Как переставить колеса на машине по схеме
Перейти к содержимому

Как переставить колеса на машине по схеме

  • автор:

Схемы перестановки (ротации) колес

Как то раз спорили с другом можно и нужно ли использовать перестановку колес при сезонной их замене. В итоге покопавшись в интернете что пишут проклятые буржуи англоязычные друзья нашлась такая информация так что делюсь с вами.

По рекомендациям ротация шин должна производится каждые 5000-8000 км пробега для того чтобы выровнять износ и тем самым иметь сбалансированное и адекватное поведение авто на дороге.

Ротация шин может быть совмещена с заменой масла, например, когда авто и так висит на подъемнике. Также во время перестановки шин неплохо оценить их состояние, наличие повреждений, удалить камушки или другие предметы из канавок и при необходимости произвести балансировку.

Ротация четырёх колес
Для 4 колес существуют следующие схемы перестановок:
"Rearward Cross" (Рисунок A)
"Forward Cross" (Рисунок C)
"X-Pattern" (Рисунок B)
Последняя схема перестановки может быть использована как альтернатива для схем A и С

Фото в бортжурнале LADA Калина универсал

Также ввиду наличия современных шин появилась необходимость в еще 2 схемах ротации:
"Front-to-Rear" (Спереди-назад) (Рисунок D) эта схема может быть использована для авто с направленными шинами одного размера.
"Side-to-Side" (Сторона-на-сторону) (Рисунок E) данная схема может быть использована для авто с ненаправленными шинами размер которых отличается на передней и задней оси.

Фото в бортжурнале LADA Калина универсал

Ротация пяти колес
Если у вас есть полноразмерная запаска с диском и резиной абсолютно одинаковыми с остальным колесам её можно тоже включить в схему перестановки колес.
Для переднеприводных авто нужно переставлять по схеме указанной на рисунке F, для задне или полноприводных авто по схеме указанной на рисунке G.

Фото в бортжурнале LADA Калина универсал

Ротация шипованных/зимних колес
Зимние колеса также нужно переставлять для того чтобы они служили долго и адекватно вели себя на дороге.
Для зимних колес перестановку нужно делать раз в 6000 км или раз в сезон смотря что наступит раньше.

Внимание! Направление вращения для шипованых шин никогда не должно при этом меняться!

Т.е. для шипованной резины получается единственный возможный вариант — это менять местами задние и передние колеса местами.
Также допускается перебортировка шин на диск таким образом, чтобы они могли быть использованы на другой стороне если обнаружен неравномерный износ из-за развала.

Зачем нужно менять местами колёса на автомобиле

Шины, которые стоят на одном и том же автомобиле, но на разных осях и позициях, изнашиваются неодинаково. На это влияет конструкция транспортного средства, наличие проблем в ходовой и рулевом управлении, а также воздействие физических сил во время движения. Чтобы продлить срок эксплуатации, рекомендуют периодически устраивать перестановку покрышек местами.

Автомобильное колесо

Когда рекомендуется перестановка колёс

Большинство автомобильных инструкций, которые разрабатывались для шинной отрасли, рекомендуют периодически устраивать ротацию автомобильных колёс. Это полезно для того, чтобы шина изнашивалась равномерно, с учётом таких критериев, как поперечный и продольный износ. Рекомендуется делать это каждые 5-7 тысяч пройденных километров. Если износ с какой-либо стороны происходит быстрее, значит, нужно отбалансировать покрышки и менять местами с большей частотой.

В любом случае эксперты рекомендуют проводить периодическую ротацию покрышек местами. Благодаря этому возрастает управляемость и показатель тягового усилия. Самое главное, что так удаётся добиться равномерного износа. Есть категория водителей, которые используют поднятие машины на подъёмнике, чтобы рассмотреть, насколько целесообразна ротация покрышек. Можно измерить глубину протектора специальным оборудованием, а заодно извлечь камни и посторонние предметы из него.

