АМАКСОФОБИЯ – СТРАХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ, как отдельная фобия или триггер для панических атак
ВОПРОС: "Доброго дня. У меня такой вопрос. Не могу нормально передвигаться по городу, начинается жуткий страх, сердце колотиться сильно. Сначала не могла ездить на дальние расстояния (за город, по трассе), потом в городе перестала ездить в другие районы, а теперь и по своему району могу ездить только по определённым дорогам и в определенные места, иначе сразу становится плохо.( Что с этим делать? Как избавиться? Это становится невыносимым. Спасибо. Очень надеюсь на вашу помощь."
ОТВЕТ: В моей практике было много подобных случаев. Обычно, первое, что начинают делать люди – искать название своего недуга. Возможно, вы уже знаете, что такое фобии. Страх езды называется амаксофобией. Признаки амаксофобии схожи с признаками панической атаки: учащённое сердцебиение, паника, ужас, повышенная потливость, околообморочные состояния и т.д.
Изучая фобии легко стать заложником этих знаний. Вы можете начать невольно ассоциировать себя с фобией. А вы – это не ваши страхи. Ваши страхи – следствия травм (яркого негативного опыта в прошлом).
Сейчас, вам может казаться, что ваши страхи и фобии полностью управляют Вами. Но это не так. Вы сильнее и больше своих страхов.
Что можно сделать прямо сейчас?
1)Осознать, что вы хозяин, пусть невольный, но именно вы создатель этих состояний. В какой-то момент времени вы потеряли пульт управления от своей жизни. И прямо сейчас вы можете его вернуть.
2)Самопомощь. Быть готовой к тому, что это может произойти. Имейте план действия на случай, если это произойдёт с вами.
Самый распространённый способ в моменте паники и страха усилием воли начать переключать свой фокус внимания на другие ощущения.
Практика, которую я приведу ниже, гарантированно снижает страх у всех, кому удалось её применить.
Все задания вы можете выполнять в любой последовательности. Тренироваться лучше, до того, как нахлынет страх. Тогда вероятность того, что вы сможете воспользоваться этой практикой в нужный момент, возрастёт.
Практика переключения на другие ощущения. Подходит для снижения уровня воздействия на вас любых страхов, фобий, панических атак:
-Запахи: Найдите несколько разных запахов, и полностью сосредоточьтесь на них. Вы можете носить с собой какое-то аромомасло и воспользоваться им, когда подступит страх. Используйте всё, что есть рядом с вами — запах ваших волос, парфюма, кофе, аромат из ближайшей булочной…
-Тактильные ощущения: Повзаимодействуйте с несколькими предметами. Потрогайте их и погладьте, так, как будто вы ощущаете их впервые: ткань своей одежды, сосредоточившись на её текстуре, погладить кресло автомобиля, потереть руку об руку.
-Цвета: найти 5-10 объектов вокруг себя определённого цвета (например, красного).
-Звуки: услышать 5 звуков во вне – машины, пение птиц, разговор людей…
-Вкус: всегда имейте под рукой воду и другие напитки. Полностью сосредоточьтесь на вкусе.
3) Индивидуальная работа со специалистом.
Как вы уже догадывались, практика может научить вас переключать фокус внимания. Но чтобы полностью избавиться от этих страхов, необходимо понимать их.
Любой страх или фобия – результат длительного подавления какой-то травмы, или ряда травм в прошлом. Сейчас в вашем мозге находится прочная нейронная связь, которая звучит как "поездка = опасность". И во всех ситуациях, которые ваш мозг считает опасными для вас ваш мозг автоматически запускает программу "бояться и паниковать".
Страх выходить из дома, ездить по новым улицам, летать на самолёте – всё это, защитная реакция организма. От всего нового, которое ваш мозг интерпретирует как "опасное". Неосознанное желание остаться там, где вы есть – дома, на знакомых улицах, со знакомыми людьми. Ваш мозг в какой то момент посчитал, что именно это ограничение спасёт вас от чего то более страшного.
Но вы чувствуете, что так не должно быть. Потому что сам по себе беспричинный страх, тревоги и паника не просто не защищают вас, но и являются угрозой для вашего здоровья, и может быть жизни.
В какой-то момент вы осознаете, что больше не намерены мириться с этой ситуацией. Вы будете готовы взять свою жизнь в свои руки.
И вы будете готовы пойти в свой страх.
Увидеть причины страха и исцелить его. Сделать новый выбор внутри себя — быть свободным от страха.
Именно этим мы и занимаемся в индивидуальной работе. Через погружение к самому первому моменту, когда возник страх, вы проживаете и понимаете его. Максимально бережно и комфортно для вас вы перестаёте быть его заложником. Вы становитесь его хозяином, и управляете им, как пожелаете.
Машина ужаса: что такое боязнь транспорта
Парадокс: жизнь на Земле всегда была немыслима без транспорта, и этот же транспорт нас убивает. К примеру, общественный транспорт одной только Москвы ежедневно перевозит более 60 % горожан, при этом только половина пассажиров метрополитена чувствуют себя под землёй в безопасности. В поезде или электричке люди опасаются противоправного поведения своих попутчиков, а в маршрутке — неадекватных водителей. Однако бывают случаи, когда человек сам не может ответить на вопрос «Почему мне страшно?» — тогда он имеет дело с фобией. По данным портала «Фобия.инфо», амаксофобия — или боязнь транспорта — входит в список самых распространённых страхов. Журналист Ника Репенко пообщалась с российскими амаксофобами об их жизни и преодолении своего парализующего ужаса.
Фобия, говорит врач-психиатр Андрей Шмилович, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ имени Н. И. Пирогова, дезадаптирует человека: нездоровый страх крутится в голове, как заевшая пластинка, затем постепенно вытесняет из мозга повседневные задачи и заботы, становится тягучей жвачкой для мозгов и заполоняет собой весь ум. Фобия порабощает человека, мешает ему жить, работать, любить и нормально существовать. «Когда страх навязчивый, человек понимает, что это болезнь, — объясняет специалист, — Человек пытается от болезни избавиться — придумывает ритуалы и действия, которые могут ликвидировать страх. Возможно, на какое-то время это и поможет. Но в конце концов страх всё равно победит». Примерно в середине восьмидесятых годов, рассказывает Шмилович, психиатры решили собрать всю коллекцию фобических расстройств, с которыми сталкивались: запустили рассылку и попросили людей рассказывать им о своих случаях фобий. «Поток информации был безостановочным, — говорит Шмилович. — В конечном итоге собралось более трёхсот пятидесяти видов фобий, и была опубликована „Энциклопедия фобий от «А» до «Я»“. Каких там только невероятных фобий не было: и боязнь числа тринадцать, и боязнь детей, и иностранцев, и беременных женщин». Сегодня, считает специалист, в России всё меньше людей страдают социофобиями — боязнью публичных выступлений — но всё больше людей захватывают ипохондрические страхи: медицина развивается, растут диагностические возможности, а потому и страха становится больше: «Ведь, как известно, нет здоровых людей — есть недообследованные».
Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ Татьяна Шевеленкова сказала самиздату, что фобии можно разделить на две большие группы. Первая группа — агорафобии, страхи, связанные с выходом в широкое незамкнутое пространство. Вторая группа — социальные фобии: это боязнь покраснеть на людях, боязнь интимного общения, взглядов. Страхи, которые не входят в эти группы, называют специфическими фобиями: человек боится вполне конкретного предмета или ситуации — и всеми силами старается избежать встречи с ними. Как, например, амаксофобы, которые практически полностью исключают из своей жизни общественный, а иногда и личный транспорт.
Первые признаки боязни метрополитена тридцатичетырёхлетняя Нина из Санкт-Петербурга заметила у себя примерно четыре года назад.
— Когда мы с моим знакомым сели в вагон и закрылись двери, мне стало плохо. Было очень тяжело дышать, заболело сердце, к горлу подкатывала тошнота. Мне казалось, что я умираю. На следующей же станции мы вышли, я купила валидол, вроде бы стало легче. Однако возле метро снова накатил неконтролируемый страх. Кое-как мы проехали ещё несколько станций, а потом я не выдержала. Остаток пути пришлось ехать на наземном транспорте.
После этого случая Нина узнала из новостей, что в тот вечер как раз там, где ей стало плохо, на рельсы упал человек. Такие странности в её жизни, говорит сама Нина, — обычное дело. Себе приступ она объяснила тем, что почувствовала тяжёлую энергию смерти. Однако через несколько месяцев приступ в метро повторился. Нина поняла, что предсказать следующее обострение фобии невозможно, и начала избегать подземки.
— Примерно два года назад я просто физически не могла войти в метро. Стояла перед дверьми и не решалась сделать шаг. Мне тогда нужно было спешить на лекции, а я поехала в маршрутке, чтобы не спускаться под землю. Дико опоздала. Метро я избегаю до сих пор.
Сейчас Нина думает, что на возникновение фобии повлияло сильное нервное напряжение, в котором она находилась четыре года назад:
— Когда случился первый приступ, я работала под руководством начальницы-самодурки. Даже после увольнения я ещё очень долго приходила в себя. На фобию повлияли и мысли о покойном брате, который умер от тромба лёгочной артерии. Он всегда боялся задохнуться.
Родные и знакомые Нины относятся с сочувствием к её страху. Только один из друзей, говорит Нина, сначала не понимал боязни метро и пытался объяснить, что в подземке нет ничего страшного.
— Мне очень неприятна эта фобия. Я полностью исключила метро из жизни, и это сильно влияет на мою мобильность. Сейчас я выучила весь питерский наземный транспорт. Постоянные пробки, дальность поездок отнимают драгоценное время. Туда, куда на метро ехать двадцать минут, я добираюсь где-то полтора часа на двух маршрутках. Много денег трачу на такси. Это просто ужасно! Раньше я любила метро, а сейчас не рискну даже спуститься туда. Пару месяцев назад заставила себя проехать одну станцию — это был опыт, который я не хочу повторять.
С психологом Нина не говорила — пыталась решить проблему с помощью эзотерики: обращалась к тарологам, работала со снами, читала книги по теме. Однако помочь ей никто не смог. Бесполезным оказалось и специальное мобильное приложение, созданное для людей с паническими атаками.
— Сейчас я поняла, что вообще боюсь закрытых помещений, откуда не могу выбраться в любой момент. Поезда, самолёты, даже пещеры стали для меня запретными местами. Но я не отчаиваюсь. Значит, это испытание мне для чего-то необходимо.
В марте 2010 года, когда москвичке Анне было тринадцать лет, она была на станции метро «Чистые пруды», когда на соседней «Лубянке» случился теракт.
— Когда перекрыли красную ветку, я оказалась в гуще толпы. Наш поезд остановили, сказали всем выходить. Началась дикая давка. Как ни странно, единственной моей мыслью тогда было, что я ужасно опаздываю на алгебру! Когда через полтора часа мне таки удалось добраться до школы, учителя встретили меня словами: «Ого, ничего себе: ты жива!»
Как рассказывает Анна, после случившегося она какое-то время продолжала спокойно относиться к подземке. Первый приступ паники случился только летом.
— Я возвращалась после прогулки с друзьями. Как обычно, зашла в метро, но вскоре почувствовала что-то очень странное. Всё перед глазами стало ужасно ярким, у меня похолодели руки, показалось, что все в вагоне смотрят только на меня. Потом стало очень жарко, не хватало воздуха, будто меня со всех сторон что-то сдавило. Мне захотелось поскорее выбежать из метро. Я тогда сильно испугалась и решила, что умираю, что у меня просто остановится сердце. Хотя какие проблемы с сердцем могут быть в четырнадцать лет?
Домой Анна вернулась на грани истерики, но никого там не застала: все уехали на дачу. Тогда она позвонила своему лучшему другу, и тот полтора часа пытался её успокоить. Однако на следующий день паника стихла, а новый приступ случился лишь осенью.
— Если бы я ещё в четырнадцать лет начала это лечить, то сейчас всё было бы по-другому. Тогда же я ограничилась обыкновенным успокоительным. Увидела по телевизору рекламу, купила и пропила курс. Приступы прекратились, я бросила лечение. Несколько лет страх не давал о себе знать.
К моменту поступления в вуз приступы возобновились. Анна вспоминает, что однажды ехала от подруги, и поезд сделал остановку между станциями. Какое-то время ничего не происходило, состав не трогался, и Анну захлестнул животный страх.
— Я думала, что закричу, начну хватать за руки сидящих рядом людей. Меня едва не трясло от страха. На следующей станции я вышла из вагона. Мне ужасно захотелось выйти наружу, на поверхность. Я понимала, что нахожусь далеко от дома и не доберусь до него без метро. Поэтому я села в следующий поезд и с закрытыми от страха глазами доехала до своей станции.
Анна говорит, что родные и друзья не отнеслись всерьёз к её проблеме. Никто не понимал девушку, и из-за этого она чувствовала себя ужасно неловко.
— Мама советовала мне просто закрыть глаза и зайти в вагон. Ей нельзя было доказать, что для меня всё это — не детский аттракцион, в котором весело на три минуты. Бабушка думала, что меня укачивает. Старший брат посмеивался, пока месяц назад у него самого в метро не случился приступ. Тогда он позвонил мне и попросил прощения.
В конце первого курса Анна перестала ездить в метро, передвигалась на маршрутках, трамваях или пешком. Занимало всё это немало времени. Однако вскоре приступы стали случаться в любом транспорте, в лифтах или университетских аудиториях.
— В какой-то момент я поняла, что не хочу больше так жить. Я обратилась к психологу из МЧС, но помощи, в которой нуждалась, не получила. Были только разговоры, фобию же нужно лечить по-другому. Я около месяца ходила на приёмы, но потом поняла, что впустую трачу деньги. Никаких улучшений не было.
Тогда Анна решила, что в силах справиться с фобией самостоятельно.
— От проблемы больше нельзя было отворачиваться. Я понимала, что избегать метро вечно не получится. Я решила ездить в университет на метро. Затем, после нескольких поездок, поняла, что в состоянии и обратно добраться на подземке. Сейчас я почти справилась со своим страхом. Езжу в метро и надеюсь, что лет через пять полностью избавлюсь от дискомфорта.
Восемнадцатилетняя Мария из Екатеринбурга вспоминает, как ей впервые стало плохо в автомобиле:
— Ночью мы с отцом возвращались домой на машине. Ехали по трассе сначала не очень быстро, а потом пошли на обгон. Машина двигалась всё быстрее, и мне стало не по себе. Сначала это был просто страх, а потом он перерос в настоящую панику. Я стала просить отца ехать помедленнее, мне тогда захотелось просто выскочить из машины.
Чуть позже приступы стали повторяться не только при обгоне. Мария говорит, что она начала бояться любого транспорта.
— Я понимала, что для паники нет причин. Однако каждый раз в транспорте мне становилось трудно дышать, голова шла кругом, в глазах темнело. Тогда я и поняла, что это фобия — иррациональный страх.
Мария рассказывает, что уже три года наблюдается у психолога. Вместе с врачом они проводят техники нейролингвистического программирования. Суть процедуры — в мысленном переносе состояния спокойствия в ту ситуацию, где ты напряжён или боишься. Мария говорит, что, когда ей страшно, она прогоняет из головы неприятную картинку и заменяет её приятной.
— Сначала техник хватало на одну или две поездки, а сейчас сеансы помогают достаточно сильно. Теперь в поездках я веду себя спокойно. Я впадаю в лёгкий транс, мне начинает казаться, что машина едет медленнее, накатывает сонливость. Ещё отвлечься помогает музыка. Однако при обгонах всё равно становится страшно, и начинается приступ.
Не все родственники понимают Марию. Поддерживает её только мама, а отец и сестра часто раздражаются.
— Папа просто не понимает моих заморочек, мама в этом плане более внимательна. Сестра же часто начинает ругаться: мол, чего ты боишься-то. Особенно тяжело в последнее время. Я паранойю, а сестра нервничает и жалуется на меня. Бывает, обижает неаккуратным словом. Но мы всё равно друг друга любим.
Мария говорит, что в большинстве случаев единственный выход для неё — просто терпеть приступы страха, которые случаются в транспорте. Она думает, что это отразилось на её психическом здоровье в целом: сейчас Мария стала гораздо более нервной.
История двадцатишестилетней Елены из Казани отличается от предыдущих. Приступы паники случались у неё лишь тогда, когда она садилась в водительское кресло:
— До двадцати четырёх лет я ни разу не сидела за рулём и не представляла, как машина ведёт себя на дороге. Уже на первом занятии по вождению я почувствовала дискомфорт. Да, с катанием по кругу на скорости пять километров в час я худо-бедно справилась. Однако когда пришла пора выехать в город, у меня началась настоящая паника. Меня всю затрясло, в горле пересохло, подскочила температура. Хотелось всё бросить и никогда не въезжать в этот страшный поток машин, которые вот-вот меня собьют!
Елена рассказывает, что в таком состоянии пребывала на каждом занятии. Она пыталась перебороть себя, поэтому снова и снова садилась за руль. Елене казалось, что фобия вскоре должна отступить.
— Анализируя свои поездки, я всегда понимала, что не могло случиться ничего страшного. Я не создавала аварийных ситуаций, не теряла управление, даже водители вокруг не злились на меня и не подрезали. Но страх не уходил. Сама мысль о том, что скоро опять придётся сесть за руль, превратилась в пытку.
Елена не могла объяснить себе и окружающим, чего же именно она боится. По её словам, страх был абсолютно иррациональным.
— Я могла сидеть дома в полной безопасности, но в голове играла «пластинка страха»: что-то должно случиться, вот-вот произойдёт нечто страшное, я не хочу за руль! То есть я ещё даже не села в машину, а уже начинала паниковать.
По словам Елены, она очень занятой человек, и к врачам ходить ей было некогда. Она боролась со страхом при помощи научной литературы. Книга Владимира Леви «Приручение страха» помогла ей справиться с физическими проявлениями фобии. Работа Бев Эсбетт «Living with it: a survivor’s guide to panic attack» подсказала, как лучше понять природу расстройства и не погружаться в паническое состояние.
Сегодня Елена абсолютно спокойно относится к машине.
— Я поняла, что бояться — нормально. Страх — это просто защитная функция организма, гипертрофированный инстинкт самосохранения. Но я и мой страх — не одно целое. Я смогла отойти от своей фобии, рассмотреть её со стороны. Поняла, что бояться действительно нечего. Тогда я и пошла на поправку.
Елена говорит, что сама по себе — очень эмоциональный человек. Близкие знают эту её особенность, поэтому с пониманием отнеслись к фобии:
— После занятий по вождению я всегда приходила домой в слезах. Родные предлагали мне бросить учёбу, но без настойчивости. Друзья тоже старались помочь советом, но мне казалось, что они меня не понимают. Когда вспоминаю тот период, кажется, что мы говорили на разных языках. Я очень благодарна всем за поддержку. Наверное, тогда я была абсолютно невыносима.
Что делать в такой ситуации? Андрей Шмилович из РНИМУ имени Пирогова убеждён: нужно обратиться к специалисту, а говорить, что с фобией можно справиться самостоятельно, могут только те, кто никогда с подобной проблемой не сталкивался. «Лечение фобии зависит от того, в рамках какого заболевания она развивается. Она может идти „в комплекте“ с разными психическими расстройствами: биполярным расстройством, психопатией, даже шизофренией. Иногда фобия возникает из-за повреждений сосудов головного мозга или инфекции. Однако чаще всего фобии — следствие психотравмирующих обстоятельств, к которым уязвимая личность оказывается не готова. Следовательно, она реагирует неврозом. Фобия может быть как раз таки симптомом этого невроза — тогда врач назначает минимум лекарств и максимум психотерапии», — говорит врач. Татьяна Шевеленкова с ним согласна, но признаёт: обращаются к специалистам люди редко: «Ведь если боишься собак, то проще перейти на другую сторону улицы, чем записываться к врачу. К тому же, обращение к психологу — признание в том, что ты сам не в состоянии справиться с ситуацией. Человек начинает думать, что с ним не всё в порядке. С ним действительно не всё в порядке, однако не в том смысле, в котором он думает. Фобия вполне может пройти сама, если источник внутренней тревоги иссяк. Однако такое случается очень редко. Люди чаще всего не в состоянии сами найти источник тревоги, поэтому и работа над собой у них затрудняется. А психолог как раз занимается тем, что находит этот источник и выводит его».
Кстати, если вы сами столкнулись с навязчивым страхом, но по каким-то причинам ещё не решились обратиться к психологу, на помощь вам может прийти искусственный интеллект. Сегодня существует целый ряд мобильных приложений для людей с фобиями. Одни игры помогут справиться с приступом паники и нормализовать дыхание, другие — посмотреть на предмет своего страха с улыбкой, а третьи научат медитировать и отпускать негативные эмоции.
Амаксофобия
Про боязнь летать на самолетах, аэрофобию, знают многие, но о страхе ездить на любых средствах передвижения осведомлена малая толика людей. Такая патология получила название амаксофобия (amaxophobia) от древнегреческого слова ἅμαξα, переводящегося как«карета». Она может быть отдельным расстройством или одним из симптомов серьезного заболевания психики.
Суть проблемы
Страдающей амаксофобией боится находиться внутри автомобиля (без разницы, водитель он или пассажир), автобуса, троллейбуса или трамвая, вагона метро. Список транспортных средств можно продолжить, и интересно, что в нем имеется даже велосипед. То есть, это не только страх вождения автомобиля, но и гораздо объемнее.
Человек с этой фобией не слушает никаких доводов в безопасности поездки и уверен, что все обязательно закончится очень плохо. Приступ панической атаки у него будет, даже если ему объясняют, что автомобиль новый, полностью исправный, дорожная обстановка несложная и т. д.
Страх, который испытывает индивид, навязчив и неадекватен. Он может возникнуть лишь при упоминании или взгляде на упомянутый объект. Человек может испытывать боязнь:
- перед транспортом определенного вида, марки или цвета;
- попасть в ДТП, умерев или нанеся кому-то увечья;
- за собственный имидж, если он будет передвигаться на непрестижном авто (по его мнению).
Еще один нюанс: может быть так, что при стоящем на месте транспортном средстве никаких симптомов фобии не проявляется. Но стоит ему начать движение и попасть во нештатную ситуацию (внезапно выбежавший на дорогу пешеход или животное, обгон, сигнал соседнего авто), начинается приступ.
Существует еще несколько иррациональных страхов с похожими симптомами:
- движения и скорости – тахобофия;
- вождения – вефофобия; пространств – клаустрофобия;
- взрыва топлива и возгорания – пирофобия.
Поэтому при диагностике специалисту необходимо точно установить, чего именно боится пациент, чтобы ее устранить. То есть, ход лечения зависит именно от источника проблемы.
Причина развития
Толчком к появлению моторофобии (другое название расстройства) служит травмирующее психику событие: попадание в аварию или наблюдения за ней со стороны. Часто так бывает, что человек и забыл произошедшее с ним в детстве, но в подсознании оно осталось и вносит свою негативную лепту в формирование страха.
Родители, бабушки и дедушки, боящиеся транспорта, как огня, закладывает такую же модель поведения в своего ребенка. Кирпичики фобии укладываются таким надежным, по их мнению, методом воспитания, как устрашение. В этом фантазия родственников безгранична: рассказы, какая ужасная участь ждет ребенка, если он не пропустит автомобиль и перейдет улицу в неположенном месте, действительно ужасают.
Очень впечатлительный человек может «подхватить» боязнь вождения (и не только) услышав поразивший его яркий рассказ, увидев репортаж по телевизору или сцену дорожного происшествия и его жертвами в кино, показанного очень красочно, в подробностях.
Страх транспортных средств может поразить не каждого индивида, попавшего в аварию или стремящегося поддерживать высокую репутацию. Он развивается у людей с определенным складом характера, как то: буйное воображение, тревожность, мнительность.
Тут необходимо отметить следующее. Если бы сразу после психоэмоциональной встряски человек (особенно в детстве) посетил психотерапевта или психолога, который с помощью разных методик устранил последствия стресса и стер из памяти его причину, то риск появления амаксофобии в дальнейшем можно было бы избежать.
Симптомы
Приступ иррационального страха сначала приводит к выбросу адреналина. При необходимости воспользоваться транспортом, увидев или услышав о нем, больной перестает думать о чем-либо, кроме этого объекта, и себя контролировать. Головной мозг дает команду крови сильнее питать мышечную ткань, оттекая от внутренних органов. Это приводит к тому, что у человека:
- прыгает давление;
- сердце учащенно бьется;
- расширяются зрачки;
- потеют руки и спина;
- кожные покровы бледнеют;
- дыхание сбивается;
- голова кружится;
- шумит в ушах;
- дрожат конечности;
- может появиться тошнота, переходящая в рвоту;
- в тяжелых случаях – обморок.
Страдающий амаксофобией впадает в истерику, ведет себя неадекватно: кричит, рыдает, пытается перехватить у водителя руль, чтобы остановить транспортное средство. Он проявляет агрессию к находящимся рядом с ним, и, что очень опасно, даже может выскочить на ходу.
Такой человек осознает свою проблему и что ему ничего не угрожает, но ничего поделать не может. Но травмирующее событие, засевшее в подсознании, проще сказать, в мозгу, пытается защитить своего владельца от возможной опасности. Неконтролируемая паника при этом становится все сильнее, индивид хочет побыстрее убежать куда-нибудь, где ему будет безопасно.
Чтобы никаким образом не сталкиваться с пугающими ситуациями и не испытывать негативных физических и психоэмоциональных ощущений, больной моторофобией старается их избегать. Он ходит пешком, отказывается от владения и вождения автомобилем, путешествий и т. д. Вполне естественно, что это доставляет массу неудобств, поэтому расстройство нужно обязательно лечить.
Лечение
Тактика избавления от амаксофобии зависит от того, насколько тяжело протекает заболевание.
Помоги себе сам
Если симптомы слабые, а сам приступ непродолжителен, то это, скорее всего, лишь предпосылки для развития расстройства. С ними можно попробовать справиться, воспользовавшись расслабляющими методиками, медитацией и аутотренингом.
Стоит также вести дневник, в который записывать, что способствовало появлению боязни в определенный момент, когда это случилось и как все прошло.
Совет: можно попытаться контролировать свои мысли, заменяя негативные на приятные.
И еще: нельзя оставаться со своими страхами один на один. Отправляясь в путь, боязнь вождения можно погасить, взяв кого-то с собой – родственника, друга и т. д. Он отвлечет от пугающих мыслей и в случае чего окажет поддержку.
Исключайте провоцирующие факторы: не садитесь за руль старого автомобиля, выбирайте легкие маршруты, избегайте горных серпантинов.
Легкая форма моторофобии может даже быть полезна. Она будет играть роль дополнительной защиты, обеспечивая повышенную безопасность. Дело в том, что при ее наличии человек никогда не сядет в машину с пьяным водителем, сомнительной компанией, будет тщательнее выбирать вид транспорта и т. д.
Профессиональная работа
При средней и тяжелой форме расстройства необходимо обратиться к клиническому психологу или психотерапевту. Опытные специалисты в этих областях работают в Московском Городском Психоэндокринологическом центре. Здесь обеспечивают анонимность, индивидуальный подход и высокую степень вероятности полного излечения.
В задачу врача входит:
- поставить точный диагноз, исключив другие фобии (об этом говорилось выше);
- определить причину страха;
- назначить комплексное лечение исходя из особенностей пациента;
- дать рекомендации для реабилитационного периода и как в дальнейшем избегать навязчивых страхов.
Для лечения амаксофобии могут применяться антидепрессанты и другие медикаменты, но их обычно задействуют в тяжелых случаях для снятия тревожности.
Основным способом является психотерапия. Один из методов – поведенческая или бихевиоральная терапия. В ее основе 4 принципа:
- обусловить;
- отучить;
- устранить;
- научить.
Данная методика помогает убрать негативные привычки и сформировать благоприятные. Работа ведется постепенно, специалист вырабатывает у пациента поведение, которое изменяет видение последним ситуации. Происходит систематическая десенсибилизация – снижение чувствительности больного к травмирующим случаям и объектам, вызывающим чрезмерный немотивированный страх.
Еще один, чаще всего применяемый метод – когнитивная психотерапия. Специалист и пациент выясняют, какие мнения и мысли привели к возникновению фобии и почему они необоснованные (влияют на иррациональное поведение больного). Далее он учится видеть разные стороны сложившейся ситуации и закрепляет полученные навыки.
С помощью гипнотерапии специалист выясняет причину фобии и косвенным или прямым внушением устраняет ее.
Когда острые проявления страха будут устранены, психотерапевт предложит занятия на тренажере в автошколе или компьютере – стимуляторе вождения. Отличный вариант – гонки в виде игры.
После окончания терапии рекомендуется занимать место в транспорте так, чтобы видеть дорогу через ветровое стекло. В машине это кресло рядом с водителем. Так выздоровевший больной привыкает смотреть на дорогу без опаски.
Курс лечения может продолжаться до двух месяцев (а то и больше в особо тяжелых случаях), так что не стоит ожидать, что все пройдет по мановению руки и быстро.
Самолечение неэффективно и лишь усугубит ситуацию, присоединив к панической атаке комплекс неполноценности и депрессию.
Советы новичкам
Довольно часто зачатки амаксофобии появляются у тех, кто только собирается получить водительские права. Таким людям даем следующие советы:
- Спросите себя, зачем вам нужно уметь водить. Вы просто хотите иметь свой личный автомобиль, ездить на работу или именно для нее, свободно путешествовать?
- Измените свое отношение к вождению – он должен ассоциироваться исключительно с положительными эмоциями. Для этого нужно понять причину боязни и почему вам этот процесс кажется опасным.
- Исключите причины стресса. Поможет в этом хорошее знание правил дорожного движения, сохранение спокойствия за рулем, отсутствие спешки.
- В дороге слушайте спокойную музыку, держите эмоции под контролем.
- Надевайте удобную обувь, которая не даст ноге соскользнуть с педали.
- Первое время целесообразно ездить с опытными водителями, у которых нет никакого страха.
- Регулярно практикуйте вождение, но при благоприятных условиях.
Имейте в виду, амаксофобия способна прогрессировать и перерастать в неврозы, депрессии и другие серьезные психические расстройства. Поэтому обращаться за консультацией к специалисту и начинать ее терапию надо сразу при обнаружении симптомов.
Новости
Автофобия – это боязнь вождения автомобиля. Иногда ее называют также амакосфобией, но последняя – это более широкое понятие. Амаксофобия – это боязнь передвижения на транспорте вообще, не только в роли водителя, но и в роли пассажира, и в том числе в общественном транспорте. В то время как автофобия характеризуется исключительно страхом самостоятельного вождения машины.
Содержание:
Автофобия – это страх вождения авто. Иногда ее называют также амакосфобией, но последняя – это более широкое понятие. Амаксофобия – это боязнь передвижения на транспорте вообще, не только в роли водителя, но и в роли пассажира, и в том числе в общественном транспорте. В то время как автофобия характеризуется исключительно страхом самостоятельного вождения машины.
Иногда боязнь водить машину проявляется только при выполнении каких-то одних конкретных действий, например, водитель боится парковаться, пересекать перекрестки, поворачивать и т. д.
Согласно статистике, чаще всего страх вождения возникает у женщин.
Что такое автофобия?
Как понять, что вы страдаете автофобией? В норме страх водить машину присущ очень многим новичкам. Автофоба отличают интенсивность и неконтролируемость эмоций, потому эту фобию относят к паническим расстройствам.
Попав в стрессовую для него ситуацию, связанную с вождением, страхи при виде машин усиливаются, автофоб отмечает, что:
- он либо вообще не может взять руль либо держит его слишком крепко ("вцепляется");
- он начинает "путать педали" автомобиля, его "не слушаются" руки и ноги;
- иногда при вождении он может впасть в ступор;
- он не в состоянии сконцентрироваться и обрабатывать поступающую со всех сторон информацию: сигналы светофора, наличие машин справа, слева, сзади и впереди, разметку дороги, показания приборной панели. Обычно он фокусируется на чем-то одном, зрение становится "туннельным";
- при вождении у него дрожат руки и ноги;
- при вождении у него сильно бьется сердце ("колотится", "выпрыгивает из груди");
- при вождении он потеет, ощущает слабость;
- при вождении он испытывает тошноту.
Чаще всего, конечно, при автофобии присутствуют не все симптомы сразу, но большая их часть. Это заставляет человека отказываться от вождения. Он боится водить, боится машин.
Почему человек боится водить авто? Причины страха
Автофобия – это не просто страх вождения сам по себе. Чаще всего она основана на:
- страхе пострадать или погибнуть в результате аварии на машине;
- боязни причинить кому-то вред в результате аварии;
- страхе не самой аварии, а ошибки: нарушить правила, оказаться несостоятельным, "плохим" водителем;
- боязни, что машина внезапно "заглохнет" среди дороги, сломается на пустынной трассе, и водитель окажется в беспомощном положении;
- страхе "опозориться" в глазах окружающих, боязни насмешек со стороны других водителей машин, и других подобных опасениях.
Факторами, способствующими возникновению приступов страха, являются:
- мнительный, тревожный психотип водителя;
- небольшой опыт вождения автомобиля (водитель-новичок);
- сложные дорожные условия: первый выезд на настоящую трассу после тренировочной площадки автошколы, первая поездка в центр города, где дорожный трафик гораздо плотнее, поездки в гололед и т. п.
Более сложные случае боязни вождения обычно связаны с ДТП, в которое попал водитель в прошлом. Особенно если в результате пострадали пассажиры или он сам. В этом случае синдромы фобии очень схожи с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое характерно для бывших военных.
Страх может возникнуть также после увиденного ДТП, особенно если водитель склонен к мнительности – он начинает бояться машину, переживать, что такое может случиться и с ним. Страх вождения может быть спровоцирован и иными ситуациями.
Как побороть страх?
Для начала решите, действительно ли вам нужно водить автомобиль, какие задачи вы этим решаете. Возможно, вы поддались моде, хотите выглядеть престижно, а на самом деле быть водителем не такая уж необходимость для вас. Стоит ли это все затрачиваемых усилий, нервов, времени и средств? Может быть, машина не так и нужна вам.
Если страх вождения автомобиля не связан с пережитым в прошлом ДТП, избавиться от автофобии можно и самостоятельно, особенно если она в основном связана с "синдромом новичка". Приведем несколько мысленных установок и приемов.
Автофобия лечится без применения медикаментов.
В основном страх вождения лечится следующими способами:
- когнитивно-поведенческой терапией;
- гипнотерапией;
- психоанализом;
- экспозиционной психотерапией;
- обучением навыкам контролируемого расслабления.
Запишитесь на бесплатную консультацию по телефону
Ваш близкий зависим, но отказывается от лечения? Мы знаем, что делать! Опытный специалист найдет правильный подход, и убедит пациента принять помощь и начать лечение! Просто введите имя и телефон
Читайте также:
Ученые заявили об опасности электронных сигарет
В надежде отказаться от пагубной привычки многие курильщики прибегают к использованию электронных сигарет. Эти современные устройства позиционируются производителями как безвредный и быстрый способ избавления от никотиновой зависимости.
Курение и психические расстройства
Новое исследование ученых из Королевского колледжа Великобритании, привело к, поистине, сенсационным результатам. Исходя из анализа 272.000 пациентов без никотиновой зависимости, и 15 000 курильщиков, ученые выявили, что у 57% исследуемых, имеющих психические расстройства, наблюдается пагубная привычка.
Закон о запрете продажи слабоалкогольных энергетических напитков
На территории Москвы и Московской области принят закон, запрещающий продажу слабоалкогольных энергетических напитков, которые содержат от 1,2% до 9% спирта и тонизирующие вещества в достаточном количестве. Закон вступил в силу с 1 апреля 2015 года.
Остались вопросы?
Напишите свое имя и телефон и дежурный врач свяжется с Вами в течении 1 минуты. Анонимная бесплатная консультация. Мы поможем Вам или вашему близкому справиться с состоянием