Как провозить велосипед в ласточке
Перейти к содержимому

Как провозить велосипед в ласточке

  • автор:

Провоз ручной клади

БЕСПЛАТНО провозится ручная кладь до 36 кг, если по сумме трех измерений (длина+ширина+высота) ее размер не превышает 180 см. К перевозке ручной кладью допускаются детские коляски, растения, саженцы и другие посадочные материалы с обвязанной кроной и упакованными корневищами, не превышающие по высоте 180 см.

Вещи, необходимые для мобильности пассажиров (инвалидные кресла, детские коляски и т.п.) также провозятся бесплатно.

ПЛАТНО, согласно правилам перевозки пассажиров, провозится ручная кладь до 50 кг, если ее размер по сумме трех измерений превышает 180 см.

Стоимость провоза 50 рублей при поездке на расстояние до 100 км, 100 рублей — свыше 100 км.

Допускается перевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой, видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проездной документ (билет).

Размещение ручной клади допускается в специально оборудованных местах вагона — полках, расположенных в верхней части.

ПАССАЖИРАМ С ДЕТЬМИ И ИНВАЛИДАМ, имеющим ограниченную способность к передвижению, разрешается провозить при себе в поездах пригородного сообщения сверх установленной нормы провоза ручной клади без взимания платы соответственно детскую и инвалидную коляску, а также иные необходимые для их передвижения технических средств реабилитации.

Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в не разобранном виде.

В соответствии с Правилами оказания услуг не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.

Провоз велосипеда в поездах дальнего следования РЖД

Велосипед, конечно же, прекрасное и полезное (для здоровья) средство туризма, особенно для тех, у кого много свободного времени. Но нам, велотуристам, часто приходится пользоваться общественным транспортом, чтобы успеть в свой выходной день или отпуск взять от планируемого маршрута максимум. А для этого мы прибегаем к помощи железнодорожного или авиатранспорта. Реже к помощи автобусов, водного вида транспорта и прочих услуг по перевозке.

В настоящее время самолеты стали составлять хорошую конкуренцию железнодорожному пассажирскому транспорту в плане стоимости билетов. Разница во времени перевозки велотуриста колоссальная, особенно на расстоянии свыше 1000 км.

Но тем не менее мы используем поезда потому что:

— Мы приезжаем из центра города отправления (куда очень просто попасть) точно в центр желаемого населенного пункта. А ведь зачастую веломаршрут путешествия начинается со знакомства с городом (или населенным пунктом).

— В поезде есть возможность комфортно поспать. Очень часто эта возможность неоценима, особенно при выезде в велопоход после рабочего дня. Или же при возвращении из велопохода в рабочий день.

— Можно походить и размять ноги, поприставать к молодой проводнице или соседям =)

— Можно выходить на других станциях подышать свежим воздухом, купить у бабушки на перроне пирожки. Но это и минус тоже — дополнительные траты денег, которые мы не учитываем при сравнении цен на билеты на самолеты.

— Твой багаж под контролем и всегда есть к нему доступ.

Наверное 95% всех перевозок велотуристов на железнодорожном транспорте осуществляет родненькое РЖД. Значительно больше половины из этих 95% осуществляют «пригородные пассажирские компании» (их много), оставшуюся часть «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) и «Дирекция скоростного сообщения» (ДОСС).

Пригородные пассажирские компании (например, ЦППК, МТППК, ППК «Черноземье» и др.), как правило, перевозят пассажиров между центрами регионов и прочими населенными пунктами региона посредством пригородных поездов (моторвагонный состав aka электрички, рельсовые автобусы, состав с локомотивом), следующих на расстояние до 150-200 км. О том, как правильно перевозить велосипеды в пригородных поездах можно ознакомиться в нашей отдельной статье.

ФПК и ДОСС же перевозит пассажиров между регионами и между различными странами. Для этого используют поезда дальнего следования (локомотив+вагоны) и скоростные моторвагонные составы («Ласточки», «Стрижи», «Сапсаны» и др.). Поезда дальнего следования преодолевают более 700 км за маршрут.

Давайте подробнее разберем ФПК и ДОСС, вот что вам необходимо знать:

Провозить велосипед в поездах дальнего следования можно
— Велосипед необходимо разбирать
— Велосипед необходимо упаковывать
— Велосипед можно размещать на местах для ручной клади в пассажирском вагоне или в багажном купе.
— За провоз велосипеда необходимо заплатить

В поездах АО «ФПК» пассажирам разрешается провозить следующие предметы, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см:

в) велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг. Также велосипеды можно перевозить в багажных купе.

Этот вариант неплох для любителей байкпакинга, так как вся упаковка по приезду утилизируется и не перевозится с собой. Другое дело — нужно заранее позаботиться об упаковке. Это может стать проблемой посадки на поезд с промежуточных станций.

Для перевозки велосипеда в любых видах транспорта уже давным-давно придумали велочехлы. Рекомендуем пользоваться — они не дорогие, многоразовые, легкие и простые в использовании. В продаже можно найти на любой вкус. О том как упаковать велосипед в велочехол читайте в соответствующей статье

Где в вагоне поезда разместить велосипед?

В поездах дальнего следования, опять же видно на картинки выше, велосипеды можно перевозить на третьей полке плацкарты (места два, но можно вместить и три велосипеда), на верхней полке купе (одно место) или в багажном вагоне.

Бывают случаи когда разрешают разместить велосипед в нерабочем тамбуре вагона. Но это запрещено правилами, влететь может и вам, и поездной бригаде.

Багажный вагон — это, как правило, вагон с купе в составе поезда, в котором часть пассажирских мест демонтировано. Эти места используются для провоза багажа. Двери купэ запираются на ключ. Ключ у проводника. А еще в этом вагоне находится начальник поезда. Провоз велосипеда в багажном вагоне различается по стоимости с провозом велосипеда в качестве ручной клади почти в два раза.

В моторвагонных составах поездов дальнего следования (ФПК и ДОСС) велосипеды можно размещать в специальных местах или у не открывающихся дверей (по привычке проводники это место называют нерабочим тамбуром, хотя это и не тамбур). Проводник поезда подскажет, как лучше сделать.

Советы по размещению велосипеда в вагонах
 скоростных поездов

Если с обычными пассажирскими вагонами все ясно, то не всегда понятно где же размещать велосипеды в скоростных поездах? Особенно если вы еще ни разу не перевозили их.

Ответ лежит на поверхности: нужно внимательно изучать схему того вагона, куда вы хотите купить билет.

Поезда типа «Стриж» и «Сапсан» — практически не приспособлены для перевозки «негабрита». Да и будем честны перед собой — это не самые выгодные по соотношению «цена/время» поезда. Зато комфорт! Но какой вам, нафиг, комфорт, когда вы едете на велосипеде? Да еще и в поход с палатками?!

Другое дело «Ласточка». О «Ласточке» и об извращениях в использовании этой машины можно написать целую статью, но не на этом сайте. Все «Ласточки» ФПК и ДОСС имеют примерно одну компоновку салона, которая показана на слайдере ниже.

Особенность эксплуатации в России: две входные группы в каждый вагон и только одна из них служит для посадки/высадки пассажиров. Вторая, соответственно, не открывает двери вплоть до конечной станции. На конечной — открывают, будьте внимательны. Именно туда можно разместить велосипеды (наглядные примеры на слайдере выше). Проводники вас туда же отправят. Но какие двери открываются, какие нет — вы узнаете только на перроне. Потому все потенциальные места для размещения велосипедов указаны зелеными прямоугольниками.

Вагоны первого класса. Первый класс отелен от второго дверным проходом, через который регулярно снуют проводники. Велосипеды разместить не получится ни у дверей, ни в пространстве, обозначенным желтым прямоугольником

По мере поступления информации о других скоростных поездах будем обновлять эту статью.

Прорваться с велосипедом в "Ласточку": личный опыт скоростных путешествий

Александр Кюннап

Всем хороши путешествия на велосипеде. Только далеко вы не уедете. А окрестности вокруг Владимира уже давно искатаны. Переместить вас сразу на сотни километров быстро и с комфортом сможет поезд “Ласточка”. Реально ли провезти велосипед — испытывал на себе корреспондент “Ключ-Медиа”.

В прошлом году я отказывался от машины. Мой опыт перевозки велосипеда на электричке вы найдете тут. “Ласточка” куда интереснее. В Ковров она идет всего полчаса. Сейчас благодаря динамическому ценообразованию билеты подешевели до 200 рублей, и на короткие расстояния тоже стало выгодно ездить. На скоростном поезде вы доберетесь до Москвы, Нижнего Новгорода, Твери, Великого Новгорода. Ходят они также из Краснодара в Сочи. Это даёт такое разнообразие маршрутов, аж дух захватывает.

Протестируем перевозку велосипеда на короткой дистанции от Коврова до Владимира. Билет покупаю лично в кассе, так как багажный на велосипед оформить он-лайн не удастся.

Кассир в окошке с ходу заявила: “может быть вам проще поехать на электричке?”. Конечно, проще, но не в данном случае. Девушка в кассе принялась изучать инструкцию, чтобы выяснить правила перевозки велосипедов. Посоветовалась с коллегой. Резюме: перевозить разрешено, но в разобранном виде и чехле, чтобы не мешал проходу и не пачкал пассажиров. Я пытался уточнить, до какой степени разбирать и что именно паковать, на что получил ответ: “до степени, чтобы не мешать пассажирам и не пачкать их”. Все понятно, вопросов нет.

Билет пассажирский — 201 рубль. Билет на багаж — 54,5 рублей.

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Покупаю мусорные мешки и скотч. С собой у меня универсальный велосипедный ключ.
Правило требовали разборки, но я решил пойти по пути наименьшего сопротивления, открутил колесо и снял руль. Номинально велосипед разобран.

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

На заднее колесо одел мусорный мешок, перемотал вилку и цепи скотчем.

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Ждём поезд. Люди на платформе у меня с интересом разглядывая, видимо, не каждый день им попадаются пассажиры с велосипедами.

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

И вот поезд прибывает на перрон, наступает момент истины. В одной руке велосипед, в другой билеты.

Проводник посмотрел на мою перемотанную пленкой конструкцию и даже слова не сказал. Оказавшись внутри поезда я понял, почему велосипед нужно упаковывать. У входа нет возможности оставить, место есть в широком тамбуре у туалета. Пробираюсь через весь вагон и радуюсь, что не зря тратил время на упаковку. Ни сиденья, ни пассажиров мой велосипед не испачкал.

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Через 30 минут прибываем во Владимир, 5 минут на распаковку и сборку, и вот я снова на ходу.

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

Как перевезти велосипед на "Ласточке"

В результате, разборка велосипеда оказалась не нужной. А вот упаковал я его не зря. Думаю, достаточно будет перемотать пачкающие части: колеса, звездочки и цепь. Берите на вооружение инструкцию и отправляйтесь в путешествие.

В поезде с велосипедом

Провоз велосипеда в «Ласточке» и других поездах в Карелию

Транспортная доступность подходящих для велопоходов мест Карелии — отдельный печалящий и больной фактор, знакомый каждому, кто планировал велосипедное путешествие по республике. Если вы собираетесь в отпуск на неделю или две, проблема планирования маршрута несколько смягчается: проще подобрать нужные варианты достижения места старта похода. А вот с выходными всё грустно, в паре сценариев придётся захватить ещё части пятниц и понедельников, а это роскошь, доступная не каждому.

Невесёлые реалии карельского велотуризма

Карелия обладает громадным, невероятным потенциалом для развития активного туризма: пешего, водного, лыжного и велосипедного, однако реализация этого потенциала доступным образом — доставкой туристов по железной дороге — хромает.

Другие варианты — автобусами и личным автотранспортом — для водного и велосипедного туризма пригодны в гораздо меньшей степени. Автор этого текста однажды ехал автобусом СПб—Петрозаводск с велосипедом в багажном отсеке; одиночный велосипедист не в сезон (дело было в октябре) особых проблем и косых взглядов не навлёк, но больше двух велосипедов в автобус уместить вряд ли возможно.

Если вы хотите выехать поездом в несложный и живописный велопоход выходного дня в Карелию из Санкт-Петербурга, есть, на первый взгляд, два варианта: одна линия железной дороги огибает Ладогу с запада, другая с востока. Но это только на первый взгляд, а на второй — восточный путь через Лодейное Поле на Петрозаводск для лёгких маршрутов на субботу-воскресенье практически не годится. Казалось бы, ну не беда, есть же западный, но стоит ещё раз перечитать первую фразу абзаца. Велосипедный туризм в нашей стране тесно сопряжён с превозмоганием. Хотите поехать вечером в пятницу или утром в субботу по направлению к Элисенвааре, Лахденпохье, Сортавале, и так, чтобы вечером в воскресенье или в ночь на понедельник вернуться? Пожалуйста, вот варианты.

Все расписания рекомендуем смотреть на официальном сайте РЖД, а не где-то у сторонних источников. И там же лучше покупать билеты.

Как попасть в Карелию поездом

Пассажирский поезд 349/350

Первый — пассажирский поезд 349/350А (или 349/350В) СПб—Костомукша, даже с возможностью разместить велосипеды в багажном купе, но зато с одной маленькой поправкой: с Ладожского вокзала Петербурга он уходит по средам и пятницам днём, в 16:15, а обратно приезжает днём по понедельникам и пятницам. Зато вот, пожалуйста, чай в подстаканниках, курица в фольге, плацкартная романтика, всё как мы любим — и это почти без иронии, честно! Поезд очень удобен для осенних походов глубже в направлении к северу Карелии, но при условии, что вы взяли выходные на пятницу и понедельник, — получается две ночёвки в поезде и одна в палатке, и два целых дня можно посвятить велосипедам, кострам и озёрам.
Провоз велосипеда в багажном купе стоит около 200 ₽ (цена изменяется в зависимости от дальности поездки).

Пригородная «Ласточка» и «Орлан»

Второй вариант — связка «Ласточка» (поезд № 7579) до Кузнечного + пригородный поезд РАЗ «Орлан» (поезд № 6457). Штука хорошая, но если планируете веловыходные, надо выезжать в пятницу вечером (17:33 с Финляндского вокзала), поскольку «Орлан» отправляется из Кузнечного в Сортавалу в 20:35 по вторникам, четвергам, пятницам и воскресеньям. Однако выгружаться, крутить до стоянки и ставить лагерь придётся уже поздним вечером или ночью, как это было у нас в 2016-м. В белые ночи это терпимо, в остальные уже создаёт ненужные сложности. Но если начинать таким образом длинный поход (например, в какой-нибудь вторник), можно придумать что-то интересное.
Провоз велосипеда в пригородной «Ласточке» (четырёхзначной нумерации) — без чехла, но за деньги (чуть больше 40 ₽).
На обратный путь в сторону Санкт-Петербурга этот поезд весьма подходит: едет со всеми остановками от Сортавалы до Кузнечного, отправляясь в 17:14, а от Кузнечного в Петербург в 20:24 ежедневно идёт согласованная электричка № 6580 (обычная, не «Ласточка», так что в 23:32 уже можно выгружаться на Финляндском вокзале.

Поезд «Ласточка» СПб—Сортавала

Вариант три — «Ласточка» 821Ч, которая отправляется с Финляндского вокзала в 6:15 утра ежедневно. Имейте в виду, что «Ласточке» на Сортавалу присвоена нумерация поезда дальнего следования, то есть билеты покупаются заранее и на определённые места. Провоз велосипеда в «Ласточке» СПб–Сортавала — бесплатный. При этом билет/багажную квитанцию на велосипед на «Ласточку» до Сортавалы брать не надо, главное — упаковать его в чехол. Мы ездим так весной и летом с 2019 года, получается удобно. На промежуточных остановках открываются двери только первого, третьего и пятого вагонов, а к дверям второго и четвёртого можно составить все свои велосипеды. Лучше приходить на посадку заранее, потому что маршрут стал очень популярным среди туристов-водников и велосипедистов.
Из Сортавалы «Ласточка» 822Ч уезжает ежедневно в 18:45 и приезжает обратно в Петербург в 22:43.

Существует ещё летняя выходная дополнительная «Ласточка» 827/828Ч, она идёт через Девяткино, Сосново и Кузнечное. С Финляндского вокзала выезжает в 8:30 по субботам и воскресеньям, а из Сортавалы отправляется в 20:18 в те же дни.

Скорый поезд Москва—Петрозаводск

Где-то наверху краем уха прислушались было к нашим молитвам и выкатили четвёртый вариант. Поезд 159/160В Москва—Петрозаводск через Петербург. Как вариант для выезда в Карелию — очень удачен: отправляется с Ладожского вокзала в начале ночи, вы спите или не спите на полке, а утром сразу с платформы начинаете свой велопоход. Если вы из Москвы или Твери, получится тоже неплохо, но тут без захвата куска пятницы никак не обойтись. Жаль, нет остановки где-нибудь между Янисъярви и Суоярви — цены бы этому поезду не было. Однако в сезоне-2022 появилась одна большая проблема «велосипеды в двухэтажном поезде», о которой расскажем в конце статьи под отдельным заголовком.
В обратную сторону поезд этот не так удобен, потому что прибывает в Петербург около двух часов ночи с воскресенья на понедельник.

«Орлан» через северное Приладожье

Летом 2021 года появился ещё и пятый вариант — ну скорее как продолжение одного из предыдущих четырёх. Это поезд № 6023/6021 Сортавала—Лодейное Поле. Двухвагонный дизель-поезд РА3 едет со всеми остановками по самым красивым карельским местам, спрыгнуть и отправиться в велопоход можно практически на каждой из этих остановок, интересно будет в любом случае! Отправляется он из Сортавалы в 15:10 ежедневно, то есть неплохой вариант — приехать утренней «Ласточкой», о которой мы писали выше, чуть позависать в городе, осмотреть достопримечательности, посетить кафе и причал, а потом двинуть дальше — например, до станции Янисъярви, от которой живописной дорогой через ГЭС Хямекоски можно подняться к посёлку Алатту, обогнуть озеро Суйстамонъярви, где-то там заночевать, и далее через Леппясюрью выйти на станцию Райконкоски, откуда уехать московским поездом, описанным в варианте 4. Ну или сами сообразите, вариантов — множество! Мы, например, в 2021-м году в большом походе использовали этот пригородный дизель как «подкидыш», прервав веломаршрут в одном месте, добравшись поездом до другого и продолжив уже оттуда.

Поезд «Ласточка» СПб—Петрозаводск

Провоз велосипеда в «Ласточке» до Петрозаводска выглядит так же, как и до Сортавалы. Поезд дальнего следования, билеты покупаются заранее, на велосипед билет не нужен, ставить велосипеды нужно в чехлах. Здесь, насколько мы знаем, не работает правило с чётными вагонами, которое используется в сортавальском поезде, но эти подробности лучше уточнить у поездной бригады. Главное, помнить, что если с вами и билетами всё в порядке, без вас поезд не уедет.

Ласточки, дизели и плацкарты

Все эти варианты можно совмещать, что мы и делаем при организации веломаршрутов выходного дня для вас. Несколько лет подряд «Карелобайк» водил поздние весенние походы, отправляясь в пятницу поездом на Костомукшу и возвращаясь связкой дизеля и электрички. В 2019-м мы распробовали «Ласточку» до Элисенваары и обратно от Сортавалы.

В условиях, которые нам диктует «эффективный менеджмент» пассажирских перевозок, организовывать велотуры по Карелии непросто, но годы показали, что это мы умеем. Будем надеяться на дальнейшее улучшение ситуации, а пока приглашаем вас присоединиться и поехать с нами любоваться красотами этого удивительного края, скалами, лесами и озёрами, глядя на которые, можно забыть обо всех мелких неудобствах по пути к ним.

Провоз велосипеда в двухэтажном поезде

Пришла беда, откуда не ждали. Вышеупомянутый «эффективный менеджмент» поставил на поезда 159/160В и 21/22Ч двухэтажные вагоны и ничего кроме двухэтажных вагонов. В условиях, когда для внутреннего туризма сложилась максимально благоприятная по всем нам известным причинам ситуация, они переводят поезда на двухэтажки, это чем вообще надо думать?

Минусы совершенно очевидны: и узкие проходы, и лестницы, и отсутствие вторых (нерабочих) тамбуров, о размещении велосипедов в которых во множестве случаев удавалось договориться с поездной бригадой, и отсутствие третьих полок, куда можно было бы положить велосипеды и сумки. Для сумок вообще теперь есть место только под нижними полками и больше нигде. Видимо, в понимании РЖД и ФПК «внутренний туризм» — это взял рюкзачок, вышел в Карелии, а там на месте всё арендовал или купил, других представлений об этом у нас нет. То есть не ездят на поездах в Карелию пешие туристы со своими столитровыми рюкзаками, не ездят водники с каяками и байдарками, а уж о велосипедистах и говорить нечего. Арендуйте себе какую-нибудь «Газель» для заброски на место, нам вы в таком моднейшем современном поезде не нужны.

Из сомнительных плюсов — наличие багажного купе, в которое иногда всё-таки можно загрузиться. Но вот, например, при покупке нами билетов более чем за 60 дней на поезд 21/22Ч на конец июля 2022 для семерых велосипедистов оставалось только одно место в багажном купе в направлении «туда» и ни одного места в направлении «оттуда». Остальные оплатили дополнительную ручную кладь, указав в поле выбора «велосипед». Специально съездили на вокзал поговорить с начальником поезда, он ничего утешительного нам тоже не сообщил. В штабном вагоне есть нерабочий тамбур, но загромождать его, по словам начпоезда, крайне нежелательно, потому что это пожарный выход, а так — предложено было ставить велосипеды на первом этаже у туалетов; этот вариант тоже выглядит так себе, потому что напротив туалетов — короб с урнами, и его закрывать нам вряд ли кто-то позволит.

В качестве пробного, компромиссного, варианта выкупили ещё пару полноценных мест в купе и будем пытаться ставить велики и сумки туда. Придётся максимально разобрать перед упаковкой, снять не только передние колёса, но и педали. Посмотрим, как получится доехать — и в августе, вернувшись, напишем, как справились с такой вот подсунутой нам умными большими дядями ситуацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *