Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
В этой статье речь пойдет о понятии дорожно-транспортное происшествие и о том, какое событие является ДТП, а какое не является.
Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 15 лет назад городской житель встречал 1-2 ДТП за год, то сейчас такое же количество аварий можно увидеть за один день. Связано это прежде всего с тем, что количество автомобилей в российский городах значительно возросло.
Дорожно-транспортное происшествие — что это такое
В Правилах дорожного движения (далее по тексту ПДД) дано такое определение ДТП (п. 1.2): «Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Разберём его подробнее.
Во-первых, ДТП — это событие, то есть явление жизни, независящее от воли людей. Иными словами, то, чего бы мы не хотели допустить, но оно произошло помимо нашего желания. На первый взгляд, это незначительный нюанс, но для юристов будет важным установить именно факт «события», поскольку он будет характеризовать ДТП именно как ДТП. Предположим, два автомобиля, которые ехали друг за другом, тормозя на светофоре, столкнулись. Если водитель, следовавший позади, просто не успел затормозить, допустим, из-за плохих погодных условий, то есть он не желал наступления таких последствий, то произошедшее будет являться «событием». И от этого будет зависеть дальнейшее разбирательство и мера ответственности нарушителя (в этом случае — восстановление материального ущерба). А если столкновение будет совершено преднамеренно умышленно, то есть по желанию водителя (на языке юристов — будет совершено «действие»), то в юридическом смысле ситуация кардинально меняется: водитель нарушил не просто общественный порядок, а посягнул на чужую жизнь или имущество, следовательно будет подвергнут более жёсткому уголовному наказанию.
Во-вторых, в ДТП участвует транспортное средство, причём оно должно передвигаться. Два эти признака должны быть соблюдены одновременно. Согласитесь, что если хулиганы нацарапают на стоящей под окном машине нехорошее слово, то эта ситуация не будет являться ДТП, хотя в ней и «участвовало» ваше транспортное средство (ребят просто привлекут к ответственности за порчу чужого имущества). В данном случае отсутствует важный признак ДТП — передвижение автомобиля.
В-третьих, ДТП обязательно приводит к негативным последствиям — причинению ущерба (материального или ущерба здоровью или жизни). Например, если на проезжую часть выбежал пешеход, но водитель успел затормозить и не задел нарушителя ПДД, то подобная ситуация не будет расцениваться как ДТП, ведь никакого вреда никто не причинил (разве что оба отделались только лёгким испугом).
Таким образом, мы видим, что у ДТП есть три основных признака:
- Происходит независимо от воли участников ДТП.
- Один из участников — транспортное средство, которое находится в процессе движения, в дороге.
- В результате ДТП причиняется какой-либо ущерб.
В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности
Владелец освобождается от обязанности по возмещению вреда в случаях, прямо указанных в ст. 1079 ГК РФ:
- непреодолимая сила — форс-мажор — наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
- умысел потерпевшего — противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
- транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) — владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.
Причины ДТП
- Самая распространённая причина — нарушение ПДД водителями транспортных средств. Чаще всего к аварийным ситуациям приводят следующие нарушения: Превышение скорости. Часто, водители не соблюдают установленный скоростной режим, что порой приводит к печальным последствиям. Выбирая скорость, всегда исходите из ситуации на дороге, погодных условий и других факторов. И помните народную мудрость: «Тише едешь — дальше будешь».
- Нарушение правил обгона. Обгон — довольно ответственный манёвр. Поэтому перед его началом необходимо убедиться, что он будет безопасен для вас и других участников движения. И, конечно, нужно соблюдать простые правила, указанные в разделе 11 ПДД: не начинать обгон, если автомобиль впереди или сзади вас уже его начал, или сомневаетесь, что сможете безопасно завершить манёвр; не обгонять на перекрёстках, железнодорожных переездах, пешеходных переходах.
Частое последствие несоблюдения правил обгона — лобовое столкновение
К косвенным причинам можно отнести неоправданно рискованное поведение на дороге, неспособность контролировать себя в аварийно опасной ситуации, плохое физическое/моральное состояние водителя (болезнь, усталость, стрессы). По большому счёту, они приводят к какой-либо причине из списка, но на них тоже стоит обратить внимание.
Как выявляется состояние пострадавшего
Степень причиненного вреда человеческому здоровью определяется исключительно судебным медицинским экспертом. Он, в свою очередь, основывается на проведённом им осмотре самого пострадавшего и длительности восстановительного периода в результате проведения лечения.
Признаки и классификацию степеней тяжести наглядно можно посмотреть в нижеприведённой таблице.
Таблица. Возможные последствия травм для каждой степени тяжести причинённого вреда здоровью участника движения
- Расстройство здоровья не более чем на 21 день.
- Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 5 %.
- Восстановление здоровья на 70% и более.
- Нет опасности для человеческой жизни.
- Расстройство здоровья более чем на 21 день.
- Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 30 %.
- Тяжкие последствия.
- Опасность для жизни.
- Полные слепота, немота или глухота.
- Потеря какого-либо органа или же нарушение его работоспособности.
- Общее тяжелое состояние в результате развития патологий.
- Бесплодие.
- Обезображивание лица.
Виды ДТП
Анализируя ситуации, при которых водители авто чаще всего попадали в ДТП, можно выделить следующие их виды:
- Столкновение. Различают столкновения двух движущихся транспортных средств (автомобиль, электромобиль, мотоцикл и другие механические транспортные средства), столкновение движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся, столкновения с железнодорожным составом;
- Наезды Наезд на пешехода (даже если он по своей вине натолкнулся на автомобиль);
- Наезд на велосипедиста;
- Наезд на стоящее транспортное средство. Обратите внимание, транспортное средство не находилось в движении, а изначально стояло в момент ДТП (например, на парковке). В отличие от столкновения, где транспортное средство было в пути, но остановилось внезапно, например, затормозив перед пешеходным переходом;
- Наезд на препятствие или удар об него;
- Наезд на гужевой транспорт;
- Наезд на животных (диких, домашних, а также птиц; в том числе, случай, когда они сами ударились об авто);
Участники аварии
В законодательстве напрямую не толкуется определение участника ДТП. Считаю, что под участником следует понимать любого гражданина, который своим действием или бездействием совершил содействие в дорожно-транспортном столкновении. В такой ситуации пострадавших животных в большинстве случаев относят к категории препятствий. В категории «участники» выделяют водителя, пассажира (часто в общественном транспорте страдают от аварий), пешехода.
Также участников аварии принято подразделять на виновных и потерпевших, уже в их числе выделяют раненых и погибших.
Действия при ДТП
О том, что делать водителю, причастному к ДТП, написано в разделе 2 ПДД.
Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае необходимо сделать следующее:
- Остановить автомобиль или не трогаться с места, в зависимости от ситуации.
- Включить аварийку, поставить знак аварийной остановки.
Если произошло ДТП, нужно остановить автомобиль и включить аварийную световую сигнализацию
При ДТП водитель должен установить на дороге знак аварийной остановки
Регресс по ОСАГО
Не забывайте также, что, помимо штрафа за совершение ДТП, в ряде случаев виновника может ожидать регрессное требование от страховщика. Это когда страховая компания по вашему полису ОСАГО выплачивает возмещение потерпевшему, но затем всю эту сумму взыскивает с виновного участника.
Происходит это в следующих случаях:
- если ДТП произошло по умыслу виновника, и в нём есть пострадавшие или погибшие,
- если водитель скрылся с места происшествия либо был в пьяном виде или отказался от медицинского освидетельствования,
- если участник не был вписан в полис как допущенный к управлению,
- если у лица не было права управления (не путать с водительским удостоверением),
- если вы оформили европротокол, но не предоставили по требованию страховщика свою машину для осмотра либо отремонтировали её в течение 15 календарных дней после ДТП,
- если у вас просрочилась диагностическая карта, а авария произошла по причине неисправноти вашего авто (актуально только с 1 марта 2022 года),
- при покупке полиса в заявлении на его приобретение вы указали недостоверные данные, что повлекло уменьшение стоимости страховки.
Ответственность за ДТП
Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди. Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций.
Гражданско-правовая ответственность
Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.
Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:
- За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
- Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
- Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.
Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.
Административная ответственность
Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).
Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.
- Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций): ограничение свободы до 3 лет;
- принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
- арест на 6 месяцев;
- лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).
Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).
- Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян: принудительные работы сроком до 3 лет;
- тюремный срок до 4 лет;
-
принудительные работы до 4 лет;
-
тюремный срок от 2 до 7 лет;
-
принудительные работы сроком до 5 лет;
-
тюремный срок от 4 до 9 лет.
○ Советы юриста:
✔ Возмещает ли страховая ущерб виновнику?
Здесь многое зависит от вида страховки. Если это КАСКО, то компенсация будет выплачена в полном размере, даже если клиент сам виноват в происшествии, при условии, что это указано в договоре. Что касается ОСАГО, здесь прямо не предусмотрены выплаты виновной стороне, но их можно добиться путем направления претензии в страховую компанию либо иска в суд. При этом следует учитывать, что полис ОСАГО ограничивает размер выплаты. Его лимит в 2021 году составляет 400 тысяч, если ущерб нанесен имуществу, а при нанесении вреда жизни и здовроью – 500 тысяч. Остальная сумма ущерба должна выплачиваться виновником самостоятельно.
Что такое дорожно-транспортное происшествие? Определение и условия
С одной стороны кажется, что ДТП – достаточно простое событие, которому есть чёткое определение в ПДД. Но не тут то было! Есть бесконтактные происшествия, удары по стоящим автомобилям, которые при различных обстоятельствах могут быть признаны данным определением или нет, а также разного рода спорные по виновности и факту наличия этого события ситуации. Поэтому в данной статье мы рассмотрим тонкости самого термина «дорожно-транспортное происшествие» и выясним, что оно вообще означает и когда считается, а когда – нет в 2023 году.
Что значит ДТП по закону 2023 года?
Итак, первое, что вспоминает большинство водителей при значении этого термина – Правила дорожного движения. Однако, он упоминается также в другом нормативном акте, который по приоритету стоит значительно выше – Федеральный закон О безопасности дорожного движения. К счастью, в судебной и иной практике о приоритетах говорить не приходится – определения абсолютно идентичны в обоих документах.
Что же означает ДТП в законодательстве, актуальном 2023 год:
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Из определения делаем вывод, что для признания факта происшествия должны быть выполнены все перечисленные ниже условия:
- ДТП считается, только если автомобиль двигался по дороге,
- при этом, нужно, чтобы он участвовал в этом происшествии,
- в результате аварии должен быть нанесён вред либо здоровью или жизни человека (людей), либо имуществу (этому автомобилю, другим транспортным средствам или чему-либо другому).
Примеры
Давайте рассмотрим несколько примеров, когда событие относится к дорожному происшествию, а когда нет.
- Согласно ПДД, дорога – это обустроенная или приспособленная поверхность земли или сооружения. Соответственно, столкновение автомобилей будет считаться ДТП, если оно произошло в поле на грунтовой дороге, к примеру, и не будет считаться, если это произошло там, где ни одна машина до этого не ездила. Однако, при разборе такого события инспектор ИАЗ ГИБДД или суд могут вынести и своё мнение на этот счёт. Например, укажут, что, двигаясь в голом поле вне приспособленной дороги автомобиль самим своим движением по участку земли уже приспособил её к движению. Следовательно, здесь уже будут все признаки дорожно-транспортного происшествия.
- Если столкнулись 2 автомобиля, а на третий отлетела деталь и повредила его. В этом случае третий авто – тоже участник этой же аварии.
- Если в результате взаимодействия машин пострадавших и повреждений нет, то это уже не ДТП, так как не выполнено одно из условий обозначения этого термина – вред имуществу, здоровью или жизни людей. К примеру, 2 авто ударились зеркалами, те просто сложились, но на них нет ни единой царапины или потёртости.
Тонкости отдельных видов происшествий
Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!
Бесконтактные ДТП
Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:
- виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
- с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.
Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.
Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2023 года.
Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.
Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:
Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу.
Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.
Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.
Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2023 года решения, когда судьи делают вывод: «нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём». Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем. То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.
Стоящий автомобиль на парковке
Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.
С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП. Но считается, и вот почему!
Дело в том, что судебная практика 2023 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.
Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:
- при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «Стоп», по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов «технической остановкой»,
- при посадке и высадке пассажиров,
- при погрузке и разгрузке груза,
- и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.
Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).
В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации . установлено, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.
Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2023 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить. Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Столкновение с предметами
Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.
Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:
- если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
- если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.
Какие штрафы за ДТП?
Многие водители зачастую путают административную ответственность и гражданскую. Между тем, эти 2 понятия необходимо различать:
- административное наказание – это, собственно, наказание – штраф, лишение прав, арест и другие меры в целях пресечения нарушений данным лицом в будущем, назначается полицией или судом,
- гражданская ответственность – это возмещение вреда при его причинении тому, кому он был нанесён, возмещается добровольно, страховой компанией по ОСАГО либо через суд.
За сам факт происшествия ни для виновника, ни, тем более, для потерпевшего никакого административного наказания нет. Но есть санкции за последствия аварии в виде вреда здоровью и за гибель людей. Давайте рассмотрим их все!
За что наказание? | Размер санкции | Норма закона |
---|---|---|
За причинение лёгкого вреда здоровью | Штраф 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет | 12.24, часть 1 КоАП РФ |
За средний вред здоровью | Штраф 10-20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года | 12.24, часть 2 КоАП |
За повреждение дорожных знаков и других сооружений в результате ДТП | Штраф от 5 до 10 тысяч | 12.33 КоАП |
За тяжкий вред здоровью | Ограничение свободы до 3 лет, либо принудительные работы до 2 лет, либо арест до полугода, либо лишение свободы до 2 лет. |
Статья 264, часть 1 УК РФ |
За тяжкий вред, если водитель был пьян или скрылся с места ДТП | Ограничение свободы до 5 лет, либо лишение свободы до 3 лет. |
Ч.2 ст. 264 |
За смерть одного человека | Принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы до 5 лет. |
Ч.3 ст. 264 |
За смерть одного лица, если водитель был в состоянии опьянения либо скрылся | Лишение свободы от 5 до 12 лет. | Ч.4 ст. 264 |
За смерть 2 и более лиц в результате происшествия | Принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 7 лет. |
Ч.5 статьи 264 УК |
За гибель 2 и более людей, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места аварии | Лишение свободы на 8-15 лет. |
Обратите внимание, что за вред здоровью или жизни наказывается только виновник ДТП. При этом, такой вред может быть нанесён не только пешеходу (например, когда водитель сбивает на переходе), а в том числе потерпевшему водителю-участнику аварии и даже пассажиру, находящемуся в авто водителя.
Более подробно о сроках лишения прав при ДТП мы рассказали в специальной статье об этом.
ДТП: определение понятия
Каждый водитель, садясь за руль транспортного средства и выезжая на дорогу, рискует попасть в аварию. Что такое ДТП или авария на дороге? Последствия происшествия могут быть самые различные – от лёгкого испуга до смертельного исхода. Также существует множество нюансов, которые должны знать все водители.
Определение ДТП – это дорожно-транспортное происшествие, участниками которого стали автотранспортные средства. Результат происшествия может быть разным. Регулируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 года.
Признаки ДТП
Чтобы правильно квалифицировать произошедшее на дороге происшествие, нужно определить признаки:
- Происшествие произошло по обстоятельствам, зависящим от действий или бездействия человека. Последствия происшествия разворачиваются без участия человека.
- Хотя бы одно транспортное средство должно находиться в движении. Если повреждение авто стало следствием отлетевшего от дорожного полотна камня – это не ДТП.
- Происшествие произошло в результате дорожного движения. Движение во дворах, на прилегающих территориях должно осуществляться с соблюдением ПДД. Если транспортные средств столкнутся на замёрзшей реке – это не ДТП.
- В аварии задействовано как минимум одно транспортное средство – техническое устройство, разработанное таким образом, чтобы осуществлять перевозку людей и грузов по дорогам. Мотоблок со специальным прицепным устройством, которое идёт как дополнение к нему, не является ТС. Если он станет участником происшествия на дороге – это не будет считаться ДТП.
- Последствия носят материальный или физический характер – ранения и увечья людей, повреждение авто, прочее.
Важно! Если водитель сбивает пешехода, но последний не пострадал никоим образом, происшествие не будет отнесено к ДТП, хотя водитель нарушил ПДД. Но, если пешеход уронил и разбил телефон, это уже материальный вред. Произошедшее будет квалифицировано как дорожно-транспортное происшествие и, одновременно, нарушение правил.
Причины ДТП
Могут быть различными, но всегда присутствует человеческий фактор. Основная причина – нарушение правил, по которым необходимо осуществлять движение по дорогам. Водители нередко игнорируют дорожные знаки. Причинами происшествия на дороге могут быть:
- пренебрежение дорожными знаками;
- несоблюдение скоростного режима;
- нарушение правил проезда перекрёстков;
- игнорирование запрещающего сигнала светофора;
- нахождение водителя в нетрезвом виде или ином опьянении;
- несоблюдение правил проезда ж/д переездов;
- иные причины.
Важно! Пешеход так же может стать причиной аварии на дороге. Например, он переходил дорожное полотно в неположенном месте, водитель, чтобы не совершить наезд, пересёк сплошную линию, врезался во встречную машину. Оба водителя ехали по правилам, причиной ДТП стал нерадивый пешеход.
Классификация видов ДТП
Законодательно выделяют несколько видов ДТП. Классификация происходит по признакам аварии. Определение вида ДТП необходимо для правильного составления протокола.
Столкновение
Это физический контакт одного транспортного средства с другим. Может быть несколько ТС. Если у авто происходит физический контакт с поездом, что стало следствием нарушения правил пересечения ж/д переездов, происшествие будет классифицировано, как столкновение.
Опрокидывание
Если движущаяся машина переворачивается на бок или на крышу, происшествие будет квалифицировано как опрокидывание. Причиной является потеря водителем контроля над ТС.
Важно! Если авто перевернулось на крышу или на бок в результате сильнейшего столкновения с другим авто, происшествие так же будет классифицировано как опрокидывание.
Наезд на пешехода
Это наезд на пешехода, переходящего дорогу в положенном или неположенном месте. Не играет роли, получил пешеход травмы и увечья или нет.
Наезд на велосипедиста
Велосипедист является таким же участником дорожного движения, как автомобили и мотоциклы. Ситуация очень похожа на предыдущую, но пострадавший идёт не пешком, а едет на велосипеде.
Провокатором ДТП может быть сам велосипедист или водитель. Происшествие классифицируется как наезд.
Наезд на гужевой транспорт
К гужевому транспорту относятся повозки, телеги и прочие средства передвижения, которые управляются с помощью животных (не обязательно лошадей). В черте города такие повозки не встречаются, но вероятность аварии увеличивается в сельской местности.
Не имеет значения, кто стал инициатором ДТП – авто или гужевая повозка. Авария будет считаться наездом.
ДТП с участием более двух автомобилей
Если сталкиваются несколько авто – это также ДТП, но с участием более двух ТС. Аналогичная ситуация, если итогом происшествия стали травмы у нескольких пешеходов.
Порядок возмещения ущерба пострадавшим сторонам определяется в зависимости от многих факторов. Взаимодействуют сразу несколько страховых компаний, которые определяют размер ущерба по ОСАГО и занимаются возмещением. В таких случаях нередки судебные разбирательства.
Бесконтактные ДТП
На дороге может произойти ситуация, когда авто или пешеход не испытывают определённого контакта с другим авто или пешеходом, при этом получают урон.
Для более осмысленного понимания стоит привести пример. Один участник дорожного движения «подрезает» другого, потом уезжает. Второй участник, чтобы избежать столкновения, осуществляет манёвр – «уходит в сторону». Если «на стороне» нет препятствий, то урона можно избежать. Но, чаще всего, «на стороне» находится дерево, «отбойник», забор или иное препятствие. Машина сталкивается с ним. Виновник спокойно уезжает.
Второй пример. Из впереди идущего грузового авто выпадает груз, повреждая ТС, идущее сзади. В обоих случаях, виновником является водитель «первичного» авто – его ищут и привлекают к ответственности.
На парковке
Авария может произойти и со стоящим автомобилем. Часто подобное ДТП происходит на парковках – стационарных или возле жилых домов.
Столкновение с предметами (наезд на препятствие)
Авто может столкнуться со препятствием – стационарным предметом. Например, с фонарным столом, рекламным столбом. Не имеет значения – наехал водитель на предмет или столкнулся с ним. Происшествие будет расценено как ДТП, потребуется оформление соответствующих документов.
Категории участников ДТП
Законодательно не прописаны определения «участников ДТП», но исходя из смыла понятийного аппарата можно выделить:
- Водитель – это лицо, которое осуществляло управление ТС на момент наступления происшествия. К категории «водитель» также относится погонщик (применительно к гужевым повозкам), ведущий (применительно к стаду).
- Велосипедист – человек, осуществляющий управление велосипедом в рамках дорожного движения.
- Пассажир – человек, который вместе с водителем находился в машине на момент наступления дорожного происшествия. Пассажир не управляет авто. К данной категории относится человек, который садится в машину или выходит из неё.
- Пешеход – человек, который на момент происшествия находился вне транспортного средства – на дороге, на пешеходном переходе, на велосипедной дорожке. К данной категории также приравниваются лица, которые осуществляют движение на инвалидных колясках, не оснащённых двигателем. Пешеход – это также человек, который везёт за собой велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую коляску. Также роллер и скейтбордист признаются пешеходами.
Если применять классификацию с точки зрения ДТП, которое уже произошло, то можно выделить следующие категории участников движения:
- Владелец ТС – собственник или иное лицо, пользующееся авто на законных основаниях.
- Виновник – человек, по вине которого произошло происшествие на дороге.
- Виновник в причинении ущерба – лицо, по вине которого произошло причинение имущественного или морального вреда участнику аварии на дороге. Не всегда, но оба понятия могут быть заключены в одном человеке. Но виновником ущерба также может быть признано стороннее лицо. Например, механик в автосервисе, который плохо закрутил винты, когда менял колёса. Колесо отлетело – спровоцировало ДТП.
- Потерпевший – лицо, которому причинён вред различной категории.
Ответственность за ДТП
Если присутствует человеческий фактор, то виновного нужно привлекать к ответственности. Вид ответственности, к которому нужно привлечь виновного, зависит от вида ДТП и степени тяжести ущерба. Иногда виды ответственности пересекаются между собой и виновного привлекают по нескольким статьям законодательства.
Гражданско-правовая
Редкая авария обходится без привлечения человека к гражданско-правовой ответственности. Это денежная компенсация, которую виновный выплачивает пострадавшему. Согласно ст. 1079 ГК РФ, данный вид ответственности наступает, если возможно определить виновника. То есть, авария не стала следствием, например, стихийного бедствия.
Когда виновник ДТП будет выявлен и установлен, он должен оплатить весь ущерб, который причинил. В состав входит:
- Материальный вред, который был причинён предметам, принадлежавшим пострадавшему – ТС, груз внутри.
- Вред, который был причинён зданиям, сооружениям, находящимся вокруг места аварии.
- Компенсация расходов, которые понёс пострадавший для восстановления здоровья – медобслуживание, покупка медикаментов, приобретение специальных устройств для реабилитации.
- Расходы на погребение, если следствием аварии стала смерть человека.
- Моральный вред – взыскивается не всегда и только по решению суда (иногда по договорённости между сторонами).
Важно! Сумма морального вреда должна быть обоснована. Например, после лечения пострадавшему потребовалась помощь психолога. Расходы на него не включишь в смету медицинских расходов. Но взыскать траты в качестве морального вреда можно.
Административная. Штрафы
Административная ответственность наступает в том случае, если авария произошла по причинам, прописанным в КоАП РФ. С юридической точки зрения, ответственность наступает не за происшествие на дороге, а за нарушение ПДД.
Виновнику ДТП нужно заплатить штраф, если следствием аварии стал лёгкий или средней тяжести вред здоровью. Сумма штрафа отличается – от 2 до 25 тысяч рублей. Водителя также могут лишить прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Уголовная ответственность
Наступает в том случае, если следствием аварии стали тяжёлые травмы людей или смерть. Причина происшествия на дороге определяется как нарушение ПДД или нарушение правил эксплуатации ТС.
Смертельным исходом считается смерть человека не только сразу же после ДТП, но и в течение 7 суток после происшествия.
Виновника привлекают по ст. 264 УК РФ. Последствия могут быть следующие:
- Следствием аварии стал тяжкий вред здоровью. Виновнику могут ограничить свободу на 3 года, приговорить к принудительным работам на 2 года, арестовать на полгода или полностью лишить свободы на срок до 2 лет. Применяется один из видов наказания, а не в совокупности.
- Следствием происшествия на дороге стал тяжкий вред здоровью, а виновник находился в состоянии алкогольного или иного опьянения. Его могут приговорить на 3 года к принудительным работам или к тюремному заключению сроком до 4 лет.
- Следствием аварии стал смерть одного человека – принудительные работы на 4 года или тюремное заключение сроком до 5 лет.
- Следствием аварии стала смерть одного человека, а у виновника доказано алкогольное или иное опьянение. Наказывают только в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет.
- Следствием происшествия на дороге стала смерть 2 и более людей. Наказать могут так – приговорить к принудительным работам на срок до 5 лет или к тюремному сроку до 7 лет.
- Следствием аварии стала смерть 2 и более людей, виновник был пьян (факт доказан) – реальный тюремный срок от 4 до 9 лет.
Важно! Во всех случаях человека, который виноват в произошедшем, лишают возможности заниматься определённым видом деятельности или занимать конкретные должности на 3 года.
Оставление места ДТП
Вне зависимости, кто виноват в аварии, если один из участников покинет место происшествия – его можно привлечь к ответственности. Наказанием будет лишение прав или арест на срок до 15 суток.
Норма прописана в ст. 12.27 КоАП РФ.
Порядок действий при аварии
Если на дороге произошло происшествие, необходимо предпринять следующие действия:
- остановить ТС, даже если оно мешает прочим участникам движения;
- вызвать сотрудников ГИБДД;
- дождаться их приезда.
Важно! Рекомендуется самостоятельно сделать фото- и видеоматериал повреждений. Это необходимо для того, чтобы избежать «потерь» во время разбирательств.
Обязательно нужно выставить знак аварийной остановки. Знак должен быть в двух местах:
- на багажнике авто каждого участника аварии;
- на дорожном полотне.
Убрать знак можно только тогда, когда сотрудники ГИБДД закончат оформление документов.
Порядок действий при ДТП нужно соблюдать неукоснительно. Это позволит достичь максимально положительного результата при проведении разбора произошедшего.
Каждый участник аварии должен внимательно следить за тем, как составляется протокол и схема происшествия. Если нет согласия, протокол нужно подписать, но поставить визу «не согласен».
Покидать место ДТП не стоит, даже если второй участник говорит «без претензий». Оставление места ДТП наказывается лишением прав, вне зависимости от того, виновник ли уехал или пострадавший.
Если есть свидетели, рекомендуется взять их номера телефонов. Они могут не дождаться инспекторов ГИБДД (спешат, не хотят принимать участие или иное). Но их показания могут пригодиться при судебных разбирательствах, если придётся отстаивать свою позицию и доказывать правоту в суде.
Заключение
ДТП, даже с минимальным ущербом, всегда неприятно! Важно соблюсти порядок действий, не паниковать и не нервничать. Сотрудники ГИБДД предложат пройти медицинское освидетельствование – отказываться ни в коем случае нельзя! Отказ приравнивается к признанию алкогольного или иного опьянения. Степень вины от этого будет отягчена нежелательными причинами и последствиями.
Пункт 1.2 ПДД: ДТП или нет? Разбор различных ситуаций по определению дорожно-транспортного происшествия
Дорожно-транспортное происшествие в 2023 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.
Официальная трактовка на 2023 год?
Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Последнее изменение термина ДТП
В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.
До изменения | После изменения |
---|---|
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения . | Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб . |
До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.
Важное замечание!
ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:
- автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
- транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
- машина должна участвовать в этом событии,
- следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
- причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
- автомобиль (любой) должен быть повреждён,
- причинён вред здоровью людей,
- произошла гибель людей.
Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы «при котором», должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.
Обязанности водителя при аварии
То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:
- выставить знак аварийной остановки,
- включить «аварийку»,
- если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
- иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.
Все эти пункты не нужно выполнять, если та «передряга», в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.
Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!
Ударили на парковке: ДТП или нет?
Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.
И ответ на данный вопрос достаточно прост:
- если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
- если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.
В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.
В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.
Также не являются ДТП такие происшествия:
- поджог машины пешеходами,
- угон,
- любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.
А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.
Слегка притёрлись (зеркалами)
Ещё одна важная тонкость ПДД 2023 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.
Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.
Но на практике 2023 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что… другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.