Предпочтительно, когда каждая из покрышек изнашивается одинаково вместе с другими. При этом на разном приводе шины выполняют несколько различные задачи. Одинаковый равномерный износ повышает безопасность для водителя и всех находящихся в салоне. Каждое из колёс будет оперативно реагировать повороты рулём, сохранится хорошее сцепление резины и дорожного покрытия в поворотах.

Многие автолюбители делают ротацию одновременно с процедурой сезонной смены покрышек. Это убережёт от дополнительных затрат на шиномонтаже, и всегда есть возможность лишний раз проверить состояние скатов. Определённую роль играют сами производители автомобильной резины. Многие из них устанавливают гарантию на свою продукцию с обязательным условием периодического чередования местами. Если с покрышкой что-либо случится, то производитель может использовать этот факт для отказа в гарантийной замене. То есть производить ремонт придётся полностью за свои средства.

Износ автомобильной шины

Что понадобится для перестановки шин

Если выполнять такие работы не своими силами, а воспользоваться услугами профильных станций, то потребуются финансовые затраты. Однако это вложения, которые вернутся водителю в виде длительного срока эксплуатации автомобильной резины. Эти затраты в сумме гораздо меньше, чем приобретение нового комплекта покрышек из-за неравномерного изнашивания.

Совет: можно дополнительно сэкономить на операции ротации. Такие услуги предлагают крупные магазины, при которых работает их же собственный шиномонтаж. Мастерские, в свою очередь, предлагают скидки своим постоянным клиентам, которые регулярно проводят у них демисезонную «переобувку».

Поменять местами колёса вместе с покрышками можно и в условиях собственного гаража. Для этого достаточно иметь домкрат, которым поочерёдно вывешиваются колёса. Нужно узнать схему перемещения, которая различается в зависимости от привода машины (они будут описаны далее). Также не неё влияет профиль покрышек, их направленность и симметрия. Разумно доверять решение этой проблемы профессионалам. Они смогут выявить и другие проблемы, свойственные автомобильной резине при осмотре.

Сами работы по перестановке выполняются в следующем порядке:

  1. Подыскивается ровная сухая площадка (можно на полу в гараже). Машина ставится на ручной тормоз, а колёса блокируются уступами.
  2. Как и в случае с проколом, при помощи баллонного ключа болты на колёсах ослабляются, но полностью не выкручиваются.
  3. Домкрат заводится в специальные ниши или площадки. Лучше, если это будет домкрат, рассчитанный сразу на 2 площадки вместо одной.
  4. Снимаются болты, снимается колесо. Ориентируясь на расположение осей и рисунок протектора, они меняются между собой поочерёдно.
  5. Такую операцию нужно проделать для каждого из колёс. Затягивать болты до окончания всей процедуры не нужно — это делают в конце, после того, как автомобиль прочно зафиксируется на земле.

Совет: во время работ по смене мест автомобильных колёс и покрышек, имеет смысл сразу вычистить колёсные диски вместе с арками.

Ротация автомобильных колес

Схемы перестановки колёс

Существует несколько способов (схем), как можно менять колёса на машине, чтобы продлить их эксплуатационный ресурс. Выглядят они по-разному, в зависимости от того, каким приводом оборудовано транспортное средство. Один из наиболее распространённых вариантов выглядит так: передняя левая шина полностью меняется местами с задней правой. Другая пара по диагонали таким же образом. Схема подходит для машин как с задним, так и с передним приводом.

Для заднеприводных машин

Тем, кому приходится ездить на автомобиле с задним приводом колес, существует индивидуальная схема смены покрышек для продления их эксплуатации. Переднее левое колесо идёт на место заднего правого. Правое переднее соответственно, — на место заднего левого. Задние покрышки отправляются на место передних на свои стороны. Схема подходит для авто с задним.

Другой вариант, который можно взять на вооружение, — передняя левая шина полностью меняется местами с задней правой. Другая пара — по диагонали таким же образом. Схема подходит для заднеприводных транспортных средств.

Для полноприводных машин

Есть и другие методики, когда менять местами покрышки можно по-другому. В этом случае перемещение происходит в пределах одной оси, слева направо и наоборот. Если запасное колесо по размерам не отличается от основных, то его можно и нужно использовать при перестановке.

Для таких авто оптимальным будет использование перекрёстной схемы, если установлены покрышки с ненаправленным протектором. Направленный рисунок может перемещаться только сзади наперед в пределах одной и той же стороны. Всесезонки для полного привода имеет смысл менять в соответствии с Х-моделью. Для этого со свободной оси колесо перемещается на ведущую по схеме крест-накрест. В обратном порядке с ведущей устанавливается на свободной оси, оставаясь на той же самой стороне транспортного средства.

Запасное колесо автомобиля

Для переднеприводных машин

Переднеприводный автомобиль предусматривает собственную, оригинальную систему ротации автомобильной резины. Заключается он в следующем: скаты, размещённые спереди, переходят на место задних, но каждая по своей стороне. Вместо них монтируются задние, но уже строго по диагонали.

Другой вариант, как правильно следует менять покрышки местами: смена происходит крест-накрест по направлению, если смотреть на переднюю ось. Слева расположенное заднее колесо уходит на место правого переднего. Взамен переднего, но уже левого, нужно ставить заднюю правую шину. То, что располагается со стороны переднего пассажира, перемещается на свою же позицию, только на задней оси. Передняя левая покрышка меняется местами с задней левой — этого требует передний привод любого легкового авто.

Перестановка колёс с учётом запаски

Регулярная ротация всех 5-ти колёс, включая запасное в багажном отделении, обеспечивает равномерный износ протектора на протяжении нескольких лет эксплуатации. Водителям важно помнить и о том, что нужно делать в случае прокола. Многие ставят запаску, плюс одновременно происходит стирание протектора на 3-х оставшихся покрышках. В этой ситуации грамотная перестановка будет не менее важна.

Периодическая замена автомобильных покрышек местами является не просто полезной, но и необходимой процедурой. Конструктивные особенности автомобилей предполагают разную нагрузку как на оси, так и на отдельные колёса. Такие нагрузки приводят к неравномерному изнашиванию колёсной текстуры — из-за этого профиль становится разным, а это грозит потерей управляемости.

Именно ротация колёс обеспечивает равномерное стирание протектора, после чего их можно будет заменить одновременно. Это лучше всего сделать после достижения критической степени износа рисунка. Опытные водители именно так оптимизируют эксплуатационные параметры и уровень безопасности.

Как ротация колёс помогает сэкономить шины и деньги

На большей части территории России в законные права вступила весна: самое время подумать о сезонной смене шин на автомобиле. «Переобувать» железного коня следует с умом. Это поможет вам сэкономить значительные средства и продлить срок службы комплекта покрышек. Рассказываем о том, как правильно выполнять ротацию шин или колёс в сборе.

Почему ротация колёс на автомобиле действительно необходима

При сезонной переобувке автомобиля полностью новые шины устанавливаются относительно редко: большинству автовладельцев приходится иметь дело с уже бывшими в употреблении покрышками. Объясняется это просто – комплекта шин среднестатистическому водителю в России хватает на 4-5, а то и более сезонов. Подвох заключается в том, что шины в процессе эксплуатации изнашиваются неравномерно – износ зависит от ряда факторов, которые обязательно нужно учитывать во время переобувки.

Передние шины легковых автомобилей практически всегда изнашиваются намного быстрее задних. Это связано, в первую очередь, с двумя факторами: особенностями развесовки и тем, что передние колёса являются управляемыми. Как правило, на переднюю ось транспортных средств приходится порядка 60% всей массы, а на заднюю – в районе 40%. Соответствующим образом распределяется и нагрузка на шины. Передние покрышки страдают сильнее задних при маневрировании. Изнашиваются они и по причине неправильных углов развала и схождения колёс.

По факту на переднеприводных автомобилях покрышки ведущей оси стираются почти вдвое быстрее задних. Если не выполнять своевременную ротацию колёс, передние шины можно полностью укатать за пару сезонов, сохранив в почти первозданном виде покрышки задней оси. Своевременная перестановка шин позволяет продлить эксплуатацию всего комплекта, нередко – включая запаску. При введении в ротацию полноразмерного запасного колеса можно добиться повышения порога износа шинного комплекта примерно на 20%.

Когда выполняют ротацию

Ротация колёс напрямую связана со степенью износа протектора каждого отдельно взятого колеса. Выполнять эту процедуру специалисты рекомендуют, как минимум, раз в 10 000 километров пробега. Если вы не совершаете за сезон запредельных пробегов, имеет смысл совмещать ротацию колёс с сезонной переобувкой шин – один раз в год. Иными словами, каждый сезон ваши колёса должны меняться местами.

Из этого правила есть исключение. Случается, что на автомобиле сбиваются углы развала-схождения – одна или две шины изнашиваются неравномерно и очень быстро. Заметив проблему и поправив углы установки колёс на стенде, стоит сразу же озаботиться внеплановой ротацией. Действовать здесь следует по обстоятельствам – исходя из того, насколько сильно пострадали ваши шины.

Схемы ротации

Существует несколько рабочих схем ротации колёс. При их выборе автомобилисты руководствуются степенью износа шин той или иной оси, типом привода автомобиля, наличием или отсутствием полноразмерного запасного колеса той же марки и модели, что и основной комплект, и даже типом рисунка протектора. Нюансов много, и все их приходится учитывать.

Шины с направленным рисунком протектора (имеют стрелку на боковине, указывающую направление вращения, и слово Rotation) принято переставлять с передней на заднюю ось по одной и той же стороне автомобиля. Все другие схемы по отношению к такому типу покрышек оказываются малоприменимыми: чтобы переставить шину с правой стороны на левую и наоборот, требуется, как минимум, снять её с диска и пересобрать колесо. При наличии готового комплекта колёс на дисках это повлечёт за собой дополнительные финансовые траты.

Если вы имеете дело с ненаправленным рисунком протектора, в том числе асимметричного типа, вариантов перестановки становится больше.

На переднеприводных автомобилях шины с ненаправленным и асимметричным протектором рекомендуется с передней оси переставлять на заднюю с сохранением направления вращения, а задние – ставить вперед, меняя сторону (справа налево и наоборот).

Как менять колеса на машине местами: схемы замены колес

Ротация колес

При эксплуатации автомобиля важно не только бережно относиться к шинам – поддерживать в них давление, следить за появлением механических повреждений, но и выполнять такую несложную, но очень важную процедуру, как ротация колес. В зависимости от разных условий эксплуатации, технических характеристик и других параметров автомобиля может использоваться та или иная схема замены колес.

Покупка второго комплекта колес – достаточно большая нагрузка на бюджет, поэтому каждый автовладелец должен стремиться продлить срок эксплуатации покрышек. Выполнение рекомендаций профессиональных шинников позволит вам обеспечить максимально равномерный износ протектора и значительно продлить срок службы шин.

Когда рекомендуется делать ротацию колес

Все рекомендации по обслуживанию автомобиля, указываются в руководстве по эксплуатации. Там же, кстати, когда и как меняются колеса на машине, нарисована схема замены покрышек. Поэтому, чтобы принять правильное решение, внимательно прочтите инструкцию.

При регулярной и правильной смене колес достигается максимально равномерный износ протектора. Когда переставлять колеса местами? Часто смену производят во время планового ТО. Производители рекомендуют это делать раз в 20 тысяч км. пробега.

Если движение осуществляется преимущественно по плохим дорогам, замена производится раз в 10 тысяч км. Это же правило относится и к тем автомобилистам, кто привыкли к агрессивному стилю вождения автомобиля. Непосредственно замену колес рекомендуется производить по схеме, показанной на рис. 2.

Схема перестановки колес

Подготовительный этап

Конечно, можно не задумываться, как правильно менять колеса местами, а просто доверить данную работу специалистам в автосервисе. Но следует помнить, что:

  • такая работа стоит денег;
  • нет никакой гарантии, что мастер правильно произведет замену;
  • придется всегда обращаться в один и тот же автосервис.

А между тем все можно сделать самостоятельно. Чтобы произвести ротацию колес технически грамотно, выполнить все операции самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса, необходимо произвести определенные подготовительные мероприятия:

  1. Подготавливаем необходимый инструмент: домкрат, подставку, баллонный ключ.
  2. Устанавливаем автомобиль на ровную площадку с твердым покрытием.
  3. Выбираем правильную схему перестановки.

При наличии небольшого практического опыта, смена колес из комплекта шин займет 1,5-2 часа времени, не более.

Как менять колеса местами

Прежде чем поменять колеса местами, важно выбрать схему выполнения операции. Рекомендуется оценить все преимущества, положительные стороны процесса и заранее спрогнозировать возможные недочеты.

Важно понимать, что работу, которую выполняют покрышки на передних колесах, существенно отличаются от той, что возлагается на покрышки задних колес. Прежде всего, это связано с уровнем нагрузки. Автомобиль, обладающий спортивными параметрами и характеристиками, изнашивает шины, как правило, более интенсивно.

Если в результате периодического осмотра установлено, что износ шин всех 4-х колес происходит равномерно, рекомендуется приобретать целый комплект и производить смену покрышек согласно выбранной схемы замены колес.

Но прежде чем приступать к изучению различных вариантов, небольшой совет. Перед тем, как снять летний или зимний комплект и сделать сезонную перестановку колес, рекомендуется предварительно пометить покрышки (мелом или водоэмульсионной краской). Это поможет позже разобраться, с какой стороны, и на какой оси располагалась шина ранее.

Шинники рекомендуют ставить следующие условные обозначения:

  • ПП (правое переднее);
  • ПЛ (переднее левое);
  • ЗП (заднее правое);
  • ЗЛ (заднее левое).

Схема перестановки колес

На выбор предпочтительной схемы перестановки колес влияет рисунок протектора (шины с направленным рисунком протектора), наличие запаски в багажнике и тип привода автомобиля.

Для заднеприводных машин

Если всё делается в автосервисе, автомобиль целиком вывешивается на подъемнике, и запасное колесо не потребуется. При использовании домкрата понадобится запаска, чтобы удерживать автомобиль в устойчивом положении.

После снятия левого заднего колеса, на его место временно устанавливается запаска. Далее последовательно меняются переднее левое, заднее правое и переднее правое колесо. После окончания работы запасное колесо устанавливается на место — в багажник.

Задний привод

Для полноприводных машин

Порядок действий для полноприводных машин аналогичный. Но есть и такой вариант – ставить запаску и постепенно изнашивать ее одновременно с четырьмя другими колесами. Он больше подходит для случаев, когда нет возможности купить новый комплект, или когда просто жалко денег.

Полный привод

Для переднеприводных машин

Здесь покрышки менять местами рекомендуется на выбор одним из двух возможных вариантов:

  • По круговой перекрестной системе.
  • По перекрестной схеме.

Передний привод

Небольшое дополнение

Если нужно покрышки поменять местами, важно запомнить: монтаж и демонтаж шин необходимо доверять специалистам, имеющим соответствующее оборудование. Данную процедуру выполнять самостоятельно не следует, т.к. высок риск повреждения покрышки и колесного диска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *