Почему когда водитель засыпает его ведет
Перейти к содержимому

Почему когда водитель засыпает его ведет

  • автор:

Почему автомобиль уснувшего на трассе водителя обычно тянет влево?

Думаю, что это с расположением руля в авто и положением тела водителя связано. Именно слева находится опора, которой привыкли пользоваться (класть руку или даже прислоняться) большинство водителей, поэтому подсознательно тело уснувшего водителя склонится именно туда. И, соответственно, туда же повернется руль и повернет машина. В другую сторону водитель наклонится, если в момент засыпания сидел неровно, или если какая-нибудь выбоина на дороге попалась.

Плюс, просто по статистике, у людей вообще мышцы одной половины тела часто слабее, быстрее расслабляются, причем у правшей обычно слабее именно левая половина / левая рука. Опять-таки — довод в пользу того, что сидящий ровно уснувший правша наклонится именно налево, налево же и повернет руль. Конечно, это будет не в 100 % случаев, но значительный перевес случаев "тянет налево" это обеспечивает.

Кто разбудит спящего водителя

сон_за_рулем

Сон за рулем — частая причина ДТП. Европа задумалась о том, чтобы обеспечить все автомобили без исключения устройствами, способными предотвращать аварии из-за сна и усталости за рулем. В начале недели об этой инициативе написала старейшая британская газета Daily Telegraph. Пока европейские законодатели будут рассматривать предложение, специалисты из экспертного центра «Движение без опасности» разобрали уже существующие приборы, способные победить проблему сна и усталости за рулем.

Сон «на кончиках пальцев»

Кожа человека может рассказать не только о том, правильно ли он ест, достаточно ли пьет воды, в каком климатическом регионе живет, но и о том, как скоро он уснет. Говоря на языке науки, состояние засыпания можно определить благодаря кожно-гальваническим реакциям, позволяющим распознать мельчайшие детали психоэмоционального состояния человека, которые свидетельствуют даже не о сне, а о состоянии дремоты, выйти из которого гораздо легче, чем из уже начавшегося сна. Импульсы определяются при помощи специальных приборов в виде колец или браслетов, которые подают водителю сигнал и том, что скоро он может уснуть. Например, российская система Vigiton, работающая по такому принципу, рассчитана и еще и на то, чтобы дать водителю информацию о разумных действиях, которые необходимо совершить в таком состоянии, например, аппарат посоветует притормозить, подать звуковой или световой сигнал. С тех пор, как систему стали использовать на железных дорогах, аварии по причине того, что машинист уснул, прекратились.

Сон по режиму

Устройство, контролирующее режим труда и отдыха водителей, в Европе начали использовать еще в 1970-х годах. Сегодня прибор, называемый тахографом, стал обязателен практически для всех категорий грузового и пассажирского транспорта в России, и не исключено, что в скором времени он станет обязательным вообще для всего крупногабаритного транспорта. В отличие от системы, позволяющий «разбудить» водителя, когда он только начинает засыпать, тахограф был создан для того, чтобы в целом контролировать правильный распорядок его работы. Иными словами, водитель, отдыхающий и работающий строго по расписанию тахографа, имеет мало шансов уснуть за рулем, потому что периодичность и длительность остановок, заложенных в алгоритм программы, не создаст ситуации, при которой можно уснуть. Современный тахограф не только регистрирует режимы труда и отдыха, но и помогает водителю их соблюдать. Сегодня существует 8 моделей тахографов, допущенных к установке: VDO DTCO 3283, Drive 5, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, ШТРИХ-ТахоRUS, EFAS V2 RUS. Все устройства похожи, но есть и принципиальные различия, существующие для удобства водителя. Модель VDO DTCO 3283, к примеру, заблаговременно сообщает водителю, что пора сделать перерыв и смена заканчивается или о возможности продолжать движение еще один час. Кроме этого, водитель может зарезервировать место на ближайшей стоянке со своего мобильного телефона нажатием одной кнопки.

Нажми на кнопку, получишь результат

Одно из самых простых «противосонных» устройств представляет собой кнопку и светодиод. Через определенные неодинаковые промежутки времени водитель должен нажимать на кнопку, когда загорается лампочка. Если водитель не успевает вовремя нажать на кнопку, он получает предупреждение о том, что устал, а за усталостью вполне возможно начнется сон. Плюсом этого изобретения можно считать его простоту и универсальность практически для любого вида транспорта, минусом – то, что водителю регулярно приходится отвлекаться на мерцание лампы, которое, к сожалению, может случиться именно в том момент, когда от него потребуется максимальное внимание и, возможно, решительные маневры на дороге.

Под сенсор не подремлешь

Ведущий научный сотрудник крупной английской компании Transport Research Laboratory Ричард Корден предложил использовать сенсорные приборы, чтобы отследить положение головы и рук автомобилиста. Инициативу устанавливать эти приборы на машины всех автомобилистов без исключения и рассматривают сейчас в Европе. По задумке создателей, если сенсор распознает, что голова или тело водителя наклонились вперед, то устройство издаст сильный звуковой и световой сигнал, дополнив пробуждение сигналом вибрации. Сенсор может реагировать таким же образом на использование мобильных телефонов и других гаджетов, за которые во многих странах ЕС предусмотрены колоссальные штрафы. Достоинством, которое сложно оспорить, в этой системе является мощность сигналов, от чьего шума невозможно не проснуться, однако, неоспоримым недостатком является и то, что система выполнит функцию будильника, когда человек уже достаточно сильно погрузился в состояние сна, а, значит уже подверг риску ДТП многих автомобилистов и подвергся ему сам.

Умная камера для водителя

Видеокамера, способная различить засыпающие глаза от бодрствующих даже в абсолютной темноте благодаря инфракрасному излучению, уже существует, однако, пока она применима только для дорогостоящих автомобилей. Камера отслеживает частоту морганий, которая различается у бодрого и засыпающего человека, фиксирует зевание, положение век, она может быть настроена под индивидуальные особенности засыпания каждого водителя. На презентации камеры на специализированной выставке в Штутгарте, создатели рассказали, что устройство может стоить не дороже 100 евро, но только если запустить его серийное производство.

Умная камера для машины

Другой вариант камеры предлагает контролировать не состояние водителя, а поведение и маневры автомобиля. Устройство наблюдения подает звуковой сигнал, как только машину начинает уводить в сторону, а встроенный датчик оповещает водителя, когда он нарушает правила разметки. Создатели позаботились не только о том, чтобы звук был громким, но и нес смысловую нагрузку, засыпающие водители слышат не просто сирену, а звук барабанной дроби.

Экспертный центр «Движение без опасности» напоминает, что любую проблему легче предотвратить, чем решить, поэтому при малейших признаках сонливости откажитесь от поездок за рулем. Главными причинами, приводящими ко сну за рулем, являются усталость и поездки ночью, особенно по трассе, когда дорога почти не меняется и светофоры не прерывают выбранную скорость. Медики не рекомендуют садиться за руль и после плотного обеда, ужина и приема лекарств, особенно, если вы не знаете какое именно действие они окажут на ваш организм. Предельно внимательными стоит быть людям, зависимым от погоды, которая тоже может вызывать сонливость, наступающую абсолютно незаметно.

Ученые: Спящие пассажиры "клонят" водителя в сон

Водители, в чьих авто имеются спящие пассажиры, чаще остальных засыпают за рулем во время управления авто. Такой вывод сделали норвежские ученые, представляющие Бергенский университет, информирует иностранный портал Science Nordic .

Специалисты пояснили, что дело не в каком-либо гормоне сна, выделяемом через кожу или дыхание. В сон водителя клонит от монотонных движений, но ученые признают, что если имеющиеся в салоне пассажиры спят, это может иметь дополнительное снотворное действие. Положительным эксперты считают храп пассажиров, поскольку это отвлекает водителя и не дает ему погрузиться в сон. От 10 до 20% всех серьезных ДТП в Норвегии вызваны засыпанием водителя за рулем. Ответы опросов показывают, что многие чувствуют себя более уставшими, если в салоне имеются спящие пассажиры. Впрочем, пока ученые не могут объяснить, чем обусловлено такое явление.

Эксперты отмечают, что если человеку предстоит долго вести авто, следует позаботиться о хорошем сне за несколько ночей до. Также при возникновении сонливости лучше остановиться и поспать хотя бы 15 минут или же выпить чашку кофе.

Встряхнуться ото сна. Может ли машина сама разбудить заснувшего водителя?

Сильная утомленность наступает у людей обычно через 5-7 часов, проведенных за рулем, или 500 километров непрерывного пробега. Усталость перерастает в дремоту, борьба с которой зачастую не приносит результатов, и в какой-то момент водитель проваливается на секунду-другую в сон. Этого достаточно, чтобы автомобиль устремился к краю дороги. Несколько мгновений — и очнувшийся драйвер вздрагивает от ужаса, когда видит перед собой водоотводную яму на обочине или приближающийся грузовик. Приходится резко отворачивать и возвращать машину на прежний путь. Может ли электроника помочь водителю в таких ситуациях, рассказывает эксперт Валерий Тараканов.

Предложить кофе

С развитием электронных систем безопасности предпринимались многократные попытки сделать устройство, понимающее состояние водителя и предпринимающее активные действия для снижения риска ДТП из-за усталости человека. Сначала они дебютировали на премиальных брендах, таких, как Mercedes или Volvo, а затем перешли и в массовый сегмент.

Другими словами, если реакции человека замедляются, то можно говорить о скором приближении дремоты.

Электронная система DAW+ реагирует на такие изменения. Раздается громкий сигнал, а на приборной панели загорается предложение отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Со временем водители привыкли к подобным устройствам и уже редко обращали на них внимание. Многие продолжали ехать по 15-20 часов, пока не засыпали за рулем.

Тряска во благо

На рынок сейчас выходят более совершенные девайсы LKA+LFA, способные не только недовольно пищать, но и вмешиваться в процесс управления, встряхивая водителя ото сна и заставляя его взбодриться. Причем доступны они не только на премиальных автомобилях, но и на сравнительно недорогих моделях.

Представим ситуацию: человек отпустил руль, и кроссовер Kia Seltos начал медленно сползать с полосы. В этот момент камера фиксирует приближение к разметке. Электроника немного выжидает, а затем — за секунду до пересечения линии — резко дергает баранку в сторону, заставляя автомобиль вздрогнуть. А вместе с ним встряхивается и заснувший водитель.

Если это не помогает, машина клонится к другому краю полосы и повторяет резкий маневр уклонения, встряхивая водителя. Обычно этого бывает достаточно, если, конечно, хозяин не потерял сознание из-за сердечного приступа.

Несколько встряхиваний — и в кровь человека вливается столько адреналина, что он уже не захочет спать.

Это не автопилот

Действие такой системы похоже на работу ассистента удержания в полосе Lane Keep Assist, который давно уже используется на машинах разных классов. Он тоже ведет автомобиль в рамках линий разметки и, как правило, работает в связке с адаптивным круиз-контролем. Однако Lane Keep Assist управляет автомобилем плавно и без рывков. Логика его использования совсем другая.

При поездке на автостраде водитель может преднамеренно отпустить руль, чтобы залезть в сумку, достать бутерброд или открыть бутылку воды. Человек сохраняет контроль над движением машины и лишь на время позволяет устройству перехватить руль. Электроника в течение 15-20 секунд будет корректировать траекторию самостоятельно, а затем подаст тревожные сигналы и заставит водителя вновь положить руки на руль. По истечении 15-20 секунд система отключается.

В отличие от Lane Keep Assist новое устройство LKA+LFA работает грубее, но не отключается через 15 секунд. Устройство не корректирует баранку постоянно и не создает у водителя ощущения постороннего вмешательства. Но оно вмешивается в процесс управления лишь тогда, когда машина уже готова выехать на соседнюю полосу или улететь на обочину из-за потери водителем внимательности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *