует обращение к инспекторам.
В таких случаях главное – правильно действовать. Позвоните в ГИБДД и сообщите о случившемся, но не говорите, что виноваты вы. Это на данном этапе не важно, главное сообщить и следовать указаниям.
Можно уехать, никуда не сообщая, но тогда ущерба у вас быть не должно. А был ли причинен ущерб двухколесному, вам не известно, поэтому и уехали. В таком случае лишить вас прав не могут, но гарантию никто не даст.
Сбили насмерть – что грозит?
За причинение смерти в ДТП может грозить до 5 лет лишения свободы. Если при этом пьяным был водитель или скрылся с места происшествия, тогда от 5 до 12 лет. Данная санкция предусмотрена 264 статьёй Уголовного кодекса РФ.
Но всё это, конечно же, в случае виновности водителя авто в ДТП. Если будет виноват велосипедист, то его уже никто к ответственности не привлечет. Но это не значит, что водитель не понесет никакой ответственности.
Родственники погибшего смогут взыскать даже с невиновного водителя моральный вред. Всё потому, что машина у нас – это источник повышенной опасности, а вред, причиненный таким ИПО, возмещается его владельцем. Не платить можно будет, только если доказать, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла погибшего. Всё это указано в 1079 статье ГК РФ, именно по ней и придется возмещать вред.
Судебная практика: Пример решения суда, где на момент разбирательства вина водителя в ДТП не была установлена, но моральный вред в размере 200 000 рублей взыскали. При этом, потерпевший не погиб.
Моральный вред при вине велосипедиста в ДТП, получившим легкий вред здоровью, взыскали в другом похожем деле. Вот апелляционное определение по делу.
Если столкнулись 2 велосипеда – что грозит?
Из определения, данного в ПДД, мы знаем, что велосипед – это тоже транспортное средство, но, правда, не механическое. В связи с этим для управляющих велосипедом есть спецнормы, предусматривающие ответственность.
Так, часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ предусматривает штрафы для нарушивших правила велосипедистов. А часть 3 той же статьи увеличивает размер штрафа, если велосипедом управляли в состоянии опьянения.
Еще есть часть 1 статьи 12.30 КоАП, по которой наказывают, когда были созданы помехи в движении транспортных средств. По этой статье могут оформить при ДТП на пешеходном переходе, если велосипедист не спешивался.
Эти статьи на случай, когда в аварии пострадали только велосипеды. Если вред причинен здоровью участников ДТП тогда читаем часть 2 статьи 12.30 КоАП, при легком и среднем вреде здоровью, и статью 268 УК РФ при тяжком вреде или смерти.
Примечательно, что ответственность для велосипедистов на порядок ниже, чем для водителей, хотя, последствия столкновений могут быть одинаковыми, например, смерть человека в ДТП.
Автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе. Кто виноват? Объяснение внутри.
В общем ситуация такая: автомобиль выезжал со дворов на дорогу с односторонним движением (направо), навстречу ему пересекал дорогу велосипедист по пешеходному переходу. Перед началом движения велосипедист убедился, что автомобиль ему уступает (авто стоял), и в момент, когда вело почти пересек дорогу авто газанул и сбил вело. Прокуратура не хочет возбуждать уголовное дело, типа согласно п. 24.8 нельзя проезжать на вело по пешеходному переходу, хотя согласно п. 24.2 вело может двигаться по пешеходной дорожке (при отсутствии велосипедной или вело-пешеходной дорожке), и еще в добавок ко всему согласно п. 13.1 авто обязан уступить дорогу вело или пешеходу. Вопрос такой: КАКОЙ ПУНКТ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ВАЖНЕЕ И КТО ВИНОВАТ?
Я выступаю со стороны велосипедиста.
Правила. Раздел 24. Пункт 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
— управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
— перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
— двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
-(((((((((((((( пересекать дорогу по пешеходным переходам.))))))))))))))))))))))
Не путайте пешеходную дорожку и пешеходный переход. По переходу запрещено без исключения.
Суд должен быть на стороне велосипедиста, как более уязвимого участника дорожного движения.
Нужны видео и свидетели. Многое зависит от того, с какой скоростью двигался хрустик.
А то блин бывают такие, которые по пешеходной дорожке летят с такой скоростью, что после ДТП их самих по кускам собирают, когда они врезаются в авто, двигавшееся со скоростью 5-10 км/ч. Таких в авто увидеть просто не может. Тем более, при правом повороте
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Хрустик ехал, а не шёл, значит, он не являлся пешеходом, то есть, пропустить его водитель авто не обязан.
Как правильно отметили в прокуратуре, согласно 24.8. запрещено пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Не путайте пешеходный переход с пешеходной дорожкой:
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
ДТП с велосипедистом: что делать, если водитель сбил велосипедиста
Велосипед – один из популярных видов транспорта, особенно в теплое время года. Он экологичный, недорогой в обслуживании, кроме того, велосипедистам не нужно сдавать на права. Несмотря на это, водители велосипедов – полноценные участники дорожного движения, они должны соблюдать ПДД и несут полную ответственность за их нарушение. Нередко бывают ситуации на дороге, когда водитель авто сбил велосипедиста. Что делать в такой ситуации и как определить виновного, рассмотрим далее.
Когда велосипед имеет право двигаться по дороге
Многие не знают, является ли велосипедист водителем, и не воспринимают данный вид транспорта серьезно. При этом велосипед – такой же участник дорожного движения, как и автомобиль. Соответственно, любой велосипедист должен соблюдать ПДД.
В соответствии с ПДД велосипедистам на дороге разрешается находиться. Но это лишь формально, так как дорогой считаются проезжая часть, тротуар и обочина. По правилам водителям велосипеда любого возраста можно ездить по специальным велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также по тротуарам.
Передвижение по проезжей части разрешено лишь в некоторых ситуациях:
- в случае если отсутствуют специальные дорожки или отдельные полосы для велосипедистов;
- если движение по велодорожке или велополосе невозможно;
- когда габариты велосипеда, прицепа или перевозимого груза составляет более 1 метра в ширину;
- в случае когда движется колонна велосипедистов.
Двигаться можно только по правому краю проезжей части. Кроме того, возраст водителя велосипеда должен быть не меньше 14 лет. До 14 лет передвижение на велосипеде разрешено только по тротуарам и специальным велопешеходным дорожкам.
Виды ДТП с участием велосипедиста
ДТП с участием велосипедиста – достаточно частое явление. При этом, как показывает судебная практика, виновным в аварии может быть как водитель автомобиля, так и водитель велосипеда. Основными видами дорожно-транспортного происшествия с участием велосипедиста являются:
- наезд на водителя велосипеда на пешеходном переходе;
- столкновение авто и велосипеда во дворах;
- наезд во время движения велосипедиста по проезжей части;
- наезд на велосипедиста при повороте автомобилем направо.
На пешеходном переходе
Один из самых распространенных видов ДТП с велосипедистом – наезд на пешеходном переходе. По правилам дорожного движения водитель велосипеда должен пересекать зебру пешком, ведя транспортное средство рядом. Поэтому, если сбили едущего велосипедиста на пешеходном переходе, виноват в большинстве случаев будет веловодитель. Однако, если водитель велосипеда пересекал зебру, не спешившись, а автомобиль ехал на красный свет или с превышением скорости, будет виноват водитель машины, либо вину разделят 50/50.
При повороте направо
Среди аварий на велосипедах достаточно распространенной практикой является ДТП при повороте авто направо. Достаточно часто автомобилисты забывают занять крайнее положение перед осуществлением данного маневра (в соответствии с пунктом 8.5 ПДД), преграждая путь велосипедистам. Также водители авто нередко нарушают пункт 13.1, в котором указано, что едущий в автомобиле должен уступить веловодителю, пересекающему проезжую часть дороги, на которую осуществляется поворот. Кроме того, во время съезда с дороги на прилегающую территорию водитель машины должен уступить дорогу велосипедисту, в соответствии с пунктом 8.3 ПДД.
Таким образом, при возникновении аварии во время поворота направо вина будет полностью лежать на автомобилисте.
Если пьяный на велосипеде
Езда на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения однозначно является нарушением. При этом в аварии с участием велосипедиста будет виновен тот, кто нарушил правила дорожного движения. Соответственно, если нарушителем будет водитель авто – ему придется отвечать за содеянное, даже если велосипедист был не трезвым. Пьяному на велосипеде грозит наказание только в том случае, если он нарушил ПДД во время движения и стал причиной дорожно-транспортного происшествия.
Во дворе
Во время движения во дворах и по жилым территориям необходимо руководствоваться 17 разделом ПДД. В соответствии с его положениями преимущество в подобных зонах отдается пешеходам. О том, как вести себя велосипедистам, в данном разделе не указано. Соответственно, движение во дворах осуществляется по основным правилам дорожного движения для велосипедов.
В случае столкновения с машиной, необходимо изучать динамику движения обоих водителей. Для определения виновного нужно руководствоваться правилами дорожного движения, которые действуют во время езды на проезжей части.
Стоит отметить, что практически во всех авариях с участием велосипедистов, случившихся во дворе, виноват водитель авто. Так как автомобиль считается транспортным средством повышенной опасности.
Оформление ДТП
ДТП с участием велосипедиста оформляется также как и любое другое дорожно-транспортное происшествие. Первое, что необходимо сделать – определить, есть ли пострадавшие. В случае если есть травмированные, нужно вызвать скорую помощь и службу ГИБДД, а также оказать по возможности первую медицинскую помощь.
Если пострадавших нет, участники должны действовать следующим образом:
- Включить аварийку и выставить знаки аварийной остановки.
- Вызвать службу ДПС.
- Сделать фото, на которых хорошо видно расположение, транспортных средств, тормозной путь и нанесенный ущерб.
- Собрать контактные данные всех свидетелей происшествия.
- Подробно описать произошедшее в протоколе сотрудника ГИБДД.
Обратите внимание, если расположение транспортных средств мешает дорожному движению, необходимо зафиксировать аварию на фото или видео, освободить проезжую часть и дожидаться службу ДПС на обочине.
Что делать, если велосипедист скрылся
Не редкость, когда велосипедист уезжает с места ДТП. При этом идентифицировать его достаточно сложно, так как у него нет госномеров. В таком случае пригодятся записи видеорегистратора. Также можно воспользоваться фиксирующими камерами, которые находятся на месте происшествия.
Даже если вследствие ДТП был нанесен несущественный ущерб, необходимо собрать контакты очевидцев и вызвать ДПС для составления протокола. В документе должны быть указаны:
- время аварии;
- точное место ДТП;
- повреждения автомобиля;
- дорожные знаки, разметка и светофоры;
- подробные приметы велосипеда и того, кто им управлял;
- контактные данные и показания свидетелей происшествия;
- запись с видеорегистратора (если есть).
Если во время аварии были нанесены серьезные повреждения автомобилю, нужно подать письменное ходатайство сотруднику ГИБДД, ссылаясь на запись с камер (если они есть на месте ДТП) или видеорегистратора.
Вероятность, что виновного велосипедиста разыщут, невелика, но в случае если он все-таки будет найден, ему грозит штраф в размере 1500 рублей, а также возможен арест на 15 суток.
В случае когда веловодитель скрылся с места ДТП, но виновным является автомобилист, необходимо сообщить о произошедшем в ГИБДД. В противном случае, если пострадавший велосипедист обратится в госорганы, водителю авто грозит лишение прав.
Смертельное ДТП
Если во время ДТП велосипедист умер, а виновным оказался водитель авто, ему грозит лишение свободы сроком до 5 лет в соответствии со статьей №264 УК РФ. Если же в аварии виноват водитель велосипеда, автомобилист не несет ни уголовной, ни административной ответственности. Но при этом родственники погибшего могут взыскать с водителя авто денежные средства за моральный ущерб, учитывая что машина – источник повышенной опасности.
Компенсация ущерба
В случае если водитель велосипеда является виновником аварии, возмещение ущерба осуществляется добровольно или в судебном порядке, так как у него нет полиса ОСАГО. Если же виноват автомобилист, страховая компания компенсирует ущерб велосипедисту. В случае когда страховка не покрывает повреждения и моральный ущерб, водитель машины выплачивает компенсацию из собственных средств.