Экономика
90-летнюю историю одного из старейших предприятий Украины прервала война. Харьковский тракторный завод был основан в 1930 году, его эвакуировали в 1941-м — и вот он снова стал беженцем, вынужден перевести производство в село Холбока Ясского уезда. То же сделает и завод сельскохозяйственных машин в Виннице, сообщает румынское издание Аdevarul.ro.
Харьковский тракторный — второй по величине производитель сельскохозяйственной техники на Украине, пришедший в Румынию с начала войны. Инженер Михаил Гребенчук приехал готовить почву для переноса производства. На этой стадии подготавливаются документы, делаются замеры, определяются конкретные шаги. Нужен земельный участок примерно в 4 тысячи квадратных метров, на котором придется построить производственное помещение в 1500-2000 метров. Транспорт с демонтированным оборудованием будет доставлен под военным конвоем на таможню.
Многие заводы на Украине закрыты, оставшиеся производят сельскохозяйственную технику за счет субсидий фермеров, готовящихся к весенней кампании. «Производство все равно идет, машины доходят до фермеров, — сказал Игорь Крушневский, дистрибьютор сельхозтехники. — У предприятий есть запасы. Идея в том, чтобы начать производство в Яссах как можно скорее. Приедут украинские инженеры, которые уже готовятся к переезду».
Строительство ХТЗ началось в 1930 году, главным инженером был американец Леон Сваджян, награжденный впоследствии орденом Ленина. Уже в 1931 году завод начал выпуск колесного трактора СХТЗ 15/30 на керосиновом двигателе мощностью 30 лошадиных сил, развивавшего скорость до 7,4 км/ч (американская разработка). До конца первой пятилетки в 1932 году с конвейера сошли 17 374 трактора. Интересно, что в 1934 году ХТЗ принял 20 австрийских беженцев-политэмигрантов (активистов шуцбунда, участников вооруженного выступления в феврале 1934 года), которые прошли обучение на токарей, фрезеровщиков и слесарей.
В 1935 году с конвейера сошел 100-тысячный трактор. В 1937-м начался серийный выпуск гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ с конструкцией отечественной разработки. С 1941 года завод выпускал танки Т-16. Он был эвакуирован сначала в Сталинград, а затем в Рубцовск, где на его базе был построен Алтайский тракторный завод.
После освобождения Харькова в августе 1943 года началось восстановление разрушенных зданий завода. На его территории был установлен обелиск в память о 320 рабочих, погибших во время войны. Был и памятник Серго Орджоникидзе, созданный в 1956 году, его снесли вандалы в 2015-м.
В 1962 году завод начал выпуск пахотного трактора Т-74, а в 1967-м собрал свой миллионный трактор. В 1980-е годы ХТЗ достиг максимальной производительности — 70 тысяч тракторов в год, поставляемых в 36 стран мира. В 1982-м сошел с конвейера двухмиллионный трактор.
Но распад СССР предприятию ничего хорошего не принес.
В 1994 году завод был преобразован в открытое акционерное общество, а уже в 2001-м — впервые за свою историю — остановил производство по причине отсутствия финансов. До 2005 года собственники ХТЗ менялись трижды, завод выпускал в год 2500 тысячи тракторов, а 2006-й завершил с убытком в 31 миллион гривен. В 2007-м долг увеличился до 49,31 милиона гривен, и фонд госимущества Украины принял решение продать государственный пакет акций и провести процедуру банкротства. В том же году контрольный пакет акций купил Олег Дерипаска.
В дальнейшем ХТЗ несколько раз приостанавливал работу из-за отсутствия заказов. К концу 2010 года убытки увеличились до 60 миллионов гривен. Но в 2014-м тракторный вышел из банкротства и стал единственным промышленным предприятием Украины, которое завершило отчетный год с прибылью, а в 2015-м объявил о возобновлении производства военной техники.
Однако в марте 2016 года, после смены менеджмента, предприятие остановилось. Дерипаска продал контрольный пакет акций. Директора Андрея Коваля обвинили в совершении диверсии в интересах России и объявили в розыск. Но вскоре дело закрыли, с Коваля сняли подозрения и вернули на свой пост. Убытки на тот момент составляли уже 667 миллиона гривен.
Техника ХТЗ продавалась в Молдове, в некоторых других постсоветских странах и в Новой Зеландии. В 2018 году завод представил на международной агропромышленной выставке AgroExpo 2018 свои новинки, в 2020-м объявил о намерении начать производство трамваев. Но над ХТЗ вновь нависла угроза банкротства: он задолжал государству 401 миллион гривен. А потом началась война.
Что ждет завод в Холбоке? Это коммуна в Яссском уезде из восьми сел, в которой по переписи 2011 года жило 12 тысяч человек. Находится она в нескольких километрах от Прута и всего в девяти километрах от Унген. Здесь может появиться атомная электростанция — проект намечено реализовать усилиями США и Румынии. Утверждается, что АЭС будет безопасной, а не такой, как в Чернобыле. По сообщению Инфотаг, ее предложил построить мэр города Яссы Михай Кирика на месте функционирующей ТЭЦ, о чем сообщил в соцсетях, заявив, что уже направил предложение в министерство энергетики Румынии.
Вряд ли стоит спрашивать, почему завод не перебрался в Молдову. Очевидно, молдавское правительство понятия не имело об его эвакуации. А ведь могли бы предложить какие-то льготы и дать работу жителям, например, Унген. Впрочем, мы и собственный тракторный завод потеряли – кто нам поверит?
Последний выдох Харьковского танкового завода
Завод, некогда выпускавший по 800 танков в год, упорно движется к окончательной гибели. Предприятие уже давно не осуществляет серийный выпуск военной техники, перебиваясь заказами на ремонтные работы, производство узлов и комплектующих.
В 2021 году у руководства снова накопились зарплатные долги перед работниками. На фоне нарастающих проблем украинские власти в очередной раз обещают коллективу крупный оборонный заказ. Впрочем, главная проблема не в отсутствии заказов.
Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ХЗТМ) – еще одна жемчужина промышленности УССР, пребывающая в хроническом упадке и существующая благодаря эпизодическим заказам. В свою очередь целевой профиль деятельности промышленного гиганта полностью утрачен. А по этой части ХЗТМ является уникальным не только для советской истории машиностроения, но и мировой. Основанный еще в конце XIX столетия, завод изначально специализировался на производстве паровозов, а также крупногабаритных станков. В двадцатые годы там был освоен выпуск гусеничных тракторов. В Первую мировую и Великую Отечественную его цеха переключались на производство продукции военного назначения. В частности, именно в стенах Харьковского танкового завода под руководством Михаила Кошкина был создан легендарный Т-34. После войны оборонный профиль станет основным, при этом возобновится выпуск железнодорожной техники – тепловозов серии ТЭ. К концу шестидесятых предприятие полностью перейдет на массовый выпуск бронетехники, в числе которой будут основные танки Советской Армии: Т-54, Т-55, Т-64, Т-80.
В 1991 году ХЗТМ выпустит рекордное количество танков – 800 единиц, после чего начнется черная полоса длиной в тридцатилетие. Завод, известный своими масштабными конверсиями, на этот раз провалил все попытки освоить производство гражданской техники. Хотя возможности имелись уникальные: от производства локомотивов и тракторов, до арктических вездеходов. В 1996 году малышевцы подпишут контракт с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД. Стоимость сделки оценивалась в солидные 550 млн. долларов. Контракт стал крупнейшим за всю постсоветскую историю и последним, который харьковские «танкисты» смогут выполнить без затруднений. В девяностые и нулевые годы часть имущественного комплекса и земель гиганта была распродана. Еще один шанс на выживание харьковчане получат в 2009 году за счет контракта на поставку в Ирак 420 единиц БТР-4, разработанного заводом в нулевые. Именно этот контракт вскроет, что предприятие утрачивает технические возможности серийного производства бронетехники – сроки исполнения работ неоднократно срывались, а иракские военные отказывались от приемки десятков бракованных экземпляров.
В 2011 году завод подпишет контракт с Таиландом, который впоследствии также станет проблемным. Речь идет о производстве 49 единиц новейшего и широко разрекламированного украинского танка «Оплот», созданного на базе советского Т-80. Сумма сделки оценивалась в 241 млн. долл. Однако из-за технологической деградации производства выполнение работ неоднократно срывалось и завершилось только в 2018 году. На глобальном рынке оборонной продукции такое «динамичное» исполнение относительно небольшого заказа окажется худшей антирекламой. В частности, таиландские военные, впечатлённые скоростью производства «Оплотов», – впоследствии заключат контракт на поставку 49 китайских танков «VT-4», первая десятка которых была поставлена уже в 2019 году. Другой давний клиент – Пакистан – тоже решил отвернуться от харьковчан в пользу Китая. Исламабад, активно покупавший у завода Малышева моторно-трансмиссионные установки для пакистанских танков «Аль-Халид» и «Аль-Халид-1», аналогично переходит на танк «VT-4».
Наконец, что касается производства военной техники для украинской армии, то за более, чем десять лет с момента принятия на вооружение «Оплота» в распоряжение ВСУ поступил только один экземпляр. В 2019 году этот факт вызвал недоумение у Владимира Зеленского, находившегося с визитом в Харькове. Однако столь удручающий расклад вполне логичен. Болезнь украинского танкостроения хорошо известна: Харьковский танковый не способен осуществлять массовый выпуск военной техники без российских комплектующих. В частности, именно разрыв промышленной кооперации с Россией, инициированный Петром Порошенко в 2014 году, и привел к срыву всех сроков таиландского контракта – пришлось выстраивать сложные схемы закупки российских комплектующих через третьи страны. Собственно, в Минобороны Украины неоднократно признавали, что на сегодняшний день из-за отсутствия украинских аналогов комплектующих серийное производство «Оплотов» невозможно.
В свою очередь, программа импортозамещения российского нутра «исконно украинского» танка рассчитана до 2023 года. И, конечно же, отдельный вопрос – насколько она реалистична, учитывая, что Украина утрачивает даже существующие технологические звенья. В частности, недавно разгорелся скандал с поставкой танковых стволов для Завода имени Малышева. Киевское КБ «Артиллерийское вооружение», ответственное за их производство, вместо новых стволов всучило старые советские, находящиеся на консервации. Такая подмена объяснялась тем, что КБ больше не обладает техническими возможностями для выпуска новой продукции. При этом КБ выставляло танкостроителям счета по стоимости новой продукции. И коррупционные схемы – это, пожалуй, главная причина, по которой предприятие держат на плаву, регулярно обещая новые большие заказы на производство бронетехники.
Дело в том, что непубличный оборонный актив является просто бесценным инструментом для отмывания денег и сегодня это главное предназначение легендарного танкового завода, где когда-то ковалась победа над фашизмом.
За прошедшие семь лет оборонные расходы Украины составили 537 млрд. гривен (около 20 мрлд. долларов по текущему курсу). На эти деньги Киев, «ожесточенно воюющий» с Россией, мог бы произвести больше 4000 тысяч новых танков в экспортной комплектации. И если вспомнить, что за этот период предприятие поставило украинской армии всего один новый танк, то остается только догадываться, сколько бюджетных денег прошло через Харьковский танковый по схемам Петра Порошенко в рамках «Укроборонпрома», и сколько продолжает идти и по сей день. Между тем, финансовое положение завода продолжает ухудшаться. Пока в украинской оборонке растворяются миллиарды долларов, Завод имени Малышева наращивает долги по зарплате, которую трудовой коллектив не получает уже третий месяц к ряду. А недавно у местной налоговой инспекции образовалась претензия на 35 млн. гривен неуплаченных налогов.
Впрочем, пока ручей бюджетных денег окончательно не пересохнет, кураторы темных схем из «Укроборонпрома» продолжат отмывать миллионы на виртуальных танковых заказах. А когда схемы вдруг кончатся, имущественный комплекс промышленного гиганта уйдет с молотка. Источник
Конец Харьковского тракторного: с предприятия уволены все рабочие (ДОКУМЕНТ)
Один из гигантов машиностроения УССР Харьковский тракторный завод официально прекратил свое существование. Об этом сообщает ряд украинских СМИ, публикуя приказ о роспуске персонала, оказавшийся в их распоряжении.
Руководство Харьковского тракторного завода (ХТЗ) мотивирует увольнение работников необходимостью стабилизации финансового положения и снижением расходов, в том числе и на персонал непроизводственных специальностей.
В приказе говорится, что сотрудники, которые не согласны переходить на другое место работы, будут уволены в соответствии с ст.40 Кодекса законов о труде Украины (расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа).
По информации из разных источников, владельцами ХТЗ являются оффшорные компании, которые связывают с российским бизнесменом Олегом Дерипаской. В частности, при утверждении мирового соглашения (ХТЗ в данный момент проходит процедуру банкротства) комитет кредиторов состоял из юридических лиц, контролируемых бизнес-структурами Дерипаски.
Совокупный долг Харьковского тракторного завода перед государством на сегодняшний день составляет более 600 миллионов гривен.
12 апреля Высший административный суд Украины принял решение, по которому ХТЗ должен вернуть государству более 400 миллионов гривен долга за международный кредит, взятый под гарантии государства. Кроме того, из-за угрозы вывода активов предприятия в Россию, в Верховной раде ведутся разговоры о национализации завода.
Итак, постмайданная Украина продолжает идти по пути самоуничтожения и превращения в «аграрную сверхдержаву».
Харьковский тракторный завод: вчера и сегодня
Харьковский тракторный завод был создан еще во времена Советского Союза. Сегодня это украинское предприятие занимается производством тракторов – гусеничных и колесных.
Завод начинали строить практически в голой степи, на расстоянии семи километров от города. Были приглашены американские инженеры-специалисты в качестве консультантов. Начало заводу было положено 8 января 1930 года.
Первый, пробный еще, трактор был выпущен 25 августа 1931 года.
Строительство завода закончилось 1 октября 1931 года. Каждые шесть минут с конвейера свежезапущенного предприятия сходил новый трактор.
Сегодня на рынке по-прежнему можно купить трактор ХТЗ –широкая модельная линейка, выбор мощностей от 35 до 190 лошадиных сил. Это гусеничные и колесные модели общего назначения, а так же тракторы малой мощности и пахотно-пропашные. Техника агрегатируется более чем с двумя с половиною сотнями наименований различных сельскохозяйственных машин и орудий.
Используются трактора производства ХТЗ в таких отраслях, как сельское и коммунальное хозяйство, промышленное производство, строительство. Сих помощью так же можно перевозить грузы.
Тракторная техника этого завода популярна не только в России, она востребована во многих государствах.
Высокое качество и надежность делают покупку тракторов ХТЗ отличным решением для современного сельского хозяйства.
На сегодняшний день Харьковский тракторный завод в качестве главной цели ставит перед собой постоянное развитие и выпуск техники, которая была бы:
- удобной;
- надежной;
- максимально производительной.
Помогать фермерам добиваться самых высоких результатов – вот миссия ХТЗ.
На сегодняшний день на Харьковском тракторном заводе за год выпускается около двух тысяч машин различной модификации.