Подбор и регулировка велосипедного сидения
Вы выбираете себе байк и, естественно, хотите ездить на нем с комфортом. Один из важнейших элементов комфортной поездки – сиденье. Согласитесь, если на байке неудобно сидеть, то о какой поездке вообще можно говорить? Это уже не поездка, а сплошное издевательство над организмом.
Мы остановимся на нескольких моментах, касающихся выбора и правильной настройки сидения (его еще называют седлом), на которые необходимо обратить внимание при выборе велосипеда.
Оно может казаться красивым и удобным на фотографиях в интернете или если смотреть со стороны. Но, самое главное, – нужно на него сесть. И не просто сесть, а сесть и покрутить педали, а еще лучше проехать, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям, как во всем теле, так и в месте, которым сидите.
Не спешите, примеряя сидение. Минутная посадка и долгая поездка имеют такую же разницу как страстный поцелуй и длительная семейная жизнь. Если Вам (и Вашей пятой точке) будет на нем удобно – значит это Ваше седло. Если нет, можете не обращать внимание на все остальные элементы этого велосипеда – он уже не Ваш. Ну, или сразу же, ищите для себя новое седло и меняйте установленное. При этом учтите, что даже отличное и дорогое седло, не правильно установленное, не создаст никакого удобства. Поэтому, прежде чем на него сесть – отрегулируйте сидение правильно.
Как это сделать мы сейчас и рассмотрим.
Посадка велосипедиста на седле.
Прежде всего, давайте определимся, как мы сидим. Основной вес тела распределяется между двумя седалищными буграми (седалищными костями) – именно они являются опорами для тела, а не мягкие ткани, как многие считают. Вот как раз если сидение слишком узкое, то весь вес тела придется не на седалищные кости, а на мягкие ткани. При этом кровеносные сосуды в промежности будут передавливаться, кровоснабжение нарушится, и Вы получите массу неприятных ощущений уже через несколько километров поездки. На этом рисунке красные стрелки показывают места на сиденье и седалищных буграх, на которые приходится примерно 70-75% нагрузки.
На рисунке ниже красными кругами показаны зоны для опоры седалищных бугров. Учтите, что они должны быть достаточной длинны, для обеспечения небольшого смещения вперед-назад при езде. Бока носика не должны выступать, а сам носик должен быть достаточно длинным и узким.
Вращая педали на слишком широком сидении будет натираться промежность и внутренняя поверхность бёдер, что то же не добавит удовольствия в дальней поездке, особенно жарким летом.
Если Вы собираетесь на велосипеде не спешно и вальяжно рассекать по парку вместе с подругой или другом – то Вам подойдет широкое сидение. Очень часто их устанавливают на городских моделях. Если же собираетесь на своем железном коне совершать длительные и дальние поездки – обратите внимание на более узкое седло. Их практически всегда ставят на горные или скоростные модели.
Отдельно хочется остановиться на женских сиденьях. Дело в том, что тазовые кости женщин, по конституции шире, чем у мужчин. Если у подростков и мужчин в среднем это 90 -120 мм, то у прекрасной половины человечества — 130-132 мм. Отличия в строении мужского и женского таза так же показаны на следующем рисунке.
Так что не каждая девушка или женщина сможет долго ехать на узком мужском сидении. При такой поездке оно будет создавать дискомфорт, а в худшем случае дело может дойти и до болей. В среднем классическое женское сидение шире мужского, у них более короткий носик, для удобной езды в юбке, и оригинальнее расцветки.
Как узнать расстояние между седалищными буграми?
Мы предложим Вам два варианта:
Первый метод показан на рисунке справа. Сядьте на что-нибудь мягкое, что сохраняет форму или в песок и измерьте расстояние между самыми грубокими точками.
Или второй способ, изображенный на рисунке ниже:
- Возьмите лист гофрированного картона или просто толстого, но не очень жесткого упаковочного картона. Можно взять картонку и ободрать с нее верхний ровный слой, так, чтобы верхним остался слой с волной.
- Положите его на ровную жесткую поверхность и сядьте на него
- Прижмите плотно попу к стулу так чтобы на картоне остались вмятины.
- Обведите вмятины и найдите в них центр
- Измерьте расстояние между центрами — это и будет расстояние между сидалищными буграми.
На пятой картинке как раз показано сколько нужно прибавить сантиметров к ширине для какого типа езды.
Существуют и специальные приборы, позволяющие быстро и просто измерить расстояние между седалищными буграми, причем как механические, так и электронные.
Принцип работы тот же, что и описанный выше. Велосипедист садится на специальную мягкую подушку прибора. Она приминается, и материал подушки некоторое время держит форму. С помощью специальной линейки измеряется расстояние между максимальными вмятинами, оставшимися от седалищных бугров.
В электронных еще проще. Байкер садится прямо на зону для измерений на приборе и на табло высвечивается искомое расстояние.
Теперь можно идти в магазин и выбирать. Если у Вас расстояние между седалищными буграми 100 мм — берите седло шириной 130 -140 мм, если 120 мм — ширина должна быть 150-160 мм. для езды на горном или городском велосипедах.
Наиболее универсальная ширина седла, удобного для мужчин и женщин (особенно если один велосипед используют муж и жена), по мнению многих специалистов, составляет 140-145 мм.
Как видно из рисунка выше ширина седла, а также соотношение высоты седла и руля, принципиально влияют на посадку велосипедиста и соответственно стиль езды от гоночного до прогулочного.
Для горного и шоссейного велосипеда, предназначенного для длительных поездок, лучше выбирать жесткое седло. Еще лучше, если оно будет кожанное. Для городских велосипедов, где велосипедист, в основном, сидит вертикально, и предназначенных для коротких или прогулочных поездок лучше брать мягкое сидение с пружинами. Они будут, наряду с правильно подобранным давлением в колесе, хорошо компенсировать удары от заднего колеса. В нашем магазине это велосипеды серии «Дорожник», например, Dorozhnik Comfort Male 2016 и Dorozhnik Retro 2016
Проверьте, чтобы покрытие сидения не было скользким, а то будите постоянно ёрзать на нем во время поездки.
Настройка положения седла
Настройка оптимальной посадки велосипедиста начинается именно с правильного выставления седла, а после этого настраивают (или подбирают новые) вынос и сам руль (с учетом его подъема, ширины и изгиба).
В этом процессе участвуют не только само сидение, но и подседельный штырь, а при необходимости меняют и шатуны. Позиция седла меняется так, чтобы получить правильное положение для движения ног. Самое главное здесь – колени. При неправильной настройке нагрузка на них будет слишком сильной, что приведет к быстрой усталости и болям.
Одна из основных ошибок начинающих велосипедистов — попытка установить седло слишком низко, ошибочно полагая, что при падении успеют быстро встать на ноги. При такой посадке они вращают педали так, как будто постоянно приседают. При этом не только ноги, но и колени испытывают гораздо большие нагрузки, чем необходимо для нормальной езды.
Часто причиной быстрой усталости и болезненных ощущений в области таза и в паху является неправильная регулировка сидения по высоте и наклону.
Высота седла
Высоту седла нужно подобрать так, чтобы пяткой чуть-чуть согнутой ноги можно было достать до педали в самом нижнем ее положении. При этом верхней поверхностью носка можно прикоснуться к нижней поверхности этой же педали. Наглядно это видно на рисунке.
Когда педаль находится в верхней точке, бедро ноги, установленной на ней, должно быть горизонтально или немного наклонено к земле.
Кстати, учтите, что подседельный штырь нельзя вытягивать из подседельной трубы очень высоко (выше специальной отметке на штыре). Он должен оставаться внутри трубы как минимум на 10-15 сантиметров, иначе труба со временем просто сломается от постоянных сильных нагрузок на её верхнюю часть. Если длины штыря не хватает — купите более длинный или выбирайте себе велосипед с другой рамой.
Наклон седла
В идеале седло должно устанавливаться строго горизонтально поверхности земли плюс-минус несколько миллиметров вверх-вниз, так, чтобы было удобно. Носик, задранный вверх более чем на несколько миллиметров, будет давить на органы промежности. При наклоненном носике вниз – велосипедист будет постоянно сползать вперед, упираясь руками в руль.
Смещение седла вперед-назад или какое должно быть расстояние между рулем и седлом
Очень хорошо, когда крепление седла велосипеда позволяет двигать его ближе или дальше от руля. Обычно это делается специальными винтами под сиденьем.
Часто такие крепления называют еще рельсовыми. Это обусловлено тем, что само седло можно двигать вдоль по направляющим как по рельсам при помощи крепежных винтов.
Правильной считается такая регулировка сиденья, чтобы при горизонтально расположенных шатунах колено передней ноги оказалось над осью педали плюс-минус 1-2 сантиметра в зависимости от индивидуальных особенностей. Есть еще один ориентир: расстояние между носком сидения и выносом руля – это расстояние от локтя до кончика вытянутого среднего пальца (плюс-минус пара сантиметров, учитывающая индивидуальные особенности велосипедиста).
При езде по бездорожью есть маленький нюанс. Если сдвинуть седло всего на 2-3 см назад – можно будет сильнее жать на педали.
Мы рассмотрели основные вопросы по регулировке велосипедного седла.
Хочется отметить еще несколько моментов:
- Если есть инструкция производителя к покупаемому байку или сидению – прочитайте ее. Возможно, производитель указал там о тонкостях и хитростях при настройках именно этой модели.
- Еще одну не стандартную, но полезную функцию велосидению, предложила фирма Seatylock. Их седло может легко превратиться в велозамок. Система с несколькими местами сгиба позволяет скрепить колесо и раму между собой, и прикрепить все это к столбу.
И самое главное при настройке седла помните, что ездить на нем Вам. Поверьте, тело само подскажет правильно или нет, все настроено и подобрано.
Как правильно установить и отрегулировать седло на велосипеде
Поездки на велосипеде призваны держать все группы мышц в тонусе, поднимать настроение и улучшать качество жизни. Большую роль играют техническое состояние всех узлов байка и его настройка. Индивидуальная подгонка под велосипедиста осуществляется по нескольким параметрам, в частности, по положению седла.
Настройка седла определяет посадку, удобство управления и эффективность передвижения. Рассмотрим, как правильно отрегулировать седло, чтобы и комфортно было, и не уставать после продолжительных поездок.
Зачем нужно регулировать седло велосипеда
Велосипедное сиденье может настраиваться в трех направлениях:
- высота над уровнем педалей;
- угол наклона в горизонтальной плоскости;
- смещение.
Рассмотрим, что дает правильная регулировка каждого параметра.
Высота определяет положение ног при движении и эффективность вращения педалей. Заниженное седло способствует сильному сгибанию ног, их быстрой усталости и низкому КПД педалирования. Слишком большая высота ухудшит сцепление обуви с педалями и отрицательно повлияет на управляемость.
Соответствующее росту положение седла исключает все негативные последствия, дает возможность долго вращать педали без существенной усталости и потери энергии, позволит быстро дотянуться ногой до земли на стоянках и в экстренных ситуациях. А в сочетании с настроенным положением руля, высота сидушки обеспечит правильную посадку велосипедиста.
Наклон в горизонтальной плоскости определяет нагрузку на части тела. Положение «вперед» увеличит нагрузку на руки и сместит корпус к рулю. Отклоненное сиденье назад приподнимет верхнюю часть тела, сместив силовой центр в сторону поясницы и брюшной полости.
На некоторых моделях велосипедов седла регулируются и по горизонтали относительно центра подседельного штыря. При выборе правильного положения большую роль играет длина рук. Если до руля доставать тяжело, сидушка немного подвигается вперед. При постоянной усталости рук стоит отодвинуться назад. В длительных поездках на горном велосипеде этот параметр может регулироваться несколько раз в зависимости от условий катания.
Правильная настройка держится на трех китах: удобство, эффективность и снижение усталости при управлении.
Настройка высоты сиденья
Высота – самый важный параметр, который каждый велосипедист выставляет самостоятельно, с учетом роста и особенностей езды. Прежде чем приступать к настройке высоты, рассмотрим ряд аспектов безопасности:
- подседельный штырь нельзя выставлять за пределы максимальной отметки;
- седло нужно крепко зафиксировать в данном положении;
- передний конец должен смотреть в направлении движения.
Общая схема настройки:
- Ослабить эксцентрик или затяжную гайку.
- Удерживая сидушку, мягко вытянуть или вдавить штырь.
- Не отпуская ее, затянуть крепление.
- Несколькими легкими ударами проверить прочность фиксации.
Установить уровень седла можно несколькими способами:
- числовой расчет;
- метод «почти прямой ноги»;
- «метод пятки».
Первый вариант – самый простой способ выставить высоту сиденья над кареткой. С помощью сантиметровой ленты или рулетки изменяется высота от подошвы до паха. Далее это значение умножается на 1.09. К примеру, высота ног составила 65 см, значит, сидушка велосипеда должна располагаться над педалями на уровне 71 см. Нужно отметить, что этот способ приближенный и не подойдет тем, кто полагается только на собственные ощущения.
Второй метод установки высоты – определить сгиб ноги. Для правильного положения характерна почти распрямленная нога в крайней нижней точке. Нога совсем прямая – подседельный штырь опускается в трубу. Нога согнута сильно – поднять седло наверх. Увеличивать высоту нужно постепенно, особенно в первый раз.
Правильное положение ноги в движении
Метод «прямой пятки» противоположен предыдущему, но также позволяет выставить уровень седла. Последовательность настройки:
- Прочно зафиксировать велосипед или попросить кого-либо подержать его за руль.
- Сесть и поставить пятку на педаль в нижней точке.
- Отрегулировать высоту так, чтобы нога была абсолютно прямой.
Правильное расположение ноги по «методу пятки»
Пятка должна быть строго зафиксирована по центру педали. Обе ноги должны выпрямляться в нижних положениях. Если пятки не дотягиваются, и приходится нагибаться, седло нужно опустить. Наоборот, если нога даже немного согнута в колене, приподнять.
Регулировка угла наклона
Стандартное, общепринятое и правильное расположение сиденья в горизонтальной плоскости – параллельно дороге. Производители рекомендуют оставлять положение таким и не прибегать к наклонам без особой надобности. Собственно, по иллюстрации понятно, что седло нельзя отклонять на большой угол.
1 – наклон к рулю, 2 – отклонение седла от руля, 3 – исходное положение.
В первом случае возрастают нагрузки на руки, велосипедист горбится и может съезжать вперед. Отклоненное сиденье назад добавляет усталости ногам и ухудшает управляемость за счет вытягивания рук.
Однако в разумных пределах регулировка по углу наклона может осуществляться в индивидуальном порядке. Чаще всего этого требуют специфические условия езды на горном велосипеде. На неровных участках, где руки отбиваются даже с хорошим амортизатором, нивелировать нагрузку на них можно отклонением седла назад. Когда требуется заниженная посадка (преодоление ветра, например), есть смысл наклонить сиденье вперед. Рекомендуемый диапазон наклона – не более 10-ти градусов в каждую сторону.
Настройка по горизонтали
Регулировка седла относительно руля позволяет выставить положение с учетом длины рук. Правильная центровка обеспечивает положительное влияние на скорость передвижения и управляемость велосипеда.
Работы следует выполнять в такой последовательности:
- Ослабить винт закрепления штыря к сидению.
- Подвинуть сидушку.
- Зафиксировать крепление.
- Сесть на велосипед и проверить положение колена. Оно должно располагаться строго на вертикали с осью педали. Проверяется нога на педали в крайней нижней точке. Если колено заметно выдвигается вперед, настроить заново.
Настройка данного типа делается только после регулировки высоты.
Сочетание правильно выставленных параметров седла с учетом физиологических особенностей велосипедиста поможет избежать чрезмерной усталости рук и ног, позволит максимально долго находиться в движении и положительно скажется на комфорте управления.
Как настроить велосипед, чтобы ездить и не испытывать боль
Если вы не ошиблись при выборе велосипеда по типу и по размеру, а во время первой поездки на новом велике оказалось, что вам сложно проехать даже несколько станций метро — скорее всего, вы его не настроили или сделали это неправильно. Рассказывем, как отрегулировать велосипед перед выездом, чтобы не быть как Гарольд.
1. Наклон седла
Первым делом отрегулируйте угол наклона седла . Для поездок по городу седло должно быть установлено горизонтально, то есть параллельно земле.
Вы можете отрегулировать угол на глаз или использовать жидкостный уровень, если не очень доверяете своим ощущениям. Подойдет и приложение для телефона, например, Bubble Level App.
2. Положение ног на педалях
Стопы на педалях должны стоять так, чтобы места, откуда растут пальцы ног (плюснефаланговые суставы), находились на осях педалей.
С таким положением стоп вы будете тратить меньше сил во время движения, вам будет гораздо легче разгоняться и поддерживать нужную скорость.
3. Высота седла
Теперь вам нужно установить высоту посадки. Другими словами, вы должны подобрать правильное положение подседельного штыря .
Отрегулируйте его так, чтобы когда вы сидите на велосипеде, а шатуны стоят вертикально, ваша нога была чуть согнута в колене. Примерный угол — 140-155 градусов.
Обратите внимание! При правильной высоте седла на большинстве моделей, которые подходят для города, вы не будете или почти не будете касаться ногами земли, сидя на сиденье. Это нормально, так и должно быть.
Если вам потребуется опереться на ногу, например, когда стоите на светофоре, наклоните велосипед в одну из сторон. Просто наклоните велосипед влево, чтобы стать на левую ногу, оставив правую на педали.
4. Положение седла
Сдвиньте седло вперед или назад так, чтобы когда вы сидите на велосипеде и шатуны стоят горизонтально, ваше колено находилось прямо над осью педали.
Тем, кто проверял угол седла с уровнем, можно использовать отвес. Это простое приспособление из нитки с грузом на конце. Опустите отвес так, чтобы нитка касалась колена, груз должен оказаться прямо над осью педали.
5. Положение туловища
Если велосипед вам по размеру, скорее всего, после этих настроек вы уже будете сидеть правильно. Проверьте: вы не должны сильно тянуться к рулю, не должны чувствовать напряжение в плечах, вам должно быть удобно. Угол между туловищем и руками должен быть около 90 градусов.
Вероятнее всего, после правильной настройки высота вашего седла окажется на одном уровне с высотой руля или чуть выше.
6. Высота руля
Если руль оказался выше, попробуйте его чуть опустить. Как правило, на современном велосипеде это можно сделать, если поменять местами вынос руля и проставочные кольца .
Для начала попробуйте установить руль на одном уровне с седлом, возможно, этого будет достаточно. Еще раз проверьте положение туловища из предыдущего пункта.
7. Ширина руля
Этот совет относится к моделям с прямым рулем — гибридам, фитнес-велосипедам, синглспидам и им подобным.
В городе вам вряд ли придется сражаться с каменистым рельефом и корнями деревьев, поэтому широкий руль вам будет только мешать. У слишком широкого руля есть несколько существенных недостатков. Например, из-за неанатомичного положения кистей у вас могут болеть запястья. Если вы пользуетесь лифтом, вам может быть неудобно вносить в него велосипед. Вы даже можете зацепиться рулем за пешехода, если не рассчитаете и подъедете к человеку слишком близко.
Мы советуем подобрать руль, ширина которого примерно равна ширине ваших плеч.
Если вы только выбираете велосипед, то узнать ширину руля можно на сайте производителя или у продавца. Если окажется, что руль у понравившейся модели шире — ничего страшного, вы всегда сможете укоротить его до нужной длины. Сделать это можно в мастерской или самостоятельно с помощью ножовки по металлу или трубореза. Это очень распространенная практика, многие рули рассчитаны на подгонку, пусть вас это не смущает.
8. Органы управления
Подберите положение шифтеров и тормозных ручек так, чтобы вы могли быстро и без усилий нажать на тормоз или сменить передачу. Положение должно быть таким, чтобы кисти рук не были задраны вверх или слишком сильно опущены, иначе вам могут начать болеть запястья. Во время езды пальцы рук должны быть расслаблены, изгиб в запястьях старайтесь сделать минимальным.
Прокатитесь и убедитесь, что вам комфортно. Можно взять с собой мультитул, пробовать, как удобнее ехать, регулировать какие-то детали.
Отлично! Теперь вы готовы к поездкам, от которых будете получать только удовольствие. Если вам все еще не удается подобрать удобную посадку — напишите нам в vk или facebook, мы постараемся помочь.
Настройка правильной посадки на велосипеде самостоятельно, как выставить посадку на горном, шоссейном, городском велосипеде
Правильная посадка на велосипеде, в первую очередь, позволяет избежать дискомфортных ощущений и возможных проблем со здоровьем. Травмы коленных суставов и связок, боли в пояснице, затекание шеи, онемение пальцев рук или паховой области – всё это и многое другое может быть следствием неправильно выставленной посадки. И чем больше времени вы проводите на велосипеде, тем большее значение это приобретает.
Помимо этого, с помощью посадки можно увеличить выдаваемую мощность (правда в некоторых случаях в ущерб здоровью) или улучшить аэродинамику, а также компенсировать какие-то индивидуальные особенности (например, разную длину ног или разворот стопы).
Но выставление правильной посадки (байкфит) в студии стоит довольно дорого и имеет смысл только для профессиональных спортсменов, при очень больших пробегах (100-200-300 км/день) или при наличии каких-то проблем со здоровьем. В остальных случаях почти всё можно настроить самостоятельно. Как это сделать, мы сейчас и разберём.
Содержание статьи:
Особенности посадки в зависимости от типа велосипеда
С точки зрения эффективности педалирования, принципы настройки правильной посадки одинаковы для всех видов велосипедов. Но некоторые направления катания довольно специфичны и сориентированы в первую очередь на другие вещи, поэтому посадка для них имеет свои особенности.
Городской
Для городских велосипедов обычно характерны широкое мягкое седло и высоко поднятый руль, изогнутый таким образом, чтобы можно было держаться за него сидя вертикально.
Предназначены городские велосипеды для неспешных и не особо продолжительных поездок по хорошим асфальтовым или гравийным дорогам в каком-нибудь парке. В этих условиях вертикальное положение тела вполне комфортно и как-то негативно на здоровье не сказывается.
Но для более спортивных или экстремальных поездок вертикальная посадка не подходит. В таком положении центр массы тела сдвинут назад относительно кареточного узла и приложить какие-то более-менее значительные усилия при вращении педалей сложно. Тряска на кочках и неровностях будет воздействовать непосредственно на позвоночник, расположенный вертикально (амортизации только покрышек и седла недостаточно), что может негативно сказаться в будущем на здоровье спины. А при длительных поездках большое мягкое седло будет натирать и препятствовать кровообращению в паховой области.
Горный
Видов горного велосипеда достаточно много и посадка на них отличается. Во многих МТБ-дисциплинах (кроме кросс-кантри и фэтбайка) райдер едет или выполняет трюки в основном стоя и седло используется редко (или может вообще отсутствовать, как на некоторых моделях для велотриала). Поэтому для них настройки, связанные с седлом, не актуальны. Например, в случае даунхилла, посадка выглядит следующим образом:
Триатлон
В триатлоне гонка состоит из 3-х последовательных этапов (плавание, велосипед, бег) и чтобы не загружать мышцы, которые понадобятся потом для бега, правильная триатлонная посадка имеет свои нюансы. Шипы на велотуфлях ставятся несколько ближе к пятке, благодаря чему не забиваются икроножные мышцы. Также седло смещается вперёд, что ослабляет нагрузку на квадрицепсы и включает мышцы ягодиц и задней поверхности бедра. Ну и конечно используется аэробар (лежак на руле), выставленный таким образом, чтобы плечи находились под углом 90 градусов к телу (иначе мышцы плеча быстро устают).
Все настройки нужно будет делать в обуви, велотрусах/шортах и перчатках, в которых вы планируете ездить.
Педали
Положение ног на педалях
Настройка посадки начинается с правильного положения ног.
Ось педали должна проходить между 1-м и 5-м предплюсне-плюсневыми суставами. Чтобы понять где они находятся, можно сжать ногу:
Спортсмены-триатлеты сдвигают шипы на велотуфлях ближе к пятке, иногда даже выходя за эту границу. Но для велосипедистов других направлений делать так крайне не рекомендуется, особенно если вы ездите в мягкой обуви (кеды, кроссовки), т.к. это может привести к травмам стопы.
Если вы ездите на «топталках» (бесконтактные педали), то можно переходить к следующему пункту, если же используете контактные педали, то здесь нужно остановиться на некоторых моментах.
Где должен находиться шип мы выяснили (между 1-м и 5-м плюсневыми суставами), но здесь ещё нужно учесть разворот стопы (на правой и левой ноге он может отличаться). Если пройтись не глядя на ноги и остановиться, то можно понять в какую сторону и как сильно развернуть шипы, чтобы компенсировать этот момент.
Шипы обязательно должны быть с люфтом, фиксированные крайне не рекомендуются из-за нагрузки на колени и предназначены для профессиональных спортсменов, когда нужно показать максимальную мощность.
Помимо этого, у стопы может быть естественный варусный и вальгусный (внутрь или наружу) наклон, который нужен при ходьбе для амортизации. На велосипеде из-за этого колено будет гулять в стороны, что не очень хорошо для суставов и в плане эффективности приложения усилий. В студии выставления посадки это исправляют с помощью стелек с переменной толщиной, но самостоятельно отследить это довольно сложно и в случае ошибки может привести к серьёзным проблемам с суставами. Поэтому это лучше оставить как есть, чем сделать хуже.
В идеале, при правильной настройке посадки нога должна двигаться в плоскости тазобедренного, коленного и голеностопного суставов как поршень, без смещений в стороны.
Настройки седла
Параметры седла
Ширина
Прежде всего, нужно чтобы седло было правильно подобрано для вас по ширине. Ширина определяется исходя из расстояния между седалищными буграми, которое у каждого человека индивидуально.
Слишком узкое седло будет попадать между седалищными буграми и передавливать мягкие ткани, слишком широкое – может натирать внутреннюю поверхность бёдер и ограничивать, если вы захотите сместить таз назад при спуске с горки или торможении передним тормозом.
Для измерения расстояния между седалищными буграми существуют специальный прибор с забавным названием – попамер. В домашних условиях вместо него можно использовать фольгу или гофрированный картон с оторванным верхним слоем, сесть сверху и измерить расстояние между центрами вмятин:
Либо можно подложить под бугры, например, два ластика или других предмета и измерить расстояние между ними. Лучше произвести несколько измерений, чтобы избежать ошибки.
Обычно седло выбирается на 2-4 см шире, чем полученный результат. Но здесь в первую очередь нужно учитывать, что эффективная ширина седла (рисунок ниже) должна быть хотя бы немного больше расстояния между седалищными буграми.
Некоторые производители делают калькуляторы, которые на основе ваших значений выводят подходящую ширину их сёдел.
Большинству людей это не актуально, но у профессиональных спортсменов, которые всегда ездят только в низкой аэродинамической посадке, седло может быть и более узким, чем должно быть, т.к. наклоняясь вперёд они опираются более узкой частью костей таза (лонной дуги). В зависимости от наклона туловища, карта распределения давления выглядит следующим образом:
Твёрдость/мягкость
Большие мягкие сёдла используются только на городских велосипедах при езде в вертикальном положении. Для длительных поездок или при более агрессивной (низкой) посадке они не подходят, т.к. будут натирать и передавливать мягкие ткани. Поэтому на шоссейных, горных или туристических велосипедах ставятся более жёсткие сёдла.
Изгиб
При посадке на плоском, установленном горизонтально седле, чтобы опираясь седалищными буграми наклониться вперёд ближе к рулю, нужно прогнуть позвоночник в поясничном отделе. Для многих людей это некомфортно или затруднительно и поэтому часто велосипедные сёдла имеют изгиб, благодаря которому задняя часть седла получается приподнята. Это позволяет ехать с наклоном вперёд не прогибаясь в пояснице и в то же время опираясь на заднюю часть седла.
Какое седло выбрать – плоское или с насколько сильным изгибом – зависит от степени вашей гибкости, агрессивности посадки и комфорта.
Что касается других характеристик (форма, наличие ложбины или выреза и др.), то это всё сугубо индивидуально и насколько то или иное седло вам подходит, можно проверить только опытным путём. У женщин тазовые кости обычно шире, чем у мужчин (в среднем на 10-15 мм) и чаще им лучше подходят более короткие сёдла с вырезом, но опять-таки это нужно тестировать.
Наклон
Обычно рекомендуется выставлять седло горизонтально, либо с небольшим (до 10 градусов) наклоном вперёд. Чем сильнее наклон вперёд, тем большая нагрузка будет приходится на руки, но это позволяет уменьшить давление в паховой области и скомпенсировать необходимость в сгибании поясницы (больше актуально для плоских сёдел). В некоторых случаях горизонтальное положение может приводить к болям в пояснице. Оптимальным считается наклон порядка 0-4 градуса, но в первую очередь следует ориентироваться на свой комфорт.
Если же наклонить седло назад, то передняя часть будет давить на промежность и может вызывать дискомфортные или даже болезненные ощущения. Обычно наклон назад используется только на велосипедах с очень низко опущенным седлом (трюковые и экстремальные горные) таким образом, чтобы седло было направлено на руль.
Часто можно встретить неправильную трактовку того, как ставить седло с изгибом горизонтально. Выставлять горизонтально нужно среднюю часть, чтобы передняя часть седла не была задрана и не передавливала паховую область:
Высота
Выставьте высоту седла таким образом, чтобы нога, поставленная на пятку с выставленным вверх носком, в самом нижнем положении педали была полностью выпрямлена:
Вообще, это является отправной точкой при выставлении правильной высоты седла. А в идеале нам нужно добиться, чтобы при езде на велосипеде, в нижнем положении нога (уже не на пятке) сгибалась в колене на 30-40 градусов (оптимально 35, если нет каких-то антропометрических особенностей). Но на это может сильно влиять угол наклона стопы в голеностопном суставе, который у каждого человека при вращении педалей индивидуален. Поэтому после следующего пункта (выставления смещения седла) желательно снять себя в движении (!) на видео, сделать стоп-кадр на котором нога находится в самом нижнем положении и измерить угол сгиба ноги в колене с помощью какого-нибудь приложения (транспортира).
Если седло будет ниже оптимального уровня, это приведёт к напряжению в коленных суставах и более быстрому утомлению мышц, если выше – к чрезмерному растяжению подколенных сухожилий.
Но если по каким-то причинам вам это сделать сложно и пробеги у вас не очень большие, то можно оставить как есть и ориентироваться на свои ощущения. И в случае какого-то дискомфорта в коленях, скорректировать высоту седла.
Существуют и другие методы определения высоты седла («109%», «метод Лемонда») с измерением высоты от пола до промежности и высчитыванием высоты, но они так же не учитывают угол наклона стопы, поэтому принципиально от «метода пятки» не отличаются и тоже являются предварительными.
Сдвиг/смещение
Поставьте педали таким образом, чтобы шатуны располагались параллельно земле. С помощью смещения седла вперёд-назад, нужно добиться правильного положения – ось колена выдвинутой вперёд ноги должна располагаться точно над осью педали.
Для этого лучше всего воспользоваться отвесом (любой груз на верёвке).
Чтобы немного упростить процедуру и не искать «ось» колена, можно приложить отвес к колену спереди и ориентироваться на край шатуна снизу.
В триатлоне (а также иногда при поездках на длинные дистанции) седло сдвигается максимально вперёд, чтобы разгрузить квадрицепс и подключить другие мышцы, при этом колено получается впереди оси педали. Но это (или сдвиг назад) создаёт излишнюю нагрузку на колени, поэтому без необходимости так лучше не делать.
Здесь нужно учесть, что смещение седла приведёт к изменению высоты и возможно понадобится повторить пункт 3 и 4 ещё раз, чтобы добиться идеального результата.
Настройки руля
Наклон
Если взять в руку, например, трубу и вытянуть перед собой не напрягая кисть, то труба окажется не перпендикулярно к руке, а под некоторым углом.
Рули для горных и городских велосипедов обычно учитывает этот момент и имеет изгиб, который позволяет держаться за грипсы (ручки) более правильным образом, не поворачивая кисть вбок. Но для этого нужно наклонить руль так, чтобы его концы оказались загнуты в направлении локтей, когда вы сидите на велосипеде.
На некоторых рулях для удобства спереди есть отметки, которые помогают выставить правильное положение. Но есть они или нет, в любом случае наклон руля нужно настроить под вас.
У шоссейного руля («барана») другие хваты, но рекомендации такие же – не должно быть перегиба в запястье.
На крайне правой картинке здесь неправильно ещё и положение рук гонщика. Они должны быть слегка согнуты в локтях, как на двух первых картинках, чтобы не травмировать суставы и амортизировать неровности. Как и в случае велосипедов с прямым рулём, с той лишь только разницей, что на прямом руле локти сгибаются в стороны, а не вниз, как на «баране».
Наклон тормозных ручек и шифтеров
При настройке положения тормозных ручек (манеток, шифтеров, комборучкек, дуалов) используется та же логика, что и при наклоне руля – в руках в запястьях не должно быть перегибов и напряжения.
На прямом руле с помощью сдвига влево/вправо и регулировки положения тормозной ручки нужно добиться, чтобы было удобно переключать передачи и доставать пальцем/пальцами до ручки тормоза.
Длина выноса
С помощью длины выноса руля регулируется насколько вытянутой будет посадка. Оптимально для шоссе или туризма, когда между телом и руками образуется угол около 90 градусов. Если этот угол больше, мышцы плечей будут быстро уставать. При меньшем угле посадка получается выше, что плохо для аэродинамики на скорости выше 25-30 км/ч.
Помимо посадки, длина выноса влияет и на управляемость. Чем длиннее вынос, тем большая амплитуда движений руками нужна, чтобы повернуть колесо. Соответственно велосипед с длинным выносом более стабилен и плавнее управляется. И наоборот – короткий вынос делает велосипед более чутким к движениям руля и более манёвренным.
В плане управляемости длина выноса напрямую связана с шириной руля, т.к. более широкий руль даёт больший рычаг при повороте и может компенсировать короткий вынос. Т.е. грубо говоря, управление на велосипеде с коротким выносом и широким рулём будет таким же как с длинным выносом и узким рулём (при сопоставимой разнице). У горных велосипедов руль широкий и это не так заметно ощущается, как в случае шоссейников, у которых рули делаются очень узкими для лучшей аэродинамики.
Для горных велосипедов аэродинамика не так важна и чем агрессивнее езда, тем короче вынос (и шире руль), т.к. это лучше подходит для бездорожья в плане меньшей загруженности переднего колеса и более лёгкого выдёргивания колеса вверх.
Высота
Высота руля влияет на аэродинамичность и комфорт посадки. При низкой посадке хорошая аэродинамика, но ехать так некомфортно и через какое-то время возможно появление болей в шее и плечах. В вертикальном положении плохая аэродинамика и могут наблюдаться боли в пояснице или тазовой области. В этом плане оптимальный угол наклона тела – около 45 градусов, но может быть и ниже, если для вас более важна скорость.
Отрегулировать высоту руля можно либо с помощью проставочных колец, расположив вынос над, между или под ними, либо перевернув вынос.
На этом настройка правильной посадки в общем закончена, но нужно понимать что изменение каждого параметра влияет на все предыдущие и, возможно, нужно будет перепроверить предыдущие пункты. Если у вас возникли какие-то вопросы, напишите их в комментариях.